Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Творчество И.А. Бунина, великолепного мастера художественного слова, поэта и прозаика, почётного академика Императорской Академии наук, почётного члена Общества любителей российской словесности и лауреата Нобелевской премии, сегодня представляет особый интерес. На первом плане в дискурсе изучения бунинского творчества находится авторская мифопоэтика, отражающая комплекс смыслов, питающихся традициями мифологии и фольклора, традиционной культуры, переосмысленной писателем, включённой в сюжетно-композиционные структуры его произведений. Такая, казалось бы, простая реалия, как порог позволяет понять своеобразие авторского мышления, принципы построения сюжетов, символику.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости раскрытия комплекса значений и функций порога как одного из центральных символических топосов творчества И.А. Бунина на широком художественном материале рассказов, повестей и романа «Жизнь Арсеньева».
В организации сюжета художественного произведения, раскрытии его образов определяющая роль принадлежит хронотопу (от греч. chronos – время, topos – место) – отражение времени и пространства в их единстве, взаимосвязях, взаимовлиянии. Порог, в большинстве случаев будучи бытовой реалией, ею не ограничивается, является частью хронотопа, выводящей действие произведения на подтекст, скрытый смысл происходящего, спектр значений лиминальности («пороговости», «переходности», «переломности»). В то же время порог рассматривается как элемент мезокосма – пространства человека: в предметном смысле – рыбацкой хижины, избы, усадьбы, в метафизическом – судьбы.
Объектом данного исследования является порог как ключевой топос бунинского творчества.
Предмет исследования – система символических значений и сюжетно-
композиционных функций порога в их эволюции в мифопоэтике И.А. Бунина.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРОГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ТОПОС В ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ МИРА 6
1.1. ГЕНЕЗИС ПОВЕРИЙ, ПРИМЕТ И ОБРЯДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОРОГОМ 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАЧЕНИЙ «ПОРОГА» В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ 12
ГЛАВА 2. «СИТУАЦИЯ ПОРОГА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.БУНИНА 24
2.1. М.М. БАХТИН И Ю.М. ЛОТМАН О ТОПОСЕ «ПОРОГА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 24
2.2. СЮЖЕТНАЯ РОЛЬ «ПОРОГА» В ПОВЕСТЯХ И.А. БУНИНА
«ДЕРЕВНЯ» И «СУХОДОЛ» 33
2.3. ЭВОЛЮЦИЯ ТОПОСА «ПОРОГА» ОТ БЫТОВОЙ РЕАЛИЗИИ МЕЗОКОСМА ДО УНИВЕРСАЛЬНОГО СИМВОЛА В РАССКАЗАХ ПИСАТЕЛЯ 44
2.4. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО ТОПОСА ПОРОГА В КНИГЕ И.А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Глава 1. Порог как ключевой топос в этнических культурах мира
1.1. Генезис поверий, примет и обрядов, связанных с порогом
Н.А. Бердяев заявлял, что уровень культуры вовеки не был да не будет отвлечённо-человеческим, он на протяжении всего времени абстрактно- человеческий, иными словами этнический1. Конкретно такой аспект является базисным для исследовательских работ национально-культурной специфичности искусства слова, поиска в ней мифо-поэтических, фольклорных корней, архетипов.
Любая художественная реалия в литературном мире имеет значение, в той либо другой мере соотносится с настоящими предметами либо явлениями мира вокруг нас. Однако эти предметы, явления, также восприятия о них неравнозначны в различных культурах. Знаки постоянно находятся в нашей ежедневной жизни. Они связывают текущую нам действительность с удалившимися в далекое прошлое архаическими понятиями. Их множественные образы никак не оказывают воздействие не только на познание нами окружающего мира, но и на формирование индивидуального плотна общества. Для феноменов пороговости и переходности также существует определённый ассортимент символов, при столкновении с которыми, можно начать ощущать сходство установленных явлений.
Символ в широком значении обусловливается как знак или комплекс символов. Символикой пронизано в культурах мира явление лиминальности, пороговости. Прежде всего нужно выделить границу как главный «символ», принадлежащий к этому действию. Граница в суждениях различных народов мира – это предел, пересечение которого регулярно приводит к итогам. Хорошим или плохим – в связи с конкретными событиями её построения, начертания, пересечения, а также готовности человека к этому. Пересечение границы является как вынужденным, так и добровольческим.
Список использованной литературы
1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994. Т. 1.
2. Архангельский А. Последний классик / В кн. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии: Иван Бунин. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 7- 30.
3. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. М.: Знание, 1970. 280 с.
4. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества. М., 1966. 384 с.
5. Бабореко А.К. Бунин. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия ЖЗЛ. 464
с.
6. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях древних
славян. Л., 1983. 285 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М., 1972. 253 с.
9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234- 407.
10. Бердяев Н.А. Избранные произведения. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 542 с.
11. Богданова О.Ю. Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Литература в школе, 2000. №7. С. 22-26.
12. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе. Гродно: ГрГУ, 2008. 107 с.
13. Бунин Иван Алексеевич: Собрание сочинений. Рассказы.
14. Валгина Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003.
15. Ван Геннеп А. Обряды перехода: Система изучения обрядов / Пер. с фр. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской. Послесл. Ю.В. Ивановой. Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Вост. лит., 2002. 222 с.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996. 412 с.
17. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
18. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969. 448 с.
19. Воровский В.В. Литературные наброски (о И.А. Бунине) // Литература и жизнь.
20. Дмитриева Е.Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретённый рай. М.: ОГИ, 2008. 528 с.
21. Доманский В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX в.: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. С. 56-60.
22. Жуковский В.А. Стихи. Поэмы. М.: Правда, 1986. 376 с.
23. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М, 1994. 216 с.
24. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. М.: Скифы, 1991. 216 с.
25. Колобаева Л.Проза И.А. Бунина: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. М.: Издательство Московского университета, 2004. 88 с.
26. Кононенко А.А.Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.
27. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. 401 с.
28. Лавонен Н.А. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел. М., 1984. 195 с.
29. Лотман Ю. Проблема художественного пространства. Точка зрения текста // Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 451 с.
30. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Изд-во «Александра», 1992. 479 с.
31. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. 146 с. Люкевич В.В. Мифопоэтическое кодирование повествования в «Митиной любви» И.А. Бунина // Вопросы русской литературы. №4. 2015. С. 23-32.
33. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Пресс, 1996. 371 с.
34. Мальцев Ю. Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.
35. Марченко Т.В. Переписать классику в эпоху модернизма: о поэтике и стиле рассказа Бунина «Натали» // Известия Российской акадеии наук. Серия языка и литературы. Т. 69. №2. 2010. С. 25-42.
36. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана... М.: Центрполиграф, 2001. 491 с.
37. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. М.: Наука, 1967. 173 с.
38. Михайлов О. Строгий талант: Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. М.: Современник, 1976. 279 с.
39. Молчанова М.Г. Символизм в повести И.А. Бунина «Деревня» // Молодой учёный. 2014. №61(2).
40. Панарин А.Н. Н.В. Гоголь как зеркало русского странствия по дорогам истории // Москва. 2003. №6. С.145-166.
41. Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. 288 с.
42. Степун Ф. Портреты. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гум. ин-та, 1999. 349 с.
43. Стернин Г.Ю. Русская загородная усадьба в современных историко- культурных интересах // Русская усадьба. М.: Жираф, 1998. Вып. 4 (20). С. 245-252.
44. Твардовский А. О Бунине. Вступительная статья к собр. сочинений И А Бунина. В 9-ти томах. Т I. М.: Гослитиздат, 1965. С. 19-23.
45. Творчество И.А. Бунина в историко-литературном контексте (био- графия, источниковедение, текстология) / Ред.-сост. О.А. Коростелёв, С.Н. Морозов. М.: Литфакт, 2019. 896 с.: ил. (Академический Бунин; вып. 1).
46. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Просвещение, 1981. Т.2.
47. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.
48. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т. В Цивьян // Живая старина. 2000. №2. С.20-26.
49. Чеснов Я.В. Женский путь из природы в культуру // Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. 238 с.
50. Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа // Вопросы языкознания. 1977. №4. С. 125-142.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Творчество И.А. Бунина, великолепного мастера художественного слова, поэта и прозаика, почётного академика Императорской Академии наук, почётного члена Общества любителей российской словесности и лауреата Нобелевской премии, сегодня представляет особый интерес. На первом плане в дискурсе изучения бунинского творчества находится авторская мифопоэтика, отражающая комплекс смыслов, питающихся традициями мифологии и фольклора, традиционной культуры, переосмысленной писателем, включённой в сюжетно-композиционные структуры его произведений. Такая, казалось бы, простая реалия, как порог позволяет понять своеобразие авторского мышления, принципы построения сюжетов, символику.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости раскрытия комплекса значений и функций порога как одного из центральных символических топосов творчества И.А. Бунина на широком художественном материале рассказов, повестей и романа «Жизнь Арсеньева».
В организации сюжета художественного произведения, раскрытии его образов определяющая роль принадлежит хронотопу (от греч. chronos – время, topos – место) – отражение времени и пространства в их единстве, взаимосвязях, взаимовлиянии. Порог, в большинстве случаев будучи бытовой реалией, ею не ограничивается, является частью хронотопа, выводящей действие произведения на подтекст, скрытый смысл происходящего, спектр значений лиминальности («пороговости», «переходности», «переломности»). В то же время порог рассматривается как элемент мезокосма – пространства человека: в предметном смысле – рыбацкой хижины, избы, усадьбы, в метафизическом – судьбы.
Объектом данного исследования является порог как ключевой топос бунинского творчества.
Предмет исследования – система символических значений и сюжетно-
композиционных функций порога в их эволюции в мифопоэтике И.А. Бунина.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРОГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ТОПОС В ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ МИРА 6
1.1. ГЕНЕЗИС ПОВЕРИЙ, ПРИМЕТ И ОБРЯДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОРОГОМ 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАЧЕНИЙ «ПОРОГА» В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ 12
ГЛАВА 2. «СИТУАЦИЯ ПОРОГА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.БУНИНА 24
2.1. М.М. БАХТИН И Ю.М. ЛОТМАН О ТОПОСЕ «ПОРОГА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 24
2.2. СЮЖЕТНАЯ РОЛЬ «ПОРОГА» В ПОВЕСТЯХ И.А. БУНИНА
«ДЕРЕВНЯ» И «СУХОДОЛ» 33
2.3. ЭВОЛЮЦИЯ ТОПОСА «ПОРОГА» ОТ БЫТОВОЙ РЕАЛИЗИИ МЕЗОКОСМА ДО УНИВЕРСАЛЬНОГО СИМВОЛА В РАССКАЗАХ ПИСАТЕЛЯ 44
2.4. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО ТОПОСА ПОРОГА В КНИГЕ И.А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Глава 1. Порог как ключевой топос в этнических культурах мира
1.1. Генезис поверий, примет и обрядов, связанных с порогом
Н.А. Бердяев заявлял, что уровень культуры вовеки не был да не будет отвлечённо-человеческим, он на протяжении всего времени абстрактно- человеческий, иными словами этнический1. Конкретно такой аспект является базисным для исследовательских работ национально-культурной специфичности искусства слова, поиска в ней мифо-поэтических, фольклорных корней, архетипов.
Любая художественная реалия в литературном мире имеет значение, в той либо другой мере соотносится с настоящими предметами либо явлениями мира вокруг нас. Однако эти предметы, явления, также восприятия о них неравнозначны в различных культурах. Знаки постоянно находятся в нашей ежедневной жизни. Они связывают текущую нам действительность с удалившимися в далекое прошлое архаическими понятиями. Их множественные образы никак не оказывают воздействие не только на познание нами окружающего мира, но и на формирование индивидуального плотна общества. Для феноменов пороговости и переходности также существует определённый ассортимент символов, при столкновении с которыми, можно начать ощущать сходство установленных явлений.
Символ в широком значении обусловливается как знак или комплекс символов. Символикой пронизано в культурах мира явление лиминальности, пороговости. Прежде всего нужно выделить границу как главный «символ», принадлежащий к этому действию. Граница в суждениях различных народов мира – это предел, пересечение которого регулярно приводит к итогам. Хорошим или плохим – в связи с конкретными событиями её построения, начертания, пересечения, а также готовности человека к этому. Пересечение границы является как вынужденным, так и добровольческим.
Список использованной литературы
1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994. Т. 1.
2. Архангельский А. Последний классик / В кн. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии: Иван Бунин. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 7- 30.
3. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. М.: Знание, 1970. 280 с.
4. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества. М., 1966. 384 с.
5. Бабореко А.К. Бунин. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия ЖЗЛ. 464
с.
6. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях древних
славян. Л., 1983. 285 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М., 1972. 253 с.
9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234- 407.
10. Бердяев Н.А. Избранные произведения. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 542 с.
11. Богданова О.Ю. Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Литература в школе, 2000. №7. С. 22-26.
12. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе. Гродно: ГрГУ, 2008. 107 с.
13. Бунин Иван Алексеевич: Собрание сочинений. Рассказы.
14. Валгина Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003.
15. Ван Геннеп А. Обряды перехода: Система изучения обрядов / Пер. с фр. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской. Послесл. Ю.В. Ивановой. Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Вост. лит., 2002. 222 с.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996. 412 с.
17. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
18. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969. 448 с.
19. Воровский В.В. Литературные наброски (о И.А. Бунине) // Литература и жизнь.
20. Дмитриева Е.Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретённый рай. М.: ОГИ, 2008. 528 с.
21. Доманский В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX в.: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. С. 56-60.
22. Жуковский В.А. Стихи. Поэмы. М.: Правда, 1986. 376 с.
23. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М, 1994. 216 с.
24. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. М.: Скифы, 1991. 216 с.
25. Колобаева Л.Проза И.А. Бунина: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. М.: Издательство Московского университета, 2004. 88 с.
26. Кононенко А.А.Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.
27. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. 401 с.
28. Лавонен Н.А. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел. М., 1984. 195 с.
29. Лотман Ю. Проблема художественного пространства. Точка зрения текста // Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 451 с.
30. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Изд-во «Александра», 1992. 479 с.
31. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. 146 с. Люкевич В.В. Мифопоэтическое кодирование повествования в «Митиной любви» И.А. Бунина // Вопросы русской литературы. №4. 2015. С. 23-32.
33. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Пресс, 1996. 371 с.
34. Мальцев Ю. Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.
35. Марченко Т.В. Переписать классику в эпоху модернизма: о поэтике и стиле рассказа Бунина «Натали» // Известия Российской акадеии наук. Серия языка и литературы. Т. 69. №2. 2010. С. 25-42.
36. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана... М.: Центрполиграф, 2001. 491 с.
37. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. М.: Наука, 1967. 173 с.
38. Михайлов О. Строгий талант: Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. М.: Современник, 1976. 279 с.
39. Молчанова М.Г. Символизм в повести И.А. Бунина «Деревня» // Молодой учёный. 2014. №61(2).
40. Панарин А.Н. Н.В. Гоголь как зеркало русского странствия по дорогам истории // Москва. 2003. №6. С.145-166.
41. Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. 288 с.
42. Степун Ф. Портреты. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гум. ин-та, 1999. 349 с.
43. Стернин Г.Ю. Русская загородная усадьба в современных историко- культурных интересах // Русская усадьба. М.: Жираф, 1998. Вып. 4 (20). С. 245-252.
44. Твардовский А. О Бунине. Вступительная статья к собр. сочинений И А Бунина. В 9-ти томах. Т I. М.: Гослитиздат, 1965. С. 19-23.
45. Творчество И.А. Бунина в историко-литературном контексте (био- графия, источниковедение, текстология) / Ред.-сост. О.А. Коростелёв, С.Н. Морозов. М.: Литфакт, 2019. 896 с.: ил. (Академический Бунин; вып. 1).
46. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Просвещение, 1981. Т.2.
47. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.
48. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т. В Цивьян // Живая старина. 2000. №2. С.20-26.
49. Чеснов Я.В. Женский путь из природы в культуру // Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. 238 с.
50. Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа // Вопросы языкознания. 1977. №4. С. 125-142.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5566 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую