Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Государственное регулирование национальной экономики Таджикистана

  • 92 страниц
  • 2014 год
  • 634 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Развитие мировой экономики в конце прошлого века и в начале нынешнегонового тысячелетия происходит на фоне или под воздействием космического прогресса науки и техники, непредсказуемости разного рода экономических и природных катаклизмов, усиления глобализационных процессов, обострения общепланетарных эколого-социальных проблем, а также столкновения геополитических интересов некоторых крупных держав.
Воздействие вышеотмеченных условий в каждом отдельном национальном хозяйстве объективно обусловили возрастание роли: и совершенствовании функций государства, при решении массы противоречащих между собой различных проблем не только внутристранового, но и международного характера. Это говорит о том, что в современных' условиях развития; мировой экономики объективно предъявляются новые требовании к совершенствованию процесса взаимоотношений . государства со всеми субъектами , национального хозяйства. Из истории общеизвестно, что вопросы установления оптимального уровня взаимоотношений государства' и других уровней управления являлся; предметом острых дискуссий- среди различных школ экономической мысли. В результате этого взаимоотношения государства и других уровней интерпретируется с разных сторон и характеризуется многообразием. Назовём некоторые из них: воздействие государства на экономику; экономическая политика государства, вмешательство государства в экономику,' государственное регулирование экономики, экономическая деятельность государства, государственное; предпринимательство, государственный сектор (уклад) экономики, государственная собственность и т.п. Однако все они отражают разные аспекты одного и того же явления, то есть процесса взаимоотношений государства с субъектами экономики.
В частности по этому поводу в экономической литературе отмечено: «Взаимодействие влияния государства, экономики и общества реализуется в целом следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества; общество «воспитывает» государство, указывает бизнесу цели и ограничения развития».
По этому поводу, и в современной литературе, и' в марксистской теории, написано достаточно много. Не вдаваясь в подробности, отметим, что общие контуры государственного вмешательства в целом охарактеризованы в следующем:
а) существование государства как политического и правового института в обществе, предназначенное для обеспечения политической стабильности в стране и эмиссара необходимых законов, устанавливающих «правила игры» для всех субъектов экономики;
б) вмешательство государственных органов власти в разрешении некоторых экономических вопросов, а именно в сферах обмена, распределения и потребления, для того, чтобы обеспечить социально- экономическую справедливость;
в) хозяйственная деятельность государства в сфере производства в виде совокупности принадлежащих ему предприятий;
Первое положение можно охарактеризовать как косвенную функцию, но важное составляющее условие взаимоотношений государства в обществе, а две других видов деятельности правительства как «непосредственная, прямая экономическая деятельность». Косвенная и непосредственная экономическая деятельность государства в целостности и единстве являются основой для формирования понятия «экономической роли государства», характеризующего взаимодействие государства, экономики и общества в целом.
Говоря иначе перечисленные выше основные характерные черты, являются составляющими частями влияния государства на общество, кроме
того, в любом обществе они, выступают в целостности и тем самым взаимно дополняют и обусловливают друг друга. Доказать это не составляет труда. Можно просто логично предполагать, что от характера принятия государством как политического и правового института, законотворческой деятельности и их реализации, задачи обеспечения политической стабильности, принятии экономического курса прямо зависит решения вопросов государственного распределения ресурсов и предпринимательства. И наоборот, непосредственная экономическая деятельность государства, влияет и на его косвенную (надстроечную) деятельность.
Однако, несмотря на это в данном вопросе среди экономистов существует мнение о том, что при установлении взаимоотношений государства с другими субъектами экономики, должны быть поддержаны и соблюдены определённые пропорции или лимит, предел воздействия. Например, по этому поводу в одной из книг написано, что: «Государство, экономика и общество, каждая из них обладает внутренними источниками собственного развития, но социально-экономическое развитие саны в целом может быть успешным только тогда, когда между ними наблюдается определённый баланс. Если одна из подсистем явно доминирует над другим, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства». При ответе на вопрос: каким должен быть уровень взаимоотношений государства с другими субъектами, среди экономистов уже несколько десятилетий идет жесточайший спор.
Большой вклад в теорию государственно-монополистического регулирования экономики внесли советские ученые, к числу которых можно отнести Ю. М. Осипова, М.А. Сажину, С.М. Меньшикова, С.А. Далина, С.В. Гришина, А.Д. Бородаевского, И.К Шереметьеву, 3. Романову, Н.В. Волкова, Л.И. Александрова и др.
Регулирование рыночной экономики, в качестве одной из стратегических задач антикризисной политики государства в условиях современного Таджикистана подчеркнуто в выступлениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона.
В связи с этим особую важность приобретают вопросы определения необходимых и максимальных границ государственного вмешательства в экономику в переходный период, а также вопросы совершенствования форм и методов государственного регулирования переходной экономики.
Нам представляется, что в удовлетворении данного научного интереса первым шагом может быть исследование функций государства в условиях переходного периода, поскольку истинное значение роли и места государства в обществе проявляется в реализации им своих собственных функций, определяя содержание экономической роли государства в обществе.
Цель исследования: является изучение особенностей государственного регулирования национальной экономики Таджкистана.
Объектом исследования является роль государства в экономических отношениях.
Предметом исследования является анализ теоретических основ регулирования национальной экономк Таджикистана.
В соответствие с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Выделить роль государства в национальной экономике.
2. Изучить типы государственного регулирования экономики.
3. Расотреть бюджетный сектор национальной экономики Таджикистана.
4. Выделть некоторые аспекты совершенствования государственного регулирования экономики в переходных условиях.
5. Предложить совершенствование элементов режима государственного регулирования экономики Республики Таджикистан.
Теоретико-методологическую основу составляют труды классиков экономической мысли, отечественных и зарубежных ученых- экономистов в области теории государственного сектора экономики и макроэкономического регулирования национального хозяйства.
Методы исследования: сравнение, обобщение, табличное представление фактических данных. Информационной базой диссертации выступают официальные статистические данные, опубликованные Государственным статистическим агентством Республики Таджикистан, а также законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан, материалы научных конференций, аналитические и исследовательские материалы, информационные ресурсы сети «Internet», материалы статистических органов других стран, опубликованные в открытой печати.


Введение 3
Глава 1. Государственная национальная экономика: особенности, функции правительства и регулирование 8
1.1.Роль государства в национальной экономике 8
1.2. Типы государственного регулирования экономики 14
1.3. Правительственное регулирование экономики и её обусловленность 26
Глава 2. Бюджетный сектор национальной экономики Таджикистана 29
2.1.Проблемы преодоления бедности 29
2.2. Правительственные расходы и налоги 37
Глава 3. Некоторые аспекты совершенствования государственного регулирования экономики в переходных условиях 47
3.1. Необходимость совершенствования форм и методов 47
государственного регулирования 47
3.2.Совершенствование элементов режима государственного регулирования экономики Республики Таджикистан 66
Заключение 87
Список использованной литературы 90

Заключение
Анализ широкого спектра имеющейся в данной области научной литературы, позволяет сказать, что в целом отечественная наука признает необходимость социальной ориентированности реформ, значительно более непосредственного участия и вмешательства государства в сферу экономики с целью регулирования в условиях развития Республики Таджикистан в • переходный период. Однако, еще не была дана детальная оценка реальных возможностей и форм адаптации имеющегося мирового опыта в местных, экономических условиях Таджикистана.
Эта оценка предполагает как анализ эволюции систем методов государственного регулирования уже известных и имевших место когда-либо в экономической практике разных стран, так и анализ потенциальных возможностей адаптации этого опыта (экономическую возможность) и специфику адаптационных форм в условиях Таджикистана. Проведенное именно в этом направлений исследование позволяет сделать ряд заключений и выводов: -
1. Анализ эволюции экономической мысли в области теории и методологии государственного регулирования экономики показывает, что изменение представлений о содержании государственного регулирования экономических процессов никогда не отрицало полностью необходимость вмешательства государства в экономическую сферу. Менялись лишь представления о принципах и формах этого вмешательства.
2. Для экономики стран, переживающих переходный период, самым важным содержанием реформенных мероприятий является то, что поиск новых нетрадиционных путей, способствующих наиболее оптимальному, перспективному экономическому развитию приводит к осознанию не¬обходимости активизации «организационных» функций государства. Очень важным моментом в процессе государственного регулирования экономики в переходный период является использование приемов и форм регулирования, выходящих за рамки «собственно экономического» вмешательства государства в экономический процесс. В условиях становления национальной государственности очевидна необходимость более глубокого государственного участия в экономике, особенно в вопросах собственности. Экономическая стратегия и тактика государства в переходный период должна быть гибкой и дифференцированной. В случае необходимости возможны проявления «воспитательного регулирования».
3. В реализации разработанных программ государству необходимо в переходный период создать промежуточную структуру государственных органов. Эти органы образуют «вспомогательную рабочую» структуру в. системе управления экономикой, которыедолжны стать координирующими звеньями в системе управления экономикой. Регулирующую роль государства должны исполнять законодательные органы, министерства и ведомства, функция которых заключается в создании «законодательного поля» деятельности субъектов хозяйствования — участников рыночного процесса.
4. Совершенствование режима государственного регулирования эко¬номию! Республики Таджикистан, несомненно, неразрывно связано со становлением рыночных форм хозяйствования. Отказ от директивных методов управления экономикой является окончательным. Но, анализ условий экономического развития Республики Таджикистан свидетельствует о том, что определенный компонент директивности в настоящее время, является необходимым в общей направленности государственной экономической политики, особенно в сфере материального производства.
— Таким образом, государство в целях ускорения экономических реформ и вывода экономики республики из кризиса должно провести в жизнь систему регулятивных мер, необходимых в переходный период в местных условиях. Необходимо упорядочение деятельности специальных государственных органов целевого назначения имеющих функции долгосрочного регулирования, сочетающих в своей деятельности решение задач экономического и социального регулирования. Кроме того, государство должно способствовать восстановлению конкурентоспособности предприятий, вести систему гарантий внешним инвесторам со стороны го¬сударства, выступать в качестве кредитора и гаранта частным кредиторам предприятия. Эти меры становятся эффективными когда государство создает благоприятную обстановку для развития государственно-частного партнерства.

Список использованной литературы
1. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 30.04.07. № 260.
2. Анисимов А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен.// Российский экономический журнал. 1992. - № В. - С. 95-101.
3. Афанасьев B.C. Давид Рикардо. -М.: Экономика, 1988. - 128с.
4. Асроров И.А. Политика занятости и пороговый уровень безработицы, анализ мирового опыта.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. -№ 2.-С. 34-41.
5. Алехин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора- Учебное пособие,- Пенза: изд. ПГУ, 2010.
6. Аганбегян А. Г. О модернизации общественного про¬изводства России // Инновации. - 2012. - № 1 (159). - С. 36.
7. Болотина Е.В. Организационные основы французского муниципального управления: Монография.- СПб: ГУАП, 2006.
8. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 4.
9. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - №.2.
10. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2010. - № 3.
11. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 6.
12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп./ Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 834 л.
13. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. - Мн.: ООО «Мисанта», 1996. – 360 с.
14. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.
15. Гэлбрэйт Дж. Новое индустриальное общество. - М .: Прогресс, 2008. - С. 365.
16. Динаршоев П.М. Роль государства в реализации приоритетов социально- экономического развития. // Известия АН Республики Таджикистан. 2002. - № 3. - С.45-56.
17. Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику.// Вопросы экономики.2005. - №4. -С.140-141.
18. Законодательство в сфере экономики Республики Таджикистан. Душанбе, 2007, ч.1
19. Кимельман С. Неоиндустриализации препятствует государство-рантье. // Экономист. - 2011. - № 8. - С. 34-35.
20. Карташов О.А. Роль государственного сектора экономики в развитии на¬ционального и мирового хозяйства: монография. - М.: РГТЭУ, 2009. -12 печ. л.
21. Карташов О.А. Роль государственного сектора в странах с развитой эко¬номикой // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2008, №2 (29).
22. Каюмов Н.К. Еще раз о необходимости ускорения темпов экономического роста.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2006. -№ 2. -С. 65 - 66.
23. Каюмов Н. К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходной период. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2001. -№3.-С.И7- 118.
24. Карташов О.А. Приватизация и мировые приватизационные процессы // Вестник Российского государственного торгово-экономического универ¬ситета. 2009, №5 (32).
25. Карташов О.А. Государственные корпорации как способ управления го¬сударственной собственностью // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общест¬ва». В рамках Васильевских чтений (ч. IV) - М.: РГТЭУ, 2009.
26. Коновалова М., Евсеев О. Развитие инновационной инфраструктуры в процессе модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9 Часть1. - С. 146-148.
27. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Пер. с нем. -М., 1993.
28. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – 2-е изд., пераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 834 с.
29. Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория// Вопросы экономики. - 2010. -№ 3. - С. 65-66.
30. Милль Д. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007. - 950с. -
31. Михеев В.В. В поисках альтернативы. Азиатские модели развития: социалистические и "новые индустриальные страны". М.: Международные отношения, 1990. - 375с.
32. Назаров Т. Внешняя политика в системе факторов международного сотрудничества. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. — №2. -С. 11-14.
33. Назаров Т.Н. Рынок в системе международного экономического сотрудничества. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. — №1. -С.26.
34. Назаров Т.Н. Некоторые проблемы развития рыночной экономики и повышения её эффективности.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе. 2006. - № 2. - С.54-57.
35. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой//Вопросы экономики. 1992. — №11. -С. 109-110.
36. Нуреев Р. Теория развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики. // Вопросы экономики. - М., 2000. - №4. -С.137.
37. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан. - Худжанд: Изд-во «Рахим Джалил», 2005. -С. 11.
38. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. (Утвержден Постановлением Маджлиси Намондагон Маджлиси Оли Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 704). — Душанбе, 2007.
39. Мир-Акилов Г.М. Макро- и микроэкономическая политика в Респуб-лике Таджикистан. // Материалы научно-теоретической конферен¬ции, посвящённой проблемам макро- и микроэкономики Республики Таджикистан. - Душанбе, 1996. — С. 3-11.
40. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Начала экономики. Москва. Выс-шая школа. 2004.
41. Мозиас П. Совместное предпринимательство в КНР. // Экономиче-ские науки. - 1990. - № 10. - С. 44-52.
42. Музаффаров А.М. Трудности и перспективы экономического разви-тия республики в условиях рыночных отношений. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 1998. - № 1. - С. 35-46.
43. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
44. Петраков Н. К вопросу о модернизации экономики //Экономист. - 2010. - № 12. - С. 6-7.
45. Пауль Вольфенс. Основы экономической политики.- СПб: ДБ, 2002.
46. проблемы, мировой опыт/ ответ. Ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М; ЗАО, Издательство «Экономика», 2004. -715 с.
47. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт/ ответ. Ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М; ЗАО, Издательство «Экономика», 2004. -715 с.
48. Разновидности рыночного хозяйства.// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1993, - №2. - С. 62-67.
49. Рахимов Р.К. Особенности и факторы экономического роста в условиях переходной экономики.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2006. -№2. -С.74-97.
50. Рахимов Р.К. К вопросу о финансово-кредитных рычагах развития экономики Таджикистана.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2005г. -№ 4. -С. 34 -57.
51. Рахимов Р.К. Теория и практика денежно-кредитной политики. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2007. -№2. - С. 5¬19.
52. Русинов Ф.М., Магомедов М.М. Основы государственного регулирования смешанной экономики в системе рыночных отношений России. Учебное пособие. М.: 1997.– 248 с.
53. Статистический ежегодник РТ. - Душанбе, 2010.
54. Статистический ежегодник: Таджикистан 15 лет государственной независимости. Душанбе: 2013. -С.450-463.
55. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе. 2008.- С.418; 422.
56. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. - Мн.: Новоезнание, 2009.
57. Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - С. 97 - 98.
58. Ходов А.Г. Основы государственной экономической политики. Учебник. М. Изд. БЕК, 1997. – 332 с.
59. Экономика: Учебник / под ред. Д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: изд. Экономистъ, 2006. – 831 с.
60. Экономика сельского хозяйства / Н. Я. Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА, 2007.
61. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства / Шпилько А. В. и др. - М., 2009.
62. Экономика сельскохозяйственного предприятия / Под ред. И. А. Минакова. - М.:2011

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Развитие мировой экономики в конце прошлого века и в начале нынешнегонового тысячелетия происходит на фоне или под воздействием космического прогресса науки и техники, непредсказуемости разного рода экономических и природных катаклизмов, усиления глобализационных процессов, обострения общепланетарных эколого-социальных проблем, а также столкновения геополитических интересов некоторых крупных держав.
Воздействие вышеотмеченных условий в каждом отдельном национальном хозяйстве объективно обусловили возрастание роли: и совершенствовании функций государства, при решении массы противоречащих между собой различных проблем не только внутристранового, но и международного характера. Это говорит о том, что в современных' условиях развития; мировой экономики объективно предъявляются новые требовании к совершенствованию процесса взаимоотношений . государства со всеми субъектами , национального хозяйства. Из истории общеизвестно, что вопросы установления оптимального уровня взаимоотношений государства' и других уровней управления являлся; предметом острых дискуссий- среди различных школ экономической мысли. В результате этого взаимоотношения государства и других уровней интерпретируется с разных сторон и характеризуется многообразием. Назовём некоторые из них: воздействие государства на экономику; экономическая политика государства, вмешательство государства в экономику,' государственное регулирование экономики, экономическая деятельность государства, государственное; предпринимательство, государственный сектор (уклад) экономики, государственная собственность и т.п. Однако все они отражают разные аспекты одного и того же явления, то есть процесса взаимоотношений государства с субъектами экономики.
В частности по этому поводу в экономической литературе отмечено: «Взаимодействие влияния государства, экономики и общества реализуется в целом следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества; общество «воспитывает» государство, указывает бизнесу цели и ограничения развития».
По этому поводу, и в современной литературе, и' в марксистской теории, написано достаточно много. Не вдаваясь в подробности, отметим, что общие контуры государственного вмешательства в целом охарактеризованы в следующем:
а) существование государства как политического и правового института в обществе, предназначенное для обеспечения политической стабильности в стране и эмиссара необходимых законов, устанавливающих «правила игры» для всех субъектов экономики;
б) вмешательство государственных органов власти в разрешении некоторых экономических вопросов, а именно в сферах обмена, распределения и потребления, для того, чтобы обеспечить социально- экономическую справедливость;
в) хозяйственная деятельность государства в сфере производства в виде совокупности принадлежащих ему предприятий;
Первое положение можно охарактеризовать как косвенную функцию, но важное составляющее условие взаимоотношений государства в обществе, а две других видов деятельности правительства как «непосредственная, прямая экономическая деятельность». Косвенная и непосредственная экономическая деятельность государства в целостности и единстве являются основой для формирования понятия «экономической роли государства», характеризующего взаимодействие государства, экономики и общества в целом.
Говоря иначе перечисленные выше основные характерные черты, являются составляющими частями влияния государства на общество, кроме
того, в любом обществе они, выступают в целостности и тем самым взаимно дополняют и обусловливают друг друга. Доказать это не составляет труда. Можно просто логично предполагать, что от характера принятия государством как политического и правового института, законотворческой деятельности и их реализации, задачи обеспечения политической стабильности, принятии экономического курса прямо зависит решения вопросов государственного распределения ресурсов и предпринимательства. И наоборот, непосредственная экономическая деятельность государства, влияет и на его косвенную (надстроечную) деятельность.
Однако, несмотря на это в данном вопросе среди экономистов существует мнение о том, что при установлении взаимоотношений государства с другими субъектами экономики, должны быть поддержаны и соблюдены определённые пропорции или лимит, предел воздействия. Например, по этому поводу в одной из книг написано, что: «Государство, экономика и общество, каждая из них обладает внутренними источниками собственного развития, но социально-экономическое развитие саны в целом может быть успешным только тогда, когда между ними наблюдается определённый баланс. Если одна из подсистем явно доминирует над другим, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства». При ответе на вопрос: каким должен быть уровень взаимоотношений государства с другими субъектами, среди экономистов уже несколько десятилетий идет жесточайший спор.
Большой вклад в теорию государственно-монополистического регулирования экономики внесли советские ученые, к числу которых можно отнести Ю. М. Осипова, М.А. Сажину, С.М. Меньшикова, С.А. Далина, С.В. Гришина, А.Д. Бородаевского, И.К Шереметьеву, 3. Романову, Н.В. Волкова, Л.И. Александрова и др.
Регулирование рыночной экономики, в качестве одной из стратегических задач антикризисной политики государства в условиях современного Таджикистана подчеркнуто в выступлениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона.
В связи с этим особую важность приобретают вопросы определения необходимых и максимальных границ государственного вмешательства в экономику в переходный период, а также вопросы совершенствования форм и методов государственного регулирования переходной экономики.
Нам представляется, что в удовлетворении данного научного интереса первым шагом может быть исследование функций государства в условиях переходного периода, поскольку истинное значение роли и места государства в обществе проявляется в реализации им своих собственных функций, определяя содержание экономической роли государства в обществе.
Цель исследования: является изучение особенностей государственного регулирования национальной экономики Таджкистана.
Объектом исследования является роль государства в экономических отношениях.
Предметом исследования является анализ теоретических основ регулирования национальной экономк Таджикистана.
В соответствие с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Выделить роль государства в национальной экономике.
2. Изучить типы государственного регулирования экономики.
3. Расотреть бюджетный сектор национальной экономики Таджикистана.
4. Выделть некоторые аспекты совершенствования государственного регулирования экономики в переходных условиях.
5. Предложить совершенствование элементов режима государственного регулирования экономики Республики Таджикистан.
Теоретико-методологическую основу составляют труды классиков экономической мысли, отечественных и зарубежных ученых- экономистов в области теории государственного сектора экономики и макроэкономического регулирования национального хозяйства.
Методы исследования: сравнение, обобщение, табличное представление фактических данных. Информационной базой диссертации выступают официальные статистические данные, опубликованные Государственным статистическим агентством Республики Таджикистан, а также законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан, материалы научных конференций, аналитические и исследовательские материалы, информационные ресурсы сети «Internet», материалы статистических органов других стран, опубликованные в открытой печати.


Введение 3
Глава 1. Государственная национальная экономика: особенности, функции правительства и регулирование 8
1.1.Роль государства в национальной экономике 8
1.2. Типы государственного регулирования экономики 14
1.3. Правительственное регулирование экономики и её обусловленность 26
Глава 2. Бюджетный сектор национальной экономики Таджикистана 29
2.1.Проблемы преодоления бедности 29
2.2. Правительственные расходы и налоги 37
Глава 3. Некоторые аспекты совершенствования государственного регулирования экономики в переходных условиях 47
3.1. Необходимость совершенствования форм и методов 47
государственного регулирования 47
3.2.Совершенствование элементов режима государственного регулирования экономики Республики Таджикистан 66
Заключение 87
Список использованной литературы 90

Заключение
Анализ широкого спектра имеющейся в данной области научной литературы, позволяет сказать, что в целом отечественная наука признает необходимость социальной ориентированности реформ, значительно более непосредственного участия и вмешательства государства в сферу экономики с целью регулирования в условиях развития Республики Таджикистан в • переходный период. Однако, еще не была дана детальная оценка реальных возможностей и форм адаптации имеющегося мирового опыта в местных, экономических условиях Таджикистана.
Эта оценка предполагает как анализ эволюции систем методов государственного регулирования уже известных и имевших место когда-либо в экономической практике разных стран, так и анализ потенциальных возможностей адаптации этого опыта (экономическую возможность) и специфику адаптационных форм в условиях Таджикистана. Проведенное именно в этом направлений исследование позволяет сделать ряд заключений и выводов: -
1. Анализ эволюции экономической мысли в области теории и методологии государственного регулирования экономики показывает, что изменение представлений о содержании государственного регулирования экономических процессов никогда не отрицало полностью необходимость вмешательства государства в экономическую сферу. Менялись лишь представления о принципах и формах этого вмешательства.
2. Для экономики стран, переживающих переходный период, самым важным содержанием реформенных мероприятий является то, что поиск новых нетрадиционных путей, способствующих наиболее оптимальному, перспективному экономическому развитию приводит к осознанию не¬обходимости активизации «организационных» функций государства. Очень важным моментом в процессе государственного регулирования экономики в переходный период является использование приемов и форм регулирования, выходящих за рамки «собственно экономического» вмешательства государства в экономический процесс. В условиях становления национальной государственности очевидна необходимость более глубокого государственного участия в экономике, особенно в вопросах собственности. Экономическая стратегия и тактика государства в переходный период должна быть гибкой и дифференцированной. В случае необходимости возможны проявления «воспитательного регулирования».
3. В реализации разработанных программ государству необходимо в переходный период создать промежуточную структуру государственных органов. Эти органы образуют «вспомогательную рабочую» структуру в. системе управления экономикой, которыедолжны стать координирующими звеньями в системе управления экономикой. Регулирующую роль государства должны исполнять законодательные органы, министерства и ведомства, функция которых заключается в создании «законодательного поля» деятельности субъектов хозяйствования — участников рыночного процесса.
4. Совершенствование режима государственного регулирования эко¬номию! Республики Таджикистан, несомненно, неразрывно связано со становлением рыночных форм хозяйствования. Отказ от директивных методов управления экономикой является окончательным. Но, анализ условий экономического развития Республики Таджикистан свидетельствует о том, что определенный компонент директивности в настоящее время, является необходимым в общей направленности государственной экономической политики, особенно в сфере материального производства.
— Таким образом, государство в целях ускорения экономических реформ и вывода экономики республики из кризиса должно провести в жизнь систему регулятивных мер, необходимых в переходный период в местных условиях. Необходимо упорядочение деятельности специальных государственных органов целевого назначения имеющих функции долгосрочного регулирования, сочетающих в своей деятельности решение задач экономического и социального регулирования. Кроме того, государство должно способствовать восстановлению конкурентоспособности предприятий, вести систему гарантий внешним инвесторам со стороны го¬сударства, выступать в качестве кредитора и гаранта частным кредиторам предприятия. Эти меры становятся эффективными когда государство создает благоприятную обстановку для развития государственно-частного партнерства.

Список использованной литературы
1. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 30.04.07. № 260.
2. Анисимов А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен.// Российский экономический журнал. 1992. - № В. - С. 95-101.
3. Афанасьев B.C. Давид Рикардо. -М.: Экономика, 1988. - 128с.
4. Асроров И.А. Политика занятости и пороговый уровень безработицы, анализ мирового опыта.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. -№ 2.-С. 34-41.
5. Алехин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора- Учебное пособие,- Пенза: изд. ПГУ, 2010.
6. Аганбегян А. Г. О модернизации общественного про¬изводства России // Инновации. - 2012. - № 1 (159). - С. 36.
7. Болотина Е.В. Организационные основы французского муниципального управления: Монография.- СПб: ГУАП, 2006.
8. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 4.
9. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - №.2.
10. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2010. - № 3.
11. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 6.
12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп./ Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 834 л.
13. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. - Мн.: ООО «Мисанта», 1996. – 360 с.
14. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.
15. Гэлбрэйт Дж. Новое индустриальное общество. - М .: Прогресс, 2008. - С. 365.
16. Динаршоев П.М. Роль государства в реализации приоритетов социально- экономического развития. // Известия АН Республики Таджикистан. 2002. - № 3. - С.45-56.
17. Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику.// Вопросы экономики.2005. - №4. -С.140-141.
18. Законодательство в сфере экономики Республики Таджикистан. Душанбе, 2007, ч.1
19. Кимельман С. Неоиндустриализации препятствует государство-рантье. // Экономист. - 2011. - № 8. - С. 34-35.
20. Карташов О.А. Роль государственного сектора экономики в развитии на¬ционального и мирового хозяйства: монография. - М.: РГТЭУ, 2009. -12 печ. л.
21. Карташов О.А. Роль государственного сектора в странах с развитой эко¬номикой // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2008, №2 (29).
22. Каюмов Н.К. Еще раз о необходимости ускорения темпов экономического роста.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2006. -№ 2. -С. 65 - 66.
23. Каюмов Н. К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходной период. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2001. -№3.-С.И7- 118.
24. Карташов О.А. Приватизация и мировые приватизационные процессы // Вестник Российского государственного торгово-экономического универ¬ситета. 2009, №5 (32).
25. Карташов О.А. Государственные корпорации как способ управления го¬сударственной собственностью // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общест¬ва». В рамках Васильевских чтений (ч. IV) - М.: РГТЭУ, 2009.
26. Коновалова М., Евсеев О. Развитие инновационной инфраструктуры в процессе модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9 Часть1. - С. 146-148.
27. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Пер. с нем. -М., 1993.
28. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – 2-е изд., пераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 834 с.
29. Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория// Вопросы экономики. - 2010. -№ 3. - С. 65-66.
30. Милль Д. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007. - 950с. -
31. Михеев В.В. В поисках альтернативы. Азиатские модели развития: социалистические и "новые индустриальные страны". М.: Международные отношения, 1990. - 375с.
32. Назаров Т. Внешняя политика в системе факторов международного сотрудничества. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. — №2. -С. 11-14.
33. Назаров Т.Н. Рынок в системе международного экономического сотрудничества. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. — №1. -С.26.
34. Назаров Т.Н. Некоторые проблемы развития рыночной экономики и повышения её эффективности.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе. 2006. - № 2. - С.54-57.
35. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой//Вопросы экономики. 1992. — №11. -С. 109-110.
36. Нуреев Р. Теория развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики. // Вопросы экономики. - М., 2000. - №4. -С.137.
37. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан. - Худжанд: Изд-во «Рахим Джалил», 2005. -С. 11.
38. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. (Утвержден Постановлением Маджлиси Намондагон Маджлиси Оли Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 704). — Душанбе, 2007.
39. Мир-Акилов Г.М. Макро- и микроэкономическая политика в Респуб-лике Таджикистан. // Материалы научно-теоретической конферен¬ции, посвящённой проблемам макро- и микроэкономики Республики Таджикистан. - Душанбе, 1996. — С. 3-11.
40. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Начала экономики. Москва. Выс-шая школа. 2004.
41. Мозиас П. Совместное предпринимательство в КНР. // Экономиче-ские науки. - 1990. - № 10. - С. 44-52.
42. Музаффаров А.М. Трудности и перспективы экономического разви-тия республики в условиях рыночных отношений. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 1998. - № 1. - С. 35-46.
43. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
44. Петраков Н. К вопросу о модернизации экономики //Экономист. - 2010. - № 12. - С. 6-7.
45. Пауль Вольфенс. Основы экономической политики.- СПб: ДБ, 2002.
46. проблемы, мировой опыт/ ответ. Ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М; ЗАО, Издательство «Экономика», 2004. -715 с.
47. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт/ ответ. Ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - М; ЗАО, Издательство «Экономика», 2004. -715 с.
48. Разновидности рыночного хозяйства.// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1993, - №2. - С. 62-67.
49. Рахимов Р.К. Особенности и факторы экономического роста в условиях переходной экономики.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2006. -№2. -С.74-97.
50. Рахимов Р.К. К вопросу о финансово-кредитных рычагах развития экономики Таджикистана.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2005г. -№ 4. -С. 34 -57.
51. Рахимов Р.К. Теория и практика денежно-кредитной политики. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2007. -№2. - С. 5¬19.
52. Русинов Ф.М., Магомедов М.М. Основы государственного регулирования смешанной экономики в системе рыночных отношений России. Учебное пособие. М.: 1997.– 248 с.
53. Статистический ежегодник РТ. - Душанбе, 2010.
54. Статистический ежегодник: Таджикистан 15 лет государственной независимости. Душанбе: 2013. -С.450-463.
55. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе. 2008.- С.418; 422.
56. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. - Мн.: Новоезнание, 2009.
57. Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - С. 97 - 98.
58. Ходов А.Г. Основы государственной экономической политики. Учебник. М. Изд. БЕК, 1997. – 332 с.
59. Экономика: Учебник / под ред. Д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: изд. Экономистъ, 2006. – 831 с.
60. Экономика сельского хозяйства / Н. Я. Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА, 2007.
61. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства / Шпилько А. В. и др. - М., 2009.
62. Экономика сельскохозяйственного предприятия / Под ред. И. А. Минакова. - М.:2011

Купить эту работу

Государственное регулирование национальной экономики Таджикистана

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Государсвенная поддержка малого предпринимательства в регионе на материалах Чувашской Республики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Дипломная работа

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2700 ₽
Дипломная работа

Совершенствование внешнеэкономической политики России в условиях вступления в ВТО.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

«Совершенствование системы учета и планирования материалов на предприятии (на примере ООО «…..»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Технология организации пассажирских перевозок на примере ОАО Аэропорт Толмачево

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-18
Дипломная работа

Спасибо большое тебе за все работы! ВСЕ СУПЕР! ) Рекомендую как отличного автора, настоящего профессионала! Дай Бог тебе здоровья и твоей семье!

Общая оценка 5
Отзыв zmey об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-07-09
Дипломная работа

Защитил диплом по большей части благодаря этому автору. Обращался уже много раз, хочу отметить качество работы, честность, скорость работы, автор делает очень быстро-раньше срока. Всегда можно обратиться если что-то не понятно-подскажет. Спасибо большое, приятно что есть такие профессионалы

Общая оценка 5
Отзыв ЦГиТН об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-02-14
Дипломная работа

Отличный автор! Рекомендую! Все в срок.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-06-12
Дипломная работа

хорошая работа. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Анализ финансового обеспечения здравоохранения в Российской федерации на примере ГБУЗ ХХХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Оценка показателей работы филиала ОАО "ТрансКонтейнер" на Свердловской железной дороге

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Пути снижения расходов Предприятия (взять строительную фирму по г. Москва)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Развитие тайваньского экспорта на китайский рынок в сегменте товаров народного потребления

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России с Францией

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Стратегические альянсы ТНК на современном этапе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

аНАЛИЗ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пао СБЕРБАНК

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ВАЛЮТНЫЕ ОПЦИОНЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫЕ БИРЖЕВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Оценка эффективности труда работников предприятия и их материальное стимулирование ( на примере Филиала ОАО "Ленэнерго "Кабельная сеть")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Планирование издержек и результатов деятельности организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблемы снижения безработицы в сельской местности Алтайского края

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2200 ₽
Готовая работа

Тема: «Анализ ценообразования и формирования ценовой политики предприятия (на материалах Филиала ПАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго", г. Липецк)»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽