Актуальность изучения данной темы заключается в том, что артикуляционный аппарат является важным фактором работы над вокальным произведением. Артикуляция играет ключевую роль в формировании индивидуального стиля исполнителя. Каждый голос уникален, и работа над дикцией позволяет подчеркнуть характерные особенности вокала. Это включает в себя не только произношение, но и использование разных звуковых регистров, что может значительно обогатить исполнение.
На постоянной основе должна осуществляться работа над артикуляционным аппаратом, что зачастую является довольно сложно и под собой подразумевает определенной системы. Так, именно естественное, четкое и ясное произношение литературного текста в соотношении с правильным вокальным тоном в процессе исполнения является залогом успеха любого вокалиста.
Введение ………………………………………………………………. 3 - 4
Глава 1. Теоретические аспекты понятия артикуляционный аппарат в вокале ……………………………………………………………………….. 5 - 11
1.1 Сущность понятия артикуляционный аппарат …………………. 5 - 7
1.2 Работа артикуляционного аппарата у певцов ………………….. 7 - 11
Глава 2. Практические аспекты работы артикуляционного аппарата над вокальным произведением ……………………………………………….. 12 - 21
2.1 Артикуляция, как наиболее важное условие работы над вокальным произведением …………………………………………………………….. 12 - 17
2.2 Артикуляционные упражнения в процессе работы над вокальным произведением …………………………………………………………….. 17 - 21
Заключение …………………………………………………………. 22 - 23
Список использованных источников ……………………………... 24 - 25
Цель: исследовать артикуляционный аппарат как важный фактор работы над вокальным произведением.
Объект исследования: артикуляционный аппарат вокалиста.
Предмет исследования: способы работы для совершенствования артикуляции.
Цель изучить артикуляционный аппарат как важный фактор
работы над вокальным произведением. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия артикуляционный аппарат;
- рассмотреть работу артикуляционного аппарата у певцов;
- изучить артикуляцию, как наиболее важное условие работы над вокальным произведением;
- рассмотреть артикуляционные упражнения в процессе работы над вокальным произведением.
Методы исследования: анализ литературы, синтез, обработка информации.
Структура курсовой работы: введение, две главы.Задача первой главы изучить теоретические основы исследования значения артикуляции вокалиста. Задача второй главы рассказать о практических аспектах работы артикуляционного аппарата над вока
1.Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования/ Э. Б. Абдулин. – М.: Прометей, 2019. - 718 с
2.Адулов, Н. А. Руководство по постановке певческого и разговорного аппарата/ Н. А. Адулов. - Липецк: HПO «ОРИУС», 2016. - 156 с.
3.Анисимова, О. А. Диагностика музыкальных способностей детей/ О. А. Анисимова. - М.: Владос, 2019. - 128 с.
4.Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса/ О. А. Апраскина. - М.: МГПИ им. Ленина, 2019. - 103 с.
5.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе/ О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 2013. - 278 с.
6.Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста/ И. Б. Бархатова. - Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ, 2019. - 145 с.
7.Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания/ Н. А. Ветлугина. - М.: Высшее образование, 2022. - 345 с.
8.Воронович, О. Е. Работа над дикцией и артикуляцией в детском вокальном ансамбле/ О. Е. Воронович// Академия педагогических идей. - 2016. - № 11. - С. 34 - 36.
9.Гонтаренко, Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика/ Н. Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 167 с.
10.Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 145 с.
11.Дмитриев, Л. Основа вокальной методики/ Л. Дмитриев. - М.: Высшее образование, 2021. - 178 с.
12.Егорычева, М. Упражнения для развития вокальной техники/ М. Егорычева. - М.: Просвещение, 2022. - 315 с.
13.Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В. В. Емельянов. - СПб.: Лань, 2017. - 113 с.
14.Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности/ Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты-21 век, 2014. - 219 с.
15.Кодзасов, С. В. Артикуляция/ С. В. Кодзасов. - М.: Высшее образование, 2020. - 129 с.
16.Козлянинова, И. П. Произношение и дикция/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2019. - 176 с.
17.Комиссаров, О. В. Фонетический метод в формировании вокально – 8 артикуляционных навыков у учащихся младших классов/ О. В. Комиссаров. - М.: Педагогика, 2018. - 167 с.
18.Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика/ Е. Н. Краузе. - М.: Высшая школа, 2017. - 367 с.
19.Огороднов, Д. В. Методика музыкально-певческого воспитания/ Д. В. Огороднов. - М.: Планета музыки, 2023. - 321 с.
20.Попов, В. С. О развитии певческого голоса младших школьников/ В. С. Попов. - М.: Высшее образование, 2021. - 121 с.
21.Плужников, К. И. Механика пения/ К. И. Плужников. - СПб.: Композитор, 2023. - 88 с.
22.Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей/ О. П. Радынова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 378 с.
23.Романова, Л. В. Школа эстрадного вокала/ Л. В. Романова.- СПб.: Лань, 2017. - 145 с.
24. Сквирский, С. И. Настройка голоса/ С. И. Сквирский. - М.: Просвещение, 2019. - 189 с.
25. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г. П. Стулова. - М.: Прометей, 2022. - 160 с.
26. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей/ Б. М. Теплов. - М.: Высшая школа, 2022. - 289 с.