ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Музыкальный фольклор как средство воспитания младших школьников 6
1.2. Формирования интереса у дошкольников к народной песне в теории и практике 10
ГЛАВА 2. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Фольклорный ансамбль: цели, задачи деятельности 15
2.2. Процесс формирования навыков русского народного пения у младших школьников в школьном фольклорном ансамбле 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
1.1. Музыкальный фольклор как средство воспитания младших школьников
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и переводится как «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты.
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на:
– вокальные (те, что поются – главным образом, песни);
– инструментальные (которые играются – в основном наигрыши);
– вокально-инструментальные (здесь сразу и поют, и играют).
Роль традиционного культурного наследия исключительна не только в решении задач художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения.
...
1.2. Формирования интереса у дошкольников к народной песне в теории и практике
Занятия музыкальным фольклором имеют большие возможности в формировании интереса к народной песне у младших школьников.
Само понятие «интерес» имеет множество значений. Если обобщить, то можно вывести одно объяснение, которое задействует все аспекты этого понятия. Интерес это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной – усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей0.
Итак, интерес это положительный эмоциональный процесс, который связан с желанием узнавать новое для себя об определенном объекте. Часто этим словом можно описать сильное желание вникнуть в суть дела, узнать что-либо, понять, обратить на что-то свое особое внимание.
...
2.1. Фольклорный ансамбль: цели, задачи деятельности
Пение в ансамбле есть единство коллективного и персонифицированного и индивидуального начала. Художественный образ создается всеми певцами, но на основе индивидуальных певческих возможностей каждого исполнителя: его тембра, характерности звучания, степени мастерства и особыми приемами аутентичной вокальной школы, не противоречащими исполнительским особенностям конкретного регионально-местного стиля в целом, и данного ансамбля в частности.
В основе пения в фольклорном ансамбле, в отличие от народного хора не лежит принцип «петь как один человек». В ансамбле разнообразны: характерность голосов исполнителей, не сглаживается и не нивелируется пестрое звучание. Тембровая многокрасочность, наличие различных вокальных приемов создают особый колорит и своеобразное объемное звучание ансамбля. позволяющее слышать и отдельного певца, и весь коллектив в целом. Этот принцип лежит в основе аутентичного искусства0.
Г. М.
...
2.2. Процесс формирования навыков русского народного пения у младших школьников в школьном фольклорном ансамбле
Для развития музыкальных способностей детям необходимо овладеть комплексом вокально–хоровых навыков. Развитие этих навыков происходит в процессе обучения пению школьников и содержит в себе несколько этапов.
Важным этапом во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Единственный способ донести содержание песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой. Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям:
- проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, не напрягая мышц лица;
- произносить фразу на распев на одном звуке активным посылом;
- петь мелодию, сохраняя разговорный посыл.
Как считает Б. Шеломов, наиболее эффективным для улучшения дикции являются скороговорки.
...
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Академия, 2004. – 336 с.
2. Алексеев, В. В. Русская народная песня в начальной школе / В. В. Алексеев. – Оса: Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.
3. Алексеева, О. И. Песенный фольклор как социокультурное явление народной художественной культуры / О. И. Алексеева // Наука Искусство Культура. – 2012. – Вып. 1. – С. 18-25.
4. Байтуганов, В. И. Народная манера пения и обучение ей / В. И. Байтуганов. – Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2011. – 231 с.
5. Буланцева, Е. К. Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности [Электронный ресурс] / Е. К. Буланцева. – Опубликовано 26.10.2016. – Режим доступа: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/10/26/proekt-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey. –Дата обращения 02. 04.2017.
6. Выготский, А. С. Психология развития ребёнка / А. С. Выготский. – Москва : Издательство : Смысл, Эксмо, 2004. – 508 с.
7. Гусев, В. Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров / В. Е. Гусев. – Ленинград : Наука, 1967. – 178 с.
8. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. – Москва, 1984. – 145 с.
9. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева. – Санкт-Петербург, 2002. – 197 с.
10. Лихачева, А. С. Формирование интереса дошкольников к народной песне / А. С. Лихачева // Музыкальное образование и воспитание Российской провинции: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Елец, 2016. – С. 127-130.
11. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте / А. К. Маркова. – Москва : Просвещение, 2003. – 198 с.
12. Мельников, М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. – Новосибирск: Просвещение, 1987. – 214 с.
13. Метлов, Н. Русская народная песня в детском саду / Н. Метлов // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 3-13.
14. Михайлова, О. С. Формирование у младших школьников интереса к фольклору славянских народов / О. С. Михайлова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 105-108.
15. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы / Г. М. Науменко. – Москва : Академия, 1996. – 134 с.
16. Нелюбина, А. А. От урока к празднику / А. А. Нелюбина // Воспитание музыкой. – 1991. – № 5. – С. 56-58.
17. Организация работы самодеятельных фольклорных коллективов: методические рекомендации для работников социокультурной сферы / сост. Т. С. Чекмарева, А. Ф. Мингадеева. Казань, 2013. – 45 с.
18. Парфенова, Е. В. Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников [Электронный ресурс] / Е. В. Парфенова. – Опубликовано 07.12.2012. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/07/statya-russkiy-narodnyy-folklor-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya. – Дата обращения 1.04.2017.
19. Пикасова, Т. Энциклопедия детского фольклора / Т. Пикасова, Р. Триндицкая. – Москва, 2007. – 213 с.
20. Попов, В. С. Русская народная песня в детском хоре / В. С. Попов. – Москва, 1985. – 97 с.
21. Симонова, Ю. В. Специфика работы с детским фольклорным ансамблем : методические рекомендации / Ю. В. Симонова. – Курск, 2011. – 30 с.
22. Сухова, Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России / Е. И. Сухова, Н. Ю. Зубенко // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 38-44.
23. Терентьева, Л. Методика работы с детским фольклорным ансамблем : учебное пособие / Л. Терентьева. – Самара, 2000. – 78 с.
24. Черевик, К. С. Формирование музыкально-эстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края / К. С. Черевик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 57. – С. 16-20.
25. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики / Л. В. Шамина. – Москва : Графика, 2010. – 210 с.
26. Шеломов, Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ / Б. Шеломов. – Санкт-Петербург, 2010. – 256 с.
27. Щеглова, М. В. Этапы формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора / М. В. Щеглова // Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: инновационные подходы, поиски и перспективы развития: материалы XII Международной научно-практической конференции. – Москва : МГУКИ, 2014. – С. 306-310.
28. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 2008. – 199 с.