Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ОТ АВТОРА
Диплом Мастера делового администрирования общепризнан во всем мире. Наличие степени МВА означает своего рода «знак качества» специали-ста, его умение разобраться в тонкостях современного менеджмента и марке-тинга. Вне зависимости от того, идет ли речь о конкретной отрасли экономи-ки, общественном секторе или государственном управлении. Главная цель данного практического пособия – помочь слушателям МВА сориентироваться в «океане» противоречивой информации, научить находить самое ценное, анализировать данные, определять и применять методы решения нестандарт-ных задач, формулировать выводы.
Идея написать эту книгу появилась в ответ на реальную проблему, ко-торая возникает у большинства соискателей степени МВА. Даже прилежно прослушав полный курс от «гуру» менеджмента, успешно решая различные case study (технология обучения методом конкретных ситуаций), студенты испытывают трудности при написании магистерской диссертации, начиная от составления программы исследования до подготовки доклада на защиту.
Объяснение сложившейся ситуации есть – практическим приемам на-писания исследований высшая школа, как правило, не учит. Семинарам, по-священным разработке главного научного труда студента, отводится слишком мало времени, чтобы разобраться во всех нюансах научного творчества. Кроме того, будущее высшей школы в странах СНГ многим чиновникам и экспертам видится исключительно как «конструктор», состоящий не из по-следовательного познания от общего к частному, а из набора учебных моду-лей, что создает не целостную, а фрагментированную картину учебного предмета. Проблема усложняется, если студенты из стран СНГ обучаются в зарубежных бизнес-школах, имеющих иные стандарты преподавания учебных дисциплин и написания работ, отличные от тех, к которым они привыкли.
Как известно, единого стандарта МВА нет, есть только общепринятые подходы, которые преподаватели бизнес-школ развивают, исходя из собст-венных стандартов, базы знаний, представлений и опыта. МВА (от англ. Master of Business Administration) – это совокупность различных программ обучения и ни одна из них по отдельности не дает фундаментальных науч-ных знаний, которые являются залогом познания, как говорили древние мыслители, «сути вещей».
Современный тренд высшего образования – ориентация на формирова-ние у студента «стандартизированного» и вместе с тем «кусочного» знания, что ведет к поверхностному восприятию информации. «Кусочное» знание формирует аналогичное мышление, напоминая подборку отрывков разно-родной информации. В то время как настоящий специалист должен обладать способностью к анализу, синтезу, преобразованию, планированию, вообра-жению; умением рассуждать, аргументировать, вести дискуссию с оппонен-тами, генерировать новаторские идеи, словом, пользоваться всеми своими мыслительными способностями.
Несмотря на то, что цель курса МВА – научить «как практически управлять организацией», для студентов из страны СНГ возникает специфи-ческая проблема - программы МВА в содержательном плане ориентиро-ваны на западный тип рыночной экономики. Знания западного стандарта почти бесполезны в реалиях «переходных» экономических систем стран СНГ. Отсюда неспособность выпускников вузов принимать адекватные управленческие решения в деловой практике, недовольство работодателей качеством обучения молодых специалистов.
С учетом того, что диссертация магистра рассматривается исключи-тельно как прикладное исследование, в процессе обучения любой слуша-тель может оказаться в непростой ситуации: с одной стороны, он должен ов-ладеть курсом МВА, а с другой, применить знания для решения своей уни-кальной задачи, не имея зачастую ни реальной производственной базы, ни возможности апробации своего исследования в компании. Большинство вузов в странах СНГ, несмотря на растущие ценники программ обучения, слабо взаимодействуют с реальным производством и деловыми сообществами. Но самое главное, большинство компаний не открывают доступ к финансовой документации либо предоставляют неполную информацию, анализ которой не дает представления об истинном положении дел в компании. Соответст-венно, теряется и качество научно-прикладных исследований.
Некоторые тренинги с презентациями в рамках курса МВА действи-тельно способствуют развитию творческого мышления, помогают креативно подойти к решению собственных бизнес-проблем. Но все же, эти программы не являются неким универсальным «ключом», открывающим любые двери. Поэтому совсем не обязательно, что полученные Вами знания могут оказать-ся полезны. Не случайно курс МВА осваивается слушателями не в рамках классических университетских программ, а в программах бизнес-школ (при известных университетах), которые используют при обучении слушателей разные методики и наборы case study.
Не секрет, что топовые западные учебники, из которых состоит каркас программ МВА, написаны 30-50 лет назад и построены на экономических за-конах и показателях того времени применительно к экономически развитым странам и законодательству этих стран. Учитывая квазирыночную среду, сложившуюся в большинстве стран СНГ, специфическое законодательство, неразвитость рыночных институтов, применимость полученных знаний вы-пускника МВА к реальным условиям бизнеса вообще сомнительна. К тому же рыночная среда динамична, что было актуально вчера, сегодня становится незначительным. Вот почему так важно мыслить критически, уметь отличать важное от второстепенного, анализировать факты и события, делать выводы, исходя из реальной ситуации.
Содержание большинства программ МВА – это во многом «экономиче-ские мифы», создаваемые и поддерживаемые усилиями «рейтинговых» биз-нес-школ в целях сохранения своего «статус-кво». В подтверждение своих слов приведу цитату одного из выпускников престижной бизнес-школы, ав-тора книги «МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира» - Стивена Силбигера (Steven A. Silbiger):
«На основании своих бесед с выпускниками Уортонской школы бизне-са, бизнес-школ при Гарвардском и Северо-Западном университетах и других из «десятки» я убедился, что все они кормят будущих МВА по одному и тому же меню. Различаются только специи и оформление бизнес-банкетов.
Программа МВА состоит из девяти дисциплин. Некоторые бизнес-школы изобретают для них замысловатые названия, но без прикрас они име-нуются следующим образом:
- маркетинг;
- деловая этика;
- бухгалтерский учет;
- организационное поведение;
- количественный анализ;
- финансы;
- управление операциями;
- экономика;
- стратегия.
Синтез знаний из всех девяти дисциплин и составляет самое ценное приобретение магистра делового администрирования…..».
Не лишним будет развеять еще один миф. Вопреки распространенному мнению, первая западная бизнес-школа появилась не в США (Harvard), а во Франции в 1819 году. Это учебное заведение известно, как Еcole Supеrieure de Commerce de Paris. Его основали представители кружка экономистов и коммерсантов (включая известного экономиста Жана-Батиста Сэя и банкира Виталя Ру). В настоящее время это Высшая школа коммерции (ESCP Europe) – старейший институт в мире, обучающий бизнесу и финансам.
В России степень магистра стала присуждаться тоже с начала XIX века:
«… ученая степень магистра была введена указом императора Александра 1 от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее вуз с отличием) и доктором. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой… С 1884 г. в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень. В соответствии с Университетским уставом присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук… В 1917 году Декретом Совнаркома РСФСР все ученые степени упраздняются, а в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук восстанавливаются… В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования».
За последние 200 лет сформировалось несколько международных стан-дартов МВА:
Full time MBA - традиционные программы в формате «очного» обуче-ния, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства»;
Part time MBA - «очные» программы, подразумевающие, что студент отдает обучению не все время. Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения программ;
Executive MBA (EMBA) - программы, ориентированные на руководи-телей высшего звена, опирающиеся на значительный практический опыт ра-боты студента;
Distance-learning MBA - программы, при которых для достижения большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения;
MBA Start - дистанционная программа обучения по стандартам MBA General (самый сомнительный формат в плане качества обучения);
Mini MBA - программы обучения самым актуальным вопросам органи-зации и управления бизнесом, дистанционная программа профессиональной переподготовки.
Отраслевой MBA - серия практико-ориентированных программ.
В целом требования к написанию и оформлению магистерских диссер-таций в перечисленных программах имеют много общего, но не идентичны. Поэтому в настоящем практическом пособии рассматриваются главным об-разом традиционные требования, которые надо соблюдать будущему мастеру делового администрирования.
Методической основой издания стали стандарты наиболее распростра-ненных программ МВА, методические указания, пособия и стандарты зару-бежных бизнес-школ, а также вузов стран СНГ, интервью с экспертами, пре-подавателями, слушателями МВА и многолетний педагогический опыт авто-ра, что позволило сконцентрироваться на самых уязвимых точках научно-прикладного исследовательского процесса при написании магистерской дис-сертации.
Т.В. Журавлева
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ОТ АВТОРА 6
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 11
I. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ДИССЕРТАЦИИ 12
1.1. Как начать с «чистого листа» 12
1.2. Как выбрать тему 13
1.3. Как составить рабочий план 16
1.4. Как обосновать тему и определить проблему 19
1.5. Как правильно определить ключевые положения диссертации 26
1.6. Что такое методология исследования 27
1.7. Экспертные методы 30
1.8. Как собрать и проанализировать информацию, или секреты конкурентной разведки 33
1.9. Научный руководитель: тонкости дипломатии 39
II. ДИССЕРТАЦИЯ 42
2.1. Аннотация (Abstract) 42
2.2. Содержание основной части 43
2.2.1. Обзор литературы 44
2.2.2. Аналитическая часть 45
2.2.3. Практическая часть 50
2.2.4. Выводы и заключение 51
2.3. Библиография и ссылки 52
2.4. Основные ошибки при написании диссертации МВА 54
III. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ 55
3.0. Библиотека шаблонов 55
3.1. Диаграммы 56
3.1.1. Диаграмма Гантта 56
3.1.2. Диаграмма «Дом качества» 56
3.1.3. Диаграмма Исикавы – «Рыбий скелет» 62
3.1.4. Диаграмма Парето 64
3.2. Матрицы 65
3.2.1. PEST-анализ 65
3.2.2. SWOT-анализ 68
3.2.4. «Карта стейкхолдеров» 70
3.2.4. Матрица BCG 73
3.2.5. Матрица McKinsey 74
3.2.6. Матрица Ансоффа 75
3.3. Модели 76
3.3.1. Бизнес-модели 76
3.3.2. Модели бизнес-процессов 77
3.3.3. Модель «Шесть сигм» 81
3.3.4. Модель «Пять сил» М. Портера 82
IV. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ 84
4.1. Автореферат 84
4.2. Апробация 85
4.3. Рецензия, отзыв 85
4.4. Доклад и презентация на защиту 86
V. БИБЛИОТЕКА СОИСКАТЕЛЯ СТЕПЕНИ МВА 88
5.1. Обязательная литература 88
5.2. Дополнительная литература 90
5.3. Рекомендуемые интернет-источники 91
5.3.1. Базы данных, библиотеки, научные сети 91
5.3.2. Статистические базы данных, справочники 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Журавлева, Т. В.
Как написать диссертацию МВА: пошаговая инструкция. Учебно-практическое пособие для будущих мастеров делового администрирования + Библиотека шаблонов. – СПБ.: Издательство «Издательский дом Виноградовой», Серия «Мастер-класс», 2018.
Пособие состоит из пяти взаимосвязанных частей, содержащих подраз-делы с пошаговым описанием полного цикла выполнения выпускной квали-фикационной работы (магистерской диссертации): от выбора темы до подго-товки материалов на защиту. Цель издания – формирование навыков по поис-ку и анализу информации, интерпретации данных, решению всего комплекса практических задач, возникающих в ходе проведения и написания научно-прикладного исследования.
Пособие написано доступным языком. Текст снабжен примерами, гиперссылками и актуальными ссылками на бесплатные базы данных. К изда-нию прилагается Библиотека с набором шаблонов, позволяющих самостоя-тельно создавать организационные диаграммы, бизнес-модели, бизнес-матрицы, схемы причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы – «Рыбий скелет»), позволит спроектировать сложный комплекс «Дом качества», проводить PEST и SWOT анализ, предусмотренные курсом МВА.
Издание рекомендуется к использованию при подготовке соискателей степени Магистра делового администрирования; адаптировано для слушате-лей стран СНГ, обучающихся в российских и зарубежных бизнес-школах.
УДК 004.9:339.1(075.8)
ББК 65.42я73
V. БИБЛИОТЕКА СОИСКАТЕЛЯ СТЕПЕНИ МВА
5.1. Обязательная литература
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
2. Ансoфф, И. Стратегическое управление. Пеp. с англ. /И. Ансoфф. - М.: Экономика, 1989. — 303 с.
3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 206 с.
4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / М. Армстронг. – СПб.: Питер, 2008. — 848 с.
5. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: Издательство «ЮНИТИ», 2007. — 412 с.
6. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник - 2-е изда-ние, пе-рераб. и допол. /О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2005. — 296 с.
7. Гаррисон, Р. Управленческий учет. 12-е изд. / Р. Гаррисон, Э. Но-рин. - СПб.: Питер, 2011. — 592 с.
8. Грант, Р. М. Современный стратегический анализ: учебник / Р. Грант. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 554 с.
9. Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 400 с.
10. Джеймс, П. Менеджмент, основанный на ценности. Как обеспе-чить ценность для акционеров / П. Джеймс, Г. Эшуот. – М.: Инфра-М, 2009. — 190 с.
11. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руко-водство по успешной реализации проектов. Пер. с англ. / Д. Джестон, Й. Нелис. СПб.: Символ-Плюс, 2008. — 512 с.
12. Джонсон, Дж. Корпоративная стратегия: теория и практика, 7-е изд.: Пер. с англ. / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. — 800 с.
13. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
14. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей – от стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 304 с.
15. Каплан, Р. С. Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. — 416 с.
16. Клайв, Р. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного пре-имущества / Р. Клайв. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 382 с.
17. Клилэнд, Д. Управление заинтересованными сторонами в проекте. В кн. «Управление проектами» под ред. Дж. К. Пинто. М.: Питер, 2004. – 364 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. — 814 с.
19. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 c.
20. Краткий курс MBA: пер. с англ. / Р.Ф. Брунер и др. - М., 2000. – 384 с.
21. Курс MBA по стратегическому менеджменту /Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэнделла, М: Альпина Паблишер, 2010. — 587 с.
22. Мак-Кин, Д. Стратегии / Д. Мак-Кин. - М.: Дело и сервис, 2010. — 247 с.
23. Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - СПб.: Питер, 2013. — 720 с.
24. Маркетинговая стратегия: курс MBA: пер. с анг. /О. Уолкер мл., Х. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз. – М.: Вершина, 2006. – 492 с.
25. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 c.
26. Минцберг, Г. Стратегический процесс: пер. с англ. / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. - СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
27. Минцберг, Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Г. Минцберг; пер. с англ. О.И. Медведь / Г. Минцберг. - М.: ЭКСМО, 2009. — 463 с.
28. Пирс, II Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2013. — 560 c.
29. Пирсон, Б. Краткий курс МВА: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления: пер. с англ. / Пирсон Б., Томас Н. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс: PRADO group, 2004. – 337 с.
30. Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес-бук, 2009. – 301 с.
31. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуа-ции для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. — 928 c.
32. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутди-нов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. — 641 с.
33. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. — 468 c.
5.2. Дополнительная литература
34. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних пред-приятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 400 с.
35. Армстронг, М. Perfomance Management. Управление эффективно-стью работы. Пер. с англ. /М. Армстронг, А. Бэрон. - М.: HIPPO, 2005. – 384 с.
36. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого пер-сонала: в поисках совершенства управления: Опыт гос., мест. и корпора-тивного управления в США, Японии и странах Западной Европы: в 3 т. / В.В. Гончаров. - М. – 2002: T.1. – 815 с.; T.2. – 783 с.; T.3. – 847 с.
37. Гуияр, Ф. Ж. Преобразование организации. Пер. с англ. /Ф.Ж. Гуияр, Д.Н. Келли. - М.: Дело, 2000. — 376 с.
38. Дак, Дж. Д. Монстр перемен: причины успеха и провала органи-зационных преобразований. Пер. с англ./ Дж. Д. Дак. – М.: Альпина, 2002. – 315 с.
39. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория пред-видения / Сост. Ю. В. Яковец / Н.Д. Кондратьев. — М.: Экономика, 2002. — 768 с.
40. Прахалад, К. К. Пространство бизнес-инноваций: создание цен-ности совместно с потребителем: пер. с англ. / К.К. Прахалад, М.С. Криш-нан. - М.: Моск. школа управления «Сколково» и др., 2012. — 257 с.
41. Силбигер, С. МВА за 10 дней. Самое важное из программ веду-щих бизнес-школ мира / С. Силбигер. - М.: Альпина Паблишер, 2014. — 390 с.
42. Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. Управление отношениями с заинтере-сованными сторонами проекта: от простого к сложному (часть 1) // Управление проектами и программами. 2015. - № 02 (42) - С. 138-156; № 03 (43). — С. 218-228.
43. Шумпетеp, Й. Теория экономического развития. Капитализм, со-циализм и демократия / пpедисл. В. С. Автoнoмoва. / Й. Шумпетеp. - М.: Эксмо, 2007. — 864 с.
44. Шумпетер, Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — 416 с.
45. Эванс, Дж. Управление качеством: учеб. пособие / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.
46. Якокка, Л. Путь менеджера / Л. Якокка // ЭКО. - 1992. - N 10. - С.97-108; N 11. — С.102-113; 1993. - N 1. — С.170-187.
5.3. Рекомендуемые интернет-источники
5.3.1. Базы данных, библиотеки, научные сети
1. База данных Университета Калифорнии (США) University of Cali-fornia eScholarship Repository. Журналы, книги, материалы конференций, рабочие документы (working papers) по разным наукам в свободном дос-тупе. - http://escholarship.org/.
2. Библиографическая база данных по экономическим наукам «IDEAS» (Университет Коннектикута США). Содержит ссылки на полно-текстовые материалы: статьи, рабочие документы, главы из книг. Часть в свободном доступе. - https://ideas.repec.org/.
3. Библиотека Social Science Electronic Publishing (SSRN). Полно-текстовые работы в свободном доступе по экономической теории, учету, финансам, информатике, право, менеджмент, маркетинг, страхование. - https://www.ssrn.com/en/.
4. Библиотека «Online Books Page». Более 15 тыс. полнотекстовых книг и других изданий с сервера University of Pennsylvania (США). - http://onlinebooks.library.upenn.edu/.
5. Библиотека экономической и управленческой литературы - http://eup.ru/.
6. Британская библиотека - https://www.bl.uk/.
7. Международная база данных Scopus (SciVerse Scopus) – круп-нейшая в мире мультидисциплинарная библиографическая и реферативная база данных - https://www.scopus.com/home.uri.
8. Научная сеть «Соционет» - https://socionet.ru/.
9. Научная электронная библиотека «eLibrary» - https://elibrary.ru/.
10. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - https://cyberleninka.ru/.
11. Федеральный образовательный портал ЭСМ – Экономика. Со-циология. Менеджмент. - http://ecsocman.hse.ru/.
12. Финансовая электронная библиотека «Миркин.ru» - http://www.mirkin.ru/.
13. Электронная библиотека экономической и деловой литературы - http://www.aup.ru/library/.
14. Электронная библиотека Центра «Бизнес-класс» - http://www.classs.ru/library/.
15. Электронная научная библиотека по менеджменту (Electronic Management Research Library Database) - http://www.emeraldinsight.com/action/showPublications.
5.3.2. Статистические базы данных, справочники
1. Базы статистических данных и публикации ООН - https://unstats.un.org/home/international_agencies/.
2. База данных Всемирного банка - http://www.worldbank.org/en/research.
3. База данных Международного валютного фонда - http://www.imf.org/en/data.
4. Интернет-справочник CIA World Factbook по странам мира, со-ставленный Центральным разведывательным управлением США (ЦРУ США). Для всех стран мира приведены сводные экономические показате-ли, показатели отраслей, транспорта, связи и пр. - https://www.cia.gov/index.html.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ОТ АВТОРА
Диплом Мастера делового администрирования общепризнан во всем мире. Наличие степени МВА означает своего рода «знак качества» специали-ста, его умение разобраться в тонкостях современного менеджмента и марке-тинга. Вне зависимости от того, идет ли речь о конкретной отрасли экономи-ки, общественном секторе или государственном управлении. Главная цель данного практического пособия – помочь слушателям МВА сориентироваться в «океане» противоречивой информации, научить находить самое ценное, анализировать данные, определять и применять методы решения нестандарт-ных задач, формулировать выводы.
Идея написать эту книгу появилась в ответ на реальную проблему, ко-торая возникает у большинства соискателей степени МВА. Даже прилежно прослушав полный курс от «гуру» менеджмента, успешно решая различные case study (технология обучения методом конкретных ситуаций), студенты испытывают трудности при написании магистерской диссертации, начиная от составления программы исследования до подготовки доклада на защиту.
Объяснение сложившейся ситуации есть – практическим приемам на-писания исследований высшая школа, как правило, не учит. Семинарам, по-священным разработке главного научного труда студента, отводится слишком мало времени, чтобы разобраться во всех нюансах научного творчества. Кроме того, будущее высшей школы в странах СНГ многим чиновникам и экспертам видится исключительно как «конструктор», состоящий не из по-следовательного познания от общего к частному, а из набора учебных моду-лей, что создает не целостную, а фрагментированную картину учебного предмета. Проблема усложняется, если студенты из стран СНГ обучаются в зарубежных бизнес-школах, имеющих иные стандарты преподавания учебных дисциплин и написания работ, отличные от тех, к которым они привыкли.
Как известно, единого стандарта МВА нет, есть только общепринятые подходы, которые преподаватели бизнес-школ развивают, исходя из собст-венных стандартов, базы знаний, представлений и опыта. МВА (от англ. Master of Business Administration) – это совокупность различных программ обучения и ни одна из них по отдельности не дает фундаментальных науч-ных знаний, которые являются залогом познания, как говорили древние мыслители, «сути вещей».
Современный тренд высшего образования – ориентация на формирова-ние у студента «стандартизированного» и вместе с тем «кусочного» знания, что ведет к поверхностному восприятию информации. «Кусочное» знание формирует аналогичное мышление, напоминая подборку отрывков разно-родной информации. В то время как настоящий специалист должен обладать способностью к анализу, синтезу, преобразованию, планированию, вообра-жению; умением рассуждать, аргументировать, вести дискуссию с оппонен-тами, генерировать новаторские идеи, словом, пользоваться всеми своими мыслительными способностями.
Несмотря на то, что цель курса МВА – научить «как практически управлять организацией», для студентов из страны СНГ возникает специфи-ческая проблема - программы МВА в содержательном плане ориентиро-ваны на западный тип рыночной экономики. Знания западного стандарта почти бесполезны в реалиях «переходных» экономических систем стран СНГ. Отсюда неспособность выпускников вузов принимать адекватные управленческие решения в деловой практике, недовольство работодателей качеством обучения молодых специалистов.
С учетом того, что диссертация магистра рассматривается исключи-тельно как прикладное исследование, в процессе обучения любой слуша-тель может оказаться в непростой ситуации: с одной стороны, он должен ов-ладеть курсом МВА, а с другой, применить знания для решения своей уни-кальной задачи, не имея зачастую ни реальной производственной базы, ни возможности апробации своего исследования в компании. Большинство вузов в странах СНГ, несмотря на растущие ценники программ обучения, слабо взаимодействуют с реальным производством и деловыми сообществами. Но самое главное, большинство компаний не открывают доступ к финансовой документации либо предоставляют неполную информацию, анализ которой не дает представления об истинном положении дел в компании. Соответст-венно, теряется и качество научно-прикладных исследований.
Некоторые тренинги с презентациями в рамках курса МВА действи-тельно способствуют развитию творческого мышления, помогают креативно подойти к решению собственных бизнес-проблем. Но все же, эти программы не являются неким универсальным «ключом», открывающим любые двери. Поэтому совсем не обязательно, что полученные Вами знания могут оказать-ся полезны. Не случайно курс МВА осваивается слушателями не в рамках классических университетских программ, а в программах бизнес-школ (при известных университетах), которые используют при обучении слушателей разные методики и наборы case study.
Не секрет, что топовые западные учебники, из которых состоит каркас программ МВА, написаны 30-50 лет назад и построены на экономических за-конах и показателях того времени применительно к экономически развитым странам и законодательству этих стран. Учитывая квазирыночную среду, сложившуюся в большинстве стран СНГ, специфическое законодательство, неразвитость рыночных институтов, применимость полученных знаний вы-пускника МВА к реальным условиям бизнеса вообще сомнительна. К тому же рыночная среда динамична, что было актуально вчера, сегодня становится незначительным. Вот почему так важно мыслить критически, уметь отличать важное от второстепенного, анализировать факты и события, делать выводы, исходя из реальной ситуации.
Содержание большинства программ МВА – это во многом «экономиче-ские мифы», создаваемые и поддерживаемые усилиями «рейтинговых» биз-нес-школ в целях сохранения своего «статус-кво». В подтверждение своих слов приведу цитату одного из выпускников престижной бизнес-школы, ав-тора книги «МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира» - Стивена Силбигера (Steven A. Silbiger):
«На основании своих бесед с выпускниками Уортонской школы бизне-са, бизнес-школ при Гарвардском и Северо-Западном университетах и других из «десятки» я убедился, что все они кормят будущих МВА по одному и тому же меню. Различаются только специи и оформление бизнес-банкетов.
Программа МВА состоит из девяти дисциплин. Некоторые бизнес-школы изобретают для них замысловатые названия, но без прикрас они име-нуются следующим образом:
- маркетинг;
- деловая этика;
- бухгалтерский учет;
- организационное поведение;
- количественный анализ;
- финансы;
- управление операциями;
- экономика;
- стратегия.
Синтез знаний из всех девяти дисциплин и составляет самое ценное приобретение магистра делового администрирования…..».
Не лишним будет развеять еще один миф. Вопреки распространенному мнению, первая западная бизнес-школа появилась не в США (Harvard), а во Франции в 1819 году. Это учебное заведение известно, как Еcole Supеrieure de Commerce de Paris. Его основали представители кружка экономистов и коммерсантов (включая известного экономиста Жана-Батиста Сэя и банкира Виталя Ру). В настоящее время это Высшая школа коммерции (ESCP Europe) – старейший институт в мире, обучающий бизнесу и финансам.
В России степень магистра стала присуждаться тоже с начала XIX века:
«… ученая степень магистра была введена указом императора Александра 1 от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее вуз с отличием) и доктором. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой… С 1884 г. в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень. В соответствии с Университетским уставом присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук… В 1917 году Декретом Совнаркома РСФСР все ученые степени упраздняются, а в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук восстанавливаются… В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования».
За последние 200 лет сформировалось несколько международных стан-дартов МВА:
Full time MBA - традиционные программы в формате «очного» обуче-ния, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства»;
Part time MBA - «очные» программы, подразумевающие, что студент отдает обучению не все время. Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения программ;
Executive MBA (EMBA) - программы, ориентированные на руководи-телей высшего звена, опирающиеся на значительный практический опыт ра-боты студента;
Distance-learning MBA - программы, при которых для достижения большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения;
MBA Start - дистанционная программа обучения по стандартам MBA General (самый сомнительный формат в плане качества обучения);
Mini MBA - программы обучения самым актуальным вопросам органи-зации и управления бизнесом, дистанционная программа профессиональной переподготовки.
Отраслевой MBA - серия практико-ориентированных программ.
В целом требования к написанию и оформлению магистерских диссер-таций в перечисленных программах имеют много общего, но не идентичны. Поэтому в настоящем практическом пособии рассматриваются главным об-разом традиционные требования, которые надо соблюдать будущему мастеру делового администрирования.
Методической основой издания стали стандарты наиболее распростра-ненных программ МВА, методические указания, пособия и стандарты зару-бежных бизнес-школ, а также вузов стран СНГ, интервью с экспертами, пре-подавателями, слушателями МВА и многолетний педагогический опыт авто-ра, что позволило сконцентрироваться на самых уязвимых точках научно-прикладного исследовательского процесса при написании магистерской дис-сертации.
Т.В. Журавлева
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ОТ АВТОРА 6
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 11
I. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ДИССЕРТАЦИИ 12
1.1. Как начать с «чистого листа» 12
1.2. Как выбрать тему 13
1.3. Как составить рабочий план 16
1.4. Как обосновать тему и определить проблему 19
1.5. Как правильно определить ключевые положения диссертации 26
1.6. Что такое методология исследования 27
1.7. Экспертные методы 30
1.8. Как собрать и проанализировать информацию, или секреты конкурентной разведки 33
1.9. Научный руководитель: тонкости дипломатии 39
II. ДИССЕРТАЦИЯ 42
2.1. Аннотация (Abstract) 42
2.2. Содержание основной части 43
2.2.1. Обзор литературы 44
2.2.2. Аналитическая часть 45
2.2.3. Практическая часть 50
2.2.4. Выводы и заключение 51
2.3. Библиография и ссылки 52
2.4. Основные ошибки при написании диссертации МВА 54
III. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ 55
3.0. Библиотека шаблонов 55
3.1. Диаграммы 56
3.1.1. Диаграмма Гантта 56
3.1.2. Диаграмма «Дом качества» 56
3.1.3. Диаграмма Исикавы – «Рыбий скелет» 62
3.1.4. Диаграмма Парето 64
3.2. Матрицы 65
3.2.1. PEST-анализ 65
3.2.2. SWOT-анализ 68
3.2.4. «Карта стейкхолдеров» 70
3.2.4. Матрица BCG 73
3.2.5. Матрица McKinsey 74
3.2.6. Матрица Ансоффа 75
3.3. Модели 76
3.3.1. Бизнес-модели 76
3.3.2. Модели бизнес-процессов 77
3.3.3. Модель «Шесть сигм» 81
3.3.4. Модель «Пять сил» М. Портера 82
IV. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ 84
4.1. Автореферат 84
4.2. Апробация 85
4.3. Рецензия, отзыв 85
4.4. Доклад и презентация на защиту 86
V. БИБЛИОТЕКА СОИСКАТЕЛЯ СТЕПЕНИ МВА 88
5.1. Обязательная литература 88
5.2. Дополнительная литература 90
5.3. Рекомендуемые интернет-источники 91
5.3.1. Базы данных, библиотеки, научные сети 91
5.3.2. Статистические базы данных, справочники 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Журавлева, Т. В.
Как написать диссертацию МВА: пошаговая инструкция. Учебно-практическое пособие для будущих мастеров делового администрирования + Библиотека шаблонов. – СПБ.: Издательство «Издательский дом Виноградовой», Серия «Мастер-класс», 2018.
Пособие состоит из пяти взаимосвязанных частей, содержащих подраз-делы с пошаговым описанием полного цикла выполнения выпускной квали-фикационной работы (магистерской диссертации): от выбора темы до подго-товки материалов на защиту. Цель издания – формирование навыков по поис-ку и анализу информации, интерпретации данных, решению всего комплекса практических задач, возникающих в ходе проведения и написания научно-прикладного исследования.
Пособие написано доступным языком. Текст снабжен примерами, гиперссылками и актуальными ссылками на бесплатные базы данных. К изда-нию прилагается Библиотека с набором шаблонов, позволяющих самостоя-тельно создавать организационные диаграммы, бизнес-модели, бизнес-матрицы, схемы причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы – «Рыбий скелет»), позволит спроектировать сложный комплекс «Дом качества», проводить PEST и SWOT анализ, предусмотренные курсом МВА.
Издание рекомендуется к использованию при подготовке соискателей степени Магистра делового администрирования; адаптировано для слушате-лей стран СНГ, обучающихся в российских и зарубежных бизнес-школах.
УДК 004.9:339.1(075.8)
ББК 65.42я73
V. БИБЛИОТЕКА СОИСКАТЕЛЯ СТЕПЕНИ МВА
5.1. Обязательная литература
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
2. Ансoфф, И. Стратегическое управление. Пеp. с англ. /И. Ансoфф. - М.: Экономика, 1989. — 303 с.
3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 206 с.
4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / М. Армстронг. – СПб.: Питер, 2008. — 848 с.
5. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: Издательство «ЮНИТИ», 2007. — 412 с.
6. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник - 2-е изда-ние, пе-рераб. и допол. /О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2005. — 296 с.
7. Гаррисон, Р. Управленческий учет. 12-е изд. / Р. Гаррисон, Э. Но-рин. - СПб.: Питер, 2011. — 592 с.
8. Грант, Р. М. Современный стратегический анализ: учебник / Р. Грант. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 554 с.
9. Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 400 с.
10. Джеймс, П. Менеджмент, основанный на ценности. Как обеспе-чить ценность для акционеров / П. Джеймс, Г. Эшуот. – М.: Инфра-М, 2009. — 190 с.
11. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руко-водство по успешной реализации проектов. Пер. с англ. / Д. Джестон, Й. Нелис. СПб.: Символ-Плюс, 2008. — 512 с.
12. Джонсон, Дж. Корпоративная стратегия: теория и практика, 7-е изд.: Пер. с англ. / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. — 800 с.
13. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
14. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей – от стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 304 с.
15. Каплан, Р. С. Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. — 416 с.
16. Клайв, Р. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного пре-имущества / Р. Клайв. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 382 с.
17. Клилэнд, Д. Управление заинтересованными сторонами в проекте. В кн. «Управление проектами» под ред. Дж. К. Пинто. М.: Питер, 2004. – 364 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. — 814 с.
19. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 c.
20. Краткий курс MBA: пер. с англ. / Р.Ф. Брунер и др. - М., 2000. – 384 с.
21. Курс MBA по стратегическому менеджменту /Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэнделла, М: Альпина Паблишер, 2010. — 587 с.
22. Мак-Кин, Д. Стратегии / Д. Мак-Кин. - М.: Дело и сервис, 2010. — 247 с.
23. Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - СПб.: Питер, 2013. — 720 с.
24. Маркетинговая стратегия: курс MBA: пер. с анг. /О. Уолкер мл., Х. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз. – М.: Вершина, 2006. – 492 с.
25. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 c.
26. Минцберг, Г. Стратегический процесс: пер. с англ. / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. - СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
27. Минцберг, Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Г. Минцберг; пер. с англ. О.И. Медведь / Г. Минцберг. - М.: ЭКСМО, 2009. — 463 с.
28. Пирс, II Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2013. — 560 c.
29. Пирсон, Б. Краткий курс МВА: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления: пер. с англ. / Пирсон Б., Томас Н. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс: PRADO group, 2004. – 337 с.
30. Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес-бук, 2009. – 301 с.
31. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуа-ции для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. — 928 c.
32. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутди-нов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. — 641 с.
33. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. — 468 c.
5.2. Дополнительная литература
34. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних пред-приятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 400 с.
35. Армстронг, М. Perfomance Management. Управление эффективно-стью работы. Пер. с англ. /М. Армстронг, А. Бэрон. - М.: HIPPO, 2005. – 384 с.
36. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого пер-сонала: в поисках совершенства управления: Опыт гос., мест. и корпора-тивного управления в США, Японии и странах Западной Европы: в 3 т. / В.В. Гончаров. - М. – 2002: T.1. – 815 с.; T.2. – 783 с.; T.3. – 847 с.
37. Гуияр, Ф. Ж. Преобразование организации. Пер. с англ. /Ф.Ж. Гуияр, Д.Н. Келли. - М.: Дело, 2000. — 376 с.
38. Дак, Дж. Д. Монстр перемен: причины успеха и провала органи-зационных преобразований. Пер. с англ./ Дж. Д. Дак. – М.: Альпина, 2002. – 315 с.
39. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория пред-видения / Сост. Ю. В. Яковец / Н.Д. Кондратьев. — М.: Экономика, 2002. — 768 с.
40. Прахалад, К. К. Пространство бизнес-инноваций: создание цен-ности совместно с потребителем: пер. с англ. / К.К. Прахалад, М.С. Криш-нан. - М.: Моск. школа управления «Сколково» и др., 2012. — 257 с.
41. Силбигер, С. МВА за 10 дней. Самое важное из программ веду-щих бизнес-школ мира / С. Силбигер. - М.: Альпина Паблишер, 2014. — 390 с.
42. Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. Управление отношениями с заинтере-сованными сторонами проекта: от простого к сложному (часть 1) // Управление проектами и программами. 2015. - № 02 (42) - С. 138-156; № 03 (43). — С. 218-228.
43. Шумпетеp, Й. Теория экономического развития. Капитализм, со-циализм и демократия / пpедисл. В. С. Автoнoмoва. / Й. Шумпетеp. - М.: Эксмо, 2007. — 864 с.
44. Шумпетер, Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — 416 с.
45. Эванс, Дж. Управление качеством: учеб. пособие / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.
46. Якокка, Л. Путь менеджера / Л. Якокка // ЭКО. - 1992. - N 10. - С.97-108; N 11. — С.102-113; 1993. - N 1. — С.170-187.
5.3. Рекомендуемые интернет-источники
5.3.1. Базы данных, библиотеки, научные сети
1. База данных Университета Калифорнии (США) University of Cali-fornia eScholarship Repository. Журналы, книги, материалы конференций, рабочие документы (working papers) по разным наукам в свободном дос-тупе. - http://escholarship.org/.
2. Библиографическая база данных по экономическим наукам «IDEAS» (Университет Коннектикута США). Содержит ссылки на полно-текстовые материалы: статьи, рабочие документы, главы из книг. Часть в свободном доступе. - https://ideas.repec.org/.
3. Библиотека Social Science Electronic Publishing (SSRN). Полно-текстовые работы в свободном доступе по экономической теории, учету, финансам, информатике, право, менеджмент, маркетинг, страхование. - https://www.ssrn.com/en/.
4. Библиотека «Online Books Page». Более 15 тыс. полнотекстовых книг и других изданий с сервера University of Pennsylvania (США). - http://onlinebooks.library.upenn.edu/.
5. Библиотека экономической и управленческой литературы - http://eup.ru/.
6. Британская библиотека - https://www.bl.uk/.
7. Международная база данных Scopus (SciVerse Scopus) – круп-нейшая в мире мультидисциплинарная библиографическая и реферативная база данных - https://www.scopus.com/home.uri.
8. Научная сеть «Соционет» - https://socionet.ru/.
9. Научная электронная библиотека «eLibrary» - https://elibrary.ru/.
10. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - https://cyberleninka.ru/.
11. Федеральный образовательный портал ЭСМ – Экономика. Со-циология. Менеджмент. - http://ecsocman.hse.ru/.
12. Финансовая электронная библиотека «Миркин.ru» - http://www.mirkin.ru/.
13. Электронная библиотека экономической и деловой литературы - http://www.aup.ru/library/.
14. Электронная библиотека Центра «Бизнес-класс» - http://www.classs.ru/library/.
15. Электронная научная библиотека по менеджменту (Electronic Management Research Library Database) - http://www.emeraldinsight.com/action/showPublications.
5.3.2. Статистические базы данных, справочники
1. Базы статистических данных и публикации ООН - https://unstats.un.org/home/international_agencies/.
2. База данных Всемирного банка - http://www.worldbank.org/en/research.
3. База данных Международного валютного фонда - http://www.imf.org/en/data.
4. Интернет-справочник CIA World Factbook по странам мира, со-ставленный Центральным разведывательным управлением США (ЦРУ США). Для всех стран мира приведены сводные экономические показате-ли, показатели отраслей, транспорта, связи и пр. - https://www.cia.gov/index.html.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—3 дня |
1500 ₽ | Цена | от 5000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 50 Монографий — поможем найти подходящую