Введение
Современный международный бизнес представляет собой процесс интернационализации предпринимательской деятельности и с этой точки зрения является синтезом многих областей знаний.
Международный бизнес как явление отражает всю совокупность внешне- экономических отношений, связанных с его организацией, производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и получением прибыли.
Мировое развитие в условиях инновационного роста и создания единого экономического пространства способствует изменению роли и доли хозяйствующих субъектов в производстве мирового валового продукта, их участие в мировых инвестиционных процессах, международной торговле, финансовых отношениях и др. Рассмотрение процессов развития мирового хозяйства в целом, отдельных его сфер и субъектов позволяет каждой стране выработать свою концепцию интеграции в эти процессы, определить степень участия в международном разделении труда и международных экономических отношениях.
Актуальность изучения рассматриваемого вопроса обусловливается коренными социальными, политическими, экономическими преобразованиями в связи с интеграцией нашей страны в мировые хозяйственные отношения.
Социально-экономические и политические реформы в условиях мирового кризиса, проводимые правительством Российской Федерации вместе с Президентом Российской Федерации, внесли коренные изменения не только в систему внешней торговли, но и соответственно затронули все ее отдельные составные элементы, в частности и таможенный сектор.
В свое время при подаче со стороны РФ заявки на вступление в ГАТТ было необходимо взять за основу системы определения таможенной стоимости «Соглашение о применении статьи 7 Кодекса ГАТТ», которое было разработано в конце 70-х гг. в результате многосторонних переговоров в рамках ГАТТ (так называемого «Токийского раунда»). По итогам чего была сформирована многоуровневая система нормативно-правовых актов (далее – НПА), посредством которой была создана методология определения таможенной стоимости ввозимой товарной продукции.
В дальнейшем, ввиду упразднения ГАТТ, создания ВТО, в свете последних глобальных изменений таможенного законодательства (принятие Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) [3] и упразднение ТК РФ, который использовался до недавнего времени всеми хозяйствующими субъектами, работающими в сфере ВЭД), стала очевидной необходимость и актуальность изучения вопроса определения таможенной стоимости как одного из важнейших во всем экономическом блоке таможенной политики нашей страны. Данные обстоятельства и обуславливают важность и необходимость изучения особенностей определения таможенной стоимости на современном этапе.
В соответствии с названием темы работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, целью настоящего исследования, проводимого в данной работе, определяется следующее –
1. проведение комплексного исследования концептуальных основ и анализа механизма определения и правовых норм законодательства (международного, союзного, национального), посредством которых и регулируется определение таможенной стоимости,
2. выявление потенциальных возможностей дальнейшего развития и совершенствования данных правовых норм,
3. формулирование предложений и рекомендаций на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике, учитывая опыт мировой практики.
Обозначенная нами цель предусматривает всестороннее и комплексное изучение предмета исследования, как теоретической, так и практической категории. Вследствие этого, для раскрытия темы и достижения вышеозначенной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы определения таможенной стоимости ввозимой товарной продукции. Для чего необходимо:
- рассмотреть понятие таможенной стоимости товарной продукции,
- исследовать нормативно - правовую базу определения таможенной стоимости ввозимой товарной продукции.
- рассмотреть понятие и значение базисных условий поставки товарной продукции,
- исследовать применение Инкотермс-2010 в целях формирования контрактной цены.
2. Анализ формирования контрактной цены товарной продукции на базисных условиях поставки D. Для чего необходимо:
- дать определение контрактной цене,
- представить практический расчет определения таможенной стоимости ввозимой товарной продукции, исходя из базовых условий поставки D,
3. Рассмотреть совершенствование формирования таможенной стоимости товаров. Для чего необходимо:
- провести анализ изменений нормативно-правовой базы по вопросам определения и контроля таможенной стоимости товарной продукциив рамках РФ и ТС.
- проанализировать последние и планируемые изменения нормативно-правовой базы в целях оптимизации определения и контроля таможенной стоимости.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе перемещения товарной продукции через границу РФ либо Таможенного союза.
Предметом исследования является нормативно-правовая основа и методика практического определения таможенной стоимости при перемещении товарной продукции через границу, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза, а также правилами ВТО.
Теоретическая и практическая значимость данной работы достаточно высока в свете последних глобальных (постперестроечных и посткризисных) изменений всей хозяйственной системы не только Российской Федерации, но и ее близлежащих стран-соседей, бывших союзных республик, и, как следствие, законодательных основ.
Практическая значимость проведенной работы заключается в определении направлений совершенствования и разработке предложений по оптимизации данной сферы - в проведенном исследовании наиболее значимые и важные моменты данной работы изложены как в форме теоретических выводов, так и предложений, которые должны, согласно мнению автора, найти отражение в процессе оптимизации.
Методологической основой исследования стала совокупность современных методов анализа и синтеза (системный и диалектический подходы, методы аналогий, сравнительный и др.), которые опираются на комплекс экономических и управленческих дисциплин, а также смежных с ними областей знаний.
Теоретическая и нормативно-эмпирическая основа исследования включает в себя:
- нормативно-эмпирическая основа представляет собой: законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие данного рода деятельность в современных условиях.
- научные источники. В основном, были использованы журналы, монографии, учебные пособия, так как они содержат наиболее четкие формулировки основных терминов и понятий, отражают изменения в таможенном законодательстве;
- аналитические документы, материалы практики в исследуемой области, докладов, размещенных на официальных сайтах в сети Интернет и прочие.
Что касается конструктивных особенностей содержания работы - поставленные задачи обуславливают построение и оформление самой работы, которая (согласно очередности поднимаемых вопросов и решения задач) содержит: введение, три главы, каждая из которых подробно осветит вопрос, которому она посвящена, заключение и список использованных источников. Результаты исследования главного вопроса работы резюмированы и обобщены в заключении.
Содержание
Введение 4
1. Теоретические основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров 9
1.1. Характеристика таможенной стоимости товаров 9
1.2. Нормативно-правовая база определения таможенной стоимости ввозимых товаров 10
1.3. Применение базисных условий поставки для определения таможенной стоимости товаров 16
2. Анализ особенностей применения базисных условий поставки в целях формирования таможенной стоимости 20
2.1. Понятие контрактной цены 20
2.2. Анализ формирования контрактной цены на базисных условиях поставки D 22
3. Совершенствование определения таможенной стоимости ввозимых товаров в зависимости от базисных условий поставки 24
3.1. Оптимизация нормативно-правовой базы по вопросам определения и контроля таможенной стоимости товарной продукции: Российская Федерация и Таможенный союз 24
3.2. Нововведения в регламентации таможенных процедур в рамках ТК ЕАЭС 28
Заключение 30
Список использованных источников 31
Заключение
Основываясь на национальном и союзном законодательстве РФ, нормативно-правовых актах международного права, а также на данных научных публикаций, были изучены и проанализированы все основные аспекты, касающиеся темы данной работы. В заключение проведенного исследования можно сформулировать следующие определенные выводы:
Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля. Для этого имеются все основания. Приведенная система методов определения таможенной стоимости и методология ее декларирования служит методической базой для контроля таможенной стоимости. Следующим шагом по пути создания постоянно действующей системы контроля должно быть проведение оптимизации структуры управления подразделений, занимающихся таможенной стоимостью. Эта структура должна обеспечивать всю технологическую цепочку. Естественным образом оптимальное функционирование системы контроля таможенной стоимости должно базироваться на критериальных методах количественной оценки.
Правильный выбор критериев эффективности тесно связан с главной целью, стоящей перед таможенными органами, - обеспечение экономической безопасности страны. Оценка факторов, влияющих на выполнение этой задачи, заключается а систематизации, количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых может зависеть решение задач. Проведение постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников внешнеэкономической деятельности, тщательный контроль таможенной стоимости, устранение утечки валютной выручки - вот некоторые пути достижения этой цели.
Список использованных источников
Правовая база:
Международного законодательства:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).
2. Инкотермс-2010.
Союзного законодательства:
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
Национального законодательства:
4. Федеральный закон РФ от 03.11.2010 №279-ФЗ «О присоединении РФ к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // СЗ РФ. 08.11.2010, N 45, ст. 5744.
5. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании» // СЗ РФ. 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
Книжные издания:
6. Агапова А.В. Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование во внешней торговле». Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015.
7. Киреев А.П. Международная микроэкономика. – М., 2010.
8. Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013.
9. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2008. - 592 с.
10. Рустамова И.Т. Обоснование контрактных цен: учебно- методич. пособие / И. Т. Рустамова. — М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
11. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. – СПб: Наука, 2013.
12. Управление таможенным делом /Под ред. В. В. Макрусева, В. А. Черных. - СПб: Троицкий мост, 2012.
Публикации:
13. Мешечкина Р.П., Алейников И.А. Инновационный подход к решению проблем таможенного декларирования товаров и транспортных средств // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Белгород, №10, 2014.
Авторефераты, диссертации:
14. Беззубцева (Прошина) Н.А. Развитие бухгалтерского учета экспортно- импортных операций в организациях АПК : дис. канд. экон. наук: 08.00.12, Москва 2012. – 169 с.
15. Халипов С. В. Проблемы соответствия законодательства Российской Федерации о таможенном деле международным стандартам в сфере таможенного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.
Электронные ресурсы:
16. Евросоюз [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7.
17. Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/transition/tr2012ru_4.pdf.
18. Меркосур [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес: http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/transition/tr2012ru_4.pdf.
19. Решение КТС от 20.05.2010г. №254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный. URL-адрес: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101089.
20. Решение КТС от 20.09.2010г. №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Источник: Информационно-правовая база «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL –адрес: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12078905.
21. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Информационно-правовая база «Консультант +» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL –адрес: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93059.
22. Постановления ПРФ от 05.11.1992г №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ» и от 07.12.1996г №146 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ» (утратили силу) // Информационно-правовая база «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. URL –адрес: http://base.garant.ru/10137704.