Финансовый контроль в Вооруженных Силах Российской Федерации
1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
Огромное значение в контроле за использованием государственных финансов принадлежит вопросам организации и осуществления государственного финансового контроля в бюджетной сфере, реализуемым исполнительной властью. Русский экономист Г. А. Вацуро еще в 1909 г. писал, что «учение о бюджете было бы неполным, если бы оно не было связано с учением о контроле. Самая ценность бюджетного права зависит от наличности более или менее совершенной постановки контроля при условии ответственности министров» [5, с. 39].
Очень хорошо это понимают в развитых странах. Создавая свои системы государственного финансового контроля, правительства этих стран органично дополняют финансовый контроль, осуществляемый народным представительством, своими мероприятиями по контролю за соблюдением исполнителями бюджетов правил использования централизованных финансов [8].
Необходимо сразу отметить, что существуют страны, в которых высшие контрольные органы формирует исполнительная власть. Например, в Ирландии бюджетный контроль проводит служба Генерального контролера и аудитора — независимый орган исполнительной власти, глава и члены которого назначаются президентом по представлению палаты представителей (парламента).
Служба вправе проводить проверку и контроль за всеми видами доходов, расходов и состоянием имущества предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из общего и дополнительного бюджетов. При этом спецификой рассматриваемого органа является введенная с 1969 г. обязанность службы отчитываться о своей работе перед парламентом, что делает рассматриваемую схему едва ли не переходным этапом к парламентскому контролю над расходованием бюджета [14].
Такая модель, которая называется моделью административного финансового контроля, признается наименее эффективной. В этом случае возникает опасность сращивания интересов контролеров и подконтрольных. Как писал еще в XIX в. французский финансист П. Бейтуа: «Никто толком не управляет и никто толком не контролирует. Все заняты лишь личным обогащением под знаменем, на котором словно начертан девиз: «Грабить казну другим не помогаю, но и не мешаю» [19, с. 328]. Поэтому в странах, где принята такая модель организации государственного финансового контроля, вынуждены принимать дополнительные меры, позволяющие достичь большей независимости высшего контрольного органа.
Наиболее распространенной моделью организации государственного финансового контроля является парламентская, при которой бюджетный контроль, организованный исполнительной властью, дополняет финансовый контроль народного представительства....