Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Конституционное права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина

  • 72 страниц
  • 2022 год
  • 2 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

user5528252

2800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы заключается в выработке теоретических положений, направленных на совершенствование конституционно-правового регулирования социальных прав и практических рекомендаций, призванных облегчить роль судебной системы в защите таких прав.
Эффективная, действенная система регулирования сферы СП — это не просто совокупность юридических норм, а еще и стандарт, цель, к которой необходимо стремиться государству.
В части 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года закреплено, что СП должны быть обеспечены постепенно, планомерно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов» .
В юридической литературе можно встретить различные определения группы СП и свобод человека.
Ряд правоведов считает, что СП должны обеспечивать «достойную жизнь» человека и гражданина, а другая часть — избегают подобных словосочетаний, говоря лишь о «нормальной» жизни.
К примеру, В.А. Иваненко и В.С. Иваненко используют термин «достойная жизнь» и считают, что СП — «это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» .
Однако, «достойная жизнь» в контексте определения СП — дискуссионная тема среди правоведов, так как это категория, которая не поддается конкретизации и однозначной юридической оценке.
О.А. Снежко под СП понимает «зафиксированные в Основном Законе возможности претендовать на получение от государства материальных благ для удовлетворения жизненных потребностей, которые требуются для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития» .
Несмотря на то, должны ли давать СП возможность жить «достойно» или просто «существовать», концептуальные юридические нормы, которые регламентируют данную сферу можно разделить на международные и отечественные нормы.
На основании вышеизложенного тема является актуальной.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе социального обеспечения.
Предмет исследования – конституционное права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина.
Цель работы – анализ конституционного права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие прав человека и гражданина;
2. Рассмотреть систему прав человека и гражданина;
3. Определить место конституционных прав на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина;
4. Проанализировать законодательство Российское Федерации о защите конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение;
5. Выявить способы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение;
6. Сформулировать проблемы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в России в современный период и пути их решения.
Методы исследования: анализ, сравнение, дедукция.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина…………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие прав человека и гражданина……………………………….. 6
1.2 Система прав человека и гражданина………………………………… 16
1.3 Место конституционных прав на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина……………………………………... 30
Глава 2. Защита конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение…………………………………………………… 34
2.1. Законодательство Российское Федерации о защите конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение………………………………………………………………… 34
2.2 Способы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение…………………………………………………… 46
2.3 Проблемы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в России в современный период и пути их решения…………………………………………………………………….. 56
Заключение………………………………………………………………… 63
Список литературы………………………………………………………. 68

Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Право социального обеспечения строится на следующих системообразующих понятиях - это социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование. Большинство из вышеназванных понятий не имеет легального определения, что существенно тормозит развитие права социального обеспечения как науки, а также вносит некоторые неясности в правовое регулирование системы социального обеспечения.
По мнению многих ученых, данная проблема потеряла бы свою остроту с принятием единого кодифицированного акта в области права социального обеспечения, так как, во-первых, закрепились бы основные понятия данной отрасли права, во-вторых, была бы структурирована общая часть науки социального обеспечения. Также подчеркнем, что наличие несформированной общей части отрасли права является значительным затруднением и для развития особенной части.
Однако несмотря на то, что неоднократно ученые высказывались о необходимости кодификации норм права социального обеспечения, а также разрабатывались проекты в данной сфере (например, был разработан проект Пенсионного кодекса Российской Федерации), на практике данная проблема до сих пор не разрешена.
Далее рассмотрим определение вышеназванных понятий, их основные признаки и взаимоотношение.
Самое первое и самое широкое по смыслу понятие, с которым необходимо разобраться, - это социальная политика.
Под социальной политикой следует понимать целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения.
Социальная политика является составной частью государственной политики в целом. На сегодняшний день основные мероприятия в области социальной политики строятся на положениях, определенных в Указе Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В соответствии с данным указом определены следующие цели развития Российской Федерации на период до 2030 г.:
1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей:
- обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
- снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %;
2) возможности для самореализации и развития талантов:
- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создания эффективной системы высшего образования;
3) комфортная и безопасная среда для жизни:
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;
- улучшение качества городской среды в полтора раза;
- обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях;
4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:
- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
5) цифровая трансформация:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %.
В целях выполнения данного указа на Правительство Российской Федерации были возложены следующие обязанности:
1) разработать и скорректировать национальные проекты, направленные на достижение вышеуказанных целей и целевых показателей;
2) разработать план по достижению национальных целей развития Российской Федерации;
3) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период учитывать бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержатся основные направления предоставления социальной защиты населению, однако самого понятия «социальная защита» в ней не содержится. Иного нормативно-правового акта, содержащего данное понятие, так же нет, как нет и кодифицированного акта в данной отрасли права, что разрешило бы проблему с легальным определением данного понятия.
Более того, еще одной немаловажной проблемой является факт того, что нормы права социального обеспечения содержатся в огромном массиве нормативно-правовых актов разного уровня, в которых порой сам термин «социальная защита» имеет разную смысловую нагрузку, в связи с чем возникают проблемы в определении круга общественных отношений, относящихся к данному определению.
Для определения круга общественных отношений, регулируемых термином «социальная защита», обратимся к истокам данного понятия.
В соответствии с толковым словарем русского языка С. И. Ожегова под защитой понимают:
1) действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, от враждебных действия, от опасности;
2) предохранить, обезопасить от чего-нибудь.
Также понятие «социальная защита» будет зависеть от того, какой методологический подход был использован, и какая сфера общественной жизни будет подчеркнута в данном определении. Например, в переходный период (для экономики или общественно-политического строя) законодатель чаще использует социально-политический или экономический подходы, которые позволяют отразить проблемы общества в данное время. Рассмотрим данные подходы.
Подчеркивая экономический аспект, обычно делается упор на создание государственными органами системы решений, экономических, правовых и социальных гарантий для реализации гражданами своих социальных прав. Под социальными правами в данном аспекте, прежде всего, понимаются права граждан на труд, получение дохода за трудовую деятельность, обеспечение условий работы и отдыха, достойного уровня и качества жизни.
Согласно социально-политическому подходу, социальная защита населения представляет собой совокупность социально-экономических отношений, содержащую комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленных прав. В данном случае под социальными правами понимаются права трудоспособных граждан на создание государством условий для повышения благосостояния граждан за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Для нетрудоспособного и уязвимых слоев населения предполагается обеспечение государственной материальной поддержки, которая включает в себя пособия, стипендии и иные выплаты, предоставление различных налоговых льгот.
Следующий подход - юридический, также именуемый как правовой. В данном случае социальная защита представляет собой комплекс мер по поддержки социально уязвимых слоев населения, оказавшихся в трудном материальном положении по не зависящим от них обстоятельствам, а также меры по охране природный среды, проведение мероприятий по смягчению негативных последствий экономических реформ, путем установления социальных стандартов в области трудовых правоотношений и гарантии иных мер социальной защиты населения.
Также хотелось бы отметить точку зрения ученых, которые считают социальную защиту населения одним из базовых элементов социального государства.
Как отмечалось выше, на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует легальное понятие социальной защиты населения, в связи с чем предлагаем обратиться к доктринальным источникам.
Сразу же хотелось бы отметить, что в науке права социального обеспечения также не сложилось единого понятия термина «социальная защита», и каждый трактует его по-разному. Ниже приведем точки зрения наиболее авторитетных ученых данной отрасли.
Трактуя данное понятие, исследователи разделились на два лагеря:
1) те, кто придерживаются подхода толковать данное понятие в широком смысле;
2) приверженцы узкого подхода.

1. Венская декларация и Программа действий (Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25.06.1993 г.). - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/viendec93.shtml
2. Европейский кодекс социального обеспечения ETS № 048 (принят в Страсбурге 16 апреля 1964 г.) (Российская Федерация не участвует) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901801282
3. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (заключена в Женеве 22 июня 1962 года) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева, Международное бюро труда, 1991. С. 1321-1329.
4. Устав ООН (принят 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
5. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
8. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ //»Собрание законодательства РФ», 16.03.2020, N 11, ст. 1416.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2022 N 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Пешкова»//»Собрание законодательства РФ», 31.01.2022, N 5, ст. 861.
11. О занятости населения в Российской Федерации: постановление Конституционного Суда от 16 дек. 1997 г. № 20-П по делу о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5878.
12. По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. № 538 «О деятельности негосударственных организаций...»: постановление Конституционного Суда РФ от 6 апр. 2004 г. № 7-П // Рос. газ. 2004. 14 апр.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию»
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. -2019. - № 38.
15. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М.: РЮ-ИД, «Сашко», 2000. – с. 9
16. Александрова А. В. Основные категории права социального обеспечения // Язык. Право. Общество: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. С. 170-173.
17. Атабекова Н.Е. Социальные права человека в международно-правовом измерении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 916.
18. Белик В.Н. Европейский суд по правам человека: обзор материалов судебной практики в области реализации права на защиту осужденных // Вестник экономической безопасности. -2017. - № 3. - С. 12-15.
19. Бушуева А.В. Основные категории права социального обеспечения // Вестник ПензГУ. 2021. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-prava-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 30.04.2022).
20. Грачев Н.И., Тихонов А.А. Основы конституционного строя как общеправовые принципы // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 56
21. Григорьев И. В., Шайхатдинов Ш. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 428 с.
22. Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. - 2002. - № 6. - С. 47.
23. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М.: Наука, 1983. С. 41.
24. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // https:// ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/Doc4.pdf
25. Жадан В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. -Т. 9. - № 1 (30). - С. 365-372.
26. Жадан В.Н. О конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите // Юридическая наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konstitutsionnyh-pravah-i-svobodah-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossii-ih-realizatsii-i-zaschite (дата обращения: 29.04.2022).
27. Заболотских Е.М. Межрегиональный круглый стол «Уставный суд Кировской области: проблемы и перспективы создания» // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 1. 30 марта. С. 28-31.
28. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. С. 163-164.
29. Кененова И.П., Троицкая А.А., Шустров Д.Г. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях // М.: КРАСАНД, 2015. – с. 70
30. Кобзева С. И. К вопросу о кодификации законодательства о социальном обеспечении // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 11. С. 117-122.
31. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное S право России: учебник / 5-е изд., перераб.и у доп. - М., Проспект, 2015. – с. 190
32. Кокамбо Ю.Д. Соматические права человека как новое поколение прав личности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 68. - С. 3.
33. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристь, 2003. – с. 144
34. Конопляникова М.В. Конституционная концепция обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ: актуальность изучения и воплощения // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. - С. 151-155
35. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7: Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2011. – 260 с.
36. Лисина С.А. Учение о правах человека // Вестник науки. 2020. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-pravah-cheloveka (дата обращения: 29.04.2022).
37. Мельник Т.Е. Концепция развития законодательства о культуре // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М.: Эксмо. 2010. С. 382.
38. Моисеева Е.Ю. Концепция соматических прав человека в современном российском праве // Юридическая наука и практика. 2016. № 4. Т. 12 с. 15
39. Мораль в законе. Татьяна Москалькова: Все поправки в Конституцию касаются прав человека. - URL: https://rg.ru/2020/02/06/tatiana-moskalkova-vse-popravki-v-konstituciiu-kasaiutsia-prav-cheloveka. html
40. Морозов И.Д. Конституционное право на социальное обеспечение в Российской Федерации // Форум молодёжной науки. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-sotsialnoe-obespechenie-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2022).
41. Невинский В.В. Российское конституционное право и экономика: парадигмы нашего времени // Избранные труды /В.В. Невинский. -Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. – с. 72
42. Невинский В.В. К вопросу о расширении предмета конституционного (государственного) права как отрасли российского права// Избранные труды /В.В. Невинский. - Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. – с. 24
43. Невинский В.В., Гринчинко Н.Я. К вопросу о «двойных» стандартах финансово-правового регулирования реализации конституционных норм в социальной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 15 - 18.
44. Нерсесянц В.С. Юридическая антропология как наука и учебная дисцеплина // Н. Рулан. Юридическая антропология / пер. с франц.; отв. ред. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2000. С. 1
45. Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2019). - URL: https://legalacts. ru/sud/obzor-praktiki-mezhgosudarstvennykh-organov-po-zashchite-prav-i-osnovnykh-svobod-cheloveka-n-3-2019/
46. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. 480 с.
47. Скорик Н.В. Социальные права человека и гражданина как совокупность конституционных прав // Отечественная юриспруденция. 2018. № 7 (32). С. 45
48. Садовникова Г.Д. Конституционно-правовая основа экономической и социальной защищенности человека // Образование и право. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-osnova-ekonomicheskoy-i-sotsialnoy-zaschischennosti-cheloveka (дата обращения: 30.04.2022).
49. Тучкова Э. Г. Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и его место в общей системе социальной защиты населения // Проблемы общей части права социального обеспечения : монография. М. : Проспект, 2017. 416 с.
50. Феоктистов А.В. Реализация конституционных прав в России. Социальные права // Наука. Общество. Государство. - 2016. - № 3 (15). -Т. 4. - С. 107-113.
51. Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8 (212). С. 23
52. Харитонов И.К., Козлов В.Н. Проблемы обеспечения социальных прав граждан в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник КРУ МВД России. 2019. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-sotsialnyh-prav-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 30.04.2022).
53. Эбзеев Б.С. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000. – с. 78

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность темы заключается в выработке теоретических положений, направленных на совершенствование конституционно-правового регулирования социальных прав и практических рекомендаций, призванных облегчить роль судебной системы в защите таких прав.
Эффективная, действенная система регулирования сферы СП — это не просто совокупность юридических норм, а еще и стандарт, цель, к которой необходимо стремиться государству.
В части 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года закреплено, что СП должны быть обеспечены постепенно, планомерно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов» .
В юридической литературе можно встретить различные определения группы СП и свобод человека.
Ряд правоведов считает, что СП должны обеспечивать «достойную жизнь» человека и гражданина, а другая часть — избегают подобных словосочетаний, говоря лишь о «нормальной» жизни.
К примеру, В.А. Иваненко и В.С. Иваненко используют термин «достойная жизнь» и считают, что СП — «это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» .
Однако, «достойная жизнь» в контексте определения СП — дискуссионная тема среди правоведов, так как это категория, которая не поддается конкретизации и однозначной юридической оценке.
О.А. Снежко под СП понимает «зафиксированные в Основном Законе возможности претендовать на получение от государства материальных благ для удовлетворения жизненных потребностей, которые требуются для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития» .
Несмотря на то, должны ли давать СП возможность жить «достойно» или просто «существовать», концептуальные юридические нормы, которые регламентируют данную сферу можно разделить на международные и отечественные нормы.
На основании вышеизложенного тема является актуальной.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе социального обеспечения.
Предмет исследования – конституционное права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина.
Цель работы – анализ конституционного права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие прав человека и гражданина;
2. Рассмотреть систему прав человека и гражданина;
3. Определить место конституционных прав на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина;
4. Проанализировать законодательство Российское Федерации о защите конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение;
5. Выявить способы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение;
6. Сформулировать проблемы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в России в современный период и пути их решения.
Методы исследования: анализ, сравнение, дедукция.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина…………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие прав человека и гражданина……………………………….. 6
1.2 Система прав человека и гражданина………………………………… 16
1.3 Место конституционных прав на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина……………………………………... 30
Глава 2. Защита конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение…………………………………………………… 34
2.1. Законодательство Российское Федерации о защите конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение………………………………………………………………… 34
2.2 Способы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение…………………………………………………… 46
2.3 Проблемы защиты конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в России в современный период и пути их решения…………………………………………………………………….. 56
Заключение………………………………………………………………… 63
Список литературы………………………………………………………. 68

Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Право социального обеспечения строится на следующих системообразующих понятиях - это социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование. Большинство из вышеназванных понятий не имеет легального определения, что существенно тормозит развитие права социального обеспечения как науки, а также вносит некоторые неясности в правовое регулирование системы социального обеспечения.
По мнению многих ученых, данная проблема потеряла бы свою остроту с принятием единого кодифицированного акта в области права социального обеспечения, так как, во-первых, закрепились бы основные понятия данной отрасли права, во-вторых, была бы структурирована общая часть науки социального обеспечения. Также подчеркнем, что наличие несформированной общей части отрасли права является значительным затруднением и для развития особенной части.
Однако несмотря на то, что неоднократно ученые высказывались о необходимости кодификации норм права социального обеспечения, а также разрабатывались проекты в данной сфере (например, был разработан проект Пенсионного кодекса Российской Федерации), на практике данная проблема до сих пор не разрешена.
Далее рассмотрим определение вышеназванных понятий, их основные признаки и взаимоотношение.
Самое первое и самое широкое по смыслу понятие, с которым необходимо разобраться, - это социальная политика.
Под социальной политикой следует понимать целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения.
Социальная политика является составной частью государственной политики в целом. На сегодняшний день основные мероприятия в области социальной политики строятся на положениях, определенных в Указе Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В соответствии с данным указом определены следующие цели развития Российской Федерации на период до 2030 г.:
1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей:
- обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
- снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %;
2) возможности для самореализации и развития талантов:
- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создания эффективной системы высшего образования;
3) комфортная и безопасная среда для жизни:
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;
- улучшение качества городской среды в полтора раза;
- обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях;
4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:
- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
5) цифровая трансформация:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %.
В целях выполнения данного указа на Правительство Российской Федерации были возложены следующие обязанности:
1) разработать и скорректировать национальные проекты, направленные на достижение вышеуказанных целей и целевых показателей;
2) разработать план по достижению национальных целей развития Российской Федерации;
3) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период учитывать бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержатся основные направления предоставления социальной защиты населению, однако самого понятия «социальная защита» в ней не содержится. Иного нормативно-правового акта, содержащего данное понятие, так же нет, как нет и кодифицированного акта в данной отрасли права, что разрешило бы проблему с легальным определением данного понятия.
Более того, еще одной немаловажной проблемой является факт того, что нормы права социального обеспечения содержатся в огромном массиве нормативно-правовых актов разного уровня, в которых порой сам термин «социальная защита» имеет разную смысловую нагрузку, в связи с чем возникают проблемы в определении круга общественных отношений, относящихся к данному определению.
Для определения круга общественных отношений, регулируемых термином «социальная защита», обратимся к истокам данного понятия.
В соответствии с толковым словарем русского языка С. И. Ожегова под защитой понимают:
1) действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, от враждебных действия, от опасности;
2) предохранить, обезопасить от чего-нибудь.
Также понятие «социальная защита» будет зависеть от того, какой методологический подход был использован, и какая сфера общественной жизни будет подчеркнута в данном определении. Например, в переходный период (для экономики или общественно-политического строя) законодатель чаще использует социально-политический или экономический подходы, которые позволяют отразить проблемы общества в данное время. Рассмотрим данные подходы.
Подчеркивая экономический аспект, обычно делается упор на создание государственными органами системы решений, экономических, правовых и социальных гарантий для реализации гражданами своих социальных прав. Под социальными правами в данном аспекте, прежде всего, понимаются права граждан на труд, получение дохода за трудовую деятельность, обеспечение условий работы и отдыха, достойного уровня и качества жизни.
Согласно социально-политическому подходу, социальная защита населения представляет собой совокупность социально-экономических отношений, содержащую комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленных прав. В данном случае под социальными правами понимаются права трудоспособных граждан на создание государством условий для повышения благосостояния граждан за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Для нетрудоспособного и уязвимых слоев населения предполагается обеспечение государственной материальной поддержки, которая включает в себя пособия, стипендии и иные выплаты, предоставление различных налоговых льгот.
Следующий подход - юридический, также именуемый как правовой. В данном случае социальная защита представляет собой комплекс мер по поддержки социально уязвимых слоев населения, оказавшихся в трудном материальном положении по не зависящим от них обстоятельствам, а также меры по охране природный среды, проведение мероприятий по смягчению негативных последствий экономических реформ, путем установления социальных стандартов в области трудовых правоотношений и гарантии иных мер социальной защиты населения.
Также хотелось бы отметить точку зрения ученых, которые считают социальную защиту населения одним из базовых элементов социального государства.
Как отмечалось выше, на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует легальное понятие социальной защиты населения, в связи с чем предлагаем обратиться к доктринальным источникам.
Сразу же хотелось бы отметить, что в науке права социального обеспечения также не сложилось единого понятия термина «социальная защита», и каждый трактует его по-разному. Ниже приведем точки зрения наиболее авторитетных ученых данной отрасли.
Трактуя данное понятие, исследователи разделились на два лагеря:
1) те, кто придерживаются подхода толковать данное понятие в широком смысле;
2) приверженцы узкого подхода.

1. Венская декларация и Программа действий (Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25.06.1993 г.). - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/viendec93.shtml
2. Европейский кодекс социального обеспечения ETS № 048 (принят в Страсбурге 16 апреля 1964 г.) (Российская Федерация не участвует) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901801282
3. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (заключена в Женеве 22 июня 1962 года) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева, Международное бюро труда, 1991. С. 1321-1329.
4. Устав ООН (принят 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
5. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
8. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ //»Собрание законодательства РФ», 16.03.2020, N 11, ст. 1416.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2022 N 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Пешкова»//»Собрание законодательства РФ», 31.01.2022, N 5, ст. 861.
11. О занятости населения в Российской Федерации: постановление Конституционного Суда от 16 дек. 1997 г. № 20-П по делу о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5878.
12. По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. № 538 «О деятельности негосударственных организаций...»: постановление Конституционного Суда РФ от 6 апр. 2004 г. № 7-П // Рос. газ. 2004. 14 апр.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию»
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. -2019. - № 38.
15. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М.: РЮ-ИД, «Сашко», 2000. – с. 9
16. Александрова А. В. Основные категории права социального обеспечения // Язык. Право. Общество: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. С. 170-173.
17. Атабекова Н.Е. Социальные права человека в международно-правовом измерении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 916.
18. Белик В.Н. Европейский суд по правам человека: обзор материалов судебной практики в области реализации права на защиту осужденных // Вестник экономической безопасности. -2017. - № 3. - С. 12-15.
19. Бушуева А.В. Основные категории права социального обеспечения // Вестник ПензГУ. 2021. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-prava-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 30.04.2022).
20. Грачев Н.И., Тихонов А.А. Основы конституционного строя как общеправовые принципы // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 56
21. Григорьев И. В., Шайхатдинов Ш. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 428 с.
22. Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. - 2002. - № 6. - С. 47.
23. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М.: Наука, 1983. С. 41.
24. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // https:// ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/Doc4.pdf
25. Жадан В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. -Т. 9. - № 1 (30). - С. 365-372.
26. Жадан В.Н. О конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите // Юридическая наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konstitutsionnyh-pravah-i-svobodah-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossii-ih-realizatsii-i-zaschite (дата обращения: 29.04.2022).
27. Заболотских Е.М. Межрегиональный круглый стол «Уставный суд Кировской области: проблемы и перспективы создания» // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 1. 30 марта. С. 28-31.
28. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. С. 163-164.
29. Кененова И.П., Троицкая А.А., Шустров Д.Г. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях // М.: КРАСАНД, 2015. – с. 70
30. Кобзева С. И. К вопросу о кодификации законодательства о социальном обеспечении // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 11. С. 117-122.
31. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное S право России: учебник / 5-е изд., перераб.и у доп. - М., Проспект, 2015. – с. 190
32. Кокамбо Ю.Д. Соматические права человека как новое поколение прав личности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 68. - С. 3.
33. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристь, 2003. – с. 144
34. Конопляникова М.В. Конституционная концепция обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ: актуальность изучения и воплощения // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. - С. 151-155
35. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7: Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2011. – 260 с.
36. Лисина С.А. Учение о правах человека // Вестник науки. 2020. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-pravah-cheloveka (дата обращения: 29.04.2022).
37. Мельник Т.Е. Концепция развития законодательства о культуре // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М.: Эксмо. 2010. С. 382.
38. Моисеева Е.Ю. Концепция соматических прав человека в современном российском праве // Юридическая наука и практика. 2016. № 4. Т. 12 с. 15
39. Мораль в законе. Татьяна Москалькова: Все поправки в Конституцию касаются прав человека. - URL: https://rg.ru/2020/02/06/tatiana-moskalkova-vse-popravki-v-konstituciiu-kasaiutsia-prav-cheloveka. html
40. Морозов И.Д. Конституционное право на социальное обеспечение в Российской Федерации // Форум молодёжной науки. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-sotsialnoe-obespechenie-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2022).
41. Невинский В.В. Российское конституционное право и экономика: парадигмы нашего времени // Избранные труды /В.В. Невинский. -Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. – с. 72
42. Невинский В.В. К вопросу о расширении предмета конституционного (государственного) права как отрасли российского права// Избранные труды /В.В. Невинский. - Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. – с. 24
43. Невинский В.В., Гринчинко Н.Я. К вопросу о «двойных» стандартах финансово-правового регулирования реализации конституционных норм в социальной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 15 - 18.
44. Нерсесянц В.С. Юридическая антропология как наука и учебная дисцеплина // Н. Рулан. Юридическая антропология / пер. с франц.; отв. ред. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2000. С. 1
45. Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2019). - URL: https://legalacts. ru/sud/obzor-praktiki-mezhgosudarstvennykh-organov-po-zashchite-prav-i-osnovnykh-svobod-cheloveka-n-3-2019/
46. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. 480 с.
47. Скорик Н.В. Социальные права человека и гражданина как совокупность конституционных прав // Отечественная юриспруденция. 2018. № 7 (32). С. 45
48. Садовникова Г.Д. Конституционно-правовая основа экономической и социальной защищенности человека // Образование и право. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-osnova-ekonomicheskoy-i-sotsialnoy-zaschischennosti-cheloveka (дата обращения: 30.04.2022).
49. Тучкова Э. Г. Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и его место в общей системе социальной защиты населения // Проблемы общей части права социального обеспечения : монография. М. : Проспект, 2017. 416 с.
50. Феоктистов А.В. Реализация конституционных прав в России. Социальные права // Наука. Общество. Государство. - 2016. - № 3 (15). -Т. 4. - С. 107-113.
51. Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8 (212). С. 23
52. Харитонов И.К., Козлов В.Н. Проблемы обеспечения социальных прав граждан в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник КРУ МВД России. 2019. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-sotsialnyh-prav-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 30.04.2022).
53. Эбзеев Б.С. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000. – с. 78

Купить эту работу

Конституционное права на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина

2800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 декабря 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user5528252
4.2
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

Международный Суд ООН

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Выпускная квалификационная работа

диплом Пенсия за выслугу лет отдельным категориям граждан

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Выпускная квалификационная работа

ДИПЛОМ Международная защита прав и свобод человека

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

диплом Ипотечное кредитование

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Выпускная квалификационная работа

диплом Развитие ипотеки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Ballum об авторе user5528252 2020-05-30
Выпускная квалификационная работа

Автор, великолепный. Я, конечно, ожидал хорошую работу, но чтобы на столько). Если кто задумывается заказать у данного человека работу, то сразу скажу, лучше мне за 3 года на этом сайте, работу никто не делал.

Общая оценка 5
Отзыв koschka123 об авторе user5528252 2020-07-02
Выпускная квалификационная работа

очень советую. за два дня переделала плохую работу. в итоге все отлично

Общая оценка 5
Отзыв user2196615 об авторе user5528252 2020-07-01
Выпускная квалификационная работа

Спасибо Александре. Написала отличную работу в очень короткие сроки. Работа содержательная, оригинальность высокая, без всяких технических накруток(другие авторы частенько этим грешат). В общем, рекомендую👍🏻 P. S. Ещё раз огромное спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв user2471049 об авторе user5528252 2020-05-25
Выпускная квалификационная работа

В целом работа хорошая и достойная. Корректировки все выполнял, но вот со сроками тут были проблемы. В пером заказе была возможность поставить срок сдачи и поэтому все было сделано во время. А вот доработку автор выполнял по 3 дня. Это заставляло нервничать. Тут был комментарий, что если вы расположены временем (достаточно) то обязательно выбирайте этого автора, если будете как я, в последний момент все, то лучше не пытайтесь))

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

правовое регулирование договора поставки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
8000 ₽
Готовая работа

Геноцид и экоцид

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование конкурентных отношений по российскому законодательству

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Развитие института пенсионного обеспечения инвалидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
15000 ₽
Готовая работа

диплом Ответственность за нарушения земельного законодательства. диплом Ответственность за земельные правонарушения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Государственное управление в сфере культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5600 ₽
Готовая работа

Управленческая деятельность в органах внутренних дел

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Процессуальная самостоятельность следователя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование обязательств, возникающих при причинении вреда действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

общие правила доказывания в гражданском процессе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Судебная власть в системе разделения властей РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽