Отличная работа! Автор молодец, выполнила все согласно требованиям и очень профессионально. Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени
Довольно часто критики утопии указывают на ее «искусственность», навязчивое стремление к тотальной рационализации жизни (главным образом посредством механизации или автоматизации) и утверждаемый ею статичный идеал совершенства. Такой подход можно найти у авторов, придерживающихся самых различных идейных позиций. Возможно, эти упреки отчасти справедливы для утопии как литературного жанра, сложившегося в Новое время. Однако нам интересно иное понимание утопического, не как устаревшего литературного жанра, а как интенции в сознании человека. Осмысляя связь утопического сознания с процессуальным характером бытия, мы убеждаемся, что распространенное суждение о парализующей статичности утопического идеала не соответствует реальному положению дел. Все намного сложнее и интереснее.
Стратегия маргинализации и криминализации утопического, о кото-рой говорилось выше, является краеугольным камнем современного либе-рального дискурса. Отметим еще одну особенность. В работах авторов либеральных взглядов (например, у Карла Поппера) утопия представляется далекой от реальной жизни рационалистической конструкцией, продуктом абстрактного мышления интеллектуалов. В либеральной мысли существует тенденция трактовать утопию как побочный продукт идеалов Просвещения. Утверждается, что в идее господства Разума (утопический проект видится наиболее последовательным и полным воплощением ее в жизнь) заложена потенциальная опасность для общества и свободы человека. В самом деле, проблема отношения власти и рациональности была одной из самых важных для философии XX века, когда заветная для эпохи Просвещения мечта достичь свободы с помощью разума обратилась в господство самого разума, узурпировавшего место свободы.
Однако справедливости ради, отметим, что эта проблема была наиболее глубоко разработана отнюдь не либеральными авторами из числа неопозитивистов или сторонников прагматизма, а теоретиками Франкфуртской школы , чье понимание утопии было едва ли не противоположным пониманию данных авторов: в утопии подчеркивалась ее социально-критическая функция, в ней виделась действительно гуманная альтернатива обезличенному и стандартизированному обществу развитой индустриальной цивилизации, апологетами которой выступали философы вроде Поппера.
Эти же «искусственность» и холодная рациональность, приписывае-мые утопическим проектам, находилась в центре внимания русских религи-озных мыслителей, начиная с Ф.М. Достоевского с его проблематикой «хрустального дворца» из «Записок из подполья» или «другой земли» из рассказа «Сон смешного человека» и заканчивая мыслителями Серебряного века. Здесь также наблюдается явное смешение в понимании утопического, вызванное не в последнюю очередь историческими обстоятельствами: «старая» или «просветительская» утопия с ее обожествлением научно-технического прогресса вызывала все больше недоверия и скептицизма, новое осмысление утопического еще не появилось.
1.Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени
Довольно часто критики утопии указывают на ее «искусственность», навязчивое стремление к тотальной рационализации жизни (главным образом посредством механизации или автоматизации) и утверждаемый ею статичный идеал совершенства. Такой подход можно найти у авторов, придерживающихся самых различных идейных позиций. Возможно, эти упреки отчасти справедливы для утопии как литературного жанра, сложившегося в Новое время. Однако нам интересно иное понимание утопического, не как устаревшего литературного жанра, а как интенции в сознании человека. Осмысляя связь утопического сознания с процессуальным характером бытия, мы убеждаемся, что распространенное суждение о парализующей статичности утопического идеала не соответствует реальному положению дел. Все намного сложнее и интереснее.
...
2.Идеология и утопия
В последние годы термин «альтерглобализм» практически вытеснил из политического дискурса термин «антиглобализм». Это связано с тем, что участники движения (как на Западе, так и в нашей стране) не являются противниками глобализации как таковой, более того, они не выступают против расширения пространства для культурного, социального и гуманитарного обмена [Майданик 2003: 159].
Объект протеста альтерглобалистов – интернализация экономической деятельности, развивающаяся в соответствии с логикой неолиберализма и ведущая к ослаблению политического контроля над рынками. Приставка «альтер-» озна- чает, что участники движения не только не выступают против неолиберальной модели глобализации, но также убеждены, что «иной мир возможен». В частности, позитивный характер движения и его направленность прослеживается в английской версии названия данного движения – «движение за глобальную справедливость».
...
3. В идее идеологии и утопии содержится попытка постигнуть реальность
Разобравшись с обоснованностью претензий утопии не быть wishful thinking, зададимся вопросом, в чем же причины ее современной маргинализации и даже криминализации, как в научном сообществе, так и в общественной сфере? Нет ли здесь связи с идеологической ситуацией современного мира, становящегося все более и более однородным в процессе неолиберальной глобализации и, следовательно, тотально погруженным в торжествующую идеологию как ее понимал Маркс? Не скрыта ли здесь угроза безальтернативности - «нового дивного мира» моноидеологии, пытающейся переложить на Другого (Утопию) неприглядные свойства, присущие ей самой?
Действительно, сужение в понимании утопического особенно заметно проявилось в 1990-е годы.
...
4.Попытка уяснения основных феноменов: Утопия, идеология и проблема действительности
После Второй мировой войны и победы над фашизмом, решающую роль в которой сыграл Советский Союз, а также в связи с подъемом антиколониальной и антиимпериалистической борьбы, привлекательность и география социалистического проекта стремительно возрастают. Политические партии и движения, заявляющие о своем социалистическом векторе, появляются на всех континентах, во всех уголках земли, и часто начинают одерживать победы. Отдельным вопросом является соответствие распространившихся в тот период представлений о социализме и способах его достижения аутентичному марксизму. Но независимо от ответа на этот вопрос, необходимо признать, что общемировая «левая» повестка дня выглядела довольно актуальной.
...
5.Социология знания и учение об идеологии
Социология знания тесно связана с учением об идеологии, которое также возникло и сложилось в нашу эпоху; однако различие между ними вырисовывается все более отчетливо.
Учение об идеологии ставит перед собой задачу разоблачать более или менее осознанные ложь и маскировку, применяемые отдельными группами людей, в первую очередь политическими партиями. Социология знания рассматривает не столько те случаи, когда более или менее осознанная воля ко лжи или маскировке подлинной ситуации направляет высказывания данного лица в определенную сторону, сколько те, где общественная структура со всеми ее феноменами должна быть воспринята различным образом наблюдателями, помещенными в различных пунктах этой структуры. Следовательно, во всех этих случаях причиной «односторонности» и «ложности» является не намерение скрыть подлинную ситуацию, а различие в структуре сознания различных по своему положению в социально-исторической сфере субъектов.
...
. Шафф А., «Социология знания» Мангейма и проблема объективной истины, «Вопросы философии», 1956, № 4.
2. Григорьян Р.Г., Критика «социологии знания» Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, М., 1998.
3. Москвичев Л.Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действи-тельность, М., 1991.
4. Миллс "Власть, политика и люди", собрание сочинений, 1993.
5. Мертон "Социальная теория и социальная структура", 1998.
6. К. Мангейм "Диагноз нашего времени", М., 1994.
7. К. Мангейм. Очерки: «Консервативное мышление», «Проблема поколения», «Соревнование как культурный феномен», «Демократизация культуры», «Проблема интеллигенции», М., 1998.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени
Довольно часто критики утопии указывают на ее «искусственность», навязчивое стремление к тотальной рационализации жизни (главным образом посредством механизации или автоматизации) и утверждаемый ею статичный идеал совершенства. Такой подход можно найти у авторов, придерживающихся самых различных идейных позиций. Возможно, эти упреки отчасти справедливы для утопии как литературного жанра, сложившегося в Новое время. Однако нам интересно иное понимание утопического, не как устаревшего литературного жанра, а как интенции в сознании человека. Осмысляя связь утопического сознания с процессуальным характером бытия, мы убеждаемся, что распространенное суждение о парализующей статичности утопического идеала не соответствует реальному положению дел. Все намного сложнее и интереснее.
Стратегия маргинализации и криминализации утопического, о кото-рой говорилось выше, является краеугольным камнем современного либе-рального дискурса. Отметим еще одну особенность. В работах авторов либеральных взглядов (например, у Карла Поппера) утопия представляется далекой от реальной жизни рационалистической конструкцией, продуктом абстрактного мышления интеллектуалов. В либеральной мысли существует тенденция трактовать утопию как побочный продукт идеалов Просвещения. Утверждается, что в идее господства Разума (утопический проект видится наиболее последовательным и полным воплощением ее в жизнь) заложена потенциальная опасность для общества и свободы человека. В самом деле, проблема отношения власти и рациональности была одной из самых важных для философии XX века, когда заветная для эпохи Просвещения мечта достичь свободы с помощью разума обратилась в господство самого разума, узурпировавшего место свободы.
Однако справедливости ради, отметим, что эта проблема была наиболее глубоко разработана отнюдь не либеральными авторами из числа неопозитивистов или сторонников прагматизма, а теоретиками Франкфуртской школы , чье понимание утопии было едва ли не противоположным пониманию данных авторов: в утопии подчеркивалась ее социально-критическая функция, в ней виделась действительно гуманная альтернатива обезличенному и стандартизированному обществу развитой индустриальной цивилизации, апологетами которой выступали философы вроде Поппера.
Эти же «искусственность» и холодная рациональность, приписывае-мые утопическим проектам, находилась в центре внимания русских религи-озных мыслителей, начиная с Ф.М. Достоевского с его проблематикой «хрустального дворца» из «Записок из подполья» или «другой земли» из рассказа «Сон смешного человека» и заканчивая мыслителями Серебряного века. Здесь также наблюдается явное смешение в понимании утопического, вызванное не в последнюю очередь историческими обстоятельствами: «старая» или «просветительская» утопия с ее обожествлением научно-технического прогресса вызывала все больше недоверия и скептицизма, новое осмысление утопического еще не появилось.
1.Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени
Довольно часто критики утопии указывают на ее «искусственность», навязчивое стремление к тотальной рационализации жизни (главным образом посредством механизации или автоматизации) и утверждаемый ею статичный идеал совершенства. Такой подход можно найти у авторов, придерживающихся самых различных идейных позиций. Возможно, эти упреки отчасти справедливы для утопии как литературного жанра, сложившегося в Новое время. Однако нам интересно иное понимание утопического, не как устаревшего литературного жанра, а как интенции в сознании человека. Осмысляя связь утопического сознания с процессуальным характером бытия, мы убеждаемся, что распространенное суждение о парализующей статичности утопического идеала не соответствует реальному положению дел. Все намного сложнее и интереснее.
...
2.Идеология и утопия
В последние годы термин «альтерглобализм» практически вытеснил из политического дискурса термин «антиглобализм». Это связано с тем, что участники движения (как на Западе, так и в нашей стране) не являются противниками глобализации как таковой, более того, они не выступают против расширения пространства для культурного, социального и гуманитарного обмена [Майданик 2003: 159].
Объект протеста альтерглобалистов – интернализация экономической деятельности, развивающаяся в соответствии с логикой неолиберализма и ведущая к ослаблению политического контроля над рынками. Приставка «альтер-» озна- чает, что участники движения не только не выступают против неолиберальной модели глобализации, но также убеждены, что «иной мир возможен». В частности, позитивный характер движения и его направленность прослеживается в английской версии названия данного движения – «движение за глобальную справедливость».
...
3. В идее идеологии и утопии содержится попытка постигнуть реальность
Разобравшись с обоснованностью претензий утопии не быть wishful thinking, зададимся вопросом, в чем же причины ее современной маргинализации и даже криминализации, как в научном сообществе, так и в общественной сфере? Нет ли здесь связи с идеологической ситуацией современного мира, становящегося все более и более однородным в процессе неолиберальной глобализации и, следовательно, тотально погруженным в торжествующую идеологию как ее понимал Маркс? Не скрыта ли здесь угроза безальтернативности - «нового дивного мира» моноидеологии, пытающейся переложить на Другого (Утопию) неприглядные свойства, присущие ей самой?
Действительно, сужение в понимании утопического особенно заметно проявилось в 1990-е годы.
...
4.Попытка уяснения основных феноменов: Утопия, идеология и проблема действительности
После Второй мировой войны и победы над фашизмом, решающую роль в которой сыграл Советский Союз, а также в связи с подъемом антиколониальной и антиимпериалистической борьбы, привлекательность и география социалистического проекта стремительно возрастают. Политические партии и движения, заявляющие о своем социалистическом векторе, появляются на всех континентах, во всех уголках земли, и часто начинают одерживать победы. Отдельным вопросом является соответствие распространившихся в тот период представлений о социализме и способах его достижения аутентичному марксизму. Но независимо от ответа на этот вопрос, необходимо признать, что общемировая «левая» повестка дня выглядела довольно актуальной.
...
5.Социология знания и учение об идеологии
Социология знания тесно связана с учением об идеологии, которое также возникло и сложилось в нашу эпоху; однако различие между ними вырисовывается все более отчетливо.
Учение об идеологии ставит перед собой задачу разоблачать более или менее осознанные ложь и маскировку, применяемые отдельными группами людей, в первую очередь политическими партиями. Социология знания рассматривает не столько те случаи, когда более или менее осознанная воля ко лжи или маскировке подлинной ситуации направляет высказывания данного лица в определенную сторону, сколько те, где общественная структура со всеми ее феноменами должна быть воспринята различным образом наблюдателями, помещенными в различных пунктах этой структуры. Следовательно, во всех этих случаях причиной «односторонности» и «ложности» является не намерение скрыть подлинную ситуацию, а различие в структуре сознания различных по своему положению в социально-исторической сфере субъектов.
...
. Шафф А., «Социология знания» Мангейма и проблема объективной истины, «Вопросы философии», 1956, № 4.
2. Григорьян Р.Г., Критика «социологии знания» Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, М., 1998.
3. Москвичев Л.Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действи-тельность, М., 1991.
4. Миллс "Власть, политика и люди", собрание сочинений, 1993.
5. Мертон "Социальная теория и социальная структура", 1998.
6. К. Мангейм "Диагноз нашего времени", М., 1994.
7. К. Мангейм. Очерки: «Консервативное мышление», «Проблема поколения», «Соревнование как культурный феномен», «Демократизация культуры», «Проблема интеллигенции», М., 1998.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150252 Курсовой работы — поможем найти подходящую