Отличная работа в кратчайшие сроки
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В современных условиях туризм рассматривается как глобальное социально-экономическое явление, межотраслевой хозяйственный комплекс и один из пяти наиболее крупных секторов мирового экспорта. По данным Всемирной туристкой организации (UNWTO), по итогам 2017 г. туризм занимает третье место по объемам экспорта в мире после химической промышленности и топливного сектора, опережая автомобильную и пищевую промышленность. По итогам 2018 года мировой туризм характеризовался высокими темпами роста и рекордными статистическими показателями: 1,4 млрд. международных туристских прибытий (+5% прирост к 2017) и 1,7 трлн. долларов США объема экспорта (+4% к 2017)[114]. В 2019 году международные туристские прибытия во всем мире достигли отметки в 1,5 млрд. [32]
Теория и практика туризма показывают, что туристская сфера - это важнейший драйвер социально-экономического развития стран, территорий, городов. Регионы мира развивают туризм как сферу предпринимательства, активизирующую занятость и самозанятость населения, благоустройство городской среды, роста качества жизни местного сообщества и налоговых поступлений.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса мировой туризм показал серьезный спад, размеры и влияние которого будут оценены позднее. Одновременно с этим в условиях закрытых границ значительно вырос спрос на внутреннем рынке туризма, российские туристские дестинации показали значительный рост турпотока летом и осенью 2020 года, при поддержке Ростуризма был сформированы новые турпродукты на основе чартерных программ в регионы России (Байкал, Хакассия, Сахалин).
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года «определено, что принятая стратегия направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках» [4]. А в условиях формирования и развития в России цифровой экономики вопросы качества и конкурентоспособности турпродукта напрямую связаны с функционированием современной цифровой информационной системы туризма. Поэтому вопросы цифровизации сферы туризма, формирования цифрового туристского рынка и цифровой трансформации инструментов информационного обеспечения туризма являются весьма актуальными и требуют всестороннего исследования, попытка которого будет проведена в данной работе.
Актуальность темы исследования обусловлена не только большой важностью и значимостью вопросов информационного обеспечения туризма в условиях перехода к цифровой экономике, но и необходимостью обеспечить конкурентоспособность отечественного турпродукта и российских дестинаций на международном рынке.
Целью настоящей дипломной работы является разработка комплекса рекомендаций, направленных на внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели исследования в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики,
- проанализировать подходы и инструменты информационного обеспечения туризма,
- понять особенности нормативно-правового регулирования информационного обеспечения туризма в России,
- изучить опыт использования цифровых технологий в сфере туризма в зарубежных странах и в России,
- предложить варианты перспективных технологий, которые могут быть использованы в туризме,
- проанализировать опыт использования современных технологий в практике деятельности туристских предприятий Волгоградской области,
- дать рекомендации по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма.
В качестве объекта исследования в работе рассмотрены организации туристско-рекреационной сферы различных регионов России и мира, функционирующие в условиях цифровой экономики. Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационно-управленческих связей и отношений между предприятиями сферы туризма в условиях глобальной цифровой трансформации.
Теоретическая и методологическая база настоящего исследования состоит из научных трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих экономику сферы туризма и рекреации, маркетинг туристских территорий, информационные технологии в целом, и в туризме, в частности, цифровую экономику и процессы цифровизации общества и бизнеса, понятийный аппарат сферы туризма, цифровой экономики и информационного обеспечения туризма, теорию и прикладные аспекты информации, цифровизацию туристского бизнеса, электронную коммерцию в туризме.
Практическая значимость исследования реализована в виде разработанных автором рекомендаций по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма, которые были сделаны на основе анализа зарубежного и российского опыта применения цифровых технологий в туризме.
Структура и объем работы. Дипломной исследование изложено на 104 с., включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, насчитывающий 40 наименований, проиллюстрировано в 13 таблицах и 36 рисунках.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты цифрового обеспечения
туризма 6
1.1 Основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики 6
1.2 Терминологические и технологические подходы и инструменты информационного обеспечения туризма в условиях цифровой экономики 21
1.3 Особенности и актуализация нормативно-правового
регулирования информационного обеспечения туризма в России в
условиях цифровой экономики 37
Глава 2. Использование цифровых технологий в деятельности туристских предприятий 45
2.1. Примеры использования цифровых технологий в туризме в зарубежных странах 45
2.2. Использование средств цифровой экономики во внутреннем
туризме в РФ 59
2.3. Перспективные цифровые технологии с точки зрения
использования их в туризме 64
Глава 3. Внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области 69
3.1. Опыт использования современных информационных технологий турпредприятиями Волгограда 69
3.2. Предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма 90
Заключение 94
Список литературы и источников 99
В ближайшей перспективе для большинства отраслей будут характерны существенные преобразования, связанные со сменой бизнес-моделей, лидеров, прорывных инноваций. Принимая во внимание новые тенденции, игроки рынка продажи туристических услуг планируют бороться за клиента в цифровом пространстве, что является следствием глобальной диджитализации, ставящей вопрос ребром: «Либо компании адаптируются, либо покинут рынок». В качестве решения могут быть выбраны один из двух вариантов. Первый доступен только для крупных туроператоров, которые могут сосредоточить в своих руках в качестве активов отели или авиакомпании, чтобы конкурировать, снижая собственные издержки. Второй менее масштабен – означает переход в онлайн и интеграцию в глобальные каналы продаж. В этом случае очевидное преимущество в том, что снижается зависимость поставщиков туристических услуг от партнеров, поскольку в формате онлайн они могут напрямую брать деньги со своих покупателей, не делясь прибылью ни с кем.
В ближайшей перспективе продолжится вытеснение компаний старого типа метапоисковиками, внедряющими новые технологии, обеспечивающие взаимодействие с клиентом со старта планирования путешествия до момента оплаты отелей и билетов. Если сегодня сложно предсказать скорость повсеместной цифровизации рынка в России и за ее пределами, то один факт очевиден – большинство туроператоров, работающих в системе офлайн-офисов, попадают в группу риска и, возможно, в ближайшем будущем прекратят свою работу. Тысячи агентств уже закрываются ежегодно, но клиенты этого, по большей части, не замечают, поскольку им предлагается более удобная альтернатива.
На современном этапе можно отметить тенденции «The digitalization of business» в сфере туризма в РФ, что достаточно перспективно при укрупнении бизнеса, применении новых технологичных решений, использовании систем динамического пакетирования в реальном времени, новых сервисов бронирования, онлайн-сервисов для прямых продаж туристам отдельных услуг и турпакетов с возможностью самостоятельного конструирования тура, систем управления отелями, решений на основе Big Data по прогнозированию спроса и управлению ценообразованием.
Преимуществом на рынке туристических услуг будут обладать компании, предлагающие максимально кастомизированный процесс взаимодействия с путешественником. Только так сохранится лояльность покупателей и прибыль бизнеса, приумножится конверсия и повысится уровень безопасности.
Процессы цифровой экономики охватывают сегодня все сферы жизнедеятельности человека и общества. Этот процесс является магистральным направлением развития национальных экономик развитых и развивающихся стран. Сфера туризма и гостеприимства, которая была среди пионеров применения цифровых технологий, сейчас переживает настоящий цифровой бум, связанный не только с внедрением цифровых технологий, но и с масштабным процессом цифровой интеграции систем отдельных участников рынка, органов власти и других субъектов системы туризма на всех уровнях.
В условиях цифровой экономики потребитель услуг (турист) становится важным участником системы ИОТ, модель потребительского поведения на туристском рынке трансформируется под влиянием цифровизации, что необходимо учитывать при проектировании системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации.
Конкурентоспособность туристской дестинации напрямую зависит от удовлетворенности потребителей и их отзывов в публичном цифровом информационном пространстве, поэтому экономически целесообразно внедрение технических решений по цифровизации положительного опыта потребителей турпродукта дестинации.
Поставленная во введении цель работы была разработка комплекса рекомендаций, направленных на внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были последовательно решены следующие задачи:
- изучить основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики,
- проанализировать подходы и инструменты информационного обеспечения туризма,
- понять особенности нормативно-правового регулирования информационного обеспечения туризма в России,
- изучить опыт использования цифровых технологий в сфере туризма в зарубежных странах и в России,
- предложить варианты перспективных технологий, которые могут быть использованы в туризме,
- проанализировать опыт использования современных технологий в практике деятельности туристских предприятий Волгоградской области,
- дать рекомендации по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 01.04.2022) [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Ростуризма. – Режим доступа – свободный по URL: https://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/federalnye-zakony/inye-federalnye-zakony-otnosyashchiesya-k-deyatelnosti-rosturizma/ .
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 01.04.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа – свободный по URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный веб-сайт Правительства России. Режим доступа – свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf .
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р [Электронный ресурс] // Правительство России. - Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf.
5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. Официальный веб-сайт – Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkP F.pdf .
6. Информационные материалы о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. Официальный веб-сайт – Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct. pdf.
7. Национальный стандарт ГОСТ Р 57581-2017 Туристские услуги. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма. Общие требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Доступ свободный по URL: https://base.garant.ru/72080058/
8. Национальный стандарт ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Доступ свободный по URL: https://docs.cntd.ru/document/1200114181
9. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике. [Электронный ресурс] // Экономика и социум современные модели развития, 2017.-№16. –С.15-25.- Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30565646_53255593.pdf.
10. Богомазова Ирина Викторовна, Аноприева Екатерина Валерьевна, and Климова Татьяна Брониславовна. "Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы" Сервис в России и за рубежом, vol. 13, no. 3 (85), 2019, pp. 34-47. doi:10.24411/1995-042X-2019-10303
11. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 37–43. – Доступ свободный по URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-mehanizm-opredelenie-klassifikatsiya-i-primenenie/viewer.
12. Валеева Е.О. Современные технологии организации туристской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Валеева Е.О.— Электрон. текстовые данные. — СПб.: Троицкий мост, 2015.— 194 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40895.— ЭБС «IPRbooks».
13. Горбунов Ю.В. О понятии «механизм» в экономических науках [Электронный ресурс] // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. № 2. С. 17–21. DOI: 10.14258/201819 – Доступ свободный по URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-mehanizm-v-ekonomicheskih-naukah.
14. Демура Т.А. Лукавство тренда: критики пакетного туризма на самом деле хотят того же [Электронный ресурс] // РБК – Доступ свободный по URL: https://pro.rbc.ru/news/5db703449a794773fc7810bd?fbclid=IwAR2K7-r9xEh2WqlcI_qsHXrFWD2gV_HNTtOw5ReWRByILNBt1C0M0yeXX2c.
15. Digital Day 2019. Материалы онлайн конференции Profi.Travel. – 09.02.2019, Москва. [Электронный ресурс] // Доступ по паролю для участников конференции.
16. Джанджугазова Е.А. Формирование нового образа экономики на основе интернет-технологий. [Электронный ресурс] // Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – Доступ Свободный по URL: http://futureruss.ru/new_economics/informanomika/formirovanie-novogo-obraza-ekonomiki-na-osnove-internet-texnologij.html.
17. Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие / В. П. Захаров. — СПб.: СПб. гос университет, 2002. — 188 с.
18. Климова Т.Б., Богомазова И.В., Аноприева Е.В. Шеринг-экономика в индустрии туризма и гостеприимства: новые тренды и тенденции // Научные ведомости БелГУ, серия «Экономика. Информатика». 2019. Т. 47, No2. C. 238-247
19. Максимова Л.М. Роль информационного обеспечения в системе развития въездного и внутреннего туризма [Электронный ресурс]. // Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», №1, 2012 – с. 68-73. – Доступ свободный по URL: https://spst-journal.org/Archive_article/2012/2012_01/12.pdf.
20. Максимова Лидия Михайловна. Формирование механизма информационного обеспечения внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/formirovanie-mehanizma-informacionnogo-obespechenija-vnutrennego-i-vezdnogo.html.
21. Материалы и резолюция IV Всероссийского конгресса туроператоров. 21-24 ноября 2019 г., Сочи [Электронный ресурс] // Материалы для участников конгресса на электронных носителях. Официальный веб-сайт Российского союза туриндустрии. –Доступ свободный по URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/.
22. Морозова Н.С., Морозов М.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Родигин Л.А.. Информационное обеспечение туризма: учебник / - Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
23. Переворкина В.И., Сердюкова Н.К. Сайт туристской компании как инструмент продвижения турпродукта. // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №4-1 (27). ISSN 1996-9005 – с.127-131.
24. Правительство расширит программу кэшбэка за туры по России. [Электронный ресурс] // Ведомости. – Доступ свободный по URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/20/840537-pravitelstvo-rasshirit.
25. Романова Г.М., Сердюкова Н.К., Романова Л.М., Сердюков Д.А., Салеева Т.В. Оценка эффективности продвижения туристского продукта курортов Краснодарского края: монография. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. –ISBN 978-5-88702-469-1. – 196 с.
26. Симонян Рафаэль Арсенович. "Использование нейронных сетей и искусственного интеллекта в туристско-рекреационной сфере" Современная научная мысль, № 1, 2018, с. 153-157.
27. СОТИ для отелей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Системы обмена туристской информацией. Доступ свободный по URL: http://www.nbcrs.org/.
28. Флит А.Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма [Электронный ресурс]// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 1. С. 28-37. - Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21836663_35509927.pdf.
29. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 59-64. – Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37178636_47861306.pdf.
30. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82, [2] с. — 250 экз. — ISBN 978-5-7598-1974-5 (в обл.). — ISBN 978-5-7598- 1898-4 (e-book).
31. International Tourism Highlights 2019 Edition. [Электронный ресурс] //Официальный интернет-сайт Всемирной туристской организации UNWTO. - Доступ свободный по URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152?download=true.
32. International Tourism Down 70% as Travel Restrictions Impact All Regions [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Всемирной туристской организации UNWTO. - Доступ свободный по URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-down-70-as-travel-restrictions-impact-all-regions.
33. Все аудигиды в одном приложении izi.Travel [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://www.izi.travel/ru
34. Аудиогид Волгоградтранспригород. Экскурсии по Волгограду и области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://volgogradtransprigorod.ru/press-tsentr/audiogid.html
35. Волгоград. Большой путеводитель по городу 2022 [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://samokatus.ru/volgograd/#10
36. Комитет по развитию туризма Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://tourism.volgograd.ru/
37. Туристический Волгоград | ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://vk.com/turvlg
38. Туристический портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://www.welcomevolgograd.com/
39. Туристическое агентство «ВолгоградТУР» [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://volgotour.ru/
40. Экскурсионные туры в Волгоград [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: http://turizmvolgograd.ru/tury-po-volgogradu/ekskursionnye-tury-v-volgograd
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В современных условиях туризм рассматривается как глобальное социально-экономическое явление, межотраслевой хозяйственный комплекс и один из пяти наиболее крупных секторов мирового экспорта. По данным Всемирной туристкой организации (UNWTO), по итогам 2017 г. туризм занимает третье место по объемам экспорта в мире после химической промышленности и топливного сектора, опережая автомобильную и пищевую промышленность. По итогам 2018 года мировой туризм характеризовался высокими темпами роста и рекордными статистическими показателями: 1,4 млрд. международных туристских прибытий (+5% прирост к 2017) и 1,7 трлн. долларов США объема экспорта (+4% к 2017)[114]. В 2019 году международные туристские прибытия во всем мире достигли отметки в 1,5 млрд. [32]
Теория и практика туризма показывают, что туристская сфера - это важнейший драйвер социально-экономического развития стран, территорий, городов. Регионы мира развивают туризм как сферу предпринимательства, активизирующую занятость и самозанятость населения, благоустройство городской среды, роста качества жизни местного сообщества и налоговых поступлений.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса мировой туризм показал серьезный спад, размеры и влияние которого будут оценены позднее. Одновременно с этим в условиях закрытых границ значительно вырос спрос на внутреннем рынке туризма, российские туристские дестинации показали значительный рост турпотока летом и осенью 2020 года, при поддержке Ростуризма был сформированы новые турпродукты на основе чартерных программ в регионы России (Байкал, Хакассия, Сахалин).
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года «определено, что принятая стратегия направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках» [4]. А в условиях формирования и развития в России цифровой экономики вопросы качества и конкурентоспособности турпродукта напрямую связаны с функционированием современной цифровой информационной системы туризма. Поэтому вопросы цифровизации сферы туризма, формирования цифрового туристского рынка и цифровой трансформации инструментов информационного обеспечения туризма являются весьма актуальными и требуют всестороннего исследования, попытка которого будет проведена в данной работе.
Актуальность темы исследования обусловлена не только большой важностью и значимостью вопросов информационного обеспечения туризма в условиях перехода к цифровой экономике, но и необходимостью обеспечить конкурентоспособность отечественного турпродукта и российских дестинаций на международном рынке.
Целью настоящей дипломной работы является разработка комплекса рекомендаций, направленных на внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели исследования в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики,
- проанализировать подходы и инструменты информационного обеспечения туризма,
- понять особенности нормативно-правового регулирования информационного обеспечения туризма в России,
- изучить опыт использования цифровых технологий в сфере туризма в зарубежных странах и в России,
- предложить варианты перспективных технологий, которые могут быть использованы в туризме,
- проанализировать опыт использования современных технологий в практике деятельности туристских предприятий Волгоградской области,
- дать рекомендации по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма.
В качестве объекта исследования в работе рассмотрены организации туристско-рекреационной сферы различных регионов России и мира, функционирующие в условиях цифровой экономики. Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационно-управленческих связей и отношений между предприятиями сферы туризма в условиях глобальной цифровой трансформации.
Теоретическая и методологическая база настоящего исследования состоит из научных трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих экономику сферы туризма и рекреации, маркетинг туристских территорий, информационные технологии в целом, и в туризме, в частности, цифровую экономику и процессы цифровизации общества и бизнеса, понятийный аппарат сферы туризма, цифровой экономики и информационного обеспечения туризма, теорию и прикладные аспекты информации, цифровизацию туристского бизнеса, электронную коммерцию в туризме.
Практическая значимость исследования реализована в виде разработанных автором рекомендаций по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма, которые были сделаны на основе анализа зарубежного и российского опыта применения цифровых технологий в туризме.
Структура и объем работы. Дипломной исследование изложено на 104 с., включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, насчитывающий 40 наименований, проиллюстрировано в 13 таблицах и 36 рисунках.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты цифрового обеспечения
туризма 6
1.1 Основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики 6
1.2 Терминологические и технологические подходы и инструменты информационного обеспечения туризма в условиях цифровой экономики 21
1.3 Особенности и актуализация нормативно-правового
регулирования информационного обеспечения туризма в России в
условиях цифровой экономики 37
Глава 2. Использование цифровых технологий в деятельности туристских предприятий 45
2.1. Примеры использования цифровых технологий в туризме в зарубежных странах 45
2.2. Использование средств цифровой экономики во внутреннем
туризме в РФ 59
2.3. Перспективные цифровые технологии с точки зрения
использования их в туризме 64
Глава 3. Внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области 69
3.1. Опыт использования современных информационных технологий турпредприятиями Волгограда 69
3.2. Предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма 90
Заключение 94
Список литературы и источников 99
В ближайшей перспективе для большинства отраслей будут характерны существенные преобразования, связанные со сменой бизнес-моделей, лидеров, прорывных инноваций. Принимая во внимание новые тенденции, игроки рынка продажи туристических услуг планируют бороться за клиента в цифровом пространстве, что является следствием глобальной диджитализации, ставящей вопрос ребром: «Либо компании адаптируются, либо покинут рынок». В качестве решения могут быть выбраны один из двух вариантов. Первый доступен только для крупных туроператоров, которые могут сосредоточить в своих руках в качестве активов отели или авиакомпании, чтобы конкурировать, снижая собственные издержки. Второй менее масштабен – означает переход в онлайн и интеграцию в глобальные каналы продаж. В этом случае очевидное преимущество в том, что снижается зависимость поставщиков туристических услуг от партнеров, поскольку в формате онлайн они могут напрямую брать деньги со своих покупателей, не делясь прибылью ни с кем.
В ближайшей перспективе продолжится вытеснение компаний старого типа метапоисковиками, внедряющими новые технологии, обеспечивающие взаимодействие с клиентом со старта планирования путешествия до момента оплаты отелей и билетов. Если сегодня сложно предсказать скорость повсеместной цифровизации рынка в России и за ее пределами, то один факт очевиден – большинство туроператоров, работающих в системе офлайн-офисов, попадают в группу риска и, возможно, в ближайшем будущем прекратят свою работу. Тысячи агентств уже закрываются ежегодно, но клиенты этого, по большей части, не замечают, поскольку им предлагается более удобная альтернатива.
На современном этапе можно отметить тенденции «The digitalization of business» в сфере туризма в РФ, что достаточно перспективно при укрупнении бизнеса, применении новых технологичных решений, использовании систем динамического пакетирования в реальном времени, новых сервисов бронирования, онлайн-сервисов для прямых продаж туристам отдельных услуг и турпакетов с возможностью самостоятельного конструирования тура, систем управления отелями, решений на основе Big Data по прогнозированию спроса и управлению ценообразованием.
Преимуществом на рынке туристических услуг будут обладать компании, предлагающие максимально кастомизированный процесс взаимодействия с путешественником. Только так сохранится лояльность покупателей и прибыль бизнеса, приумножится конверсия и повысится уровень безопасности.
Процессы цифровой экономики охватывают сегодня все сферы жизнедеятельности человека и общества. Этот процесс является магистральным направлением развития национальных экономик развитых и развивающихся стран. Сфера туризма и гостеприимства, которая была среди пионеров применения цифровых технологий, сейчас переживает настоящий цифровой бум, связанный не только с внедрением цифровых технологий, но и с масштабным процессом цифровой интеграции систем отдельных участников рынка, органов власти и других субъектов системы туризма на всех уровнях.
В условиях цифровой экономики потребитель услуг (турист) становится важным участником системы ИОТ, модель потребительского поведения на туристском рынке трансформируется под влиянием цифровизации, что необходимо учитывать при проектировании системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации.
Конкурентоспособность туристской дестинации напрямую зависит от удовлетворенности потребителей и их отзывов в публичном цифровом информационном пространстве, поэтому экономически целесообразно внедрение технических решений по цифровизации положительного опыта потребителей турпродукта дестинации.
Поставленная во введении цель работы была разработка комплекса рекомендаций, направленных на внедрение цифровых технологий в практику работы туристских предприятий Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были последовательно решены следующие задачи:
- изучить основные тенденции развития туризма в условиях цифровой экономики,
- проанализировать подходы и инструменты информационного обеспечения туризма,
- понять особенности нормативно-правового регулирования информационного обеспечения туризма в России,
- изучить опыт использования цифровых технологий в сфере туризма в зарубежных странах и в России,
- предложить варианты перспективных технологий, которые могут быть использованы в туризме,
- проанализировать опыт использования современных технологий в практике деятельности туристских предприятий Волгоградской области,
- дать рекомендации по внедрению цифровых технологий в деятельность предприятий сферы туризма.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 01.04.2022) [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Ростуризма. – Режим доступа – свободный по URL: https://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/federalnye-zakony/inye-federalnye-zakony-otnosyashchiesya-k-deyatelnosti-rosturizma/ .
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 01.04.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа – свободный по URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный веб-сайт Правительства России. Режим доступа – свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf .
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р [Электронный ресурс] // Правительство России. - Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf.
5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. Официальный веб-сайт – Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkP F.pdf .
6. Информационные материалы о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. Официальный веб-сайт – Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct. pdf.
7. Национальный стандарт ГОСТ Р 57581-2017 Туристские услуги. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма. Общие требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Доступ свободный по URL: https://base.garant.ru/72080058/
8. Национальный стандарт ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Доступ свободный по URL: https://docs.cntd.ru/document/1200114181
9. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике. [Электронный ресурс] // Экономика и социум современные модели развития, 2017.-№16. –С.15-25.- Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30565646_53255593.pdf.
10. Богомазова Ирина Викторовна, Аноприева Екатерина Валерьевна, and Климова Татьяна Брониславовна. "Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы" Сервис в России и за рубежом, vol. 13, no. 3 (85), 2019, pp. 34-47. doi:10.24411/1995-042X-2019-10303
11. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 37–43. – Доступ свободный по URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-mehanizm-opredelenie-klassifikatsiya-i-primenenie/viewer.
12. Валеева Е.О. Современные технологии организации туристской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Валеева Е.О.— Электрон. текстовые данные. — СПб.: Троицкий мост, 2015.— 194 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40895.— ЭБС «IPRbooks».
13. Горбунов Ю.В. О понятии «механизм» в экономических науках [Электронный ресурс] // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. № 2. С. 17–21. DOI: 10.14258/201819 – Доступ свободный по URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-mehanizm-v-ekonomicheskih-naukah.
14. Демура Т.А. Лукавство тренда: критики пакетного туризма на самом деле хотят того же [Электронный ресурс] // РБК – Доступ свободный по URL: https://pro.rbc.ru/news/5db703449a794773fc7810bd?fbclid=IwAR2K7-r9xEh2WqlcI_qsHXrFWD2gV_HNTtOw5ReWRByILNBt1C0M0yeXX2c.
15. Digital Day 2019. Материалы онлайн конференции Profi.Travel. – 09.02.2019, Москва. [Электронный ресурс] // Доступ по паролю для участников конференции.
16. Джанджугазова Е.А. Формирование нового образа экономики на основе интернет-технологий. [Электронный ресурс] // Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – Доступ Свободный по URL: http://futureruss.ru/new_economics/informanomika/formirovanie-novogo-obraza-ekonomiki-na-osnove-internet-texnologij.html.
17. Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие / В. П. Захаров. — СПб.: СПб. гос университет, 2002. — 188 с.
18. Климова Т.Б., Богомазова И.В., Аноприева Е.В. Шеринг-экономика в индустрии туризма и гостеприимства: новые тренды и тенденции // Научные ведомости БелГУ, серия «Экономика. Информатика». 2019. Т. 47, No2. C. 238-247
19. Максимова Л.М. Роль информационного обеспечения в системе развития въездного и внутреннего туризма [Электронный ресурс]. // Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», №1, 2012 – с. 68-73. – Доступ свободный по URL: https://spst-journal.org/Archive_article/2012/2012_01/12.pdf.
20. Максимова Лидия Михайловна. Формирование механизма информационного обеспечения внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/formirovanie-mehanizma-informacionnogo-obespechenija-vnutrennego-i-vezdnogo.html.
21. Материалы и резолюция IV Всероссийского конгресса туроператоров. 21-24 ноября 2019 г., Сочи [Электронный ресурс] // Материалы для участников конгресса на электронных носителях. Официальный веб-сайт Российского союза туриндустрии. –Доступ свободный по URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/.
22. Морозова Н.С., Морозов М.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Родигин Л.А.. Информационное обеспечение туризма: учебник / - Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
23. Переворкина В.И., Сердюкова Н.К. Сайт туристской компании как инструмент продвижения турпродукта. // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №4-1 (27). ISSN 1996-9005 – с.127-131.
24. Правительство расширит программу кэшбэка за туры по России. [Электронный ресурс] // Ведомости. – Доступ свободный по URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/20/840537-pravitelstvo-rasshirit.
25. Романова Г.М., Сердюкова Н.К., Романова Л.М., Сердюков Д.А., Салеева Т.В. Оценка эффективности продвижения туристского продукта курортов Краснодарского края: монография. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. –ISBN 978-5-88702-469-1. – 196 с.
26. Симонян Рафаэль Арсенович. "Использование нейронных сетей и искусственного интеллекта в туристско-рекреационной сфере" Современная научная мысль, № 1, 2018, с. 153-157.
27. СОТИ для отелей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Системы обмена туристской информацией. Доступ свободный по URL: http://www.nbcrs.org/.
28. Флит А.Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма [Электронный ресурс]// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 1. С. 28-37. - Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21836663_35509927.pdf.
29. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 59-64. – Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37178636_47861306.pdf.
30. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82, [2] с. — 250 экз. — ISBN 978-5-7598-1974-5 (в обл.). — ISBN 978-5-7598- 1898-4 (e-book).
31. International Tourism Highlights 2019 Edition. [Электронный ресурс] //Официальный интернет-сайт Всемирной туристской организации UNWTO. - Доступ свободный по URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152?download=true.
32. International Tourism Down 70% as Travel Restrictions Impact All Regions [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Всемирной туристской организации UNWTO. - Доступ свободный по URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-down-70-as-travel-restrictions-impact-all-regions.
33. Все аудигиды в одном приложении izi.Travel [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://www.izi.travel/ru
34. Аудиогид Волгоградтранспригород. Экскурсии по Волгограду и области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://volgogradtransprigorod.ru/press-tsentr/audiogid.html
35. Волгоград. Большой путеводитель по городу 2022 [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://samokatus.ru/volgograd/#10
36. Комитет по развитию туризма Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://tourism.volgograd.ru/
37. Туристический Волгоград | ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://vk.com/turvlg
38. Туристический портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://www.welcomevolgograd.com/
39. Туристическое агентство «ВолгоградТУР» [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: https://volgotour.ru/
40. Экскурсионные туры в Волгоград [Электронный ресурс]. - Доступ свободный по URL: http://turizmvolgograd.ru/tury-po-volgogradu/ekskursionnye-tury-v-volgograd
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5571 Выпускная квалификационная работа — поможем найти подходящую