Автор, великолепный. Я, конечно, ожидал хорошую работу, но чтобы на столько). Если кто задумывается заказать у данного человека работу, то сразу скажу, лучше мне за 3 года на этом сайте, работу никто не делал.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. В последние годы Российская Федерация столкнулась с очередными вызовами, обусловленными действием пандемии новой коронавирусной инфекции, которая высветила наиболее проблемные зоны, требующие особого внимания, как со стороны органов власти, так и общества в целом. Сформировавшиеся тенденции стали серьезной нагрузкой на систему социальной защиты и потребовали максимального включения всех ресурсов, мобильности, гибкости и оперативности в вопросах трансформации системы и повышения эффективности мер социальной поддержки.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы не просто повысить, но и поддерживать уровень жизни нуждающихся граждан на долгосрочной основе. Решение этой задачи, на наш взгляд, лежит в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях социальных программ, основывающихся на адресном подходе и учитывающих национальные и территориальные особенности развития.
По нашему мнению, одним из перспективных в этом отношении инструментов адресной социальной помощи является технология социального контракта.
Социальный контракт предусматривает оказание социальной помощи нуждающимся гражданам на определенных условиях и взаимных обязательствах между ними и органами социальной защиты, предполагающих реализацию системы действий и мер, позволяющих нуждающимся гражданам за счет предоставляемой помощи преодолеть сложную жизненную ситуацию.
Государственная социальная помощь в форме социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи, у получаемых помощь семей или граждан, возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.
Государственная социальная помощь направлена на развитие личного подсобного хозяйства, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, поиск работы, оплату содержания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан. Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.
В данном исследовании была сформулирована следующая проблема: определить возможности социального контракта как индивидуальной программы повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи. Государство и общество ожидают от граждан активного участия в решении собственных проблем по трудоустройству, ответственному выполнению своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи. Регионы внедряют социальный контракт, однако, его эффективность низкая, на снижение бедности и повышение доходов семей его влияние слабое. Противоречие состоит в том, что показателем эффективности работы должно быть не количество заключенных социальных контрактов, а реальное снижение бедности.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусматривает отказ от других форм ее предоставления. Суть социального контракта состоит в том, что это – договор о взаимных обязательствах между семьей и органом социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения оказывает помощь семье, которая берет на себя определенные в программе социальной адаптации обязательства. Иначе говоря, деньги даются для перехода семьи на самообеспечение.
Объект исследования - социальный контракт как форма социальной защиты.
Предмет исследования - реализация технологии социального контракта как перспективного инструмента адресной социальной помощи, нацеленного на поддержку малоимущих домохозяйств.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации технологии социального контракта в современных условиях.
Гипотеза исследования. Исходя из анализа теории, мы предполагаем, что процесс реализации социального контракта и эффективность применения этой технологии в отдельных субъектах Российской Федерации должен проходить с учетом различных подходов к ее применению на практике, в том числе, постоянному мониторингу КЦСОН.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
1.Изучить историческую эволюцию и сущность социального контракта.
2.Рассмотреть социальный контракт как инструмент государственной политики.
3.Охарактеризовать основные направления деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска.
4.Проанализировать содержание деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска по организации социальной защиты на основании социального контракта.
Степень изученности. Научные исследования Холостовой Е.И., Климантовой Г.И., Кудиновой К.В., Малофеева И.В., Гришиной Я.С. посвящены рассмотрению социального контракта как формы социальной помощи. Среди зарубежных авторов следует отметить Ролза Дж., Бьюкенена Дж.
Сравнительные исследования международного и отечественного опыта применения социального контракта изучали такие ученые как: Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Малева Т.М. Перечисленные авторы рассматривают различные теоретические аспекты социального контракта.
Анализ ведущих научных работ и публикаций позволил установить, что в них представлена недостаточно полная репрезентативная информация по внедрению социального контракта в российских регионах. Это не позволяет авторам оценивать должным образом эффективность социального контракта, которая сильно разнится по регионам, отличающимся друг от друга. В многочисленных научных трудах подтверждаются существенные региональные различия географического, климатического, демографического, экономического, нормативно-правового и иного плана.
База исследования - Бюджетное учреждение «КЦСОН «Любава». г. Омск.
Методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.
Теоретическая значимость данной работы заключается в проведении анализа истории формирования социального контракта как социальной помощи. Кроме того, была дана общая характеристика социального контракта, выявлены особенности заключения данного вида социальной помощи.
Практическая значимость заключается в изучении содержания организации социального контракта с многодетными семьями на территории Омской области, а также разработке рекомендаций по совершенствованию технологии заключения социального контракта с многодетными семьями.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РФ 7
1.1. Историческая эволюция и сущность социального контракта 7
1.2. Социальный контракт как инструмент государственной политики 19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА 36
2.1. Основные направления деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска 36
2.2.Содержание деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска по организации социальной защиты на основании социального контракта 44
2.3. Исследование проблем реализации социальной защиты на основании социального контракта 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЯ 77
Приложение 1 81
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Проводя активную социальную политику, гарантирующую гражданам обеспечение их социальных прав и достаточный уровень благосостояния, государство выполняет основное обязательство, определяемое Конституцией РФ. Подобная «защита» для населения особенная важна в условиях становления после глубокого экономического спада, повлекшего за собой появление резкой поляризации общества. На сегодняшний день проблема бедности продолжает затрагивать миллионы россиян. Несмотря на усилия, предпринимаемые государством в области социальной защиты населения, проблема помощи малоимущим гражданам остается одной из приоритетных направлений государственной социальной политики. Поэтому ежегодно Правительство РФ старается не только увеличить финансовую поддержку незащищенных слоев населения, но и расширять меры социальной помощи за счет использования инновационных технологий.
В рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», предусматривается создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения, в том числе с помощью инновационных социальных технологий. Одной из таких технологий является социальный контракт.
Социальный контракт – договор между уполномоченным органом и малоимущими гражданами, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Социальный контракт как одна из форм социальной помощи действует на всей территории Российской Федерации с начала 2013 года.
Технология социального контракта в настоящее время затрагивает разные аспекты социально-экономической политики: преодоления бедности, планирования и воспроизводства трудовых ресурсов, решения проблем занятости, выход из тяжелой жизненной ситуации. Одним из основных условий получения данной помощи является наличие активных действий со стороны малоимущих граждан по преодолению бедности и нахождению постоянного источника дохода.
Социальный контракт направлен на расширение масштабов адресной социальной поддержки, что, в свою очередь, создает основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования средств бюджетной системы Российской Федерации. Государственная власть развивает механизм предоставления такой социальной поддержки и уделяет этой технологии большое внимание.
Денежная выплата, полученная гражданином (семьей), заключившей социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту: на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; покупку учебников и других школьных принадлежностей; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; лечение; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.
На основе проведенного анализа опыта реализации социального контракта в Омской области на примере работы Бюджетного учреждения «КЦСОН «Любава». г. Омска, можно сделать вывод о том, что применение социального контракта является результативной формой социальной поддержки многодетной семьи. Семьи самостоятельно прилагают усилия для изменения ситуации: устраиваются на работу, развивают личное подсобное хозяйство, стараются обеспечить свою семью.
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод, что благодаря внедрению технологии социального контракта: происходит сокращение бедности при помощи реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи; повышается уровень и качество жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в различных формах; осуществляется социальная реабилитация членов малоимущих граждан и семей; повышается социальная ответственность многодетных семей.
Несмотря на наличие положительных качеств социального контракта, присутствуют и отрицательные. Главной проблемой реализации социального контракта, по мнению респондентов и экспертов, является недостаточное финансирование данной формы социальной помощи. Многодетной семье для реализации своего потенциала в полной мере не всегда хватает выделенных средств. Еще одной не менее значимой проблемой является отсутствие понимания ответственности со стороны многодетной семьи за выполнение условий, предусмотренных социальным контрактом.
Таким образом, данная система требует дополнительной доработки в таких сферах, как правовая, бюджетная, экономическая, и должна учитывать возможности конкретного региона. Кроме того, социальный контракт должен быть максимально доступен с точки зрения информационной осведомленности граждан о таком виде социальной поддержки.
С целью повышения эффективности реализации технологии социального контракта, необходимо осуществить ряд мер, которые позволят преодолеть трудности заключения и реализации социального контракта. В их числе меры, предлагаемые как на региональном уровне, так и на федеральном.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Конвенция МОТ № 102, принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 28 июня 1952 г. и вступила в силу 27 апреля 1955 г.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» (последняя редакция).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 25.12.2012 № 258-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.12.2012, действующая редакция).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию".
6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 19.03.2022) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
8. Приказ Росстата от 30.07.2013 г. № 297 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за оказанием социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта».
10. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2010 № 13-1/10/2-4573 «О направлении рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта».
11. Закон Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»
12. Приказ от 22 января 2014 года N 10-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, на территории Омской области».
13. Постановление от 24 декабря 2014 года N 361-п «О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» (с изменениями на 24 ноября 2021 года)
14. Указ Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате».
15. Доклад министра труда, занятости и социальной защиты Пермского края Е.В. Ханжина «Подведение итогов 2012 года и перспективы развития отрасли в 2013 году».
16. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. - Томск, Прогресс, 2018. — 435 с
17. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути ее преодоления // Общество и экономика. – 2019. – № 3. – С. 23-25.
18. Более 14 тысяч соцконтрактов заключили россияне в I квартале 2021 г. URL: https://rg.ru/2021/04/08(дата обращения 10.05.2022)
19. Васильева Е.Г. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика // Власть. – 2020. – № 12. – С. 29−33
20. Гришина Я.С. Правовая природа социального контракта (договора социальной адаптации) как правового средства обеспечения достойного уровня жизни // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2019. - № 62. - С. 68–76.
21. Дубенко О.С. Социальный контракт как новая форма оказания адресной социальной помощи // Труды института государства и права РАН. -2020. - № 3. - С. 197–204.
22. Зверева Д.А. Социальный контракт как механизм социальной защиты населения / В сборнике: Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы IV Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Я.Ю. Радюкова. – Тамбов, 2019. – С. 51–57.
23. Калашников С.В. Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 92–109.
24. Келлер П.А. Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – № 2. – С. 122–129.
25. Климантова Г.И., Социальный контракт как инновационная технология: метод, рекомендации. - М.: ИПК ДСЗН, 2019. - 123 с.
26. Косякова, Л. Н. Перспективы использования социальных контрактов для решения проблемы сельской бедности / Л. Н. Косякова // Двадцать вторые Петровские чтения. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2021. – С. 266-270.
27. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. - 2019. - № 6 (2). - С. 827–840.
28. Кравченко, Е. В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения / Е. В. Кравченко // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827-840.
29. Лушпаев, А. В. Проблемы и опыт реализации социального контракта в работе с бедными семьями в Пермском крае / А. В. Лушпаев // Социальное благополучие человека в современном мире. – Пермь: ПГНИУ , 2018. – С. 131-134.
30. Меньшикова О.И. Бедность трудоспособного населения: современные реалии и ближайшие перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. серия: экономика и управление. – 2020. – № 1. – С. 104–110.
31. Николаева, Е. А. Социальный контракт как стимул к преодолению бедности в Российской Федерации / Е. А. Николаева, Н. А. Соколова // Перспективы совершенствования правовой системы. – Караганда: РИО «Болашак-Баспа», 2021. – С. 95-100.
32. Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Социальные ресурсы и адаптация к риску: выбор стратегии (на примере социальной общности в ситуации конкретного риска) // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – № 4. – С. 25–49.
33. Ойкина, У. В. Проблемы социальной реабилитации малоимущих граждан в рамках социального контракта / У. В. Ойкина // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. – Иваново: ИГУ, 2019. – С. 250-255.
34. Прокофьева Л. М. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС. - 2019. - № 8 (394). - С. 6–19.
35. Пунгина, А. П. Социальные контракты в РФ: проблемы и перспективы развития / А. П. Пунгина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 282-285.
36. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 244 с.
37. Суховеева, А. А. Особенности реализации технологии социального контракта в современных условиях / А. А. Суховеева, В. А. Коломыйцева // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. – Москва: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 151-154.
38. Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Любава" Советского административного округа" URL: http://kcson-lubava.ru/(дата обращения 10.05.2022).
39. Всемирный банк. Обзор Доклада о мировом развитии: Риски и возможности – управление рисками в интересах развития. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. URL: https://documents1.worldbank.org (дата обращения 10.05.2022).
40. Как Всемирный банк оценивает уровень бедности URL: https://tass. ru/info(дата обращения 10.05.2022).
41. Карелова Г. Подведены итоги реализации социального контракта в 2021 году URL: http://council.gov.ru/events/news/(дата обращения 10.05.2022).
42. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия URL: http://old.gov.karelia.ru(дата обращения 10.05.2022).
43. Минтруд РФ: Количество заключенных соцконтрактов на четверть превысило планы URL: https://www.aksp.ru/news/news/(дата обращения 10.05.2022).
44. Михаил Мишустин расширил возможности поддержки граждан по соцконтракту URL: http://government.ru/news/41274/(дата обращения 10.05.2022).
45. Назаров В.С., Гришина Е.Е., Рагозина Л.Г., Бурдяк А.Я., Коваленко Е.А. Реформирование социальной поддержки малоимущих в России. URL: https://www. ranepa.ru/images/insap/Socpodderzhka-moloim(дата обращения 10.05.2022).
46. Новая европейская стратегия «Европа 2020». URL: https://eulaw.ru/ content/novaya-evropejskaya-strategiya-evropa-2020(дата обращения 10.05.2022).
47. Обнищание россиян в 2021 году ускорилось в четыре раза URL: https://newizv.ru/news/economy/30-04-2021/obnischanie-naseleniya-rf-v-2021-god(дата обращения 10.05.2022).
48. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government. ru/dep_news/32900 (дата обращения 10.05.2022).
49. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru(дата обращения 10.05.2022).
50. Перспективы использования социальных контрактов: от пилотных проектов к системной работе URL: http://council.gov.ru/media/files(дата обращения 10.05.2022).
51. Путин назвал четыре нерешенные проблемы России. URL: https:// www.rbc.ru/politics/19/07/2021/60f588b79 (дата обращения 10.05.2022).
52. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // Инвестиционный климат регионов: официальный сайт. URL: https://raexpert.ru/ratings/regions(дата обращения 10.05.2022).
53. Росстат назвал число бедных россиян по итогам 2020 года URL: https://tass.ru/ekonomika/11150051(дата обращения 10.05.2022).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. В последние годы Российская Федерация столкнулась с очередными вызовами, обусловленными действием пандемии новой коронавирусной инфекции, которая высветила наиболее проблемные зоны, требующие особого внимания, как со стороны органов власти, так и общества в целом. Сформировавшиеся тенденции стали серьезной нагрузкой на систему социальной защиты и потребовали максимального включения всех ресурсов, мобильности, гибкости и оперативности в вопросах трансформации системы и повышения эффективности мер социальной поддержки.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы не просто повысить, но и поддерживать уровень жизни нуждающихся граждан на долгосрочной основе. Решение этой задачи, на наш взгляд, лежит в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях социальных программ, основывающихся на адресном подходе и учитывающих национальные и территориальные особенности развития.
По нашему мнению, одним из перспективных в этом отношении инструментов адресной социальной помощи является технология социального контракта.
Социальный контракт предусматривает оказание социальной помощи нуждающимся гражданам на определенных условиях и взаимных обязательствах между ними и органами социальной защиты, предполагающих реализацию системы действий и мер, позволяющих нуждающимся гражданам за счет предоставляемой помощи преодолеть сложную жизненную ситуацию.
Государственная социальная помощь в форме социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи, у получаемых помощь семей или граждан, возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.
Государственная социальная помощь направлена на развитие личного подсобного хозяйства, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, поиск работы, оплату содержания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан. Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.
В данном исследовании была сформулирована следующая проблема: определить возможности социального контракта как индивидуальной программы повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи. Государство и общество ожидают от граждан активного участия в решении собственных проблем по трудоустройству, ответственному выполнению своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи. Регионы внедряют социальный контракт, однако, его эффективность низкая, на снижение бедности и повышение доходов семей его влияние слабое. Противоречие состоит в том, что показателем эффективности работы должно быть не количество заключенных социальных контрактов, а реальное снижение бедности.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусматривает отказ от других форм ее предоставления. Суть социального контракта состоит в том, что это – договор о взаимных обязательствах между семьей и органом социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения оказывает помощь семье, которая берет на себя определенные в программе социальной адаптации обязательства. Иначе говоря, деньги даются для перехода семьи на самообеспечение.
Объект исследования - социальный контракт как форма социальной защиты.
Предмет исследования - реализация технологии социального контракта как перспективного инструмента адресной социальной помощи, нацеленного на поддержку малоимущих домохозяйств.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации технологии социального контракта в современных условиях.
Гипотеза исследования. Исходя из анализа теории, мы предполагаем, что процесс реализации социального контракта и эффективность применения этой технологии в отдельных субъектах Российской Федерации должен проходить с учетом различных подходов к ее применению на практике, в том числе, постоянному мониторингу КЦСОН.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
1.Изучить историческую эволюцию и сущность социального контракта.
2.Рассмотреть социальный контракт как инструмент государственной политики.
3.Охарактеризовать основные направления деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска.
4.Проанализировать содержание деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска по организации социальной защиты на основании социального контракта.
Степень изученности. Научные исследования Холостовой Е.И., Климантовой Г.И., Кудиновой К.В., Малофеева И.В., Гришиной Я.С. посвящены рассмотрению социального контракта как формы социальной помощи. Среди зарубежных авторов следует отметить Ролза Дж., Бьюкенена Дж.
Сравнительные исследования международного и отечественного опыта применения социального контракта изучали такие ученые как: Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Малева Т.М. Перечисленные авторы рассматривают различные теоретические аспекты социального контракта.
Анализ ведущих научных работ и публикаций позволил установить, что в них представлена недостаточно полная репрезентативная информация по внедрению социального контракта в российских регионах. Это не позволяет авторам оценивать должным образом эффективность социального контракта, которая сильно разнится по регионам, отличающимся друг от друга. В многочисленных научных трудах подтверждаются существенные региональные различия географического, климатического, демографического, экономического, нормативно-правового и иного плана.
База исследования - Бюджетное учреждение «КЦСОН «Любава». г. Омск.
Методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.
Теоретическая значимость данной работы заключается в проведении анализа истории формирования социального контракта как социальной помощи. Кроме того, была дана общая характеристика социального контракта, выявлены особенности заключения данного вида социальной помощи.
Практическая значимость заключается в изучении содержания организации социального контракта с многодетными семьями на территории Омской области, а также разработке рекомендаций по совершенствованию технологии заключения социального контракта с многодетными семьями.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РФ 7
1.1. Историческая эволюция и сущность социального контракта 7
1.2. Социальный контракт как инструмент государственной политики 19
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА 36
2.1. Основные направления деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска 36
2.2.Содержание деятельности КЦСОН «Любава» г. Омска по организации социальной защиты на основании социального контракта 44
2.3. Исследование проблем реализации социальной защиты на основании социального контракта 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЯ 77
Приложение 1 81
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Проводя активную социальную политику, гарантирующую гражданам обеспечение их социальных прав и достаточный уровень благосостояния, государство выполняет основное обязательство, определяемое Конституцией РФ. Подобная «защита» для населения особенная важна в условиях становления после глубокого экономического спада, повлекшего за собой появление резкой поляризации общества. На сегодняшний день проблема бедности продолжает затрагивать миллионы россиян. Несмотря на усилия, предпринимаемые государством в области социальной защиты населения, проблема помощи малоимущим гражданам остается одной из приоритетных направлений государственной социальной политики. Поэтому ежегодно Правительство РФ старается не только увеличить финансовую поддержку незащищенных слоев населения, но и расширять меры социальной помощи за счет использования инновационных технологий.
В рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», предусматривается создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения, в том числе с помощью инновационных социальных технологий. Одной из таких технологий является социальный контракт.
Социальный контракт – договор между уполномоченным органом и малоимущими гражданами, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Социальный контракт как одна из форм социальной помощи действует на всей территории Российской Федерации с начала 2013 года.
Технология социального контракта в настоящее время затрагивает разные аспекты социально-экономической политики: преодоления бедности, планирования и воспроизводства трудовых ресурсов, решения проблем занятости, выход из тяжелой жизненной ситуации. Одним из основных условий получения данной помощи является наличие активных действий со стороны малоимущих граждан по преодолению бедности и нахождению постоянного источника дохода.
Социальный контракт направлен на расширение масштабов адресной социальной поддержки, что, в свою очередь, создает основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования средств бюджетной системы Российской Федерации. Государственная власть развивает механизм предоставления такой социальной поддержки и уделяет этой технологии большое внимание.
Денежная выплата, полученная гражданином (семьей), заключившей социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту: на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; покупку учебников и других школьных принадлежностей; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; лечение; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.
На основе проведенного анализа опыта реализации социального контракта в Омской области на примере работы Бюджетного учреждения «КЦСОН «Любава». г. Омска, можно сделать вывод о том, что применение социального контракта является результативной формой социальной поддержки многодетной семьи. Семьи самостоятельно прилагают усилия для изменения ситуации: устраиваются на работу, развивают личное подсобное хозяйство, стараются обеспечить свою семью.
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод, что благодаря внедрению технологии социального контракта: происходит сокращение бедности при помощи реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи; повышается уровень и качество жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в различных формах; осуществляется социальная реабилитация членов малоимущих граждан и семей; повышается социальная ответственность многодетных семей.
Несмотря на наличие положительных качеств социального контракта, присутствуют и отрицательные. Главной проблемой реализации социального контракта, по мнению респондентов и экспертов, является недостаточное финансирование данной формы социальной помощи. Многодетной семье для реализации своего потенциала в полной мере не всегда хватает выделенных средств. Еще одной не менее значимой проблемой является отсутствие понимания ответственности со стороны многодетной семьи за выполнение условий, предусмотренных социальным контрактом.
Таким образом, данная система требует дополнительной доработки в таких сферах, как правовая, бюджетная, экономическая, и должна учитывать возможности конкретного региона. Кроме того, социальный контракт должен быть максимально доступен с точки зрения информационной осведомленности граждан о таком виде социальной поддержки.
С целью повышения эффективности реализации технологии социального контракта, необходимо осуществить ряд мер, которые позволят преодолеть трудности заключения и реализации социального контракта. В их числе меры, предлагаемые как на региональном уровне, так и на федеральном.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Конвенция МОТ № 102, принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 28 июня 1952 г. и вступила в силу 27 апреля 1955 г.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» (последняя редакция).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 25.12.2012 № 258-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.12.2012, действующая редакция).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию".
6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 19.03.2022) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
8. Приказ Росстата от 30.07.2013 г. № 297 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за оказанием социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта».
10. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2010 № 13-1/10/2-4573 «О направлении рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта».
11. Закон Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»
12. Приказ от 22 января 2014 года N 10-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, на территории Омской области».
13. Постановление от 24 декабря 2014 года N 361-п «О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» (с изменениями на 24 ноября 2021 года)
14. Указ Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате».
15. Доклад министра труда, занятости и социальной защиты Пермского края Е.В. Ханжина «Подведение итогов 2012 года и перспективы развития отрасли в 2013 году».
16. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. - Томск, Прогресс, 2018. — 435 с
17. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути ее преодоления // Общество и экономика. – 2019. – № 3. – С. 23-25.
18. Более 14 тысяч соцконтрактов заключили россияне в I квартале 2021 г. URL: https://rg.ru/2021/04/08(дата обращения 10.05.2022)
19. Васильева Е.Г. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика // Власть. – 2020. – № 12. – С. 29−33
20. Гришина Я.С. Правовая природа социального контракта (договора социальной адаптации) как правового средства обеспечения достойного уровня жизни // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2019. - № 62. - С. 68–76.
21. Дубенко О.С. Социальный контракт как новая форма оказания адресной социальной помощи // Труды института государства и права РАН. -2020. - № 3. - С. 197–204.
22. Зверева Д.А. Социальный контракт как механизм социальной защиты населения / В сборнике: Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы IV Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Я.Ю. Радюкова. – Тамбов, 2019. – С. 51–57.
23. Калашников С.В. Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - № 3. - С. 92–109.
24. Келлер П.А. Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – № 2. – С. 122–129.
25. Климантова Г.И., Социальный контракт как инновационная технология: метод, рекомендации. - М.: ИПК ДСЗН, 2019. - 123 с.
26. Косякова, Л. Н. Перспективы использования социальных контрактов для решения проблемы сельской бедности / Л. Н. Косякова // Двадцать вторые Петровские чтения. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2021. – С. 266-270.
27. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. - 2019. - № 6 (2). - С. 827–840.
28. Кравченко, Е. В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения / Е. В. Кравченко // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827-840.
29. Лушпаев, А. В. Проблемы и опыт реализации социального контракта в работе с бедными семьями в Пермском крае / А. В. Лушпаев // Социальное благополучие человека в современном мире. – Пермь: ПГНИУ , 2018. – С. 131-134.
30. Меньшикова О.И. Бедность трудоспособного населения: современные реалии и ближайшие перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. серия: экономика и управление. – 2020. – № 1. – С. 104–110.
31. Николаева, Е. А. Социальный контракт как стимул к преодолению бедности в Российской Федерации / Е. А. Николаева, Н. А. Соколова // Перспективы совершенствования правовой системы. – Караганда: РИО «Болашак-Баспа», 2021. – С. 95-100.
32. Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Социальные ресурсы и адаптация к риску: выбор стратегии (на примере социальной общности в ситуации конкретного риска) // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – № 4. – С. 25–49.
33. Ойкина, У. В. Проблемы социальной реабилитации малоимущих граждан в рамках социального контракта / У. В. Ойкина // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. – Иваново: ИГУ, 2019. – С. 250-255.
34. Прокофьева Л. М. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС. - 2019. - № 8 (394). - С. 6–19.
35. Пунгина, А. П. Социальные контракты в РФ: проблемы и перспективы развития / А. П. Пунгина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 282-285.
36. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 244 с.
37. Суховеева, А. А. Особенности реализации технологии социального контракта в современных условиях / А. А. Суховеева, В. А. Коломыйцева // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. – Москва: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 151-154.
38. Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Любава" Советского административного округа" URL: http://kcson-lubava.ru/(дата обращения 10.05.2022).
39. Всемирный банк. Обзор Доклада о мировом развитии: Риски и возможности – управление рисками в интересах развития. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. URL: https://documents1.worldbank.org (дата обращения 10.05.2022).
40. Как Всемирный банк оценивает уровень бедности URL: https://tass. ru/info(дата обращения 10.05.2022).
41. Карелова Г. Подведены итоги реализации социального контракта в 2021 году URL: http://council.gov.ru/events/news/(дата обращения 10.05.2022).
42. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия URL: http://old.gov.karelia.ru(дата обращения 10.05.2022).
43. Минтруд РФ: Количество заключенных соцконтрактов на четверть превысило планы URL: https://www.aksp.ru/news/news/(дата обращения 10.05.2022).
44. Михаил Мишустин расширил возможности поддержки граждан по соцконтракту URL: http://government.ru/news/41274/(дата обращения 10.05.2022).
45. Назаров В.С., Гришина Е.Е., Рагозина Л.Г., Бурдяк А.Я., Коваленко Е.А. Реформирование социальной поддержки малоимущих в России. URL: https://www. ranepa.ru/images/insap/Socpodderzhka-moloim(дата обращения 10.05.2022).
46. Новая европейская стратегия «Европа 2020». URL: https://eulaw.ru/ content/novaya-evropejskaya-strategiya-evropa-2020(дата обращения 10.05.2022).
47. Обнищание россиян в 2021 году ускорилось в четыре раза URL: https://newizv.ru/news/economy/30-04-2021/obnischanie-naseleniya-rf-v-2021-god(дата обращения 10.05.2022).
48. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government. ru/dep_news/32900 (дата обращения 10.05.2022).
49. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru(дата обращения 10.05.2022).
50. Перспективы использования социальных контрактов: от пилотных проектов к системной работе URL: http://council.gov.ru/media/files(дата обращения 10.05.2022).
51. Путин назвал четыре нерешенные проблемы России. URL: https:// www.rbc.ru/politics/19/07/2021/60f588b79 (дата обращения 10.05.2022).
52. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // Инвестиционный климат регионов: официальный сайт. URL: https://raexpert.ru/ratings/regions(дата обращения 10.05.2022).
53. Росстат назвал число бедных россиян по итогам 2020 года URL: https://tass.ru/ekonomika/11150051(дата обращения 10.05.2022).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5579 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую