Автор, великолепный. Я, конечно, ожидал хорошую работу, но чтобы на столько). Если кто задумывается заказать у данного человека работу, то сразу скажу, лучше мне за 3 года на этом сайте, работу никто не делал.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Понятие «волонтерство» пришло к нам вместе со словами «гражданское общество», «общественные организации», «демократия» и др. Волонтерство – это фундамент гражданского общества. Без участия волонтеров сегодня невозможно представить себе здорового и эффективного существования общественных институтов. Услуги волонтеров с годами становятся все большим ресурсом развития социальной сферы. Во многих странах Европы, Азии и Америки волонтерство является привычным явлением. Однако, несмотря на то, что главный документ о волонтёрской деятельности был создан давно (Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ), в России волонтерство стало по-настоящему действенным и массовым в течение последних 15 лет. Актуальность нашей темы обусловлена огромным количеством негативных факторов, которые оказывают влияние на экономику нашей страны: природные катаклизмы, пандемия COVID-19, военные конфликты, ряд гуманитарных проблем, и многое другое. Таким образом, в современных условиях помощь волонтеров как для страны в целом, так и для каждого гражданина неоценима.
Волонтерами становятся по собственной воле, мотивируясь различными факторами, однако одно остается неизменным – прививать любовь к волонтерской деятельности и желание ей заниматься необходимо с малых лет, поэтому политика Российского образования в последние годы направлена на массовое привлечение молодежи к волонтерскому движению. Так, в законе РФ «Об образовании» 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркиваются важность «гуманистического характера образования, признания общечеловеческих ценностей, значимость свободного развития личности» [3].
В период коронавируса отношение к волонтерству во всем мире изменилось. Во-первых, самих добровольцев стало больше– после начала пандемии во многих странах Европы был зафиксирован двукратный рост количества новых волонтеров. В России число добровольцев тоже выросло. Во-вторых, изменилось отношение общества к волонтерам — в 2020 году вместе с соцработниками они вошли в топ-10 героев года, согласно опросу, ВЦИОМ [46]. Согласно данным исследований, 27% россиян изменили свое отношение к волонтерам в лучшую сторону за последние пару лет. Согласно Росстату, во втором квартале 2020 года в России насчитывалось на 266 тыс. волонтеров больше, чем за аналогичный период 2019 года [42].
Теоретическим изучением явления «волонтерство» занимались такие отечественные исследователи как: И.И. Фришман, Р.М. Куличенко, А.В. Хухлин, В.Г. Бочарова, В.А. Кудинов, Н.Ю. Слабжанин, Е.И. Холстова, С.Б. Синецкий, Л.К. Иванова, О.В. Решетников и др. Среди зарубежных исследователей стоит отметить таких ученых как: С. Кенни, Т. Ливальд, Р. Корнюэлль, К. Бидерман, Д. Бейкер и др. Анализ научной литературы показал, что волонтёрское движения рассматривается в различных аспектах: с точки зрения религии, экономики, педагогики, психологии, социологии, философии и др. Исследованием волонтерства с точки зрения педагогики занимались такие авторы как: С.В. Тетерский, Н.И. Никитина, М.В. Шакурова, И.И. Фришман, Л.Е. Никитина и др. В педагогическом аспекте волонтерство, во-первых, играет роль формирования чувства эмпатии и толерантности, ценностных ориентаций, выбора жизненных стратегий, а, во-вторых, исследовали утверждают, что для вовлечения обучающихся к волонтерской деятельности должны быть учтены специальные педагогические условия. Отметим, то на сегодняшний день очень мало научной литературы о внедрении волонтерской деятельности в образовательные учреждения, поэтому в данном исследовании мы будем рассматривать волонтерство в педагогическом аспекте.
Исходя из вышесказанного было выявлено следующее противоречие между необходимостью изучения педагогических условий развития волонтерства студентов, занимающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования, с одной стороны, и недостаточной теоретической базы для применения в практической деятельности, с другой стороны.
Выделенные недостатки и противоречия, а также необходимость их разрешения определили проблему исследования: использование каких средств и способов позволит создавать необходимые педагогические условия развития волонтерства студентов, занимающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования? Ввиду актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития волонтёрства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования (на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»)».
Цель работы заключается в теоретическом исследовании педагогических условий развития волонтерства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования.
Объект исследования: развитие волонтерства среди студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия для развития волонтерства у студентов многопрофильного колледжа.
Гипотезы исследования.
педагогические условия для развития волонтерства у студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования, будет эффективной, если:
- педагог сам будет подавать пример студентам, участвуя в волонтерской деятельности, развивая эмпатические способности у студентов;
- формировать чувства толерантности у студентов;
- разработать программу развития волонтерской деятельности, как эффективное средство повышения уровня эмпатии и толерантности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. на основе анализа научной литературы раскрыть понятие волонтёрства, сущность, функции, специфику добровольчества, определить мотивационные основы;
2. рассмотреть особенности педагогических условий развития волонтерства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования;
3. экспериментально исследовать уровни эмпатических способностей и развития толерантности как показатели психологической готовности студентов к волонтерству на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», провести анализ результатов;
4 разработать программу по развитию волонтерской деятельности и провести ее апробацию;
5. разработать педагогические рекомендации для развития волонтерства студентов.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы:
– теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование (методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), анкетирование (анкета для студентов и преподавателей на выявление мотивов и активности участия в волонтерской деятельности).
– методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Методологическая основа исследования представлена нормативными документами, регламентирующих волонтерство в России, а также современными отечественными и зарубежными статьями об исследовании волонтерства.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» ЯНАО г. Муравленко. В эксперименте приняли участие 60 студентов многопрофильного колледжа посещающие занятия ЦДТ (экспериментальная группа – 30 человек, контрольная группа – 30 человек) и 6 преподавателей.
Этапы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в естественных условиях в четыре этапа:
1. Поисково-теоретический этап – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация исследования, выбор подходящих методов исследования;
2. Констатирующий этап – анализ выборки исследования, проведение диагностики, с целью изучения эмпатических способностей и уровня толерантности у студентов на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», анализ результатов исследования,
3. Формирующий этап – разработка программы по развитию волонтерской деятельности у студентов Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», ее апробация на экспериментальной группе;
4. Контрольный этап – повторная диагностика с целью подтверждения эффективности разработанной программы, разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию волонтерской деятельности у студентов МАУДО «Центр детского творчества».
Научная новизна исследования состоит в том, что автором работы разработаны программа развития волонтерства, а также психолого-педагогические рекомендации для учебного учреждения по развитию волонтерской деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений о специфике педагогических условий для развития волонтерства у студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что педагогические рекомендации для развития волонтерства студентов, могут быть использованы администрацией учреждения, психологами, педагогами.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (5 с.), 3 глав (глава 1 – 11с., глава 2 – 29 с., глава 3 – 40 с.), заключения, списка литературы (50 источника), 3 приложения. Текст работы содержит 7 рисунков, 2 таблицы. Общий объем работы - 84 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Понятие волонтерства: сущность, функции, специфика добровольчества 11
1.2 Мотивационные основы добровольческой деятельности 17
1.3 Особенности педагогических условий развития волонтерства студентов в образовании 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Организация эксперимента 29
2.2. Описание методов исследования 30
2.3. Анализ результатов исследования констатирующего этапа эксперимента 32
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 38
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 40
3.1 Программа по развитию волонтерской деятельности у студентов 40
3.2. Анализ результатов исследования контрольного этапа эксперимента 44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 18.12.2022)
2. Федеральный закон РФ от 07.10.2022 № 394-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». ‒ URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070027 (дата обращения: 18.12.2022)
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2022)
4. Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135-ФЗ от 7 июля 1995 г. ‒ URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 18.12.2022)
5. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». ‒ URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 18.12.2022)
6. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. ‒ URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/987eb518817b5144b3b17b0d410ae840/doklad_o_razvitii_2019.pdf (дата обращения: 18.12.2022)
7. Письмо Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01 и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» ‒ URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-29112016-n-36550-ofd01i-o-metodicheskikh/ (дата обращения: 18.12.2022)
8. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. ‒ 2018. ‒ 192 c.
9. Арсеньева, Т.Н. Инновационный менеджмент молодежных волонтерских программ / Т.Н. Арсеньева, Н.В. Виноградова. // Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным наукам. ‒ 2016. ‒73с.
10. Богданова Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Богданова // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2013. ‒ №1. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-volonterskoy-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 18.12.2022)
11. Богинская, Ю.В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы / Ю.В. Богинская, Т.А. Байрак. // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). ‒ Челябинск: Два комсомольца, 2015. ‒ С. 118-120. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/ (дата обращения: 25.12.2022).
12. Веретенникова, Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 116 с
13. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2017. ‒ 74 с.
14. Горлова, Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России / Н. И. Горлова. // Вестник КГУ. – 2017. – № 3. – C. 77–80.
15. Дьячек, Т.П. Добровольство: теория и практика: учебно‒методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова, А.О. Полякова. ‒ Тамбов: Изд‒во ИП Чеснокова А.В., 2018. ‒ 93 с.
16. Исмайлова С.А. Сущность, функции и характерные черты волонтерского движения / С.А. Измайлова // Евразийский Союз Ученых. ‒ 2018. ‒ №5-4 (50). ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-funktsii-i-harakternye-cherty-volonterskogo-dvizheniya (дата обращения: 25.12.2022).
17. Ершова, Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н.Н. Ершова. / Беспризорник. – 2017. ‒209с.
18. Килина, А. Г. Путеводитель по миру волонтерства / А. Г. Килина, К. А. Кондаранцева. – Москва : ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. – 112 с.
19. Козырева Ф.Т. Сущность добровольческой деятельности / Ф.Т. Козырева // StudNet. ‒ 2020. ‒ №9. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.12.2022).
20. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности / У.П. Косова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. –2012. – №2 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.12.2022).
21. Купцова, А. Участие детей и молодежи в процессах принятия решений / А. Купцова, Е. Сакович, Т Кондрашевская, Л. Логтинова, С. Мирук ‒ К. Белгород: БелРИПКППС, 2012. ‒ 112 с.
22. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Москва: Московский Университет. ‒ 2016 г. 116с.
23. Кузьменко, И.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / И.В. Кузьменко. / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2015. ‒ № 8. С. 56‒57.
24. Логвинов, И.Н., Молодежное волонтерство: психология добровольца / И. Н. Логвинов, М. И. Логвинова, Т. И. Логвинова. // Концепт: научнометодический электронный журнал. – 2015. – Т. 13. – С. 3506–3510.
25. Лопа Н.А. Педагогические условия развития добровольческой и волонтерской деятельности: на примере игры «Поединок добрых дел» // Педагогический журнал. ‒ 2018. ‒ Т. 8. ‒ № 3А. ‒ С. 127-131.
26. Маркеева, М.В. Психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности в работе со студентами вуза / М. В. Маркеева, А.Н. Канашкин. // Молодой ученый. ‒ 2014. ‒ № 21.1 (80.1). ‒ С. 112-117. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/80/13797/ (дата обращения: 24.12.2022).
27. Методы мотивирования и работы с волонтерами: Материалы к лекции для координаторов по работе с добровольцами. ‒ СПб., 2009. – 14 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова ‒ 4‒е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», ‒ 2003. С 94.
29. Певная, М.В. Методология исследования перспективных практик, проблем и возможностей управления российским волонтерством / М. В. Певная, Г. Е. Зборовский. // Известия Уральского федерального университета. – 2016. – № 4(154). – С. 212–220.
30. Потапова, Н.А. Групповые и личностные факторы социально‒психологического климата волонтерских объединений: Сб. науч. тр. / Н. А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 2. 2007. Москва: Изд‒во МГОУ.
31. Сушко Н.Г. Особенности мотивации волонтерской деятельности / Н. Г. Сушко, Е. Д. Серга // Ученые заметки ТОГУ. –2017 – №8 (1) – С. 363 – 368
32. Сущность и анализ теории мотивации / Д. Б. Баршева, К. А. Пюрвеева, А. С. Болдырева [и др.] // Наука и инновации — современные концепции : Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 25 января 2019 года / Ответственный редактор Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Инфинити, 2019. – С. 45-50.
33. Стегний В.Н. Мотивация волонтерской деятельности / В.Н. Стегний, М.В. Никонов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. ‒ 2018. ‒ №1. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 25.12.2022).
34. Ульянова Е.В. Социально-культурные векторы развития волонтёрской деятельности в современном российском обществе / Е.В. Ульянова // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-vektory-razvitiya-volontyorskoy-deyatelnosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 25.12.2022).
35. Харланова, Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого‒педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2019.
36. Циткилов, П.Я. Информационно ‒ методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов. / Социальная работа. ‒ 2017. ‒58с.
37. Чагин, А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А. Е. Чагин, М. В. Куимова / Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ № 10 (90). ‒ С. 1327‒1329. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 25.12.2022).
38. Щелина, Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина. / Вестник. ‒ 2016. ‒23с.
39. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: Опыт постановки проблемы в современном образовании / Е.Г. Юдина / Психологическая наука и образование. 2018. ‒26с.
40. Ясюкевич Е.В. Условия формирования профессиональной компетентности посредством волонтерской деятельности / Е.В. Ясюкевич // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008436 (дата обращения: 18.12.2022 )
41. Волонтерство: от теории к практике – URL: https://studfile.net/preview/4388491/ (дата обращения: 18.12.2022 )
42. Выгорание и героизм: как устроено волонтерство в России
– URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/61e922c59a79477514c2b9ca. (дата обращения: 18.12.2022 )
43. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования школьников – URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/12/12/volon tyorskoe-dvizhenie-kak-innovatsionnaya-praktika (дата обращения:18.12.2022)
44. Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях Методические рекомендации – URL: https://infourok.ru/volonterstvo-i-blagotvoritelnost-v-sfere-obrazovaniya-i-ih-rol-v-modernizacii-sistemy-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah-metod-4190956.html (дата обращения: 25.12.2022).
45. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В, Бойко – URL: https://psytests.org.ru/boyko/empathy.html (дата обращения: 18.12.2022 )
46. ВЦИОМ. Волонтеры помогают пострадавшим от пандемии – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-pomogayut-postradavshim-ot-pandemii (дата обращения: 18.12.2022 )
47. Формирование и развитие эмпатии у подростков – URL: https://www.b17.ru/article/333960/ (дата обращения: 18.12.2022 )
48. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) – URL: https://studfile.net/preview/5535673/ (дата обращения: 25.12.2022).
49. K. Viertel Ehrenamt im Alter als eine Ressource für Nonprofit Organisationen – Eine Betrachtung aus der Mikround Makroperspektive /University of applied sciences, 93p.
50. C. Arriagada, Motive für freiwilliges Engagement, Beendigungsgründe, Hinderungsgründe und Engagementbereitschaft / Karnick, Nora /2022, 25 p.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Понятие «волонтерство» пришло к нам вместе со словами «гражданское общество», «общественные организации», «демократия» и др. Волонтерство – это фундамент гражданского общества. Без участия волонтеров сегодня невозможно представить себе здорового и эффективного существования общественных институтов. Услуги волонтеров с годами становятся все большим ресурсом развития социальной сферы. Во многих странах Европы, Азии и Америки волонтерство является привычным явлением. Однако, несмотря на то, что главный документ о волонтёрской деятельности был создан давно (Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ), в России волонтерство стало по-настоящему действенным и массовым в течение последних 15 лет. Актуальность нашей темы обусловлена огромным количеством негативных факторов, которые оказывают влияние на экономику нашей страны: природные катаклизмы, пандемия COVID-19, военные конфликты, ряд гуманитарных проблем, и многое другое. Таким образом, в современных условиях помощь волонтеров как для страны в целом, так и для каждого гражданина неоценима.
Волонтерами становятся по собственной воле, мотивируясь различными факторами, однако одно остается неизменным – прививать любовь к волонтерской деятельности и желание ей заниматься необходимо с малых лет, поэтому политика Российского образования в последние годы направлена на массовое привлечение молодежи к волонтерскому движению. Так, в законе РФ «Об образовании» 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркиваются важность «гуманистического характера образования, признания общечеловеческих ценностей, значимость свободного развития личности» [3].
В период коронавируса отношение к волонтерству во всем мире изменилось. Во-первых, самих добровольцев стало больше– после начала пандемии во многих странах Европы был зафиксирован двукратный рост количества новых волонтеров. В России число добровольцев тоже выросло. Во-вторых, изменилось отношение общества к волонтерам — в 2020 году вместе с соцработниками они вошли в топ-10 героев года, согласно опросу, ВЦИОМ [46]. Согласно данным исследований, 27% россиян изменили свое отношение к волонтерам в лучшую сторону за последние пару лет. Согласно Росстату, во втором квартале 2020 года в России насчитывалось на 266 тыс. волонтеров больше, чем за аналогичный период 2019 года [42].
Теоретическим изучением явления «волонтерство» занимались такие отечественные исследователи как: И.И. Фришман, Р.М. Куличенко, А.В. Хухлин, В.Г. Бочарова, В.А. Кудинов, Н.Ю. Слабжанин, Е.И. Холстова, С.Б. Синецкий, Л.К. Иванова, О.В. Решетников и др. Среди зарубежных исследователей стоит отметить таких ученых как: С. Кенни, Т. Ливальд, Р. Корнюэлль, К. Бидерман, Д. Бейкер и др. Анализ научной литературы показал, что волонтёрское движения рассматривается в различных аспектах: с точки зрения религии, экономики, педагогики, психологии, социологии, философии и др. Исследованием волонтерства с точки зрения педагогики занимались такие авторы как: С.В. Тетерский, Н.И. Никитина, М.В. Шакурова, И.И. Фришман, Л.Е. Никитина и др. В педагогическом аспекте волонтерство, во-первых, играет роль формирования чувства эмпатии и толерантности, ценностных ориентаций, выбора жизненных стратегий, а, во-вторых, исследовали утверждают, что для вовлечения обучающихся к волонтерской деятельности должны быть учтены специальные педагогические условия. Отметим, то на сегодняшний день очень мало научной литературы о внедрении волонтерской деятельности в образовательные учреждения, поэтому в данном исследовании мы будем рассматривать волонтерство в педагогическом аспекте.
Исходя из вышесказанного было выявлено следующее противоречие между необходимостью изучения педагогических условий развития волонтерства студентов, занимающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования, с одной стороны, и недостаточной теоретической базы для применения в практической деятельности, с другой стороны.
Выделенные недостатки и противоречия, а также необходимость их разрешения определили проблему исследования: использование каких средств и способов позволит создавать необходимые педагогические условия развития волонтерства студентов, занимающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования? Ввиду актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития волонтёрства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования (на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»)».
Цель работы заключается в теоретическом исследовании педагогических условий развития волонтерства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования.
Объект исследования: развитие волонтерства среди студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия для развития волонтерства у студентов многопрофильного колледжа.
Гипотезы исследования.
педагогические условия для развития волонтерства у студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования, будет эффективной, если:
- педагог сам будет подавать пример студентам, участвуя в волонтерской деятельности, развивая эмпатические способности у студентов;
- формировать чувства толерантности у студентов;
- разработать программу развития волонтерской деятельности, как эффективное средство повышения уровня эмпатии и толерантности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. на основе анализа научной литературы раскрыть понятие волонтёрства, сущность, функции, специфику добровольчества, определить мотивационные основы;
2. рассмотреть особенности педагогических условий развития волонтерства студентов в образовательных программах основного и дополнительного образования;
3. экспериментально исследовать уровни эмпатических способностей и развития толерантности как показатели психологической готовности студентов к волонтерству на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», провести анализ результатов;
4 разработать программу по развитию волонтерской деятельности и провести ее апробацию;
5. разработать педагогические рекомендации для развития волонтерства студентов.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы:
– теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование (методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), анкетирование (анкета для студентов и преподавателей на выявление мотивов и активности участия в волонтерской деятельности).
– методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Методологическая основа исследования представлена нормативными документами, регламентирующих волонтерство в России, а также современными отечественными и зарубежными статьями об исследовании волонтерства.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» ЯНАО г. Муравленко. В эксперименте приняли участие 60 студентов многопрофильного колледжа посещающие занятия ЦДТ (экспериментальная группа – 30 человек, контрольная группа – 30 человек) и 6 преподавателей.
Этапы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в естественных условиях в четыре этапа:
1. Поисково-теоретический этап – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация исследования, выбор подходящих методов исследования;
2. Констатирующий этап – анализ выборки исследования, проведение диагностики, с целью изучения эмпатических способностей и уровня толерантности у студентов на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», анализ результатов исследования,
3. Формирующий этап – разработка программы по развитию волонтерской деятельности у студентов Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества», ее апробация на экспериментальной группе;
4. Контрольный этап – повторная диагностика с целью подтверждения эффективности разработанной программы, разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию волонтерской деятельности у студентов МАУДО «Центр детского творчества».
Научная новизна исследования состоит в том, что автором работы разработаны программа развития волонтерства, а также психолого-педагогические рекомендации для учебного учреждения по развитию волонтерской деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений о специфике педагогических условий для развития волонтерства у студентов, обучающихся по образовательным программам основного и дополнительного образования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что педагогические рекомендации для развития волонтерства студентов, могут быть использованы администрацией учреждения, психологами, педагогами.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (5 с.), 3 глав (глава 1 – 11с., глава 2 – 29 с., глава 3 – 40 с.), заключения, списка литературы (50 источника), 3 приложения. Текст работы содержит 7 рисунков, 2 таблицы. Общий объем работы - 84 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Понятие волонтерства: сущность, функции, специфика добровольчества 11
1.2 Мотивационные основы добровольческой деятельности 17
1.3 Особенности педагогических условий развития волонтерства студентов в образовании 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Организация эксперимента 29
2.2. Описание методов исследования 30
2.3. Анализ результатов исследования констатирующего этапа эксперимента 32
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 38
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 40
3.1 Программа по развитию волонтерской деятельности у студентов 40
3.2. Анализ результатов исследования контрольного этапа эксперимента 44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 18.12.2022)
2. Федеральный закон РФ от 07.10.2022 № 394-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». ‒ URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070027 (дата обращения: 18.12.2022)
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. ‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2022)
4. Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135-ФЗ от 7 июля 1995 г. ‒ URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 18.12.2022)
5. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». ‒ URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 18.12.2022)
6. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. ‒ URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/987eb518817b5144b3b17b0d410ae840/doklad_o_razvitii_2019.pdf (дата обращения: 18.12.2022)
7. Письмо Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01 и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» ‒ URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-29112016-n-36550-ofd01i-o-metodicheskikh/ (дата обращения: 18.12.2022)
8. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. ‒ 2018. ‒ 192 c.
9. Арсеньева, Т.Н. Инновационный менеджмент молодежных волонтерских программ / Т.Н. Арсеньева, Н.В. Виноградова. // Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным наукам. ‒ 2016. ‒73с.
10. Богданова Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Богданова // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2013. ‒ №1. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-volonterskoy-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 18.12.2022)
11. Богинская, Ю.В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы / Ю.В. Богинская, Т.А. Байрак. // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). ‒ Челябинск: Два комсомольца, 2015. ‒ С. 118-120. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/ (дата обращения: 25.12.2022).
12. Веретенникова, Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 116 с
13. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2017. ‒ 74 с.
14. Горлова, Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России / Н. И. Горлова. // Вестник КГУ. – 2017. – № 3. – C. 77–80.
15. Дьячек, Т.П. Добровольство: теория и практика: учебно‒методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова, А.О. Полякова. ‒ Тамбов: Изд‒во ИП Чеснокова А.В., 2018. ‒ 93 с.
16. Исмайлова С.А. Сущность, функции и характерные черты волонтерского движения / С.А. Измайлова // Евразийский Союз Ученых. ‒ 2018. ‒ №5-4 (50). ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-funktsii-i-harakternye-cherty-volonterskogo-dvizheniya (дата обращения: 25.12.2022).
17. Ершова, Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н.Н. Ершова. / Беспризорник. – 2017. ‒209с.
18. Килина, А. Г. Путеводитель по миру волонтерства / А. Г. Килина, К. А. Кондаранцева. – Москва : ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. – 112 с.
19. Козырева Ф.Т. Сущность добровольческой деятельности / Ф.Т. Козырева // StudNet. ‒ 2020. ‒ №9. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.12.2022).
20. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности / У.П. Косова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. –2012. – №2 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.12.2022).
21. Купцова, А. Участие детей и молодежи в процессах принятия решений / А. Купцова, Е. Сакович, Т Кондрашевская, Л. Логтинова, С. Мирук ‒ К. Белгород: БелРИПКППС, 2012. ‒ 112 с.
22. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Москва: Московский Университет. ‒ 2016 г. 116с.
23. Кузьменко, И.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / И.В. Кузьменко. / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2015. ‒ № 8. С. 56‒57.
24. Логвинов, И.Н., Молодежное волонтерство: психология добровольца / И. Н. Логвинов, М. И. Логвинова, Т. И. Логвинова. // Концепт: научнометодический электронный журнал. – 2015. – Т. 13. – С. 3506–3510.
25. Лопа Н.А. Педагогические условия развития добровольческой и волонтерской деятельности: на примере игры «Поединок добрых дел» // Педагогический журнал. ‒ 2018. ‒ Т. 8. ‒ № 3А. ‒ С. 127-131.
26. Маркеева, М.В. Психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности в работе со студентами вуза / М. В. Маркеева, А.Н. Канашкин. // Молодой ученый. ‒ 2014. ‒ № 21.1 (80.1). ‒ С. 112-117. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/80/13797/ (дата обращения: 24.12.2022).
27. Методы мотивирования и работы с волонтерами: Материалы к лекции для координаторов по работе с добровольцами. ‒ СПб., 2009. – 14 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова ‒ 4‒е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», ‒ 2003. С 94.
29. Певная, М.В. Методология исследования перспективных практик, проблем и возможностей управления российским волонтерством / М. В. Певная, Г. Е. Зборовский. // Известия Уральского федерального университета. – 2016. – № 4(154). – С. 212–220.
30. Потапова, Н.А. Групповые и личностные факторы социально‒психологического климата волонтерских объединений: Сб. науч. тр. / Н. А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 2. 2007. Москва: Изд‒во МГОУ.
31. Сушко Н.Г. Особенности мотивации волонтерской деятельности / Н. Г. Сушко, Е. Д. Серга // Ученые заметки ТОГУ. –2017 – №8 (1) – С. 363 – 368
32. Сущность и анализ теории мотивации / Д. Б. Баршева, К. А. Пюрвеева, А. С. Болдырева [и др.] // Наука и инновации — современные концепции : Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 25 января 2019 года / Ответственный редактор Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Инфинити, 2019. – С. 45-50.
33. Стегний В.Н. Мотивация волонтерской деятельности / В.Н. Стегний, М.В. Никонов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. ‒ 2018. ‒ №1. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 25.12.2022).
34. Ульянова Е.В. Социально-культурные векторы развития волонтёрской деятельности в современном российском обществе / Е.В. Ульянова // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-vektory-razvitiya-volontyorskoy-deyatelnosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 25.12.2022).
35. Харланова, Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого‒педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2019.
36. Циткилов, П.Я. Информационно ‒ методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов. / Социальная работа. ‒ 2017. ‒58с.
37. Чагин, А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А. Е. Чагин, М. В. Куимова / Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ № 10 (90). ‒ С. 1327‒1329. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 25.12.2022).
38. Щелина, Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина. / Вестник. ‒ 2016. ‒23с.
39. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: Опыт постановки проблемы в современном образовании / Е.Г. Юдина / Психологическая наука и образование. 2018. ‒26с.
40. Ясюкевич Е.В. Условия формирования профессиональной компетентности посредством волонтерской деятельности / Е.В. Ясюкевич // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008436 (дата обращения: 18.12.2022 )
41. Волонтерство: от теории к практике – URL: https://studfile.net/preview/4388491/ (дата обращения: 18.12.2022 )
42. Выгорание и героизм: как устроено волонтерство в России
– URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/61e922c59a79477514c2b9ca. (дата обращения: 18.12.2022 )
43. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования школьников – URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/12/12/volon tyorskoe-dvizhenie-kak-innovatsionnaya-praktika (дата обращения:18.12.2022)
44. Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях Методические рекомендации – URL: https://infourok.ru/volonterstvo-i-blagotvoritelnost-v-sfere-obrazovaniya-i-ih-rol-v-modernizacii-sistemy-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah-metod-4190956.html (дата обращения: 25.12.2022).
45. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В, Бойко – URL: https://psytests.org.ru/boyko/empathy.html (дата обращения: 18.12.2022 )
46. ВЦИОМ. Волонтеры помогают пострадавшим от пандемии – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-pomogayut-postradavshim-ot-pandemii (дата обращения: 18.12.2022 )
47. Формирование и развитие эмпатии у подростков – URL: https://www.b17.ru/article/333960/ (дата обращения: 18.12.2022 )
48. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) – URL: https://studfile.net/preview/5535673/ (дата обращения: 25.12.2022).
49. K. Viertel Ehrenamt im Alter als eine Ressource für Nonprofit Organisationen – Eine Betrachtung aus der Mikround Makroperspektive /University of applied sciences, 93p.
50. C. Arriagada, Motive für freiwilliges Engagement, Beendigungsgründe, Hinderungsgründe und Engagementbereitschaft / Karnick, Nora /2022, 25 p.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5579 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую