Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Постановка дыхания у участников хорового коллектива…………………………………………………………………...….4
1.1. Дыхательная система человека и ее особенности………………………………………………………………….…4
1.2. Постановка дыхания при хоровом исполнении ………………..7
Выводы по главе…………….………………………………………….10
Глава 2. Типы певческого дыхания и дыхательные упражнения…..………………………………………………………………..11
2.1. Типы дыхания при хоровом исполнении…………………………………………….………….…………..11
2.2. Упражнения для постановки дыхания……………………………………………...……………………..….15
Выводы по главе…………………………………………………….…20
Заключение………………………………………………………….….21
Список использованной литературы………………………………….23
Цель: изучить процесс работы над дыханием у участников хорового коллектива, определить основные упражнения для постановки певческого дыхания.
Задачи:
• рассмотреть строение дыхательной системы человека;
• определить дыхательные упражнения для постановки дыхания;
• выделить основные типы дыхания при хоровом исполнении;
• рассмотреть методику дыхания по А. Н. Стрельниковой;
• изучить дыхание по системе йогов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В перовой главе рассмотрены вопросы, связанные с постановкой дыхания в хоровом коллективе, рассмотрена дыхательная система человека и ее особенности при пении.
Во второй главе расписаны типы певческого дыхания, выделены специальные упражнения для постановки дыхания, рассмотрены методики разных авторов.
В конце каждой главы приводятся выводы.
Глава 1. Постановка дыхания у участников хорового коллектива
1.1.
...
1.1. Дыхательная система человека и ее особенности
Человек живёт, говорит и поёт благодаря энергии дыхания. Именно дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли, дыхание это важнейший процесс организма, обеспечивающий непрерывное снабжение всех органов и тканей тела кислородом и удаление из организма постоянно образующегося в процессе обмена веществ углекислого газа [1, с. 11].
Дыхательный аппарат человека устроена так, чтобы организм в любых условиях мог приспособиться к различным факторам окружающей среды, к примеру, при недостаточном поступлении воздуха в организм человека иммунная система и сердце начинают работать более активно, предотвращая тем самым проникновение различных инфекций и компенсируя недостаток кислорода.
...
1.2. Постановка дыхания при хоровом исполнении
Правильное дыхание это основа в постановке певческого голоса. Многие мастера вокала и педагоги сравнивают дыхание с фундаментом дома, ведь без хорошего фундамента, как ни строй, дом не будет стоять, так и без постановки дыхания, нельзя добиться высоких результатов в хоровом исполнении.
Хорошо поставленный певческий голос создает у слушателей впечатление устойчивости звучания, спокойствия и ненапряженности голосообразования, при этом сам исполнитель чувствует удобство и легкость работы своего голосового аппарата [6, с. 23].
Правильное певческое образование голоса, позволяет исполнителю хорошо управлять своим голосом и избегать усталости и потери голоса. С утратой этого ощущения отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садиться на горло», вернее на шейные мышцы.
Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха.
...
Выводы по главе
В результате можно сделать следующие выводы – искусство пения это еще и искусство дыхания. Дыхание очень важный процесс в жизни человеческого организма. Конечно, дыхание, отражает лишь одну из сторон этакого сложнейшего искусства, как пение. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечит красивое и правильное пение, но без правильного дыхания красивое пение вряд ли возможно.
Работа над постановкой дыхания это очень важный и серьезный процесс для одних простой и понятный и порой трудоемкий и утомительный для других, важно понимать, что без правильного освоения дыхательной техники невозможно научиться петь.
Дыхание в хоре – основа вокально-хоровой техники и, следовательно, приобретение других навыков может быть успешным лишь в том случае, когда хор в достаточной мере овладел техникой дыхания. Для этого существуют различные авторские методики и комплексы упражнений.
Глава 2. Типы певческого дыхания и дыхательные упражнения
2.1.
...
2.1. Типы дыхания при хоровом исполнении
В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвует и грудная клетка, и диафрагма. В результате сокращения мышц разных отделов позвоночника возникли разные типы дыхания.
Дыхательные мышцы обеспечивают нам ритмичное изменение объема полости грудной клетки. В пении, где большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, начинают искать наилучшую дыхательную поддержку, при этом различают следующие типы дыхания:
• брюшной, или диафрагматический тип дыхания, осуществляется за счёт активных сокращений мышц живота и диафрагма, при брюшном дыхании активной становится диафрагма, это и дало этому дыханию второе название – диафрагмальное дыхание. В процессе диафрагмального дыхания благодаря усиленной работе брюшного пресса, легкие, в полной мере заполняются воздухом, но существуют отличия дыхания у мужчин и женщин.
...
2.2. Упражнения для постановки дыхания
С давних времён и поныне о дыхании во время пения бытуют различные мнения специалистов, но разные научные исследования последних десятилетий развеяли многие мифы о певческом дыхании и избавили педагогов и студентов от ненужных предрассудков и губительной практики.
Человеку от природы дана удивительная способность и возможность целенаправленно, сознательно и произвольно изменять, регулировать, управлять своим дыханием, а также тренировать его с помощью специальных упражнений.
Большой известностью среди педагогов пользуется дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой это оздоровительный метод, созданный на рубеже 1930-40-х гг. в качестве способа восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, педагог-фониатор А. Н. Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку, прошедшую процедуру регистрации Государственным Институтом патентной экспертизы [39, с. 8].
...
Выводы по главе
В результате можно сделать следующие выводы – искусство пения это еще и искусство дыхания. Дыхание очень важный процесс в жизни человеческого организма. Конечно, дыхание, отражает лишь одну из сторон этакого сложнейшего искусства, как пение. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечит красивое и правильное пение, но без правильного дыхания красивое пение вряд ли возможно.
Работа над постановкой дыхания это очень важный и серьезный процесс для одних простой и понятный и порой трудоемкий и утомительный для других, важно понимать, что без правильного освоения дыхательной техники невозможно научиться петь.
Дыхание в хоре – основа вокально-хоровой техники и, следовательно, приобретение других навыков может быть успешным лишь в том случае, когда хор в достаточной мере овладел техникой дыхания. Для этого существуют различные авторские методики и комплексы упражнений.
Глава 2. Типы певческого дыхания и дыхательные упражнения
2.1.
...
Заключение
Человек в большинстве случаев не задумывается о правильном дыхании, а ведь от правильного дыхания зависит жизнь и здоровье. Можно некоторое время прожить без пищи, воды, но прожить без дыхания невозможно.
Людям, только начинающим петь, если они никогда не занимались вокалом, профессиональные педагоги дают один важный совет: чтобы научиться правильно петь, нужно научиться правильно дышать. Когда жизнь не связана с пением или актёрским мастерством, мы не обращаем на собственное дыхание особого внимания, воспринимаем его как стандартный физиологический процесс.
В результате проделанной работы мы достаточно подробно рассмотрели строение дыхательной системы человека, из чего она состоит, каковы ее особенности при различных процессах жизнидеятельности человека, выявили, как система дыхания влияет на голос исполнителя в зависимости от пола и физической подготовки.
...
1. Алексеева, А. В. Техника правильного дыхания / А. В. Алексеева. – Москва, 2015. – 87 с.
2. Бородина, И. А. Класс сольного пения: основополагающие аспекты певческого процесса / И. А. Бородина. – Барнаул : АГИИК, 1999. – 19 с.
3. Бородина, И. А. Работа вокалиста над недостатками певческого звукообразования: лекция по курсу методики преподавания вокала / И. А. Бородина. – Барнаул : АГИИК, 1999. – 36 с.
4. Бучель, В. Н. Азбука резонансного пения (основы звукоизвлечения) / В. Н. Бучель. – Минск, 2005. – 157 с.
5. Велижанин, Д. Н. Записки хормейстера / Д. Н. Велижанин. – Тюмень : «Вектор Бук», 2002. – 87 с.
6. Вербов, А. Техника постановки голоса / А. Вербов. – Москва, 1962. – 64 с.
7. Гармидер, Н. И. Дыхание в хоре – основа вокально-хоровой техники : методическое сообщение [Электронный ресурс] / Н. И. Гармидер. – Режим доступа: https://infourok.ru/dihanie-v-hore-osnova-vokalnohorovoy-tehniki-1161861.html. – Проверено от 20.10.16.
8. Горбенко, В. П. Основы и методика постановки вокального дыхания : тезисы / В. П. Горбенко // Актуальные вопросы практики преподавания и исполнительства в ДМШ и ДШИ. – Балаково, 2011. – С. 53-55.
9. Данилова, Ю. А. Работа над певческим дыханием в хоровом пении : методическое сообщение [Электронный ресурс] / Ю. А. Данилова // Социальная сеть работников образования. – 03.02.2012. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/24254.html. – Проверено от 10.10.2016.
10. Дмитриев, А. В. Упражнения для начинающего вокалиста: методическое пособие / А. В. Дмитриев. – Санкт-Петрбург, 2011. –67 с.
11. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – Москва: Изд-во Музыка, 2004. –675 с.
12. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг: 4-е изд. / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург : Лань, 2004. – 192 с.
13. Зиновьева, О. Н. Дыхание и пение [Электронный ресурс] / О. Н. Зиновьева. – Режим доступа: http://mementovitae.ru/dyhanie-penie. – Проверено от 15.10.2016.
14. Кеериг, О. П. Хороведение: учебное пособие / О. П. Кеериг. – Санкт-Петербург, 2004. – 112 с.
15. Кудрявцева, Т. С. Хороведение : пособие для студентов Вузов и Сузов / Т. С. Кудрявцева. – Ялта, 2007. – 67 с.
16. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – Москва : Академия, 2006. – 95 с.
17. Лекомцева, Г. Постановка дыхания / Г. Лекомцева. – Москва, 2014. – 97 с.
18. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса / Д. В. Люш. – Киев: Музычна Украйина, 1988. – 155 с.
19. Матвеев, Н. В. Хоровое пение: учебное пособие / Н. В. Матвеев. – 1998. – 288 с.
20. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – Москва, 1987. – 134 с.
21. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. – Москва, 2002. – 120 с.
22. Никольский, А. В. Голос и слух хорового певца / А. В. Никольский. – Москва, 1998. – 145 с.
23. Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М. С. Осенева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. – Москва : ACADEMA, 1999. – 150 с.
24. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осенева, В. А. Самарин. – Москва, 2003. – 165 с.
25. Основы вокально-хоровой работы: учебно-методическое пособие / сост. В. Н. Ступина. – Курск, 2011. – 28 с.
26. Парфенова, М. О. Вокальное дыхание [Электронный ресурс] / М. О. Парфенова. – 02.08.2015. – Режим доступа: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/08/02/vokalnoe-dyhanie. – Проверено от 9.10.2016.
27. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е. М. Пекерская. – Москва, 1996. – 100 с.
28. Полупанова, Е. В. Певческое дыхание и детский голос: методический доклад [Электронный ресурс] / Е. В. Полупанова. – Режим доступа: http://dmsh56.muzkult.ru/img/upload/1357/documents/4.pdf. – Проверено от 16.10.2016.
29. Пряничников, И. П. Дыхательна гимнастика: методическое пособие / И. П. Пряничников. – Москва, 2012. – 144 с.
30. Пустынникова, Г. Н. Восстановление речевого и певческого голоса у служителей церкви / Г. Н. Пустынникова. – Москва: ПолиграфАтельеПлюс», 2005. – 87 с.
31. Рамзина, И. Певческое дыхание. Миф о «животе» [Электронный ресурс] / И. Рамзина // Международная школа вокала. – Режим доступа : http://vocalmechanika.ru/index.php?id=161&Itemid=320&option=com_content&view=article. – Проверено от 11.10.2016.
32. Румер, М. А. Начальное обучение пению / М. А. Румер. – Москва, 1982. – 119 с.
33. Сафонова, В. П. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодёжи в процессе хоровых занятий: дис. … канд. пед наук / В. П. Сафонова. – Москва, 1988. – 159 с.
34. Сафонова, В. П. Хороведение / В. П. Сафонова // Программа по специальности «Дирижирование». – Москва, 2006. – С. 22-23.
35. Соколов, В. Школа хорового пения / В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян. – Москва : Музыка, 1971. – 44 с.
36. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва : Владос, 2002. – 132 с.
37. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. – Москва, 1971. – 624 с.
38. Шамина, Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом 6 монография / Л. Шамина. – Москва : Музыка, 1988. – 165 с.
39. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / Н. М. Щетинин. – Москва, 1999. – 160 с.
40. Яковлев, А. Физиологические закономерности певческой атаки / А. Яковлев. – Лениград: Музыка 1971. – 99 с.