Автор, великолепный. Я, конечно, ожидал хорошую работу, но чтобы на столько). Если кто задумывается заказать у данного человека работу, то сразу скажу, лучше мне за 3 года на этом сайте, работу никто не делал.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Безопасность относится к числу наиболее актуальных тем во всем мире и для всех государств независимо от уровня развития их социально-экономических и правовых систем. Проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением, приобретают все большее значение в рамках мирового сообщества.
Функционирование любого государства возможно только в случае, когда оно находится в состоянии безопасности. Национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие.
Национальная безопасность является важнейшим условием развития общества и государства. В современном мире перед Российской Федерацией стоят главные задачи, которые заключаются, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности страны. Они продиктованы появлением новых угроз государству (его целостности и независимости), угроз обществу (его демократическим институтам) и угроз личности (ее правам и свободам).
Одной из глобальных тенденций в функционировании государства является поиск новых механизмов и инструментов, призванных предотвратить влияние негативных процессов на развитие национальной экономики и обеспечение экономической безопасности. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого экономического развития. Поэтому национальные интересы России в этой области являются ключевыми.
Прогресс в области развития финансовых технологий, глобализация экономики, прорывные кибернетические технологии упрощают и ускоряют коммерческие взаимоотношения, серьезно влияют на процесс движения денег, при этом делают его менее прозрачным и контролируемым. В центре цифровой трансформации сектора финансовых услуг находятся новые финансовые технологии (или финтех), которые изменяют процесс инвестирования, кредитования и накопления денег. Они позволяют модернизировать традиционные виды финансовых услуг и способы их предоставления
Новые возможности существенно увеличивают и риски – это прежде всего ослабление контроля в области идентификации лиц, осуществляющих перевод денег, что позволяет уйти от ответственности, а следовательно, способствует развитию теневых схем, отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и войн в мировом масштабе.
Основными задачами устойчивого развития национальной финансовой системы являются такие, как противодействие переводу безналичных средств в теневой оборот наличных денег и легализации доходов, полученных преступным путем, от предикатных экономических преступлений.
Одним их основных механизмов защиты национальных финансово-экономических интересов является – финансовый мониторинг.
В настоящее время в юридической науке понятие «финансовый мониторинг» прочно связано с вопросами противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения, как на территории страны, так и за ее пределами.
Нестабильность мирового экономического пространства и политических разногласий, развитие цифровой экономики и финансовых инновационных технологий, влечет за собой необходимость акцентирования особого внимания на обеспечении экономической безопасности с использованием финансового мониторинга в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Ввиду чего, выбранная тема работы, несомненно, представляется особо актуальной.
Теоретической основой исследования темы выпускной квалификационной работы стали труды следующих ученых: Аллагулова Р.Х., Викулин А.Ю., Дробот Е.В., Лазаренко М.Ф., Решетниковой Г. А., Романенко В.Е., Тосунян Г.А., Мироновой О.А., Газимова Д.И., Марковой Н. А., Юриной Е.А., Саяпина А.В. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, складывающиеся в рамках функционирования финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности.
Предметом исследования является система правового регулирования осуществления финансового мониторинга в России.
Целью работы является исследование финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности при внедрении инновационных финансовых технологий и определение тенденций развития финансового мониторинга.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
раскрыть понятие и систему национальной безопасности;
рассмотреть понятие и общую характеристику экономическую безопасности
охарактеризовать угрозы экономической безопасности;
оценить финансовый мониторинг как инструмент обеспечения экономической безопасности;
исследовать государственную политику в сфере применения финансового мониторинга;
определить организационно-правовые основы финансового мониторинга
проанализировать проблемы и тенденции развития системы финансового мониторинга.
Эмпирическую базу исследования составили обширный нормативно-правовой материал, включающий в себя:
Конституция РФ ;
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ;
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ ;
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ;
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;
Постановления Правительства и другие нормативные правовые акты.
Методологическую основу составляет сравнительно-правовой и диалектический методы познания с применением принципов развития, целостности и системности. В рамках научного исследования применялись общенаучный и специальные юридические методы, такие как сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. При исследовании выбранной проблемы применялись частно-научные методы, в том числе исторический, статистический, системный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что всесторонне и комплексно исследованы правовые проблемы финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности и предложены мероприятия по совершенствованию системы на основе анализа результатов оценки Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ) российской системы финансового мониторинга.
Структура работы обусловлена целью и задачами, требующими решения, и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение 2
Глава 1 Экономическая безопасность как элемент системы национальной безопасности РФ 7
1.1 Понятие и система национальной безопасности 7
1.2 Экономическая безопасность: понятие и общая характеристика 14
1.3 Угрозы экономической безопасности 23
1.4 Финансовый мониторинг как инструмент обеспечения экономической безопасности 30
Глава 2 Роль финансового мониторинга в механизме обеспечения экономической безопасности в условиях внедрения инновационных финансовых технологий 36
2.1 Государственная политика в сфере применения финансового мониторинга 36
2.2 Организационно-правовые основы финансового мониторинга 49
2.3 Проблемы и тенденции развития системы финансового мониторинга 58
Заключение 68
Библиографический список 73
Приложение 1 81
Приложение 2 84
Приложение 3 86
Приложение 4 87
На основании проведенного исследования возможно сделать ряд выводов.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.
Также национальная безопасность представляет собой комплекс частных видов безопасности, каждая из которых обеспечивает достижение какого-либо аспекта национальной безопасности.
Определены следующие самостоятельные элементы национальной безопасности:
национальная экономическая безопасность;
национальная военная безопасность;
национальная государственная безопасность;
национальная общественная безопасность национальная экологическая безопасность;
национальная безопасность личности;
национальная культурная безопасность;
национальная научно-технологическая безопасность;
национальная стратегическая безопасность.
Необходимо отметить, что разграничить перечисленные частные виды безопасности затруднительно, поскольку они тесно связаны и влияют друг на друга. При этом каждый вид национальной безопасности, с одной стороны, опирается на все остальные ее виды, а с другой стороны – сам способствует их достижению.
Следовательно, экономическая безопасность традиционно понимается как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование в отношении экономической безопасности обеспечено совокупностью нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения личности, общества и государства, складывающиеся в экономической сфере.
Для российского государства сохранение экономической безопасности страны наряду с государственной, общественной, информационной, экологической, транспортной, энергетической, а также безопасностью личности является очень важным направлением деятельности, так как позволяет обеспечивать сбалансированное пространственное и региональное развитие субъектов государства, а также повышения конкурентных преимуществ среди других государств.
При обеспечении национальной экономической безопасности под угрозой понимается все, что подрывает основы независимого существования нации и наносит ущерб хозяйственным интересам отдельных лиц, общества, государства, создает угрозу национальным ценностям и дестабилизирует социально-экономическое положение в обществе.
Проведенный в рамках работы анализ выделенных в Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 угроз экономической безопасности, можно сделать вывод о возможности классификации таких угроз на внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные). К внутренним угрозам следует отнести сокращение отечественных топливно-сырьевых ресурсов, низкие темпы экономического роста, проблемы распределения национального бюджета, усиление дифференциации населения по уровню доходов, ошибки в процессе государственного управления, неравномерность развития территории России. Основным внешним угрозам являются дисбаланс и противоречия мировой экономики, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, военные конфликты, изменения спроса на энергетические ресурсы в мире.
Основным значимым инструментом обеспечения экономической безопасности является финансовый мониторинг.
Реализация финансового мониторинга происходит в первую очередь с помощью заранее подготовленной аналитической информации и отчетов о социально-экономическом развитии страны. В частности, используют показатель экономической безопасности или показатели, которых насчитывается более 150 (например, уровень безработицы, внешний долг, дефицит федерального бюджета, ВВП и т.д.).
Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности государства является методом наблюдения и анализа за «перемещениями» денежных потоков, а также выступает инструментом противодействия финансовым правонарушениям и проблемам порождаемых ими.
В рамках работы автором выдвинуто мнение, что целесообразно выстраивать тенденции дальнейшего развития системы финансового мониторинга Российской Федерации во взаимосвязи с экономическими и правовыми аспектами. То есть финансовый мониторинг должен основываться на соответствующем законодательстве, где методология и методические рекомендации устанавливаются посредством системы информационных, контрольных, надзорных и правоприменительных процедур, обеспечивающих достижение целей, поставленных компетентными органами.
В Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая была утверждена Президентом РФ, определены основные направления развития национальной системы финансового мониторинга
Согласно Концепции национальная система финансового мониторинга нацелена в первую очередь на повышение эффективности такого функционирования, которое позволит обеспечить своевременную нейтрализацию выявленных рисков совершения операций и ликвидацию угроз национальной безопасности без привлечения дополнительных ресурсов.
Проведенный в рамках работы анализ положений Концепции позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования и развития отдельных положений Концепции как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Евразийского экономического союза, а именно:
оптимизировать перечисление поднадзорных субъектов в сфере ПОД/ФТ, а именно заменить отсылкой к Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ;
необходимо закрепить дефиницию «незаконные финансовые операции»;
более концептуально сформировать классификация рисков;
синхронизировать в правовом поле противодействие незаконным финансовым операциям в ЕАЭС с процессами формирования общего финансового рынка ЕАЭС, единого платежного пространства ЕАЭС, цифровой повесткой ЕАЭС.
В практической плоскости национальная система по финансовому мониторингу функционирует в России с момента вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который составляет ее законодательную основу. Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ определено, что основной целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства посредством создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Национальная система финансового мониторинга образована двумя основными подсистемами, которые отличаются субъектами и правовым регулированием: правоохранительный блок и финансовый мониторинг (подразделяется на первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг).
Исследование развития системы национального финансового мониторинга показало, что прослеживается качественное изменение роли Росфинмониторинга, которое было определено современным этапом развития страны. Сейчас Росфинмониторинг становится важнейшим организационным инструментом поддержания экономической стабильности государства.
Таким образом, согласно результатам проведенного исследования можно утверждать, что эффективность российской системы финансового мониторинга в целом остается на значительном уровне, несмотря на приводимую статистику. Данная степень эффективности достигается за счет развитой финансовой разведки и достаточно совершенной системы расследования и уголовного преследования за финансирование терроризма.
Совершенствование российской системы финансового мониторинга может быть достигнуто в результате реализации мероприятий, которые целесообразно разделить на 3 уровня:
1. улучшения в рамках система надзора, превентивных мер, расследований и уголовного преследования за ОД, превентивных мер в рамках ФТ и целевых финансовых санкций, методов борьбы с распространением ОМП.
2. мероприятия по повышению эффективности понимания рисков, политики и координации, международного сотрудничества, мер в отношении юридических лиц и договоренностей, система конфискации.
3. в последнюю очередь финансовая разведка, расследование и уголовное преследование за финансирование терроризма.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 237.1993. 25 декабря; Российская газета. № 144. 2020. 4 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ 17 июня 1996 г. N 25. ст. 2955.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 01.04.2022) «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// СЗ РФ. 2001 г. № 33. Ч. I. Ст. 3418.
5. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 № 390- ФЗ // СЗ РФ.2011. № 1. Ст. 2.
6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // СЗ РФ от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3207.
7. Указ Президента РФ от 31.03.2000 № 616 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» // СЗ РФ от 3 апреля 2000 г. № 14. ст. 1467.
8. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ от 5 ноября 2001 г. N 45. ст. 4251.
9. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СЗ РФ от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872.
10. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 05.03.2022) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
11. Указ Президента РФ от 29.07.2015 № 391 (ред. от 19.06.2020) «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 августа 2015 г. N 31 ст. 4669.
12. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // СЗ РФ от 14 декабря 2020 г. N 50 (часть I, II, III) ст. 8030.
13. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СЗ РФ от 8 февраля 2016 г. N 6 ст. 831.
14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
15. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2021.Ч. II. Ст. 5351. N 27.
16. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
17. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
18. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
19. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
20. Письмо Госкомстата РФ от 12.11.1997 N ВГ-1-21/2839 «О Порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России» (вместе с «Порядком ...», утв. Госкомстатом РФ 04.08.1997) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
Учебная и научная литература
21. Аликаева А.В., Безверхая О.Н. Влияние теневого сектора на экономическую безопасность России // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 3-2 (36). – С. 57-60.
22. Бабурина О.Н., Гуриева Л.К. Научно-технологический императив конкурентоспособности России в условиях концептуализации четвертой промышленной революции (Industrie 4.0) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 396-416.
23. Беклемишев А.В., Казакова Г.А. Создание системы финансового мониторинга // Лизинг. – 2010. – № 5. – С. 50–56.
24. Воробьев Ю.Н., Воробьева Е.И., Мощева А.С. Финансовая безопасность государства // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – № 2. – С. 14-17.
25. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права. – 2011. – № 3(20). – С. 12-21.
26. Гайфулин М. М. Правовое обеспечение национальной безопасности РФ // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 25 декабря 2019 года. – София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 320-324.
27. Дмитриева Ю.В. Самосохранительное поведение как условие сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни // Народонаселение. – 2019. – Т. 22. – № 3. – С. 93-101.
28. Егорычева Ю.А. Методика банковского рейтингования предприятий строительной отрасли // Банковское кредитование. – 2012. – № 6. – С. 29–35.
29. Качаева М. Рейтинг заемщика как составная часть системы оценки кредитного риска // Банковское обозрение. – 2010. – № 10. – С. 9–15.
30. Каюмова Е.Ф., Городецкий А.Е. Финансово-экономические расследования в обеспечении экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 1. – c. 42-49.
31. Козин М.Н., Сафиханов М.А. Проблемы функционирования Росрезерва в условиях санкций // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2018. – № 6. – С. 8-14. 29. Уланов В.Л., Ковалева А.И. О формировании стратегического резерва нефти в России в целях обеспечения экономической безопасности и макроэкономической стабильности // Управленческие науки. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 6-14.
32. Котляров И.Д. Аутсорсинговая модель организации российской нефтегазовой отрасли: проблемы и пути решения // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – С. 45-64.
33. Кролли Л.О., Соколова О.А. Национальная система ПОД/ФТ и деятельность кредитных организаций как ее основных участников / Л.О. Кролли, О.А. Соколова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.- практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012. – С.64-67.
34. Круглова И.А. Развитие энергетической инфраструктуры в аспекте стандартов «зеленой экономики» и обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Международного банковского института. – 2018. – № 2. – С. 7-15.
35. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Якунина М.В. К84 Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие/ Крутиков В.К., ─ Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2017. – 196 с.
36. Курмаева Н. А. Обеспечение национальной безопасности в РФ / Н. А. Курмаева, У. В. Прокина // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Казань, 29 апреля 2020 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 42-44.
37. Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ) / М.: Когито-Центр, 2015. – 107 с.
38. Магомедов Ш.М., Каратаев М.В. Современные модели отмывания преступных доходов и способы противодействия // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 1. – С.8-17.
39. Павленко Ю.Г. Экономическая безопасность в условиях креативно-инновационной экономики: политико-экономический аспект // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 92.
40. Погодина И. В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / И. В. Погодина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015 – 96 с.
41. Прохожев А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Информационный сборник «Безопасность». − 2015. − № 9. – С. 10-18.
42. Россия получила высокую оценку соответствия национальной антиотмывочной системы международным стандартам ФАТФ // Финансовая безопасность. – 2019. - №25. – С.10-15.
43. Рукинов М. В. Теоретико-методологические подходы к моделированию структуры национальной безопасности // Экономический вектор. – 2020. – № 1(20). – С. 17-27.
44. Сайкова Е.А. Финансовая безопасность государства: монография / Е.А. Сайкова, К.С. Загретдинова. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2018. - 125 с.
45. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В. и др. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. М., 2017. – 896 с.
46. Серебренников С.С., Моргунов Е.В., Мамаев С.М., Шерварли И.А. О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 41. – С. 20-28.
47. Скорнякова В. В. Актуальные проблемы экономической безопасности России в рамках национальной безопасности / В. В. Скорнякова, Ю. А. Смолякова, Э. В. Сычева // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сборник научных трудов 5-й Международнойнаучно-практической конференции, Курск, 04 апреля 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 280-284.
48. Совик Л.Е. Реализация системного подхода к мониторингу бизнес-деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 3. – С. 227–230.
49. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. – 2013. – № 9. – С. 50-55.
50. Тимофеев Г.А., Орлинская О.М. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности РФ // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 2. – С. 69-74.
51. Титов А.Б., Михеенко О.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 1. – С. 46-49.
52. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России, 2016. – №2 (30). – С. 17-24.
53. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2018. – № 3. – С. 79-87.
54. Хажипова А. А. Роль финансовой безопасности в системе экономической безопасности РФ // Наука через призму времени. – 2020. – № 4(37). – С. 75-78.
55. Федорова Е.А., Николаев А.Э., Широкова Ю.С., Федоров Ф.Ю. Экспортная и импортная деятельность российских компаний в условиях санкций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 3. – С. 75-90.
56. Чиханчин Ю.А. Финансовый мониторинг. / Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс. Т. 2. М., 2018. – 696 с.
57. Шафиева А. Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.5(28). – С. 325-328.
58. Шеверева Е.А. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет / С.И. Богатырев, Е.А. Шеверева. - М.: ИТКОР, 2019. - 71 с.
59. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
60. Экономическая безопасность ЕАЭС / И. В. Андронова, И. Н. Белова, М. В. Ганеева [и др.]. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. – 430 с.
Интернет – ресурсы
61. Ахмедзянов Р.Р., Гузеева А.А. Состояние показателей экономической безопасности страны в условиях функционирования ЕАЭС / /Молодежный научный вестник. – 2018. – С.5 – URL: http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Akhmedzyanov.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
62. Ежегодный отчет 2019. / М.: Федеральная служба по финансовому мониторингу, 2020. – Т.3. - №4. – URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0 %B5%D1%82%2019.pdf. (дата обращения: 10.05.2022).
63. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) // URL: https://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Безопасность относится к числу наиболее актуальных тем во всем мире и для всех государств независимо от уровня развития их социально-экономических и правовых систем. Проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением, приобретают все большее значение в рамках мирового сообщества.
Функционирование любого государства возможно только в случае, когда оно находится в состоянии безопасности. Национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие.
Национальная безопасность является важнейшим условием развития общества и государства. В современном мире перед Российской Федерацией стоят главные задачи, которые заключаются, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности страны. Они продиктованы появлением новых угроз государству (его целостности и независимости), угроз обществу (его демократическим институтам) и угроз личности (ее правам и свободам).
Одной из глобальных тенденций в функционировании государства является поиск новых механизмов и инструментов, призванных предотвратить влияние негативных процессов на развитие национальной экономики и обеспечение экономической безопасности. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого экономического развития. Поэтому национальные интересы России в этой области являются ключевыми.
Прогресс в области развития финансовых технологий, глобализация экономики, прорывные кибернетические технологии упрощают и ускоряют коммерческие взаимоотношения, серьезно влияют на процесс движения денег, при этом делают его менее прозрачным и контролируемым. В центре цифровой трансформации сектора финансовых услуг находятся новые финансовые технологии (или финтех), которые изменяют процесс инвестирования, кредитования и накопления денег. Они позволяют модернизировать традиционные виды финансовых услуг и способы их предоставления
Новые возможности существенно увеличивают и риски – это прежде всего ослабление контроля в области идентификации лиц, осуществляющих перевод денег, что позволяет уйти от ответственности, а следовательно, способствует развитию теневых схем, отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и войн в мировом масштабе.
Основными задачами устойчивого развития национальной финансовой системы являются такие, как противодействие переводу безналичных средств в теневой оборот наличных денег и легализации доходов, полученных преступным путем, от предикатных экономических преступлений.
Одним их основных механизмов защиты национальных финансово-экономических интересов является – финансовый мониторинг.
В настоящее время в юридической науке понятие «финансовый мониторинг» прочно связано с вопросами противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения, как на территории страны, так и за ее пределами.
Нестабильность мирового экономического пространства и политических разногласий, развитие цифровой экономики и финансовых инновационных технологий, влечет за собой необходимость акцентирования особого внимания на обеспечении экономической безопасности с использованием финансового мониторинга в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Ввиду чего, выбранная тема работы, несомненно, представляется особо актуальной.
Теоретической основой исследования темы выпускной квалификационной работы стали труды следующих ученых: Аллагулова Р.Х., Викулин А.Ю., Дробот Е.В., Лазаренко М.Ф., Решетниковой Г. А., Романенко В.Е., Тосунян Г.А., Мироновой О.А., Газимова Д.И., Марковой Н. А., Юриной Е.А., Саяпина А.В. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, складывающиеся в рамках функционирования финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности.
Предметом исследования является система правового регулирования осуществления финансового мониторинга в России.
Целью работы является исследование финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности при внедрении инновационных финансовых технологий и определение тенденций развития финансового мониторинга.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
раскрыть понятие и систему национальной безопасности;
рассмотреть понятие и общую характеристику экономическую безопасности
охарактеризовать угрозы экономической безопасности;
оценить финансовый мониторинг как инструмент обеспечения экономической безопасности;
исследовать государственную политику в сфере применения финансового мониторинга;
определить организационно-правовые основы финансового мониторинга
проанализировать проблемы и тенденции развития системы финансового мониторинга.
Эмпирическую базу исследования составили обширный нормативно-правовой материал, включающий в себя:
Конституция РФ ;
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ;
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ ;
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ;
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;
Постановления Правительства и другие нормативные правовые акты.
Методологическую основу составляет сравнительно-правовой и диалектический методы познания с применением принципов развития, целостности и системности. В рамках научного исследования применялись общенаучный и специальные юридические методы, такие как сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. При исследовании выбранной проблемы применялись частно-научные методы, в том числе исторический, статистический, системный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что всесторонне и комплексно исследованы правовые проблемы финансового мониторинга как инструмента противодействия угрозам экономической безопасности и предложены мероприятия по совершенствованию системы на основе анализа результатов оценки Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ) российской системы финансового мониторинга.
Структура работы обусловлена целью и задачами, требующими решения, и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение 2
Глава 1 Экономическая безопасность как элемент системы национальной безопасности РФ 7
1.1 Понятие и система национальной безопасности 7
1.2 Экономическая безопасность: понятие и общая характеристика 14
1.3 Угрозы экономической безопасности 23
1.4 Финансовый мониторинг как инструмент обеспечения экономической безопасности 30
Глава 2 Роль финансового мониторинга в механизме обеспечения экономической безопасности в условиях внедрения инновационных финансовых технологий 36
2.1 Государственная политика в сфере применения финансового мониторинга 36
2.2 Организационно-правовые основы финансового мониторинга 49
2.3 Проблемы и тенденции развития системы финансового мониторинга 58
Заключение 68
Библиографический список 73
Приложение 1 81
Приложение 2 84
Приложение 3 86
Приложение 4 87
На основании проведенного исследования возможно сделать ряд выводов.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.
Также национальная безопасность представляет собой комплекс частных видов безопасности, каждая из которых обеспечивает достижение какого-либо аспекта национальной безопасности.
Определены следующие самостоятельные элементы национальной безопасности:
национальная экономическая безопасность;
национальная военная безопасность;
национальная государственная безопасность;
национальная общественная безопасность национальная экологическая безопасность;
национальная безопасность личности;
национальная культурная безопасность;
национальная научно-технологическая безопасность;
национальная стратегическая безопасность.
Необходимо отметить, что разграничить перечисленные частные виды безопасности затруднительно, поскольку они тесно связаны и влияют друг на друга. При этом каждый вид национальной безопасности, с одной стороны, опирается на все остальные ее виды, а с другой стороны – сам способствует их достижению.
Следовательно, экономическая безопасность традиционно понимается как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование в отношении экономической безопасности обеспечено совокупностью нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения личности, общества и государства, складывающиеся в экономической сфере.
Для российского государства сохранение экономической безопасности страны наряду с государственной, общественной, информационной, экологической, транспортной, энергетической, а также безопасностью личности является очень важным направлением деятельности, так как позволяет обеспечивать сбалансированное пространственное и региональное развитие субъектов государства, а также повышения конкурентных преимуществ среди других государств.
При обеспечении национальной экономической безопасности под угрозой понимается все, что подрывает основы независимого существования нации и наносит ущерб хозяйственным интересам отдельных лиц, общества, государства, создает угрозу национальным ценностям и дестабилизирует социально-экономическое положение в обществе.
Проведенный в рамках работы анализ выделенных в Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 угроз экономической безопасности, можно сделать вывод о возможности классификации таких угроз на внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные). К внутренним угрозам следует отнести сокращение отечественных топливно-сырьевых ресурсов, низкие темпы экономического роста, проблемы распределения национального бюджета, усиление дифференциации населения по уровню доходов, ошибки в процессе государственного управления, неравномерность развития территории России. Основным внешним угрозам являются дисбаланс и противоречия мировой экономики, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, военные конфликты, изменения спроса на энергетические ресурсы в мире.
Основным значимым инструментом обеспечения экономической безопасности является финансовый мониторинг.
Реализация финансового мониторинга происходит в первую очередь с помощью заранее подготовленной аналитической информации и отчетов о социально-экономическом развитии страны. В частности, используют показатель экономической безопасности или показатели, которых насчитывается более 150 (например, уровень безработицы, внешний долг, дефицит федерального бюджета, ВВП и т.д.).
Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности государства является методом наблюдения и анализа за «перемещениями» денежных потоков, а также выступает инструментом противодействия финансовым правонарушениям и проблемам порождаемых ими.
В рамках работы автором выдвинуто мнение, что целесообразно выстраивать тенденции дальнейшего развития системы финансового мониторинга Российской Федерации во взаимосвязи с экономическими и правовыми аспектами. То есть финансовый мониторинг должен основываться на соответствующем законодательстве, где методология и методические рекомендации устанавливаются посредством системы информационных, контрольных, надзорных и правоприменительных процедур, обеспечивающих достижение целей, поставленных компетентными органами.
В Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая была утверждена Президентом РФ, определены основные направления развития национальной системы финансового мониторинга
Согласно Концепции национальная система финансового мониторинга нацелена в первую очередь на повышение эффективности такого функционирования, которое позволит обеспечить своевременную нейтрализацию выявленных рисков совершения операций и ликвидацию угроз национальной безопасности без привлечения дополнительных ресурсов.
Проведенный в рамках работы анализ положений Концепции позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования и развития отдельных положений Концепции как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Евразийского экономического союза, а именно:
оптимизировать перечисление поднадзорных субъектов в сфере ПОД/ФТ, а именно заменить отсылкой к Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ;
необходимо закрепить дефиницию «незаконные финансовые операции»;
более концептуально сформировать классификация рисков;
синхронизировать в правовом поле противодействие незаконным финансовым операциям в ЕАЭС с процессами формирования общего финансового рынка ЕАЭС, единого платежного пространства ЕАЭС, цифровой повесткой ЕАЭС.
В практической плоскости национальная система по финансовому мониторингу функционирует в России с момента вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который составляет ее законодательную основу. Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ определено, что основной целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства посредством создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Национальная система финансового мониторинга образована двумя основными подсистемами, которые отличаются субъектами и правовым регулированием: правоохранительный блок и финансовый мониторинг (подразделяется на первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг).
Исследование развития системы национального финансового мониторинга показало, что прослеживается качественное изменение роли Росфинмониторинга, которое было определено современным этапом развития страны. Сейчас Росфинмониторинг становится важнейшим организационным инструментом поддержания экономической стабильности государства.
Таким образом, согласно результатам проведенного исследования можно утверждать, что эффективность российской системы финансового мониторинга в целом остается на значительном уровне, несмотря на приводимую статистику. Данная степень эффективности достигается за счет развитой финансовой разведки и достаточно совершенной системы расследования и уголовного преследования за финансирование терроризма.
Совершенствование российской системы финансового мониторинга может быть достигнуто в результате реализации мероприятий, которые целесообразно разделить на 3 уровня:
1. улучшения в рамках система надзора, превентивных мер, расследований и уголовного преследования за ОД, превентивных мер в рамках ФТ и целевых финансовых санкций, методов борьбы с распространением ОМП.
2. мероприятия по повышению эффективности понимания рисков, политики и координации, международного сотрудничества, мер в отношении юридических лиц и договоренностей, система конфискации.
3. в последнюю очередь финансовая разведка, расследование и уголовное преследование за финансирование терроризма.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 237.1993. 25 декабря; Российская газета. № 144. 2020. 4 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ 17 июня 1996 г. N 25. ст. 2955.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 01.04.2022) «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// СЗ РФ. 2001 г. № 33. Ч. I. Ст. 3418.
5. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 № 390- ФЗ // СЗ РФ.2011. № 1. Ст. 2.
6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // СЗ РФ от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3207.
7. Указ Президента РФ от 31.03.2000 № 616 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» // СЗ РФ от 3 апреля 2000 г. № 14. ст. 1467.
8. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ от 5 ноября 2001 г. N 45. ст. 4251.
9. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СЗ РФ от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872.
10. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 05.03.2022) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
11. Указ Президента РФ от 29.07.2015 № 391 (ред. от 19.06.2020) «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 августа 2015 г. N 31 ст. 4669.
12. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // СЗ РФ от 14 декабря 2020 г. N 50 (часть I, II, III) ст. 8030.
13. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СЗ РФ от 8 февраля 2016 г. N 6 ст. 831.
14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
15. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2021.Ч. II. Ст. 5351. N 27.
16. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
17. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
18. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
19. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
20. Письмо Госкомстата РФ от 12.11.1997 N ВГ-1-21/2839 «О Порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России» (вместе с «Порядком ...», утв. Госкомстатом РФ 04.08.1997) // Текст не опубликован. СПС Консультант Плюс.
Учебная и научная литература
21. Аликаева А.В., Безверхая О.Н. Влияние теневого сектора на экономическую безопасность России // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 3-2 (36). – С. 57-60.
22. Бабурина О.Н., Гуриева Л.К. Научно-технологический императив конкурентоспособности России в условиях концептуализации четвертой промышленной революции (Industrie 4.0) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 396-416.
23. Беклемишев А.В., Казакова Г.А. Создание системы финансового мониторинга // Лизинг. – 2010. – № 5. – С. 50–56.
24. Воробьев Ю.Н., Воробьева Е.И., Мощева А.С. Финансовая безопасность государства // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – № 2. – С. 14-17.
25. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права. – 2011. – № 3(20). – С. 12-21.
26. Гайфулин М. М. Правовое обеспечение национальной безопасности РФ // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 25 декабря 2019 года. – София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 320-324.
27. Дмитриева Ю.В. Самосохранительное поведение как условие сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни // Народонаселение. – 2019. – Т. 22. – № 3. – С. 93-101.
28. Егорычева Ю.А. Методика банковского рейтингования предприятий строительной отрасли // Банковское кредитование. – 2012. – № 6. – С. 29–35.
29. Качаева М. Рейтинг заемщика как составная часть системы оценки кредитного риска // Банковское обозрение. – 2010. – № 10. – С. 9–15.
30. Каюмова Е.Ф., Городецкий А.Е. Финансово-экономические расследования в обеспечении экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 1. – c. 42-49.
31. Козин М.Н., Сафиханов М.А. Проблемы функционирования Росрезерва в условиях санкций // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2018. – № 6. – С. 8-14. 29. Уланов В.Л., Ковалева А.И. О формировании стратегического резерва нефти в России в целях обеспечения экономической безопасности и макроэкономической стабильности // Управленческие науки. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 6-14.
32. Котляров И.Д. Аутсорсинговая модель организации российской нефтегазовой отрасли: проблемы и пути решения // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – С. 45-64.
33. Кролли Л.О., Соколова О.А. Национальная система ПОД/ФТ и деятельность кредитных организаций как ее основных участников / Л.О. Кролли, О.А. Соколова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.- практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012. – С.64-67.
34. Круглова И.А. Развитие энергетической инфраструктуры в аспекте стандартов «зеленой экономики» и обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Международного банковского института. – 2018. – № 2. – С. 7-15.
35. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Якунина М.В. К84 Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие/ Крутиков В.К., ─ Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2017. – 196 с.
36. Курмаева Н. А. Обеспечение национальной безопасности в РФ / Н. А. Курмаева, У. В. Прокина // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Казань, 29 апреля 2020 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 42-44.
37. Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ) / М.: Когито-Центр, 2015. – 107 с.
38. Магомедов Ш.М., Каратаев М.В. Современные модели отмывания преступных доходов и способы противодействия // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 1. – С.8-17.
39. Павленко Ю.Г. Экономическая безопасность в условиях креативно-инновационной экономики: политико-экономический аспект // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 92.
40. Погодина И. В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / И. В. Погодина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015 – 96 с.
41. Прохожев А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Информационный сборник «Безопасность». − 2015. − № 9. – С. 10-18.
42. Россия получила высокую оценку соответствия национальной антиотмывочной системы международным стандартам ФАТФ // Финансовая безопасность. – 2019. - №25. – С.10-15.
43. Рукинов М. В. Теоретико-методологические подходы к моделированию структуры национальной безопасности // Экономический вектор. – 2020. – № 1(20). – С. 17-27.
44. Сайкова Е.А. Финансовая безопасность государства: монография / Е.А. Сайкова, К.С. Загретдинова. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2018. - 125 с.
45. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В. и др. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. М., 2017. – 896 с.
46. Серебренников С.С., Моргунов Е.В., Мамаев С.М., Шерварли И.А. О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 41. – С. 20-28.
47. Скорнякова В. В. Актуальные проблемы экономической безопасности России в рамках национальной безопасности / В. В. Скорнякова, Ю. А. Смолякова, Э. В. Сычева // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сборник научных трудов 5-й Международнойнаучно-практической конференции, Курск, 04 апреля 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 280-284.
48. Совик Л.Е. Реализация системного подхода к мониторингу бизнес-деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 3. – С. 227–230.
49. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. – 2013. – № 9. – С. 50-55.
50. Тимофеев Г.А., Орлинская О.М. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности РФ // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 2. – С. 69-74.
51. Титов А.Б., Михеенко О.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 1. – С. 46-49.
52. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России, 2016. – №2 (30). – С. 17-24.
53. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2018. – № 3. – С. 79-87.
54. Хажипова А. А. Роль финансовой безопасности в системе экономической безопасности РФ // Наука через призму времени. – 2020. – № 4(37). – С. 75-78.
55. Федорова Е.А., Николаев А.Э., Широкова Ю.С., Федоров Ф.Ю. Экспортная и импортная деятельность российских компаний в условиях санкций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 3. – С. 75-90.
56. Чиханчин Ю.А. Финансовый мониторинг. / Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс. Т. 2. М., 2018. – 696 с.
57. Шафиева А. Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.5(28). – С. 325-328.
58. Шеверева Е.А. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет / С.И. Богатырев, Е.А. Шеверева. - М.: ИТКОР, 2019. - 71 с.
59. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
60. Экономическая безопасность ЕАЭС / И. В. Андронова, И. Н. Белова, М. В. Ганеева [и др.]. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. – 430 с.
Интернет – ресурсы
61. Ахмедзянов Р.Р., Гузеева А.А. Состояние показателей экономической безопасности страны в условиях функционирования ЕАЭС / /Молодежный научный вестник. – 2018. – С.5 – URL: http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Akhmedzyanov.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
62. Ежегодный отчет 2019. / М.: Федеральная служба по финансовому мониторингу, 2020. – Т.3. - №4. – URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0 %B5%D1%82%2019.pdf. (дата обращения: 10.05.2022).
63. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) // URL: https://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5579 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую