Значение транспорта для развития народного хозяйства страны очень велико. Без его четкой работы немыслимы процессы производства любой отрасли. С помощью транспорта перемещается из недр земли сырье, топливо. Стройматериалы, полезные ископаемые продукты, производимые промышленностью сельским хозяйством, доставляются к месту их потребления, удовлетворяется потребность населения в передвижении по территории нашей страны.
Водный транспорт Республики занимает первое место по грузообороту и второе место по объему перевозок. Это объясняется большой провозной способностью, относительно малой стоимостью перевозки и наличием широко разветвленной сети водных путей, протяженность которых составляет более 12 тыс.км и охватывает практически всю территорию Республики. Основными водными путями Республики являются реки Лена, Вилюй, Алдан, Колыма, Индигирка и Яна. По реке Лене навигация начинается обычно с 27 мая и заканчивается 23 октября, по реке Индигирке-с 17 июня по 03 октября, по реке Яне - с 16 июня по 05 октября, по реке Колыме-с 17 июня по 07 октября.
Пассажирские перевозки - это перемещение (пассажиров) населения, связанное с производством (командировки, перевозки сельскохозяйственных, промышленных товаров, рабочих поездки на работу и т.д.) и является одним из важных видов транспорта [14,c.22].
В республике работают все виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Однако транспортная сеть остается слабой, носит в основном сезонный характер, а круглогодичные транспортно-экономические связи находятся в стадии начального развития.
Основным видом транспорта для перевозки пассажиров является речной флот. Река Лена с ее притоками занимает ведущее положение в транспортном обеспечении большинства улусов. Всего за четыре месяца короткой навигации флот Лены обслуживает большую часть территории Якутии и обеспечивает народное хозяйство различными грузами в объеме годовой потребности.
На речном транспорте перевозки пассажиров имеют свои специфические особенности, которые определяются закономерностью формирования пассажиропотоков, требования, которые предъявляются к пассажирскому флоту, организации его работы, к береговому хозяйству, обслуживающему персоналу. Пассажирские перевозки характеризуются большой трудоемкостью и затратами материальных средств. В результате этого себестоимость пассажирских перевозок значительно выше, чем грузовых. Авиационный транспорт, также имеет важно значение - этот вид транспорта имеет ряд преимуществ: прямолинейность линий, высокая скорость доставки. Но наряду с преимуществами имеются недостатки: высокая себестоимость перевозок пассажиров, большая зависимость от метеоусловий, что нарушает регулярность перевозок.
Бесперебойное и четкое снабжение населения и народного хозяйства региона всем необходимым является одной из основных задач правительства Республики Саха (Якутия).
В условиях когда короткий навигационный период определяет сроки перевозки населения в пункты назначения, должна организоваться перевозка с минимальными сроками и затратами, решаемая на основе эффективного использования пассажирского транспорта.
Объектом исследования является ООО «Ленатурфлот», которое по своей организационной форме является обществом с ограниченной ответственностью, учрежденное в соответствии с уставом предприятия.
Предмет исследования является организация пассажирских перевозок водным транспортом.
Основной целью исследования является анализ эффективности использования транспортного флота для перевозки населения. Для этого необходимо провести ряд исследований, а именно изучить характеристику района плавания, исследовать организацию деятельности и финансовые показатели компании, рассчитать экономические показатели пассажирских перевозок и транспортного флота, изучить безопасность жизнедеятельности при перевозке пассажиров водным транспортом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТНОГО УЧАСТКА ЯКУТСК – ТИКСИ 5
1.1 Оценка экономики Республики Саха (Якутия) тяготения к речному транспорту 5
1.2 Краткая характеристика водного маршрута Якутск-Тикси 9
1.3 Характеристика транспортного флота, курсирующего по маршруту Якутск-Тикси 11
1.4 Характеристика смежных видов транспорта 14
2 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ФЛОТА ПО МАРШРУТУ ЯКУТСК - ТИКСИ 19
2.1 Расчет продолжительности кругового рейса, провозной способности и потребности во флоте 19
2.2 Эксплуатационно – экономические показатели на содержание судна 22
2.3 Экономические показатели по перевозкам пассажиров 30
2.4 Эксплуатационно – экономические показатели работы пассажирского флота 36
3 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
3.1 Охрана труда на водном транспорте 40
3.2 Требования безопасности при перевозке пассажиров водным транспортом 44
3.3 Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Основной целью исследования является анализ эффективности использования транспортного флота для перевозки населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 7 марта 2001 г. № 24 ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/kodeks-vnutrennego-vodnogo-transporta-rf
2. «Ленатурфлот» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenaturflot.ru/
3. Буралев Ю.В. «Безопасность жизнедеятельности на транспорте»/ Ю.В. Буралев. – М.: Транспорт– 2004 г. – 156 с.
4. Вопросы экономики речного транспорта в условиях перехода к рынку: учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений речного трансп./Г.С. Быков: Новосиб. гос акад. вод. трансп. – Новосибирск: НГАВТ. 1996. – 190 с.
5. Глушков А.В. реки востока России: путеводитель справочник/ А.В. Глушков. – Якутск: 2015. - 408 с.
6. ГОСТ Р 56024-2014 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110867
7. Гулин, Е. И. Справочник по горюче-смазочным материалам в судовой технике / Е.И. Гулин, В.А. Сомов, И.М. Чечот. - Москва: Гостехиздат, 1981. - 320 c.
8. Зачесов В.П., Захаров В.Н., Малышкин В.Г. Организация работы речного флота, учебник / В.П. Зачесов, В.Н. Захаров, В.Г. Малышкин. – М.: Транспорт – 1994.
9. Зачесов В.П., Филоненко В.Г. Технология и организация перевозок на речном транспорте/ В.П. Зачесов, В.Г. Филоненко. – Ростов на/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 400 с.
10. Козловский В.Д., Путилова С.Г. Методические указания для курсового проекта и дипломного проектирования. Расчет расходов по содержанию судов в эксплуатации/ В.Д. Козловский, С.Г. Путилова. - Новосибирск: НИИВТ – 1988.
11. Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота: учеб. для ин-тов вод. трансп./ А.Г. Малышкин. – М.: Транспорт, 1985. – 215 с.
12. Методические указания по выполнению экономических расчетов в дипломных проектах: Новосибирск – 2006 г.
13. Методическое пособие по оформлению курсовых и дипломных проектов / Э.Г. Якушева. Новосиб. гос. акад. вод. транспорта, Каф. Экономики вод. транспорта. Новосибирск: НГАВТ – 2000 г.
14. Пассажирские перевозки: учеб. пособие для студ. вузов/ А.Г. Шибаев, Г.Н. Сильванская, И.М. Петров. – Одесса: Феникс – 2013 г.
15. Попов А. С. Роль место речного транспорта в системе снабжения Якутии//Современные тенденции развития транспортного комплекса Сибири. Сб. научн. тр./Новосибирск: НГАВТ, 2004. - 76-83 с.
16. Рагулин И.А. «Концепция развития транспортного комплекса Сибири (речной транспорт)»/ И.А. Рагулин. – Новосибирск: «НГАВТ» - 2001г.
17. Рагулин И.А. «Управление работой речного флота Сибири»/ И.А. Рагулин. - Новосибирск: Наука – 2003 г. – 116 с.