Автор - большая молодец, очень нудный препод попался, она с ним справилась
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Сложившаяся в спасательной структуре Министерства Чрезвычайных Ситуаций (далее МЧС) ситуация эмоциональных выгораний на сегодняшний день является весьма актуальным и постоянным явлением. Объясняется данный факт сложностью данной работы. Во все времена, как в СССР, так и в Российской Федерации сотрудники МЧС имели почёт и уважение среди граждан страны. Благодаря представителям данного ведомства было предотвращено множество происшествий и спасено весомое количество населения страны. Актуальность данного вопроса имеет огромное значение и на сегодняшний день, ведь проблема стихийных и чрезвычайных происшествий поджидает каждого гражданина страны в любых условиях и в любой обстановке и роль попавшего в данное происшествие, а также роль спасателя будет весьма велика в данных условиях. Важно отметить то, что спасатели, пожарники являются основным звеном в жизнедеятельности населения и в служебной деятельности структуры МЧС. И отсюда вытекает такое понятие как его профессиональное и эмоциональное выгорание. И на сегодняшний день, актуально то, что нужно обеспечить все условия для того, чтобы у сотрудников данной структуры не возникало данное эмоциональное выгорание.
Исходя из вышесказанного, а также из темы данной курсовой работы, следует отметить, что профессиональное и эмоциональное выгорание сотрудников пожарной службы, спасателей и сотрудников МЧС в общем зависитот социально-педагогического, морально-психологического обеспечения.
Цель работы: исследовать эмоциональное выгорание работников пожарной части МЧС Кемерово.
Задачи:
1. Проанализировать проблему эмоционального выгорания в психологии;
2. Рассмотреть психологическую специфику экстремальной профессии;
3. Подвергнуть анализу имеющиеся исследования эмоционального выгорания у работников пожарной части;
4. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания работников пожарной части МЧС Кемерово.
Теоретическими основами исследования являлись фундаментальные и прикладные научные труды по вопросам: эмоционального и профессионального выгорания (А.В. Барабанщиков, И.А. Алехин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,Б.С. Гершунский, С.К. Бондырева, В.Н. Гуляев, В.И. Загвязинский,В.П. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.); военно-профессиональной подготовки офицерских и спасательных кадров (В.В. Дудулин, А.В. Клопов, Г.В. Зибров, В.И. Марченков, М.А. Лямзин, В.П. Мосягин и др.); по истории и теории воспитания (А.А. Аронов, С.В. Бойко, В.И. Вдовюк, П.Н. Городов, В.Н. Герасимов, Н.И. Киряшов, Н.С. Кравчун, Ю.А. Ленев, В.Я. Слепов, А.В. Мудрик, Д.П. Познанский, Е.И. Федак и др.).
В связи с этим в качестве объекта курсовой работы выбран педагогический процесс подразделений и психофизические процессы пожарных, спасателей и сотрудников пожарно-спасательной части МЧС РФ города Кемерово, а предметом курсовой работы является – сущность, содержание и основные пути воспитания, обучения, социально-педагогического обеспечения, морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников пожарной части.
Методика курсовой работы: Исследовательская методика курсовой работы включала комплекс теоретических и практических методов. Приоритетными теоретическими методами явились: анализ научно-теоретической базы (диссертаций, монографий и др.) по проблематике профессионального и эмоционального выгорания, а также социально-педагогического и морально-психологического обеспечения личного состава пожарных частей. В качестве практических методов выступил анализ результатов деятельности, анализ результатов методик и др.
Достоверность полученных результатов определяется согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью анализа предмета исследования в его функциональных,структурных и процессуальных характеристиках, взаимосвязи между ними; комплексным использованием различных теоретических и эмпирических методов исследования согласно его концептуальным положениям и логикой организации. Результаты исследования получили подтверждение в ходе эмпирического исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое и методологическое изучение эмоционального выгорания у работников пожарной части в психологии 6
1.1. Проблемы эмоционального выгорания в психологии 6
1.2. Психологическая специфика экстремальной профессии 15
1.3. Исследование эмоционального выгорания у работников пожарной части 18
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания работников пожарной части на примере МЧС Кемерово 21
2.1. Организация исследования: методы и испытуемые 21
2.2. Основные результаты исследования и их анализ 22
2.3. Анализ и обсуждение результатов 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Теоретический анализ литературы показал, что проблема эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы является сложной психологической проблемой на сегодняшний день. Это обусловливается факторами, социумом и личным недовольством самими собой, именно сотрудников самой службы. И главная задача психологических служб Министерства Чрезвычайных Ситуаций, а также командиров всех степеней – это правильная, чёткая и своевременная организация морально-психологического, а также социально-педагогического обеспечения, педагогического и психологического сопровождения сотрудников противопожарной части МЧС города Кемерово.
Было выявлено, что показатели профессионального выгорания специалистов экстремального профиля в целом ниже, чем у представителей других профессий. Это может быть обусловлено коллективным характером работы специалистов.
Эмпирическое исследование выявило у сотрудников пожарной части МЧС средний уровень профессионального выгорания. При этом признаки выгорания отмечаются по шкале «резистенция», в фазе «напряжение» не было выявлено признаков профессионального выгорания, фаза «Истощение» также несформирована.
Несмотря на постоянное пребывание в эмоционально перегруженных ситуациях, сотрудники пожарной части МЧС не находятся в состоянии эмоционального истощения. В профессиональной деятельности пожарных присутствует фактор личностной отстраненности. Также для пожарных характерно недооценка личного вклада в работу, негативная оценка собственной деятельности.
Личностный опросник позволил выявить личностные черты сотрудников пожарной части, которые, исходя из полученных результатов, предотвращают возникновение профессионального выгорания. К таким особенностям относятся: отсутствие склонности к пассивности, медлительности, сохранение эмоционального равновесия в социальных конфликтах, неконфликтность, неагрессивность, устойчивость настроения, отсутствие тревожности, боязливости, постоянных сомнений. Они активны, деятельны, жизнерадостны, любовь к работе с частыми переменами.
Профилактика профессионального выгорания сотрудников пожарной части МЧС должна быть направлена на предупреждение формирования синдрома профессионального выгорания посредством обучения эффективному копингу.
Также важно обучение сотрудников навыкам саморегуляции, направленных на изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием, управление вниманием, активное включение представлений и чувственных образов.
Для сотрудников со средним уровнем профессионального выгорания важно уделить внимание приемам, изменяющих субъективную значимость ситуации или особенности восприятия ситуации: использование регулирующей и программирующей функции слова и образов.
1. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: Учеб. пособие для студентов / М. В. Баробанова. ‒ М.: Педагогика, 2005. – 527 с.
2. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей//Дальневосточный медицинский журнал. 2012. №2.С. 117-120
3. Боровенникова, Е.О. Диагностика профессионального выгорания в иппотерапевтическом сообществе – ЦРИД «Наш солнечный мир»/ Е.О. Боровенникова// Материалы II Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – 2 мая 2009, Санкт-Петербург. – С. 12-19
4. Винокур, В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // психодиагностика и психокоррекция/ В.А. Винокур, О.В. Рыбина. ‒ СПб.: Питер,2008. ‒ 384с.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336с.
6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса/ А.Б. Леонова//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. - №11. – 41с.
7. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания/ Г.А. Макарова.‒ М.: Дрофа, 2006. – 87 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. – М: Дрофа, 2004. – 340с.
9. Методическое руководство по сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Н.С. Забурина, В.И. Лиманов, Д.В. Мельникова, А.В. Шаповалова, под руководством Ю.С. Шойгу. – М.: ЦЭПП, 2009.- 30 с
10. Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения: Учеб. пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006. – 263 с.
11. Наенко Н.И. Психическая напряженность/ Н.И. Наенко. – М.: Инфра-М, 2006. – 231с.
12. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с.
13. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: Учеб. пособие / В. Е. Орел. ‒ СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 221 с.
14. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса. Автореферат к диссертации на соискание научной степени кандидата психологических наук. СПб. 2005.
15. Сидорович Ю.С. Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2007. - №2-2. – С.159-163
16. Темиров, Т.В. Стресс: виды, формы осуществления/ Т.В. Темиров// Мир психологии. – 2008. ‒ №4. ‒ С.54-64
17. Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни / А. Б. Холмогорова. – СПБ.: Алетейя, – 2005. – 213 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Сложившаяся в спасательной структуре Министерства Чрезвычайных Ситуаций (далее МЧС) ситуация эмоциональных выгораний на сегодняшний день является весьма актуальным и постоянным явлением. Объясняется данный факт сложностью данной работы. Во все времена, как в СССР, так и в Российской Федерации сотрудники МЧС имели почёт и уважение среди граждан страны. Благодаря представителям данного ведомства было предотвращено множество происшествий и спасено весомое количество населения страны. Актуальность данного вопроса имеет огромное значение и на сегодняшний день, ведь проблема стихийных и чрезвычайных происшествий поджидает каждого гражданина страны в любых условиях и в любой обстановке и роль попавшего в данное происшествие, а также роль спасателя будет весьма велика в данных условиях. Важно отметить то, что спасатели, пожарники являются основным звеном в жизнедеятельности населения и в служебной деятельности структуры МЧС. И отсюда вытекает такое понятие как его профессиональное и эмоциональное выгорание. И на сегодняшний день, актуально то, что нужно обеспечить все условия для того, чтобы у сотрудников данной структуры не возникало данное эмоциональное выгорание.
Исходя из вышесказанного, а также из темы данной курсовой работы, следует отметить, что профессиональное и эмоциональное выгорание сотрудников пожарной службы, спасателей и сотрудников МЧС в общем зависитот социально-педагогического, морально-психологического обеспечения.
Цель работы: исследовать эмоциональное выгорание работников пожарной части МЧС Кемерово.
Задачи:
1. Проанализировать проблему эмоционального выгорания в психологии;
2. Рассмотреть психологическую специфику экстремальной профессии;
3. Подвергнуть анализу имеющиеся исследования эмоционального выгорания у работников пожарной части;
4. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания работников пожарной части МЧС Кемерово.
Теоретическими основами исследования являлись фундаментальные и прикладные научные труды по вопросам: эмоционального и профессионального выгорания (А.В. Барабанщиков, И.А. Алехин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,Б.С. Гершунский, С.К. Бондырева, В.Н. Гуляев, В.И. Загвязинский,В.П. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.); военно-профессиональной подготовки офицерских и спасательных кадров (В.В. Дудулин, А.В. Клопов, Г.В. Зибров, В.И. Марченков, М.А. Лямзин, В.П. Мосягин и др.); по истории и теории воспитания (А.А. Аронов, С.В. Бойко, В.И. Вдовюк, П.Н. Городов, В.Н. Герасимов, Н.И. Киряшов, Н.С. Кравчун, Ю.А. Ленев, В.Я. Слепов, А.В. Мудрик, Д.П. Познанский, Е.И. Федак и др.).
В связи с этим в качестве объекта курсовой работы выбран педагогический процесс подразделений и психофизические процессы пожарных, спасателей и сотрудников пожарно-спасательной части МЧС РФ города Кемерово, а предметом курсовой работы является – сущность, содержание и основные пути воспитания, обучения, социально-педагогического обеспечения, морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников пожарной части.
Методика курсовой работы: Исследовательская методика курсовой работы включала комплекс теоретических и практических методов. Приоритетными теоретическими методами явились: анализ научно-теоретической базы (диссертаций, монографий и др.) по проблематике профессионального и эмоционального выгорания, а также социально-педагогического и морально-психологического обеспечения личного состава пожарных частей. В качестве практических методов выступил анализ результатов деятельности, анализ результатов методик и др.
Достоверность полученных результатов определяется согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью анализа предмета исследования в его функциональных,структурных и процессуальных характеристиках, взаимосвязи между ними; комплексным использованием различных теоретических и эмпирических методов исследования согласно его концептуальным положениям и логикой организации. Результаты исследования получили подтверждение в ходе эмпирического исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое и методологическое изучение эмоционального выгорания у работников пожарной части в психологии 6
1.1. Проблемы эмоционального выгорания в психологии 6
1.2. Психологическая специфика экстремальной профессии 15
1.3. Исследование эмоционального выгорания у работников пожарной части 18
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания работников пожарной части на примере МЧС Кемерово 21
2.1. Организация исследования: методы и испытуемые 21
2.2. Основные результаты исследования и их анализ 22
2.3. Анализ и обсуждение результатов 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Теоретический анализ литературы показал, что проблема эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы является сложной психологической проблемой на сегодняшний день. Это обусловливается факторами, социумом и личным недовольством самими собой, именно сотрудников самой службы. И главная задача психологических служб Министерства Чрезвычайных Ситуаций, а также командиров всех степеней – это правильная, чёткая и своевременная организация морально-психологического, а также социально-педагогического обеспечения, педагогического и психологического сопровождения сотрудников противопожарной части МЧС города Кемерово.
Было выявлено, что показатели профессионального выгорания специалистов экстремального профиля в целом ниже, чем у представителей других профессий. Это может быть обусловлено коллективным характером работы специалистов.
Эмпирическое исследование выявило у сотрудников пожарной части МЧС средний уровень профессионального выгорания. При этом признаки выгорания отмечаются по шкале «резистенция», в фазе «напряжение» не было выявлено признаков профессионального выгорания, фаза «Истощение» также несформирована.
Несмотря на постоянное пребывание в эмоционально перегруженных ситуациях, сотрудники пожарной части МЧС не находятся в состоянии эмоционального истощения. В профессиональной деятельности пожарных присутствует фактор личностной отстраненности. Также для пожарных характерно недооценка личного вклада в работу, негативная оценка собственной деятельности.
Личностный опросник позволил выявить личностные черты сотрудников пожарной части, которые, исходя из полученных результатов, предотвращают возникновение профессионального выгорания. К таким особенностям относятся: отсутствие склонности к пассивности, медлительности, сохранение эмоционального равновесия в социальных конфликтах, неконфликтность, неагрессивность, устойчивость настроения, отсутствие тревожности, боязливости, постоянных сомнений. Они активны, деятельны, жизнерадостны, любовь к работе с частыми переменами.
Профилактика профессионального выгорания сотрудников пожарной части МЧС должна быть направлена на предупреждение формирования синдрома профессионального выгорания посредством обучения эффективному копингу.
Также важно обучение сотрудников навыкам саморегуляции, направленных на изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием, управление вниманием, активное включение представлений и чувственных образов.
Для сотрудников со средним уровнем профессионального выгорания важно уделить внимание приемам, изменяющих субъективную значимость ситуации или особенности восприятия ситуации: использование регулирующей и программирующей функции слова и образов.
1. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: Учеб. пособие для студентов / М. В. Баробанова. ‒ М.: Педагогика, 2005. – 527 с.
2. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей//Дальневосточный медицинский журнал. 2012. №2.С. 117-120
3. Боровенникова, Е.О. Диагностика профессионального выгорания в иппотерапевтическом сообществе – ЦРИД «Наш солнечный мир»/ Е.О. Боровенникова// Материалы II Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – 2 мая 2009, Санкт-Петербург. – С. 12-19
4. Винокур, В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // психодиагностика и психокоррекция/ В.А. Винокур, О.В. Рыбина. ‒ СПб.: Питер,2008. ‒ 384с.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336с.
6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса/ А.Б. Леонова//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. - №11. – 41с.
7. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания/ Г.А. Макарова.‒ М.: Дрофа, 2006. – 87 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. – М: Дрофа, 2004. – 340с.
9. Методическое руководство по сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Н.С. Забурина, В.И. Лиманов, Д.В. Мельникова, А.В. Шаповалова, под руководством Ю.С. Шойгу. – М.: ЦЭПП, 2009.- 30 с
10. Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения: Учеб. пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006. – 263 с.
11. Наенко Н.И. Психическая напряженность/ Н.И. Наенко. – М.: Инфра-М, 2006. – 231с.
12. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с.
13. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: Учеб. пособие / В. Е. Орел. ‒ СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 221 с.
14. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса. Автореферат к диссертации на соискание научной степени кандидата психологических наук. СПб. 2005.
15. Сидорович Ю.С. Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2007. - №2-2. – С.159-163
16. Темиров, Т.В. Стресс: виды, формы осуществления/ Т.В. Темиров// Мир психологии. – 2008. ‒ №4. ‒ С.54-64
17. Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни / А. Б. Холмогорова. – СПБ.: Алетейя, – 2005. – 213 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150506 Курсовых работ — поможем найти подходящую