Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности

  • 33 страниц
  • 2018 год
  • 74 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

user1079471

Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.

300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования обусловлена тем, что экстремизм предполагает непосредственную опасность конституционному режиму, уничтожает единство и сохранность государства, подрывает идеи равенства людей безотносительно их общественно-политической или иной принадлежности. Криминальные процессы, проистекающие в истинный момент как в целом в мире, так и в Российской Федерации, возникая в форме экстремистских действий, в случае неудовлетворительного государственного реагирования модифицируются в более тяжелую форму - противозаконное воздействие терроризма. Потому разрешение задач раскрытия источников финансирования экстремистской деятельности - одна из первенствующих проблем различных органов государства.
Но в истинный момент качество подготовки служащих для противодействия финансированию экстремистской деятельности не полностью отвечает предъявляемым федеральным условиям; ведомственная система образования настоятельно просит улучшения с учетом задач практики.
Относительный анализ академической литературы продемонстрировал, что трудности в поле деятельности противодействия экстремистской деятельности оживленно изучаются в работах самых разных отечественных экспертов. Признавая важность данных исследований, подчеркнем, что они не исчерпали всей сферы задач, требующих разрешения в этой сфере. Так, мало исследовано соответствие экстремистской и террористической деятельности, и главное, не сформированы рекомендации сообразно комплексному противодействию финансированию этой деятельности.
Цель исследования – изучить уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе уголовного преследования финансирования экстремистской деятельности.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Задачи исследования:
 Охарактеризовать уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
 Рассмотреть финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление.
 Проанализировать финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении.
 Рассмотреть пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности.
Проблему уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности детально исследуют такие авторы, как Агапов П.В., Борисов С.В., Володина Н.В., Меркурьев В.В., Рарог А.И., Степанова Е.А., Ульянова В.В., Хлебушкин А.Г., Шуйский А.С. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы, в который включены нормативно-правовые акты и специальная литература, а именно научные статьи и учебные пособия.
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
Экстремизм представляет непосредственную опасность конституциональному строю, нарушает единство и защищенность государства. Решение задач выявления экстремистской деятельности, квалификации и доказывания её финансирования - одна из первенствующих задач государства.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 282.3, предусматривающей ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Доказательством финансирования экстремистской деятельности может служить предоставление либо сбор денежных средств (наличных, безналичных), а так же других материальных ценностей. При определении степени опасности для общества и непосредственного влияния на подготовку, организацию и непосредственное совершение преступных деяний экстремистской направленности абсолютно не важно, к примеру, передаются ли для этого конкретным лицом денежные средства на приобретение каких-либо материальных ценностей или передаются сами материальные ценности.
Потому сводить финансирование к деяниям исключительно с денежными средствами было бы неверно с точки зрения применения ст. 282.3 УК РФ, хотя в самом широком значении финансирование значит обеспечение конкретно денежными средствами, финансами .
Предоставление финансовых средств – это фактическая их передача лицу, которое ими распоряжается с целью организации либо подготовки преступления экстремистской направленности, а также в равной степени их передача экстремистскому сообществу либо экстремистской организации, их представителям.
Имеется и вероятность и предоставления средств лицу, которое уже ранее совершало преступление экстремистской направленности (к примеру, предоставление или оплата посещения сети Интернет лицу, обладающему замыслом на размещение в ней материалов, охватывающих призывы к исполнению экстремистской деятельности, ранее расположило часть таковых материалов и не прекращает исполнять тождественные деяния, охватываемые единым умыслом и нацеленные на последующее их размещение) .
Финансирование деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации имеет возможность проявляться, к примеру, в регулярных отчислениях либо единовременном вкладе в общую кассу этих организаций, приобретении недвижимости либо автотранспортных средств.
Метод предоставления средств может быть произвольным и в квалификацию не оказывает влияние. Вероятна безналичная оплата, передача денежных средств посредством банковских и других переводов или предоставление наличных денежных средств посыльным, предоставление оружия, оснащения и материалов для производства печатной продукции и других материальных средств.
Если в силу особенности предоставляемых при оплате средств (к примеру, боеприпасы и т.п.) эти деяния охватывают другой состав правонарушения, свершенное характеризуется сообразно совокупности правонарушений (в указанном случае ст. ст. 282.3 и 222 либо ст. 222.1 УК РФ).

По мнению П.В. Агапова и К.В. Михайлова, при рассмотрении финансирования терроризма с целью привлечения к уголовной ответственности необходимо учитывать не только факт передачи конкретным лицом денежных средств, ценных бумаг и иных материальных ценностей, но и данные, подтверждающие принятие их субъектом террористической деятельности. Если указанный субъект не получил либо отказался от получения финансирования, преступное деяние следует рассматривать как покушение на финансирование террористической деятельности .
Подобным же образом необходимо определять квалификацию финансирования экстремисткой деятельности. Оценка преступного деяния без учета факта принятия и получения средств , приведет к криминализации процесса их получения, а не результата, к которому приводят указанные действия по финансированию.
Не считая того, при придании деяниям получателя добровольного, факультативного значения трудно будет аргументировать, что передаваемые средства были предназначены конкретно для финансирования правонарушения экстремистской направленности или деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации. Потому, квалифицируя данное преступление, смещение упора непосредственно на факт предоставления средств (на деяния по передаче) нельзя признать правильным.
Согласно мнению некоторых депутатов, внесенный новый состав преступления, получивший название «международный терроризм», необходимо законодательно закрепить в перечне преступлений, направленных против мира и предусмотреть по нему наказание вплоть до пожизненного заключения в местах лишения свободы, а за финансирование терроризма предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет
В рассматриваемом законопроекте авторами предложено утвердить новые составы преступлений такие, как: публичные призывы к исполнению экстремистской деятельности, публичные призывы к исполнению деяний, нацеленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», финансирование экстремистской деятельности. За деяния, перечисленные выше, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с возможной уплатой штрафа в сумме до 500 тыс. руб. В случае если «поддержка» исполнялась с применением служебного положения, то сроки санкции от 8 до 15 лет.
Еще предполагается налагать наказание за террористические преступления уже с 14 лет. А осужденных террористов, имеющих второе гражданство, лишать гражданства Российской Федерации.
За те же действия, содеянные с использованием СМИ либо с применением Интернета депутаты предлагают карать штрафом от 300 000 до 1 000 000 руб. либо лишать свободы на сроки от 5 до 7 лет.
Однако определённая группа правозащитников считает, что «под понятие «экстремизм» можно подвести очень много действий» . То есть, под «экстремизмом» при большом желании в данный момент можно обосновать любую критику руководства. Многие предполагают, что экстремизм, это то же самое, что разжигание межэтнической и межрелигиозной вражды. Однако это не так. Потому пока термин «экстремизм» не будет определен законодательно, данный законопроект несет огромную опасность для людей.
Некоторые авторы приходят в выводу, что на нынешний момент в стране достаточно карающей практики, которая не всегда действует даже в очевидных случаях .

1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление
Возникают трудности и при квалификации неоконченного преступления. Возможны и такие ситуации, когда финансовые средства лицо может получать для передачи в последующем тем лицам, которые осуществляют экстремистскую преступную деятельность, но заведомо планировалось эти средства присвоить, а не передавать для расходов на указанные цели.
Фактически квалифицировать подобные действия следует, как мошенничество. В то же время действия того лица, которое непосредственно предоставляло средства, рассчитывая, что они будут направлены на финансирование экстремистской деятельности, должно рассматривать, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 282.3 УК РФ, как покушение на финансирование экстремистской деятельности.
К примеру, сотрудниками ФСБ России и МВД России в 2014 году была осуществлена операция, направленная на ликвидацию крупной криминальной сети, занимавшейся производством фальшивых банкнот номиналом 5 000 руб. и дальнейшим их сбытом на территориях ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Южного и Северо-Кавказского федерального округов. Отметим, что часть полученной прибыли непосредственно была направлена на финансирование экстремистских организаций .
По материалам другого уголовного дела участникам выявленного криминального формирования предъявлено обвинение в подозрении подготовки и дальнейшем совершении преступлений на территории нескольких районов Республики Дагестан, направленных против сотрудников правоохранительных органов и государственных деятелей. Гражданин А. являлся главой преступного сообщества, он координировал действия не менее 10 бандитских групп, в которые входило свыше 30 человек, имеющих в своем распоряжении вооружение. На территории Дагестана эти банды осуществляли силовое давление на руководителей коммерческих компаний и унитарных государственных федеральных предприятий, занимались вымогательством, а часть полученных в результате своих деяний материальных ценностей они направляли непосредственно на финансирование террористических и экстремистских организаций .
Приведенный пример прямо свидетельствует о том, что необходимо обязательно обращать внимание на вопросы ответственности лиц, передающих на финансирование экстремистской деятельности средства под воздействием различных угроз, в том числе посредством вымогательства. Следует установить наличие возможности отказа данного лица от осуществления подобного финансирования, а также применимо ли к нему правило исключения преступного деяния по основаниям, зафиксированным в ст. ст. 40 и 39 УК РФ .
Сбор средств надлежит полагать законченным преступлением с эпизода извлечения главного "взноса" от любого лица или с эпизода извлечения средств другим методом (к примеру, при их хищении).
Субъектом преступления, в соответствии требованиями ст. 282.3 УК РФ, не будет являться лицо, выступающее исполнителем, организатором, подстрекателем либо пособником им же финансируемого преступления, связанного с экстремистской деятельностью, или выступающее участником экстремистской организации, сообщества – они уже несут ответственность за указанные преступные деяния, их финансирование, организацию и подготовку .
При финансировании оказанием финансовых услуг создается впечатление формального соответствия данных услуг регулятивному законодательству. В отношении финансирования терроризма данный вопрос теоретически изучался В.В. Ульяновой, что отражено в ее трудах. Автор высказывает мнение, что с учетом закрепленных в действующем законодательстве положений в области лизинга, банковской деятельности, рынка ценных бумаг и т.п. и, в отличие от предоставления и сбора финансовых средств, где услуги осуществляются без обязательной лицензии и регистрации, непосредственное оказание финансовых услуг, направленных для финансирования терроризма, может производиться только юридическим или физическим лицом, обладающим специальной лицензией либо специальной правоспособностью, что дополнительно квалифицируется при наличии признаков состава преступления ст. ст. 171 либо 172 УК РФ . Отметим, подобные выводы являются правоприменительными также к финансированию экстремистской деятельности.
При квалификации следует учитывать, что лица, входящие в экстремистское сообщество или экстремистскую организацию, могут самостоятельно предпринимать действия по финансированию собственной экстремистской деятельности. Например, было осуществлено задержание в 2013 году участников московской группы международной религиозной экстремистской организации «Ат Такфир Валь Хиджра», запрещенной на территории России решением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года. В г. Москве участники данной группы занимались обращением лиц в радикальный ислам и их вербовкой. До прибытия в г. Москву, один из задержанных участников проходил обучение исламу в арабских странах. Совместно с другими участниками группы, уроженцами Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и русскоязычных граждан, им было создано подпольное сообщество («джамаат») в количестве 15 человек. Организаторы преступной группы осуществляли свою деятельность конспиративно и скрыто, не используя технические средства, в том числе связи, и открытую пропаганду. Установлено, что указанные лица оказались причастными к целому ряду противоправных деяний (грабежам, кражам, разбойным нападениям, распространению курительных смесей и запрещенных препаратов), а полученные средства направлялись непосредственно на финансирование деятельности указанной экстремистской организации .
Приведем еще пример. В Республике Татарстан был вынесен обвинительный приговор в отношении граждан Ш., М. и других. Эти лица признаны судом на основании ст. 282.1 УК РФ виновными в создании, а также в руководстве экстремистским сообществом, на основании ст. 159.1 УК РФ виновными в мошенничестве, на основании ст. 163 УК РФ – в вымогательстве, а также виновными в совершении иных противоправных деяний. На территории г. Набережные Челны приверженцы салафитского течения в исламе, заключающегося в призыве к джихаду, Ш. и М. создали преступное экстремистское сообщество и решили «войну с неверными»

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 5
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 5
1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление 9
Глава 2. Практические аспекты уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 14
2.1. Финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении 14
2.2. Пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности 16
Заключение 27
Список использованной литературы 31

Актуальность исследования обусловлена тем, что экстремизм предполагает непосредственную опасность конституционному режиму, уничтожает единство и сохранность государства, подрывает идеи равенства людей безотносительно их общественно-политической или иной принадлежности. Криминальные процессы, проистекающие в истинный момент как в целом в мире, так и в Российской Федерации, возникая в форме экстремистских действий, в случае неудовлетворительного государственного реагирования модифицируются в более тяжелую форму - противозаконное воздействие терроризма. Потому разрешение задач раскрытия источников финансирования экстремистской деятельности - одна из первенствующих проблем различных органов государства.
Но в истинный момент качество подготовки служащих для противодействия финансированию экстремистской деятельности не полностью отвечает предъявляемым федеральным условиям; ведомственная система образования настоятельно просит улучшения с учетом задач практики.
Относительный анализ академической литературы продемонстрировал, что трудности в поле деятельности противодействия экстремистской деятельности оживленно изучаются в работах самых разных отечественных экспертов. Признавая важность данных исследований, подчеркнем, что они не исчерпали всей сферы задач, требующих разрешения в этой сфере. Так, мало исследовано соответствие экстремистской и террористической деятельности, и главное, не сформированы рекомендации сообразно комплексному противодействию финансированию этой деятельности.
Цель исследования – изучить уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе уголовного преследования финансирования экстремистской деятельности.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Задачи исследования:
 Охарактеризовать уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
 Рассмотреть финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление.
 Проанализировать финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении.
 Рассмотреть пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности.
Проблему уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности детально исследуют такие авторы, как Агапов П.В., Борисов С.В., Володина Н.В., Меркурьев В.В., Рарог А.И., Степанова Е.А., Ульянова В.В., Хлебушкин А.Г., Шуйский А.С. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы, в который включены нормативно-правовые акты и специальная литература, а именно научные статьи и учебные пособия.
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
Экстремизм представляет непосредственную опасность конституциональному строю, нарушает единство и защищенность государства. Решение задач выявления экстремистской деятельности, квалификации и доказывания её финансирования - одна из первенствующих задач государства.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 282.3, предусматривающей ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Доказательством финансирования экстремистской деятельности может служить предоставление либо сбор денежных средств (наличных, безналичных), а так же других материальных ценностей. При определении степени опасности для общества и непосредственного влияния на подготовку, организацию и непосредственное совершение преступных деяний экстремистской направленности абсолютно не важно, к примеру, передаются ли для этого конкретным лицом денежные средства на приобретение каких-либо материальных ценностей или передаются сами материальные ценности.
Потому сводить финансирование к деяниям исключительно с денежными средствами было бы неверно с точки зрения применения ст. 282.3 УК РФ, хотя в самом широком значении финансирование значит обеспечение конкретно денежными средствами, финансами .
Предоставление финансовых средств – это фактическая их передача лицу, которое ими распоряжается с целью организации либо подготовки преступления экстремистской направленности, а также в равной степени их передача экстремистскому сообществу либо экстремистской организации, их представителям.
Имеется и вероятность и предоставления средств лицу, которое уже ранее совершало преступление экстремистской направленности (к примеру, предоставление или оплата посещения сети Интернет лицу, обладающему замыслом на размещение в ней материалов, охватывающих призывы к исполнению экстремистской деятельности, ранее расположило часть таковых материалов и не прекращает исполнять тождественные деяния, охватываемые единым умыслом и нацеленные на последующее их размещение) .
Финансирование деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации имеет возможность проявляться, к примеру, в регулярных отчислениях либо единовременном вкладе в общую кассу этих организаций, приобретении недвижимости либо автотранспортных средств.
Метод предоставления средств может быть произвольным и в квалификацию не оказывает влияние. Вероятна безналичная оплата, передача денежных средств посредством банковских и других переводов или предоставление наличных денежных средств посыльным, предоставление оружия, оснащения и материалов для производства печатной продукции и других материальных средств.
Если в силу особенности предоставляемых при оплате средств (к примеру, боеприпасы и т.п.) эти деяния охватывают другой состав правонарушения, свершенное характеризуется сообразно совокупности правонарушений (в указанном случае ст. ст. 282.3 и 222 либо ст. 222.1 УК РФ).

По мнению П.В. Агапова и К.В. Михайлова, при рассмотрении финансирования терроризма с целью привлечения к уголовной ответственности необходимо учитывать не только факт передачи конкретным лицом денежных средств, ценных бумаг и иных материальных ценностей, но и данные, подтверждающие принятие их субъектом террористической деятельности. Если указанный субъект не получил либо отказался от получения финансирования, преступное деяние следует рассматривать как покушение на финансирование террористической деятельности .
Подобным же образом необходимо определять квалификацию финансирования экстремисткой деятельности. Оценка преступного деяния без учета факта принятия и получения средств , приведет к криминализации процесса их получения, а не результата, к которому приводят указанные действия по финансированию.
Не считая того, при придании деяниям получателя добровольного, факультативного значения трудно будет аргументировать, что передаваемые средства были предназначены конкретно для финансирования правонарушения экстремистской направленности или деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации. Потому, квалифицируя данное преступление, смещение упора непосредственно на факт предоставления средств (на деяния по передаче) нельзя признать правильным.
Согласно мнению некоторых депутатов, внесенный новый состав преступления, получивший название «международный терроризм», необходимо законодательно закрепить в перечне преступлений, направленных против мира и предусмотреть по нему наказание вплоть до пожизненного заключения в местах лишения свободы, а за финансирование терроризма предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет
В рассматриваемом законопроекте авторами предложено утвердить новые составы преступлений такие, как: публичные призывы к исполнению экстремистской деятельности, публичные призывы к исполнению деяний, нацеленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», финансирование экстремистской деятельности. За деяния, перечисленные выше, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с возможной уплатой штрафа в сумме до 500 тыс. руб. В случае если «поддержка» исполнялась с применением служебного положения, то сроки санкции от 8 до 15 лет.
Еще предполагается налагать наказание за террористические преступления уже с 14 лет. А осужденных террористов, имеющих второе гражданство, лишать гражданства Российской Федерации.
За те же действия, содеянные с использованием СМИ либо с применением Интернета депутаты предлагают карать штрафом от 300 000 до 1 000 000 руб. либо лишать свободы на сроки от 5 до 7 лет.
Однако определённая группа правозащитников считает, что «под понятие «экстремизм» можно подвести очень много действий» . То есть, под «экстремизмом» при большом желании в данный момент можно обосновать любую критику руководства. Многие предполагают, что экстремизм, это то же самое, что разжигание межэтнической и межрелигиозной вражды. Однако это не так. Потому пока термин «экстремизм» не будет определен законодательно, данный законопроект несет огромную опасность для людей.
Некоторые авторы приходят в выводу, что на нынешний момент в стране достаточно карающей практики, которая не всегда действует даже в очевидных случаях .

1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление
Возникают трудности и при квалификации неоконченного преступления. Возможны и такие ситуации, когда финансовые средства лицо может получать для передачи в последующем тем лицам, которые осуществляют экстремистскую преступную деятельность, но заведомо планировалось эти средства присвоить, а не передавать для расходов на указанные цели.
Фактически квалифицировать подобные действия следует, как мошенничество. В то же время действия того лица, которое непосредственно предоставляло средства, рассчитывая, что они будут направлены на финансирование экстремистской деятельности, должно рассматривать, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 282.3 УК РФ, как покушение на финансирование экстремистской деятельности.
К примеру, сотрудниками ФСБ России и МВД России в 2014 году была осуществлена операция, направленная на ликвидацию крупной криминальной сети, занимавшейся производством фальшивых банкнот номиналом 5 000 руб. и дальнейшим их сбытом на территориях ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Южного и Северо-Кавказского федерального округов. Отметим, что часть полученной прибыли непосредственно была направлена на финансирование экстремистских организаций .
По материалам другого уголовного дела участникам выявленного криминального формирования предъявлено обвинение в подозрении подготовки и дальнейшем совершении преступлений на территории нескольких районов Республики Дагестан, направленных против сотрудников правоохранительных органов и государственных деятелей. Гражданин А. являлся главой преступного сообщества, он координировал действия не менее 10 бандитских групп, в которые входило свыше 30 человек, имеющих в своем распоряжении вооружение. На территории Дагестана эти банды осуществляли силовое давление на руководителей коммерческих компаний и унитарных государственных федеральных предприятий, занимались вымогательством, а часть полученных в результате своих деяний материальных ценностей они направляли непосредственно на финансирование террористических и экстремистских организаций .
Приведенный пример прямо свидетельствует о том, что необходимо обязательно обращать внимание на вопросы ответственности лиц, передающих на финансирование экстремистской деятельности средства под воздействием различных угроз, в том числе посредством вымогательства. Следует установить наличие возможности отказа данного лица от осуществления подобного финансирования, а также применимо ли к нему правило исключения преступного деяния по основаниям, зафиксированным в ст. ст. 40 и 39 УК РФ .
Сбор средств надлежит полагать законченным преступлением с эпизода извлечения главного "взноса" от любого лица или с эпизода извлечения средств другим методом (к примеру, при их хищении).
Субъектом преступления, в соответствии требованиями ст. 282.3 УК РФ, не будет являться лицо, выступающее исполнителем, организатором, подстрекателем либо пособником им же финансируемого преступления, связанного с экстремистской деятельностью, или выступающее участником экстремистской организации, сообщества – они уже несут ответственность за указанные преступные деяния, их финансирование, организацию и подготовку .
При финансировании оказанием финансовых услуг создается впечатление формального соответствия данных услуг регулятивному законодательству. В отношении финансирования терроризма данный вопрос теоретически изучался В.В. Ульяновой, что отражено в ее трудах. Автор высказывает мнение, что с учетом закрепленных в действующем законодательстве положений в области лизинга, банковской деятельности, рынка ценных бумаг и т.п. и, в отличие от предоставления и сбора финансовых средств, где услуги осуществляются без обязательной лицензии и регистрации, непосредственное оказание финансовых услуг, направленных для финансирования терроризма, может производиться только юридическим или физическим лицом, обладающим специальной лицензией либо специальной правоспособностью, что дополнительно квалифицируется при наличии признаков состава преступления ст. ст. 171 либо 172 УК РФ . Отметим, подобные выводы являются правоприменительными также к финансированию экстремистской деятельности.
При квалификации следует учитывать, что лица, входящие в экстремистское сообщество или экстремистскую организацию, могут самостоятельно предпринимать действия по финансированию собственной экстремистской деятельности. Например, было осуществлено задержание в 2013 году участников московской группы международной религиозной экстремистской организации «Ат Такфир Валь Хиджра», запрещенной на территории России решением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года. В г. Москве участники данной группы занимались обращением лиц в радикальный ислам и их вербовкой. До прибытия в г. Москву, один из задержанных участников проходил обучение исламу в арабских странах. Совместно с другими участниками группы, уроженцами Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и русскоязычных граждан, им было создано подпольное сообщество («джамаат») в количестве 15 человек. Организаторы преступной группы осуществляли свою деятельность конспиративно и скрыто, не используя технические средства, в том числе связи, и открытую пропаганду. Установлено, что указанные лица оказались причастными к целому ряду противоправных деяний (грабежам, кражам, разбойным нападениям, распространению курительных смесей и запрещенных препаратов), а полученные средства направлялись непосредственно на финансирование деятельности указанной экстремистской организации .
Приведем еще пример. В Республике Татарстан был вынесен обвинительный приговор в отношении граждан Ш., М. и других. Эти лица признаны судом на основании ст. 282.1 УК РФ виновными в создании, а также в руководстве экстремистским сообществом, на основании ст. 159.1 УК РФ виновными в мошенничестве, на основании ст. 163 УК РФ – в вымогательстве, а также виновными в совершении иных противоправных деяний. На территории г. Набережные Челны приверженцы салафитского течения в исламе, заключающегося в призыве к джихаду, Ш. и М. создали преступное экстремистское сообщество и решили «войну с неверными»

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Бюллетень международных договоров, N 5, 2003.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2017) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
7. Федеральный закон от 28.06.2014 N 179-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2011.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета, N 35, 17.02.2012.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // Российская газета, N 154, 17.07.2013.
13. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) // СПС "КонсультанПлюс".
14. Единый федеральный список организаций (в том числе международных и иностранных), признанных террористическими в соответствии с законодательством РФ на 12.08.2015 (опубл. 23.10.2015 в "Российской газете") // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. N 6811.
15. Агапов П.В. Ответственность за содействие террористической деятельности: уголовно-правовое регулирование и судебное толкование // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2012. - N 4. - С. 38 - 41.
16. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Монография.- Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. - 144 с.
17. Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 13.
18. Володина Н.В. Деятельность "Исламского государства" как угроза конституционной безопасности России // Российский следователь. 2015. N 3. С. 43 - 47.
19. Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. - 2013. - N 3. - С. 66 - 67.
20. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Вымогательство, сопряженное с финансированием терроризма: квалификация // Уголовный процесс. - 2012. - N 8. - С. 57.
21. Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Государство и право. - 2013. - N. 1. - С. 21 - 30.
22. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2010. - 230 с.
23. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя РФ // Вопросы квалификации и судебная практика: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Проспект, 2015. С. 163 - 164.
24. Хлебушкин А.Г. Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Уголовное право. 2015. N 3. С. 80 - 85.
25. Шуйский А.С. Противодействие террористическим актам посредством уголовно-правовых норм с двойной превенцией: Дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 201 с.
26. Электронный ресурс. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-79872 (дата обращения: 21.10.2016).
27. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/news/item/2392972 (дата обращения: 21.10.2016).
28. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Publikacii_i_vistuplenija/item/146074 (дата обращения: 21.10.2016).
29. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/news/item/1370392 (дата обращения: 21.10.2016).

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность исследования обусловлена тем, что экстремизм предполагает непосредственную опасность конституционному режиму, уничтожает единство и сохранность государства, подрывает идеи равенства людей безотносительно их общественно-политической или иной принадлежности. Криминальные процессы, проистекающие в истинный момент как в целом в мире, так и в Российской Федерации, возникая в форме экстремистских действий, в случае неудовлетворительного государственного реагирования модифицируются в более тяжелую форму - противозаконное воздействие терроризма. Потому разрешение задач раскрытия источников финансирования экстремистской деятельности - одна из первенствующих проблем различных органов государства.
Но в истинный момент качество подготовки служащих для противодействия финансированию экстремистской деятельности не полностью отвечает предъявляемым федеральным условиям; ведомственная система образования настоятельно просит улучшения с учетом задач практики.
Относительный анализ академической литературы продемонстрировал, что трудности в поле деятельности противодействия экстремистской деятельности оживленно изучаются в работах самых разных отечественных экспертов. Признавая важность данных исследований, подчеркнем, что они не исчерпали всей сферы задач, требующих разрешения в этой сфере. Так, мало исследовано соответствие экстремистской и террористической деятельности, и главное, не сформированы рекомендации сообразно комплексному противодействию финансированию этой деятельности.
Цель исследования – изучить уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе уголовного преследования финансирования экстремистской деятельности.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Задачи исследования:
 Охарактеризовать уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
 Рассмотреть финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление.
 Проанализировать финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении.
 Рассмотреть пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности.
Проблему уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности детально исследуют такие авторы, как Агапов П.В., Борисов С.В., Володина Н.В., Меркурьев В.В., Рарог А.И., Степанова Е.А., Ульянова В.В., Хлебушкин А.Г., Шуйский А.С. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы, в который включены нормативно-правовые акты и специальная литература, а именно научные статьи и учебные пособия.
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
Экстремизм представляет непосредственную опасность конституциональному строю, нарушает единство и защищенность государства. Решение задач выявления экстремистской деятельности, квалификации и доказывания её финансирования - одна из первенствующих задач государства.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 282.3, предусматривающей ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Доказательством финансирования экстремистской деятельности может служить предоставление либо сбор денежных средств (наличных, безналичных), а так же других материальных ценностей. При определении степени опасности для общества и непосредственного влияния на подготовку, организацию и непосредственное совершение преступных деяний экстремистской направленности абсолютно не важно, к примеру, передаются ли для этого конкретным лицом денежные средства на приобретение каких-либо материальных ценностей или передаются сами материальные ценности.
Потому сводить финансирование к деяниям исключительно с денежными средствами было бы неверно с точки зрения применения ст. 282.3 УК РФ, хотя в самом широком значении финансирование значит обеспечение конкретно денежными средствами, финансами .
Предоставление финансовых средств – это фактическая их передача лицу, которое ими распоряжается с целью организации либо подготовки преступления экстремистской направленности, а также в равной степени их передача экстремистскому сообществу либо экстремистской организации, их представителям.
Имеется и вероятность и предоставления средств лицу, которое уже ранее совершало преступление экстремистской направленности (к примеру, предоставление или оплата посещения сети Интернет лицу, обладающему замыслом на размещение в ней материалов, охватывающих призывы к исполнению экстремистской деятельности, ранее расположило часть таковых материалов и не прекращает исполнять тождественные деяния, охватываемые единым умыслом и нацеленные на последующее их размещение) .
Финансирование деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации имеет возможность проявляться, к примеру, в регулярных отчислениях либо единовременном вкладе в общую кассу этих организаций, приобретении недвижимости либо автотранспортных средств.
Метод предоставления средств может быть произвольным и в квалификацию не оказывает влияние. Вероятна безналичная оплата, передача денежных средств посредством банковских и других переводов или предоставление наличных денежных средств посыльным, предоставление оружия, оснащения и материалов для производства печатной продукции и других материальных средств.
Если в силу особенности предоставляемых при оплате средств (к примеру, боеприпасы и т.п.) эти деяния охватывают другой состав правонарушения, свершенное характеризуется сообразно совокупности правонарушений (в указанном случае ст. ст. 282.3 и 222 либо ст. 222.1 УК РФ).

По мнению П.В. Агапова и К.В. Михайлова, при рассмотрении финансирования терроризма с целью привлечения к уголовной ответственности необходимо учитывать не только факт передачи конкретным лицом денежных средств, ценных бумаг и иных материальных ценностей, но и данные, подтверждающие принятие их субъектом террористической деятельности. Если указанный субъект не получил либо отказался от получения финансирования, преступное деяние следует рассматривать как покушение на финансирование террористической деятельности .
Подобным же образом необходимо определять квалификацию финансирования экстремисткой деятельности. Оценка преступного деяния без учета факта принятия и получения средств , приведет к криминализации процесса их получения, а не результата, к которому приводят указанные действия по финансированию.
Не считая того, при придании деяниям получателя добровольного, факультативного значения трудно будет аргументировать, что передаваемые средства были предназначены конкретно для финансирования правонарушения экстремистской направленности или деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации. Потому, квалифицируя данное преступление, смещение упора непосредственно на факт предоставления средств (на деяния по передаче) нельзя признать правильным.
Согласно мнению некоторых депутатов, внесенный новый состав преступления, получивший название «международный терроризм», необходимо законодательно закрепить в перечне преступлений, направленных против мира и предусмотреть по нему наказание вплоть до пожизненного заключения в местах лишения свободы, а за финансирование терроризма предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет
В рассматриваемом законопроекте авторами предложено утвердить новые составы преступлений такие, как: публичные призывы к исполнению экстремистской деятельности, публичные призывы к исполнению деяний, нацеленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», финансирование экстремистской деятельности. За деяния, перечисленные выше, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с возможной уплатой штрафа в сумме до 500 тыс. руб. В случае если «поддержка» исполнялась с применением служебного положения, то сроки санкции от 8 до 15 лет.
Еще предполагается налагать наказание за террористические преступления уже с 14 лет. А осужденных террористов, имеющих второе гражданство, лишать гражданства Российской Федерации.
За те же действия, содеянные с использованием СМИ либо с применением Интернета депутаты предлагают карать штрафом от 300 000 до 1 000 000 руб. либо лишать свободы на сроки от 5 до 7 лет.
Однако определённая группа правозащитников считает, что «под понятие «экстремизм» можно подвести очень много действий» . То есть, под «экстремизмом» при большом желании в данный момент можно обосновать любую критику руководства. Многие предполагают, что экстремизм, это то же самое, что разжигание межэтнической и межрелигиозной вражды. Однако это не так. Потому пока термин «экстремизм» не будет определен законодательно, данный законопроект несет огромную опасность для людей.
Некоторые авторы приходят в выводу, что на нынешний момент в стране достаточно карающей практики, которая не всегда действует даже в очевидных случаях .

1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление
Возникают трудности и при квалификации неоконченного преступления. Возможны и такие ситуации, когда финансовые средства лицо может получать для передачи в последующем тем лицам, которые осуществляют экстремистскую преступную деятельность, но заведомо планировалось эти средства присвоить, а не передавать для расходов на указанные цели.
Фактически квалифицировать подобные действия следует, как мошенничество. В то же время действия того лица, которое непосредственно предоставляло средства, рассчитывая, что они будут направлены на финансирование экстремистской деятельности, должно рассматривать, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 282.3 УК РФ, как покушение на финансирование экстремистской деятельности.
К примеру, сотрудниками ФСБ России и МВД России в 2014 году была осуществлена операция, направленная на ликвидацию крупной криминальной сети, занимавшейся производством фальшивых банкнот номиналом 5 000 руб. и дальнейшим их сбытом на территориях ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Южного и Северо-Кавказского федерального округов. Отметим, что часть полученной прибыли непосредственно была направлена на финансирование экстремистских организаций .
По материалам другого уголовного дела участникам выявленного криминального формирования предъявлено обвинение в подозрении подготовки и дальнейшем совершении преступлений на территории нескольких районов Республики Дагестан, направленных против сотрудников правоохранительных органов и государственных деятелей. Гражданин А. являлся главой преступного сообщества, он координировал действия не менее 10 бандитских групп, в которые входило свыше 30 человек, имеющих в своем распоряжении вооружение. На территории Дагестана эти банды осуществляли силовое давление на руководителей коммерческих компаний и унитарных государственных федеральных предприятий, занимались вымогательством, а часть полученных в результате своих деяний материальных ценностей они направляли непосредственно на финансирование террористических и экстремистских организаций .
Приведенный пример прямо свидетельствует о том, что необходимо обязательно обращать внимание на вопросы ответственности лиц, передающих на финансирование экстремистской деятельности средства под воздействием различных угроз, в том числе посредством вымогательства. Следует установить наличие возможности отказа данного лица от осуществления подобного финансирования, а также применимо ли к нему правило исключения преступного деяния по основаниям, зафиксированным в ст. ст. 40 и 39 УК РФ .
Сбор средств надлежит полагать законченным преступлением с эпизода извлечения главного "взноса" от любого лица или с эпизода извлечения средств другим методом (к примеру, при их хищении).
Субъектом преступления, в соответствии требованиями ст. 282.3 УК РФ, не будет являться лицо, выступающее исполнителем, организатором, подстрекателем либо пособником им же финансируемого преступления, связанного с экстремистской деятельностью, или выступающее участником экстремистской организации, сообщества – они уже несут ответственность за указанные преступные деяния, их финансирование, организацию и подготовку .
При финансировании оказанием финансовых услуг создается впечатление формального соответствия данных услуг регулятивному законодательству. В отношении финансирования терроризма данный вопрос теоретически изучался В.В. Ульяновой, что отражено в ее трудах. Автор высказывает мнение, что с учетом закрепленных в действующем законодательстве положений в области лизинга, банковской деятельности, рынка ценных бумаг и т.п. и, в отличие от предоставления и сбора финансовых средств, где услуги осуществляются без обязательной лицензии и регистрации, непосредственное оказание финансовых услуг, направленных для финансирования терроризма, может производиться только юридическим или физическим лицом, обладающим специальной лицензией либо специальной правоспособностью, что дополнительно квалифицируется при наличии признаков состава преступления ст. ст. 171 либо 172 УК РФ . Отметим, подобные выводы являются правоприменительными также к финансированию экстремистской деятельности.
При квалификации следует учитывать, что лица, входящие в экстремистское сообщество или экстремистскую организацию, могут самостоятельно предпринимать действия по финансированию собственной экстремистской деятельности. Например, было осуществлено задержание в 2013 году участников московской группы международной религиозной экстремистской организации «Ат Такфир Валь Хиджра», запрещенной на территории России решением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года. В г. Москве участники данной группы занимались обращением лиц в радикальный ислам и их вербовкой. До прибытия в г. Москву, один из задержанных участников проходил обучение исламу в арабских странах. Совместно с другими участниками группы, уроженцами Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и русскоязычных граждан, им было создано подпольное сообщество («джамаат») в количестве 15 человек. Организаторы преступной группы осуществляли свою деятельность конспиративно и скрыто, не используя технические средства, в том числе связи, и открытую пропаганду. Установлено, что указанные лица оказались причастными к целому ряду противоправных деяний (грабежам, кражам, разбойным нападениям, распространению курительных смесей и запрещенных препаратов), а полученные средства направлялись непосредственно на финансирование деятельности указанной экстремистской организации .
Приведем еще пример. В Республике Татарстан был вынесен обвинительный приговор в отношении граждан Ш., М. и других. Эти лица признаны судом на основании ст. 282.1 УК РФ виновными в создании, а также в руководстве экстремистским сообществом, на основании ст. 159.1 УК РФ виновными в мошенничестве, на основании ст. 163 УК РФ – в вымогательстве, а также виновными в совершении иных противоправных деяний. На территории г. Набережные Челны приверженцы салафитского течения в исламе, заключающегося в призыве к джихаду, Ш. и М. создали преступное экстремистское сообщество и решили «войну с неверными»

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 5
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 5
1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление 9
Глава 2. Практические аспекты уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности 14
2.1. Финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении 14
2.2. Пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности 16
Заключение 27
Список использованной литературы 31

Актуальность исследования обусловлена тем, что экстремизм предполагает непосредственную опасность конституционному режиму, уничтожает единство и сохранность государства, подрывает идеи равенства людей безотносительно их общественно-политической или иной принадлежности. Криминальные процессы, проистекающие в истинный момент как в целом в мире, так и в Российской Федерации, возникая в форме экстремистских действий, в случае неудовлетворительного государственного реагирования модифицируются в более тяжелую форму - противозаконное воздействие терроризма. Потому разрешение задач раскрытия источников финансирования экстремистской деятельности - одна из первенствующих проблем различных органов государства.
Но в истинный момент качество подготовки служащих для противодействия финансированию экстремистской деятельности не полностью отвечает предъявляемым федеральным условиям; ведомственная система образования настоятельно просит улучшения с учетом задач практики.
Относительный анализ академической литературы продемонстрировал, что трудности в поле деятельности противодействия экстремистской деятельности оживленно изучаются в работах самых разных отечественных экспертов. Признавая важность данных исследований, подчеркнем, что они не исчерпали всей сферы задач, требующих разрешения в этой сфере. Так, мало исследовано соответствие экстремистской и террористической деятельности, и главное, не сформированы рекомендации сообразно комплексному противодействию финансированию этой деятельности.
Цель исследования – изучить уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе уголовного преследования финансирования экстремистской деятельности.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Задачи исследования:
 Охарактеризовать уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
 Рассмотреть финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление.
 Проанализировать финансирование преступлений экстремистской направленности и пособничество в их совершении.
 Рассмотреть пути совершенствования борьбы с преступлениями в области финансирования экстремистской деятельности.
Проблему уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности детально исследуют такие авторы, как Агапов П.В., Борисов С.В., Володина Н.В., Меркурьев В.В., Рарог А.И., Степанова Е.А., Ульянова В.В., Хлебушкин А.Г., Шуйский А.С. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы, в который включены нормативно-правовые акты и специальная литература, а именно научные статьи и учебные пособия.
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
1.1. Характеристика уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности
Экстремизм представляет непосредственную опасность конституциональному строю, нарушает единство и защищенность государства. Решение задач выявления экстремистской деятельности, квалификации и доказывания её финансирования - одна из первенствующих задач государства.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 282.3, предусматривающей ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Доказательством финансирования экстремистской деятельности может служить предоставление либо сбор денежных средств (наличных, безналичных), а так же других материальных ценностей. При определении степени опасности для общества и непосредственного влияния на подготовку, организацию и непосредственное совершение преступных деяний экстремистской направленности абсолютно не важно, к примеру, передаются ли для этого конкретным лицом денежные средства на приобретение каких-либо материальных ценностей или передаются сами материальные ценности.
Потому сводить финансирование к деяниям исключительно с денежными средствами было бы неверно с точки зрения применения ст. 282.3 УК РФ, хотя в самом широком значении финансирование значит обеспечение конкретно денежными средствами, финансами .
Предоставление финансовых средств – это фактическая их передача лицу, которое ими распоряжается с целью организации либо подготовки преступления экстремистской направленности, а также в равной степени их передача экстремистскому сообществу либо экстремистской организации, их представителям.
Имеется и вероятность и предоставления средств лицу, которое уже ранее совершало преступление экстремистской направленности (к примеру, предоставление или оплата посещения сети Интернет лицу, обладающему замыслом на размещение в ней материалов, охватывающих призывы к исполнению экстремистской деятельности, ранее расположило часть таковых материалов и не прекращает исполнять тождественные деяния, охватываемые единым умыслом и нацеленные на последующее их размещение) .
Финансирование деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации имеет возможность проявляться, к примеру, в регулярных отчислениях либо единовременном вкладе в общую кассу этих организаций, приобретении недвижимости либо автотранспортных средств.
Метод предоставления средств может быть произвольным и в квалификацию не оказывает влияние. Вероятна безналичная оплата, передача денежных средств посредством банковских и других переводов или предоставление наличных денежных средств посыльным, предоставление оружия, оснащения и материалов для производства печатной продукции и других материальных средств.
Если в силу особенности предоставляемых при оплате средств (к примеру, боеприпасы и т.п.) эти деяния охватывают другой состав правонарушения, свершенное характеризуется сообразно совокупности правонарушений (в указанном случае ст. ст. 282.3 и 222 либо ст. 222.1 УК РФ).

По мнению П.В. Агапова и К.В. Михайлова, при рассмотрении финансирования терроризма с целью привлечения к уголовной ответственности необходимо учитывать не только факт передачи конкретным лицом денежных средств, ценных бумаг и иных материальных ценностей, но и данные, подтверждающие принятие их субъектом террористической деятельности. Если указанный субъект не получил либо отказался от получения финансирования, преступное деяние следует рассматривать как покушение на финансирование террористической деятельности .
Подобным же образом необходимо определять квалификацию финансирования экстремисткой деятельности. Оценка преступного деяния без учета факта принятия и получения средств , приведет к криминализации процесса их получения, а не результата, к которому приводят указанные действия по финансированию.
Не считая того, при придании деяниям получателя добровольного, факультативного значения трудно будет аргументировать, что передаваемые средства были предназначены конкретно для финансирования правонарушения экстремистской направленности или деятельности экстремистского сообщества либо экстремистской организации. Потому, квалифицируя данное преступление, смещение упора непосредственно на факт предоставления средств (на деяния по передаче) нельзя признать правильным.
Согласно мнению некоторых депутатов, внесенный новый состав преступления, получивший название «международный терроризм», необходимо законодательно закрепить в перечне преступлений, направленных против мира и предусмотреть по нему наказание вплоть до пожизненного заключения в местах лишения свободы, а за финансирование терроризма предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет
В рассматриваемом законопроекте авторами предложено утвердить новые составы преступлений такие, как: публичные призывы к исполнению экстремистской деятельности, публичные призывы к исполнению деяний, нацеленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», финансирование экстремистской деятельности. За деяния, перечисленные выше, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с возможной уплатой штрафа в сумме до 500 тыс. руб. В случае если «поддержка» исполнялась с применением служебного положения, то сроки санкции от 8 до 15 лет.
Еще предполагается налагать наказание за террористические преступления уже с 14 лет. А осужденных террористов, имеющих второе гражданство, лишать гражданства Российской Федерации.
За те же действия, содеянные с использованием СМИ либо с применением Интернета депутаты предлагают карать штрафом от 300 000 до 1 000 000 руб. либо лишать свободы на сроки от 5 до 7 лет.
Однако определённая группа правозащитников считает, что «под понятие «экстремизм» можно подвести очень много действий» . То есть, под «экстремизмом» при большом желании в данный момент можно обосновать любую критику руководства. Многие предполагают, что экстремизм, это то же самое, что разжигание межэтнической и межрелигиозной вражды. Однако это не так. Потому пока термин «экстремизм» не будет определен законодательно, данный законопроект несет огромную опасность для людей.
Некоторые авторы приходят в выводу, что на нынешний момент в стране достаточно карающей практики, которая не всегда действует даже в очевидных случаях .

1.2. Финансирование экстремистской деятельности как неоконченное преступление
Возникают трудности и при квалификации неоконченного преступления. Возможны и такие ситуации, когда финансовые средства лицо может получать для передачи в последующем тем лицам, которые осуществляют экстремистскую преступную деятельность, но заведомо планировалось эти средства присвоить, а не передавать для расходов на указанные цели.
Фактически квалифицировать подобные действия следует, как мошенничество. В то же время действия того лица, которое непосредственно предоставляло средства, рассчитывая, что они будут направлены на финансирование экстремистской деятельности, должно рассматривать, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 282.3 УК РФ, как покушение на финансирование экстремистской деятельности.
К примеру, сотрудниками ФСБ России и МВД России в 2014 году была осуществлена операция, направленная на ликвидацию крупной криминальной сети, занимавшейся производством фальшивых банкнот номиналом 5 000 руб. и дальнейшим их сбытом на территориях ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Южного и Северо-Кавказского федерального округов. Отметим, что часть полученной прибыли непосредственно была направлена на финансирование экстремистских организаций .
По материалам другого уголовного дела участникам выявленного криминального формирования предъявлено обвинение в подозрении подготовки и дальнейшем совершении преступлений на территории нескольких районов Республики Дагестан, направленных против сотрудников правоохранительных органов и государственных деятелей. Гражданин А. являлся главой преступного сообщества, он координировал действия не менее 10 бандитских групп, в которые входило свыше 30 человек, имеющих в своем распоряжении вооружение. На территории Дагестана эти банды осуществляли силовое давление на руководителей коммерческих компаний и унитарных государственных федеральных предприятий, занимались вымогательством, а часть полученных в результате своих деяний материальных ценностей они направляли непосредственно на финансирование террористических и экстремистских организаций .
Приведенный пример прямо свидетельствует о том, что необходимо обязательно обращать внимание на вопросы ответственности лиц, передающих на финансирование экстремистской деятельности средства под воздействием различных угроз, в том числе посредством вымогательства. Следует установить наличие возможности отказа данного лица от осуществления подобного финансирования, а также применимо ли к нему правило исключения преступного деяния по основаниям, зафиксированным в ст. ст. 40 и 39 УК РФ .
Сбор средств надлежит полагать законченным преступлением с эпизода извлечения главного "взноса" от любого лица или с эпизода извлечения средств другим методом (к примеру, при их хищении).
Субъектом преступления, в соответствии требованиями ст. 282.3 УК РФ, не будет являться лицо, выступающее исполнителем, организатором, подстрекателем либо пособником им же финансируемого преступления, связанного с экстремистской деятельностью, или выступающее участником экстремистской организации, сообщества – они уже несут ответственность за указанные преступные деяния, их финансирование, организацию и подготовку .
При финансировании оказанием финансовых услуг создается впечатление формального соответствия данных услуг регулятивному законодательству. В отношении финансирования терроризма данный вопрос теоретически изучался В.В. Ульяновой, что отражено в ее трудах. Автор высказывает мнение, что с учетом закрепленных в действующем законодательстве положений в области лизинга, банковской деятельности, рынка ценных бумаг и т.п. и, в отличие от предоставления и сбора финансовых средств, где услуги осуществляются без обязательной лицензии и регистрации, непосредственное оказание финансовых услуг, направленных для финансирования терроризма, может производиться только юридическим или физическим лицом, обладающим специальной лицензией либо специальной правоспособностью, что дополнительно квалифицируется при наличии признаков состава преступления ст. ст. 171 либо 172 УК РФ . Отметим, подобные выводы являются правоприменительными также к финансированию экстремистской деятельности.
При квалификации следует учитывать, что лица, входящие в экстремистское сообщество или экстремистскую организацию, могут самостоятельно предпринимать действия по финансированию собственной экстремистской деятельности. Например, было осуществлено задержание в 2013 году участников московской группы международной религиозной экстремистской организации «Ат Такфир Валь Хиджра», запрещенной на территории России решением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года. В г. Москве участники данной группы занимались обращением лиц в радикальный ислам и их вербовкой. До прибытия в г. Москву, один из задержанных участников проходил обучение исламу в арабских странах. Совместно с другими участниками группы, уроженцами Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и русскоязычных граждан, им было создано подпольное сообщество («джамаат») в количестве 15 человек. Организаторы преступной группы осуществляли свою деятельность конспиративно и скрыто, не используя технические средства, в том числе связи, и открытую пропаганду. Установлено, что указанные лица оказались причастными к целому ряду противоправных деяний (грабежам, кражам, разбойным нападениям, распространению курительных смесей и запрещенных препаратов), а полученные средства направлялись непосредственно на финансирование деятельности указанной экстремистской организации .
Приведем еще пример. В Республике Татарстан был вынесен обвинительный приговор в отношении граждан Ш., М. и других. Эти лица признаны судом на основании ст. 282.1 УК РФ виновными в создании, а также в руководстве экстремистским сообществом, на основании ст. 159.1 УК РФ виновными в мошенничестве, на основании ст. 163 УК РФ – в вымогательстве, а также виновными в совершении иных противоправных деяний. На территории г. Набережные Челны приверженцы салафитского течения в исламе, заключающегося в призыве к джихаду, Ш. и М. создали преступное экстремистское сообщество и решили «войну с неверными»

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Бюллетень международных договоров, N 5, 2003.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2017) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
7. Федеральный закон от 28.06.2014 N 179-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2011.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета, N 35, 17.02.2012.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // Российская газета, N 154, 17.07.2013.
13. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) // СПС "КонсультанПлюс".
14. Единый федеральный список организаций (в том числе международных и иностранных), признанных террористическими в соответствии с законодательством РФ на 12.08.2015 (опубл. 23.10.2015 в "Российской газете") // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. N 6811.
15. Агапов П.В. Ответственность за содействие террористической деятельности: уголовно-правовое регулирование и судебное толкование // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2012. - N 4. - С. 38 - 41.
16. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Монография.- Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. - 144 с.
17. Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 13.
18. Володина Н.В. Деятельность "Исламского государства" как угроза конституционной безопасности России // Российский следователь. 2015. N 3. С. 43 - 47.
19. Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. - 2013. - N 3. - С. 66 - 67.
20. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Вымогательство, сопряженное с финансированием терроризма: квалификация // Уголовный процесс. - 2012. - N 8. - С. 57.
21. Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Государство и право. - 2013. - N. 1. - С. 21 - 30.
22. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2010. - 230 с.
23. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя РФ // Вопросы квалификации и судебная практика: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Проспект, 2015. С. 163 - 164.
24. Хлебушкин А.Г. Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Уголовное право. 2015. N 3. С. 80 - 85.
25. Шуйский А.С. Противодействие террористическим актам посредством уголовно-правовых норм с двойной превенцией: Дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 201 с.
26. Электронный ресурс. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-79872 (дата обращения: 21.10.2016).
27. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/news/item/2392972 (дата обращения: 21.10.2016).
28. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Publikacii_i_vistuplenija/item/146074 (дата обращения: 21.10.2016).
29. Электронный ресурс. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/news/item/1370392 (дата обращения: 21.10.2016).

Купить эту работу

Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности

300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 января 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user1079471
4.1
Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
300 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу: «Aдминистративное право» на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Курсовая работа

Конституционно-правовой статус национальных меньшинств

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Конституционные основы современной экономической и социальной системы России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Основные характеристики конституционного строя РФ по Конституции РФ 1993 г.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Курсовая работа на тему: Место местного самоуправления в системе народовластия РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе user1079471 2015-05-19
Курсовая работа

Благодарю за работу по теории государства и права, выполнена качественно, приятно было поработать)

Общая оценка 5
Отзыв Марина [email protected] об авторе user1079471 2018-01-25
Курсовая работа

все хорошо, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Ирина Петрова об авторе user1079471 2016-11-10
Курсовая работа

Большое спасибо. быстро и качественно.

Общая оценка 5
Отзыв Алекс Кривошеинко об авторе user1079471 2018-04-19
Курсовая работа

5+

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

правовое регулирование договора поставки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
8000 ₽
Готовая работа

Геноцид и экоцид

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование конкурентных отношений по российскому законодательству

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Развитие института пенсионного обеспечения инвалидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
15000 ₽
Готовая работа

диплом Ответственность за нарушения земельного законодательства. диплом Ответственность за земельные правонарушения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Государственное управление в сфере культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5600 ₽
Готовая работа

Управленческая деятельность в органах внутренних дел

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Процессуальная самостоятельность следователя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование обязательств, возникающих при причинении вреда действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

общие правила доказывания в гражданском процессе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Судебная власть в системе разделения властей РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽