ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность музыкальной деятельности 5
1.2. Цели и элементы музыкальной деятельности 9
2. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ВИДОВ 13
2.1. Взаимодействие музыкальной и просветительской деятельности 13
2.2. Подходы к классификации видов музыкальной деятельности 15
2.3. Влияние различных видов музыкальной деятельности на формирование личности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
1.1. Понятие и сущность музыкальной деятельности
На нынешнем этапе развития российского общества музыкальная культура играет немаловажную роль в формировании сознания членов общества, по сути, она формирует духовную культуру социума.
Как отмечает Е.В. Ливенцова, «музыкальная культура определяется мерой музыкальной деятельности, направляемой на освоение музыкальных ценностей» [10, С. 155]. Музыкальная деятельность является исходной, отправной точкой музыкальной культуры.
Музыка как вид искусства была во все времена «зеркалом» культуры общества, как «кодом» глобальной культуры человеческой, так и каждой отдельной субкультуры. Ни одна другая сфера деятельности не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу культуры, к сердцу каждого человека, как музыкальное искусство.
...
1.2. Цели и элементы музыкальной деятельности
Музыкальная деятельность, как правило, регулируется поставленной целью – идеальным представлением о будущем результате. «Неумение выделить необходимую истинную цель, неспособность ставить ее в определенной логической цепи, выбор неподходящих средств для ее реализации – признак незрелой, слабой музыкальной культуры с низким уровнем музыкального сознания» [14, С. 206].
Поскольку музыкальное сознание является компонентом музыкальной культуры, совокупностью социально-психологических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений как форм духовного действия и собственных впечатлений от них, то оно напрямую зависит от музыкальной деятельности. Если музыкальная деятельность носит внешний характер, то музыкальное сознание представляется в чувственно-эмоциональных воспринимаемых формах.
...
2.1. Взаимодействие музыкальной и просветительской деятельности
Одной из миссий образовательного процесса школ искусств является активизация музыкальной и просветительской деятельности, формирование эстетической культуры учащихся, как существенной части будущего общества нашей страны.
Значимость решения задачи связана с тем, что представления учащихся о красоте и гармонии формируются в семье, в дошкольных учреждениях, в школах. Музыкальная культура личности является одним из звеньев общей культуры нашей страны.
Совершенствование человека в значительной степени формируется искусством. Искусство представляет собой центр всей мировой культуры и гуманитарный опыт человечества.
В произведениях искусства воплощается идеал красоты. Благодаря просветительской деятельности учащиеся соприкасаются с новыми знаниями, расширяется и углубляется практика.
...
2.2. Подходы к классификации видов музыкальной деятельности
В современных условиях в теории и практике музыкального образования существуют разные подходы к трактовке термина «виды музыкальной деятельности». В самом общем плане они могут быть сведены к различным позициям в зависимости от того, на каком уровне обобщения рассматривается данный вопрос.
При обращении к традициям российской педагогики в сфере музыкального образования следует отметить, что видами музыкальной деятельности являются:
- слушание музыки;
- деятельность, связанная с хоровым пением;
- деятельность, связанная с игрой на музыкальных инструментах;
- деятельность, связанная с движением под музыку;
- деятельность, связанная с импровизацией, а также сочинением музыки [13, С. 56].
В представленном выше делении отражаются конкретные разновидности музыкальной деятельности, осуществляющиеся людьми. Весьма важен аспект разделения музыкальной деятельности на исполнительскую либо композиторскую.
...
2.3. Влияние различных видов музыкальной деятельности на формирование личности
Одной из главных целей общественного развития является формирование активной, гармонично развитой личности. Это особенно актуально в наше время, в век бурно меняющегося общества, быстро развивающихся информационных технологий.
Практически большинство людей с раннего возраста имеют у себя и активно пользуются различными современными гаджетами-смартфонами, телефонами, планшетами, ноутбуками и т.д., поэтому неудивительно, что любимым местом пребывания большинства людей в наше время стала социальная сеть. Именно на просторах интернета люди черпают огромный поток различной, не всегда полезной и нужной информации, приобщаются не только к хорошей музыке, но и к потоку разного рода пошлого, низкопробного искусства, оказывающего негативное влияние, ведущего к духовному оскудению личности, потери нравственных ориентиров.
...
Заключение
Подводя итоги выполненной курсовой работы, можно сформулировать ряд важных выводов.
1. Были рассмотрены понятие и сущность музыкальной деятельности. В области современной музыкальной в музыковедческой, музыкально-педагогической науки, в философии музыки, в философии культуры получено определенное категориальное обоснование понятия «музыкальная деятельность». Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, спецификой которой служит эстетическое целеполагание, проявляющееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание.
В музыкальной деятельности развиваются природные музыкальные задатки человека: вкус, музыкально-эстетическое чувство, понимание музыкального искусства, способность к музыкальному исполнительству, композиторскому творчеству.
...
1. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М .: Знание, 2002. – 408 с.
2. Горбатова, О.В. Музыкальная деятельность как опыт вхождения в пространство диалога / О.В. Горбатова, Н.Р. Азизова // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2014. - № 3 (44). - С. 56-65.
3. Горошко, А.И. Самостоятельная музыкально-исполнительская деятельность: теория и практика / А.И. Горошко // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 3.
4. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2002. – 325 с.
5. Качаев, Р.Н. Музыкально-творческая деятельность как фактор активизации личностного роста / Р.Н. Качаев // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3-4. - С. 69-71.
6. Кириченко, Т.Д. Виды и формы музыкально-просветительской работы в профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта / Т.Д. Кириченко // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Елец : 2018. - С. 254-257.
...
15. Яковлева, Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности / Е.Н. Яковлева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 117. - С. 1300-1313.