Очередной раз благодарю Автора за ТРУД!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Глава 1. Христианское учение о свободе
.1 Свобода как существенное свойство человека
Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». После грехопадения свободная воля не уничтожилась, ибо человек не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим. 7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е. сожалением о том, что я поступил так-то, а не иначе, ибо оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и иначе. Сама вера есть акт свободной воли человека. Вера не может быть насильственной. Если человека заставляют верить, то нарушают его свободу - основное свойство человека, сближающее его с Богом. Заставить можно, являя чудо, но таким образом, Бог являл бы насилие над человеком, над его свободой. Поэтому Спаситель в начале требовал веры, а потом являл чудо: «…Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Матф. 9:28). Восполняя человеческую немощь, Господь творил чудеса для того, чтобы явить Божество, чтобы люди могли в Него поверить: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоан.4:48). Бог не уничтожает свободную волю в человеке и не подавляет, ибо это означало бы уничтожить самого человека. Он преображает ее истиной и благодатью, точнее, дает человеку возможность преобразиться.
Но человеческая свобода является относительной. Как человек является образом Божиим, так и его свобода является образом свободы Божией. Абсолютной свободой обладает только Бог, ибо Он есть Существо самобытное и всесовершеннейшее, обладающее полнотой бытия. Человеческая свобода не может быть абсолютной потому, что он не самобытное существо, а сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, а также потому, что он получил ее не по своей свободной воле. Если воля Божия «…определяется только лишь само собою, т.е. она вполне и совершенно свободна», то воля человеческая ограничена законами мироздания: «…законом Божиим, и самым составом общества человеческого, и необходимостью природы…». Человек не может делать все, что он захочет. Поэтому еще стоики говорили, что свобода есть познная необходимость (определение, которое потом использовали Спиноза, Маркс и Энгельс).
.1 Свобода как существенное свойство человека
Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». После грехопадения свободная воля не уничтожилась, ибо человек не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим. 7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е.
...
.2 Свобода формальная и нравственная
В VI веке прп. Максим Исповедник в полемике против монофилитов, отрицающих во Христе человеческую волю, изложил православное учение о двух волях и о двух свободах во Христе и о двух волях и двух свободах в человеке. Согласно его учению, «…воля является онтологической харакретистикой естества, а не лица…». В человеке есть два свободных начала: свобода природная, икономическая свобода, по выражению преп. Максима, и свобода рассудочная, или гномическая. Природная воля - это способность действовать самостоятельно. Ее еще называют физической волей, которая есть «способность желать и действовать ради удовлетворения желания», или формальной (психологической) свободой. «Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду». Гномическая воля (намерение, цель) (или нравственная свобода) - это воля выбирающая, свобода выбора, «сознательный личный выбор, самоопределение, предшествующее любому волевому акту.
...
1.3 Свобода внешняя и внутренняя
Поскольку человек живет внутренней и внешней жизнью, то и у него есть свобода внутренняя и внешняя. Внутренняя, т.е. духовная, - заключается в свободе души от грехов и страстей. Внешняя - в различных политических и общественных свободах, т.е. в том, чтобы не находиться в заключении и в возможности «беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». По учению святых отцов, истинной свободой является только внутренняя, а внешняя без нее не имеет самостоятельной ценности. «Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла, а в прочих отношениях она ограждена отовсюду» (свт. Игнатий Брянчанинов). «Существуют три вида свободы: свобода от жестоких сил природы, свобода от людей-поработителей и свобода от себя самого. Первой достигают через науку и насилие, второй - через политику и насилие, третьей - через религию без насилия».
...
.4 Свобода отрицательная и положительная
Свобода в отрицательном значении - это свобода от чего-то или от кого-то, и в положительном - свобода в чем-то или ради чего-то или кого-то. Когда говорят о свободе, зачастую имеют в виду только отрицательное значение этого понятия. «Даже и в бытовой ощущении термин «свобода» включает в себя переживание возможной независимости от различных внешних условий жизни, а еще более - внутреннего устройства… независимость от своих страстей, пристрастий, переживаний, ощущений, привычек…». Но свобода должна иметь и положительную сторону. «Свобода - это катастрофа, - пишет старец Паисий, - если люди не умеют ей пользоваться для достижения положительного результата».
Для обыденного сознания свобода - это возможность делать, что хочу. «Свобода сама по себе есть непреложная ценность.
...
1.5 Христианское понимание свободы
Христианское понимание свободы основано на христианском учении о человеке. Человек - существо сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, и духовно-нравственное. Поэтому и свобода его, как его существенное свойство, может рассматриваться только в его отношении к Творцу и является категорией духовно-нравственной.
«Бог никого не создал рабом, а всех свободными. Только в отношении в Себе Он сотворил их рабами, поколику даровал им и самое бытие; но и то, чтобы был кто рабом Ему, не хочет Он, чтоб был по принуждению и насилию, а произвольно: подобно тому, как иной бедный и ничего неимущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, - так и Бог хочет, чтоб человек был рабом Его по своей воле, и радовался и в великую славу и честь вменял именоватся и быть рабом Божиим». «Духовная свобода - это добровольное подчинение воле Божией». «Я - раб Бога моего, - говорит свт.
...
.6 Свобода и истина
Спаситель принес на землю благодать и истину (Ин. 1:17). Через их усвоение человек приобщается к Божескому естеству и возрастает в истинной свободе. Вне истины и благодати свободы не существует, так как только благодать дает человеку необходимые силы для реализации его духовной свободы: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:38); «закон духа жизни во Христе Иисус освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Свобода не отделима от познания истины, ибо Дух Господень есть Дух истины, и Сам Христос есть истина (Ин. 14:6). Через познание физических и общественных законов человек расширяет свою физическую и общественную свободу. «Чем больше законов мироздания он познает, тем большую свободу действий приобретет». Например, человек не может летать в воздухе как птица, но, изучив законы аэродинамики, он смог создать самолет и научился летать.
...
.7 Свобода и своеволие
«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная».
Понимание свободы как возможности делать, что хочу, т.е. как свободы действия или свободы выбора, является ее искажением. Такая свобода на самом деле есть произвол, а на святоотеческом языке называется своеволием.
Своеволие происходит от гордости, т.е. от сознания себя самобытным, независимым существом. По словам свт. Филарета, первым, кто понял свободу как произвол, был Адам. «Получив при сотворении высокия способности и могущественныя силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, - древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его.
...
.1 Понятие о Промысле Божием
свобода христианский промысел божий
«Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляех их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающе через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Промысл Божий распространяется на все части мира, как большие, так и самые малые. Поэтому разделяют два вида Промысла: общий и частный. «Общий промысл - тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный - тот, который простирается на частные предметы и явления, на частныя существа… как бы они малыми ни казались». Особенно Господь промышляет о людях, «…стараясь направить их жизнь ко благу и вечному спасению души». Когда говорится о соотношении Промысла Божия и свободной воли человека, то подразумевается именно частный Промысл.
...
.2 Отношение человеческой свободы к Промыслу Божию, предопределению и благодати
Свобода человеческой воли не уничтожается Промыслом Божиим, управляющим миром. «Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы свободная воля людей могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу». Бог представляет человеку побуждения и мотивы, а человек по своей свободной воле отдает предпочтение тому или другому мотиву.
...
Заключение
«Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека…». Мир, плоть и диавол, пытаясь поработить человека, называют свободой ее злоупотребления. Возможность умереть физически или духовно не является физической или духовной свободой. Истинная свобода состоит в согласии с волей Божией, действии в соответствии со своей природой, обновленной Духом Святым, и в соответствии своему назначению, открытому Богом. То есть истинная свобода состоит в приобщении к Богу. О том, что это есть единственно истинное понимание свободы свидетельствует и этимология этого слова. Согласно Историко-этимологическому словарю, «…с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности - словом, к своим». Понятие о свободе связано с понятием о человеке и его отношении к Богу. Искажение первого ведет к искажению второго.
...
Источники:
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 159 с.
2. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. М.: «Правило веры», 1998. - 435, 87, X с.
3. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М.: Правило веры, 1998. - 467, XXIII с.
4. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. / Сост. митр. Филаретом (Дроздовым). - Переиздание - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 104 с.
5. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т.1: Слова 1-52. - 490, VI с.
6. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. - 461 с.
7. Филарет, митр. Московский, свт. Творения: Слова и речи: В 5 т. М.: Новоспасский м-рь, 2007. Т.5. 1849-1867. - 582, XVI с.
Литература:
8. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: «Ковчег», 2009. - 352 с.
9. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В.Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 570 с.
10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Windows DVD, Россия, ООО «Кирилл и Мефодий».
11. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 100 с.
12. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. 3. - 292 с.
13. Духанин В. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. - М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. - 256 с.
14. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. - М.: Отдел внешних церк. связей Московского Патриархата, 2008. - 240 с.
15. Лега В.П. Лекции по основному богословию. - Электронная версия.
16. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. - 215 с.
17. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия: В 2 кн. М.: ПСТГУ, 2003. - 485, 351, XXXIII с.
18. Николаева О. Православие и свобода. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 399 с.
19. Пестов Н.Е. Свет совершенной радости. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 448 с.
20. Попов В., прот. Православие и свобода. - М.: «Народная польза», 1998. - 112 с.
21. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. - 624 с.
22. Толковое Евангелие еп. Михаила. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. - Репринт. изд. - М.: Донской м-рь : Изд. отдел Московского Патриархата. - 658 с.
23. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. - Мультимедия, ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2004.
24. Цветник духовный. М.: Изд-во «Аксиос» : АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. - 800 с.
25. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2001. Т.2. Панцирь - Ящур. - 560 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Глава 1. Христианское учение о свободе
.1 Свобода как существенное свойство человека
Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». После грехопадения свободная воля не уничтожилась, ибо человек не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим. 7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е. сожалением о том, что я поступил так-то, а не иначе, ибо оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и иначе. Сама вера есть акт свободной воли человека. Вера не может быть насильственной. Если человека заставляют верить, то нарушают его свободу - основное свойство человека, сближающее его с Богом. Заставить можно, являя чудо, но таким образом, Бог являл бы насилие над человеком, над его свободой. Поэтому Спаситель в начале требовал веры, а потом являл чудо: «…Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Матф. 9:28). Восполняя человеческую немощь, Господь творил чудеса для того, чтобы явить Божество, чтобы люди могли в Него поверить: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоан.4:48). Бог не уничтожает свободную волю в человеке и не подавляет, ибо это означало бы уничтожить самого человека. Он преображает ее истиной и благодатью, точнее, дает человеку возможность преобразиться.
Но человеческая свобода является относительной. Как человек является образом Божиим, так и его свобода является образом свободы Божией. Абсолютной свободой обладает только Бог, ибо Он есть Существо самобытное и всесовершеннейшее, обладающее полнотой бытия. Человеческая свобода не может быть абсолютной потому, что он не самобытное существо, а сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, а также потому, что он получил ее не по своей свободной воле. Если воля Божия «…определяется только лишь само собою, т.е. она вполне и совершенно свободна», то воля человеческая ограничена законами мироздания: «…законом Божиим, и самым составом общества человеческого, и необходимостью природы…». Человек не может делать все, что он захочет. Поэтому еще стоики говорили, что свобода есть познная необходимость (определение, которое потом использовали Спиноза, Маркс и Энгельс).
.1 Свобода как существенное свойство человека
Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». После грехопадения свободная воля не уничтожилась, ибо человек не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим. 7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е.
...
.2 Свобода формальная и нравственная
В VI веке прп. Максим Исповедник в полемике против монофилитов, отрицающих во Христе человеческую волю, изложил православное учение о двух волях и о двух свободах во Христе и о двух волях и двух свободах в человеке. Согласно его учению, «…воля является онтологической харакретистикой естества, а не лица…». В человеке есть два свободных начала: свобода природная, икономическая свобода, по выражению преп. Максима, и свобода рассудочная, или гномическая. Природная воля - это способность действовать самостоятельно. Ее еще называют физической волей, которая есть «способность желать и действовать ради удовлетворения желания», или формальной (психологической) свободой. «Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду». Гномическая воля (намерение, цель) (или нравственная свобода) - это воля выбирающая, свобода выбора, «сознательный личный выбор, самоопределение, предшествующее любому волевому акту.
...
1.3 Свобода внешняя и внутренняя
Поскольку человек живет внутренней и внешней жизнью, то и у него есть свобода внутренняя и внешняя. Внутренняя, т.е. духовная, - заключается в свободе души от грехов и страстей. Внешняя - в различных политических и общественных свободах, т.е. в том, чтобы не находиться в заключении и в возможности «беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». По учению святых отцов, истинной свободой является только внутренняя, а внешняя без нее не имеет самостоятельной ценности. «Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла, а в прочих отношениях она ограждена отовсюду» (свт. Игнатий Брянчанинов). «Существуют три вида свободы: свобода от жестоких сил природы, свобода от людей-поработителей и свобода от себя самого. Первой достигают через науку и насилие, второй - через политику и насилие, третьей - через религию без насилия».
...
.4 Свобода отрицательная и положительная
Свобода в отрицательном значении - это свобода от чего-то или от кого-то, и в положительном - свобода в чем-то или ради чего-то или кого-то. Когда говорят о свободе, зачастую имеют в виду только отрицательное значение этого понятия. «Даже и в бытовой ощущении термин «свобода» включает в себя переживание возможной независимости от различных внешних условий жизни, а еще более - внутреннего устройства… независимость от своих страстей, пристрастий, переживаний, ощущений, привычек…». Но свобода должна иметь и положительную сторону. «Свобода - это катастрофа, - пишет старец Паисий, - если люди не умеют ей пользоваться для достижения положительного результата».
Для обыденного сознания свобода - это возможность делать, что хочу. «Свобода сама по себе есть непреложная ценность.
...
1.5 Христианское понимание свободы
Христианское понимание свободы основано на христианском учении о человеке. Человек - существо сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, и духовно-нравственное. Поэтому и свобода его, как его существенное свойство, может рассматриваться только в его отношении к Творцу и является категорией духовно-нравственной.
«Бог никого не создал рабом, а всех свободными. Только в отношении в Себе Он сотворил их рабами, поколику даровал им и самое бытие; но и то, чтобы был кто рабом Ему, не хочет Он, чтоб был по принуждению и насилию, а произвольно: подобно тому, как иной бедный и ничего неимущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, - так и Бог хочет, чтоб человек был рабом Его по своей воле, и радовался и в великую славу и честь вменял именоватся и быть рабом Божиим». «Духовная свобода - это добровольное подчинение воле Божией». «Я - раб Бога моего, - говорит свт.
...
.6 Свобода и истина
Спаситель принес на землю благодать и истину (Ин. 1:17). Через их усвоение человек приобщается к Божескому естеству и возрастает в истинной свободе. Вне истины и благодати свободы не существует, так как только благодать дает человеку необходимые силы для реализации его духовной свободы: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:38); «закон духа жизни во Христе Иисус освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Свобода не отделима от познания истины, ибо Дух Господень есть Дух истины, и Сам Христос есть истина (Ин. 14:6). Через познание физических и общественных законов человек расширяет свою физическую и общественную свободу. «Чем больше законов мироздания он познает, тем большую свободу действий приобретет». Например, человек не может летать в воздухе как птица, но, изучив законы аэродинамики, он смог создать самолет и научился летать.
...
.7 Свобода и своеволие
«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная».
Понимание свободы как возможности делать, что хочу, т.е. как свободы действия или свободы выбора, является ее искажением. Такая свобода на самом деле есть произвол, а на святоотеческом языке называется своеволием.
Своеволие происходит от гордости, т.е. от сознания себя самобытным, независимым существом. По словам свт. Филарета, первым, кто понял свободу как произвол, был Адам. «Получив при сотворении высокия способности и могущественныя силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, - древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его.
...
.1 Понятие о Промысле Божием
свобода христианский промысел божий
«Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляех их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающе через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Промысл Божий распространяется на все части мира, как большие, так и самые малые. Поэтому разделяют два вида Промысла: общий и частный. «Общий промысл - тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный - тот, который простирается на частные предметы и явления, на частныя существа… как бы они малыми ни казались». Особенно Господь промышляет о людях, «…стараясь направить их жизнь ко благу и вечному спасению души». Когда говорится о соотношении Промысла Божия и свободной воли человека, то подразумевается именно частный Промысл.
...
.2 Отношение человеческой свободы к Промыслу Божию, предопределению и благодати
Свобода человеческой воли не уничтожается Промыслом Божиим, управляющим миром. «Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы свободная воля людей могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу». Бог представляет человеку побуждения и мотивы, а человек по своей свободной воле отдает предпочтение тому или другому мотиву.
...
Заключение
«Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека…». Мир, плоть и диавол, пытаясь поработить человека, называют свободой ее злоупотребления. Возможность умереть физически или духовно не является физической или духовной свободой. Истинная свобода состоит в согласии с волей Божией, действии в соответствии со своей природой, обновленной Духом Святым, и в соответствии своему назначению, открытому Богом. То есть истинная свобода состоит в приобщении к Богу. О том, что это есть единственно истинное понимание свободы свидетельствует и этимология этого слова. Согласно Историко-этимологическому словарю, «…с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности - словом, к своим». Понятие о свободе связано с понятием о человеке и его отношении к Богу. Искажение первого ведет к искажению второго.
...
Источники:
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 159 с.
2. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. М.: «Правило веры», 1998. - 435, 87, X с.
3. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М.: Правило веры, 1998. - 467, XXIII с.
4. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. / Сост. митр. Филаретом (Дроздовым). - Переиздание - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 104 с.
5. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т.1: Слова 1-52. - 490, VI с.
6. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. - 461 с.
7. Филарет, митр. Московский, свт. Творения: Слова и речи: В 5 т. М.: Новоспасский м-рь, 2007. Т.5. 1849-1867. - 582, XVI с.
Литература:
8. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: «Ковчег», 2009. - 352 с.
9. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В.Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 570 с.
10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Windows DVD, Россия, ООО «Кирилл и Мефодий».
11. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 100 с.
12. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. 3. - 292 с.
13. Духанин В. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. - М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. - 256 с.
14. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. - М.: Отдел внешних церк. связей Московского Патриархата, 2008. - 240 с.
15. Лега В.П. Лекции по основному богословию. - Электронная версия.
16. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. - 215 с.
17. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия: В 2 кн. М.: ПСТГУ, 2003. - 485, 351, XXXIII с.
18. Николаева О. Православие и свобода. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 399 с.
19. Пестов Н.Е. Свет совершенной радости. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 448 с.
20. Попов В., прот. Православие и свобода. - М.: «Народная польза», 1998. - 112 с.
21. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. - 624 с.
22. Толковое Евангелие еп. Михаила. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. - Репринт. изд. - М.: Донской м-рь : Изд. отдел Московского Патриархата. - 658 с.
23. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. - Мультимедия, ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2004.
24. Цветник духовный. М.: Изд-во «Аксиос» : АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. - 800 с.
25. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2001. Т.2. Панцирь - Ящур. - 560 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую