5+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Работая уже около 15 лет в медицине, осознаю , что нам катастрофически не хватает высококвалифицированных , хорошо подготовленных и грамотных специалистов в области социальной работы. Специалистов, которые действительно своими правильными, четкими и отлаженными действиями найдут такой подход к пациенту, оказавшемуся в определенной непростой жизненной ситуации, который поможет и нам, медицинским работникам более правильно расставить приоритеты в медицинской тактике , в отношении конкретного больного, и способствовать скорейшему выздоровлению.
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию государственного и негосударственного содействия человеку в трудной жизненной ситуации с целью изменения социального, материального и культурного уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Специфика деятельности социального работника заключается в том, что при решении стоящих перед ним задач и проблем , она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений деятельности людей, а также все стороны общества, в чем и обусловлена актуальность данного исследования. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством взаимодействия и поддержания контактов с представителями государственных служб, различных общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами ,нуждающимися в помощи, в том числе и медицинской, а тк так же поддержке, защите , что требует, в свою очередь, высокого уровня развития у социальных работников коммуникативных способностей.
Профессия социального работника , прежде всего, является коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, а успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетенции. Высокий уровень коммуникативной компетентности прежде всего защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению. Общение характерно для всех сфер жизни людей, это является непосредственным условием и средством формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества, общение обладает специфическими функциональными и содержательными характеристиками. Выделяют персептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение — это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений между собой.
На фоне социально-экономических и политических процессов, происходящих в нашей стране, обостряются и социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличивается число безработных и маргинальных групп. Рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам является следствием этих процессов. Возросла потребность общества в решении актуальных проблем населения, которая вызвала необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.
В 1991 году в России социальная работа ,как специфический вид профессиональной деятельности, была законодательно закреплена. Единый тарифно-квалификационный справочник должностей и профессий был дополнен новой профессией – «социальный работник». Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались люди, занимающиеся меценатством и благотворительностью, осуществляющие социальное призрение больных и нищих. В современном понимании «социальный работник» - это профессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями профессии.
Для решения социальных проблем используются различные технологии в работе специалиста, в том числе коммуникационные. Коммуникационными технологиями называют широкий набор методов, используемых людьми в качестве средства сообщения. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации.
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью коммуникационных технологий (глобальных, информационных, обучающих и др.) можно своевременно разрешить социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность коммуникационных технологий может быть понята как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности. Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения. В содержании социально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей общения, во-вторых, овладение «технологией» коммуникации, т. е. формирование навыков и умений профессионального общения.
Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений общения с клиентами: управления на формирование умений последовательно действовать на всех этапах консультирования, навыков снятия мышечного напряжения во время социальной работы, умений осуществлять распределённое произвольное внимание, обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуре речи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а при наличии видеомагнитофонной техники - упражнения, обеспечивающие развитие адекватной мимики и жестикуляции в условиях общения с клиентами социальных служб.
Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса на магнитофонной ленте и, тем более, видящий себя на экране видеомонитора, получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики и жестикуляции, воспринимает себя «со стороны» точно также, как другого человека. Одной из форм социально-психологического тренинга общения являются деловые игры, моделирующие типичные социальные ситуации, к примеру, приём клиента. Тренинг общения - новая форма в социальной работе в системе подготовки и усовершенствования социальных работников, представляется весьма перспективной для их обучения (31,46-48).
Необходимо обратить внимание на то, что степень развития коммуникативных умений будущих социальных работников неразрывно связана с непосредственным участием студента-практиканта в проведении приёмов клиентов в социальной службе.
В современных условиях коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.
Во многих видах деятельности общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в гуманитарной деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной гуманитарной деятельности общение приобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знания закономерностей делового общения, умение обладать коммуникативными способностями и речевой культурой (12,18).
Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
Развитие компетентного общения студентов и специалистов в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации, при которой другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой учебной или служебной задачей (30,12).
специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Выявление игровой природы коммуникативного мастерства, как и овладение им, требует особой технологии, а именно проработки игровых методик, особенно с технологией педагогического управления играми.
Поливариантность игрового характера отличает следующую группу приёмов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевое исполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности студента и специалиста проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, а значит,
Объект – коммуникационные технологии в практике социальной работы.
Предмет - использование коммуникационных технологий в работе специалистов по социальной работе.
Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;
Наряду с этим, проблема подготовки специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не является достаточно разработанной.
Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад в исследование проблемы профессионализма работников социальной сферы, следует выделить такие имена, как С. Шардлоу Ш. Рамон, М.Доэл, С. Ф.Парслоу и другие.
Освящая проблему профессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бы справедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим более точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие социальной сферы содержится в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И. Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются общественные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг» [26, с. 261].
Понятие «профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и энциклопедиях. Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении сути социальной работы как вида профессиональной деятельности.
Ряд авторов дает свои определения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитие способностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями, необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется, другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связи интересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Он трактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49].
Становление личности профессионала здесь идет по трем направлениям:
1) изменение всей системы деятельности – формирование профессионального мастерства;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике, так и в формировании новообразований профессионального сознания;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности об объекте, осознание его значимости).
Обобщая вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями, навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих действий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будут выступать стабильность и результативность его деятельности.
Цель дипломной работы: обосновать необходимость формирования профессионально-коммуникативных качеств специалиста по социальной работе, в моём случае медицинского учреждения.
Задачи исследования:
1) изучить профессиональный статус социального работника;
2) рассмотреть социальную работу ,как коммуникативную профессию;
3) проанализировать общение как профессионально важное качество социального работника.
Предмет: опыт использования коммуникативных техник в социальной работе КГП «Костанайский перинатальный центр»
Объект : профессионально-коммуникативные качества специалиста по социальной работе.
Гипотеза исследования процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных техник и технологий в социальной работе
1.1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности
1.2. Сущность и содержание понятий «коммуникативная техника» и «коммуникативная технология» в социальной работе…………………
1.3 Использования коммуникативной техники в повседневной практике социального работника...................................................................................
1.4 Роль личностных качесвтв в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника…………………………………….
Выводы по первой главе ……………………………………………….
Глава 2. Практическое основание применения коммуникативной техники в социальной работе
2.1. Краткая характеристика КГП «Костанайский перинатальный центр» г. Костанай......................................................................................
2.2. Опыт использования применения коммуникативной техники в социальной работе КГП «Костанайский перинаталный центр» ..........
Выводы по второй главе ………………………………………………
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных техник и технологий в социальной работе
1.1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности
1.2. Сущность и содержание понятий «коммуникативная техника» и «коммуникативная технология» в социальной работе…………………
1.3 Использования коммуникативной техники в повседневной практике социального работника...................................................................................
1.4 Роль личностных качесвтв в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника…………………………………….
Выводы по первой главе ……………………………………………….
Глава 2. Практическое основание применения коммуникативной техники в социальной работе
2.1. Краткая характеристика КГП «Костанайский перинатальный центр» г. Костанай......................................................................................
2.2. Опыт использования применения коммуникативной техники в социальной работе КГП «Костанайский перинаталный центр» ..........
Выводы по второй главе ………………………………………………
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………..
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации [Текст] / Т.З. Адамьянц. - М.: Дрофа, 2009 – 206 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2010. – 659 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., Аспект Пресс, 2011. – 524 с.
4. Антошкин В.Н. Социально-статические факторы в управлении коммуникативной деятельностью [Текст] / Вестник 2011. - №6 - С. 33-36.
5. Баимбетов А.А. Молодежь в кризисном социуме [Текст]: учебное пособие / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 585 с.
6. Бгажноков Б.Х. Личностно и социально ориентированное общение [Текст] / Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М., 2010. – 454 с.
7. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой - 3-е. издание. - М.: Смысл, 2009. - 377 с.
8. Владимирова О.А. Методика психологического консультирования в социальной работе [Текст] / О.А. Владимирова, Ю.А. Овчинников / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. - № 2. – С.36-40
9. Горянина В.А. Психология общения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Горянина. - М.: издательский центр "ACADEMIA", 2010. – 425 с.
10. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 2010. - 272 с.
11. Данкел, Ж. Деловой этикет. Серия "1000 секретов успеха " [Текст] / Ж. Данкел. М - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 586 с.
12. Девис Ф. Создай себе имидж [Текст] / Пер. с англ. С.И. Ананин. - М.: ООО "Попурри", 2009. – 256 с.
13. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью [Текст] // Социологические исследования. 2011. - №10. - С. 44-50
14. Зинченко В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. Учебное пособие [Текст]: учебник / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта, 2007. – 224 с.
15. Зубырев Т.В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем [Текст]: научная литература / Т.В. Зубырев. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 95 с.
16. Каменская О.Л. Текст и коммуникация [Текст]: монография / О.Л. Каменская. – М.: Высшая школа, 1990. – 153 с.
17. Касаткин С.А. Мастер общения [Текст] / С.А. Касаткин. М – СПб.: Питер, 2011. – 510 с.
18. Квасков В.Д. "Роль общения в деятельности человека" [Текст] // Социально - политический журнал. 2011.- № 3. – С. 224 - 234.
19. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда [Текст] / пер. с англ. - М.: Ниола - пресс, 2009. -144 с.
20. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов, Д. Захаров, В. Г. Коновалова, под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 558 с.
21. Колпачников В.В. "Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании" [Текст] // "Журнал практического психолога".2011. - №5. – С.18 -26.
22. Колпачников В.В. "Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование" [Текст] // "Вопросы психологии". 2011. - №6. – С.35-43.
23. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 2010. – С.28-34
24. Курабтов В.И. Стратегия делового успеха [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов . М- Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2011. - 416 с.
25. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебник [Текст]: учебное пособие / Г.В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 223 с.
25. Лебедева М.М. Технология ведения переговоров [Текст]: учебное пособие / М.М. Лебедева: Аспект Пресс, 2010. – 192 с.
27. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологи [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 2011. -296 с.
28. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Б.Ф. Ломов. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 688 с.
29. Методологические и технологические основы современной социальной работы в России [Текст] / Под ред. Н.И. Лапина. - Ярославль, «Диа-пресс», 2010. – 151 с.
30. Немов Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2010. – 574 с.
31. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушек, МГУ, 2008. – 474 с.
32. Овчинников, П.К. Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом [Текст]: научная литература / П. К. Овчинников. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 74 с.
33. Основы социальной работы [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра - М, 2010.- 368 с.
34. Певная М.В. Имидж и престиж социальной работы [Текст] Монография / М.В. Певная, Ю.Р. Вишневский. - Екатеринбург.: УрФУ, 2011. - 184 стр
35. Познание в структуре общения [Текст]: научная литература / под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 368 с.
36. Служба тематических толковых словарей, ClossaryComander [Текст] Режим доступа: http://www.glossary/ru
37. Социальная работа, [Текст]: портал о социальной работе / Режим доступа: http://soc-work.ru
38. Шмелёва Н.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника [Текст] / Н.Б. Шмелёва. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 441 с.
39. Шпаковская С.В. Основы теории коммуникации [Текст]: учебное пособие / С.В. Шпаковская, В.О. Шпаковский. Пензенский государственный университет, Пенза: [б.г.]. – 83с.
40. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
41. Чернецкая А. и др. Технология социальной работы.
41. Этический кодекс специалиста по социальной работе
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Работая уже около 15 лет в медицине, осознаю , что нам катастрофически не хватает высококвалифицированных , хорошо подготовленных и грамотных специалистов в области социальной работы. Специалистов, которые действительно своими правильными, четкими и отлаженными действиями найдут такой подход к пациенту, оказавшемуся в определенной непростой жизненной ситуации, который поможет и нам, медицинским работникам более правильно расставить приоритеты в медицинской тактике , в отношении конкретного больного, и способствовать скорейшему выздоровлению.
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию государственного и негосударственного содействия человеку в трудной жизненной ситуации с целью изменения социального, материального и культурного уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Специфика деятельности социального работника заключается в том, что при решении стоящих перед ним задач и проблем , она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений деятельности людей, а также все стороны общества, в чем и обусловлена актуальность данного исследования. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством взаимодействия и поддержания контактов с представителями государственных служб, различных общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами ,нуждающимися в помощи, в том числе и медицинской, а тк так же поддержке, защите , что требует, в свою очередь, высокого уровня развития у социальных работников коммуникативных способностей.
Профессия социального работника , прежде всего, является коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, а успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетенции. Высокий уровень коммуникативной компетентности прежде всего защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению. Общение характерно для всех сфер жизни людей, это является непосредственным условием и средством формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества, общение обладает специфическими функциональными и содержательными характеристиками. Выделяют персептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение — это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений между собой.
На фоне социально-экономических и политических процессов, происходящих в нашей стране, обостряются и социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличивается число безработных и маргинальных групп. Рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам является следствием этих процессов. Возросла потребность общества в решении актуальных проблем населения, которая вызвала необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.
В 1991 году в России социальная работа ,как специфический вид профессиональной деятельности, была законодательно закреплена. Единый тарифно-квалификационный справочник должностей и профессий был дополнен новой профессией – «социальный работник». Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались люди, занимающиеся меценатством и благотворительностью, осуществляющие социальное призрение больных и нищих. В современном понимании «социальный работник» - это профессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями профессии.
Для решения социальных проблем используются различные технологии в работе специалиста, в том числе коммуникационные. Коммуникационными технологиями называют широкий набор методов, используемых людьми в качестве средства сообщения. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации.
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью коммуникационных технологий (глобальных, информационных, обучающих и др.) можно своевременно разрешить социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность коммуникационных технологий может быть понята как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности. Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения. В содержании социально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей общения, во-вторых, овладение «технологией» коммуникации, т. е. формирование навыков и умений профессионального общения.
Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений общения с клиентами: управления на формирование умений последовательно действовать на всех этапах консультирования, навыков снятия мышечного напряжения во время социальной работы, умений осуществлять распределённое произвольное внимание, обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуре речи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а при наличии видеомагнитофонной техники - упражнения, обеспечивающие развитие адекватной мимики и жестикуляции в условиях общения с клиентами социальных служб.
Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса на магнитофонной ленте и, тем более, видящий себя на экране видеомонитора, получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики и жестикуляции, воспринимает себя «со стороны» точно также, как другого человека. Одной из форм социально-психологического тренинга общения являются деловые игры, моделирующие типичные социальные ситуации, к примеру, приём клиента. Тренинг общения - новая форма в социальной работе в системе подготовки и усовершенствования социальных работников, представляется весьма перспективной для их обучения (31,46-48).
Необходимо обратить внимание на то, что степень развития коммуникативных умений будущих социальных работников неразрывно связана с непосредственным участием студента-практиканта в проведении приёмов клиентов в социальной службе.
В современных условиях коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.
Во многих видах деятельности общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в гуманитарной деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной гуманитарной деятельности общение приобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знания закономерностей делового общения, умение обладать коммуникативными способностями и речевой культурой (12,18).
Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
Развитие компетентного общения студентов и специалистов в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации, при которой другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой учебной или служебной задачей (30,12).
специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Выявление игровой природы коммуникативного мастерства, как и овладение им, требует особой технологии, а именно проработки игровых методик, особенно с технологией педагогического управления играми.
Поливариантность игрового характера отличает следующую группу приёмов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевое исполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности студента и специалиста проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, а значит,
Объект – коммуникационные технологии в практике социальной работы.
Предмет - использование коммуникационных технологий в работе специалистов по социальной работе.
Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;
Наряду с этим, проблема подготовки специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не является достаточно разработанной.
Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад в исследование проблемы профессионализма работников социальной сферы, следует выделить такие имена, как С. Шардлоу Ш. Рамон, М.Доэл, С. Ф.Парслоу и другие.
Освящая проблему профессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бы справедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим более точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие социальной сферы содержится в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И. Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются общественные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг» [26, с. 261].
Понятие «профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и энциклопедиях. Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении сути социальной работы как вида профессиональной деятельности.
Ряд авторов дает свои определения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитие способностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями, необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется, другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связи интересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Он трактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49].
Становление личности профессионала здесь идет по трем направлениям:
1) изменение всей системы деятельности – формирование профессионального мастерства;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике, так и в формировании новообразований профессионального сознания;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности об объекте, осознание его значимости).
Обобщая вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями, навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих действий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будут выступать стабильность и результативность его деятельности.
Цель дипломной работы: обосновать необходимость формирования профессионально-коммуникативных качеств специалиста по социальной работе, в моём случае медицинского учреждения.
Задачи исследования:
1) изучить профессиональный статус социального работника;
2) рассмотреть социальную работу ,как коммуникативную профессию;
3) проанализировать общение как профессионально важное качество социального работника.
Предмет: опыт использования коммуникативных техник в социальной работе КГП «Костанайский перинатальный центр»
Объект : профессионально-коммуникативные качества специалиста по социальной работе.
Гипотеза исследования процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных техник и технологий в социальной работе
1.1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности
1.2. Сущность и содержание понятий «коммуникативная техника» и «коммуникативная технология» в социальной работе…………………
1.3 Использования коммуникативной техники в повседневной практике социального работника...................................................................................
1.4 Роль личностных качесвтв в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника…………………………………….
Выводы по первой главе ……………………………………………….
Глава 2. Практическое основание применения коммуникативной техники в социальной работе
2.1. Краткая характеристика КГП «Костанайский перинатальный центр» г. Костанай......................................................................................
2.2. Опыт использования применения коммуникативной техники в социальной работе КГП «Костанайский перинаталный центр» ..........
Выводы по второй главе ………………………………………………
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных техник и технологий в социальной работе
1.1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности
1.2. Сущность и содержание понятий «коммуникативная техника» и «коммуникативная технология» в социальной работе…………………
1.3 Использования коммуникативной техники в повседневной практике социального работника...................................................................................
1.4 Роль личностных качесвтв в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника…………………………………….
Выводы по первой главе ……………………………………………….
Глава 2. Практическое основание применения коммуникативной техники в социальной работе
2.1. Краткая характеристика КГП «Костанайский перинатальный центр» г. Костанай......................................................................................
2.2. Опыт использования применения коммуникативной техники в социальной работе КГП «Костанайский перинаталный центр» ..........
Выводы по второй главе ………………………………………………
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………..
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации [Текст] / Т.З. Адамьянц. - М.: Дрофа, 2009 – 206 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2010. – 659 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., Аспект Пресс, 2011. – 524 с.
4. Антошкин В.Н. Социально-статические факторы в управлении коммуникативной деятельностью [Текст] / Вестник 2011. - №6 - С. 33-36.
5. Баимбетов А.А. Молодежь в кризисном социуме [Текст]: учебное пособие / А.А. Баимбетов, Г.А. Кабакович, Р.Т. Насибуллин, Ф.Г. Хайруллин. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 585 с.
6. Бгажноков Б.Х. Личностно и социально ориентированное общение [Текст] / Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М., 2010. – 454 с.
7. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой - 3-е. издание. - М.: Смысл, 2009. - 377 с.
8. Владимирова О.А. Методика психологического консультирования в социальной работе [Текст] / О.А. Владимирова, Ю.А. Овчинников / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. - № 2. – С.36-40
9. Горянина В.А. Психология общения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Горянина. - М.: издательский центр "ACADEMIA", 2010. – 425 с.
10. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 2010. - 272 с.
11. Данкел, Ж. Деловой этикет. Серия "1000 секретов успеха " [Текст] / Ж. Данкел. М - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 586 с.
12. Девис Ф. Создай себе имидж [Текст] / Пер. с англ. С.И. Ананин. - М.: ООО "Попурри", 2009. – 256 с.
13. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью [Текст] // Социологические исследования. 2011. - №10. - С. 44-50
14. Зинченко В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. Учебное пособие [Текст]: учебник / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта, 2007. – 224 с.
15. Зубырев Т.В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем [Текст]: научная литература / Т.В. Зубырев. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 95 с.
16. Каменская О.Л. Текст и коммуникация [Текст]: монография / О.Л. Каменская. – М.: Высшая школа, 1990. – 153 с.
17. Касаткин С.А. Мастер общения [Текст] / С.А. Касаткин. М – СПб.: Питер, 2011. – 510 с.
18. Квасков В.Д. "Роль общения в деятельности человека" [Текст] // Социально - политический журнал. 2011.- № 3. – С. 224 - 234.
19. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда [Текст] / пер. с англ. - М.: Ниола - пресс, 2009. -144 с.
20. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов, Д. Захаров, В. Г. Коновалова, под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 558 с.
21. Колпачников В.В. "Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании" [Текст] // "Журнал практического психолога".2011. - №5. – С.18 -26.
22. Колпачников В.В. "Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование" [Текст] // "Вопросы психологии". 2011. - №6. – С.35-43.
23. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 2010. – С.28-34
24. Курабтов В.И. Стратегия делового успеха [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов . М- Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2011. - 416 с.
25. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебник [Текст]: учебное пособие / Г.В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 223 с.
25. Лебедева М.М. Технология ведения переговоров [Текст]: учебное пособие / М.М. Лебедева: Аспект Пресс, 2010. – 192 с.
27. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологи [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 2011. -296 с.
28. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Б.Ф. Ломов. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 688 с.
29. Методологические и технологические основы современной социальной работы в России [Текст] / Под ред. Н.И. Лапина. - Ярославль, «Диа-пресс», 2010. – 151 с.
30. Немов Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2010. – 574 с.
31. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушек, МГУ, 2008. – 474 с.
32. Овчинников, П.К. Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом [Текст]: научная литература / П. К. Овчинников. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 74 с.
33. Основы социальной работы [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра - М, 2010.- 368 с.
34. Певная М.В. Имидж и престиж социальной работы [Текст] Монография / М.В. Певная, Ю.Р. Вишневский. - Екатеринбург.: УрФУ, 2011. - 184 стр
35. Познание в структуре общения [Текст]: научная литература / под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 368 с.
36. Служба тематических толковых словарей, ClossaryComander [Текст] Режим доступа: http://www.glossary/ru
37. Социальная работа, [Текст]: портал о социальной работе / Режим доступа: http://soc-work.ru
38. Шмелёва Н.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника [Текст] / Н.Б. Шмелёва. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 441 с.
39. Шпаковская С.В. Основы теории коммуникации [Текст]: учебное пособие / С.В. Шпаковская, В.О. Шпаковский. Пензенский государственный университет, Пенза: [б.г.]. – 83с.
40. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
41. Чернецкая А. и др. Технология социальной работы.
41. Этический кодекс специалиста по социальной работе
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую