Маржинализм считают субъективистской теорией.
Также маржинализмом называют точку зрения, позицию, принципом рассмотрения процессов и их анализ, явлений которые исходят из предельных величин, а также предельных состояний.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть маржинальную экономическую теорию.
Задача курсовой работы – анализ маржинальной экономической теории и рассмотрение потребительского поведения в современных условиях.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маржинализм и его сущность 4
1.1. История возникновения теории маржинализма 4
1.2. Концепция маржинализма 6
1.3. Школы маржинализма 7
2. Сущность теории потребительского поведения 13
2.1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности 17
2.2. Кривые и карта безразличия 20
3. Развитие теории потребительского поведения на современном рынке 24
3.1. Основные характерные черты современного потребительского рынка 24
3.2. Потребительское поведение в современных условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1.1. История возникновения теории маржинализма
В 1870-хх годах произошла маржинальная революция, но основные положении теории предельной полезности сформулировались Г. Г. Госсеном в 1844 году, а массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу началось в середине 1880-х годов. Разные страны по разному пережили маржинальную революцию. До маржинальной революции была приемлема западная экономическая теория, которая также называлась теорией стоимости, вся теория опиралась на классическую школу интерпретированную Дж. С. Миллем и законам стоимости. Суть данных законом была следующая:
1. Стоимость вещи может быть временной ( рыночной) и постоянной (естественной). Временная стоимость вещи стремится стать постоянной.
2. Определяют временную стоимость спросом и предложением, а спрос будет зависим от временной стоимости.
3. Постоянная стоимость определяется для невоспроизводимых и свободно воспроизводимых товаров по-разному.
...
1.2. Концепция маржинализма
При адаптации решений о цене к спросу, который является текущим и перспективным, основной концепцией при маржинализме, является цена, которая подстраивается под спрос, который является платежеспособным.
Динамика объема производства является мерой изменения цены. Оптимизация решений, которые принимаются о цене связаныс оцениванием альтернативных затрат, что вызывает необходимость в расчете альтернативной эффективности товаров производства основываясь на затраты и на доходы.
В австрийских школах цены на потребительский товар на рынке определяются личными оценками ряда индивидуумов по отношению к предельной полезности определенных товаров. Данные оценки делают возможным предопределить меновые пропорции, складывающиеся на рынке.
Теорию меновой стоимости выводят из закона обмена полезных благ. По убеждениям Джевонса меновое отношение товаров является обмен товаров как полезностей.
...
1.3. Школы маржинализма
Английская школа маржинализма
В маржинализме английскую школу представляли Джевонс и Эджуорт.
Уильям Стенли Джевонс. Его основными работами считаются «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874). Субъективизм в идеях проявляется явно:
• Удовлетворять потребности при минимальных затратах усилий, Джевонс считал это основной экономической задачей, которая не связанна с различными факторами, такими как политика, социалогия и другие. Приоритетным значением являлись для него проблемы, связанные с полезностью, а значит потребение и спроса.
• Джевонс считал, что цена зависит функционально от предельной полезности, а она зависит от товарных цен, которые обусловлены издержками производства. Значит, он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.
...
2. Сущность теории потребительского поведения
Под понятием потребитель принято понимать хозяйствующий субъект, принимающий обособленные решения, которые касаются структуры и объема благ, которые ими потребляются в рамках бюджета, которым он располагает. В качестве потребителей выделяются: домашние хозяйства, ассоциированные потребители и государство.
Теория исходит из того, что мотивация поведения потребителя основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность.
Полезностью называют удовлетворение, получаемое потребителем от потребления им определенного количества блага в данный промежуток времени.
...
2.1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности
Основным фактором потребительского выбора являются доходы потребителя, так как они ограничены, производство всегда будет завесить от покупательских возможностей и наоборот.
Важным фактором при выборе потребителя является цена товара. Также важным фактором является субъективное восприятие потребителем товар. Полезность одного товара разная для разных покупателей разная, что и определяет их поведение на рынке.
Вышеизложенные факторы обусловливают поведение потребителей, когда он пытается извлечь максимальную пользу для себя за ограниченный бюджет.
Поведение потребителя является процессом формирования определенного спроса, зависящего от определенных доходов потребителя. Поведение людей на рынке является субъективным. Исходят из того, что средний потребитель - это разумный человек, который пытается наиболее выгодно распорядиться своим доходом.
...
2.2. Кривые и карта безразличия
Основным инструментом анализа в порядковой теории полезности считают кривую безразличия. Изображают графически систему предпочтений при помощи кривых безразличия, примененные в первый раз Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривой безразличия называют геометрическое место точек, каждая из которых это набор товаров, что потребителю безразлично, какой наборов выбрать ему. Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, которые обеспечивают потребителю равный уровень полезности, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 Кривая безразличия6
Из рисунка 2 видим, что на кривой 4 точки, которые соответствуют комбинациям двух благ (Х и Y), которые между собой являются одиноково полезными для определенного потребителя, что дает от них равное количество удовлетворения одному потребителю. Комбинации товаров, которые представляют полезность, которая может быть большей или может быть меньшей, находятся выше кривой безразличия или ниже нее.
...
3.1. Основные характерные черты современного потребительского рынка
Рассмотрев рынок в его первоначальном виде и рассмотрев его на сегодняшний день, когда он является насыщенным, делаем выводы. Для рынка в его первоначальном виде было характерно незначительное предложение, а для рынка представленного на сегодняшний день характерным является его довольно насыщенное предложение. Зачастую в рынке в его первоначальном виде свойства товаров, которые на нем предлагаются, изменяются очень часто, гораздо в большем количестве, чем есть в этом потребность у потребителя. Производители все время изменяют свой товар, улучшая его по различным характеристикам, делая его все совершеннее для потребителя, а также ищут новые товары для рынка, которые они могли бы производить и они бы пользовались спросом на рынке.
...
3.2. Потребительское поведение в современных условиях
Существуют факторы, оказывающие влияние на потребительское потребление в нынешнем мире.
Традиционное действие потребителя.
Традиционным называют действие, которое многократно повторяется, которое выполняется автоматически человеком. Привычным для человека становиться товар или услуга и в привычку входит место, где он его приобретает или получает услугу. В модели традиционного действия небольшие изменение цен могут не восприниматься, то есть попросту не замечаться: привычка является сильнее экономического расчета. Зачастую модель традиционного поведения работает покупаятовары, которые вызывают привыкание. Увеличение цены на алкоголь или к примеру табак в пределах имеющегося финансовых средств потребителями зачастую будут игнорироваться и товар все равно будет приобретаться не в зависимости от того, что цена на него была увеличена.
Зачастую действие нарушатся при большом повышении цен, когда у потребителя попросту не хватит денег.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория потребительского поведения объясняет потребительское поведение в рыночной экономике.
Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, который выпустил новый товар, определит уровень устанавливаемой цены, а потребитель сможет принять рациональное решение. Теория потребительского поведения учит различных субъектов экономических отношений вести себя более рационально, каждому в своей ситуации.
Связано возникновение теории с работами маржиналистов, ведь главным положением маржинализма является принцип экономического человека. Данная теория связана с понятиями общей полезности, означающую сумму польз от предельных количеств благ, и связанна с предельной полезностью, означающую степени степени удовлетворений потребностей при возрастании количества благ.
В экономической теории представлены две теории поведения потребителя: кардиналистская (абсолютная) и ординалисткая (порядковая).
...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баликоев В.3. Общая экономическая теория: учебное пособие / В.3. Баликоев - Новосибирск: Издательская компания "Лада", 2006. - 678 с.
2. Бартон С. Покупатели, склонные к активному участию в распродажах и акциях с купонами: получение преимуществ лучше экономии в цене/ С. Бартон // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - №2. - С.52-64.
3. Булатова А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006. - Гл. 9, с. 200-211.
4. В.Д. Камаева. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2005. - Гл. 3 с. 108-120.
5. Василевский Д. Анализ рынка продовольственных товаров повседневного спроса / Д. Василевский // Маркетинг. - 2007. - №6. - С.63-68.
6. Видяпина В.И. Общая экономическая теория (политэкономия). - 2-ое изд., М.: Центро-пресс, 2004, Гл. 17 - 18, 327 с.
7. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М.: Юнити, 2007. - Гл. 2 - 5, - 96 с.
8. Дудакова И.А. Об оценке покупательских предпочтений рынка колбасных изделий г. Волгодонска / И.А. Дудакова / Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С.24-28. (2.3)
9. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник / Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспекту, 2007. - 432 с.
10. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. м. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство "Дело и Сервис", 2007. - 1040 с.
11. М.Н. Чепурина Курс экономической теории. - Киров: «АСА», 2005. Гл.5, - 186 с.
12. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2004. - Гл. 21, - 126 с.
13. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории [Текст]: учебное пособие / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. - Изд.2-е, испр. - М.: Дрофа, 2005. - 442 с.
14. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007. - 800 с.
15. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник / Р.М. Нуреев. - Изд.2-е, изм. - М.: Норма, 2007. - 576 с.
16. Седов В.В. Экономическая теория. Микроэкономика. - Челябинск, 2008. - 96 с.
17. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 308 с.
18. Фишер С. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - Гл. 6, - 115 с.
19. Экономическая теория: учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 576 с.
20. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - Изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 672 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).