Историческая справка
Проблематика функционирования терминологического и понятийного аппарата
История разработки вопросов теории и методологии изучения «речевого портрета», а также обоснование собственного понимания тех или иных составляющих этого феномена неоднократно приводится в работах разных исследователей М.В. Китайгородской, Ю. Н. Караулова , В. И. Карасика, Л. П. Крысина и др.
До 60-х годов ХХ века понятие «речевой портрет» используется исключительно в литературоведении применительно к одному из способов создания художественно - драматургического образа. Непосредственным основателем учения о «социально-речевом портрете» считается М. В. Панов, который в середине 60-х годов 20 века выдвинул и воплотил идею фонетического портрета, на примере целого ряда политических деятелей, писателей, ученых XVIII –XX вв. Для создания фонетического портрета ученый в диахроническом аспекте охарактеризовал именно социальные и социокультурные характеристики личности, т.е. принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой и т.п.), наличие диалектических и личных особенностей произношения
Идея была подхвачена и более глубоко проработана другими исследователями, например, Т. М. Николаева занималась исследованиями о построении таких речевых или социолингвистических портретов, в составе которых присутствовал компонент, характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов (из пар или ряда вариантов) и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других вариантов .
В основе разграничения понятий «языковая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость развести понятия «язык и речь». Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в языковую систему включаются только наиболее устойчивые и частотные компоненты речи. Исходя из этого положения, мы можем утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее «речевого портрета». При этом функционирование термина «языковая личность» имеет в современном языкознании несколько особенностей: учеными выделяется существование речевой, коммуникативной, словарной (этносемантической), филологической, совокупной языковой личности.
У истоков детальной разработки понятия и теории «языковой личности» в отечественной лингвистике стоят три имени: В. В. Виноградов, который ввел данный термин в научный оборот , Г. И. Богин, разработавший модель языковой личности в лингводидактическом аспекте, и Ю. Н. Караулов, его концепция «языковой личности» является базовой для современных исследователей....
1 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Лев Толстой был четвертым ребенком в дворянской семье. Мать Льва Толстого, княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было ещё и двух лет. Родственники Льва много рассказывали ему о матери, возможно, по этой причине, ребёнок прекрасно представлял в своих мыслях «духовный облик» матери, а также некоторые её черты. Стоит отметить, что некоторые черты своей матери Лев Толстой впоследствии отразил в Болконской Марье Николаевне в романе «Война и мир» .
Отец Льва Толстого являлся участником Отечественной войны и запомнился для писателя добродушным и насмешливым характером, а также острой любовью к чтению и к охоте. Также важно, что в своих романах Толстой черты отца отразил в образе Николая Ростова. Родители писателя умерли довольно рано, по этой причине воспитание ребенка полностью взяла на себя Ергольская Т.А., которая являлась дальней родственницей Льва Толстого[4, 18].
В своих дневниках Лев Толстой постоянно отражал детские воспоминания в большом количестве, упоминания о которых встречались на протяжении всей жизни писателя не только в его дневниках, но и в произведениях. А в последствии послужили прекрасным и ботатейшим материалом для написания его произведений, и, конечно, нашли своё отражение в повести «Детство», которая представляла из себя автобиографию. Толстой отразил в своих произведениях большинство семейных преданий, а также массу впечатлений от дворянской жизни в усадьбе[1, 310].
В возрасте 13 лет семья Льва Толстого переехала в город Казань, где проживали у родственницы, а также у опекунши детей Юшковой П.И. Уже в 1844году Лев Толстой смог поступить в Казанский университет, где учился на философском факультете восточных языков, а уже позже решил перевестись на юридический факультет, где получал образование почти два года. Обучение на юридическом факультете не смогло вызвать у Толстого огромного интереса, поэтому впоследствии писатель прекратил свое обучение юридическим наукам и ушел с головой в светские развлечения [3, 494].
В 1847 году Толстой подал на увольнение из университета. Причина ухода Львом Толстым была обозначена следующая: «расстроенное здоровье и домашние обстоятельства». В этом же году писатель покинул Казань и уехал в Ясную Поляну для изучения полного курса юридическим наук самостоятельно, с целью сдачи экзамена экстерном, также писатель намеревался полностью освоить практическую медицину. Различные языки, географическую статистику, историю, достигнуть степень в музыку и живописи, а также написать диссертацию[2, 501].
В возрасте 24 лет Лев Толстой опубликовал свою повесть «Детство» в журнале «Современник», который на тот момент являлся самым знаменитым.
Внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и нравственному облику героя, Николеньки Иртеньева, открыло для всей русской литературы новые горизонты....
Содержание
1. Введение……………………………………………………………...3
2. Глава 1. История вопроса…………………………………………...4
3. Глава 2. Проблема героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време-ни»……….........................................................................7
4. Заключение…………………………………………………………13
5. Список использованной литературы………………………….…..14
...
Оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение 1)
На доске: тема урока, позже во время беседы заполняется кластер на доске «Ветка значений» (значения слова «дорога»).
Предварительное задание к уроку: один из учеников подготавливает доклад на тему «Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»».
...
Оборудование:
Презентация, текст стихотворения и словарные слова (на каждой парте), аудио – файл «Хорошее отношение к лошадям» (читает О. Басилашвили)
На доске:
Тема урока,
Позже записываются имена В.В. Маяковского (1893 - 1930); В.В. Кандинского (1866 - 1944) и названия произведений «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Смутное» (1917), «Москва. Красная площадь» (1916).
Предварительное задание:
По хрестоматии познакомится с биографией В.В. Маяковского (задание для всех); подготовить краткую биографическую справку о В. В. Маяковском и В.В. Кандинском (готовят 2 ученика, окончательно доклад редактируется совместно с учителем).
...
СОДЕРЖАНИЕ
1.Дневник индивидуальной работы
2.Описание педагогической практики
3.Психолого-педагогоческая характеристика класса
4.Анализ урока литературы
5. Конспект урока литературы
6.Конспект мероприятия по профессиональной ориентации учащихся
7.Конспект воспитательного внеклассного мероприятия
8.Приложение на диске (фотографии с воспитательного мероприятия, презентация к уроку)
...