ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков
1.1. Понятие поведенческой культуры
1.2. Нормы и ценности как средства социальной регуляции поведения
1.2.1. Нормы как образцы поведения человека
1.2.2. Классификация норм
1.2.3. Ценности как основополагающий элемент поведения человека
1.2.4. Классификация ценностей
ГЛАВА II. Основные аспекты поведенческой культуры подростков, связанные с проблемой ВИЧ/СПИД
2.1. Причины распространения ВИЧ-инфекции среди подростков
2.2. Поведенческая культура, направленная на сохранение своего здоровья
2.3. Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей
3.2. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.1. Понятие поведенческой культуры
Человеческое поведение – достаточно важный и сложный объект научного исследования. Именно поэтому изучением различных его сторон занимается множество наук, таких как - философия, социология, этика, культурология, экономика и другие. Но как специальный предмет научного рассмотрения поведение интенсивно исследуется и особой группой наук, получивших название «поведенческих», как бы концентрирующих в себе знания о поведении, добываемые различными науками – биологией, антропологией, физиологией, эмпирической социологией, психологией, педагогикой.
Экономическая наука «изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, средствами, допускающими альтернативное использование» (Л. Роббинс) [43, с.22].
В психологии поведение изучали такие представители как И.М. Сеченов, Д.В. Ронизин, Джон Б. Уотсон, Эдвар Торндайк.
Э.
...
1.2.1. Нормы как образцы поведения человека
Изучению норм и их классификации посвящено большое количество работ, что позволяет отметить комплексный характер подобных исследований.
По мнению И. Канта, «нормы поведения внесены в сознание человека извне и являются проявлением какого-то особого нравственного закона или веления Бога, существующего над видимым миром» [49, с.102].
В.И. Куценко говорил, что «социальные нормы могут требовать как новых, так и стереотипных, репродуцируемых действий, как поиска ещё неизведанных путей деятельности, так и осуществления привычных, повторяющихся действий. Но они всегда фиксируют необходимость действий именно определённого типа» [55, с.21].
Социальная норма, по мнению Е.М. Пенькова, «… это не всякое правило для действия, а лишь то, которое регулирует общественное поведение людей …» [Там же].
...
1.2.2. Классификация норм
В обществе действуют сложные иерархизированные, многомерные, качественно разнородные системы социальных норм, регламентирующие практически все сферы жизни и деятельности человека.
Существуют разные принципы классификации социальных норм.
Проблема классификации норм, определения их видов и типов занимает особое место в буржуазной социологии, начиная с классической работы У. Самнера (он выделял обычаи, нравы, законы). Внимание современных исследователей было привлечено работой Р. Морриса о типологии норм и выборе оснований для их классификации. К моменту появления работы Р. Морриса в зарубежной социологии уже существовало более десятка классификаций социальных норм.М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ж. Тард, У. Самнер, Ф. Теннис, Р. Редфильд, Г. Беккер, Р. Линтон, Джиббс и многие другие пытались выделить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств [5, с.37].
Так М.
...
1.2.3. Ценности как основополагающий элемент поведения человека
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему норм и ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование [19, с.115].
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. [15, с.185].
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор - разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма.
...
1.2.4. Классификация ценностей
Классификация ценностей, как и их определения, неоднозначны. Действительно, до сих пор нет единого мнения относительно определенных типов ценностей, существуют разные основания для их классификации. Разные авторы предлагают разные классификационные модели ценностей, разные типологии по предмету или содержанию объекта, на который они направлены (социально-политические, экономические, нравственные н т.д.), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Например, согласно О.М. Бакурадзе, суждения ценности имеют «теологический характер и указывают на состояние, определённое целью. Она встаёт перед человеком как нечто такое, что должно быть» [57, с.47-48].
Так, в античных философских концепциях выделяются абсолютные, относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.
...
2.1. Причины распространения ВИЧ-инфекции среди подростков
Будущее всего мира зависит от здоровья тех, кто сегодня молод. Каждую минуту пять молодых людей в мире инфицируются ВИЧ. Почти треть больных ВИЧ-инфекцией в мире составляют лица в возрасте 10-24 лет [65, с. 205].
На 01.01. 2004 г. в Российской Федерации всего зарегистрировано 264996 случаев ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч жителей региона – 182,8). В 2003 году зарегистрировано 38993 случая ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч жителей региона – 26,9).
В Алтайском крае за весь период регистрации случаев ВИЧ-инфекции (с 1990 года на 25.04. 2004 г) выявлено 3075 случаев, кроме того, при анонимном обследовании выявлено 250 человек. Показатель заболеваемости составил 101,0 на 100 тыс. населения. В 2003 году зарегистрировано 393 случая (показатель – 15,0).
Заболеваемость ВИЧ-инфекцией регистрируется в 77,0% территорий Алтайского края - в 10 городах и в 43 сельских районах. Мужчины болеют в 3 раза чаще, чем женщины.
...
2.2. Поведенческая культура, направленная на сохранение своего здоровья
Начиная со второй половины 20 века, в мире наблюдаются существенные изменения в оценке роли здоровья в жизни каждого человека и общества. Важным показателем здоровья как элемента качества жизни является уровень самодетерминации поведения, то есть ответственного отношения к сохранению и поддержанию людьми своего здоровья. В этом смысле здоровье выступает как реальный человеческий ресурс, которым можно по-разному распорядиться с неодинаковыми результатами [67, с.38].
Зафиксирована несформированность сознательного, самодетерминирующегося поведения по отношению к здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности (успешность) жизненного пути человека.
...
2.3. Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей
Нет никакого сомнения в том, что на данный момент просвещение подростков по вопросам ВИЧ-инфекции – лучший способ предотвращения этой болезни. Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИЧ-инфекция на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом. Как нужно вести себя со своим сексуальным партнёром, от каких вредных привычек нужно избавиться, во избежание заражения ВИЧ-инфекцией.
Подростки не могут вести себя ответственно, если они не обладают достаточными знаниями и не имеют навыков принятия решений, необходимых для того, чтобы действовать благоразумно. Подросток не может осознавать последствий своего поведения, если не будет знать, каковыми могут оказаться эти последствия.
Подростки в свой возраст экспериментов, пытаются узнать как можно больше информации, перечувствовать как можно больше эмоций.
...
3.2. Результаты исследования
Чтобы рассмотреть уровень информированности подростков по проблеме ВИЧ/СПИД, было выделено несколько областей:
1. Знания подростков о ВИЧ-инфекции (или болезни, которая называется СПИД) (смотри приложение, рис.1).
Среди респондентов, группы подростков, 43% знают, что ВИЧ-инфекция – это вирус иммунодефицита человека, который передаётся только от человека к человеку, что СПИД – это последняя стадия ВИЧ-инфекции, которая заканчивается смертельным исходом, знают 53%. Ошибочные представления, что ВИЧ-инфекция – это последняя стадия СПИДа, составляют 20%.
О свойствах вируса иммунодефицита человека сложились следующие представления. Что вирус иммунодефицита быстро погибает вне организма, знают 13%, находится только в жидкостях человеческого организма – 88%. Заблуждаются о том, что он находится в воздухе и передаётся как грипп – 13% подростков.
Таким образом, представления о вирусе иммунодефицита и СПИДе у подростков складываются недостаточно полные и верные.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование ВИЧ-инфекции на данный момент является одной из самых главных медико-социальных проблем общества. Необходимо искоренить ту угрозу, которую несёт это заболевание. А чтобы справиться с ним, нужно знать о нём всё. Этого можно достичь путём искоренения предрассудков, в отношении ВИЧ-инфицированности, масштабного информационного потока на разных возрастных уровнях. Особым объектом наблюдения должны стать подростки в свой возраст открытий, экспериментов и сильных чувств. Таким образом, особенности подросткового возраста с характерными для него неразвитым чувством опасности, зависимостью от групп сверстников, поиском новых ощущений и склонностью к риску при низкой информированности о последствиях, становятся факторами риска наркомании и ВИЧ-инфекции.
Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИЧ-инфекция на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом.
...
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Лениздат. 1968. с.299-300.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – 2-е изд., доп. – М.: Мысль, 1985. – 155 с.
3. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. 1997. №1. с.14.
4. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. // Полис, 2000, №6. С.51 – 53.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляторы поведения. М.: Изд-во «Наука». 1978. с.312.
6. Бовина И.Б. Особенности представления молодёжи о СПИДе и раке // Мир психологии. - 2002. - №3. – с. 209-221.
7. Власов В.В., Моррисон В.В., Тимофеев Д.А. Информированность студентов и старшеклассников о СПИДе // Социологические исследования. М.: 2001. №1. с.96-98.
8. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.М. Наука. 1986. с.61-62.
9. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Представления о социальной справедливости в обыденном сознании молодежи. // Ценностные аспекты общественного сознания.
...