ВВЕДЕНИЕ
Глобальным фактором развития современного общества является образование и наука. А система музыкального образования, включающая в себя науку и образование, ставит своей целью использование самых высоких возможностей для того, чтобы подрастающее поколение росло культурным, образованным и современным. С каждым годом у нас всегда поставлены задачи воспроизводить и передавать из поколения в поколение наше национальное искусство, культуру и знания. Особенно ярко можно увидеть значение музыкального искусства в формировании чувственно-эстетического отношения учащихся начальной школы к культуре, традициям и обычаям своей страны, народа, в том числе региона, в котором он проживает.
В систему преподавания музыки в начальных школах внесено много изменений, новшеств, развивается творческий поиск авторских программ, методических сборников. В музыкальной сфере пропагандируется традиционное народное музыкальное богатство, произведения композиторов нашей страны, создаются обновленные музыкальные программы. Однако мы убедились, что эти методики и программы до сих пор научно изучены и не полностью реализованы в начальной школе.
Теоретическое изучение и анализ ситуации в музыкальной педагогике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: изучение в педагогическом ракурсе теории и практики современной методики обучения и восприятия музыкального обучения в начальных классах.
Объект исследования - классная музыкально-эстетическая деятельность детей младших возрастов в процессе восприятия материала современными технологиями.
Предмет исследования — педагогические методы процесса с помощью новых технологии (на классных занятиях в общеобразовательной школе).
Гипотеза исследования. Современная методика педагога является важным средством развития музыкального обучения в младших классах.
Целью исследования является установление условий достижения современным качеством образования теории образования через информацию-компетентного человека, способного адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достичь этой цели можно, эффективно выстраивая образовательный процесс, используя современные образовательные технологии, которые подчеркивают новый стандарт образования.
Задача исследования:
-Анализ и обобщение учебно-методической литературы по методике преподавания.
-Анализ и обобщение музыкальных методов, существующих в музыкальном образовании.
-Связать серию новых приемов и методиков обучения, которые можно использовать на уроках музыки с примерами.
Сейчас исследуя проблемы музыкальной культуры, духовное обновление личности, то есть изучение ее педагогических возможностей, как основы музыки. эмоционально комфортных условиях и в соответствии с возрастными задачами. В образовании в контексте различных подходов исследовании понятие, цели, задачи и структуру музыкального обучения расматривали Р.Нейгауз, Д. Б. Кабалевский, Н.Добровольская, Д. Локшин, Н.Орлова, т. Овчинникова, А. Свешников, П. Вайсс, М. Раммер и К. Самолдина, Д. Алиев, З. Ринкявичус, Б. Асафьев, В. Шацкая, Н.Гродзенская, В. Белобородова, Л. Горюнова, В. Белобородова, Н.Гродзенская, В. Шацкая и др. Рассматривая рождение музыки, многие выделяют вокальную и инструментальную музыку и придает большое значение песенному искусству. Большое значение в развитии мышления, расширении представлений о музыкальном искусстве младших школьников, удовлетворении их эстетического вкуса имеет современный урок музыки. Когда ребенку дают образование, нужно переходить от далекого к близкому, от знакомого к чужому, прививать новые знания к старым, по-новому подходя к процессу обучения. В этих направлениях в школах накоплен некоторый опыт теоретического и практического обучения музыке, и, тем не менее, системное преподавание уроков музыки, особенно в школах, является основной задачей современных учителей, чтобы научно и современно изучить способы использования богатого музыкального наследия, богатого национальными музыкальными мелодиями, привить его в сознание учащихся.
Главная задача- обучение и воспитание. В своем мнении выдающийся педагог В. Сухомлинский кратко и доходчиво отметил, что «искусство – это средство воспитания нравственных, умных людей» -в воспитательном процессе необходимо уделять особое внимание искусству. Умение сочетать музыкальные мелодии с современными мелодиями, классической музыкой, творчески раскрывать тему, приобщать учащихся к миру музыки требует мастерства учителя музыки в своем деле [1]. Предмет музыки имеет большое значение для приобщения к миру музыки как мотивированных, так и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных, формирования у учащихся духовного образа, познания, осознанного гражданина общества. Ведь ритм музыки может способствовать развитию у любого ученика таких психологических процессов, как мышление, воображение и креатив.
Желания младшего школьника, только начинающего шагать в жизнь, впитываются в него мелодией музыки. Мы также должны подчеркнуть возможности его музыкального воспитания. Особое место в народном воспитании отводится мелодическому звонку матери как источнику воспитания ребенка. Ребенок вырос, влив в сознание те воспитательные понятия, которые он слышал через колыбели и пении. Тем самым он развивался и расходился по этим мелодиям, душа его росла близкой к музыке. Из этого следует, что, когда ребенок приходит в начальную школу, он глубоко осознает музыку как отрасль искусства высокого уровня. А если в этот период предмет музыки не передается ученику на своем уровне, то вполне возможно, что в ученическом мировоззрении возникают разные точки зрения.
В музыке начальной школы возникает необходимость новых занятии в школе с использованием новых методов, создания условий для повышения роли и деятельности учителя, формирования компетентности учащихся на основе теоретических, научно-педагогических и психологических исследований, воспитания у учащихся доброжелательности, патриотизма, сознательности, нравственности, трудолюбия посредством информационных технологий и инновационных методов обучения. Место музыки в воспитании этих человеческих качеств было изучено многими учеными в своих научных работах. Анализируя научные труды, каждый ученый в своих научных работах говорил о том, что музыка дает школьнику большое воспитание. В этом контексте будет определена роль и значение предмета музыки для младшего школьника в его воспитании. Музыка- это волшебное искусство, которое вдохновляет душу и ведет человека к творческой жизни. Эти выводы подчеркивают важность преподавания музыки в начальной школе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические аспекты музыкальных методов обучения.
1.2 Формы и особенности урока музыки
II. ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА МУЗЫКИ В МЕТОДИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1 Анализ факторов музыкального восприятия в начальных классах
2.2 Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры
III. ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Основные современные технологии для развития музыкального обучения
3.2 Приемы для формирования современной педагогической методики
Заключение
Теоретическое изучение и анализ ситуации в музыкальной педагогике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: изучение в педагогическом ракурсе теории и практики современной методики обучения и восприятия музыкального обучения в начальных классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Издание 1974 года.
2. Мелик-Пашаев А.А. Искусство в школе. – М., 1995.
3. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969;
4. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270 с.
5. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания детей, выпуски 1—17, 1961—1986
6. Дмитривева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе, Москва 1998 г.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
8. Апраксина О. А. Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956
9. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1971. Вып.7. – С.15-21.
10. Т.А.Замятина, М., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения. “Глобус”, 2008г.
11. Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: Материалы II международной очно-заочной научно-практической конференции (Нижневартовск, 26 ноября 2008 года) / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 192 с
12. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального восприятиямладших школьников // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Г.С.Тарасов. -М., 1981.-С.10-16.
13. Петрушин В.И.Музыкальная психология.Учебное пособие.-М:Академический проект, 2009
14. Дубынина Ю. В. Восприятие музыкльной культуры региона как педагогическая прорблема: в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе