ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день торговля играет неотъемлемую роль в жизни любого государства и его населения. Сама торговая деятельность существует с незапамятных времен, когда человеческое общество только начинало свое развитие на пути к современному положению дел. Даже в самых первых мировых цивилизациях существовал первобытный прототип современной торговли, когда люди, производящие определенный вид продукции, обменивали его на другой. Определяющим сегментом в жизни и деятельности любого государства является экономика этого государства. Уровень жизни населения, а также степень развития общества непосредственно зависят от экономики данной страны. Важнейшим фактором в развитии экономики является уровень развития торговли. По статистическим данным в большинстве развитых стран на долю роли торговли приходится около 80 % экономики страны. Именно поэтому большинству современных государств присущ рыночный тип экономики. Но данный экономический тип выстраивается постепенно в течение длительного времени, поэтому важно рассматривать этот аспект с точки зрения его истории.
В нашей стране рыночная экономика начала свое развитие сравнительно недавно после этапа перестройки, поэтому и уровень торговли относительно других развитых государств невысок. История развития и становления торговли и рынка играет основную роль в современном состоянии дел, поскольку только при анализе истории становления можно определить особенности подходов и способов дальнейшего развития. Именно поэтому изучение основных причин и истории развития торговли нашей страны является актуальным для определения и взятия верного курса развития.
Таким образом, объектом исследования является: история становления сегмента торговли в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют архивные и исторические документы, экономические статьи и нормативные правовые акты о торговле в России.
Целью данной работы является изучение основных причин и исторических предпосылок развития торговли в России.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается разрешить ряд задач исследования:
- дать понятие торговли и выявить ее основные характеристики;
- изучить историческое появление торговли;
- исследовать историю появления торговли в России;
- выявить и обосновать причины появления торговли в России;
- обозначить основные проблемы торговли в России;
- рассмотреть основные перспективы развития торговли в России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1 Понятие, основные характеристики и причины появления торговли 5
1.1 Понятие и функции торговли 5
1.2 Виды торговли 9
1.3 Особенности торговли и ее роль 15
2 Историческое становление торговли 18
2.1 История зарождения торговли в древних цивилизациях 18
2.2 История торговли в России от зарождения до 20 века 20
2.3 История торговли в России в начале 20-ого века 22
2.4 История торговли России в 30-40-е годы 20 века 28
2.5 История и причины изменения Российской торговли до и после распада СССР 36
3 Перспективы Российской торговли 54
3.1 Основные проблемы современной торговли России 54
3.2 Перспективные направления торговли России 59
Заключение 61
Список использованных источников 63
1 ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ТОРГОВЛИ
Торговля - сложное и многогранное явление, которое нельзя истолковывать однозначно. Во-первых, торговля - это процесс перехода товара от одного владельца к другому путем обмена товара на деньги по согласованной, в ходе торга, цене. Именно этот процесс, имеющий целью продать товар для получения прибыли, является коммерцией. Во-вторых, торговля - это отрасль экономики со своей инфраструктурой, иерархической организацией, региональной распространенностью, разделением функций и т. д., которая специализируется на доведение товара от производства до потребления, то есть играет посредническую роль.
Таким образом, торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Общественное разделение труда и выделение торгового капитала из общего промышленного капитала выделило торговлю в отдельную самостоятельную отрасль хозяйства и экономики.
Показательно, что во многих энциклопедических словарях термин “коммерция” трактуется именно как “торговля”. В это понятие практически укладываются все формы коммерческой деятельности: инвестор продает деньги, строитель - объект строительства, производитель создает товар с единственной целью - продать его, торговый посредник перепродает этот товар с целью получить больше денег, чем он за него заплатил. Ученый продает свои знания (интеллектуальный продукт). Торговец недвижимостью продает дома, предприятия, целые фирмы и т. д. Какое бы специальное название не имели разные формы такой деятельности, по существу они являются торговой деятельностью, торговлей в широком смысле слова. Для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П.Дашков - 9-е изд.- М.: "Дашков и Ко",2008г., с. 12-19.
2. Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
3. Чкалова О.В. Торговое дело: Учеб. пособ. – М.: Эксмо, 2014.
4. Данные по показателям торговых организаций на душу населения 2013 год: [электронный ресурс], режим доступа: http://moshekam.livejournal.com/1910820
5. Диянова С. Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью : учеб.пособие. М.Магистр, 2012
6. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли : пер. с англ. Под ред. Ю. Н.Каптуревского. Изд-во «Питер», 1999 стр.17-26;
7. Принципы розничной торговли: [электронный ресурс], режим доступа: http://futureaccess.ru/Medaicenter/biznes-stati/principy-torgovli/
8. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.:ИНФРА-М,2001
9. Доля торговли в ВВП страны: [электронный ресурс], режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/indicators/Trade/Russia
10. Уровень занятости населения: [электронный ресурс], режим доступа: http://works.doklad.ru/view/q8b9hAAnvtE
11. История экономических учений: (современный этап): учебник для студентов экономических специальностей / А. Г. Худокормов [и др.]. – Москва: Инфра-М, 2013.
12. Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, 2013.
13. Кравченко, Н. В. История международной торговой политики : учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения тем курса / Н. В. Кравченко. - Гомель : БелГУТ, 2011.
14. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: 1999
15. Уильям Бернстайн. Великолепный обмен. История мировой торговли. — М.: АСТ, 2014. — 516 с.
16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 972 с.
17. Аборвалова О.Н. Торговля советской России в период стновления социалистической экономики (1917-1924 годы): статья в журнале Известия Саратовского университета. Серия экономика, №1, т.12, 2012г.
18. Народное хозяйство РСФСР. Статистический сборник. М., 1957.
19. Наше Отечество. Опыт политической истории. В 2 т. Т.2. М., 1991.
20. Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе. Экономическая перестройка в СССР. М., 1989.
21. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917 года до наших дней. М., 1995. Кн. 1.
22. Внутренняя торговля Советской России: [электронный ресурс], режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129042/
23. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М., 2008.
24. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968.
25. Покатов Д.В., доктор социологических наук, доцент: доклад об экономике Советской России: [электронный ресурс], режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/IST_EK0N/p
26. Внутренний рынок и торговый сбыт Советской России: [электронный ресурс], режим доступа: http://library.by/shpargalka/belarus/economics/
27. Экономические причины распада СССР: [электронный ресурс], режим доступа: http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12231-osnovnye-prichiny-raspada-sssr.