Очередной раз благодарю Автора за ТРУД!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ГЛАВА 1. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В начале работы мы хотели бы прояснить терминологию новых религиозных движений, проанализировать имеющиеся подходы к проблеме данной тематики и уточнить понятийный аппарат. Не будет излишним исследовать историю появления и хронологию развития новых религиозных движений, благодаря чему станут более понятны причины появления данного феномена на фоне социальных, культурных, политических и иных причин. Так же, прежде чем обозначить и выделить определение новых религиозных движений, необходимо ознакомиться с предложенным многообразием.
Как известно, традиционные религии, столкнувшись в прошлом столетии с чередой проблем, связанных с изобилием научных открытий и жестким политическим гнетом, во многом начали терять классический авторитет и изменять свои привычные формы. В силу догматичности вероучений и чрезвычайно консервативные порядки, принятые обществом конфессии не всегда могли адаптироваться к социально-экономическим и общественным преобразованиям в быстроменяющемся мире, отвечая требованиям людей. Невольно оказавшись в глобальной деревне Маршалла Маклюэна, человек оказывается вовлечен в жизни тысячи людей, окруженный новыми средствами массовой коммуникации, но при этом теряет в каком-то смысле опору под ногами и начинает чувствовать себя потерянным, одиноким и все менее защищенным.
Именно в связи с потребностью обрести чувство спокойствия и безопасности, можно заметить, как остро проявляется широкий интерес к религиозной сфере, вере, мистицизму, а главное – к новым религиозным движениям, интерес к которым неуклонно растет с начала ХХ века, постепенно увеличивая число своих приверженцев.
Термин «новые религиозные движения» порождает дискуссии в религиоведческом сообществе. Предлагаются иные обозначения действующих в России религиозных новообразований: «опозиционные», «альтернативные», «нетрадиционные», «внеконфессиональные религии», «религии «Нового века»
Оппоненты рассматриваемых типов религиозных объединений называют их сектами или культами, при этом сопровождая некоторые из них прилагательными «деструктивная» или «тоталитарная». При известных недостатках термина «новые религиозные движения» (например, как долго такие образования могут называться новыми и в чем состоит их новизна?) данный термин, во-первых, передает отличительные признаки НРД (верующие первого поколения, отступление вероучений и социально-этических наставлений от сложившихся в России религиозных систем, активное миссионерство, разрыв с прошлым) и, во-вторых, избегает оскорбительных оценок, утверждений об изначальной вредности и опасности объединений рассматриваемого типа. По этим причинам ученые предпочитают пользоваться боле нейтральным термином НРД, когда заходит речь о таких группах, которые обычно принято называть культами или сектами .
В обширном массиве публикаций, в том числе и в диссертационных работах, посвященных различным аспектам НРД, исследованию социальных учений этого типа религиозных образований, уделяется мало внимания.
1.1. Причины возникновения новых религиозных движений
Анализируя причину появления этого явления, религиовед и философ Е.Г. Балагушкин приходит к мысли о том, что традиционные СМИ, которые в прошлом успешно оказывали манипулятивное воздействие на человеческое сознание, в настоящее время утратили силу своего давления и потеряли способность внушить людям надежду на избавление от тягот бытия, заставить людей поверить в устойчивость официальных идеологических стереотипов и принятой обществом системы ценностей и норм. Люди постепенно утрачивают не только чувство «социального оптимизма», но все больше сам смысл жизни. Ученый говорит о том, что надежды на устранение этого социально-психологического дискомфорта стали возлагаться на нетрадиционные религии, которые начали оказывать более интенсивное воздействие на духовный мир человека, а также на его сознания и чувства20.
...
1.2. Проблема определения понятийного аппарата
Опираясь на научные исследования различных специалистов в области новых религиозных движений, можно выделить 60-е – 70-е годы 20 столетия в странах Запада, а затем в СССР и советской России, как начало распространения религиозных движений. Не имея одного единственно правильного термина, их нередко стилистически окрашивают в «нетрадиционные», «альтернативные», «внеконфессиональные», «оппозиционные», «возникающие».
Часто некоторые авторы и публицисты применяют такие термины, как «культ» и «секта», которые в большинстве своем всегда несут негативную коннотацию в обиходе в средствах массовой информацией, считая несущественными различия между традиционными признаками сектантских организаций и особенностями современных неорелигиозных образований. Однако как отмечают религиоведы, а в частности Е.Г.
...
1.3. Разнообразие новых религиозных движений и их общие черты
Как отмечалось выше, группа религиозных движений, относимых к новым религиозным движениям, весьма разнообразна. Феномен данного явления многолик, в нем успевают переплетаться совершенно разные по своей направленности тенденции: от агитации к почти полной социальной пассивности и отречением от различных цивилизационных благ до экстремистских лозунгов и призывов к проявлению различных форм агрессии в самом преувеличенном виде.
Не будет лишним отметить, что проблема построения типологии новых религиозных движений в религиоведении относится к числу наиболее дискуссионных38. Доктор философских наук И.Кантеров указывает на то, что классификация религиозных образований представляет академический интерес не только для специалистов в области социологии религии или сравнительного религиоведения, теологов различных конфессий.
...
1. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984.
2. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во русского христианского гуманитарного инстиута, 1997.
3. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. №3. С. 24–26.
4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижн. Новгород: Изд-во Христианская библиотека, 2012.
5. Дворкин А.Л. Беседа с журналистом Полиной Митрофановой в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиостанции «Воскресение» // Православная газета. Интернет-версия. URL: http://orthodox.etel.ru/2006/13/dvorkin.htm (дата обращения 20.03.2015).
6. Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. URL: http://www.iriney.ru/books/001.htm (дата обращения 20.03.2015).
7. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2011.
8. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006.
9. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения: введение в основные концепции и термины. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006.
10. Конь Р. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная академия, 2008.
11. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. СПб: Экслибрис, 2002.
12. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
13. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск: Минская духовная академия, 2015.
14. Рид Д. Как обыкновенные люди попадают под влияние культов // Комментарии от друзей, 1997. №3. С.18.
15. Трельч Э. Социальное учение христианских церквей и групп // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Изд-во Московской патриархии, 2000.
16. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания. М.: Прайм-Еврознак, 2001
17. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М.: прайм Еврознак, 2001.
18. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений. Мн.: ЕГУ, 2001.
19. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997. №3. С. 34.
20. Эгильский Е.Э., Матецкая А.В., Самыгин С.И. Новые религиозные движения: современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учеб. пособие. М.: КиноРус, 2011.
21. Яблоков И. Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 2008.
22. Richardson J., Introvigne M. New Religious Movements, Countermovements, Moral Panics, and the Media// Bromley D.Teaching New Religious Movements. Oxford: University press, 2008.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ГЛАВА 1. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В начале работы мы хотели бы прояснить терминологию новых религиозных движений, проанализировать имеющиеся подходы к проблеме данной тематики и уточнить понятийный аппарат. Не будет излишним исследовать историю появления и хронологию развития новых религиозных движений, благодаря чему станут более понятны причины появления данного феномена на фоне социальных, культурных, политических и иных причин. Так же, прежде чем обозначить и выделить определение новых религиозных движений, необходимо ознакомиться с предложенным многообразием.
Как известно, традиционные религии, столкнувшись в прошлом столетии с чередой проблем, связанных с изобилием научных открытий и жестким политическим гнетом, во многом начали терять классический авторитет и изменять свои привычные формы. В силу догматичности вероучений и чрезвычайно консервативные порядки, принятые обществом конфессии не всегда могли адаптироваться к социально-экономическим и общественным преобразованиям в быстроменяющемся мире, отвечая требованиям людей. Невольно оказавшись в глобальной деревне Маршалла Маклюэна, человек оказывается вовлечен в жизни тысячи людей, окруженный новыми средствами массовой коммуникации, но при этом теряет в каком-то смысле опору под ногами и начинает чувствовать себя потерянным, одиноким и все менее защищенным.
Именно в связи с потребностью обрести чувство спокойствия и безопасности, можно заметить, как остро проявляется широкий интерес к религиозной сфере, вере, мистицизму, а главное – к новым религиозным движениям, интерес к которым неуклонно растет с начала ХХ века, постепенно увеличивая число своих приверженцев.
Термин «новые религиозные движения» порождает дискуссии в религиоведческом сообществе. Предлагаются иные обозначения действующих в России религиозных новообразований: «опозиционные», «альтернативные», «нетрадиционные», «внеконфессиональные религии», «религии «Нового века»
Оппоненты рассматриваемых типов религиозных объединений называют их сектами или культами, при этом сопровождая некоторые из них прилагательными «деструктивная» или «тоталитарная». При известных недостатках термина «новые религиозные движения» (например, как долго такие образования могут называться новыми и в чем состоит их новизна?) данный термин, во-первых, передает отличительные признаки НРД (верующие первого поколения, отступление вероучений и социально-этических наставлений от сложившихся в России религиозных систем, активное миссионерство, разрыв с прошлым) и, во-вторых, избегает оскорбительных оценок, утверждений об изначальной вредности и опасности объединений рассматриваемого типа. По этим причинам ученые предпочитают пользоваться боле нейтральным термином НРД, когда заходит речь о таких группах, которые обычно принято называть культами или сектами .
В обширном массиве публикаций, в том числе и в диссертационных работах, посвященных различным аспектам НРД, исследованию социальных учений этого типа религиозных образований, уделяется мало внимания.
1.1. Причины возникновения новых религиозных движений
Анализируя причину появления этого явления, религиовед и философ Е.Г. Балагушкин приходит к мысли о том, что традиционные СМИ, которые в прошлом успешно оказывали манипулятивное воздействие на человеческое сознание, в настоящее время утратили силу своего давления и потеряли способность внушить людям надежду на избавление от тягот бытия, заставить людей поверить в устойчивость официальных идеологических стереотипов и принятой обществом системы ценностей и норм. Люди постепенно утрачивают не только чувство «социального оптимизма», но все больше сам смысл жизни. Ученый говорит о том, что надежды на устранение этого социально-психологического дискомфорта стали возлагаться на нетрадиционные религии, которые начали оказывать более интенсивное воздействие на духовный мир человека, а также на его сознания и чувства20.
...
1.2. Проблема определения понятийного аппарата
Опираясь на научные исследования различных специалистов в области новых религиозных движений, можно выделить 60-е – 70-е годы 20 столетия в странах Запада, а затем в СССР и советской России, как начало распространения религиозных движений. Не имея одного единственно правильного термина, их нередко стилистически окрашивают в «нетрадиционные», «альтернативные», «внеконфессиональные», «оппозиционные», «возникающие».
Часто некоторые авторы и публицисты применяют такие термины, как «культ» и «секта», которые в большинстве своем всегда несут негативную коннотацию в обиходе в средствах массовой информацией, считая несущественными различия между традиционными признаками сектантских организаций и особенностями современных неорелигиозных образований. Однако как отмечают религиоведы, а в частности Е.Г.
...
1.3. Разнообразие новых религиозных движений и их общие черты
Как отмечалось выше, группа религиозных движений, относимых к новым религиозным движениям, весьма разнообразна. Феномен данного явления многолик, в нем успевают переплетаться совершенно разные по своей направленности тенденции: от агитации к почти полной социальной пассивности и отречением от различных цивилизационных благ до экстремистских лозунгов и призывов к проявлению различных форм агрессии в самом преувеличенном виде.
Не будет лишним отметить, что проблема построения типологии новых религиозных движений в религиоведении относится к числу наиболее дискуссионных38. Доктор философских наук И.Кантеров указывает на то, что классификация религиозных образований представляет академический интерес не только для специалистов в области социологии религии или сравнительного религиоведения, теологов различных конфессий.
...
1. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984.
2. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во русского христианского гуманитарного инстиута, 1997.
3. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. №3. С. 24–26.
4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижн. Новгород: Изд-во Христианская библиотека, 2012.
5. Дворкин А.Л. Беседа с журналистом Полиной Митрофановой в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиостанции «Воскресение» // Православная газета. Интернет-версия. URL: http://orthodox.etel.ru/2006/13/dvorkin.htm (дата обращения 20.03.2015).
6. Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. URL: http://www.iriney.ru/books/001.htm (дата обращения 20.03.2015).
7. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2011.
8. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006.
9. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения: введение в основные концепции и термины. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006.
10. Конь Р. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная академия, 2008.
11. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. СПб: Экслибрис, 2002.
12. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
13. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск: Минская духовная академия, 2015.
14. Рид Д. Как обыкновенные люди попадают под влияние культов // Комментарии от друзей, 1997. №3. С.18.
15. Трельч Э. Социальное учение христианских церквей и групп // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Изд-во Московской патриархии, 2000.
16. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания. М.: Прайм-Еврознак, 2001
17. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М.: прайм Еврознак, 2001.
18. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений. Мн.: ЕГУ, 2001.
19. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997. №3. С. 34.
20. Эгильский Е.Э., Матецкая А.В., Самыгин С.И. Новые религиозные движения: современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учеб. пособие. М.: КиноРус, 2011.
21. Яблоков И. Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 2008.
22. Richardson J., Introvigne M. New Religious Movements, Countermovements, Moral Panics, and the Media// Bromley D.Teaching New Religious Movements. Oxford: University press, 2008.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую