5+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Проблема девиации личности рассматривается многими учеными в психологии, социологии, педагогики и т.д. Эту проблему рассматривают с различных точек зрения. Самыми актуальными проблемами на сегодняшний день является проблема девиации личности и девиантогенные процессы в семейной сфере.
К девиантогенным процессам относятся не только неблагополучные семьи, но и семьи, имеющие внешне благополучный статус, но внутрисемейные отношения носят неблагоприятный эмоциональный характер.
Такие классические подходы, как антропологический (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологический (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.) рассматривают специфику девинтогенных процессов, происходящих в процессе развития личности.
На современном этапе социальная политика должна строится на всестороннем подходе, в котором рассматривается личность, социум и семья.
Рассматривая труды выдающихся педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого можно отметить, что в работе с девиантогенными процессами необходимо включать социальную работу и коррекционно-реабилитационную. Данные педагоги делали акцент на воспитательную среду, в которой воспитывается ребенок. От воспитательного воздействия зависит дальнейшее развитие личности.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. отмечали, что в процессе развития личности нужно ориентироваться на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.
Еще в 60-х годах XX века ученые активно рассматривали проблему педагогической запущенности, как один из факторов девиантогенного процесса
Современные ученые (В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинский, В.Г. Баженов, В.И. Иванов, А.Н. Казаков и т.д.) исследуя дивантное поведение взрослеющей личности учитывали негативные факторы близлежайшего окружения, а именно жизненные ситуации, обусловленные семейными ситуациями.
Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения детей.
Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования развивающейся личности.
Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение детей оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.
В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм.
Таким образом, цель нашего исследования – рассмотреть девиантогенные процессы в семейной сфере.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – девиантогенные процессы в семейной среде, влияющие на девиацию подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать концептуальные исследования, рассматривающие девиантное поведение;
2. Охарактеризовать специфику семейного неблагополучия, влияющую на формирование девиантного поведения детей;
3. Проанализировать пути профилактики девиантного поведения подростков.
Методологическая база исследования:
Методы исследования: анализ, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы семейного воспитания 6
1.1 Характеристика типов семьи 6
1.2. Характеристика типов семьи 10
1.3. Характеристика девинтогенных процессов в семейной сфере 12
Выводы по первой главе 16
Глава II. Девиантное поведение детей как показатель неблагополучного воспитания в семье 17
2.1. Характеристика проблемы девиантного поведения детей 17
2.2. Специфика причин девиантного поведения детей 20
2.3. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения 23
Вывод по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Заключение
Семья является ячейкой общества, в которой взращивается личность. Вся первичная социализация ребенка проходит в семье.
От того, какие ценности преобладают в семье, какие эмоциональные отношения, воспитательные позиции проявляются между членами семьи зависит благополучие ребенка и его моральное развитие.
Как правило, педагогическая запущенность детей исходит из неблагополучного воспитания в семье.
К причинам неблагополучия семейных отношений можно отнести: негативные отношения между членами семьи, искаженные ценностные ориентации, отсутствие контроля со стороны родителей, холодность в отношениях, дистанцирование, аморальный образ жизни родителей, безработица, материальное неблагополучие, низкий общественный статус и т.д.
Многие родители не успевают уделять время ребенку, ограничиваются материальным обеспечение его. Вследствие этого начинают формироваться скудные эмоциональные отношения, которые приводят к внутреннему неудовольствию детей.
Для того, чтобы родители обратили внимание на свои проблемы или проблемы ребенка, дети начинают проявлять асоциальные поступки и обращать на себя внимание.
Получается некий «крик души» у ребенка, он пытается обратить внимание общества на его проблемы. Но, не всегда общество понимает проблемы ребенка и на неправильные действия со стороны ребенка жестоко реагирует.
Таким образом, ребенок получает ответную реакцию на свои действие и закрепляет свое отклоняющееся поведение. В связи с этим попадает в группу риска по девиантному поведению.
Мы считаем, что необходимо проводить профилактику такому поведению. И прежде всего, профилактика должна строиться на коррекции семейного воспитания и выявления неблагополучных семей, в которых преобладает девиантогенная среда.
Список использованной литературы
1. Акбаров, Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. Региональные проблемы борьбы и профилактики / Н.Г. Акбаров. – Казань : Изд-во казан, ун-та, 2006. - С. 12.
2. Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. - М. : Смысл, 2003. - С. 114-116.
3. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России / А.Л. Арефьев // СОЦИС. - 2003. - № 9. - С. 61-72.
4. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев// СОЦИС. – 2002. - № 2. - С. 43.
5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. - М. : Свердловск : Сред. кн. изд-во, 1984. - С. 64-76.
6. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России / С.А. Беличева // Российский журнал социальной работы. — 2000. - № 9-10. — С. 43—50.
7. Беличева, С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. - М. : Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2003. - С. 24.
8. Большаков, В.Ю. Эволюционная теория поведения / В.Ю Большаков. – СПб., 2011. - С. 32.
9. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 2013.- 126 с.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк / Я.И. Гилинский // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар. - 2002. - № 2. - С. 82-88.
11. Гилинский, Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы / Я.И. Гилинский // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М. : ИС РАН, 2002. - С. 39-59.
12. Двойменный, И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / И.А. Двойменный // СОЦИС. - 2004. - № 8. - С.115-119.
13. Двойменный, И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень / И.А. Двойменный // СОЦИС. -2010. - № 1. - С.61-66.
14. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения : Монография / Н.В. Дмитриев, Д.В. Четвериков.– Новосибирск : НГПУ, 2012.- 126 с.
15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм [пер. с фр.]. - М. : Наука, 2011- 264 с.
16. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева // СОЦИС. - 2010. - № 6. - С. 43-48.
17. Завражин, С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива / С.А. Завражин // СОЦИС. - 2005. - № 2. - С. 125-131.
18. Заиграев, Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г.Г. Заиграев // СОЦИС. - 2011. - № 11. - С. 69-76.
19. Кевдина, Л.Я. Откуда подростки получают самую важную для себя информацию? / Л.Я. Кевдина // "Юношеская газета",2008. - № 16. - С. 17.
20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 2009.- 220 с.
21. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2011.- 142 с.
22. Коэн, А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / А. Коэн // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы : [cокр. пер. с фр.] ; под ред. Г. В. Осипова. - М. : Прогресс, 2012. - С. 18.
23. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. - М. : Наука, 2006.- 227 с.
24. Кудрявцев, В.Н. Исследовательская проблема - социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев // СОЦИС,— 2013. - № 2. - С. 111-112.
25. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. - М., 2014. - С. 115.
26. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон // СОЦИС. - 2012. - № 2. - С. 118-124.
27. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. — М. : Издательство института социологии РАН, 2008.- 220 с.
28. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М. : Изд-во "Ист-т социологии РАН", 2010. – 224 с.
29. Перов, Г.О. Краткий курс социологии / Г.О. Перов, С.И. Самыгин. - Ростов–на-Дону, 2012. - С. 180.
30. Салагаев, А.Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А.Л. Салагаев. – Казань : Изд-во казан, ун-та, 2007. – 88 с.
31. Скриптунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скриптунова, А.А. Морозов // СОЦИС. - 2012. - № 1. — С. 105-110.
32. Фрейд, 3. Введение в психоанализ : Лекции / З. Фрейд. - М., 2011. - С. 47.
33. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 2013. - С. 38.
34. Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию : учеб пособие / Т.А. Хагуров ; под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 2013. - С. 218.
35. Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология / A.M. Яковлев. - М. : Юрид. Лит., 2011. – 268 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Проблема девиации личности рассматривается многими учеными в психологии, социологии, педагогики и т.д. Эту проблему рассматривают с различных точек зрения. Самыми актуальными проблемами на сегодняшний день является проблема девиации личности и девиантогенные процессы в семейной сфере.
К девиантогенным процессам относятся не только неблагополучные семьи, но и семьи, имеющие внешне благополучный статус, но внутрисемейные отношения носят неблагоприятный эмоциональный характер.
Такие классические подходы, как антропологический (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологический (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.) рассматривают специфику девинтогенных процессов, происходящих в процессе развития личности.
На современном этапе социальная политика должна строится на всестороннем подходе, в котором рассматривается личность, социум и семья.
Рассматривая труды выдающихся педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого можно отметить, что в работе с девиантогенными процессами необходимо включать социальную работу и коррекционно-реабилитационную. Данные педагоги делали акцент на воспитательную среду, в которой воспитывается ребенок. От воспитательного воздействия зависит дальнейшее развитие личности.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. отмечали, что в процессе развития личности нужно ориентироваться на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.
Еще в 60-х годах XX века ученые активно рассматривали проблему педагогической запущенности, как один из факторов девиантогенного процесса
Современные ученые (В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинский, В.Г. Баженов, В.И. Иванов, А.Н. Казаков и т.д.) исследуя дивантное поведение взрослеющей личности учитывали негативные факторы близлежайшего окружения, а именно жизненные ситуации, обусловленные семейными ситуациями.
Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения детей.
Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования развивающейся личности.
Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение детей оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.
В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм.
Таким образом, цель нашего исследования – рассмотреть девиантогенные процессы в семейной сфере.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – девиантогенные процессы в семейной среде, влияющие на девиацию подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать концептуальные исследования, рассматривающие девиантное поведение;
2. Охарактеризовать специфику семейного неблагополучия, влияющую на формирование девиантного поведения детей;
3. Проанализировать пути профилактики девиантного поведения подростков.
Методологическая база исследования:
Методы исследования: анализ, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы семейного воспитания 6
1.1 Характеристика типов семьи 6
1.2. Характеристика типов семьи 10
1.3. Характеристика девинтогенных процессов в семейной сфере 12
Выводы по первой главе 16
Глава II. Девиантное поведение детей как показатель неблагополучного воспитания в семье 17
2.1. Характеристика проблемы девиантного поведения детей 17
2.2. Специфика причин девиантного поведения детей 20
2.3. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения 23
Вывод по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Заключение
Семья является ячейкой общества, в которой взращивается личность. Вся первичная социализация ребенка проходит в семье.
От того, какие ценности преобладают в семье, какие эмоциональные отношения, воспитательные позиции проявляются между членами семьи зависит благополучие ребенка и его моральное развитие.
Как правило, педагогическая запущенность детей исходит из неблагополучного воспитания в семье.
К причинам неблагополучия семейных отношений можно отнести: негативные отношения между членами семьи, искаженные ценностные ориентации, отсутствие контроля со стороны родителей, холодность в отношениях, дистанцирование, аморальный образ жизни родителей, безработица, материальное неблагополучие, низкий общественный статус и т.д.
Многие родители не успевают уделять время ребенку, ограничиваются материальным обеспечение его. Вследствие этого начинают формироваться скудные эмоциональные отношения, которые приводят к внутреннему неудовольствию детей.
Для того, чтобы родители обратили внимание на свои проблемы или проблемы ребенка, дети начинают проявлять асоциальные поступки и обращать на себя внимание.
Получается некий «крик души» у ребенка, он пытается обратить внимание общества на его проблемы. Но, не всегда общество понимает проблемы ребенка и на неправильные действия со стороны ребенка жестоко реагирует.
Таким образом, ребенок получает ответную реакцию на свои действие и закрепляет свое отклоняющееся поведение. В связи с этим попадает в группу риска по девиантному поведению.
Мы считаем, что необходимо проводить профилактику такому поведению. И прежде всего, профилактика должна строиться на коррекции семейного воспитания и выявления неблагополучных семей, в которых преобладает девиантогенная среда.
Список использованной литературы
1. Акбаров, Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. Региональные проблемы борьбы и профилактики / Н.Г. Акбаров. – Казань : Изд-во казан, ун-та, 2006. - С. 12.
2. Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. - М. : Смысл, 2003. - С. 114-116.
3. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России / А.Л. Арефьев // СОЦИС. - 2003. - № 9. - С. 61-72.
4. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев// СОЦИС. – 2002. - № 2. - С. 43.
5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. - М. : Свердловск : Сред. кн. изд-во, 1984. - С. 64-76.
6. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России / С.А. Беличева // Российский журнал социальной работы. — 2000. - № 9-10. — С. 43—50.
7. Беличева, С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. - М. : Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2003. - С. 24.
8. Большаков, В.Ю. Эволюционная теория поведения / В.Ю Большаков. – СПб., 2011. - С. 32.
9. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 2013.- 126 с.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк / Я.И. Гилинский // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар. - 2002. - № 2. - С. 82-88.
11. Гилинский, Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы / Я.И. Гилинский // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М. : ИС РАН, 2002. - С. 39-59.
12. Двойменный, И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / И.А. Двойменный // СОЦИС. - 2004. - № 8. - С.115-119.
13. Двойменный, И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень / И.А. Двойменный // СОЦИС. -2010. - № 1. - С.61-66.
14. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения : Монография / Н.В. Дмитриев, Д.В. Четвериков.– Новосибирск : НГПУ, 2012.- 126 с.
15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм [пер. с фр.]. - М. : Наука, 2011- 264 с.
16. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева // СОЦИС. - 2010. - № 6. - С. 43-48.
17. Завражин, С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива / С.А. Завражин // СОЦИС. - 2005. - № 2. - С. 125-131.
18. Заиграев, Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г.Г. Заиграев // СОЦИС. - 2011. - № 11. - С. 69-76.
19. Кевдина, Л.Я. Откуда подростки получают самую важную для себя информацию? / Л.Я. Кевдина // "Юношеская газета",2008. - № 16. - С. 17.
20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 2009.- 220 с.
21. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2011.- 142 с.
22. Коэн, А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / А. Коэн // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы : [cокр. пер. с фр.] ; под ред. Г. В. Осипова. - М. : Прогресс, 2012. - С. 18.
23. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. - М. : Наука, 2006.- 227 с.
24. Кудрявцев, В.Н. Исследовательская проблема - социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев // СОЦИС,— 2013. - № 2. - С. 111-112.
25. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. - М., 2014. - С. 115.
26. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон // СОЦИС. - 2012. - № 2. - С. 118-124.
27. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. — М. : Издательство института социологии РАН, 2008.- 220 с.
28. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М. : Изд-во "Ист-т социологии РАН", 2010. – 224 с.
29. Перов, Г.О. Краткий курс социологии / Г.О. Перов, С.И. Самыгин. - Ростов–на-Дону, 2012. - С. 180.
30. Салагаев, А.Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А.Л. Салагаев. – Казань : Изд-во казан, ун-та, 2007. – 88 с.
31. Скриптунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скриптунова, А.А. Морозов // СОЦИС. - 2012. - № 1. — С. 105-110.
32. Фрейд, 3. Введение в психоанализ : Лекции / З. Фрейд. - М., 2011. - С. 47.
33. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 2013. - С. 38.
34. Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию : учеб пособие / Т.А. Хагуров ; под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 2013. - С. 218.
35. Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология / A.M. Яковлев. - М. : Юрид. Лит., 2011. – 268 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую