1. Понятие эстетики и эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания возникли в глубокой древности при Платоне и Аристотеле. Термин «эстетика» проистекает из греческого языка и обозначает «воспринимаемый чувством». Философы - материалисты (например, Дидро, Чернышевский) говорили, что объектом эстетики является прекрасное. Данная категория легла в основу эстетического воспитания.
Д.Б. Лихачев так сформулировал, что такое эстетическое воспитание. Так, эстетическое воспитание - это процесс формирования творческой личности, готовой воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Это определение имеет отношение к зрелой личности. При этом и дети в дошкольном и самом раннем возрасте могут реагировать на красивое в окружающем мире, на музыку и поэзию, на природу и всю жизнь, сами хотят рисовать, танцевать, писать стихи.[6]
В кратком словаре по эстетике сказано так: эстетическое воспитание – это система мер, направленных на совершенствование в личности способности воспринимать, корректно понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и в искусстве.[6]
Есть множество определений «эстетического воспитания», но, проанализировав лишь некоторые, уже можно определить главные положения, свидетельствующие о его сути.
1. Это ход целенаправленного воздействия
2. Это формирование способности воспринимать красоту в искусстве, оценивать ее.
3. Задача эстетического воспитания - создание эстетических вкусов и личностных идеалов.
4. Это формирование способности к творчеству и созданию прекрасного.[6]
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:
1.Первая направлена на создание эстетического отношения личности к окружающему.
2. Вторая направлена на создание художественных умений в сфере различных искусств: обучение пению, рисованию, лепке, движениям под музыку, словесному творчеству.
С первых лет жизни человека важно уделять внимание эстетики быта. Дети с раннего возраста чутко реагируют на изящные предметы, хотят их заполучать.
Эстетика обстановки - то, что должно быть постоянным, а не время от времени возникающим (например, при приходе гостей). Понятие «эстетика быта» включает красоту ежедневных отношений людей, которые окружают маленького ребенка. Важно, какую речь он услышит, какие интонации будут преобладать. И дело совсем не в том, чтоб речь стала правильной, важно, чтобы она стала образной, богатой с интонационной точкой зрения и непременно доброжелательной.
Так, 3 правила: жить в красоте, подмечать красоту, поддерживать красоту вокруг себя - создают эстетику быта посредством эстетического воспитания.
Подбирая элементы оформления важно помнить, что:
- эстетическое предметно-пространственное окружение оптимизирует педагогический процесс;
- систематическое ознакомление ребенка с эстетическими качествами среды обогащает знаниями, формирует эстетический вкус;
- эффективность деятельности по эстетическому воспитанию определяется участием ребенка в создании окружения;
1. Понятие эстетики и эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания возникли в глубокой древности при Платоне и Аристотеле. Термин «эстетика» проистекает из греческого языка и обозначает «воспринимаемый чувством». Философы - материалисты (например, Дидро, Чернышевский) говорили, что объектом эстетики является прекрасное. Данная категория легла в основу эстетического воспитания.
Д.Б. Лихачев так сформулировал, что такое эстетическое воспитание. Так, эстетическое воспитание - это процесс формирования творческой личности, готовой воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Это определение имеет отношение к зрелой личности. При этом и дети в дошкольном и самом раннем возрасте могут реагировать на красивое в окружающем мире, на музыку и поэзию, на природу и всю жизнь, сами хотят рисовать, танцевать, писать стихи.
...
2. Отражение проблем эстетического воспитания в отечественной педагогике
Изучение отечественной литературы показало, что развитие эстетического воспитания детей имело свою специфику, обусловленную культурно-образовательными традициями. В Киевской Руси эстетическое воспитание с раннего возраста происходило на идеях народной педагогики через использование фольклорного материала (сказки, легенды, предания, песни, думы). Особую роль для эстетического развития имели народные игры и празднования, которые уже тогда распределялись по возрастным особенностям детей [8, с.7].
Предвестником первой систематизации педагогических концепций, в частности по эстетическому воспитанию детей, на Руси были произведения оратора Иоанна Златоуста из Византии. Например, в работе «О воскормлении детей» описывалась необходимость правильного воспитания, обучения детей как наукам, так и искусствам через приобщение к театральной, музыкальной, изобразительной деятельности и т. д. [7, с.82].
...
3. Музыкальная эстетика XIX века
Музыка и музыкальное искусство - это звуковое отражение человека, мира и всей жизни.
Собственно так и понималось музыкальное искусство в истории человечества, хотя на отдельных стадиях развития доминировало представление о музыке как об отражении человека и лишь потом мира, , на других стадиях наоборот жизни и потом человека.
В начале XIX веке музыка интерпретируется в качестве отображения человека, индивидуальности не как телесно-пластического существа, а душевного (духовного) организма.
Во второй половине XIX века музыка продолжала интерпретироваться как отображение человека (и на этом базисе мира и жизни), вместе с этим изменение в пределах данной интерпретации претерпела трактовка человека. Человек стал пониматься как группа людей, а точнее народ.
...
Заключение
В эстетическое воспитание вкладывается понятие способности проникать во все сферы жизни, формировать эстетическое отношение к действительности в целом, а не только к искусству.
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии всей культуры России. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т.д.
Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869).
Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А.А.
...
1. Большаков В.П. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней: Учебное пособие / В.П.Большаков, К.Ф. Завершинский. - В.Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2010. - 144 с.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2014.
3. Дмитриева А.А. Краткая история искусств. Вып.2. – М.: Ланта-дана, 2015.
4. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры (с древнейших времен до наших дней). Учебное пособие для поступающих в вузы и студентов / В.В.Долгов. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2011. - 196 с.
5. Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. Учебник / Т.В.Ильина. - М.: Высшая школа, 2012. - 407 с.
6. История русского искусства \ Отв.ред. И.А.Бартенев, Р.И.Власова. - М.: Изобразительное искусство, 2014. - 400 с.
7. Качановский В.В. История культуры. – М.: Новое знание, 2012.
8. Константинова С. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций / С.Константинова. - М.: ЭКСМО, 2013. - 157 c.
9. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2014. - 608 с.
10. Культурология. ХIХ век. - СПб., 2013.
11. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2013.
12. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2012. — 712 с.