Балеты Петипа выгодно отличались от тех, что создавались в те годы на французской и итальянской сцене. Они отнюдь не были собранием танцевальных номеров, сцементированных выступлениями кордебалета. В каждом балете Мариуса Петипа был четкий сюжет, которому подчинялось все действие
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, вклад Петипа в хореографическое искусство невозможно переоценить. Весь академический балет в той или иной мере до сих пор несёт отпечаток его творческого гения.
Именно этому выдающемуся хореографу мы обязаны не только сохранением шедевров Доберваля, Перро и других классиков хореографии, но и высшим достижением в развитии их наследия.
Целью данной работы является анализ золотого века Мариуса Петипа.
Введение 3
1 Биография Мариуса Петипа 5
1.1 Начало творческого пути 5
1.2 Деятельность Мариуса Петипа в Санкт-Петербурге 7
2 Исполнительская и балетмейстерская деятельность Мариуса Петипа 14
2.1 Создание балета Мариусом Петипа 14
2.2 Балетные спектакли Петипа 16
2.3 Интересные факты из жизни и вклад Мариуса Петипа в балетное искусство 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
1.1 Начало творческого пути
Мариус Петипа родился 11.03.1818 г. в Марселе в семье известного провинциального балетмейстера. Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии – балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, – драматической актрисой.
При рождении получил имя Альфонс Виктор Мариус Петипа. В возрасте четырех лет вместе с семьей переехал в Брюссель, куда его отец был приглашен на работу в театр оперы и балета.
Когда Мариусу Петипа, исполнилось 4 года, его семья, получив приглашение от брюссельского театра оперы и балета, переехала в столицу Бельгии. Его отец, Жан Антуан в то время получил предложение послужить в Королевском театре «Ла Монне» города Брюсселя, где впоследствии стал руководителем балетной труппы1.
...
1.2 Деятельность Мариуса Петипа в Санкт-Петербурге
В мае 1847 года в жизни Мариуса Петипа начался новый важный период, который тесно связан с Россией. Директор императорских театров господин Гедеонов встретил французского танцовщика весьма приветливо: выплатил аванс и дал некоторое время, чтобы иностранец смог освоиться в незнакомом городе. Дебютный балет «Пахита» на музыку Э. Дельдевеза, который Мариус станцевал в октябре на сцене Петербургского театра, был для него настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок7.
В конце первого сезона на свой бенефис Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», который поставил как балетмейстер вместе со своим отцом, прибывшим в Петербург в качестве преподавателя танцев.
В следующих сезонах репертуар Петипа стремительно разрастался.
...
2.1 Создание балета Мариусом Петипа
«Трудовая» биография и творчество Мариуса Петипа отличаются тем, что он при постановке своих спектаклей предпочитал прямое сотрудничество с композиторами – авторами балетов. Конечно, если это можно было осуществить. Такое сотрудничество помогало выдающемуся балетмейстеру еще глубже проникать в суть музыки, в то время как композитор создавал партитуру, которая гармонично сочеталась с поставленной Петипа хореографией. Особенно плодотворными были его совместные проекты с Петром Чайковским.
До сих при постановке балетов «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» современные балетмейстеры пользуются разработанной великим французом хореографией17.
Еще тогда балетные критики писали, что это вершина академизма и симфонизации танца. Помимо вышеперечисленных, особенно удачными постановками Петипа были «Раймонда», «Сон в летнюю ночь» к комедии Шекспира, «Испытание Дамиса» и «Времена года» (1900) по Глазунову.
...
2.2 Балетные спектакли Петипа
На протяжении почти 50 лет он фактически был главой Мариинского театра - одного из лучших балетных театров мира. Петипа определил пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской, но и для мировой сцены. В Петербурге он танцевал более 20 лет и поставил свыше 60 балетов. Шедевром Петипа и по сей день считается балет «Баядерка» (1877). Главную партию в балете он доверил совсем юной Анне Павловой, несмотря на то, что на эти партии были гораздо более опытные претендентки, известные балерины. В начинающей танцовщице он сумел разглядеть великую балерину.
Лучшие, самые известные свои постановки хореограф сделал уже в преклонном возрасте. «Спящую Красавицу» он поставил, когда ему было 72 года. Только при его жизни балет был исполнен 200 раз. Когда ему было 77 лет, он вместе с хореографом Львом Ивановым создал «Лебединое озеро». Эта постановка стала, своего рода символом русского балета.
...
Заключение
Итак, сделаем основные выводы.
Балет – это вызывающее восхищение во всём мире искусство театрального танца, которое по праву является национальной гордостью нашей страны. Несмотря на то, что его появлением мы обязаны итальянцам и французам, в разных странах считают, что родиной классического балета является именно Россия. Очень много знаменитых деятелей внесли неоценимый вклад в развитие этого вида искусства, тем не менее создателем и отцом русского балета заслуженно называют выдающегося балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, который жил в России и так её любил, что считал своей второй родиной.
Мариус Петипа – это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира.
...
1. Алексидзе, Г. Школа балетмейстера. Учебное пособие / Г. Алексидзе. – М.: ГИТИС, 2013. – 176 с.
2. Артист балета и балетмейстер Мариус Петипа: биография, творчество и интересные факты [Электронный ресурс]. – URL: https://monateka.com/article/265109/ (дата обращения: 08.05.19).
3. Аштон, Ф. О Мариусе Петипа / Ф. Аштон. — Л.: Искусство, 1971. — 456 с.
4. Балетмейстер Мариус Петипа. Антология /О. Федорченко, Ю. Смирнов, А. Фомин. – СПб.: Фолиант, 2006. – 376с.
5. Бахрушин, Ю.А. История русского балета: учебник для вузов / Ю. А. Бахрушин. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 275 с.
6. Биография Мариуса Ивановича Петипа [Электронный ресурс]. – URL: https://tunnel.ru/post-petipa-marius-ivanovich (дата обращения: 08.05.19).
7. Великий француз русского балета. Как сложилась жизнь Мариуса Петипа [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. – URL: https://monateka.com/article/265109/ (дата обращения: 08.05.19).
8. Гаевский, В.М. Дом Петипа / В.М. Гаевский.- М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.- 432 с.
9. Гаевский, В.М. Разговоры о русском балете: комментарии к новейшей истории / В.М. Гаевский, П.А. Гершензон. – М.: Новое издательство, 2010. – 292 c.
10. Гиззатуллин, В. Мариус Петипа: как француз сделал русский балет лучшим в мире [Электронный ресурс] / В. Гиззатуллин // Аргументы и факты. – URL: http://www.aif.ru/culture/theater/marius_petipa_kak_francuz_sdelal_russkiy_balet_luchshim_v_mire (дата обращения: 08.05.19).
11. Игнатенко, А. Петипа М. И.: Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нём / А. Игнатенко.- Спб.: Союз художников, 2003.- 480 с.
12. Катышева, Д.Н. М. И. Петипа. Восхождение к одухотворенному танцу / Д.Н. Катышева // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2015. – № 4 (39). – С. 149-154.
13. Карпенко, В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер. Учебное пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: Инфра-М, 2015. – 192 с.
14. Красовская, В.М., Русский балетный театр второй половины ХIХ века / В. М. Красовская.- М.: Искусство, 1963.- 552 с.
15. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие / В. М. Красовская. – Л.: Искусство, 1978. – 231с.
16. Легат, Н. Памяти великого мастера / Н. Легат. — Л.: Искусство, 1971. – 386 с.
17. Мариус Петипа [Электронный ресурс]. – URL: https://soundtimes.ru/balet/o-balete/marius-petipa (дата обращения: 08.05.19).
18. Мариус Петипа: «Россия – рай земной, да и только» [Электронный ресурс] // Интервью. – URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/marius-petipa-2018-2/ (дата обращения: 08.05.19).
19. Патриарх русского балета: 5 знаменитых постановок Мариуса Петипа [Электронный ресурс] // Культура. – URL: https://vm.ru/news/238964.html (дата обращения: 08.05.19).
20. Петипа М. И. Мемуары Мариуса Петипа, солиста Его Императорского Величества и балетмейстера Императорских театров / М. И. Петипа.- Спб.: Союз художников, 1996.- 160 с.
21. Проворная Е. Два века Петипа [Электронный ресурс] / Е. Проворная // Культура РФ. – URL: https://www.culture.ru/s/petipa/ (дата обращения: 08.05.19).
22. Светлов, В. Современный балет (эксклюзивное подарочное издание) / В. Светлов. – М.: Локид Премиум, 2010. – 272 с.
23. Сухарева, С.Д. Загадочный и волшебный мир балета Мариуса Петипа / С.Д. Сухарева, Т.М. Михайленко // Юный ученый. – 2018. – №2. – С. 48-53.
24. Тарасова, С.В. Наследие М. Петипа на современной балетной сцене / С.В. Тарасова // Вестник науки и образования. – 2018. – №3 (39). – С. 4-7.
25. Швыдкой, М.Е. Балетмейстер Мариус Петипа. Статьи, исследования, размышления / М.Е. Швыдкой. – М.: Фолиант, 2006. – 489 с.