В процессе развития разносторонней личности сфере искусства принадлежит важнейшая роль. Всесторонне личность развивается в процессе жизни, где главную роль играет целеустремленность творческого пути, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.
Музыка способна оказывать воспитательное и развивающее воздействие только при условии, если обучающийся способен ее воспринять, если у него развиты личностные качества, способствующие сопереживать и понимать музыкальное произведение, узнать его музыкально-эстетические ценности. В этой связи важное место занимают музыкальные способности, их формирование и развитие.
Важность развития музыкальных способностей подкреплено еще и тем, что музыкальное развитие оказывает значительное воздействие на общее развитие: развитие эмоциональной сферы, воображения, воли, фантазии, формирование основы будущей музыкально-эстетической культуры обучающегося. Музыка способствует обострению восприятия, активизации творческих сил даже у самых замкнутых обучающихся.
Поэтому развитие музыкальных способностей в настоящее время представляет особую актуальность в педагогической деятельности.
Для развития музыкальных способностей младших школьников необходима совокупность условий, то есть образовательная среда.
Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.
Проблемы развития музыкальных способностей нашли отражения в трудах таких отечественных психологов и педагогов, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, В.В. Медушевский и другие.
Объектом исследования является процесс развития музыкальных способней младших школьников.
Предметом исследования – образовательная среда для развития музыкальных способностей на уроках музыки в начальной школе.
Целью курсовой работы является выявление эффективных методов, приемов и способов, которые позволяют создать благоприятную образовательную среду для развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1) дать характеристику музыкальных способностей;
2)дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника;
3) раскрыть сущность и содержание образовательной среды в начальной школе;
4) определить условия создания музыкально-образовательной среды на уроке музыки для развития музыкальных способностей младших школьников.
Теоретико-методические основы курсовой работы составили труды по теории и методике музыкального образования (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), методические основы преподавания уроков музыки (Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев) и другие.
Методы исследования: анализ и систематизация научной литературы по теме исследования, анализ отечественного опыта работы педагогов и психологов по развитию музыкальных способностей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальных способностей младших школьников…………………………………………………………
1.1. Общая характеристика музыкальных способностей…………………...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…..
Глава 2. Методические основы развития музыкальных способностей младших школьников в образовательной среде…….………………………
2.1. Сущность и содержание образовательной среды в начальной школе
2.2. Создание музыкально-образовательной среды на уроках музыки........
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Сдана на 5
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). – Режим доступа: https://fgos.ru/.
2. Алиев Ю.Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2010. – 339 с.
3. Анисимов В.П. Диагностика способностей детей. – М.: Планета музыки, 2014. – 278 с.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей[Текст]. - М.: Наука, 1977. – 91 с.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст]. – М.: Музыка, 2015. – 378 с.
6. Бакланова Т.И. Программа «Музыка» 1-4 классы [Текст] // Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1–4 классы. УМК «Планета знаний». – Москва, 2017. – 98 с.
7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – Москва: ИЦ «Академия», 2002. – 416 с.
8. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования [Текст]: уч. пос. – Москва: Прометей, 2014. – 387 с.
9. Бороздина О.О. К проблеме определения цели общего музыкального образования [Текст] // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 4х т. – Белгород: БГИИК, 2016. – С. 131-136.
10. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности» [Текст]. – Великий Новгород, 2000. – 315 с.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования (ЦПО), 2007. - 223 с.
12. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства [Текст] // Музыка в школе. – 1988. – № 2. – С. 7–8.
13. Гостгинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: планета музыки, 2015. – 193 с.
14. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник/ Гуревич П.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 c.
15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы. – М., 2004. – С. 5–18.
16. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст]. – М.: ИГ «Весь», 2016. – 528 с.
17. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.
18. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства [Текст] // Преподаватель. Спецвыпуск «Музыкант-педагог». – 2001. – № 6. – С. 12-20.
19. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития обучающихся первого года обучения [Текст] // Искусство в школе. – 1999. - № 2. – С. 15-19.
20. Нагибина Н. Л. Психология искусства: типологический подход: Учебное пособие / Н. Л. Нагибина, Н. Г. Артемцева, Т. Н. Грекова. М.: ИздGво Моск. гуманит. унGта, 2005. — 240 с.
21. Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования [Те3кст]: учебник. – Москва: Академия, 2006. – 336 с.
22. Норова Л.Х. Важность музыкального образования [Текст] / Л. Х. Норова // Молодой ученый. - 2017. - № 27 (161). - С. 146-148.
23. Пиличяускас А. А. Пути формирования музыкальной культуры школьников [Текст] // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития / Под ред. Е. Д. Критской и Л. В. Школяр. – Москва, 1999. – С. 92–93.
24. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.
25. Платонов К. К. Проблемы способностей [Текст]. - М.: Планета знаний, 2014. – 312 с.
26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – Москва: Академия, 2015. – 412 с.
27. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей [Текст]. – М.: ЧеРо, Изд-во «Омега_Л», МПСИ, 2008. – 378 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. Т. 2. - М.: Изд-во «Планета музыки», 2016. –720 с.
29. Сишор К.Э. Психология музыки [Текст]. – М.: Планета музыки, 2015. – 462 с.
30. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.
31. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст]. – М.: Планета музыки, 2015. – 173 с.
32. Теплов Б.M. Проблемы индивидуальных различий[Текст]. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 536 с.
33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]. – М.: Планета музыки, 2020. – 488 с.
34. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей [Текст] // Вопросы психологии. - 1986. -№ 3. - С. 78-91.
35. Шадриков В. Д. Теоретические взгляды на природу способностей [Текст] // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 октября 2005 г. -Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. - С. 12-19.
36. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. – № 6. – С. 21–26.
37. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. – М.: Планета музыки, 2015. – С. 290.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: уч. пос. / Д.Б. Эльконин; ред. сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 384 с.
39. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
40. Kries J.A.v. Wer ist musikalisch? Gedanken zur Psychologie der Tonkunst. Saarbrücken, 2007.
41. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.