Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Концепт гражданского общества в понимании Б.Н.Чичерина является тем, без чего немыслимо основание жизнеспособного государства. В современном российском обществе отражаются разные тенденции политико-правового развития, к которым следует относить, в первую очередь, борьбу либеральной и консервативной идеи.
Ключевые слова: право, гражданское общество, государство, естественно-правовая теория, свобода, справедливость, либеральный консерватизм.
Видным деятелем либеральных движений в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических и правовых учений, теории государства и истории русского права.
В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным воздействием идеи Гегеля и Канта. Он предпринимал попытку улучшения философии объективного идеализма и свои позиции называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, применяя (в духе кантианства) принцип априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.
В методологическом и философском отношении Чичерина традиционно позиционируют как неогегельянца. С одной стороны, это действительно так: он разделяет главные идеи Гегеля относительно продуктивности диалектического метода и системы категорий как его продукта. Но с другой - Чичерин - не сторонник абсолютного идеализма Гегеля «вследствие того, что тот считает материю и разум проявлениями, моментами единой сущности - духа или идеи. Разум и материя, по Б.Н. Чичерину, - не просто свойства одной сущности духа, а самостоятельные, противоположные друг другу субстанции» [1, с. 22]. В этой связи уже нельзя под диалектикой понимать единственную совокупность принципов и законов, лежащих в основании гегелевского понимания бытия. Объективность системы категорий, ее субстанциональные основания требуют в данном случае метафизического подхода, а значит, признания объективности логического начала, не раскрываемого опытом, но необходимого для объяснения явлений [4, с. 123].
Учитывая время концептуализации Б.Н. Чичериным своих политико-правовых взглядов - периоды пореформенного формирования страны, представляется, что высказанные им идеи имеют непосредственные отношения к процессам, происходящим в современной России. Пережив эпоху резкого и кардинального преобразования, почти уничтожившего остатки имевшегося социального строя, российское общество оказалось перед дилеммой - продолжить последующую либерализацию общественной и политической жизни или начать контрреформы, преодолевая чересчур резкие разрывы с предшествующей политической традицией.
Отталкиваясь от единства отдельной личности и ее права на свободу, Чичерин стремится толковать гражданское общество через категорию «отношение» между людьми. Он соглашается с Гегелем, что сущность гражданского общества заключается в реализации частных интересов, т.е. права на внешнюю свободу.
Концепция диалектического «единства-множества» применяется Чичериным и для понимания основания гражданского общества и государства. В качестве этого основания выступает личность, которая есть «корень и определяющее начало всяких общественных отношений» [8, с. 53-56]. В гражданском обществе «точкою отправления служат субъективные требования лица, которые постепенно ведут к восстановлению необходимого для удовлетворения их общественного строя» [7, с. 556].
В статье рассматриваются взгляды Б.Н.Чичерина на гражданское общество и жизнеспособность государства. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.
2. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2.
3. Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952.
4. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М., 1904.
5. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Т. 1: Москва сороковых годов. М., 1929.
6. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1896. Ч. 2.
7. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Под ред. И.И. Евлампиева. СПб., 2005.
8. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Концепт гражданского общества в понимании Б.Н.Чичерина является тем, без чего немыслимо основание жизнеспособного государства. В современном российском обществе отражаются разные тенденции политико-правового развития, к которым следует относить, в первую очередь, борьбу либеральной и консервативной идеи.
Ключевые слова: право, гражданское общество, государство, естественно-правовая теория, свобода, справедливость, либеральный консерватизм.
Видным деятелем либеральных движений в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических и правовых учений, теории государства и истории русского права.
В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным воздействием идеи Гегеля и Канта. Он предпринимал попытку улучшения философии объективного идеализма и свои позиции называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, применяя (в духе кантианства) принцип априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.
В методологическом и философском отношении Чичерина традиционно позиционируют как неогегельянца. С одной стороны, это действительно так: он разделяет главные идеи Гегеля относительно продуктивности диалектического метода и системы категорий как его продукта. Но с другой - Чичерин - не сторонник абсолютного идеализма Гегеля «вследствие того, что тот считает материю и разум проявлениями, моментами единой сущности - духа или идеи. Разум и материя, по Б.Н. Чичерину, - не просто свойства одной сущности духа, а самостоятельные, противоположные друг другу субстанции» [1, с. 22]. В этой связи уже нельзя под диалектикой понимать единственную совокупность принципов и законов, лежащих в основании гегелевского понимания бытия. Объективность системы категорий, ее субстанциональные основания требуют в данном случае метафизического подхода, а значит, признания объективности логического начала, не раскрываемого опытом, но необходимого для объяснения явлений [4, с. 123].
Учитывая время концептуализации Б.Н. Чичериным своих политико-правовых взглядов - периоды пореформенного формирования страны, представляется, что высказанные им идеи имеют непосредственные отношения к процессам, происходящим в современной России. Пережив эпоху резкого и кардинального преобразования, почти уничтожившего остатки имевшегося социального строя, российское общество оказалось перед дилеммой - продолжить последующую либерализацию общественной и политической жизни или начать контрреформы, преодолевая чересчур резкие разрывы с предшествующей политической традицией.
Отталкиваясь от единства отдельной личности и ее права на свободу, Чичерин стремится толковать гражданское общество через категорию «отношение» между людьми. Он соглашается с Гегелем, что сущность гражданского общества заключается в реализации частных интересов, т.е. права на внешнюю свободу.
Концепция диалектического «единства-множества» применяется Чичериным и для понимания основания гражданского общества и государства. В качестве этого основания выступает личность, которая есть «корень и определяющее начало всяких общественных отношений» [8, с. 53-56]. В гражданском обществе «точкою отправления служат субъективные требования лица, которые постепенно ведут к восстановлению необходимого для удовлетворения их общественного строя» [7, с. 556].
В статье рассматриваются взгляды Б.Н.Чичерина на гражданское общество и жизнеспособность государства. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.
2. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2.
3. Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952.
4. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М., 1904.
5. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Т. 1: Москва сороковых годов. М., 1929.
6. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1896. Ч. 2.
7. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Под ред. И.И. Евлампиева. СПб., 2005.
8. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—5 дней |
580 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 4208 Статей — поможем найти подходящую