Отличный автор! Большое спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Современные проблемы предотвращения авиационных
происшествий, обусловленных проявлениями человеческого фактора….
1.1. Взаимодействие элементов эргатической системы
"экипаж - воздушное судно-среда-УВД" и их влияние
на безопасность полетов………………………………………………………
1.2. Фундаментальные понятия человеческого фактора в летной
деятельности……………………………………………………………………
1.3. Модели систем обеспечении безопасности полетов……………………
1.3.1. Модель небезопасных действий………………………………………
1.3.2. Модель Ризона…………………………………………………………
1.3.3. Модель SHEL…………………………………………………………
Раздел 2. Анализ программ подготовки летного состава с учетом
проявлений человеческого фактора………………………………………
2.1.1 Программа CRM……………………………………………………
2.1 2. Программа LOFT……………………………………………………
2.1 3. Программа CFIT (Controlled Flight Into Terrain)……………………
2.14. Программа ALAR……………………………………………………
21.5. Программа ADM……………………………………………………
21.6. Руководство ERAU……………………………………………………
2.2. Психофизиологические опасные факторы, обусловленные
особенностями профессиональной деятельности авиационного
оператора………………………………………………………………………
Раздел 3. Обеспечение безопасности учебных полетов при управлении
процессом профессиональной подготовки курсантов-пилотов
по человеческому фактору……………………………………………………
3.1. Мотивация к безопасной деятельности…………………………………
3.2. Анализ опыта разработки и применения теста для диагностики
иррациональных профессионально-мыслительных способностей…………
3.3. Рекомендации по усовершенствованию профессионально- психологического отбора и комплексного психологического тестирования в процессе первоначальной подготовки пилотов…………………………………
3.4. Необходимость модернизации управления безопасностью полетов
по человеческому фактору при первоначальной подготовке пилотов……
Раздел 4 Экономическая оценка неприемлемого риска
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение
1.1 Взаимодействие элементов эргатической системы
"Экипаж - воздушное судно-среда-УВД'' и их влияние на безопасность полетов.
Непрерывный рост объёма перевозок в ГА приводит к необходимости повышения надежности авиационной техники (рис, 1.1. - а) [1]. Однако за последние 30 лет показатели аварийности увеличились практически в 10-15 раз за счёт проявления ЧФ [2]. В связи с этим и в виду усложнения бортовых систем всех типов ВС и наземного оборудования управления полетом возникает необходимость повышения эффективности всего комплекса профессиональной подготовки и профессиональной подготовленности авиационных операторов.
Структура зависимости причин-факторов, определяющих нарушения состояния безопасности полетов при летной эксплуатации воздушных судов гражданской авиации, показывает взаимосвязь проявления человеческого фактора
с динамикой феноменологической кривой-кривой безопасности (рис. 1.2).
Рис. 1.1.
...
1.2. Фундаментальные понятия человеческого фактора в летной
деятельности
Ввиду возможности совершения оператором ошибочных действий, что в
значительной степени снижает эффективность работы даже совершенных технических средств обеспечения БП, необходимо, видимо, направить усилия специалистов в области обеспечения БП на изучение феномена "человеческого" элемента" в эргатической системе "экипаж - ВС - среда - УВД".
Конец 70-х и 80-те года XX ст. характеризуется усилением внимания к
учету роли ЧФ в ГА.
...
особенностями профессиональной деятельности авиационного
оператора
Решение проблемы обеспечения безопасности полетов строится на концепции предупреждения проявления сочетаний опасных факторов при выполнении полета. Особую значимость, применительно к работе летных операторов, имеет установление взаимосвязи проявления опасных факторов, характерных для функциональной деятельности специалиста, с психофизиологическими опасными факторами (ПФОФ), определяющими существо проявления ЧФ.
Позиционное формулирование ПФОФ (феноменов) позволит повысить готовность к предотвращению проявлений сочетаний опасных факторов для цели повышения эффективности высокой надежности функционирования экипажа во внутрикабинном пространстве (на базе системы профессиональной подготовки авиационных операторов).
...
1. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм повышения надежности
человека оператора. - Л.: ЛГУ, 1977. - 112 с.
2. Оуэне Ч.А. Летная эксплуатация (организация работы экипажа): Пер. с
англ. И.М. Алявзина. - М.: Транспорт, 1987. - 237 с.
3. Рева А.Н., Тумышев К.М. Эргономические основы первоначальной профессиональной подготовки пилотов: Монография. - Алматы, 2000. - 272 с.
4. Корчемный П.А. Психология летного обучения. - М.: Воениздат, 1986. - 136 с.
5. Клир Дж. Системология: Автоматизация решения системных задач /
Пер. с англ. М.А. Зуева; Под ред. А.И. Горлина.- М.: Радио и связь, 1990.- 544 с.
6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб.
пособ. - М.: Высш. шк., 1989.- 367 с.
7. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. - Док.
ИКАО 9422 - AN / 923.- Монреаль, Канада, 1984.- 144 с.
8. Литвиненко Д.М. Методическое пособие для летчиков-инструкторов по
изучению индивидуально-психологических особенностей курсантов и психологической подготовке их к полетам. - Балашов, 1981.- 54 с,
9. Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова.- М.: Медицина, 1986.- 580 с,
10. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ил-62 86513 ЦУМВС
при взлете в аэропорту Шереметьево 06.07,82. Ложная информация о пожаре.
Выключение 2-х двигателей в полете. Сваливание на крыло. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИ-САПЭ).
11. Губанов А.А., Захаров В.В., Коваленко А.И. Введение в системный
анализ: Учеб. Пособ. /Науч. ред. Л.А. Петросян. - Л.: ЛГУ, 1988,- 288 с.
12. Погребняк В.И. Учет человеческого фактора при обучении летного состава // Проблемы безопасности полетов: Ежемесяч, бюл. - М.: ВИНИТИ, 1985,-
№10.-С. 3-14
13. Ошибки пилота: Человеческий фактор / Пер. с англ. А.С. Щеброва.- М.:
Транспорт. 1986.- 262 с.
14. Картамышев П.В., Игнатович М.В., Оркин А.И. Методика летного обучения / Под ред. П.В. Картамышева. - М.: Транспорт, 1987,- 297 с.
15. Оптимизация профессиональной деятельности инструктора авиационного
тренажера: Науч. практ. реком. / А.Н. Рева, В.А. Горячев. В.А. Кузнецов;
Под ред. А.Н. Ревы, В.А. Бодрова. - М.: ИПАН, 1990.- 125 с.
16. "Программа CRM - оптимизация ресурсов экипажа" - Руководство
ИКАО-Док. 8387, 1999.
17. "Программа LOFT" - Руководство для тренировки экипажей на КТС. -
Руководство ИКАО - Док. 10347, 2001.
18. "Программа CFIT" - Руководство ИКАО. "Об оценке рисков столкновений ВС, управляемых с земли" -РЖАО, Док. 10531, 1998.
19. Программа (проект) предотвращения столкновений исправных воздушных судов с землёй и препятствиями в управляемом полёте (CFIT). ФАС
Россия. 1999.
20. "Программа ALAR" - Руководство РПСАО по оценке рисков на основе
"Теории и практики управлении рисков". Совещание в МАК, Док. BASP-5445,
М.: 2002.
21. "Программа АСА" - Руководство ИКАО по оценке рисков на этапах
посадки ВС, - ИКАО, Док. 9122- AN/920, 2001.
22. Системы сигнализации близости земли - PROXIMITY WARNING DEVICES NEAR DECISIJN BY FAA ON INSTALLATION, CREW RESPONSE. -
"AIR TRANSPORT WOLDS", 1981,'VOL. 18, № 4, pp. 63-65, 69, перевод с английского языка. Мю: 1981.
23. Г. Вестфаль. Система оповещения близости с землёй. WEST-PHAL G.
DAS BODENANNAHERUNGS-WARNSYSTEM. - TACHNSCH - OKONOMISCHE
INFORMATION DERZIVILENLUFTFAHRT', 1979, VOL. 15, № 1, S.
38-44. перевод с немецкого языка. М.: 1980. 13 с.
24. "Описание интерфейса SHEL" = - Руководство РЖАО, Dos 7124 -
AN/1500, РПСАО, 1998.
25. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. DOC
9122-AN/923.
26. "Руководство РПСАО по расследованию АП по методу цепей Дж. Ризо-
на", ИКАО Док. 7632R/AN 10012,1997.
27. "Применение метода слоев Дж. Ризона для предотвращения АП в системе
"Экипаж ВС" - УВД" - Руководство ИКАО, 1998.
28. "Оценка последствий неправильно принятых решений линейного персонала - по схеме Дж. Ризона" - Руководство РЖАО, Док. 7632R/AN10251
1999.
29. "Оценка последствий факторов психофизиологического состояния операторов УВД на ВП по методу Дж. Ризона". - Руководство РЖАО, DOL
ХХА/1380. 2000 г.
30. "Методология оценки влияния ЧФ на БП в ГА на основе SHEL". - Руководство ИКАО, Док. 17383/AN, 2000.
31. "Методика оценки последствий ЧФ на БП" - Руководство Евроконтро-
ля (ERAU), Брюссель, 1998.
32. "Оценка влияния ЧФ на точность посадки ВС и Уровень БП в Европейской зоне УВД". - Руководство Евроконтроля (ERAU), Брюссель, 1998г.
33. Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов: Психологические особенности. - М.: Транспорт, 1989. 230 с.
34.Анализ статистики о БП с ВС типа "Боинг" за период 1992 — 2002 г.;
Док. BASP - 5405, 2003 г. - МАК, Москва 2003.
35.Программа фонда FSF по ЧФ в ГА на этапах принятия решения при дефиците времени", - Руководство FSF, РЖАО, 1999.
36. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 в районе аэропорта Хабаровск 06.12.95. Пространственная дезориентация в полете. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гра жданской
авиации России, Автоматизированная информационная система авиационных
происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург :
2004. (АИСАПЭ).
37. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 при заходе на
посадку в аэропорту Лонгийр (Шпицберген). Нарушение схемы захода на посадку
29.08.96 Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях
гражданской авиации России. Автоматизированная информационная
система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия
ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСАПЭ).
38. Обстоятельства и причины катастрофы с самолетом Ту-154 при заходе
на посадку в аэропорту Иркутск 03.07.01. Штопор. Материалы главного банка
данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург : 2004. (АИСАПЭ).
39. Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопр. психол., 1982.- № 1.- С. 29-39
40. Поддубный СЕ. Методика совместимости личности малой группы //
Методики социально-психологической диагностики личности и малой группы:
Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.21-29
41. Shealey J.E. Risk-taking in skilled task performance // Proceedings of the
Eighteenth Annual Meetings of the Human Faactors Society.- Human Factors Society,
Santa Monica, Canada, 1974
42. Shaw L., Sichel H.S. Accident proneness: Research in occurance, causation
& prevention of roal accidents.- N.-Y., Pergamon, 1971
43. Taylor R.N., Dunnette M.D. Influence of dogmastism, risktaking propensity
& intelligence in decision-making strategies for a sample of industrial manages //
Joumaj of Applied Psychology, 1974, 59.- p.420-423
44. Lester L.F. & Bombaci D.H. The relantionship between personality and irrational Judgment in Civil pilot // Human Factors, 1984, 26.- p.565-572
45. Kogan N. & Wallach M. Risk taking: A study in cognition and perso-nality.-
N.-Y.- Holt, Rinehart, and Winston, 1964
46. Мюллер П., Пойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике: Пер. с нем. В.М. Ивановой.- М.: Финансы и статистика, 1982.- 278с.
47. Лакин Г.Ф. Биометрия,- М.: Высш. шк., 1990.- 352 с.
48. Обстоятельства и причины катастрофы самолета А-310 TN62 Авиакомпании «Аэрофлот РМАЛ» в районе г. Междуреченска 22.03.94. Сваливание на крыло. Потеря пространственного положения в полете. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСАПЭ).
49. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1987.- № 4.- С.33-42
50. Лукьякова Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным
уровнем летной успеваемости // Космическая биология и авиакосмическая медицина, 1977.- №11.- С.73-78
51. Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или
психологический норматив // Психол. ж., 1986, Т.7.- № 3.- С. 136-142
52. Лупандин В.И. Психофизическое шкалирование.- Свердловск: СГУ,
1989.- 238 с.
53. Сборник методических материалов по проблеме CFIT. Материалы семинара по проблеме предотвращения авиационных происшествий категории CFIT — для использования в практической работе лётной службы эксплуатанта,
авиационных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов
по проблеме обеспечения безопасности полётов с элементами CFIT. (руководитель семинара и главный редактор Таршин Ю.П. - ФСВТ). Изд. УВАУ, г. Ульяновск: 2000 г., с. 289.
54. Коваленко Г.В., Крыжановский Г.А., Сухих Н.Н., Хорошавцев Ю.Е.
(Под редакцией Крыжановского Г.А.). Совершенствование профессиональной
подготовки лётного и диспетчерского состава. - Транспорт, М.: 1996.- 320 с.
55. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1987.- 254 с.
56. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: (Психология военного управления).-
М: Воениздат, 1989.- 350 с.
57. Куклев Е.А. "Профили рисков по GAIN", обз. статьи "Оценивание рисков
катастроф на основе цепей случайных событий". - журнал НТТС, г. Москва 2002г.
58. Куклев Е.А. "О едином подходе к оцениванию безопасности на транспорте на основе моделей рисков". Проблемы транспорта". № 4, PAT, 2002.
59. Руководство по расследованию авиационных происшествий. Док.
ИКАО 6920 - AN / 855 / 4.- Монреаль, Канада, 1970
60. Факторное управление БП с учётом статистики АСУ БП ГА
61. Рева А.Н. Учет человеческого фактора при эргономическом анализе
профессиональной деятельности ЛС ГА // Интенсификация профессиональной
подготовки кадров в условиях ускорения НТП и повышения роли человеческого
фактора: Тез. докл. Всесоюз. науч. практ. конф.- Кировоград, 29-30 сент.
1987 г. - Кировоград: КВЛУГА, 1987.- С.70-71
62. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании).- Л.: ЛГУ, 1976.- 248 с.
63. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полётов
самолёта. "Машиностроение" М.: 2003 г.
64."Определение рисков грубых посадок ВС в условиях проявления ЧФ" -
Методическое руководство "Боинг", В ASP - 5405/3, МАК, 2002.
65. "РЛЭ"-ДВТ, 1999.
66. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск.
В.Н. Поруса / Общ. ред. И.В. Равич-Щербо.- М.: Прогресс, 1982.- 231 с.
67. Грабчак П.Т. Основы психофизиологии летного труда: Учеб. пособ.- Л.:
ВАУ ГА, 1970.-91 с.
68. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. ж., 1982.- Т.З - № 6
- С.35-44
69. Логвинов И.И. Р1митационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Вопр. психол., 1978.- № 6.- С.60-72
70. Бондарев Э.В., Дьяконов И.Ф., Загрядский В.П. Методы исследования
личностных характеристик специалистов ВВС: Учеб. пособ,- Л.: ВМА им. СМ.
Кирова, 1981.-134 с.
71. Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем.- М.: Мир, 1990.- 208с.
72. Исследование мотивации студентов-пилотов к безопасной деятельности
в особых случаях полета / Б.П. Костюченко, В.Г. Пюро, А.В. Рахманов,
А.Н. Рева // XLII Студенческая научно-техническая конференция: Тезисы докладов. - К.: КИР1ГА, 1994.- С. 25 ;
72. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.т.: Пер. с нем. / Под
ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.- Т.1.- 408с.; Т.2.- 392с.
73. Котик М.А. Психология и безопасность.- Таллин.: Валгус, 1989.- 448с.
74. Эренберг А. Анализ и интерпретация статистических данных: Пер. с
англ. Б.И. Клименко / Под ред. и с предисл. А.А. Рывкина.- М.: Финансы и статистика. 1981.- 406 с.
75. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул.- М.: Высш. шк., 1988.- 239 с.
76. Бабаскин В.В., Чепига В.Е. и др. (Под редакцией профессора Чепиги
В.Е.). Сдвиг ветра в лётной эксплуатации. — Монография, Академия ГА. СПб.:
2002 г., 146 с.
77. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.-
Л.: ЛГУ. 1972.-430с.
78. Кондрацкий А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию
риска // Вопр. психол., 1982.- № 3.- С133-136
79. Поляков В.Е., Рева А.Н., Чатковский Л.Ф. Об изменении психофизиологических качеств личности курсантов-пилотов в процессе обучения // Вопросы психофизиологии труда летного и диспетчерского состава: Межвуз. тематич. сб. науч. тр,- Л.: АГА, 1981.- С 52-57
80. Рева А.Н., Бекмухамбетов А.А. Система мотивов курсантов-пилотов к
безопасной деятельности в особых случаях полета // Перспективы развития
гражданской авиации и подготовка высококвалифицированных кадров: Сб. тр.
1-й междун. конф. /Под ред. проф. К.Б. Алдамжарова.- Алматы, 18-22 сент.
2000 г.- Алматы, 2000.- Ч. П. - С.114-123
81. Рева А.Н., Исмаилов М.Б., Бухарбаев М.А. Развитие практических методов оценки силы мотива пилота-инструктора к безопасной деятельности //
Научные труды академии.- Вып. 2.-Кировоград: ГЛАУ, 1997.- С.115-118
82. Шпаченко Д.И. Методы изучения индивидуально-психологических
особенностей курсантов летных училищ.- Ростов-на-Дону. 1976.- 72 с.
83. Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения отношений //
Человек и общество: Ученые записки ЛГУ.- Вып.VII.- Л., 1970.- С.98-103
84.. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 в аэропорту
Пулково 23.05,91 «К» а\п Пулково. Грубое приземление. Материалы главного
банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России.
Автоматизированная информационная система авиационных происшествий
эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСА-ПЭ).
85. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых
групп с учетом совместимости и срабатываемости // Социально-психологические
методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие: Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.46-58
86. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к изучению психологической
совместимости //Вопр. психол., 1981.- № 6,- С.98-101
87. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических
различий.- М., 1979.- 352 с.
88. Рева А.Н. Организация отбора и профессиональной подготовки летного
состава гражданской авиации: Метод, указания курсантам В ЛУГА по курсу
«Организация летной работы».- Актюбинск: АВЛУГА, 1985. - 48 с.
89. Пособие летчику-инструктолру по психологической подготовке курсанта
к полету / Общ;, ред. В.В. Гришина.- Ейск, 1982.- 90 с,
90. Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий
и курсантов летных училищ; гражданской авиации (РФП ЛСГА-83).-
М.: Воздуш. трансп., 1983.- 152 с.
91. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. -Л.: ЛГУ. 1977.- 175 с.
92. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопр. психол., 1961.-№ 1.-С.51-56
93. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л.И. Харусовой / Общ. ред. Ю.П. Адлера.- М.: Прогресс,
1976.-496С.
94. Готлиб А.Е. Построение психофизиологической шкалы // Новые исследования в психологии, 1987.- № 1.- С. 17-22
95. Лучков В.В. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, Сер. 14.
Психология, 1987.- № 2.- С. 46-59
96. Обстоятельства и причины катастрофы Ту-154 в районе Уберлинген.
Столкновение в полете с воздушным судном 01.07.02. Материалы главного
банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России.
Автоматизированная информационная система авиационных происшествий
эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСА-ПЭ).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Современные проблемы предотвращения авиационных
происшествий, обусловленных проявлениями человеческого фактора….
1.1. Взаимодействие элементов эргатической системы
"экипаж - воздушное судно-среда-УВД" и их влияние
на безопасность полетов………………………………………………………
1.2. Фундаментальные понятия человеческого фактора в летной
деятельности……………………………………………………………………
1.3. Модели систем обеспечении безопасности полетов……………………
1.3.1. Модель небезопасных действий………………………………………
1.3.2. Модель Ризона…………………………………………………………
1.3.3. Модель SHEL…………………………………………………………
Раздел 2. Анализ программ подготовки летного состава с учетом
проявлений человеческого фактора………………………………………
2.1.1 Программа CRM……………………………………………………
2.1 2. Программа LOFT……………………………………………………
2.1 3. Программа CFIT (Controlled Flight Into Terrain)……………………
2.14. Программа ALAR……………………………………………………
21.5. Программа ADM……………………………………………………
21.6. Руководство ERAU……………………………………………………
2.2. Психофизиологические опасные факторы, обусловленные
особенностями профессиональной деятельности авиационного
оператора………………………………………………………………………
Раздел 3. Обеспечение безопасности учебных полетов при управлении
процессом профессиональной подготовки курсантов-пилотов
по человеческому фактору……………………………………………………
3.1. Мотивация к безопасной деятельности…………………………………
3.2. Анализ опыта разработки и применения теста для диагностики
иррациональных профессионально-мыслительных способностей…………
3.3. Рекомендации по усовершенствованию профессионально- психологического отбора и комплексного психологического тестирования в процессе первоначальной подготовки пилотов…………………………………
3.4. Необходимость модернизации управления безопасностью полетов
по человеческому фактору при первоначальной подготовке пилотов……
Раздел 4 Экономическая оценка неприемлемого риска
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение
1.1 Взаимодействие элементов эргатической системы
"Экипаж - воздушное судно-среда-УВД'' и их влияние на безопасность полетов.
Непрерывный рост объёма перевозок в ГА приводит к необходимости повышения надежности авиационной техники (рис, 1.1. - а) [1]. Однако за последние 30 лет показатели аварийности увеличились практически в 10-15 раз за счёт проявления ЧФ [2]. В связи с этим и в виду усложнения бортовых систем всех типов ВС и наземного оборудования управления полетом возникает необходимость повышения эффективности всего комплекса профессиональной подготовки и профессиональной подготовленности авиационных операторов.
Структура зависимости причин-факторов, определяющих нарушения состояния безопасности полетов при летной эксплуатации воздушных судов гражданской авиации, показывает взаимосвязь проявления человеческого фактора
с динамикой феноменологической кривой-кривой безопасности (рис. 1.2).
Рис. 1.1.
...
1.2. Фундаментальные понятия человеческого фактора в летной
деятельности
Ввиду возможности совершения оператором ошибочных действий, что в
значительной степени снижает эффективность работы даже совершенных технических средств обеспечения БП, необходимо, видимо, направить усилия специалистов в области обеспечения БП на изучение феномена "человеческого" элемента" в эргатической системе "экипаж - ВС - среда - УВД".
Конец 70-х и 80-те года XX ст. характеризуется усилением внимания к
учету роли ЧФ в ГА.
...
особенностями профессиональной деятельности авиационного
оператора
Решение проблемы обеспечения безопасности полетов строится на концепции предупреждения проявления сочетаний опасных факторов при выполнении полета. Особую значимость, применительно к работе летных операторов, имеет установление взаимосвязи проявления опасных факторов, характерных для функциональной деятельности специалиста, с психофизиологическими опасными факторами (ПФОФ), определяющими существо проявления ЧФ.
Позиционное формулирование ПФОФ (феноменов) позволит повысить готовность к предотвращению проявлений сочетаний опасных факторов для цели повышения эффективности высокой надежности функционирования экипажа во внутрикабинном пространстве (на базе системы профессиональной подготовки авиационных операторов).
...
1. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм повышения надежности
человека оператора. - Л.: ЛГУ, 1977. - 112 с.
2. Оуэне Ч.А. Летная эксплуатация (организация работы экипажа): Пер. с
англ. И.М. Алявзина. - М.: Транспорт, 1987. - 237 с.
3. Рева А.Н., Тумышев К.М. Эргономические основы первоначальной профессиональной подготовки пилотов: Монография. - Алматы, 2000. - 272 с.
4. Корчемный П.А. Психология летного обучения. - М.: Воениздат, 1986. - 136 с.
5. Клир Дж. Системология: Автоматизация решения системных задач /
Пер. с англ. М.А. Зуева; Под ред. А.И. Горлина.- М.: Радио и связь, 1990.- 544 с.
6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб.
пособ. - М.: Высш. шк., 1989.- 367 с.
7. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. - Док.
ИКАО 9422 - AN / 923.- Монреаль, Канада, 1984.- 144 с.
8. Литвиненко Д.М. Методическое пособие для летчиков-инструкторов по
изучению индивидуально-психологических особенностей курсантов и психологической подготовке их к полетам. - Балашов, 1981.- 54 с,
9. Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова.- М.: Медицина, 1986.- 580 с,
10. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ил-62 86513 ЦУМВС
при взлете в аэропорту Шереметьево 06.07,82. Ложная информация о пожаре.
Выключение 2-х двигателей в полете. Сваливание на крыло. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИ-САПЭ).
11. Губанов А.А., Захаров В.В., Коваленко А.И. Введение в системный
анализ: Учеб. Пособ. /Науч. ред. Л.А. Петросян. - Л.: ЛГУ, 1988,- 288 с.
12. Погребняк В.И. Учет человеческого фактора при обучении летного состава // Проблемы безопасности полетов: Ежемесяч, бюл. - М.: ВИНИТИ, 1985,-
№10.-С. 3-14
13. Ошибки пилота: Человеческий фактор / Пер. с англ. А.С. Щеброва.- М.:
Транспорт. 1986.- 262 с.
14. Картамышев П.В., Игнатович М.В., Оркин А.И. Методика летного обучения / Под ред. П.В. Картамышева. - М.: Транспорт, 1987,- 297 с.
15. Оптимизация профессиональной деятельности инструктора авиационного
тренажера: Науч. практ. реком. / А.Н. Рева, В.А. Горячев. В.А. Кузнецов;
Под ред. А.Н. Ревы, В.А. Бодрова. - М.: ИПАН, 1990.- 125 с.
16. "Программа CRM - оптимизация ресурсов экипажа" - Руководство
ИКАО-Док. 8387, 1999.
17. "Программа LOFT" - Руководство для тренировки экипажей на КТС. -
Руководство ИКАО - Док. 10347, 2001.
18. "Программа CFIT" - Руководство ИКАО. "Об оценке рисков столкновений ВС, управляемых с земли" -РЖАО, Док. 10531, 1998.
19. Программа (проект) предотвращения столкновений исправных воздушных судов с землёй и препятствиями в управляемом полёте (CFIT). ФАС
Россия. 1999.
20. "Программа ALAR" - Руководство РПСАО по оценке рисков на основе
"Теории и практики управлении рисков". Совещание в МАК, Док. BASP-5445,
М.: 2002.
21. "Программа АСА" - Руководство ИКАО по оценке рисков на этапах
посадки ВС, - ИКАО, Док. 9122- AN/920, 2001.
22. Системы сигнализации близости земли - PROXIMITY WARNING DEVICES NEAR DECISIJN BY FAA ON INSTALLATION, CREW RESPONSE. -
"AIR TRANSPORT WOLDS", 1981,'VOL. 18, № 4, pp. 63-65, 69, перевод с английского языка. Мю: 1981.
23. Г. Вестфаль. Система оповещения близости с землёй. WEST-PHAL G.
DAS BODENANNAHERUNGS-WARNSYSTEM. - TACHNSCH - OKONOMISCHE
INFORMATION DERZIVILENLUFTFAHRT', 1979, VOL. 15, № 1, S.
38-44. перевод с немецкого языка. М.: 1980. 13 с.
24. "Описание интерфейса SHEL" = - Руководство РЖАО, Dos 7124 -
AN/1500, РПСАО, 1998.
25. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. DOC
9122-AN/923.
26. "Руководство РПСАО по расследованию АП по методу цепей Дж. Ризо-
на", ИКАО Док. 7632R/AN 10012,1997.
27. "Применение метода слоев Дж. Ризона для предотвращения АП в системе
"Экипаж ВС" - УВД" - Руководство ИКАО, 1998.
28. "Оценка последствий неправильно принятых решений линейного персонала - по схеме Дж. Ризона" - Руководство РЖАО, Док. 7632R/AN10251
1999.
29. "Оценка последствий факторов психофизиологического состояния операторов УВД на ВП по методу Дж. Ризона". - Руководство РЖАО, DOL
ХХА/1380. 2000 г.
30. "Методология оценки влияния ЧФ на БП в ГА на основе SHEL". - Руководство ИКАО, Док. 17383/AN, 2000.
31. "Методика оценки последствий ЧФ на БП" - Руководство Евроконтро-
ля (ERAU), Брюссель, 1998.
32. "Оценка влияния ЧФ на точность посадки ВС и Уровень БП в Европейской зоне УВД". - Руководство Евроконтроля (ERAU), Брюссель, 1998г.
33. Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов: Психологические особенности. - М.: Транспорт, 1989. 230 с.
34.Анализ статистики о БП с ВС типа "Боинг" за период 1992 — 2002 г.;
Док. BASP - 5405, 2003 г. - МАК, Москва 2003.
35.Программа фонда FSF по ЧФ в ГА на этапах принятия решения при дефиците времени", - Руководство FSF, РЖАО, 1999.
36. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 в районе аэропорта Хабаровск 06.12.95. Пространственная дезориентация в полете. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гра жданской
авиации России, Автоматизированная информационная система авиационных
происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург :
2004. (АИСАПЭ).
37. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 при заходе на
посадку в аэропорту Лонгийр (Шпицберген). Нарушение схемы захода на посадку
29.08.96 Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях
гражданской авиации России. Автоматизированная информационная
система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия
ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСАПЭ).
38. Обстоятельства и причины катастрофы с самолетом Ту-154 при заходе
на посадку в аэропорту Иркутск 03.07.01. Штопор. Материалы главного банка
данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург : 2004. (АИСАПЭ).
39. Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопр. психол., 1982.- № 1.- С. 29-39
40. Поддубный СЕ. Методика совместимости личности малой группы //
Методики социально-психологической диагностики личности и малой группы:
Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.21-29
41. Shealey J.E. Risk-taking in skilled task performance // Proceedings of the
Eighteenth Annual Meetings of the Human Faactors Society.- Human Factors Society,
Santa Monica, Canada, 1974
42. Shaw L., Sichel H.S. Accident proneness: Research in occurance, causation
& prevention of roal accidents.- N.-Y., Pergamon, 1971
43. Taylor R.N., Dunnette M.D. Influence of dogmastism, risktaking propensity
& intelligence in decision-making strategies for a sample of industrial manages //
Joumaj of Applied Psychology, 1974, 59.- p.420-423
44. Lester L.F. & Bombaci D.H. The relantionship between personality and irrational Judgment in Civil pilot // Human Factors, 1984, 26.- p.565-572
45. Kogan N. & Wallach M. Risk taking: A study in cognition and perso-nality.-
N.-Y.- Holt, Rinehart, and Winston, 1964
46. Мюллер П., Пойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике: Пер. с нем. В.М. Ивановой.- М.: Финансы и статистика, 1982.- 278с.
47. Лакин Г.Ф. Биометрия,- М.: Высш. шк., 1990.- 352 с.
48. Обстоятельства и причины катастрофы самолета А-310 TN62 Авиакомпании «Аэрофлот РМАЛ» в районе г. Междуреченска 22.03.94. Сваливание на крыло. Потеря пространственного положения в полете. Материалы главного банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России. Автоматизированная информационная система авиационных происшествий эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСАПЭ).
49. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1987.- № 4.- С.33-42
50. Лукьякова Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным
уровнем летной успеваемости // Космическая биология и авиакосмическая медицина, 1977.- №11.- С.73-78
51. Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или
психологический норматив // Психол. ж., 1986, Т.7.- № 3.- С. 136-142
52. Лупандин В.И. Психофизическое шкалирование.- Свердловск: СГУ,
1989.- 238 с.
53. Сборник методических материалов по проблеме CFIT. Материалы семинара по проблеме предотвращения авиационных происшествий категории CFIT — для использования в практической работе лётной службы эксплуатанта,
авиационных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов
по проблеме обеспечения безопасности полётов с элементами CFIT. (руководитель семинара и главный редактор Таршин Ю.П. - ФСВТ). Изд. УВАУ, г. Ульяновск: 2000 г., с. 289.
54. Коваленко Г.В., Крыжановский Г.А., Сухих Н.Н., Хорошавцев Ю.Е.
(Под редакцией Крыжановского Г.А.). Совершенствование профессиональной
подготовки лётного и диспетчерского состава. - Транспорт, М.: 1996.- 320 с.
55. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1987.- 254 с.
56. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: (Психология военного управления).-
М: Воениздат, 1989.- 350 с.
57. Куклев Е.А. "Профили рисков по GAIN", обз. статьи "Оценивание рисков
катастроф на основе цепей случайных событий". - журнал НТТС, г. Москва 2002г.
58. Куклев Е.А. "О едином подходе к оцениванию безопасности на транспорте на основе моделей рисков". Проблемы транспорта". № 4, PAT, 2002.
59. Руководство по расследованию авиационных происшествий. Док.
ИКАО 6920 - AN / 855 / 4.- Монреаль, Канада, 1970
60. Факторное управление БП с учётом статистики АСУ БП ГА
61. Рева А.Н. Учет человеческого фактора при эргономическом анализе
профессиональной деятельности ЛС ГА // Интенсификация профессиональной
подготовки кадров в условиях ускорения НТП и повышения роли человеческого
фактора: Тез. докл. Всесоюз. науч. практ. конф.- Кировоград, 29-30 сент.
1987 г. - Кировоград: КВЛУГА, 1987.- С.70-71
62. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании).- Л.: ЛГУ, 1976.- 248 с.
63. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полётов
самолёта. "Машиностроение" М.: 2003 г.
64."Определение рисков грубых посадок ВС в условиях проявления ЧФ" -
Методическое руководство "Боинг", В ASP - 5405/3, МАК, 2002.
65. "РЛЭ"-ДВТ, 1999.
66. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск.
В.Н. Поруса / Общ. ред. И.В. Равич-Щербо.- М.: Прогресс, 1982.- 231 с.
67. Грабчак П.Т. Основы психофизиологии летного труда: Учеб. пособ.- Л.:
ВАУ ГА, 1970.-91 с.
68. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. ж., 1982.- Т.З - № 6
- С.35-44
69. Логвинов И.И. Р1митационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Вопр. психол., 1978.- № 6.- С.60-72
70. Бондарев Э.В., Дьяконов И.Ф., Загрядский В.П. Методы исследования
личностных характеристик специалистов ВВС: Учеб. пособ,- Л.: ВМА им. СМ.
Кирова, 1981.-134 с.
71. Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем.- М.: Мир, 1990.- 208с.
72. Исследование мотивации студентов-пилотов к безопасной деятельности
в особых случаях полета / Б.П. Костюченко, В.Г. Пюро, А.В. Рахманов,
А.Н. Рева // XLII Студенческая научно-техническая конференция: Тезисы докладов. - К.: КИР1ГА, 1994.- С. 25 ;
72. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.т.: Пер. с нем. / Под
ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.- Т.1.- 408с.; Т.2.- 392с.
73. Котик М.А. Психология и безопасность.- Таллин.: Валгус, 1989.- 448с.
74. Эренберг А. Анализ и интерпретация статистических данных: Пер. с
англ. Б.И. Клименко / Под ред. и с предисл. А.А. Рывкина.- М.: Финансы и статистика. 1981.- 406 с.
75. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул.- М.: Высш. шк., 1988.- 239 с.
76. Бабаскин В.В., Чепига В.Е. и др. (Под редакцией профессора Чепиги
В.Е.). Сдвиг ветра в лётной эксплуатации. — Монография, Академия ГА. СПб.:
2002 г., 146 с.
77. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.-
Л.: ЛГУ. 1972.-430с.
78. Кондрацкий А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию
риска // Вопр. психол., 1982.- № 3.- С133-136
79. Поляков В.Е., Рева А.Н., Чатковский Л.Ф. Об изменении психофизиологических качеств личности курсантов-пилотов в процессе обучения // Вопросы психофизиологии труда летного и диспетчерского состава: Межвуз. тематич. сб. науч. тр,- Л.: АГА, 1981.- С 52-57
80. Рева А.Н., Бекмухамбетов А.А. Система мотивов курсантов-пилотов к
безопасной деятельности в особых случаях полета // Перспективы развития
гражданской авиации и подготовка высококвалифицированных кадров: Сб. тр.
1-й междун. конф. /Под ред. проф. К.Б. Алдамжарова.- Алматы, 18-22 сент.
2000 г.- Алматы, 2000.- Ч. П. - С.114-123
81. Рева А.Н., Исмаилов М.Б., Бухарбаев М.А. Развитие практических методов оценки силы мотива пилота-инструктора к безопасной деятельности //
Научные труды академии.- Вып. 2.-Кировоград: ГЛАУ, 1997.- С.115-118
82. Шпаченко Д.И. Методы изучения индивидуально-психологических
особенностей курсантов летных училищ.- Ростов-на-Дону. 1976.- 72 с.
83. Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения отношений //
Человек и общество: Ученые записки ЛГУ.- Вып.VII.- Л., 1970.- С.98-103
84.. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 в аэропорту
Пулково 23.05,91 «К» а\п Пулково. Грубое приземление. Материалы главного
банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России.
Автоматизированная информационная система авиационных происшествий
эксплуатанта (1979-2004 годы). Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСА-ПЭ).
85. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых
групп с учетом совместимости и срабатываемости // Социально-психологические
методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие: Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.46-58
86. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к изучению психологической
совместимости //Вопр. психол., 1981.- № 6,- С.98-101
87. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических
различий.- М., 1979.- 352 с.
88. Рева А.Н. Организация отбора и профессиональной подготовки летного
состава гражданской авиации: Метод, указания курсантам В ЛУГА по курсу
«Организация летной работы».- Актюбинск: АВЛУГА, 1985. - 48 с.
89. Пособие летчику-инструктолру по психологической подготовке курсанта
к полету / Общ;, ред. В.В. Гришина.- Ейск, 1982.- 90 с,
90. Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий
и курсантов летных училищ; гражданской авиации (РФП ЛСГА-83).-
М.: Воздуш. трансп., 1983.- 152 с.
91. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. -Л.: ЛГУ. 1977.- 175 с.
92. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопр. психол., 1961.-№ 1.-С.51-56
93. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л.И. Харусовой / Общ. ред. Ю.П. Адлера.- М.: Прогресс,
1976.-496С.
94. Готлиб А.Е. Построение психофизиологической шкалы // Новые исследования в психологии, 1987.- № 1.- С. 17-22
95. Лучков В.В. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, Сер. 14.
Психология, 1987.- № 2.- С. 46-59
96. Обстоятельства и причины катастрофы Ту-154 в районе Уберлинген.
Столкновение в полете с воздушным судном 01.07.02. Материалы главного
банка данных об авиационных происшествиях гражданской авиации России.
Автоматизированная информационная система авиационных происшествий
эксплуатанта (1979-2004 годы), Академия ГА, Санкт-Петербург: 2004. (АИСА-ПЭ).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую