Сегодня, когда мир динамично меняет свою структуру, нет необходимости говорить о значении в жизни людей возможности записи и воспроизведения звуков и звуковой информации.
Почти все социальные и общественные сферы жизнедеятельности, а также культурные и научные области подразумевают применение звукотехнической аппаратуры, разной по сложности и предоставляемым возможностям. Иногда это простой телефон или радиоканал, а в некоторых ситуациях требуется сложный и многоканальный звуковой комплекс, который применяется обычно в современных кинотеатрах.
Но если в первом случае основным требованием будет просто отличная слышимость и отсутствие помех, а также разборчивая и грамотная речь без дефектов, то при работе с технически сложной аппаратурой параметры оборудования оценивают по качеству звучания и естественности воспроизводимого звука.
При восприятии звуков цепь передачи информации музыки или концерта составлена только двумя звеньями: от исполнителя к слушателям. При прослушивании же через электроакустический тракт художественных программ важным связующим звеном цепи в передаче звуковой информации является звукорежиссер.
Профессиональная деятельность звукорежиссера заключается в звукорежиссуре культурно-массовых концертных программ и представлений, театральных и зрелищных выступлений. Кроме того, звукорежиссер отлично знаком с задачами арт-менеджмента и продюсирования или саундпродюсирования. Эта работа предполагает звукорежиссерское творчество и деятельность в области художественного образования и воспитания населения.
Объекты профессиональной деятельности звукорежиссера включают в себя:
• произведения искусства в разнообразных формах, зрелищные представления;
• авторы произведений искусства, режиссеры и авторы зрелищных представлений;
• творческие коллективы, различные исполнители;
• слушатели и зрители театров, концертных залов, выставочных центров, лекционных залов музеев, библиотек, общеобразовательных учреждений и других площадок, которые требуют озвучивания и звукоусиления;
• процессы озвучивания, записи звуков и звукоусиления культурно-массовых представлений или концертов в различных форматах;
• государственные и негосударственные организации и учреждения культурной сферы, культурно-спортивные комплексы и театры, Дворцы культуры и спорта, досуговые и развлекательные центры разных форм собственности и иные заведения, которые подразумевают работу в культурно-зрелищной или театрально-концертной области;
• многопрофильные учреждения, как культурные или развлекательные центры, а также учреждения арт-индустрии и парки для отдыха, музеи и городские площади, открытые уличные площадки;
• разнообразные СМИ и учреждения, которые осуществляют культурно-зрелищную или театрально-концертную деятельность;
1.1 Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре
Итоговым продуктом созидательной человеческой деятельности является продукт труда. В области звукозаписи таким продуктом труда можно назвать фонограмму (запись звука). Данный термин применяется во многих видах деятельности, которые затрагивают так или иначе сферу звукозаписи, включая вопросы юриспруденции в области защиты авторских прав. Имеются разные определения фонограммы, и в каждое из них вложено отдельное и наиболее соответствующее определенному виду деятельности содержание.
Такие разночтения вызывают недоразумения, потому нужно вывести и сформировать единый термин, отражающий максимально точно саму суть предмета.
Нужно в первую очередь констатировать тот факт, что основным признаком фонограммы является неразрывная связь двух главных понятий: носителя звуков и непосредственно звуковой информации на носителе.
Звуковые носители — это физические объекты, которые позволяют сохранить в течении длительного срока или переносить на расстояние звуковые записи информации в любом виде. Из носителя звуковой информации возможно при применении соответствующего оборудования восстановить исходные звуковые колебания. Носители бывают различных видов: магнитные ленты и компакт-диски, грампластинки и радиоволны, а также другие современные или устаревшие варианты.
Носитель представляет собой физическую составляющую фонограммы. Но нужно отметить, что индивидуальность каждой отдельно взятой фонограммы, что отличает ее от иных, заключена в уникальности не носителя, а хранящейся в нем звуковой информации.
Главными характерными свойствами, которые отличают одну фонограмму от других, являются данные отличительные параметры:
• что именно звучит;
• кто исполняет музыку или другой проект;
• как музыка или другие звуки исполнены.
Вместе эти три параметра возможно определить как содержательный компонент фонограммы или, говоря более простым языком, ее содержание.
Тут нужно обратить внимание на то, что сам термин «содержание фонограммы» ничего общего не имеет с понятием «содержание художественного произведения». Так содержанием является любая звуковая информация, включая звуки природы или окружающего мира. Можно сделать вывод, что содержание — это основная составляющая звуковой информации фонограммы, и существует три основных параметра содержания:
• предмет звучания фонограммы;
• исполнитель или же источники звуков;
• интерпретация и особенности исполнения.
Содержание — это главный компонент, идентифицирующий фонограмму. Именно из этого понятия исходит определение копии, которое можно применить к звукозаписи.
Копия является одним из экземпляров совокупности любых носителей звуковой информации, которые несут идентичные по звучанию содержания и звуковые образы.
Таким образом можно прийти к следующим выводам:
Фонограмма — это уникальное сочетание звукового образа и содержания, которое зафиксировано на звуковом носителе.
В данном определении к ранее указанным трем составляющим добавлен также еще один — звуковой образ. Это также неотъемлемая часть фонограммы. Если упростить определение роли звукового образа до пары простых фраз, то можно прийти к следующему: содержание включает в себя данные о том, что звучит, кто исполняет и как, а звуковой образ рассматривает это с точки зрения того, как звучит фонограмма.
Предмет исследования: особенности сведения и мастеринга в концепции звукорежиссуры.
Цель работы: изучить основные принципы работы звукорежиссера в контексте сведения и мастеринга.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие звукового образа.
2. Охарактеризовать концептуальные основы воплощения звукового образа.
3. Выявить специфику работы звукорежиссера
4. Провести анализ сведения и мастеринга в концепции звукорежиссуры. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Авербах Е. Рождение звукового образа. М.: Искусство, 1985. 175 с.
2. Алдошина И.А. Музыкальная акустика. СПб. : Композитор, 2006. 719 с.
3. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы); Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург , 2005. 208 с.
4. Белов Г. Г., Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): методическое пособие. СПб: Издательство «СМИОПресс», 2006. - 64 с.
5. Белов Г. Г. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных. СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2006. - 216 с.
6. Вейценфельд А. Звукорежиссер. М.: М.: Искусство, 1985. 235 с.
7. Гибсон, Д. Искусство сведения [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.e-readmg-Hb.org/book.php?book=130808
8. Григорьева Г. В. Музыкальные формы ХХ века. Курс «Анализ музыкальных произведений». М.: ВЛАДОС, 2004. 175 с.
9. Дворко Н. И. Звукорежиссура [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://zvukbook.ifolder.ru/5774072
10. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. 208 с.
11. Динов В. Звуковая картина - Записки о звукорежиссуре. СПб.: Геликон плюс, 2005. 367 с.
12. Дункан Ф. Микширование живого звука [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://zvukbook.ifolder.ru/5774100
13. Ефимова Н. Н. Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания (17.00.03): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра искусствоведения. М., 2005. 36 с.
14. Загуменнов А. П. Запись и редактирование звука. М. : Издательство «НТ Пресс», 2005. 181 с.
15. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 335 с.
16. Игнатов В. П. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера (17.00.09): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. СПб., 2006. 24 с.
17. Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. М. : Медицина, 1984. 215 с.
18. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М. : Искусство, 1975. 231 с.
19. Красильников И. М., Завырылина С. Н. Основы теории и практика компьютерной аранжировки музыкальных произведений // Электронные музыкальные инструменты: Пакет примерных программ для учреждений среднего профессионального образования. - Тольятти: «ПринтС», 2006. - С. 34-40.