5+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность работы. В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения, а также вопросам социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии.
Успех социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических (геометрических), тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою "нишу", почувствовать собственную значимость.
Дети с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии, в зависимости от структуры дефекта, получают образование в различных типах учебных учреждений при общеобразовательной школе. Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, при всей ее специфичности, является неотъемлемой составной частью единой системы образования: она рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящая от основных психолого-педагогических, социальных и нравственных проблем, решаемых современной школой, с учетом принципов дифференциации, индивидуализации, гуманизации образования учащихся.
Независимо от различий в интеллектуальном и физическом развитии все дети, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, должны получить полный объем знаний, предусмотренных программой учебного учреждения, причем учебно-воспитательный процесс должен максимально содействовать раскрытию способностей и возможностей детей, соответствовать их индивидуальным интересам и склонностям.
В исследованиях В.П. Гриханова, Ю.Т. Матасова, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, П.Г. Тишина и других, посвященных вопросу формирования геометрических знаний у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, обосновано большое значение геометрического материала как средства всестороннего развития личности учеников. Изучение элементов геометрии учащимися специальной школы создает благоприятные предпосылки для формирования пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Но усвоение геометрического материала вызывает у школьников большие трудности.
Трудности, встречающиеся при усвоении геометрических знаний учениками, обусловлены не только особенностями их познавательной деятельности, но и, как показало проведенное нами исследование, недостатками в методике обучения элементам геометрии в специальной школе.
Следовательно, возникает проблема совершенствования содержания и методов изучения элементов геометрии в специальной школе.
Теоретические основы обучения математике нормально развивающихся школьников разработаны в трудах следующих математиков и педагогов: A.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, B.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева.
В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками.
Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий.
В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саранцева, C.Б. Суворовой и др. отмечается, что упражнения являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики. Определены основные функции упражнений в обучении математике.
Используя лишь традиционные методы и средства обучения, крайне затруднительно и не всегда возможно осуществить эффективное формирование у учеников с проблемами в интеллектуальном развитии геометрических понятий.
Возникает проблема поиска новых методов и средств решения этой задачи.
Цель работы - анализировать процессы формирования геометрических понятий у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии.
Объект работы - является процесс изучения геометрического материала в специальной школе.
Предмет работы - содержание, методы, средства, формы обучения учащихся специальной школы геометрическим понятиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: школьник коррекционный умственный геометрический
1. Рассмотреть особенности формирования геометрических представлений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2. Проанализировать процесс изучения геометрического материала в специальной (коррекционной) школе посредством использования упражнений.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы; анализ программ, учебников, учебных пособий по математике для общеобразовательной и специальной школы.
Формирование геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 Теоретические основы изучения геометрических фигур в специальной школе ……………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………….
1.2 Понятие о геометрических фигурах …………………………………
1.3 Особенности знакомства с геометрическими фигурами младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………..
2 Методические основы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Формы и методы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта………………………………….
2.2 Конспекты уроков включенных знакомство с геометрическими фигурами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 Теоретические основы изучения геометрических фигур в специальной школе ……………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………….
1.2 Понятие о геометрических фигурах …………………………………
1.3 Особенности знакомства с геометрическими фигурами младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………..
2 Методические основы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Формы и методы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта………………………………….
2.2 Конспекты уроков включенных знакомство с геометрическими фигурами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
1. Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 86 с.
2. Антропов А.Г. Математика во вспомогательной школе. - СПб., 1992. - 73 с.
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 335 с.
4. Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классе.. - М.: Просвещение, 1978. -193 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 346 с.
6. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 классе. - М.: Просвещение, 1993. - 24 с.
7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 1968. - 365 с.
8. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Д. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. №1. - С. 6-9
10. Гурьянов Е.В. Конструктивная деятельность на уроках ручного труда // Обучение ручному труду в начальной школе / Под ред. Е.В. Гурьянова. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 5-13
11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Педагогика, 1976. - 342 с.
12. Долгобородова Н.П. Формирование элементарных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы в педагогическом процессе. - М., 1949. - 250 с.
13. Карвялис В.Ю. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности: Тез. докл. V научн. сессии по дефектологии. - М., 1967. - С.64- 66.
14. Поддъяков Н.Н. Конструирование из строительного материала. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1983. - С. 68-72
15. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
16. Шинкаренко В.А. К вопросу развития конструктивной деятельности учащихся вспомогательной школы в ручном труде. // Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей. - Минск, 1981. - С. 129-135
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность работы. В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения, а также вопросам социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии.
Успех социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических (геометрических), тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою "нишу", почувствовать собственную значимость.
Дети с различными отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии, в зависимости от структуры дефекта, получают образование в различных типах учебных учреждений при общеобразовательной школе. Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, при всей ее специфичности, является неотъемлемой составной частью единой системы образования: она рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящая от основных психолого-педагогических, социальных и нравственных проблем, решаемых современной школой, с учетом принципов дифференциации, индивидуализации, гуманизации образования учащихся.
Независимо от различий в интеллектуальном и физическом развитии все дети, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, должны получить полный объем знаний, предусмотренных программой учебного учреждения, причем учебно-воспитательный процесс должен максимально содействовать раскрытию способностей и возможностей детей, соответствовать их индивидуальным интересам и склонностям.
В исследованиях В.П. Гриханова, Ю.Т. Матасова, М.Н. Перовой, Е.Ф. Сегалевич, П.Г. Тишина и других, посвященных вопросу формирования геометрических знаний у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, обосновано большое значение геометрического материала как средства всестороннего развития личности учеников. Изучение элементов геометрии учащимися специальной школы создает благоприятные предпосылки для формирования пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Но усвоение геометрического материала вызывает у школьников большие трудности.
Трудности, встречающиеся при усвоении геометрических знаний учениками, обусловлены не только особенностями их познавательной деятельности, но и, как показало проведенное нами исследование, недостатками в методике обучения элементам геометрии в специальной школе.
Следовательно, возникает проблема совершенствования содержания и методов изучения элементов геометрии в специальной школе.
Теоретические основы обучения математике нормально развивающихся школьников разработаны в трудах следующих математиков и педагогов: A.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, B.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева.
В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками.
Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий.
В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саранцева, C.Б. Суворовой и др. отмечается, что упражнения являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики. Определены основные функции упражнений в обучении математике.
Используя лишь традиционные методы и средства обучения, крайне затруднительно и не всегда возможно осуществить эффективное формирование у учеников с проблемами в интеллектуальном развитии геометрических понятий.
Возникает проблема поиска новых методов и средств решения этой задачи.
Цель работы - анализировать процессы формирования геометрических понятий у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии.
Объект работы - является процесс изучения геометрического материала в специальной школе.
Предмет работы - содержание, методы, средства, формы обучения учащихся специальной школы геометрическим понятиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: школьник коррекционный умственный геометрический
1. Рассмотреть особенности формирования геометрических представлений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2. Проанализировать процесс изучения геометрического материала в специальной (коррекционной) школе посредством использования упражнений.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы; анализ программ, учебников, учебных пособий по математике для общеобразовательной и специальной школы.
Формирование геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 Теоретические основы изучения геометрических фигур в специальной школе ……………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………….
1.2 Понятие о геометрических фигурах …………………………………
1.3 Особенности знакомства с геометрическими фигурами младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………..
2 Методические основы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Формы и методы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта………………………………….
2.2 Конспекты уроков включенных знакомство с геометрическими фигурами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 Теоретические основы изучения геометрических фигур в специальной школе ……………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………….
1.2 Понятие о геометрических фигурах …………………………………
1.3 Особенности знакомства с геометрическими фигурами младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………..
2 Методические основы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Формы и методы изучения геометрических фигур младших школьников с нарушением интеллекта………………………………….
2.2 Конспекты уроков включенных знакомство с геометрическими фигурами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
1. Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 86 с.
2. Антропов А.Г. Математика во вспомогательной школе. - СПб., 1992. - 73 с.
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 335 с.
4. Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классе.. - М.: Просвещение, 1978. -193 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 346 с.
6. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 классе. - М.: Просвещение, 1993. - 24 с.
7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 1968. - 365 с.
8. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Д. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. №1. - С. 6-9
10. Гурьянов Е.В. Конструктивная деятельность на уроках ручного труда // Обучение ручному труду в начальной школе / Под ред. Е.В. Гурьянова. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 5-13
11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Педагогика, 1976. - 342 с.
12. Долгобородова Н.П. Формирование элементарных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы в педагогическом процессе. - М., 1949. - 250 с.
13. Карвялис В.Ю. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности: Тез. докл. V научн. сессии по дефектологии. - М., 1967. - С.64- 66.
14. Поддъяков Н.Н. Конструирование из строительного материала. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1983. - С. 68-72
15. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
16. Шинкаренко В.А. К вопросу развития конструктивной деятельности учащихся вспомогательной школы в ручном труде. // Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей. - Минск, 1981. - С. 129-135
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую