Культура – это сложное явление, неотъемлемая часть жизни человека. Необходимо понимать важность этого явления для развития цивилизации. Культура играет всё большую роль в обществе. За последние десятилетия она претерпела существенные изменения, отношение к ней также изменилось....
С III века н. э. Римская Империя в целом и её культура в частности постепенно приходит в упадок. В V веке государство, господствовавшее в Европе на протяжении 1000 лет, перестаёт существовать. Варварские племена повсеместно разрушают античные города – центры культуры, образования и науки, памятники архитектуры, древние монументы......
Праздничная культура прошла долгий исторический путь в своем развитии. Связано это было, как с влиянием множества народов, проживающих на территории нашей страны (более 190 народов), так и с политическими изменениями. За тысячелетнюю историю, наше государство не раз распадалось, объединялось, меняла формы правления и так далее. Все это отражалось на особенностях праздничной культуры.
В настоящее время состояние российской праздничной культуры характеризуется одновременным существованием в ее составе весьма различных элементов, которые определяют одну из особенностей данной сферы общественного бытия. Также происходит общее разрушение системы праздников и праздничных традиций, которые предавались в России из поколения в поколение. В жизни наших граждан вошли заимствованные зарубежные праздники и празднества, что считается одним из примеров процессов глобализации.
На данный момент праздничная культура проявляется через следующие формы, которые представлены на рисунке 1. Каждая из этих форм выражается через различные виды праздников.
...
Праздник как одна из древнейших форм культуры человечества не раз была предметом исследования, тем не менее, вокруг данного феномена по сей день не образовалось общей теоретической основы, которая помогла определить точные рамки данного социально-культурного феномена [5, с. 11].
Цель праздника как части человеческой культуры – развитие эмоций и чувств, которые считаются значительным условием формирования личности. К тому же, праздник выполняет следующие важнейшие функции:
– коммуникативная функция,
– идеологическая (воспитательная) функция
– компенсаторная функция,
– рекреативная функция,
– игровая функция,
– интегративная (сплочение) функция,
– эстетическая функция и иные функции.
Праздник является частью культуры, поэтому существует такое понятие, как «праздничная культура»....
Ленин считал нравственные идеалы "моральным высшим", соединяющим в себе положительные характеристики. По его мнению, они представляли собой все необходимое для людей и являлись образцом для социума. Из нравственных свойств, оцениваемых по высшей шкале, строится содержание идеала. Сознание возводит в превосходную степень те высокоморальные черты, качества, отношения людей, которые действительны и реальны по своей сути. Общество и личность стремятся воплотить в жизнь нравственные ценности. Каждый член социума должен достойно и правильно мыслить, уметь строить отношения и взаимодействовать. Идеал сопровождается определенными положительными эмоциональными проявлениями. К ним, в частности, относят восхищение, одобрение, желание быть лучше. Все это является сильным стимулятором, заставляющим человека стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Выделяется несколько видов идеала: регрессивный и реакционный, реальный и утопический. Содержание моральных качеств изменялось в ходе истории. Идеалы прошлого времени по причине своей иллюзорности и оторванности от действительности, не нацеленные на активность отдельной личности, остались недоступными. Даже суть прогрессивных высокоморальных показателей брала за основу субъективные пожелания, без осознания непредвзятости закона и путей достижения [3].
Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современности активно действуют в сферах самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания – все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [4]....
РЕАЛЬНОСТИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И МЕНТАЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: Ж.ДЮБИ, Ф.АРЬЕС, Ж.ЛЕ ГОФФ, Н.ЭЛИАС
Ментальность, как ее характеризует Ж. Дюби, - это развивающаяся система, все элементы которой тесно связаны между собой. Такие системы образов и представлений различны у разных социальных групп и страт, но именно ими они руководствуются в процессе своей практической жизнедеятельности, - в них выражается их представление о мире и собственном месте в нем. Рассмотрение таких меняющихся с течением времени представлений французский историк считает исключительно важным.
Инициатива Ж. Дюби вызвала живейший к себе интерес, о чем свидетельствует быстрое признание «ментальности» французским историческим сообществом. Появление же статьи Ж. Дюби, посвященной истории ментальностей, в энциклопедическом издании «Историческая наука и ее методы» (1961 г.) фактически, значило, что данная дисциплина была окончательно признана в качестве «законной» отрасли исторического знания. Она стала безусловным лидером во Франции, потеснив главенствовавшие ранее направления экономической и социальной истории, и превратилась в одну из самых «привлекательных» областей исторического исследования. Затем история ментальностей утвердилась, хотя и не без оговорок, в англосаксонском научном сообществе, и далее, во всей Западной Европе.
История ментальностей имела колоссальный успех, привлекала к себе всеобщий интерес. Сам термин «ментальность» перешел из французского практически во все языки романо-германской группы, стал частью обыденной повседневной речи. Однако по сей день все еще не завершены споры о содержании данного понятия: оно останется неточным, дискуссионным. Оно сближается то с областью социальной психологии (Р. Мандру), то со сферой идеологии (Ж. Дюби), то с «воображаемым» (Ж. Ле Гофф), используется то в ограничительном, то в расширительном смысле. Иногда ученые вообще отказываются его употреблять, используя взамен термины «представление», «знание» и др. (Р. Шартье). В эпистемологическом плане освоение «ментальности» существенно затрудняется свойственной ей понятийной «расплывчатостью», «неопределенностью» .
Возможно, такая «неопределенность» понятия «ментальность» является логическим следствием амбивалентности самого обозначаемого им предмета: последний четко не очерчен в самой структуре прошлого, а размыт, расплывчат и представлен в ней практически повсеместно. Однако это вовсе не является свидетельством слабости данного понятия, ведь почти любое употребляемое историками терминологическое обозначение оказывается весьма далеким от той логической строгости, которой характеризуются, к примеру, науки о природе.
Тем не менее именно в плане изучения ментальностей проводятся сегодня самые оригинальные и новаторские историографические разработки. В этой связи можно вспомнить такие работы, как «Цивилизация средневекового Запада» Ж. Ле Гоффа, «Феодальное общество» М. Блока, «Время соборов» Ж. Дюби, «Монтайю» Э. Ле Руа Ладюри, «Сыр и черви. Космос мельника XVI века» К. Гинзбурга, «Магистраты и колдуны» Р. Мандру, «Великий страх 1789 года» Ж. Лефевра. Все они давно уже стали классическими образцами исторических исследований и, вместе с тем, одними из самых удачных примеров реконструкции ментальностей прошедших исторических эпох. По всей видимости, «размытость» термина совсем этому не помешала....
Основное содержание статьи
Дефицит гуманности и милосердия в современном обществе ощущается остро и повсеместно. «Деформация семьи, рост вандализма, преступности, насилия, наркомании приобретают устрашающие размеры»[4].
Все эти факторы говорят о серьёзном заболевании социума и заставляют серьёзно задуматься педагогов, психологов, несомненно, работников культуры над способами и мерами, которые могли бы способствовать быстрейшему «оздоровлению» общества и особенного его молодёжной среды.
Практика показывает: мы очень любим «одним взмахом руки» перечёркивать свою историю, не задумываясь над тем, что из опыта предыдущих поколений есть резон взять всё самое наилучшее, не предавая последнее забвению.
Пережив и всесторонне раскритиковав советский период в истории России, мы превратили дворцы культуры в место для проведения дискотек, конкурсов «Мисс города, республики, страны…». Теперь в показах мод и дефиле принимают участие не исключительно длинноногие красавицы, но и малыши в возрасте трёх-четырёх лет.
О воспитательной и развивающей нагрузке таких мероприятий говорить не приходится. Нравственное воспитание «благополучно» забывается и уходит на дальний план, становится на последнее место в списке предполагаемых задач обсуждаемых нами мероприятий.
Возврат профессиональных педагогов и работников культуры к опыту прошедших десятилетий и столетий даёт положительные результаты.
Молодое поколение не только с удовольствием принимает участие в ретро-мероприятиях, но и становится их активными организаторами.
Своего рода инновацией в культурном просвещении современного поколения могут стать этнографические фестивали.
«Межкультурная коммуникация позволяет молодым личностям, вовлеченных в данный процесс, осознать внутреннее единство всех представителей разнообразных национальностей мира. Даёт возможность ощутить и понять, что за конкретным набором верований и убеждений всегда находятся общечеловеческие потребности в поддержке, взаимопомощи и взаимовыручке, доступные для понимания каждому члену общества»[2].
«Как явление художественной жизни фестиваль отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов»[4]....
Сегодня широко распространено сотрудничество между компаниями, которые делятся результатами исследований, обмениваются новыми технологиями, создают совместные проекты. Стремительное развитие средств коммуникации, туризма, отмена экономических барьеров способствовали росту сотрудничества между учёными, бизнесменами и обществом в целом....