Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в сфере социального обеспечения произошли серьезные изменения, которые не только способствовали улучшению демографической ситуации в стране, но и оказали влияние на уровень жизни населения в целом.
Основными реформами, проводимыми за эти годы, стали: реформы в сфере пенсионного обеспечения, страхования, медицины. Помимо этого, произошло реформирование в сфере семейных отношений, в частности особое внимание уделяется молодым и многодетным семьям. Что касается образования, здесь также начали происходить серьезные перемены. Особое внимание стало уделяться уровню квалификации педагогов. Все эти обстоятельства показывают, что Российская Федерация сейчас находится на этапе трансформации и по этой причине столь важно сегодня совершать как можно меньше ошибок, чтобы они в последствии не сказались на качестве выполненного объема работ как в теоретической, так и практической сфере реформирования.
Помимо вышеперечисленных направлений изменения коснулись и сфер социальный пособий, которые имеют важную роль для многих граждан Российской Федерации, в определенный момент оказавшихся в нестандартной для себя ситуации.
Речь идет о тех случаях, когда человек на протяжении долгого периода не может найти работу или, когда женщина, которая получала достойный заработок, вышла в декрет и столкнулась с финансовыми сложностями.
В целом необходимо отметить что система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, которые прежде всего связаны с социально-экономическими преобразованиями в стране, которые привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Даже той ситуации, когда в Российской Федерации отмечают не самые благоприятные экономические условия, принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Тем не менее, действия которое выполняет государство не может в полной мере оказать влияние на преодоление кризиса в социальной сфере, по той причине, что эффективность большинства социальных программ продолжала оставаться достаточно низкой, а средства, которые были выделены, далеко не ов всех случаях доходили до своих адресатов.
В последние годы возросла необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации каждый человек находится под защитой государства. Тем не менее многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики.
Но если вопрос классовых различий решить довольно сложно, то ситуации, связанные с социальной поддержкой необходимо лишь должное внимание государство к данной проблеме.
Если речь идет пособиях для семей имеющих детей, то здесь в первую очередь должно учитываться то, что семья является социально санкционированным и относительно постоянным объединением людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Выступая в роли необходимого компонента социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Семья является основой всего, ведь через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Рождение ребенка в семье способствует не только созданию условий для еще более тесного единения двух людей, но и важно с социально-экономической точки зрения, так как способствует повышению демографии, указывает на стабильность в стране, так как демографический уровень во многом связан с экономическими реалиями. По этой причине реформы в сфере защиты семей имеющих детей прежде всего затрагивают вопросы финансовой поддержки.
Что касается пособий по временной нетрудоспособности, то здесь прежде всего необходимо отметить, что в Конституции РФ также уделяется внимание здоровью человека. В частности, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации сказано об охране труда и здоровья людей. Кроме того, в ст. 41 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конечно, внимание здоровью людей в нашей стране начали уделять лишь в Советское время, ведь в царской России мало кто заботился о самочувствии подчиненных, которые долгое время находились в собственности управляющего. С приходом к власти Советов многое изменилось. В 1969 году был издан первый документ, в котором регулировались вопросы здравоохранения.
После распада СССР на смену этому документу пришел изданный в 2011 году ФЗ от 21.11.2011 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Как известно в документе особое внимание уделяется вопросу о порядке и условия деятельности нетрудоспособных граждан, а именно о выдачи листка нетрудоспособности.
С учетом вышеизложенного материала можно констатировать научную актуальность анализа реформ связанных с выплатами пособий, а именно пособий гражданам, имеющим детей и выплатам по причине «временной нетрудоспособности». В большей степени данная информация относится к ситуации, которая сложилась сегодня в современной России, в которой цивилизованные элементы социально-правовой защиты начали складываться только после принятия новой Конституции 1993 года. Помимо этого причиной необходимости исследования данного направления является ситуация которая сложилась в стране на рубеже веков и была, как представляется, спровоцирована социально-экономической обстановкой внутри страны после распада Советского Союза. Ухудшение экономического благосостояния граждан страны стало причиной безработицы, отсутствия возможности первичной социализации детей, несовершенством нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты граждан.
При этом нельзя оспаривать тот факт, что эффективное применение законодательства и его последующее исполнение в последствии может стать причиной улучшения социально-правовой защиты граждан Российской Федерации, что в последствии позволит поднять их социальный статус, изменить материальное и психологическое состояние членов семей, которые попали в трудную ситуацию.
Именно по этой причины выбранная тематика исследования является на сегодня столь актуальной.
Степень разработанности исследования. Поскольку в рамках данного исследования рассмотрены различные виды пособий, то также хотелось бы указать на деятельность исследователей в различных направлениях.
Вопросу временной нетрудоспособности внимание уделялосьв работах В.М. Ливенцева «О сфере действия современного трудового права» , В.В. Федина «Юридический статус работника как субъекта трудового права» , Г.С. Скачковой «Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм» , и многих других.
Что касается влияния социальной политики на жизнедеятельность семьи, то рассмотрение данного вопросу осуществляется такими авторами, как З.М.Алигаджиев, Н.Г.Арметов, А.Г.Волков, Т.А.Гурко. Г.А.Заикин, М.С. Мацковский, В.П.Милецкий, Г.И.Осадчая, М.Г.Панкратов, А.Б.Синельников. В.А.Сысенко, Л.В.Сморгунов, Б.Ц.Урланис, А.Г.Харчеви др.
На основании изложенного материала хотелось сделать вывод о том, что влияние данного механизма государственного регулирования, как социально-правовая защита, на семейные ценности, на полноценное функционирование семьи как социального института в рамках семейной политики государства на современном этапе в рамках социологической науки изучено достаточно слабо, что указывает на особую научную актуальность и практическую значимость социологического анализа социально-правовой защиты семьи в рамках современного российского общества, особенно в вопросе необходимости реализации с января 2005 г. Федерального закона 122 о замене натуральных льгот монетизацией, негативные социальные последствия которого являются вполне очивидными.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования - система социальных пособий по праву социального обеспечения, которая является одной из мер государственной поддержки граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38).
Предмет исследования составляют внутригосударственные и международные правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению социальных пособий, а также положения отечественной юридической науки по данному вопросу.
Методологическую и теоретическую основу исследования представляют собой методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Также в работе использованы исторический, статистический, системный и функциональный методы. Помимо этого, автор обращался к специальным правовым методам, среди которых выделяется историко-правовой анализ, метод сравнительного правоведения, структурно-правовой метод.
В процессе проведения данного исследования в качестве научно-теоретической базы использованы труды по теории государства и права (С.С. Алексеева , М.А. Афанасьева , К.Н. Гусов , М.Л. Захаров и др.), работы в области трудового права и права социального обеспечения (Л. Вульф , К.Л. добромыслов , И.В. Гейтц , М.Л. Захаров , И.К.Карпикова , Е.В. Нечуйкина , а также экономические и социологические исследования в данной области, опубликованные в виде монографий, диссертаций, учебников, учебных пособий, статей.
Что касается правовой основы исследования, то в данном случае речь идет о положениях международно-правовых актов, определяющие основания и порядок предоставления социальных пособий, законодательство постсоветского периода в сфере регулирования отношений по предоставлению пособий. Помимо этого были использованы положения ведомственных подзаконных актов, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации, практика Конституционного Суда РФ и органов социального обеспечения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе дано понятие социального пособия, представлен круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, рассмотрены существующие виды пособий.
В первом параграфе второй главы представлено определение социального пособия, указаны отличительные черты «социального пособия», «социальной пенсии» и «компенсации».
Во втором параграфе первой главы описаны субъекты социального обеспечения, к которым относятся как лица, получающие пособия, так и те кто формируют и распределяют выплаты.
В третьем параграфе первой главы представлена классификация пособий.
Во второй главе информация прежде всего касается сумм выплат пособий, а также особенностей их исчисления, более детально описано пособие по временной нетрудоспособности и пособие семья, имеющим детей.
В первом параграфе второй главы указаны способы формирования и расчета выплат.
Во втором параграфе описаны особенности выплат социального пособия временной нетрудоспособности
В третьем параграфе рассмотрены особенности социальных пособий семьям с детьми.
В заключении представлены выводы по исследуемой теме.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСОБИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1.Понятие социального пособия 10
1.2 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению. 17
1.3.Виды и классификация пособий 21
2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОСОБИЙ 27
2.1 Методы определения размеров пособий 27
2.2 Понятие, характеристика, основания выдачи и размер пособия по временной нетрудоспособности 31
2.3 Пособия гражданам, имеющим детей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые попытки реформирования социальной сферы были сделаны еще в начале 90-х годов, хотя действенных результатов они не принесли в связи с тяжелой экономической обстановкой в государстве.
Лишь в начале 2000-х годов можно Правительство РФ приняло ряд координатных мер в сфере социального обеспечения. Несмотря на то что реализация преобразований на практике происходила гораздо меньшими темпами в сравнении с теоретическими разработками, в целом можно говорить об успешности трансформации системы социального обеспечения.
Особое внимание при реформировании социальной сферы было уделено пособиям, которые играют важную роль в социальной политике государства.
В рамках данной исследования были рассмотрены различные виды пособий, субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения и также особенности выплат отдельных видов пособий.
С учетом проведенных исследований удалось сделать следующие выводы.
Говоря о пособии по социальному обеспечению прежде всего подразумевается гарантированная денежная выплата. Гарантированность выплат заключается в том, что право на получения пособие регулируется на государственном уровне. В том случае, если требования законодательства не исполняется, оно должно быть выполнено в принудительном порядке.
Следующим обстоятельством, указывающим на гарантированность выплат, является то, что работник должен получить выплаты независимо от того, имеется ли на это финансовая возможность или нет. В той ситуации, когда требование не выполнено, работник имеет право двумя различными способами требовать компенсации. Прежде всего речь идет об обращении в вышестоящий орган, который имеет непосредственное отношение к выплатам, то есть решение вопроса в административном порядке и во втором случае обращение в судебный орган власти.
Хотелось сказать об отличительных особенностях пенсий и пособий. В частности, основное отличие касается их целевого назначения и основаниям их предоставления. Социальная пенсия назначается по старости, при инвалидности, в случае потери кормильца или утраты профессиональной трудоспособности. Что касается пособий, то они назначаются в качестве компенсации за утраченный заработок граждан. Данная ситуация возникает по причине временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработицы. Следующая цель связана с целью оказания помощи семье в содержании детей, например, в связи, с рождением ребенка, по уходу за детьми и пр. Помимо этого человек может нуждаться в компенсации повышенных расходов единовременного характера, например, при погребении умершего и пр.
Необходимо отметить развитость социальной системы Российской Федерации, что связано с довольно сложным финансовым положением некоторых граждан. По этой причине появление новых видов пособий связано с социально-экономическими преобразованиями, которые впоследствии приводят к существенным изменениям во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Пособие выступает в качестве денежной формы обеспечения. При этом вопрос выплат пособий регулируется на основании нормативно-правовых документов. В рамках отраслевого законодательства пособие рассматривается в качестве одного из видов социального обеспечения. По этой причине в последствии оно именуется социальным пособием.
Пособия могут выплачиваться всем категориям граждан трудоспособного возраста. В данном случае речь идет о работающих, неработающих гражданах, включая пенсионеров. Некоторые основания получения пособий представлены в Конституции Российской Федерации. В данной ситуации речь идет о болезни, воспитании, смерти члена семьи и тд.
Также хотелось сказать о том, что в российском законодательстве социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам (фактам), которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства также указаны в названиях соответствующих пособий.
На данном этапе существуют следующие виды пособий:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– пособие по беременности и родам;
– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– пособие при рождении ребенка;
– пособие при передаче ребенка в семью;
– пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка;
– пособие на погребение;
– пособие по безработице.
Помимо этого, необходимо отметить пособия и компенсационные выплаты, которые имеют непосредственное отношение к материнству, отцовству и детству, вынужденному переселению, безработицей и пр.
Что касается определения социального пособия, то в данной ситуации речь идет о гарантированных денежных выплатах, которые предоставляются гражданам за счет государственных средств для того чтобы создать условия материального обеспечения в случае потери средств к существованию (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствия заработка (или иного дохода) вследствие безработицы, оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах, материальной поддержки гражданам, у которых есть дети или в случаях, обозначенных в рамках российского законодательства.
Существуют несколько различных видов выплат пособий. Так, различают единовременные, ежемесячные и периодические пособия. При этом продолжительность выплат пособий прежде всего связана с целью того или иного пособия.
Долее хотелось сказать о правосубъектности лиц на получение социальных пособий и органов формирующих и распределяющих те или иные выплаты.
Прежде всего необходимо отметить, что правосубъектность граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. При этом одновременно гражданин может получить несколько видов социального обеспечения. Так, один человек может выступать в качестве субъекта пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Хотя данное обстоятельство не указывает на наличие у него общей правосубъектности на все виды социального обеспечения.
Говоря об общей правосубъектности прежде всего отмечается, что некоторые виды социального обеспечения, предусмотренные для всех граждан в равной степени. В данной ситуации речь идет о медицинском обслуживании, ведь на протяжении всей жизни человеку периодически необходима медицинская помощь и она должна быть оказана медицинскими учреждениями.
Что касается понятия субъекта права социального обеспечения то в данной ситуации речь идет об участнике правоотношений по социальному обеспечению, имеющем социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.
Как известно, правоотношения, возникающие в социальной сфере, являются двусторонними. По этой причине с одной стороны в правоотношениях учувствует один субъект, иными словами гражданин, а по некоторым видам — семью.
Можно привести следующий пример, когда в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.
Что касается второго субъекта правоотношения, то в данном случае речь идет об органе, который обязан назначить или предоставить данный вид обеспечения. В этом случае правосубъектность органа ограничена целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.
В частности, правосубъектность комиссии по назначению пенсий ограничена процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Что касается выплаты назначенной пенсии, то в качестве субъекта правоотношений выступает оргна социальной защиты населения.
Необходимо отметить следующие виды органов социального обеспечения:
– государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
– органы службы занятости (по пособиям по безработице);
– органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
– органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
– органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
– исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
– органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).
Необходимо отметить, что в процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов в качестве второго субъекта выступает медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), задачи которой заключается в установлении факта инвалидности, ее причин и времени наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
Вопросы формирования и выплат социальных пособий регулируются в рамках российского законодательства.
В данной ситуации необходимо указать следующие виды нормативно-правовых документов:
• Конституцию РФ
• Семейный кодекс Российской Федерации.
• Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
• Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
• Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
• Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Далее хотелось бы рассмотреть особенности порядка назначения выплат отдельных видов пособий.
Прежде всего необходимо сказать о социальных пособиях по временной нетрудоспособности.
Временной нетрудоспособностью считается состояние человека, когда он не может определенное время выполнять ряд работ, которые ранее входили в его обязательства. Для того, чтобы рассмотреть состояние рабочего и уровень его нетрудоспособности назначается специальная комиссия. В некоторых случаях комиссией принимается решение о выдаче инвалидности больному. Например, если нарушения трудоспособности регулярны, работник не может больше выполнять свои обязательства по причине ухудшения здоровья. В этом случае работника чаще всего переводят на легкий труд на предприятии и выплачивается регулярное пособие о инвалидности. Естественно, процедура происходит именно вышеописанным способом в том случае, что инвалидность бы ла получена именно по причине работы на предприятии.
Как уже было сказано ранее, для выяснения уровня нетрудоспособности рабочего проводится экспертиза, которая должна осуществляться в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. В подтверждения временной нетрудоспособности больному выдается больничный лист, или, если есть необходимость – справка лечебно-профилактического учреждения. Весь период временной нетрудоспособности больным выплачивается пособие из фонда социального страхования, сумма которого зависит от сложности заболевания, среднего заработка и трудового стажа больного. К сожалению, сегодня многие работают неофициально, получают «черную зарплату». В этих случаях мало кто задумывается о том, что в случае какого-либо заболевания без наличия официально подтверждающих документов пособие выплачиваться не будет и не факт, что рабочему не придется заплатить дороже за свое желание сэкономить на выплатах в страховые компании.
В данных законодательных актах прописаны те граждане которые имеют право на получения ежемесячного пособия. В частности, речь идет о матерях и других членах семьи, которые ушли в отпуск по уходу за ребенком или были уволены во время беременности. Опекуны также имеют право на получение данного вида выплат.
Для того чтобы получить пособие по уходу за ребенком необходимо предоставить следующие документы:
• Заявление о назначении пособия с указанием реквизитов кредитного учреждения;
• сведения о законном представителе или доверенном лице, в случае необходимости.
• Паспорт (документ, удостоверяющий личность).
• Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей);
• Трудовая книжка.
• Справка службы занятости населения о невыплате пособия по безработице.
• Справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения.
• Справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не получают данное пособие
Помимо этого, существуют особые требования сбора документов для иностранных граждан.
В некоторых случаях граждане страны не имеют право на получение выплат. В данном случае речь идет о ситуации, когда гражданин получает пособие по безработице.
Помимо этого, существует также ряд ограничений заработка и периодов, за которые должны выплачиваться ежемесячные пособия.
Необходимо с особой ответственностью относиться к расчету выплат. Если есть сомнение в профессионализме бухгалтера, можно рассчитать пособие на некоторых сайтах при помощи автоматических программ. Ведь ошибка при введении информации может стать причиной неверного расчета пособия.
В заключении хотелось бы добавить, что, не смотря на сложности в системе реформирования, в целом можно отметить, что во многих сферах социального обеспечения можно отметить значительные улучшения. Можно бесконечно выступать с критикой в отношения Правительства РФ, говоря о его бездействии и равнодушии к проблемам граждан, но отрицать, что социально-экономические условия жизни изменились в положительную сторону, отрицать нельзя.
Доказательством этому является и демографический рост, и снижение уровня безработицы, повышение среднего уровня заработной платы.
Несомненно, предстоит сделать еще очень много, но здесь самое главное, чтобы народ чувствовал социальную поддержку, понимал свою важность для страны, знал, что текст Конституции РФ — это не просто слова, а реально действующий правовой механизм осуществления прав и свобод граждан страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/search/?q=Трудовой+кодекс&x=6&y=5
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014). [электронный ресурс] URL: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147358
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014). [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161257
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам". 14 мая 2013. [электронный ресурс] URL: Http://www.rg.ru/2013/05/14/posobia-dok.html
6. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165201
7. Кодекс законов об Актах гражданского состояния "Брачном и семейном праве"//Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 22 октября, 1918, № 7677, Ставрополь, 1924.
8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1995.
9. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 2003.
10. О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления. Указ Президента РФ от 9 октября 1991г. №1616//Российская газета. 12 октября 1991 г.
11. О порядке разрешения операции искусственного прерывания беременности (аборта) по медицинским показаниям//Постановление СНК СССР от 22 ноября 1936г. №2012.
Научная литература
12. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - 814с.
13. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. - 2013. - N 11. - С.17-24.
14. Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2003. - 256с.
15. Гатауллин, Ринат Фазлтдинович. Проблемы становления системы социальной защиты в переходной экономике / Р. Ф. Гатауллин, В. К. Нусратуллин, И. В. Нусратуллин ; Вост. ин-т экономики, гуманитар. наук, упр. и права. - Уфа : Вост. ун-т, 2010.
16. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации : / И. В. Гейц. - М. : Дело и Сервис, 2012. - 640 с.
17. Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.58-67.
18. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Рос. юстиция. - 2012. - N 10. - С.25-27.
19. Гусева Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность // Рос. юстиция. - 2011. - N 2. - С.62-63.
20. Долгов А. С. Социальная защита и ее организационно – экономические формы //Человеческие ресурсы: формирование, использование, развитие : сб. науч. тр. по материалам всерос. науч.-практ. конф.: посвящ. 50-летию каф. экон. теории и учений СГТУ / [редкол.: Землянухина С. Г. (отв. ред.) и др.]. - Саратов : Науч. кн., 2010
21. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.98-102.
22. Новикова, К.Н. Управление системой социальной защиты населения / К. Н. Новикова ; Федер. агентство по образованию, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань : КГТУ, 2012
23. Павлюченко В.Г. Накопительная пенсия в свете действующего законодательства // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - N 4. - С.148-158.
24. Пенсионное законодательство. - М., 2002. - 258с.
25. Права ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации / под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. - М., 2001. - 624с.
26. Черкасская, Галина Викторовна. Проблемы функционирования систем социальной защиты / Г. В. Черкасская ; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ, 2012. - 163 с
Периодические издания
27. Афанасьев, М.А. Негосударственное пенсионное обеспечение как основной способ формирования достойной пенсии / М. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2012. – № 11. – С. 11–21.
28. Афанасьев, М.А. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования / М. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2011. – № 3. – С. 8-12.
29. Афанасьев С.А. Пенсионная система: на старте нового этапа развития : беседа с дир. Департамента развития соц. Страхования и гос. обеспечения М-ва здравоохранения исоц. развития РФ С.А. Афанасьевым / С. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2008. - № 11. – С. 2-10.
30. Захарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.21-32.
31. Алебастрова И.А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? // Государство и право. - 2010. - N 4. - С.30
32. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.164-174.
33. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 5. - С.23-25.
34. Благодир А.Л. Структура общей части права социального обеспечения // "Черные дыры" в российском. законодательстве. - 2011. - N 3. - С.52-58.
35. Вульф, Л. Повышение расчетного капитала / Л. Вульф// Соц. защита. - 2009. - № 10.- Прил.: Пенс. обеспечение. - С. 3-7.
36. ДобромысловК.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.:Книжный мир. 2012. – 380с.
37. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни – СПб: Питер – 2003г.
38. Гришаев С.П. «Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011);
39. Захаров, М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой)пенсии: реальность и перспективы. / М. Л. Захаров// Журн. рос. права. - 2013. - № 7. - С.14-23.
40. Карпикова И.К. Реформы социальной политики: основные проблемы реализации. — «Известия ИГЭА» —2006. №2(47) С. 82—84
41. Колесников.У.Ю. О методическом обеспечении оценки риска пожаровзывоопасных объектов. Проблемы анализа риска. Том 5, 2008, 2
42. Мемза А.И., Якушев Е.Л. негосударственные фонды. СПб, 1994г.
43. Козлова Т.А. Государственные гарантии гражданам, потерявшим работу и заработок (конвенции МОТ и зарубежный опыт) // Трудовое право. - 2005. - N 3. - С.7-18.
44. Нечуйкина Е. В. Социальная защита: понятие, категории, терминология.—Журнал: Известия РГПУ им. А.И. Гер цена.—2008.№49.—С.145-147
Интернет ресурсы
45. Будет ли увеличен с 01.01.2014 срок выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет? 16 января 2014. [электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/consult/work_law/519822/
46. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-gusov-k.n.-328.html
47. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет ФСС. [электронный ресурс] URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/43520.html
48. Расчет суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет | калькулятор пособия 2014. [электронный ресурс] URL: http://subsidii.net/
49. Child Benefit in Russia. [электронныйресурс] URL: http://russia.angloinfo.com/
50. http://posobie-expert.ru/ – Пособие на ребенка. Все о детских выплатах и пособиях. Конституция Российской Федерации, М., 2002.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в сфере социального обеспечения произошли серьезные изменения, которые не только способствовали улучшению демографической ситуации в стране, но и оказали влияние на уровень жизни населения в целом.
Основными реформами, проводимыми за эти годы, стали: реформы в сфере пенсионного обеспечения, страхования, медицины. Помимо этого, произошло реформирование в сфере семейных отношений, в частности особое внимание уделяется молодым и многодетным семьям. Что касается образования, здесь также начали происходить серьезные перемены. Особое внимание стало уделяться уровню квалификации педагогов. Все эти обстоятельства показывают, что Российская Федерация сейчас находится на этапе трансформации и по этой причине столь важно сегодня совершать как можно меньше ошибок, чтобы они в последствии не сказались на качестве выполненного объема работ как в теоретической, так и практической сфере реформирования.
Помимо вышеперечисленных направлений изменения коснулись и сфер социальный пособий, которые имеют важную роль для многих граждан Российской Федерации, в определенный момент оказавшихся в нестандартной для себя ситуации.
Речь идет о тех случаях, когда человек на протяжении долгого периода не может найти работу или, когда женщина, которая получала достойный заработок, вышла в декрет и столкнулась с финансовыми сложностями.
В целом необходимо отметить что система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, которые прежде всего связаны с социально-экономическими преобразованиями в стране, которые привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Даже той ситуации, когда в Российской Федерации отмечают не самые благоприятные экономические условия, принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Тем не менее, действия которое выполняет государство не может в полной мере оказать влияние на преодоление кризиса в социальной сфере, по той причине, что эффективность большинства социальных программ продолжала оставаться достаточно низкой, а средства, которые были выделены, далеко не ов всех случаях доходили до своих адресатов.
В последние годы возросла необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации каждый человек находится под защитой государства. Тем не менее многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики.
Но если вопрос классовых различий решить довольно сложно, то ситуации, связанные с социальной поддержкой необходимо лишь должное внимание государство к данной проблеме.
Если речь идет пособиях для семей имеющих детей, то здесь в первую очередь должно учитываться то, что семья является социально санкционированным и относительно постоянным объединением людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Выступая в роли необходимого компонента социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Семья является основой всего, ведь через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Рождение ребенка в семье способствует не только созданию условий для еще более тесного единения двух людей, но и важно с социально-экономической точки зрения, так как способствует повышению демографии, указывает на стабильность в стране, так как демографический уровень во многом связан с экономическими реалиями. По этой причине реформы в сфере защиты семей имеющих детей прежде всего затрагивают вопросы финансовой поддержки.
Что касается пособий по временной нетрудоспособности, то здесь прежде всего необходимо отметить, что в Конституции РФ также уделяется внимание здоровью человека. В частности, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации сказано об охране труда и здоровья людей. Кроме того, в ст. 41 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конечно, внимание здоровью людей в нашей стране начали уделять лишь в Советское время, ведь в царской России мало кто заботился о самочувствии подчиненных, которые долгое время находились в собственности управляющего. С приходом к власти Советов многое изменилось. В 1969 году был издан первый документ, в котором регулировались вопросы здравоохранения.
После распада СССР на смену этому документу пришел изданный в 2011 году ФЗ от 21.11.2011 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Как известно в документе особое внимание уделяется вопросу о порядке и условия деятельности нетрудоспособных граждан, а именно о выдачи листка нетрудоспособности.
С учетом вышеизложенного материала можно констатировать научную актуальность анализа реформ связанных с выплатами пособий, а именно пособий гражданам, имеющим детей и выплатам по причине «временной нетрудоспособности». В большей степени данная информация относится к ситуации, которая сложилась сегодня в современной России, в которой цивилизованные элементы социально-правовой защиты начали складываться только после принятия новой Конституции 1993 года. Помимо этого причиной необходимости исследования данного направления является ситуация которая сложилась в стране на рубеже веков и была, как представляется, спровоцирована социально-экономической обстановкой внутри страны после распада Советского Союза. Ухудшение экономического благосостояния граждан страны стало причиной безработицы, отсутствия возможности первичной социализации детей, несовершенством нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты граждан.
При этом нельзя оспаривать тот факт, что эффективное применение законодательства и его последующее исполнение в последствии может стать причиной улучшения социально-правовой защиты граждан Российской Федерации, что в последствии позволит поднять их социальный статус, изменить материальное и психологическое состояние членов семей, которые попали в трудную ситуацию.
Именно по этой причины выбранная тематика исследования является на сегодня столь актуальной.
Степень разработанности исследования. Поскольку в рамках данного исследования рассмотрены различные виды пособий, то также хотелось бы указать на деятельность исследователей в различных направлениях.
Вопросу временной нетрудоспособности внимание уделялосьв работах В.М. Ливенцева «О сфере действия современного трудового права» , В.В. Федина «Юридический статус работника как субъекта трудового права» , Г.С. Скачковой «Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм» , и многих других.
Что касается влияния социальной политики на жизнедеятельность семьи, то рассмотрение данного вопросу осуществляется такими авторами, как З.М.Алигаджиев, Н.Г.Арметов, А.Г.Волков, Т.А.Гурко. Г.А.Заикин, М.С. Мацковский, В.П.Милецкий, Г.И.Осадчая, М.Г.Панкратов, А.Б.Синельников. В.А.Сысенко, Л.В.Сморгунов, Б.Ц.Урланис, А.Г.Харчеви др.
На основании изложенного материала хотелось сделать вывод о том, что влияние данного механизма государственного регулирования, как социально-правовая защита, на семейные ценности, на полноценное функционирование семьи как социального института в рамках семейной политики государства на современном этапе в рамках социологической науки изучено достаточно слабо, что указывает на особую научную актуальность и практическую значимость социологического анализа социально-правовой защиты семьи в рамках современного российского общества, особенно в вопросе необходимости реализации с января 2005 г. Федерального закона 122 о замене натуральных льгот монетизацией, негативные социальные последствия которого являются вполне очивидными.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования - система социальных пособий по праву социального обеспечения, которая является одной из мер государственной поддержки граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38).
Предмет исследования составляют внутригосударственные и международные правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению социальных пособий, а также положения отечественной юридической науки по данному вопросу.
Методологическую и теоретическую основу исследования представляют собой методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Также в работе использованы исторический, статистический, системный и функциональный методы. Помимо этого, автор обращался к специальным правовым методам, среди которых выделяется историко-правовой анализ, метод сравнительного правоведения, структурно-правовой метод.
В процессе проведения данного исследования в качестве научно-теоретической базы использованы труды по теории государства и права (С.С. Алексеева , М.А. Афанасьева , К.Н. Гусов , М.Л. Захаров и др.), работы в области трудового права и права социального обеспечения (Л. Вульф , К.Л. добромыслов , И.В. Гейтц , М.Л. Захаров , И.К.Карпикова , Е.В. Нечуйкина , а также экономические и социологические исследования в данной области, опубликованные в виде монографий, диссертаций, учебников, учебных пособий, статей.
Что касается правовой основы исследования, то в данном случае речь идет о положениях международно-правовых актов, определяющие основания и порядок предоставления социальных пособий, законодательство постсоветского периода в сфере регулирования отношений по предоставлению пособий. Помимо этого были использованы положения ведомственных подзаконных актов, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации, практика Конституционного Суда РФ и органов социального обеспечения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе дано понятие социального пособия, представлен круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, рассмотрены существующие виды пособий.
В первом параграфе второй главы представлено определение социального пособия, указаны отличительные черты «социального пособия», «социальной пенсии» и «компенсации».
Во втором параграфе первой главы описаны субъекты социального обеспечения, к которым относятся как лица, получающие пособия, так и те кто формируют и распределяют выплаты.
В третьем параграфе первой главы представлена классификация пособий.
Во второй главе информация прежде всего касается сумм выплат пособий, а также особенностей их исчисления, более детально описано пособие по временной нетрудоспособности и пособие семья, имеющим детей.
В первом параграфе второй главы указаны способы формирования и расчета выплат.
Во втором параграфе описаны особенности выплат социального пособия временной нетрудоспособности
В третьем параграфе рассмотрены особенности социальных пособий семьям с детьми.
В заключении представлены выводы по исследуемой теме.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСОБИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1.Понятие социального пособия 10
1.2 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению. 17
1.3.Виды и классификация пособий 21
2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОСОБИЙ 27
2.1 Методы определения размеров пособий 27
2.2 Понятие, характеристика, основания выдачи и размер пособия по временной нетрудоспособности 31
2.3 Пособия гражданам, имеющим детей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые попытки реформирования социальной сферы были сделаны еще в начале 90-х годов, хотя действенных результатов они не принесли в связи с тяжелой экономической обстановкой в государстве.
Лишь в начале 2000-х годов можно Правительство РФ приняло ряд координатных мер в сфере социального обеспечения. Несмотря на то что реализация преобразований на практике происходила гораздо меньшими темпами в сравнении с теоретическими разработками, в целом можно говорить об успешности трансформации системы социального обеспечения.
Особое внимание при реформировании социальной сферы было уделено пособиям, которые играют важную роль в социальной политике государства.
В рамках данной исследования были рассмотрены различные виды пособий, субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения и также особенности выплат отдельных видов пособий.
С учетом проведенных исследований удалось сделать следующие выводы.
Говоря о пособии по социальному обеспечению прежде всего подразумевается гарантированная денежная выплата. Гарантированность выплат заключается в том, что право на получения пособие регулируется на государственном уровне. В том случае, если требования законодательства не исполняется, оно должно быть выполнено в принудительном порядке.
Следующим обстоятельством, указывающим на гарантированность выплат, является то, что работник должен получить выплаты независимо от того, имеется ли на это финансовая возможность или нет. В той ситуации, когда требование не выполнено, работник имеет право двумя различными способами требовать компенсации. Прежде всего речь идет об обращении в вышестоящий орган, который имеет непосредственное отношение к выплатам, то есть решение вопроса в административном порядке и во втором случае обращение в судебный орган власти.
Хотелось сказать об отличительных особенностях пенсий и пособий. В частности, основное отличие касается их целевого назначения и основаниям их предоставления. Социальная пенсия назначается по старости, при инвалидности, в случае потери кормильца или утраты профессиональной трудоспособности. Что касается пособий, то они назначаются в качестве компенсации за утраченный заработок граждан. Данная ситуация возникает по причине временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработицы. Следующая цель связана с целью оказания помощи семье в содержании детей, например, в связи, с рождением ребенка, по уходу за детьми и пр. Помимо этого человек может нуждаться в компенсации повышенных расходов единовременного характера, например, при погребении умершего и пр.
Необходимо отметить развитость социальной системы Российской Федерации, что связано с довольно сложным финансовым положением некоторых граждан. По этой причине появление новых видов пособий связано с социально-экономическими преобразованиями, которые впоследствии приводят к существенным изменениям во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Пособие выступает в качестве денежной формы обеспечения. При этом вопрос выплат пособий регулируется на основании нормативно-правовых документов. В рамках отраслевого законодательства пособие рассматривается в качестве одного из видов социального обеспечения. По этой причине в последствии оно именуется социальным пособием.
Пособия могут выплачиваться всем категориям граждан трудоспособного возраста. В данном случае речь идет о работающих, неработающих гражданах, включая пенсионеров. Некоторые основания получения пособий представлены в Конституции Российской Федерации. В данной ситуации речь идет о болезни, воспитании, смерти члена семьи и тд.
Также хотелось сказать о том, что в российском законодательстве социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам (фактам), которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства также указаны в названиях соответствующих пособий.
На данном этапе существуют следующие виды пособий:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– пособие по беременности и родам;
– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– пособие при рождении ребенка;
– пособие при передаче ребенка в семью;
– пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка;
– пособие на погребение;
– пособие по безработице.
Помимо этого, необходимо отметить пособия и компенсационные выплаты, которые имеют непосредственное отношение к материнству, отцовству и детству, вынужденному переселению, безработицей и пр.
Что касается определения социального пособия, то в данной ситуации речь идет о гарантированных денежных выплатах, которые предоставляются гражданам за счет государственных средств для того чтобы создать условия материального обеспечения в случае потери средств к существованию (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствия заработка (или иного дохода) вследствие безработицы, оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах, материальной поддержки гражданам, у которых есть дети или в случаях, обозначенных в рамках российского законодательства.
Существуют несколько различных видов выплат пособий. Так, различают единовременные, ежемесячные и периодические пособия. При этом продолжительность выплат пособий прежде всего связана с целью того или иного пособия.
Долее хотелось сказать о правосубъектности лиц на получение социальных пособий и органов формирующих и распределяющих те или иные выплаты.
Прежде всего необходимо отметить, что правосубъектность граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. При этом одновременно гражданин может получить несколько видов социального обеспечения. Так, один человек может выступать в качестве субъекта пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Хотя данное обстоятельство не указывает на наличие у него общей правосубъектности на все виды социального обеспечения.
Говоря об общей правосубъектности прежде всего отмечается, что некоторые виды социального обеспечения, предусмотренные для всех граждан в равной степени. В данной ситуации речь идет о медицинском обслуживании, ведь на протяжении всей жизни человеку периодически необходима медицинская помощь и она должна быть оказана медицинскими учреждениями.
Что касается понятия субъекта права социального обеспечения то в данной ситуации речь идет об участнике правоотношений по социальному обеспечению, имеющем социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.
Как известно, правоотношения, возникающие в социальной сфере, являются двусторонними. По этой причине с одной стороны в правоотношениях учувствует один субъект, иными словами гражданин, а по некоторым видам — семью.
Можно привести следующий пример, когда в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.
Что касается второго субъекта правоотношения, то в данном случае речь идет об органе, который обязан назначить или предоставить данный вид обеспечения. В этом случае правосубъектность органа ограничена целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.
В частности, правосубъектность комиссии по назначению пенсий ограничена процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Что касается выплаты назначенной пенсии, то в качестве субъекта правоотношений выступает оргна социальной защиты населения.
Необходимо отметить следующие виды органов социального обеспечения:
– государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
– органы службы занятости (по пособиям по безработице);
– органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
– органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
– органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
– исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
– органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).
Необходимо отметить, что в процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов в качестве второго субъекта выступает медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), задачи которой заключается в установлении факта инвалидности, ее причин и времени наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
Вопросы формирования и выплат социальных пособий регулируются в рамках российского законодательства.
В данной ситуации необходимо указать следующие виды нормативно-правовых документов:
• Конституцию РФ
• Семейный кодекс Российской Федерации.
• Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
• Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
• Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
• Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Далее хотелось бы рассмотреть особенности порядка назначения выплат отдельных видов пособий.
Прежде всего необходимо сказать о социальных пособиях по временной нетрудоспособности.
Временной нетрудоспособностью считается состояние человека, когда он не может определенное время выполнять ряд работ, которые ранее входили в его обязательства. Для того, чтобы рассмотреть состояние рабочего и уровень его нетрудоспособности назначается специальная комиссия. В некоторых случаях комиссией принимается решение о выдаче инвалидности больному. Например, если нарушения трудоспособности регулярны, работник не может больше выполнять свои обязательства по причине ухудшения здоровья. В этом случае работника чаще всего переводят на легкий труд на предприятии и выплачивается регулярное пособие о инвалидности. Естественно, процедура происходит именно вышеописанным способом в том случае, что инвалидность бы ла получена именно по причине работы на предприятии.
Как уже было сказано ранее, для выяснения уровня нетрудоспособности рабочего проводится экспертиза, которая должна осуществляться в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. В подтверждения временной нетрудоспособности больному выдается больничный лист, или, если есть необходимость – справка лечебно-профилактического учреждения. Весь период временной нетрудоспособности больным выплачивается пособие из фонда социального страхования, сумма которого зависит от сложности заболевания, среднего заработка и трудового стажа больного. К сожалению, сегодня многие работают неофициально, получают «черную зарплату». В этих случаях мало кто задумывается о том, что в случае какого-либо заболевания без наличия официально подтверждающих документов пособие выплачиваться не будет и не факт, что рабочему не придется заплатить дороже за свое желание сэкономить на выплатах в страховые компании.
В данных законодательных актах прописаны те граждане которые имеют право на получения ежемесячного пособия. В частности, речь идет о матерях и других членах семьи, которые ушли в отпуск по уходу за ребенком или были уволены во время беременности. Опекуны также имеют право на получение данного вида выплат.
Для того чтобы получить пособие по уходу за ребенком необходимо предоставить следующие документы:
• Заявление о назначении пособия с указанием реквизитов кредитного учреждения;
• сведения о законном представителе или доверенном лице, в случае необходимости.
• Паспорт (документ, удостоверяющий личность).
• Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей);
• Трудовая книжка.
• Справка службы занятости населения о невыплате пособия по безработице.
• Справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения.
• Справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не получают данное пособие
Помимо этого, существуют особые требования сбора документов для иностранных граждан.
В некоторых случаях граждане страны не имеют право на получение выплат. В данном случае речь идет о ситуации, когда гражданин получает пособие по безработице.
Помимо этого, существует также ряд ограничений заработка и периодов, за которые должны выплачиваться ежемесячные пособия.
Необходимо с особой ответственностью относиться к расчету выплат. Если есть сомнение в профессионализме бухгалтера, можно рассчитать пособие на некоторых сайтах при помощи автоматических программ. Ведь ошибка при введении информации может стать причиной неверного расчета пособия.
В заключении хотелось бы добавить, что, не смотря на сложности в системе реформирования, в целом можно отметить, что во многих сферах социального обеспечения можно отметить значительные улучшения. Можно бесконечно выступать с критикой в отношения Правительства РФ, говоря о его бездействии и равнодушии к проблемам граждан, но отрицать, что социально-экономические условия жизни изменились в положительную сторону, отрицать нельзя.
Доказательством этому является и демографический рост, и снижение уровня безработицы, повышение среднего уровня заработной платы.
Несомненно, предстоит сделать еще очень много, но здесь самое главное, чтобы народ чувствовал социальную поддержку, понимал свою важность для страны, знал, что текст Конституции РФ — это не просто слова, а реально действующий правовой механизм осуществления прав и свобод граждан страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/search/?q=Трудовой+кодекс&x=6&y=5
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014). [электронный ресурс] URL: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147358
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014). [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161257
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам". 14 мая 2013. [электронный ресурс] URL: Http://www.rg.ru/2013/05/14/posobia-dok.html
6. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165201
7. Кодекс законов об Актах гражданского состояния "Брачном и семейном праве"//Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 22 октября, 1918, № 7677, Ставрополь, 1924.
8. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1995.
9. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 2003.
10. О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления. Указ Президента РФ от 9 октября 1991г. №1616//Российская газета. 12 октября 1991 г.
11. О порядке разрешения операции искусственного прерывания беременности (аборта) по медицинским показаниям//Постановление СНК СССР от 22 ноября 1936г. №2012.
Научная литература
12. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - 814с.
13. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. - 2013. - N 11. - С.17-24.
14. Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2003. - 256с.
15. Гатауллин, Ринат Фазлтдинович. Проблемы становления системы социальной защиты в переходной экономике / Р. Ф. Гатауллин, В. К. Нусратуллин, И. В. Нусратуллин ; Вост. ин-т экономики, гуманитар. наук, упр. и права. - Уфа : Вост. ун-т, 2010.
16. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации : / И. В. Гейц. - М. : Дело и Сервис, 2012. - 640 с.
17. Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.58-67.
18. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Рос. юстиция. - 2012. - N 10. - С.25-27.
19. Гусева Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность // Рос. юстиция. - 2011. - N 2. - С.62-63.
20. Долгов А. С. Социальная защита и ее организационно – экономические формы //Человеческие ресурсы: формирование, использование, развитие : сб. науч. тр. по материалам всерос. науч.-практ. конф.: посвящ. 50-летию каф. экон. теории и учений СГТУ / [редкол.: Землянухина С. Г. (отв. ред.) и др.]. - Саратов : Науч. кн., 2010
21. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.98-102.
22. Новикова, К.Н. Управление системой социальной защиты населения / К. Н. Новикова ; Федер. агентство по образованию, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань : КГТУ, 2012
23. Павлюченко В.Г. Накопительная пенсия в свете действующего законодательства // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - N 4. - С.148-158.
24. Пенсионное законодательство. - М., 2002. - 258с.
25. Права ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации / под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. - М., 2001. - 624с.
26. Черкасская, Галина Викторовна. Проблемы функционирования систем социальной защиты / Г. В. Черкасская ; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ, 2012. - 163 с
Периодические издания
27. Афанасьев, М.А. Негосударственное пенсионное обеспечение как основной способ формирования достойной пенсии / М. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2012. – № 11. – С. 11–21.
28. Афанасьев, М.А. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования / М. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2011. – № 3. – С. 8-12.
29. Афанасьев С.А. Пенсионная система: на старте нового этапа развития : беседа с дир. Департамента развития соц. Страхования и гос. обеспечения М-ва здравоохранения исоц. развития РФ С.А. Афанасьевым / С. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2008. - № 11. – С. 2-10.
30. Захарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.21-32.
31. Алебастрова И.А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? // Государство и право. - 2010. - N 4. - С.30
32. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.164-174.
33. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 5. - С.23-25.
34. Благодир А.Л. Структура общей части права социального обеспечения // "Черные дыры" в российском. законодательстве. - 2011. - N 3. - С.52-58.
35. Вульф, Л. Повышение расчетного капитала / Л. Вульф// Соц. защита. - 2009. - № 10.- Прил.: Пенс. обеспечение. - С. 3-7.
36. ДобромысловК.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.:Книжный мир. 2012. – 380с.
37. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни – СПб: Питер – 2003г.
38. Гришаев С.П. «Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011);
39. Захаров, М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой)пенсии: реальность и перспективы. / М. Л. Захаров// Журн. рос. права. - 2013. - № 7. - С.14-23.
40. Карпикова И.К. Реформы социальной политики: основные проблемы реализации. — «Известия ИГЭА» —2006. №2(47) С. 82—84
41. Колесников.У.Ю. О методическом обеспечении оценки риска пожаровзывоопасных объектов. Проблемы анализа риска. Том 5, 2008, 2
42. Мемза А.И., Якушев Е.Л. негосударственные фонды. СПб, 1994г.
43. Козлова Т.А. Государственные гарантии гражданам, потерявшим работу и заработок (конвенции МОТ и зарубежный опыт) // Трудовое право. - 2005. - N 3. - С.7-18.
44. Нечуйкина Е. В. Социальная защита: понятие, категории, терминология.—Журнал: Известия РГПУ им. А.И. Гер цена.—2008.№49.—С.145-147
Интернет ресурсы
45. Будет ли увеличен с 01.01.2014 срок выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет? 16 января 2014. [электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/consult/work_law/519822/
46. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-gusov-k.n.-328.html
47. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет ФСС. [электронный ресурс] URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/43520.html
48. Расчет суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет | калькулятор пособия 2014. [электронный ресурс] URL: http://subsidii.net/
49. Child Benefit in Russia. [электронныйресурс] URL: http://russia.angloinfo.com/
50. http://posobie-expert.ru/ – Пособие на ребенка. Все о детских выплатах и пособиях. Конституция Российской Федерации, М., 2002.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую