Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Период 1920-1960-х гг. является эпохой зарождения и развития джазовой музыкальной культуры в Советском союзе, ознаменованной подведением итогов кардинальных изменений во всех сферах жизни общества и началом нового эпохи в жизни русского государства. Послевоенный период и эпоха НЭПа являются временем плюрализма мнений, свободы самовыражения. Демократизация общественной и культурной жизни в 1920-1930-х годах, а также в послевоенные годы позволила представителем музыкальной среды шире изучить музыкальное искусство зарубежья и интегрировать в молодое социалистическое государство новые музыкальные стили и жанры, соответствующие духу эпохи.
Появлялось эстрадно-песенное искусство и массовая культура общества. Относительная либерализация культурной и общественной жизни предоставила возможность музыкантам узнать больше о музыкальной культуре зарубежья и привнести в пространство нового советского государства уникально новые стили и жанры.
Период великой отечественной войны, послевоенного времени и десятилетие «шестидесятников» охарактеризовался частой сменой народного мышления, что не могло не повлиять на развитие искусства. Безусловно, музыкальное искусство является отражением народного сознания и неотъемлемой частью общественной жизни, влияющей на многие сферы и существующие культурные традиции.
1940-е гг. отличались сильным влиянием политики на искусство. Сложившийся специфическая политическая идеология и социальный строй в государстве дали толчок к развитию новых направлений и тенденций в музыке. Появившиеся в военные годы жанры музыкального искусства стали основой для развития музыкальных направлений последующих лет. Произведения, созданные в данный период, имеют также большую историческую ценность, так как в их символизме отражены быт людей и специфика событий той эпохи.
Период 1950-1960-х годов стали пиком развития джазовой советской музыки. Зародилось множество новых направлений, увеличилось количество различных джазовых коллективов, а появление относительной свободы самовыражения привело к появлению джазовых фестивалей.
Музыка вбирает в себя традиции других стран и народов, тем самым обогащая себя новыми стилями и жанрами. Джазовая музыка – это уникальное культурное явление, которое, развившись менее чем за столетие, стремительно распространилось по культурному пространству Европы и России и завоевывало сердца миллионов людей, неравнодушных в музыке.
Актуальность исследования специфики интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов обусловлена тем, что музыка является неотъемлемой частью нашего культурного кода. Как и все сферы общественной жизни, музыка всегда нуждается в динамике. Именно поэтому культурный обмен между разными государствами необходим и является залогом успешного развития культуры и иных сфер. Попытки преодоление международной изоляции в начале 20-х годов XX столетия послужили большим шагом не только к преодолению экономических и социальных трудностей, но и к повышению внимания к культуре и искусству в государстве. Вследствие этого появляется интерес к изучению взаимодействия советской музыкальной культуры с западными тенденциями и условиями, которые предопределили развитие советского джаза. Период 1920-1960-х годов выбран для исследования в связи с тем, что именно в эту эпоху происходили необратимые изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в искусстве, что стало причиной формирования уникального пласта музыкальной культуры.
Степень изученности проблемы – данная проблематика конкретно специфики интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов малоизучена, однако отдельные аспекты данной темы в той или иной степени имеют свое отражение в работах русских и зарубежных исследователей музыковедов.
Например, в труде А.В. Медведева и О.Р. Медведевой «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» говорится о эстрадно-джазовой музыке в СССР, о событиях в советском государстве, повлиявших на появление джаза в нашем музыкальном пространстве, а также о великих американских и советских джазменах, внесших свой вклад в развитие жанра. Большой вклад в исследование советского джаза внес джазовый критик А. Баташев. В его труде рассмотрены: феномен импровизации в джазе, специфика джазового исполнительства, а также определения джазовых терминов. Американский музыковед Джеймс Линкольн Коллиер в своей работе «Становление джаза» освящает самые важные этапы становления джазовой музыки, описывает творчество многих талантливейших джазовых музыкантов. Джазовый исполнитель М. Кулль в своих трудах анализирует специфику проведения московских джазовых фестивалей и их критику.
Научная новизна исследования состоит в научном рассмотрении влияния американских джазовых тенденций, а также социального контекста на зарождение и последующего существования джаза в советском пространстве. В работе впервые рассмотрены условия становления советской джазовой музыкальной культуры на основе анализа критических трудов, деятельности джазовых коллективов и опыта музыкантов современников. Раскрыты особенности становления феномена «советский джаз». Особое внимание в данной работе обращено на развитие джазовой культуры в Москве, где развивалась эстрадно-джазовая музыка, дошедшая до наших дней.
Теоретической основой исследования стали труды историков и исследователей джаза, а также джазовых музыкантов и критиков: Ю. Верминич («Джаз. История. Стили. Мастера»), А. Баташев («Советский джаз» и «Джазовые опыты»), А.В. Медведев и О.Р Медведева («Советский джаз. Проблемы. События. Мастера»), Ю. Г. Кинус («Джаз: истоки и развитие»), Д. Л. Коллиер («Становление джаза»), В. Конен («Рождение джаза»), М. Кулль («Ступени восхождения»), У. Сарджент («Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика»). Основополагающей работой для исследования стал труд А. Баташева «Советский джаз». Джазовый историк и критик расскрывает историю джазовой культуры, исследует гармонический язык джазовых направлений и кризисные явления военного и послевоенного времени, анализирует произведения советских джазовых композиторов. Также в его труде исследованы влияния уже бытовавших музыкальных традиций на только появившийся в советском пространстве джаз. Также одной из основных работ для исследования стал труд А.В. Медведева и О.Р Медведевой «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», где также прослеживается история советского джаза, рассматривается его эстетика, а также отличие американской и европейской джазовой культуры и их влияние на советский джаз. Также в данном труде анализируется отношение слушателей к джазу и феномен массовости джазовой музыкальной культуры.
Методологическая основа исследования: в данной работе использован историко-генетический метод, который позволил раскрыть характерные черты джаза и проследить этапы его развития в советском пространстве с помощью анализа истории музыкальных направлений и событий, происходивших в изучаемый период. Также в работе наблюдается использование ретроспективного метода, с помощью которого прослеживалась причинно-следственная связь появления тех или иных джазовых музыкальных направлений в советской культуре. Проблемно-логический метод позволил разделить проблематику работы на ряд более узких проблем, вследствие чего удалось более подробно рассмотреть изучаемую тему в контексте гуманитарного знания. Одним из основных методов исследования стал метод сравнительного анализа, благодаря которому раскрыта специфика интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР в указанный период.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нам удалось раскрыть особенности становление джазовой музыки в советском пространстве и ее взаимосвязь с эстрадной музыкой. Выдвинута теория влияния американских джазовых традиций на эстрадное исполнительство СССР. Также теоретическая значимость работы заключается в более подробном изучении проблемы эстрадного исполнительства в указанный период и в доказательстве гипотезы о том, что американский джаз повлиял на развитие советского эстрадного исполнительства, вызвав необратимые изменения в культуре нашей страны.
Научно-практическая значимость работы заключается в расширения теоретической базы данных по данной тематике, что позволит в будущем продолжить исследование, основываясь на материалах данной работы. Дальнейшее изучение может быть основано как на общей проблематике работы, так и на отдельных ее составляющих: «тенденции американской джазовой культуры», «специфика джазовых коллективов», «эстрадное джазовой исполнительство».
Предмет: эстрадно-джазовое музыкальное искусство СССР 1920-1960-х годов.
Объект исследования: особенности интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей становления и развития советской эстрадно-джазовой музыкальной культуры под влиянием американского джаза.
Для достижения заданной цели необходимо выделить следующие исследовательские задачи:
1. Проследить процесс становления песенного искусства в советском пространстве: изучить деятельность представителей поколения «шестидесятников».
2. Проанализировать деятельность вокально-инструментальных оркестров (ВИА).
3. Изучить период появления больших оркестров и джазового стиля «свинг».
4. Проанализировать процесс появления первых советских джаз-ансамблей и деятельность их руководителей.
5. Изучить особенности больших эстрадных джазовых оркестров и «комбо».
6. Определить отношение к джазовой музыке в СССР и описать основные центры развития джаза в Москве.
7. Выявить характерные особенности советского песенного джаза.
8. Выяснить, какую роль играли московские джазовые фестивали в процессе развития джазовой культуры.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены специфика и историко-социальный контекст эстрадной музыки СССР 1920-1960-х гг. Вторая глава раскрывает тенденции и влияние американской джазовой культуры на эстраду СССР в изучаемые период. Третья глава посвящена изучению специфики интеграции американской джазовой традиции на эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов.
Введение 2
Глава 1. Эстрадная музыка СССР 1920-1960-х гг.: специфика и историко-социальный контекст 8
1.1. Прогресс песенного искусства: поколение «шестидесятников» 8
1.2. Деятельность вокально-инструментальных оркестров (ВИА) 19
Глава 2. Тенденции джазовой культуры в США и СССР в 20-60-е гг. XX века 28
2.1. Джаз 1920-1940-х гг. в США: эра свинга – эпоха больших оркестров 28
2.2. Первые советские джаз-ансамбли: Джаз-бэнд В. Парнаха, «АМА-джаз» А. Цфасмана, «ТЕА-джаз» Л. Утесова. 34
2.3. Большие эстрадные джазовые оркестры и «комбо»: Государственный джаз-оркестр М. Блантера, Ленинградская джаз-капелла Л. Ландсберга. 41
Глава 3. Специфика интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов 48
3.1. Отношение к джазовой музыке в СССР и центры развития джаза в Москве 48
3.2. «Песенный джаз» и его специфика: смешение традиций 53
3.3 Московские джазовые фестивали: развитие самобытности советского джаза 59
Заключение 64
Список литературы 69
Причиной прогресса песенного искусства и внедрения джазовой культуры в советский союз стали предшествующие десятилетия, которые характеризовались масштабными переменами во всех сферах общественной жизни и кардинально изменили направления дальнейшего развития культурной сферы. 19201930-гг. в СССР стали важнейшим культурным этапом, который сформировал новое культурное пространство молодого социалистического государства. Однако важно отметить, что процесс либерализации различных общественных сфер был очень противоречивым. Власти государства опасались, что плюрализм мнений может привести к усилению деятельности противников советского режима, поэтому был установлен контроль за репертуаром театров и кино, а также издательств.
Список литературы
1. Агафонов О.Ф., Бекетова В.Г., Шибаев В.И. (сост.) Песни наших дней (мелодии и тексты). – М.: Музыка, 1986. - 240 с.
2. Барбан Е. Эстетические границы джаза. А.В. Медведев, О.Р. Медведева Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. С 56 Сборник статей. — М.; Сов. композитор, 1987. — 592 с., ил.
3. Барбан, Е. Джазовые опыты / Е. Барбан. – СПб.: Композитор, 2007. – 336 с.
4. Баташев А. Русское аллегро советского джаза // Музыкальная жизнь, 1980 №6
5. Баташев А. Советский джаз / А. Баташев. - М.: Музыка, 1972. — 176 с.
6. Белова Л. Н. Ленконцерт // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедич. справ. — М.: Большая российская энциклопедия, 1992. — С. 337
7. Берлин А.А. Броун А. Джаз или симфония? / Известия, - 1936
8. Бернстайн Л. Мир джаза // Музыка всем. – М.: Музыка, 1978
9. Верменич, Ю. Т. Джаз. История, Стили. Мастера // Ю. Т. Верменич. - 2-е изд. ; Лань: Планета музыки, 2009. – 607с.
10. Габрилович Е. Вечер джазов // Вечерняя Москва от 27.12.1936, - с. 1
11. Гейзер М.М. Леонид Утесов. Молодая гвардия, 2008. – с.47
12. Голованова Е.И. Война в художественном осмыслении (по данным русского песенного фольклора) // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №37 (328). – С.133-137.
13. Голованова Е.И., Потапчук М.А. «За себя и за того парня…»: ментальные проекции Великой Отечественной войны в крылатых словах и выражениях // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №13 (267). – С.29-32.
14. Гришакова Л. В., Гришаков В. Ю. Подготовка к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 г. (на материалах Чкаловской области) // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135). – С.419-421.
15. Давыдов С.Г. Музыка как системообразующий фактор молодёжных субкультур в послевоенном СССР // Современная научная мысль. - 2013. - № 5. - С. 61-68.
16. Джаз // Большая советская энциклопедия: в 66 т. / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947. — Т. 21 : Дейли—Джут, 1931 – 848 с.
17. Дмитриев Ю. Леонид Утесов, - М., 1982
18. Елагин Ю.Б. Темный гений: Всеволод Мейерхольд / Ю.Б. Елагин. - М.: Вагриус,1998. – 243-244 с.
19. Ерошенков И. Основы джазовой импровизации. – М., 1933
20. Завадская Н. Надейнский Е. Эта ударная слабая доля // Музыкальная жизнь, 1976 – с. 18
21. Иванова Л.И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917—1985. - М., 1996. – 376 с.
22. История современной отечественной музыки. Вып. 2: 1941-1958. (ред. Тараканов М.) Московская консерватория. - М.: Музыка, 1999. - 487 с.
23. К.Ш. Американский оркестр без дирижера // Пролетарский музыкант. 1929. № 4. С. 41
24. Киласония Э.Н. Особенности музыкального языка российских композиторов-«шестидесятников». 2009, с.- 179
25. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие // Феникс, 2011, - 496 с.
26. Князев В. Государственный джаз СССР // Вечерняя Москва. газ. 29 ноября 1938 г., - с 3
27. Коваленко А.Н. Джаз и отечественная музыкальная культура 1920-х годов // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2014. – № 1. – с. 23
28. Козлов А.С. Козел на саксе// Вагриус, 1998 – с. 102
29. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». Радуга, 1984, – с.100
30. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории - Москва : Университет, 2008. – с. 356 , [1] с. : ил.
31. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994 – 160с.
32. Конен В.Д. Рождение джаза 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1990. – 319 с.
33. Корнев П. К. Сотрудничество артистов и композиторов СССР и США в 1930-1950-х гг. // Вестник СПбГУКИ № 2 (35), 2016, - 11с.
34. Корнев П.К. Джаз как источник новаций в искусстве XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, - 8с.
35. Корнев П.К. К юбилею джаза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009
36. Корнев П.К. Повторная цикличность становления и развития джазового искусства XX в.: традиционное, новое, авангард. Часть 2 // Вестник СПбГУКИ, 2012, - 104с.
37. Кравчинский М. Песни и развлечения эпохи НЭПа (1921-1931) // Деком, 2015, -720с.
38. Кулль М. «Аэлита», «КМ», «СП», или кафе нашей джазовой юности // Это мой джаз. СПБ: Скифия, 2017, - с. 86
39. Медведев А.В., Медведева О.Р. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. С 56 Сборник статей. — М.; Сов. композитор, 1987. – 592 с., ил.
40. Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №77. – С.343-349.
41. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 1965-1985 гг // Вестник ТГУ. - 2008. - №8. – С.218-225.
42. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 1965-1985 гг // Вестник ТГУ. - 2008. - №8. – C.218-225.
43. Овчинников, Е. История джаза / Е. Овчинников. – М.: Музыка, 1994. – Выпуск 1. – 239 с.
44. Окуджава Б.Ш. Наполним музыкой сердца. - М.: «Советский композитор», 1989. - С. 3-4.
45. Орлова Ю.А. Авторская песня как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №4. – С.120-123.
46. Парнах В. Джаз банд – не «Шумовой оркестр» // Зрелища № 15, 1922 - с. 11
47. Парнах В. Джаз-Банд // Вещь № 1-2 под ред. Э. Лисицкого, И. Эренбурга, 1922г. – с. 25
48. Пузыревский А.И. «Императорское Русское Музыкальное Общество в первые 50 лет его деятельности» (1859-1909) // СПБ, 1909
49. Рассадин С. Шестидесятники. Книги о молодом современнике // Юность 1960 – с. 59
50. Сарган Л. М. Политика партии как фактор развития музыкальной жизни Ленинграда в 60-70-х годах XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. №22. – С.106-110.
51. Сарджент У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика. – М., 1987
52. Скороходов Г. А. Звезды советской эстрады. Советский композитор, 1986, - с. 119
53. Сумбур вместо музыки („Правда“, 1936) // Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. М: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1937. — С. 5
54. Тян В.В. Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «Оттепели» // Власть.- 2011. - №9.
55. Филипчук И.В. Ознакомление населения Горьковской области с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» // Приволжский научный вестник. - 2013. - №12-2 (28). – 102-103.
56. Фролов С., Щелкин В. Легенды ВИА/ Издательство: Грифон, 2007г. – стр. 10
57. Чугунов Ю. Гармония в джазе // Советский композитор, 1988, - 156с.
58. Чупахина Т.И. Творчество А.Н. Скрябина в музыкальной культуре конца XIX – начала XX веков // Мир науки, культуры, образования. № 4 (16) 2009
59. Шак Ф.М. Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2015. - №3 (164). – С.170-178.
60. Щелкин В. Фролов С. Легенды ВИА «Веселые ребята»/ Грифон, 2007г. – с.86
61. Яшкин В. Вокально-инструментальные ансамбли. Знание, 1980 – с. 34
Список иностранной литературы
62. Frank Tirro Historia Del Jazz Moderno. Robinbook, Ediciones S.L., 2007, - 304с.
63. Jazz Resources: Glossary. Jazz in America. The Thelonious Monk Institute of Jazz // The Herbie Hancock Institute of Jazz, 2000-2020 [Электронный источник] URL: https://www.jazzinamerica.org/JazzResources/Glossary/q/zz
64. Ted Gioia Historia del jazz. Turner, 2016, - 608с.
Электронные источники
65. Балакшин Р. ЗНАМЯ НАРОДА, или Советская массовая песня как исключительное явление мировой музыкальной культуры [Электронный источник] URL: https://denliteraturi.ru/article/2256
66. Брюггеманн, K. Миф о “большой советской семье” в массовых песнях 1930-х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь. [Электронный источник] URL: http://old.historia.lv/publikacijas/konf/daugp/012/1dala/brigeman.htm
67. Вадим Людвиковский [Электронный ресурс] URL: https://german121german.blogspot.com/2021/04/23-1925.html?m=1&ysclid=l1xemhhc5u
68. Горький М. О музыке толстых [Электронный ресурс] URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-80.htm
69. Доклад А.Н. Пахмутовой на Пленуме правления союзов композиторов СССР, 1975 [Электронный источник] URL: http://dos-mukasan.kz/?p=662
70. Ефимова М. Р., Долгих Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней. Страницы истории. Вопросы статистики, 9/2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/
71. Лившиц Д. Джазовые «стандарты» Дунаевского. [Электронный источник] URL: https://www.jazz.ru/mag/134/jl.htm?ysclid=l20ktfnxji- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vlasti-i-liberalizatsiya-obschestvennoy-i-kulturnoy-zhizni-v-sssr-v-period-hruschevskoy-ottepeli
72. Петровская А. Полемика о джазе на страницах «Правды» и «Известий» в 1936 году / Исследования молодых музыковедов 2019, - с. 436 [Электронный ресурс] URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/Sbornik_2019/42.%20Petrovskaya.pdf?ysclid=l1xvicip2e
73. Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 года об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». [Электронный источник] URL: http://yury.gorodok.net/ob.html
74. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. Декрет совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 1919. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/history/6198463
75. Савенко С. И. Новые тенденции. Ранний авангард / Большая советская энциклопедия [Электронный источник] URL: https://bigenc.ru/music/text/5566931
76. Щербаков А.Е. Александр Цфасман – ««некоронованный король» джаза» [Электронный ресурс] URL: https://www.retroportal.ru/aleksandr_tsfasman/kniga_06.html
77. Энциклопедический справочник «Москва». В 5 т. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. – URL: https://rus-moscow-enc.slovaronline.com
78. Ямской Н. Весь тот джаз. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/ves-tot-dzhaz/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Период 1920-1960-х гг. является эпохой зарождения и развития джазовой музыкальной культуры в Советском союзе, ознаменованной подведением итогов кардинальных изменений во всех сферах жизни общества и началом нового эпохи в жизни русского государства. Послевоенный период и эпоха НЭПа являются временем плюрализма мнений, свободы самовыражения. Демократизация общественной и культурной жизни в 1920-1930-х годах, а также в послевоенные годы позволила представителем музыкальной среды шире изучить музыкальное искусство зарубежья и интегрировать в молодое социалистическое государство новые музыкальные стили и жанры, соответствующие духу эпохи.
Появлялось эстрадно-песенное искусство и массовая культура общества. Относительная либерализация культурной и общественной жизни предоставила возможность музыкантам узнать больше о музыкальной культуре зарубежья и привнести в пространство нового советского государства уникально новые стили и жанры.
Период великой отечественной войны, послевоенного времени и десятилетие «шестидесятников» охарактеризовался частой сменой народного мышления, что не могло не повлиять на развитие искусства. Безусловно, музыкальное искусство является отражением народного сознания и неотъемлемой частью общественной жизни, влияющей на многие сферы и существующие культурные традиции.
1940-е гг. отличались сильным влиянием политики на искусство. Сложившийся специфическая политическая идеология и социальный строй в государстве дали толчок к развитию новых направлений и тенденций в музыке. Появившиеся в военные годы жанры музыкального искусства стали основой для развития музыкальных направлений последующих лет. Произведения, созданные в данный период, имеют также большую историческую ценность, так как в их символизме отражены быт людей и специфика событий той эпохи.
Период 1950-1960-х годов стали пиком развития джазовой советской музыки. Зародилось множество новых направлений, увеличилось количество различных джазовых коллективов, а появление относительной свободы самовыражения привело к появлению джазовых фестивалей.
Музыка вбирает в себя традиции других стран и народов, тем самым обогащая себя новыми стилями и жанрами. Джазовая музыка – это уникальное культурное явление, которое, развившись менее чем за столетие, стремительно распространилось по культурному пространству Европы и России и завоевывало сердца миллионов людей, неравнодушных в музыке.
Актуальность исследования специфики интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов обусловлена тем, что музыка является неотъемлемой частью нашего культурного кода. Как и все сферы общественной жизни, музыка всегда нуждается в динамике. Именно поэтому культурный обмен между разными государствами необходим и является залогом успешного развития культуры и иных сфер. Попытки преодоление международной изоляции в начале 20-х годов XX столетия послужили большим шагом не только к преодолению экономических и социальных трудностей, но и к повышению внимания к культуре и искусству в государстве. Вследствие этого появляется интерес к изучению взаимодействия советской музыкальной культуры с западными тенденциями и условиями, которые предопределили развитие советского джаза. Период 1920-1960-х годов выбран для исследования в связи с тем, что именно в эту эпоху происходили необратимые изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в искусстве, что стало причиной формирования уникального пласта музыкальной культуры.
Степень изученности проблемы – данная проблематика конкретно специфики интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов малоизучена, однако отдельные аспекты данной темы в той или иной степени имеют свое отражение в работах русских и зарубежных исследователей музыковедов.
Например, в труде А.В. Медведева и О.Р. Медведевой «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» говорится о эстрадно-джазовой музыке в СССР, о событиях в советском государстве, повлиявших на появление джаза в нашем музыкальном пространстве, а также о великих американских и советских джазменах, внесших свой вклад в развитие жанра. Большой вклад в исследование советского джаза внес джазовый критик А. Баташев. В его труде рассмотрены: феномен импровизации в джазе, специфика джазового исполнительства, а также определения джазовых терминов. Американский музыковед Джеймс Линкольн Коллиер в своей работе «Становление джаза» освящает самые важные этапы становления джазовой музыки, описывает творчество многих талантливейших джазовых музыкантов. Джазовый исполнитель М. Кулль в своих трудах анализирует специфику проведения московских джазовых фестивалей и их критику.
Научная новизна исследования состоит в научном рассмотрении влияния американских джазовых тенденций, а также социального контекста на зарождение и последующего существования джаза в советском пространстве. В работе впервые рассмотрены условия становления советской джазовой музыкальной культуры на основе анализа критических трудов, деятельности джазовых коллективов и опыта музыкантов современников. Раскрыты особенности становления феномена «советский джаз». Особое внимание в данной работе обращено на развитие джазовой культуры в Москве, где развивалась эстрадно-джазовая музыка, дошедшая до наших дней.
Теоретической основой исследования стали труды историков и исследователей джаза, а также джазовых музыкантов и критиков: Ю. Верминич («Джаз. История. Стили. Мастера»), А. Баташев («Советский джаз» и «Джазовые опыты»), А.В. Медведев и О.Р Медведева («Советский джаз. Проблемы. События. Мастера»), Ю. Г. Кинус («Джаз: истоки и развитие»), Д. Л. Коллиер («Становление джаза»), В. Конен («Рождение джаза»), М. Кулль («Ступени восхождения»), У. Сарджент («Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика»). Основополагающей работой для исследования стал труд А. Баташева «Советский джаз». Джазовый историк и критик расскрывает историю джазовой культуры, исследует гармонический язык джазовых направлений и кризисные явления военного и послевоенного времени, анализирует произведения советских джазовых композиторов. Также в его труде исследованы влияния уже бытовавших музыкальных традиций на только появившийся в советском пространстве джаз. Также одной из основных работ для исследования стал труд А.В. Медведева и О.Р Медведевой «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», где также прослеживается история советского джаза, рассматривается его эстетика, а также отличие американской и европейской джазовой культуры и их влияние на советский джаз. Также в данном труде анализируется отношение слушателей к джазу и феномен массовости джазовой музыкальной культуры.
Методологическая основа исследования: в данной работе использован историко-генетический метод, который позволил раскрыть характерные черты джаза и проследить этапы его развития в советском пространстве с помощью анализа истории музыкальных направлений и событий, происходивших в изучаемый период. Также в работе наблюдается использование ретроспективного метода, с помощью которого прослеживалась причинно-следственная связь появления тех или иных джазовых музыкальных направлений в советской культуре. Проблемно-логический метод позволил разделить проблематику работы на ряд более узких проблем, вследствие чего удалось более подробно рассмотреть изучаемую тему в контексте гуманитарного знания. Одним из основных методов исследования стал метод сравнительного анализа, благодаря которому раскрыта специфика интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР в указанный период.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нам удалось раскрыть особенности становление джазовой музыки в советском пространстве и ее взаимосвязь с эстрадной музыкой. Выдвинута теория влияния американских джазовых традиций на эстрадное исполнительство СССР. Также теоретическая значимость работы заключается в более подробном изучении проблемы эстрадного исполнительства в указанный период и в доказательстве гипотезы о том, что американский джаз повлиял на развитие советского эстрадного исполнительства, вызвав необратимые изменения в культуре нашей страны.
Научно-практическая значимость работы заключается в расширения теоретической базы данных по данной тематике, что позволит в будущем продолжить исследование, основываясь на материалах данной работы. Дальнейшее изучение может быть основано как на общей проблематике работы, так и на отдельных ее составляющих: «тенденции американской джазовой культуры», «специфика джазовых коллективов», «эстрадное джазовой исполнительство».
Предмет: эстрадно-джазовое музыкальное искусство СССР 1920-1960-х годов.
Объект исследования: особенности интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей становления и развития советской эстрадно-джазовой музыкальной культуры под влиянием американского джаза.
Для достижения заданной цели необходимо выделить следующие исследовательские задачи:
1. Проследить процесс становления песенного искусства в советском пространстве: изучить деятельность представителей поколения «шестидесятников».
2. Проанализировать деятельность вокально-инструментальных оркестров (ВИА).
3. Изучить период появления больших оркестров и джазового стиля «свинг».
4. Проанализировать процесс появления первых советских джаз-ансамблей и деятельность их руководителей.
5. Изучить особенности больших эстрадных джазовых оркестров и «комбо».
6. Определить отношение к джазовой музыке в СССР и описать основные центры развития джаза в Москве.
7. Выявить характерные особенности советского песенного джаза.
8. Выяснить, какую роль играли московские джазовые фестивали в процессе развития джазовой культуры.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены специфика и историко-социальный контекст эстрадной музыки СССР 1920-1960-х гг. Вторая глава раскрывает тенденции и влияние американской джазовой культуры на эстраду СССР в изучаемые период. Третья глава посвящена изучению специфики интеграции американской джазовой традиции на эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов.
Введение 2
Глава 1. Эстрадная музыка СССР 1920-1960-х гг.: специфика и историко-социальный контекст 8
1.1. Прогресс песенного искусства: поколение «шестидесятников» 8
1.2. Деятельность вокально-инструментальных оркестров (ВИА) 19
Глава 2. Тенденции джазовой культуры в США и СССР в 20-60-е гг. XX века 28
2.1. Джаз 1920-1940-х гг. в США: эра свинга – эпоха больших оркестров 28
2.2. Первые советские джаз-ансамбли: Джаз-бэнд В. Парнаха, «АМА-джаз» А. Цфасмана, «ТЕА-джаз» Л. Утесова. 34
2.3. Большие эстрадные джазовые оркестры и «комбо»: Государственный джаз-оркестр М. Блантера, Ленинградская джаз-капелла Л. Ландсберга. 41
Глава 3. Специфика интеграции американской джазовой традиции в эстрадное исполнительское искусство СССР 1920-1960-х годов 48
3.1. Отношение к джазовой музыке в СССР и центры развития джаза в Москве 48
3.2. «Песенный джаз» и его специфика: смешение традиций 53
3.3 Московские джазовые фестивали: развитие самобытности советского джаза 59
Заключение 64
Список литературы 69
Причиной прогресса песенного искусства и внедрения джазовой культуры в советский союз стали предшествующие десятилетия, которые характеризовались масштабными переменами во всех сферах общественной жизни и кардинально изменили направления дальнейшего развития культурной сферы. 19201930-гг. в СССР стали важнейшим культурным этапом, который сформировал новое культурное пространство молодого социалистического государства. Однако важно отметить, что процесс либерализации различных общественных сфер был очень противоречивым. Власти государства опасались, что плюрализм мнений может привести к усилению деятельности противников советского режима, поэтому был установлен контроль за репертуаром театров и кино, а также издательств.
Список литературы
1. Агафонов О.Ф., Бекетова В.Г., Шибаев В.И. (сост.) Песни наших дней (мелодии и тексты). – М.: Музыка, 1986. - 240 с.
2. Барбан Е. Эстетические границы джаза. А.В. Медведев, О.Р. Медведева Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. С 56 Сборник статей. — М.; Сов. композитор, 1987. — 592 с., ил.
3. Барбан, Е. Джазовые опыты / Е. Барбан. – СПб.: Композитор, 2007. – 336 с.
4. Баташев А. Русское аллегро советского джаза // Музыкальная жизнь, 1980 №6
5. Баташев А. Советский джаз / А. Баташев. - М.: Музыка, 1972. — 176 с.
6. Белова Л. Н. Ленконцерт // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедич. справ. — М.: Большая российская энциклопедия, 1992. — С. 337
7. Берлин А.А. Броун А. Джаз или симфония? / Известия, - 1936
8. Бернстайн Л. Мир джаза // Музыка всем. – М.: Музыка, 1978
9. Верменич, Ю. Т. Джаз. История, Стили. Мастера // Ю. Т. Верменич. - 2-е изд. ; Лань: Планета музыки, 2009. – 607с.
10. Габрилович Е. Вечер джазов // Вечерняя Москва от 27.12.1936, - с. 1
11. Гейзер М.М. Леонид Утесов. Молодая гвардия, 2008. – с.47
12. Голованова Е.И. Война в художественном осмыслении (по данным русского песенного фольклора) // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №37 (328). – С.133-137.
13. Голованова Е.И., Потапчук М.А. «За себя и за того парня…»: ментальные проекции Великой Отечественной войны в крылатых словах и выражениях // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №13 (267). – С.29-32.
14. Гришакова Л. В., Гришаков В. Ю. Подготовка к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 г. (на материалах Чкаловской области) // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135). – С.419-421.
15. Давыдов С.Г. Музыка как системообразующий фактор молодёжных субкультур в послевоенном СССР // Современная научная мысль. - 2013. - № 5. - С. 61-68.
16. Джаз // Большая советская энциклопедия: в 66 т. / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947. — Т. 21 : Дейли—Джут, 1931 – 848 с.
17. Дмитриев Ю. Леонид Утесов, - М., 1982
18. Елагин Ю.Б. Темный гений: Всеволод Мейерхольд / Ю.Б. Елагин. - М.: Вагриус,1998. – 243-244 с.
19. Ерошенков И. Основы джазовой импровизации. – М., 1933
20. Завадская Н. Надейнский Е. Эта ударная слабая доля // Музыкальная жизнь, 1976 – с. 18
21. Иванова Л.И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917—1985. - М., 1996. – 376 с.
22. История современной отечественной музыки. Вып. 2: 1941-1958. (ред. Тараканов М.) Московская консерватория. - М.: Музыка, 1999. - 487 с.
23. К.Ш. Американский оркестр без дирижера // Пролетарский музыкант. 1929. № 4. С. 41
24. Киласония Э.Н. Особенности музыкального языка российских композиторов-«шестидесятников». 2009, с.- 179
25. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие // Феникс, 2011, - 496 с.
26. Князев В. Государственный джаз СССР // Вечерняя Москва. газ. 29 ноября 1938 г., - с 3
27. Коваленко А.Н. Джаз и отечественная музыкальная культура 1920-х годов // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2014. – № 1. – с. 23
28. Козлов А.С. Козел на саксе// Вагриус, 1998 – с. 102
29. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». Радуга, 1984, – с.100
30. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории - Москва : Университет, 2008. – с. 356 , [1] с. : ил.
31. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994 – 160с.
32. Конен В.Д. Рождение джаза 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1990. – 319 с.
33. Корнев П. К. Сотрудничество артистов и композиторов СССР и США в 1930-1950-х гг. // Вестник СПбГУКИ № 2 (35), 2016, - 11с.
34. Корнев П.К. Джаз как источник новаций в искусстве XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, - 8с.
35. Корнев П.К. К юбилею джаза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009
36. Корнев П.К. Повторная цикличность становления и развития джазового искусства XX в.: традиционное, новое, авангард. Часть 2 // Вестник СПбГУКИ, 2012, - 104с.
37. Кравчинский М. Песни и развлечения эпохи НЭПа (1921-1931) // Деком, 2015, -720с.
38. Кулль М. «Аэлита», «КМ», «СП», или кафе нашей джазовой юности // Это мой джаз. СПБ: Скифия, 2017, - с. 86
39. Медведев А.В., Медведева О.Р. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. С 56 Сборник статей. — М.; Сов. композитор, 1987. – 592 с., ил.
40. Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №77. – С.343-349.
41. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 1965-1985 гг // Вестник ТГУ. - 2008. - №8. – С.218-225.
42. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 1965-1985 гг // Вестник ТГУ. - 2008. - №8. – C.218-225.
43. Овчинников, Е. История джаза / Е. Овчинников. – М.: Музыка, 1994. – Выпуск 1. – 239 с.
44. Окуджава Б.Ш. Наполним музыкой сердца. - М.: «Советский композитор», 1989. - С. 3-4.
45. Орлова Ю.А. Авторская песня как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №4. – С.120-123.
46. Парнах В. Джаз банд – не «Шумовой оркестр» // Зрелища № 15, 1922 - с. 11
47. Парнах В. Джаз-Банд // Вещь № 1-2 под ред. Э. Лисицкого, И. Эренбурга, 1922г. – с. 25
48. Пузыревский А.И. «Императорское Русское Музыкальное Общество в первые 50 лет его деятельности» (1859-1909) // СПБ, 1909
49. Рассадин С. Шестидесятники. Книги о молодом современнике // Юность 1960 – с. 59
50. Сарган Л. М. Политика партии как фактор развития музыкальной жизни Ленинграда в 60-70-х годах XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. №22. – С.106-110.
51. Сарджент У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика. – М., 1987
52. Скороходов Г. А. Звезды советской эстрады. Советский композитор, 1986, - с. 119
53. Сумбур вместо музыки („Правда“, 1936) // Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. М: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1937. — С. 5
54. Тян В.В. Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «Оттепели» // Власть.- 2011. - №9.
55. Филипчук И.В. Ознакомление населения Горьковской области с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» // Приволжский научный вестник. - 2013. - №12-2 (28). – 102-103.
56. Фролов С., Щелкин В. Легенды ВИА/ Издательство: Грифон, 2007г. – стр. 10
57. Чугунов Ю. Гармония в джазе // Советский композитор, 1988, - 156с.
58. Чупахина Т.И. Творчество А.Н. Скрябина в музыкальной культуре конца XIX – начала XX веков // Мир науки, культуры, образования. № 4 (16) 2009
59. Шак Ф.М. Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2015. - №3 (164). – С.170-178.
60. Щелкин В. Фролов С. Легенды ВИА «Веселые ребята»/ Грифон, 2007г. – с.86
61. Яшкин В. Вокально-инструментальные ансамбли. Знание, 1980 – с. 34
Список иностранной литературы
62. Frank Tirro Historia Del Jazz Moderno. Robinbook, Ediciones S.L., 2007, - 304с.
63. Jazz Resources: Glossary. Jazz in America. The Thelonious Monk Institute of Jazz // The Herbie Hancock Institute of Jazz, 2000-2020 [Электронный источник] URL: https://www.jazzinamerica.org/JazzResources/Glossary/q/zz
64. Ted Gioia Historia del jazz. Turner, 2016, - 608с.
Электронные источники
65. Балакшин Р. ЗНАМЯ НАРОДА, или Советская массовая песня как исключительное явление мировой музыкальной культуры [Электронный источник] URL: https://denliteraturi.ru/article/2256
66. Брюггеманн, K. Миф о “большой советской семье” в массовых песнях 1930-х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь. [Электронный источник] URL: http://old.historia.lv/publikacijas/konf/daugp/012/1dala/brigeman.htm
67. Вадим Людвиковский [Электронный ресурс] URL: https://german121german.blogspot.com/2021/04/23-1925.html?m=1&ysclid=l1xemhhc5u
68. Горький М. О музыке толстых [Электронный ресурс] URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-80.htm
69. Доклад А.Н. Пахмутовой на Пленуме правления союзов композиторов СССР, 1975 [Электронный источник] URL: http://dos-mukasan.kz/?p=662
70. Ефимова М. Р., Долгих Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней. Страницы истории. Вопросы статистики, 9/2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/
71. Лившиц Д. Джазовые «стандарты» Дунаевского. [Электронный источник] URL: https://www.jazz.ru/mag/134/jl.htm?ysclid=l20ktfnxji- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vlasti-i-liberalizatsiya-obschestvennoy-i-kulturnoy-zhizni-v-sssr-v-period-hruschevskoy-ottepeli
72. Петровская А. Полемика о джазе на страницах «Правды» и «Известий» в 1936 году / Исследования молодых музыковедов 2019, - с. 436 [Электронный ресурс] URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/Sbornik_2019/42.%20Petrovskaya.pdf?ysclid=l1xvicip2e
73. Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 года об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». [Электронный источник] URL: http://yury.gorodok.net/ob.html
74. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. Декрет совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 1919. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/history/6198463
75. Савенко С. И. Новые тенденции. Ранний авангард / Большая советская энциклопедия [Электронный источник] URL: https://bigenc.ru/music/text/5566931
76. Щербаков А.Е. Александр Цфасман – ««некоронованный король» джаза» [Электронный ресурс] URL: https://www.retroportal.ru/aleksandr_tsfasman/kniga_06.html
77. Энциклопедический справочник «Москва». В 5 т. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. – URL: https://rus-moscow-enc.slovaronline.com
78. Ямской Н. Весь тот джаз. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/ves-tot-dzhaz/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5566 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую