5+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Современные социально-экономические трудности осложняются тем, что для многих родителей уничтожены ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной помощи в воспитании детей, родители нередко пользуются воспоминаниями о личном детстве, а также неофициальным источникам (советами друзей, соседей и, своих родителей).
Взрослые не всегда понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родителей и близких, и только в семье формируется уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.
Последнее десятилетие характеризуется напряженностью криминогенной ситуации, ростом преступности, особенно среди несовершеннолетних. Криминальная активность несовершеннолетних значительно выше, чем у взрослого населения. Если на 10000 подростков в возрасте от 14 до 17 лет в течение года приходится около 120 преступлений, то на такое же количество взрослых - 90. Но наиболее опасной и требующей внимания, тенденцией является увеличение за последние годы так называемых резонансных преступлений, которые отличаются особым цинизмом и жестокостью. Основными причинами этого являются социальная незрелость и психофизиологические особенности подростков, желание испытать новые ощущения, повышенное стремление к независимости.
Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию детей и подростков в обществе.
Исследование причин правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует, что в 90-97% случаев механизм противоправного поведения был запущен нехваткой семейного воспитания, причем несовершеннолетние приходят к противоправному поведению под непосредственным влиянием или с участием родителей.
Семья занимает главное место в нравственном формировании личности, она берет с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитании, дает детям начальные знания об окружающем мире, производит определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты со многими другими людьми и тому подобное. Конкурировать с семьей, особенно на начальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской опеки или семейное неблагополучие, наоборот, почти всегда создает реальные трудности в формировании детей и подростков, преодолеть которые полностью обществу до сегодняшнего дня не удается.
Социальные трансформации последнего десятилетия привели к обеднению подавляющего большинства семей, увеличению рабочей и бытовой занятости взрослых членов семьи. Рост безработицы объективно ограничивает материальные возможности семьи. Следствием всего этого является падение уровня жизни семей, тревожная атмосфера в доме, рост конфликтности во взаимоотношениях, жестокость по отношению к детям.
В новых общественных условиях состав правонарушителей изменился. Теперь их дополнили дети с объективно нормальных, но со сложным экономическим положением семей. Кроме того, значительное количество социально дезадаптированных подростков воспитывается в семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, повышенной конфликтностью внутрисемейных отношений. Семья перестает эффективно выполнять свои институциональные функции в обществе. Все это обусловливает необходимость изучения особенностей дисфункций семьи на современном этапе и их влияние на девиантное поведение несовершеннолетних.
Социально-педагогическая работа с семьей - задача центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, школьных социальных педагогов. Актуальность этой работы обусловлена увеличением проблем семьи, их комплексным характером; кризисом семьи, что проявляется в неспособности семей самостоятельно выполнять свои функции в обществе; необходимостью внедрения инновационных подходов к реализации государственной социальной и семейной политики; ориентацией политики на поддержку и стабилизацию семьи, а не на ее развитие; отношением к семье как к объекту усилий специалистов по решению ее проблем, а не как к субъекту; направленностью социально-педагогической работы на социальное воспитание, развитие личности, в отношении семьи речь идет лишь о помощи родителям в воспитании детей, другие же функции семьи, а тем более права детей, членов семьи, их обязанности, права семьи - без внимания социального педагога.
Существующие исследования в этом направлении раскрывают различные аспекты социально-педагогической работы с семьей: подготовку молодежи к семейной жизни, подготовку будущих приемных родителей и родителей-воспитателей, помощь семьям в выполнении воспитательной функции, работу с молодой семьей, социального педагога с семьей и тому подобное. На основе изучения исследований можно выявить следующие подходы к социально-педагогической работе с семьей: комплексный, проблемно-ориентированный, педагогика социальной защиты, социально-педагогическая парадигма поддержки семьи в ситуации общественно-экономического кризиса.
Главная функция педагогики в системе социальной защиты заключается:
1) на личностном уровне - в социальной защите духовности человека, его потребностей в моральной поддержке, культурном развитии, образовании и воспитании;
2) на макросоциальном уровне - в педагогическом оздоровлении окружающей среды, создании благоприятной гуманной среды жизнедеятельности людей в районе, поселке, селе, когда гуманные добрососедские отношения между людьми становятся нормой человеческих отношений. Логическим продолжением должен быть микросоциальный уровень - прежде всего, уровень семьи, который требует, с одной стороны, педагогизации и социального воспитания, с другой - созданиея условий для реализации прав, учета целостности и интересов семьи.
Характеристиками такой модели являются: общность усилий в социально-педагогической поддержке; формирование нового социального типа личности (с постиндустриальной культурой, не подверженной потребительскому отношению к социальным службам) на основе учета целостных ориентаций людей; трудообеспечение населения с формированием положительной мотивации к труду, социальной активности, персональной ответственностью (основные идеи: работа как обязательное условие существования, каждый вид труда является престижным); педагогическое сопровождение человека от рождения до смерти; опора на натуральные источники оздоровления человека (социально-культурная, социально-оздоровительная, социально-образовательная поддержка с целью реабилитации граждан); доступность социальных услуг (приближение услуг к месту жительства людей); опора на духовные ценности россиян (на основе сострадания, милосердия, взаимопомощи разных поколений, соседей и др. по организации социальных педагогов, работающих в микрорайоне); интеграция усилий профессионалов и частных инициатив, волонтеров, НПО; превентивный характер деятельности социальных служб (просвещение по правам человека, семьи, семейной экономики, психологии отношений, технологий самопомощи, переключение интересов людей к значимой деятельности (воспитательной, образовательной, досуговой, трудовой и т.д.); опора на исторические традиции выживания в экстремальных ситуациях; интеграция педагогики и социальной работы.
Целью данного исследования является выявление особенностей социальной работы с неблагополучными семьями как профилактики противоправного поведения подростков.
Задачи исследования:
Изучить сущность, понятие и виды неблагополучных семей.
Проанализировать теоретические аспекты социальной работы с неблагополучными семьями
Исследовать правовое регулирование социальной помощи семье и детям.
Объект - социальная работа с неблагополучными семьями.
Предмет - социальная работа с неблагополучными семьями как профилактика противоправного поведения подростков.
Изучению семьи как социального института и малой группы посвящены работы А.И. Антонова, В.И. Медкова, А.Г. Харчева и др, а такие ученые, как В.И. Шилова, В. А. Балцевич, С.Н. Буровая, А.К. Водородная, Ю.М. Якубова, А.Г. Антонова-Турченко, В. Святненко, В.М. Оржеховская, Г.М. Миньковский изучали неблагополучные семьи. Каждый автор вкладывал в это понятие свое значение, причем основное внимание при изучении неблагополучных семей уделялось неполным семьям и таким, где родители злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни или употребляли наркотики.
Весомый вклад в разработку теории социальной работы внесли как западные зарубежные ученые (Г. Бернер, Ж. Пиаже, Ш. Рамон, Б. Скиннер, К. Уэллс, Л. Юнссон и др.), так и отечественные исследователи (В. Андрущенко, В. Бех, И. Бех, В. Бочарова, Л. Гуслякова, М. Евтух, В. Киричук, Н. Лукашевич, П. Павленок, М. Фирсов и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Сущность и понятие неблагополучных семей 8
1.2. Виды неблагополучных семей 11
1.3. Характеристика неблагополучных семей 15
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 25
2.1 Сущность социальной работы как вида социальной деятельности 25
2.2 Основные ценности и принципы социальной работы с неблагополучными семьями 34
2.3 Правовое регулирование социальной помощи семье и детям 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения теоретических источников можно выделить следующие действующие подходы к социально-педагогической работы с семьей в РФ:
1. Комплексный: социально-педагогическая работа должна охватывать все аспекты жизнедеятельности семьи, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов.
2. Ресурсный: привлечение к работе всех социальных институтов, предоставляя семье необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии.
3. Системный: работа с семьей как со сложной системой, учитывая, что влияние на ее какой-то элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах.
4. Фамилиецентричный: при социальной поддержке интересы семьи должны стоять перед правами и интересами общества, государства или какой-то группы.
5. Проблемно-ориентированный: ориентация на первоочередное решение самых болезненных проблем семьи.
6. Деятельностный: включение семьи в решение ее проблем.
7. Личностный: работа социального педагога с каждым членом семьи, учитывая его опыт, особенности, мотивацию. Их иерархию в методологии можно представить следующим образом: гносеология - фамилиецентричний подход; общенаучные подходы: деятельностный, системный, личностный, комплексный; конкретно-научные подходы: ресурсный, проблемно ориентирован.
Анализ исследований позволяет выделить следующие принципы социально-педагогической работы с семьей:
• максимальное сохранение семьи в интересах всех ее членов, ориентация на сохранение целостности семьи для стабилизации ее состояния и развития;
• положительного образа семьи: семья является естественной средой для формирования личности, если она: материально благополучная, в ней есть самоощущение личностью своей необходимости для семьи, взаимопонимание и взаимоуважение родителей, отсутствие конфликтов с обществом, наличие семейных традиций;
• гуманизма: идея способности личности, семьи, общества меняться в лучшую сторону под влиянием различных факторов, жизненного опыта;
• объективности: отношение к проблемам семьи как закономерностям ее жизнедеятельности, восприятие ситуации каждой семьи без собственных иллюзий и предубеждений, абсолютизации собственного семейного опыта;
• толерантности: сдержанность и отсутствие осуждения к особенностям семьи, ее отклонений от «нормы»;
• равной ответственности семьи и социального педагога как представителя государства в решении проблем семьи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Симонова Т.М. Социальные проблемы в контексте социальной работы // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и социал. работы. - 2012. - № 2. - С. 11 -16.
2. Якубова Ю.М., Антонова-Турченко А.Г., Святненко В., Московка М.М. Проблемные семьи: дети и родители. - М.: Изд-во «Студцентр». - 2009. - 138 с
3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов. школа, 1976. – С.417
4. Технология социальной работы: учебник / [ Е.И. Холостова Л.И. Кононова, В.А. Петросян] ; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М. : Юрайт, 2012. - 503 с.
5. Капская А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: Учебно-методическое пособие, - М.: ГЦССМ, 2010 – С.133
6. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России : сравн. анализ с правопорядком стран ЕС // Рос. юстиция. - 2011. - № 2. - С. 60-62
7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.
8. Титаренко Т.М. Какие разные дети. - М.: Марич, 2009.
9. Трудный подросток. / Под. ред. Г.А.Уманова. - Алма-Ата: Рацан, 2010.
10. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113.
11. Филипова А.Г. Институт социальной поддержки в системе социальной защиты детства // Учен. зап. Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та. – 2012. – Т. 2, № 12. – С. 48–55.
12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», - 2012
13. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2010. - 348 с.
14. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. М.. Институт социальной работы 2010. - 404 с.
15. Седова И.В. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации // Социал. педагогика. — 2011. — № 2. — С. 5-12.
16. Актуальные проблемы теории и практики социальной работы на рубеже тысячелетий: [монография] // Социальная работа. Книга 1. - М.: ГЦССМ, 2011. - 344 с.
17. Пейн М. Современная теория социальной работы. - М.: Просвещение, 2010. - 438 с.
18. Фадейкина В.С. Муниципальная социальная политика в области детства : автореф. дис. … канд. соц. наук / Фадейкина В.С. — Новосибирск, 2011. — 22 с.
19. Сизикова В.В. Социальная работа как фактор обеспечения социального благополучия человека и общества // Соц. работа. – 2011. - № 1. - С. 51-52.
20. Ястребова А.П. Потребности в контексте теории социального благополучия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : [информ. гуманит. портал]. – М., 2009. - № 2. – С.
21. Середина М.И. Социальные проблемы как объект социальной работы : теоретические аспекты проблемы // Личность и общество: проблемы педагогики, психологии и социологии. - М., 2010. - С. 165-170.
22. Топчий Л.В. Современные подходы к определению объекта и предмета общей теории социальной работы // Отеч. журн. социал. работы. - 2010. - № 3. - С. 7-13
23. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2009. - 512 с.
24. Голубева Л.Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Соц.-экон. явления и процессы. - 2013. - № 6. - С. 72-79.
25. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Современные социально-экономические трудности осложняются тем, что для многих родителей уничтожены ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной помощи в воспитании детей, родители нередко пользуются воспоминаниями о личном детстве, а также неофициальным источникам (советами друзей, соседей и, своих родителей).
Взрослые не всегда понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родителей и близких, и только в семье формируется уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.
Последнее десятилетие характеризуется напряженностью криминогенной ситуации, ростом преступности, особенно среди несовершеннолетних. Криминальная активность несовершеннолетних значительно выше, чем у взрослого населения. Если на 10000 подростков в возрасте от 14 до 17 лет в течение года приходится около 120 преступлений, то на такое же количество взрослых - 90. Но наиболее опасной и требующей внимания, тенденцией является увеличение за последние годы так называемых резонансных преступлений, которые отличаются особым цинизмом и жестокостью. Основными причинами этого являются социальная незрелость и психофизиологические особенности подростков, желание испытать новые ощущения, повышенное стремление к независимости.
Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию детей и подростков в обществе.
Исследование причин правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует, что в 90-97% случаев механизм противоправного поведения был запущен нехваткой семейного воспитания, причем несовершеннолетние приходят к противоправному поведению под непосредственным влиянием или с участием родителей.
Семья занимает главное место в нравственном формировании личности, она берет с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитании, дает детям начальные знания об окружающем мире, производит определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты со многими другими людьми и тому подобное. Конкурировать с семьей, особенно на начальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской опеки или семейное неблагополучие, наоборот, почти всегда создает реальные трудности в формировании детей и подростков, преодолеть которые полностью обществу до сегодняшнего дня не удается.
Социальные трансформации последнего десятилетия привели к обеднению подавляющего большинства семей, увеличению рабочей и бытовой занятости взрослых членов семьи. Рост безработицы объективно ограничивает материальные возможности семьи. Следствием всего этого является падение уровня жизни семей, тревожная атмосфера в доме, рост конфликтности во взаимоотношениях, жестокость по отношению к детям.
В новых общественных условиях состав правонарушителей изменился. Теперь их дополнили дети с объективно нормальных, но со сложным экономическим положением семей. Кроме того, значительное количество социально дезадаптированных подростков воспитывается в семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, повышенной конфликтностью внутрисемейных отношений. Семья перестает эффективно выполнять свои институциональные функции в обществе. Все это обусловливает необходимость изучения особенностей дисфункций семьи на современном этапе и их влияние на девиантное поведение несовершеннолетних.
Социально-педагогическая работа с семьей - задача центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, школьных социальных педагогов. Актуальность этой работы обусловлена увеличением проблем семьи, их комплексным характером; кризисом семьи, что проявляется в неспособности семей самостоятельно выполнять свои функции в обществе; необходимостью внедрения инновационных подходов к реализации государственной социальной и семейной политики; ориентацией политики на поддержку и стабилизацию семьи, а не на ее развитие; отношением к семье как к объекту усилий специалистов по решению ее проблем, а не как к субъекту; направленностью социально-педагогической работы на социальное воспитание, развитие личности, в отношении семьи речь идет лишь о помощи родителям в воспитании детей, другие же функции семьи, а тем более права детей, членов семьи, их обязанности, права семьи - без внимания социального педагога.
Существующие исследования в этом направлении раскрывают различные аспекты социально-педагогической работы с семьей: подготовку молодежи к семейной жизни, подготовку будущих приемных родителей и родителей-воспитателей, помощь семьям в выполнении воспитательной функции, работу с молодой семьей, социального педагога с семьей и тому подобное. На основе изучения исследований можно выявить следующие подходы к социально-педагогической работе с семьей: комплексный, проблемно-ориентированный, педагогика социальной защиты, социально-педагогическая парадигма поддержки семьи в ситуации общественно-экономического кризиса.
Главная функция педагогики в системе социальной защиты заключается:
1) на личностном уровне - в социальной защите духовности человека, его потребностей в моральной поддержке, культурном развитии, образовании и воспитании;
2) на макросоциальном уровне - в педагогическом оздоровлении окружающей среды, создании благоприятной гуманной среды жизнедеятельности людей в районе, поселке, селе, когда гуманные добрососедские отношения между людьми становятся нормой человеческих отношений. Логическим продолжением должен быть микросоциальный уровень - прежде всего, уровень семьи, который требует, с одной стороны, педагогизации и социального воспитания, с другой - созданиея условий для реализации прав, учета целостности и интересов семьи.
Характеристиками такой модели являются: общность усилий в социально-педагогической поддержке; формирование нового социального типа личности (с постиндустриальной культурой, не подверженной потребительскому отношению к социальным службам) на основе учета целостных ориентаций людей; трудообеспечение населения с формированием положительной мотивации к труду, социальной активности, персональной ответственностью (основные идеи: работа как обязательное условие существования, каждый вид труда является престижным); педагогическое сопровождение человека от рождения до смерти; опора на натуральные источники оздоровления человека (социально-культурная, социально-оздоровительная, социально-образовательная поддержка с целью реабилитации граждан); доступность социальных услуг (приближение услуг к месту жительства людей); опора на духовные ценности россиян (на основе сострадания, милосердия, взаимопомощи разных поколений, соседей и др. по организации социальных педагогов, работающих в микрорайоне); интеграция усилий профессионалов и частных инициатив, волонтеров, НПО; превентивный характер деятельности социальных служб (просвещение по правам человека, семьи, семейной экономики, психологии отношений, технологий самопомощи, переключение интересов людей к значимой деятельности (воспитательной, образовательной, досуговой, трудовой и т.д.); опора на исторические традиции выживания в экстремальных ситуациях; интеграция педагогики и социальной работы.
Целью данного исследования является выявление особенностей социальной работы с неблагополучными семьями как профилактики противоправного поведения подростков.
Задачи исследования:
Изучить сущность, понятие и виды неблагополучных семей.
Проанализировать теоретические аспекты социальной работы с неблагополучными семьями
Исследовать правовое регулирование социальной помощи семье и детям.
Объект - социальная работа с неблагополучными семьями.
Предмет - социальная работа с неблагополучными семьями как профилактика противоправного поведения подростков.
Изучению семьи как социального института и малой группы посвящены работы А.И. Антонова, В.И. Медкова, А.Г. Харчева и др, а такие ученые, как В.И. Шилова, В. А. Балцевич, С.Н. Буровая, А.К. Водородная, Ю.М. Якубова, А.Г. Антонова-Турченко, В. Святненко, В.М. Оржеховская, Г.М. Миньковский изучали неблагополучные семьи. Каждый автор вкладывал в это понятие свое значение, причем основное внимание при изучении неблагополучных семей уделялось неполным семьям и таким, где родители злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни или употребляли наркотики.
Весомый вклад в разработку теории социальной работы внесли как западные зарубежные ученые (Г. Бернер, Ж. Пиаже, Ш. Рамон, Б. Скиннер, К. Уэллс, Л. Юнссон и др.), так и отечественные исследователи (В. Андрущенко, В. Бех, И. Бех, В. Бочарова, Л. Гуслякова, М. Евтух, В. Киричук, Н. Лукашевич, П. Павленок, М. Фирсов и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Сущность и понятие неблагополучных семей 8
1.2. Виды неблагополучных семей 11
1.3. Характеристика неблагополучных семей 15
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 25
2.1 Сущность социальной работы как вида социальной деятельности 25
2.2 Основные ценности и принципы социальной работы с неблагополучными семьями 34
2.3 Правовое регулирование социальной помощи семье и детям 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения теоретических источников можно выделить следующие действующие подходы к социально-педагогической работы с семьей в РФ:
1. Комплексный: социально-педагогическая работа должна охватывать все аспекты жизнедеятельности семьи, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов.
2. Ресурсный: привлечение к работе всех социальных институтов, предоставляя семье необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии.
3. Системный: работа с семьей как со сложной системой, учитывая, что влияние на ее какой-то элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах.
4. Фамилиецентричный: при социальной поддержке интересы семьи должны стоять перед правами и интересами общества, государства или какой-то группы.
5. Проблемно-ориентированный: ориентация на первоочередное решение самых болезненных проблем семьи.
6. Деятельностный: включение семьи в решение ее проблем.
7. Личностный: работа социального педагога с каждым членом семьи, учитывая его опыт, особенности, мотивацию. Их иерархию в методологии можно представить следующим образом: гносеология - фамилиецентричний подход; общенаучные подходы: деятельностный, системный, личностный, комплексный; конкретно-научные подходы: ресурсный, проблемно ориентирован.
Анализ исследований позволяет выделить следующие принципы социально-педагогической работы с семьей:
• максимальное сохранение семьи в интересах всех ее членов, ориентация на сохранение целостности семьи для стабилизации ее состояния и развития;
• положительного образа семьи: семья является естественной средой для формирования личности, если она: материально благополучная, в ней есть самоощущение личностью своей необходимости для семьи, взаимопонимание и взаимоуважение родителей, отсутствие конфликтов с обществом, наличие семейных традиций;
• гуманизма: идея способности личности, семьи, общества меняться в лучшую сторону под влиянием различных факторов, жизненного опыта;
• объективности: отношение к проблемам семьи как закономерностям ее жизнедеятельности, восприятие ситуации каждой семьи без собственных иллюзий и предубеждений, абсолютизации собственного семейного опыта;
• толерантности: сдержанность и отсутствие осуждения к особенностям семьи, ее отклонений от «нормы»;
• равной ответственности семьи и социального педагога как представителя государства в решении проблем семьи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Симонова Т.М. Социальные проблемы в контексте социальной работы // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и социал. работы. - 2012. - № 2. - С. 11 -16.
2. Якубова Ю.М., Антонова-Турченко А.Г., Святненко В., Московка М.М. Проблемные семьи: дети и родители. - М.: Изд-во «Студцентр». - 2009. - 138 с
3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов. школа, 1976. – С.417
4. Технология социальной работы: учебник / [ Е.И. Холостова Л.И. Кононова, В.А. Петросян] ; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М. : Юрайт, 2012. - 503 с.
5. Капская А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: Учебно-методическое пособие, - М.: ГЦССМ, 2010 – С.133
6. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России : сравн. анализ с правопорядком стран ЕС // Рос. юстиция. - 2011. - № 2. - С. 60-62
7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.
8. Титаренко Т.М. Какие разные дети. - М.: Марич, 2009.
9. Трудный подросток. / Под. ред. Г.А.Уманова. - Алма-Ата: Рацан, 2010.
10. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113.
11. Филипова А.Г. Институт социальной поддержки в системе социальной защиты детства // Учен. зап. Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та. – 2012. – Т. 2, № 12. – С. 48–55.
12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», - 2012
13. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2010. - 348 с.
14. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. М.. Институт социальной работы 2010. - 404 с.
15. Седова И.В. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации // Социал. педагогика. — 2011. — № 2. — С. 5-12.
16. Актуальные проблемы теории и практики социальной работы на рубеже тысячелетий: [монография] // Социальная работа. Книга 1. - М.: ГЦССМ, 2011. - 344 с.
17. Пейн М. Современная теория социальной работы. - М.: Просвещение, 2010. - 438 с.
18. Фадейкина В.С. Муниципальная социальная политика в области детства : автореф. дис. … канд. соц. наук / Фадейкина В.С. — Новосибирск, 2011. — 22 с.
19. Сизикова В.В. Социальная работа как фактор обеспечения социального благополучия человека и общества // Соц. работа. – 2011. - № 1. - С. 51-52.
20. Ястребова А.П. Потребности в контексте теории социального благополучия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : [информ. гуманит. портал]. – М., 2009. - № 2. – С.
21. Середина М.И. Социальные проблемы как объект социальной работы : теоретические аспекты проблемы // Личность и общество: проблемы педагогики, психологии и социологии. - М., 2010. - С. 165-170.
22. Топчий Л.В. Современные подходы к определению объекта и предмета общей теории социальной работы // Отеч. журн. социал. работы. - 2010. - № 3. - С. 7-13
23. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2009. - 512 с.
24. Голубева Л.Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Соц.-экон. явления и процессы. - 2013. - № 6. - С. 72-79.
25. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую