Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Проблемы формирования и развития личности являются актуальными в психологии и в наше время. Одним из важных компонентов всесторонне и гармонично развитой личности является ее самооценка. Еще с давних лет интерес человека к себе, своему внутреннему миру занимал одно из главных мест в исследованиях психологов. Изначально изучением феномена самооценки занимались философы. Однако в своих работах самооценку они рассматривали лишь как состояние души человека. Также они утверждали, что каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В психологическом аспекте изучением самооценки как оценки человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей занялись в XIX веке. И первым кого заинтересовал феномен самооценки, был американский психолог У. Джеймс. В понимании У. Джеймса самооценка является эмоциональным образованием. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями. Однако все вышеперечисленное раскрывает феномен самооценки с позиции общей психологии. Если рассматривать самооценку с позиции спорта, то она имеет особое значение, особенной у юных спортсменов, т.к. их эмоциональная сторона преобладает над рациональной. Чтобы поставить перед спортсменом не только серьезные задачи, но и добиться высоких результатов, нужно знать, насколько честно и объективно он может критически оценить свои возможности. Самооценка определяет выбор спортсмена – сколько тренироваться, насколько отдаваться тренировке, тренироваться ли вообще. Самооценка определяет цели спортсмена – человек с более высокой самооценкой ставит перед собой более высокие цели.
Уровень самооценки играет существенную роль на формирования уверенности в себе и когда у спортсмена она занижена, то и уровень уверенности в себе существенно снижается. А в свою очередь, отсутствие уверенности в своих силах проявляется в форме подавленности, в снижении уровня концентрации внимания на процессе формирования волевой готовности и силы мотивации достижения успеха, в направленности сознания не на достижение успеха, а на избегание неудачи. А без уверенности в своих силах не может быть победы.
Степень разработанности проблемы. Самооценка подростков исследуется в трудах зарубежных и отечественных специалистов. В зарубежной психологии проблемами самооценки занимались (К. Хорни, А. Адлер, Д. Мид, Т. Шибутани), в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.И. Чеснокова, А.В. Захарова). Самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта, разрабатывалась в работах (С.В. Жилина, Р.В. Плашко, А.В. Шаболтас, Г.В. Лозовой). Категория деятельности исследовалась (А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Д. Шадриковым, В. В. Давыдовым). Спортивная деятельность исследовалась в работах (С.К. Багадировой, Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, С.Д. Неверковича). Подростковый возраст и его особенности рассматривали (Г. Крайг, Х. Ремшмидт, Н.Н. Подволоцкая). Но можно сказать, что проблема особенностей самооценки, занимающихся командными видами спорта, является не достаточно изученной. Поэтому в настоящее время это проблема достаточно актуальной.
Цель исследования: изучение особенностей самооценки подростков занимающихся командными видами спорта.
Объект исследования: самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта.
Предмет исследования: особенности самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ подходов к определению самооценка в зарубежной и отечественной психологии.
Осуществить теоретический анализ категории деятельности в контексте спортивной деятельности.
Осуществить теоретический анализ особенности самооценки в подростковом возрасте.
Охарактеризовать психологические особенности подростков, занимающихся командными видами спорта.
Провести диагностику, обработку и интерпретацию особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Разработать практические рекомендации по развитию самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Гипотеза исследования основана на том, что самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта различна с самооценкой подростков, не занимающихся командными видами спорта.
Методологическая основа исследования: основу исследования составили работы исследователей, занимающихся изучением самооценки (И.И. Чеснокова, А.В. Захарова, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина), теорией деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), спортивной деятельностью, А.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров, С.Д. Неверкович), подросткового возраста (Г. Крайг, Х. Ремшмидт, Н.Н Подволоцкая).
В нашем исследовании были использованы следующие методы:
- теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- организационный: сравнительный метод (сравниваются 2 показателя в исследуемой группе);
- эмпирические: наблюдение (наблюдение за поведением группы подростков), беседа (установления контакта с подростками, а также как метод для объяснения и уточнения инструкций, выполняемых испытуемыми психодиагностических методик);
- методы обработки данных: метод количественного и качественного анализа, критерий Мана-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена;
- интерпретационный: структурный метод;
- психодиагностические методы: тестирование («Шкала самооценки и уровня притязаний» Т. Дембо - С. Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан), «Локус контроля» Дж. Роттер, «Исследования уровня притязаний» И. Шварцландера (модификация В.И. и И.Б. Буяновых), «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора).
Теоретический анализ психологической литературы по особенностям самооценки, подростков, занимающихся командными видами спорта, позволил сделать следующие выводы:
Самооценка является фундаментальным понятием всей общей психологии. Изучение самооценки занималось большое количество ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Проблему самооценки разрабатывали в таких психологических подходах как: личностный, структурно-целостный, деятельностный, динамический, психопатологический, функциональный, социокультурный. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически.
Спорт как вид деятельности влияет на личность. Он позволяет гармонично развиваться не только физически, но и психологически. Преодолевая трудности человек, получает колоссальный опыт, благодаря которому он может самосовершенствоваться. Для достижения высоких результатов важна комплексная работа спортсмена, тренера и психолога.
В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в структуре личности ребенка, это определяется качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Одной из главных проблем подросткового возраста является формирование и поддержание адекватной самооценки. От уровня самооценки подростка зависит его социальный статус в группе. Главных факторов накладывающих отпечаток на личность подростка, является его основная деятельность.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта..............8
1.1 Подходы к определению самооценки в зарубежной и отечественной психологии...............................................................................................................8
1.2 Категория деятельности в контексте спортивной деятельности................19
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте....................................28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта......................................................34
2.1 Организация эмпирического исследования..................................................34
2.2 Диагностика особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.................................................................................39
Глава 3. Практические рекомендации по психологической подготовленности подростков, занимающихся командными видами спорта.................................61
3.1 Особенности психологической подготовленности в спортивной деятельности..........................................................................................................61
3.2. Рекомендации по развитию особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта......................................................65
3.3 Психологическая работа со спортсменами, пережившими поражение или победу....................................................................................................................68
Заключение............................................................................................................73
Библиографический список.................................................................................76
Приложение............................................................................................................82
Библиографический список
Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов: учеб. пособие / сост. А.М. Ахатова, И.В. Работин. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. - 56с.
Багадирова, С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология» / С.К. Багадирова. – Майкоп: Магарин О.Г., 2014. – 243 с.
Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие / Н.А. Батурин. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. - 100с.
Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптева. – М.: Институт Психотерапии, 2001. – 640 с.
Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка / Л.В, Бороздина, Л. Видинска // Вестник Московского. ун-та. – 1986. - №3. – С. 21-30.
Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. -Л.: Эго, 1991-180 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. - М.: Педагогика, 1999. - 536 с.
Гааз, Ф.И. Педагогическая психология / Ф.И. Гааз. - М.: Смысл, 2003. - 240 с.
Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. – 2009. - №1. - С. 73-76
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288с.
Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Гловаха, Н.В. Панин. – К.: Политиздат Украины, 1989. – 35 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2009. - 2128 с.
Горская, Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития [Электронный ресурс] / Г.Б. Горская. - URL:http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999N5/p53-56.htm (Дата обращения 15.04.2014)
Дейкина, Н.А. Особенности восприятия времени профессиональными спортсменами [Электронный ресурс] / Н.А. Дейкина, М.Г. Юркова. - URL:http://mvestnik.istu.irk.ru. (Дата обращения 5.04.14)
Джамгаров, Т.Т. Психология психического воспитания и спорта. / Т.Т. Джамгаров. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
Джеймс, У. Психология / У. Джеймс // ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
Джемс, У. Личность. Психология самосознания. Хрестоматия / У. Джеймс. — Самара: Издательский Дом «БАХАР М», 2003. - 672с.
Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Смысл, 2004. – 181 с.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с
Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.И. Енин ; Ленинградский гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1986. — 16 с.
Ермолаева, М.В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А.В. Захарова // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. -1980. С. 11—14
3обков, В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.А. Зобков ; Московский гос. ун-т. - М., 1982. - 20 с.
Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского Государственного Университета. – 2011. - №3. – С. 168-172.
Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
Кон, И.С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 560 с.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Боку. - СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Кузнецов, В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
Курилкин, А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности / А.И. Курилкин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - 1998. - Т. 4. - С. 119-125.
Лозовая, Г.В. Особенности взаимосвязей самооценки и спортивной карьеры у юных спортсменов / Г.В. Лозовая //Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й научной конференции. - СПб., 2002. - С. 54-57.
Лозовая, Г.В. Специфика спорта как вида деятельности / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: материалы межвузовской научной конференции( 3.июня 2003г). - СПб., 2003. - С. 10-13.
Лупандин, В.И.Математические методы в психологии / В.И. Лупандин. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1997. – С. 119
Ляшенко, Н.В. Самооценка и ее влияние на уровень уверенности в себе в спортивной деятельности / Н.В. Ляшенко // Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. – 2005. - № 6. – С. 44 – 48.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2007. - 352с.
Мерлин, В.С. Структура личности : характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь, ПГПИ, 1990. –110с.
Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум. / О.В. Митина. - М.: Аспект Пресс, 2008, - 238 с.
Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирическое исследование / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта, 2010. – 460 с.
Небытова, Л.А. Спортсмен как субъект спортивной деятельности / Л.А. Небытова // Интеграция образования. – 2007. - №1. – С. 95-99.
Неверкович, С.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор [Электронный ресурс] / С.Д. Неверкович, У.Ш. Сундетова. - URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003n5/p43-46.htm (Дата обращения 10.04.2014)
Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
Пастухова, В.М. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / В.М. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. - №5. – С. 460-462.
Подволоцкая, Н.Н. Формирование самооценки в подростковом возрасте / Н.Н. Подволоцкая // Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2001.-388-390 с.
Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2004. - 184 с.
Полный энциклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. – СПб. : прайм –ЕВРОЗНАК, 2007. – 632 с.
Портных, Ю.И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте / Ю.И. Портных // Вестник БПА. Вып. 42. - 2001. - С. 37-44.
Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969. - 88с.
Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-еврознак, 2003. – 480 с.
Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Универс, 1994. - 466 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Сарсенбаева, Б. И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности как одной из форм общественно-полезной деятельности: дис. канд. пси. наук / Б.И. Сарсенбаева. – М, 1981. – 155 с.
Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.М. Семенюк // ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Сергеенкова, О.П. Общая психология [Электронный ресурс] / О.П. Сергеенкова. - URL: http://uchebnikionline.ru/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/osnovni_vidi_diyalnosti.htm (Дата обращения 10.04. 14)
Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. - №2. - С. 224 – 234.
Силич, Е.В. Направления работы психолога при переживании поражения юными спортсменами [Электронный ресурс] / Е.В. Силич . - URL: http://www.b17.ru/article/12979 (Дата обращения 31.05.14)
Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
Стамбулова, Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. И.П.Волкова. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. -С.20-30
Столяров, В.И. Спорт и современная культура / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 53-76
Стрекаловская, И.Н. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания: дис. канд. пси. наук 13.00.04 / И.Н. Стрекаловская. – СПб, 2005. – 152 с.
Строганова, Е. Психология: Хрестоматия по психологии / Е. Строганова. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
Тихвинская, Е. Психология переживания в спорте [Электронный ресурс] / Е. Тихвинская. - URL: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/porajenie/index.html (Дата обращения 10.06.14)
Узнадзе, Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Шибутани, Т. Я–концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / Т.Я. Шибутани. - Самара: Бахрах, 2003. - 656с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. - С. 174.
Энциклопедия психодиагностики: в 4 томах. / под ред. Д. Я. Райгородского – Самара: Бахрах-М, 2008. – Т.1: Психодиагностика детей – 704 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Проблемы формирования и развития личности являются актуальными в психологии и в наше время. Одним из важных компонентов всесторонне и гармонично развитой личности является ее самооценка. Еще с давних лет интерес человека к себе, своему внутреннему миру занимал одно из главных мест в исследованиях психологов. Изначально изучением феномена самооценки занимались философы. Однако в своих работах самооценку они рассматривали лишь как состояние души человека. Также они утверждали, что каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В психологическом аспекте изучением самооценки как оценки человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей занялись в XIX веке. И первым кого заинтересовал феномен самооценки, был американский психолог У. Джеймс. В понимании У. Джеймса самооценка является эмоциональным образованием. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями. Однако все вышеперечисленное раскрывает феномен самооценки с позиции общей психологии. Если рассматривать самооценку с позиции спорта, то она имеет особое значение, особенной у юных спортсменов, т.к. их эмоциональная сторона преобладает над рациональной. Чтобы поставить перед спортсменом не только серьезные задачи, но и добиться высоких результатов, нужно знать, насколько честно и объективно он может критически оценить свои возможности. Самооценка определяет выбор спортсмена – сколько тренироваться, насколько отдаваться тренировке, тренироваться ли вообще. Самооценка определяет цели спортсмена – человек с более высокой самооценкой ставит перед собой более высокие цели.
Уровень самооценки играет существенную роль на формирования уверенности в себе и когда у спортсмена она занижена, то и уровень уверенности в себе существенно снижается. А в свою очередь, отсутствие уверенности в своих силах проявляется в форме подавленности, в снижении уровня концентрации внимания на процессе формирования волевой готовности и силы мотивации достижения успеха, в направленности сознания не на достижение успеха, а на избегание неудачи. А без уверенности в своих силах не может быть победы.
Степень разработанности проблемы. Самооценка подростков исследуется в трудах зарубежных и отечественных специалистов. В зарубежной психологии проблемами самооценки занимались (К. Хорни, А. Адлер, Д. Мид, Т. Шибутани), в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.И. Чеснокова, А.В. Захарова). Самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта, разрабатывалась в работах (С.В. Жилина, Р.В. Плашко, А.В. Шаболтас, Г.В. Лозовой). Категория деятельности исследовалась (А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Д. Шадриковым, В. В. Давыдовым). Спортивная деятельность исследовалась в работах (С.К. Багадировой, Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, С.Д. Неверковича). Подростковый возраст и его особенности рассматривали (Г. Крайг, Х. Ремшмидт, Н.Н. Подволоцкая). Но можно сказать, что проблема особенностей самооценки, занимающихся командными видами спорта, является не достаточно изученной. Поэтому в настоящее время это проблема достаточно актуальной.
Цель исследования: изучение особенностей самооценки подростков занимающихся командными видами спорта.
Объект исследования: самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта.
Предмет исследования: особенности самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ подходов к определению самооценка в зарубежной и отечественной психологии.
Осуществить теоретический анализ категории деятельности в контексте спортивной деятельности.
Осуществить теоретический анализ особенности самооценки в подростковом возрасте.
Охарактеризовать психологические особенности подростков, занимающихся командными видами спорта.
Провести диагностику, обработку и интерпретацию особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Разработать практические рекомендации по развитию самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.
Гипотеза исследования основана на том, что самооценка подростков, занимающихся командными видами спорта различна с самооценкой подростков, не занимающихся командными видами спорта.
Методологическая основа исследования: основу исследования составили работы исследователей, занимающихся изучением самооценки (И.И. Чеснокова, А.В. Захарова, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина), теорией деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), спортивной деятельностью, А.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров, С.Д. Неверкович), подросткового возраста (Г. Крайг, Х. Ремшмидт, Н.Н Подволоцкая).
В нашем исследовании были использованы следующие методы:
- теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- организационный: сравнительный метод (сравниваются 2 показателя в исследуемой группе);
- эмпирические: наблюдение (наблюдение за поведением группы подростков), беседа (установления контакта с подростками, а также как метод для объяснения и уточнения инструкций, выполняемых испытуемыми психодиагностических методик);
- методы обработки данных: метод количественного и качественного анализа, критерий Мана-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена;
- интерпретационный: структурный метод;
- психодиагностические методы: тестирование («Шкала самооценки и уровня притязаний» Т. Дембо - С. Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан), «Локус контроля» Дж. Роттер, «Исследования уровня притязаний» И. Шварцландера (модификация В.И. и И.Б. Буяновых), «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора).
Теоретический анализ психологической литературы по особенностям самооценки, подростков, занимающихся командными видами спорта, позволил сделать следующие выводы:
Самооценка является фундаментальным понятием всей общей психологии. Изучение самооценки занималось большое количество ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Проблему самооценки разрабатывали в таких психологических подходах как: личностный, структурно-целостный, деятельностный, динамический, психопатологический, функциональный, социокультурный. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически.
Спорт как вид деятельности влияет на личность. Он позволяет гармонично развиваться не только физически, но и психологически. Преодолевая трудности человек, получает колоссальный опыт, благодаря которому он может самосовершенствоваться. Для достижения высоких результатов важна комплексная работа спортсмена, тренера и психолога.
В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в структуре личности ребенка, это определяется качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Одной из главных проблем подросткового возраста является формирование и поддержание адекватной самооценки. От уровня самооценки подростка зависит его социальный статус в группе. Главных факторов накладывающих отпечаток на личность подростка, является его основная деятельность.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта..............8
1.1 Подходы к определению самооценки в зарубежной и отечественной психологии...............................................................................................................8
1.2 Категория деятельности в контексте спортивной деятельности................19
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте....................................28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта......................................................34
2.1 Организация эмпирического исследования..................................................34
2.2 Диагностика особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта.................................................................................39
Глава 3. Практические рекомендации по психологической подготовленности подростков, занимающихся командными видами спорта.................................61
3.1 Особенности психологической подготовленности в спортивной деятельности..........................................................................................................61
3.2. Рекомендации по развитию особенностей самооценки подростков, занимающихся командными видами спорта......................................................65
3.3 Психологическая работа со спортсменами, пережившими поражение или победу....................................................................................................................68
Заключение............................................................................................................73
Библиографический список.................................................................................76
Приложение............................................................................................................82
Библиографический список
Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов: учеб. пособие / сост. А.М. Ахатова, И.В. Работин. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. - 56с.
Багадирова, С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология» / С.К. Багадирова. – Майкоп: Магарин О.Г., 2014. – 243 с.
Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие / Н.А. Батурин. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. - 100с.
Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптева. – М.: Институт Психотерапии, 2001. – 640 с.
Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка / Л.В, Бороздина, Л. Видинска // Вестник Московского. ун-та. – 1986. - №3. – С. 21-30.
Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. -Л.: Эго, 1991-180 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. - М.: Педагогика, 1999. - 536 с.
Гааз, Ф.И. Педагогическая психология / Ф.И. Гааз. - М.: Смысл, 2003. - 240 с.
Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. – 2009. - №1. - С. 73-76
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288с.
Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Гловаха, Н.В. Панин. – К.: Политиздат Украины, 1989. – 35 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2009. - 2128 с.
Горская, Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития [Электронный ресурс] / Г.Б. Горская. - URL:http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999N5/p53-56.htm (Дата обращения 15.04.2014)
Дейкина, Н.А. Особенности восприятия времени профессиональными спортсменами [Электронный ресурс] / Н.А. Дейкина, М.Г. Юркова. - URL:http://mvestnik.istu.irk.ru. (Дата обращения 5.04.14)
Джамгаров, Т.Т. Психология психического воспитания и спорта. / Т.Т. Джамгаров. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
Джеймс, У. Психология / У. Джеймс // ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
Джемс, У. Личность. Психология самосознания. Хрестоматия / У. Джеймс. — Самара: Издательский Дом «БАХАР М», 2003. - 672с.
Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Смысл, 2004. – 181 с.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с
Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.И. Енин ; Ленинградский гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1986. — 16 с.
Ермолаева, М.В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А.В. Захарова // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. -1980. С. 11—14
3обков, В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.А. Зобков ; Московский гос. ун-т. - М., 1982. - 20 с.
Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского Государственного Университета. – 2011. - №3. – С. 168-172.
Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
Кон, И.С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 560 с.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Боку. - СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Кузнецов, В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
Курилкин, А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности / А.И. Курилкин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - 1998. - Т. 4. - С. 119-125.
Лозовая, Г.В. Особенности взаимосвязей самооценки и спортивной карьеры у юных спортсменов / Г.В. Лозовая //Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й научной конференции. - СПб., 2002. - С. 54-57.
Лозовая, Г.В. Специфика спорта как вида деятельности / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: материалы межвузовской научной конференции( 3.июня 2003г). - СПб., 2003. - С. 10-13.
Лупандин, В.И.Математические методы в психологии / В.И. Лупандин. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1997. – С. 119
Ляшенко, Н.В. Самооценка и ее влияние на уровень уверенности в себе в спортивной деятельности / Н.В. Ляшенко // Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. – 2005. - № 6. – С. 44 – 48.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2007. - 352с.
Мерлин, В.С. Структура личности : характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь, ПГПИ, 1990. –110с.
Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум. / О.В. Митина. - М.: Аспект Пресс, 2008, - 238 с.
Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирическое исследование / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта, 2010. – 460 с.
Небытова, Л.А. Спортсмен как субъект спортивной деятельности / Л.А. Небытова // Интеграция образования. – 2007. - №1. – С. 95-99.
Неверкович, С.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор [Электронный ресурс] / С.Д. Неверкович, У.Ш. Сундетова. - URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003n5/p43-46.htm (Дата обращения 10.04.2014)
Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
Пастухова, В.М. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / В.М. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. - №5. – С. 460-462.
Подволоцкая, Н.Н. Формирование самооценки в подростковом возрасте / Н.Н. Подволоцкая // Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2001.-388-390 с.
Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2004. - 184 с.
Полный энциклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. – СПб. : прайм –ЕВРОЗНАК, 2007. – 632 с.
Портных, Ю.И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте / Ю.И. Портных // Вестник БПА. Вып. 42. - 2001. - С. 37-44.
Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969. - 88с.
Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-еврознак, 2003. – 480 с.
Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Универс, 1994. - 466 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Сарсенбаева, Б. И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности как одной из форм общественно-полезной деятельности: дис. канд. пси. наук / Б.И. Сарсенбаева. – М, 1981. – 155 с.
Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.М. Семенюк // ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Сергеенкова, О.П. Общая психология [Электронный ресурс] / О.П. Сергеенкова. - URL: http://uchebnikionline.ru/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/osnovni_vidi_diyalnosti.htm (Дата обращения 10.04. 14)
Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. - №2. - С. 224 – 234.
Силич, Е.В. Направления работы психолога при переживании поражения юными спортсменами [Электронный ресурс] / Е.В. Силич . - URL: http://www.b17.ru/article/12979 (Дата обращения 31.05.14)
Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
Стамбулова, Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. И.П.Волкова. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. -С.20-30
Столяров, В.И. Спорт и современная культура / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 53-76
Стрекаловская, И.Н. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания: дис. канд. пси. наук 13.00.04 / И.Н. Стрекаловская. – СПб, 2005. – 152 с.
Строганова, Е. Психология: Хрестоматия по психологии / Е. Строганова. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
Тихвинская, Е. Психология переживания в спорте [Электронный ресурс] / Е. Тихвинская. - URL: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/porajenie/index.html (Дата обращения 10.06.14)
Узнадзе, Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Шибутани, Т. Я–концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / Т.Я. Шибутани. - Самара: Бахрах, 2003. - 656с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. - С. 174.
Энциклопедия психодиагностики: в 4 томах. / под ред. Д. Я. Райгородского – Самара: Бахрах-М, 2008. – Т.1: Психодиагностика детей – 704 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
4000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55705 Дипломных работ — поможем найти подходящую