Очередной раз благодарю Автора за ТРУД!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Исихазм является одним из известнейших богословских и аскетических учений эпохи Византии в IV-XIV вв., , который сосредотачивает в себе основные духовные ценности православной культуры.
Исихастская традиция со времени своего возникновения прочно утвердилось в качестве классической страницы православной духовной культуры. Новое постижение исихазма стало достоянием нашей эпохи. В наши дни можно наблюдать оживление интереса к мистической традиции, о чем свидетельствует появление большого количества научной и духовной литературы, касающейся данной тематики.
Актуальность данной темы отражена во многих научных исследованиях и ученых дискуссиях. Всех исследователей объединяет стремление проанализировать проблему влияния идей исихазма на содержательно-мировоззренческую и образную, художественно-символическую структуру русской иконописи. Эта проблема освещена отечественном религиоведении, культурологии и искусствоведении.
Объектом исследования является русская иконопись.
Предметом исследования является исихазм в русской иконописи.
Основной целью данной работы является культурно-философское исследование исихазма в широком культурном контексте и его влияние на русскую иконопись.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть проблемы исихазма в исследованиях историков искусства и проанализировать иконописные русские традиции.
2.Рассмотреть исихазм и иконопись Феофана Грека.
3.Рассмотреть исихазм и иконопись Андреи Рублева.
Проблема влияния исихазма на русскую иконопись ХГУ-ХУ веков породила большое количество разногласий и споров, как среди философов, так и среди искусствоведов. Эта тема очень многогранна. Она затрагивает такие области научной мысли, как философия, искусство, история, и конечно, непосредственно связана с богословием. Этим, собственно, обусловлено многообразие подходов к данной проблеме - по-разному ее рассматривают религиозные и светские авторы, в разных местах ставят акценты.
Значительный вклад в исследование феномена исихазма внесли богословы русского зарубежья: Г. А. Острогорский, архиепископ Василий (Кривошеий), архимандрит Киприан (Керн), В. Н. Лосский, протоиерей Иоанн Мейендорф.
В. Н. Лосский занимается философско-богословской проблематикой исихазма, анализирует учение св. Григория Паламы о Божественной энергии, изучает богословие иконы. Он обосновывает связь антропологии и аскетизма, богословия и мистики в миросозерцании исихастов и доказывает существование у них богословия антиномического, утверждающего два пути богословского познания: катафатического и апофатического.
Оглавление
Введение 2
1.Исихазм как социо-культурное явление 4
1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы. 4
1.2 История исихазма 7
2.Исахизм в русской иконописи 9
2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека 9
2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева 12
2.3 Исихазм и иконопись Дионисия 16
Заключение 20
Библиографический список 22
Приложение 1 “Вознесение” Андрей Рублев 23
Приложение 2 “Спас в силах” Дионисий 24
Приложение 3 “Иоанн Креститель” Феофан Грек 25
Заключение
История изучения исихазма в классической и современной литературе рассматривается как процесс познания интеллектуального и духовного опыта подвижников. Исихазм предстает перед нами в как многогранный культурный феномен.
Русская культура являет собой один из наиболее значительных типов средневековой культуры, и немаловажным фактором является то, что она зарождается на византийской традиции. На материале святоотеческой литературы нами была сделана попытка выявить степень влияния исихастского мировоззрения на развитие русской.
В данной работе мной были изучены суть, содержание и традиции исихазма. А так отражена его роль в развитие русской иконописи, на примере трех великих мастеров.
Конец XIV - начало XVI в время в масштабах вечности небольшое, всего полтораста лет, но за этот период на Руси произошел необычайный взлет иконописного искусства, на отечественном духовном небосклоне вспыхнули три величайшие звезды - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий, и в это время наметился путь от вершин к тем долинам, на которых искусство неизбежно превращается в ремесло.
Именно их можно считать людьми, которые сумели воплотить исихастские идеи в жизнь. Образы Феофана Грека характеризуются удивительной внутренней сосредоточенностью, отрешенностью, замкнутостью и утонченным психологизмом. Аскет предстает перед Богом один на один. Палитра мастера сдержанная - всего две краски - охра и белила. На многих иконах присутствуют вспышки света - божественные энергии. Мастер создает образ, исполненный божественной радости, которая постигается через мистические откровения.
Творчество Андрея Рублева, отличается высоким гуманизмом, интересом к человеку, к его внутреннему миру.
Дионисий скорее был исихастом более по традиции, нежели по законам своего творчества. В его искусстве очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. Но и он, подобно Андрею Рублеву, стремился передать в своем творчестве силу мудрости, доброту, смирение.
Традиция исихазма продолжает жить и сегодня, базируясь на обширном опыте христианских подвижников, состоящем из различных подходов, практик, включающих в себя главные стороны человеческой деятельности.
Библиографический список
1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
2.Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959- 69 с.
3.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.- 332 с.
4.Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.- 102 с.
5.Григорий Палама, св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Нзд.2-е, М, 1900.- 200 с.
6.Евагрий. Об осьми помыслах. Добротолюбие., изд. 2-е, М., 1900.-584 с.
7.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.- 110 с.
8.Лепахин В.В. Икона и иконичность. — СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. —340 с
9.Митрополит Каллист (Уэр)). Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита 1972 г.-139 с.
10.Недошивин Г. Дионисий. М: Искусство, 1947. – 32 с.
11.Тахьяоса М.А "Влияние исихазма на жизнь русской церкви в 1328-1406 гг."- 250 с.
Электронные ресурсы
1.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/library/data/none/none/n one/%D3/none/0/.
2.Языкова И.К. Богословие иконы. Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/biblio/books/ja zyk1/Main.htm/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Исихазм является одним из известнейших богословских и аскетических учений эпохи Византии в IV-XIV вв., , который сосредотачивает в себе основные духовные ценности православной культуры.
Исихастская традиция со времени своего возникновения прочно утвердилось в качестве классической страницы православной духовной культуры. Новое постижение исихазма стало достоянием нашей эпохи. В наши дни можно наблюдать оживление интереса к мистической традиции, о чем свидетельствует появление большого количества научной и духовной литературы, касающейся данной тематики.
Актуальность данной темы отражена во многих научных исследованиях и ученых дискуссиях. Всех исследователей объединяет стремление проанализировать проблему влияния идей исихазма на содержательно-мировоззренческую и образную, художественно-символическую структуру русской иконописи. Эта проблема освещена отечественном религиоведении, культурологии и искусствоведении.
Объектом исследования является русская иконопись.
Предметом исследования является исихазм в русской иконописи.
Основной целью данной работы является культурно-философское исследование исихазма в широком культурном контексте и его влияние на русскую иконопись.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть проблемы исихазма в исследованиях историков искусства и проанализировать иконописные русские традиции.
2.Рассмотреть исихазм и иконопись Феофана Грека.
3.Рассмотреть исихазм и иконопись Андреи Рублева.
Проблема влияния исихазма на русскую иконопись ХГУ-ХУ веков породила большое количество разногласий и споров, как среди философов, так и среди искусствоведов. Эта тема очень многогранна. Она затрагивает такие области научной мысли, как философия, искусство, история, и конечно, непосредственно связана с богословием. Этим, собственно, обусловлено многообразие подходов к данной проблеме - по-разному ее рассматривают религиозные и светские авторы, в разных местах ставят акценты.
Значительный вклад в исследование феномена исихазма внесли богословы русского зарубежья: Г. А. Острогорский, архиепископ Василий (Кривошеий), архимандрит Киприан (Керн), В. Н. Лосский, протоиерей Иоанн Мейендорф.
В. Н. Лосский занимается философско-богословской проблематикой исихазма, анализирует учение св. Григория Паламы о Божественной энергии, изучает богословие иконы. Он обосновывает связь антропологии и аскетизма, богословия и мистики в миросозерцании исихастов и доказывает существование у них богословия антиномического, утверждающего два пути богословского познания: катафатического и апофатического.
Оглавление
Введение 2
1.Исихазм как социо-культурное явление 4
1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы. 4
1.2 История исихазма 7
2.Исахизм в русской иконописи 9
2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека 9
2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева 12
2.3 Исихазм и иконопись Дионисия 16
Заключение 20
Библиографический список 22
Приложение 1 “Вознесение” Андрей Рублев 23
Приложение 2 “Спас в силах” Дионисий 24
Приложение 3 “Иоанн Креститель” Феофан Грек 25
Заключение
История изучения исихазма в классической и современной литературе рассматривается как процесс познания интеллектуального и духовного опыта подвижников. Исихазм предстает перед нами в как многогранный культурный феномен.
Русская культура являет собой один из наиболее значительных типов средневековой культуры, и немаловажным фактором является то, что она зарождается на византийской традиции. На материале святоотеческой литературы нами была сделана попытка выявить степень влияния исихастского мировоззрения на развитие русской.
В данной работе мной были изучены суть, содержание и традиции исихазма. А так отражена его роль в развитие русской иконописи, на примере трех великих мастеров.
Конец XIV - начало XVI в время в масштабах вечности небольшое, всего полтораста лет, но за этот период на Руси произошел необычайный взлет иконописного искусства, на отечественном духовном небосклоне вспыхнули три величайшие звезды - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий, и в это время наметился путь от вершин к тем долинам, на которых искусство неизбежно превращается в ремесло.
Именно их можно считать людьми, которые сумели воплотить исихастские идеи в жизнь. Образы Феофана Грека характеризуются удивительной внутренней сосредоточенностью, отрешенностью, замкнутостью и утонченным психологизмом. Аскет предстает перед Богом один на один. Палитра мастера сдержанная - всего две краски - охра и белила. На многих иконах присутствуют вспышки света - божественные энергии. Мастер создает образ, исполненный божественной радости, которая постигается через мистические откровения.
Творчество Андрея Рублева, отличается высоким гуманизмом, интересом к человеку, к его внутреннему миру.
Дионисий скорее был исихастом более по традиции, нежели по законам своего творчества. В его искусстве очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. Но и он, подобно Андрею Рублеву, стремился передать в своем творчестве силу мудрости, доброту, смирение.
Традиция исихазма продолжает жить и сегодня, базируясь на обширном опыте христианских подвижников, состоящем из различных подходов, практик, включающих в себя главные стороны человеческой деятельности.
Библиографический список
1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
2.Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959- 69 с.
3.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.- 332 с.
4.Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.- 102 с.
5.Григорий Палама, св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Нзд.2-е, М, 1900.- 200 с.
6.Евагрий. Об осьми помыслах. Добротолюбие., изд. 2-е, М., 1900.-584 с.
7.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.- 110 с.
8.Лепахин В.В. Икона и иконичность. — СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. —340 с
9.Митрополит Каллист (Уэр)). Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита 1972 г.-139 с.
10.Недошивин Г. Дионисий. М: Искусство, 1947. – 32 с.
11.Тахьяоса М.А "Влияние исихазма на жизнь русской церкви в 1328-1406 гг."- 250 с.
Электронные ресурсы
1.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/library/data/none/none/n one/%D3/none/0/.
2.Языкова И.К. Богословие иконы. Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/biblio/books/ja zyk1/Main.htm/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую