Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Шпаргалки для ГОСэкзамена по психологии

  • 60 страниц
  • 2014 год
  • 109 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

alysia12

Работаю в дошкольном учреждение имею 1 категорию.

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Б 1. Психология как наука

Наука – система определенных закономерностей в какой-то отрасли.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». Психология – наука о закономерностях,

механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Особенности: 1 – наука о душевном состоянии; 2 – слияние субъекта и объекта; 3 – особое качество результатов науки (познав себя – могу управлять – изменяться); 4 – имеет качественное значение для всех сфер профессиональной деятельности человека; 5 – психология стоит на стыке всех дисциплин: гуманитарных (философских и социальных) и естественных.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.

Задачи:

1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.

2. Изучение особенностей разнообразных психических явлений и процессов.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе псих. явлений.

4. Раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а также его психич. Свойств.

5. Способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность.

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Психические явления делят на 3 класса, которые и составляют структуру психических явлений: психические процессы: 1) познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь, мышление, внимание), 2) эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость), 3) волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением); психические состояния: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние; психические свойства: направленность, темперамент, способности, характер.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений.

Основные категории психологии:

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в результате которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией, в понимании и восприятии людьми друг друга.

Чувства – представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции – это более широкое понятие, это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Познание (когниция) – процесс отражения; охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а также область искусственного интеллекта.

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными науками(описат. Методы), с одной стороны, естественными – с другой (набл. Экспер). Пси-ия объед методы этих наук.

Необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. Психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Психология сохранила тесную связь с философией (проблемы, как понятие личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности). Ф – система взглядов на мир ч-ка. П-изучение ч-ка. Материалист.ф.-база для разр-ия проблем Дти и происх-ия ВПФ; Идеалистич-изуч-ие таких понятий, как отв-ть, дух-ть, совесть. Отражают двойственну сущность ч-ка, его биосоц-ую природу.

Социология находит очень много общих интересов с психологией в разработке проблем, связанных с обществом и личностью. Взаимоподдержка на методологич-ом уровне. Предоставляет факты соц Дти людей. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. А психология использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора информации - опрос и анкетирование.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. На практике дело обстоит иначе. Предост-ет инф-ию об основных зак-ях об-ия и в-ия людей, дает рек-ции по психол-ому обеспечению этих вопрсов.

Т.о., психология тесно связана с общественными науками. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании научной теории. Это теория культурно-исторического развития ВПФ человека, разработанная

Л.С. Выготским. В ней: главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, кот. продвинул вперед филогенет. и онтогенет. развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек явл. непосредственным участником всех технологич. и производств. процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека.

Не менее тесно связана психология с медиц. и биолог. науками. Связь обусловлена двойственное природой ч-ка как соц. И одновременно биолог-го существа. Большинство психич. явлений, и прежде всего психич. процессов, имеет физиологич. обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психич. явления. Заболевания влияют на психику и наоборот.

Современная психология – это весьма развлетвенная наука, имеющая много отраслей. Все отрасли можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии: возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.

Фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические) отрасли психологии. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально—психологическими особенностями они обладают.( общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология)

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Фундаментальные (или базовые) отрасли психологич. науки Эти знания объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кот. используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли решают конкрет. задачи в рамках своего направления.

Общая психология – отрасль психолог. науки, объединяющая фундаментальные психолог. Знания и исследующая индивида, выделяя в нем познават. процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологич. проблемы обучения и воспитания. Она исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения, вопросы учета индивид. особенностей обучаемого при построении учеб. процесса и взаимоотношений внутри учеб. коллектива. Зародилась во второй половине 19 в.

Очень близка к пед. психологии – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Она оформилась в качестве самост. науки в к. 19.в.

Основ. разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психол. науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах (семья, школа, коллективы).

С соц. психологией тесно связаны политическая и психология искусства. Полит. психология – это отрасль психологии, изучающая психолог. компоненты полит. жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации. Психология искусства – отрасль психол. Науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отд. личности и общества в целом.

Мед. психология, изучающая психол. аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных, изучает вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения, нужна для воспитания.

Инженерная психология – отрасль, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Б 1. Психология как наука

Наука – система определенных закономерностей в какой-то отрасли.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». Психология – наука о закономерностях,

механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Особенности: 1 – наука о душевном состоянии; 2 – слияние субъекта и объекта; 3 – особое качество результатов науки (познав себя – могу управлять – изменяться); 4 – имеет качественное значение для всех сфер профессиональной деятельности человека; 5 – психология стоит на стыке всех дисциплин: гуманитарных (философских и социальных) и естественных.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.

Задачи:

1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.

2. Изучение особенностей разнообразных психических явлений и процессов.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе псих. явлений.

4. Раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а также его психич. Свойств.

5. Способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность.

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Психические явления делят на 3 класса, которые и составляют структуру психических явлений: психические процессы: 1) познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь, мышление, внимание), 2) эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость), 3) волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением); психические состояния: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние; психические свойства: направленность, темперамент, способности, характер.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений.

Основные категории психологии:

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в результате которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией, в понимании и восприятии людьми друг друга.

Чувства – представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции – это более широкое понятие, это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Познание (когниция) – процесс отражения; охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а также область искусственного интеллекта.

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными науками(описат. Методы), с одной стороны, естественными – с другой (набл. Экспер). Пси-ия объед методы этих наук.

Необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. Психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Психология сохранила тесную связь с философией (проблемы, как понятие личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности). Ф – система взглядов на мир ч-ка. П-изучение ч-ка. Материалист.ф.-база для разр-ия проблем Дти и происх-ия ВПФ; Идеалистич-изуч-ие таких понятий, как отв-ть, дух-ть, совесть. Отражают двойственну сущность ч-ка, его биосоц-ую природу.

Социология находит очень много общих интересов с психологией в разработке проблем, связанных с обществом и личностью. Взаимоподдержка на методологич-ом уровне. Предоставляет факты соц Дти людей. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. А психология использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора информации - опрос и анкетирование.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. На практике дело обстоит иначе. Предост-ет инф-ию об основных зак-ях об-ия и в-ия людей, дает рек-ции по психол-ому обеспечению этих вопрсов.

Т.о., психология тесно связана с общественными науками. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании научной теории. Это теория культурно-исторического развития ВПФ человека, разработанная

Л.С. Выготским. В ней: главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, кот. продвинул вперед филогенет. и онтогенет. развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек явл. непосредственным участником всех технологич. и производств. процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека.

Не менее тесно связана психология с медиц. и биолог. науками. Связь обусловлена двойственное природой ч-ка как соц. И одновременно биолог-го существа. Большинство психич. явлений, и прежде всего психич. процессов, имеет физиологич. обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психич. явления. Заболевания влияют на психику и наоборот.

Современная психология – это весьма развлетвенная наука, имеющая много отраслей. Все отрасли можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии: возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.

Фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические) отрасли психологии. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально—психологическими особенностями они обладают.( общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология)

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Фундаментальные (или базовые) отрасли психологич. науки Эти знания объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кот. используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли решают конкрет. задачи в рамках своего направления.

Общая психология – отрасль психолог. науки, объединяющая фундаментальные психолог. Знания и исследующая индивида, выделяя в нем познават. процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологич. проблемы обучения и воспитания. Она исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения, вопросы учета индивид. особенностей обучаемого при построении учеб. процесса и взаимоотношений внутри учеб. коллектива. Зародилась во второй половине 19 в.

Очень близка к пед. психологии – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Она оформилась в качестве самост. науки в к. 19.в.

Основ. разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психол. науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах (семья, школа, коллективы).

С соц. психологией тесно связаны политическая и психология искусства. Полит. психология – это отрасль психологии, изучающая психолог. компоненты полит. жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации. Психология искусства – отрасль психол. Науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отд. личности и общества в целом.

Мед. психология, изучающая психол. аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных, изучает вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения, нужна для воспитания.

Инженерная психология – отрасль, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Ответы на все вопросы.

Общая возрастная психология

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Б 1. Психология как наука

Наука – система определенных закономерностей в какой-то отрасли.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». Психология – наука о закономерностях,

механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Особенности: 1 – наука о душевном состоянии; 2 – слияние субъекта и объекта; 3 – особое качество результатов науки (познав себя – могу управлять – изменяться); 4 – имеет качественное значение для всех сфер профессиональной деятельности человека; 5 – психология стоит на стыке всех дисциплин: гуманитарных (философских и социальных) и естественных.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.

Задачи:

1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.

2. Изучение особенностей разнообразных психических явлений и процессов.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе псих. явлений.

4. Раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а также его психич. Свойств.

5. Способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность.

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Психические явления делят на 3 класса, которые и составляют структуру психических явлений: психические процессы: 1) познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь, мышление, внимание), 2) эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость), 3) волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением); психические состояния: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние; психические свойства: направленность, темперамент, способности, характер.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений.

Основные категории психологии:

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в результате которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией, в понимании и восприятии людьми друг друга.

Чувства – представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции – это более широкое понятие, это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Познание (когниция) – процесс отражения; охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а также область искусственного интеллекта.

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными науками(описат. Методы), с одной стороны, естественными – с другой (набл. Экспер). Пси-ия объед методы этих наук.

Необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. Психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Психология сохранила тесную связь с философией (проблемы, как понятие личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности). Ф – система взглядов на мир ч-ка. П-изучение ч-ка. Материалист.ф.-база для разр-ия проблем Дти и происх-ия ВПФ; Идеалистич-изуч-ие таких понятий, как отв-ть, дух-ть, совесть. Отражают двойственну сущность ч-ка, его биосоц-ую природу.

Социология находит очень много общих интересов с психологией в разработке проблем, связанных с обществом и личностью. Взаимоподдержка на методологич-ом уровне. Предоставляет факты соц Дти людей. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. А психология использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора информации - опрос и анкетирование.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. На практике дело обстоит иначе. Предост-ет инф-ию об основных зак-ях об-ия и в-ия людей, дает рек-ции по психол-ому обеспечению этих вопрсов.

Т.о., психология тесно связана с общественными науками. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании научной теории. Это теория культурно-исторического развития ВПФ человека, разработанная

Л.С. Выготским. В ней: главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, кот. продвинул вперед филогенет. и онтогенет. развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек явл. непосредственным участником всех технологич. и производств. процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека.

Не менее тесно связана психология с медиц. и биолог. науками. Связь обусловлена двойственное природой ч-ка как соц. И одновременно биолог-го существа. Большинство психич. явлений, и прежде всего психич. процессов, имеет физиологич. обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психич. явления. Заболевания влияют на психику и наоборот.

Современная психология – это весьма развлетвенная наука, имеющая много отраслей. Все отрасли можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии: возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.

Фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические) отрасли психологии. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально—психологическими особенностями они обладают.( общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология)

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Фундаментальные (или базовые) отрасли психологич. науки Эти знания объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кот. используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли решают конкрет. задачи в рамках своего направления.

Общая психология – отрасль психолог. науки, объединяющая фундаментальные психолог. Знания и исследующая индивида, выделяя в нем познават. процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологич. проблемы обучения и воспитания. Она исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения, вопросы учета индивид. особенностей обучаемого при построении учеб. процесса и взаимоотношений внутри учеб. коллектива. Зародилась во второй половине 19 в.

Очень близка к пед. психологии – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Она оформилась в качестве самост. науки в к. 19.в.

Основ. разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психол. науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах (семья, школа, коллективы).

С соц. психологией тесно связаны политическая и психология искусства. Полит. психология – это отрасль психологии, изучающая психолог. компоненты полит. жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации. Психология искусства – отрасль психол. Науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отд. личности и общества в целом.

Мед. психология, изучающая психол. аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных, изучает вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения, нужна для воспитания.

Инженерная психология – отрасль, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Б 1. Психология как наука

Наука – система определенных закономерностей в какой-то отрасли.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». Психология – наука о закономерностях,

механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Особенности: 1 – наука о душевном состоянии; 2 – слияние субъекта и объекта; 3 – особое качество результатов науки (познав себя – могу управлять – изменяться); 4 – имеет качественное значение для всех сфер профессиональной деятельности человека; 5 – психология стоит на стыке всех дисциплин: гуманитарных (философских и социальных) и естественных.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.

Задачи:

1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.

2. Изучение особенностей разнообразных психических явлений и процессов.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе псих. явлений.

4. Раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а также его психич. Свойств.

5. Способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность.

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Психические явления делят на 3 класса, которые и составляют структуру психических явлений: психические процессы: 1) познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь, мышление, внимание), 2) эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость), 3) волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением); психические состояния: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние; психические свойства: направленность, темперамент, способности, характер.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений.

Основные категории психологии:

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в результате которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией, в понимании и восприятии людьми друг друга.

Чувства – представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции – это более широкое понятие, это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Познание (когниция) – процесс отражения; охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а также область искусственного интеллекта.

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между гуманитарными науками(описат. Методы), с одной стороны, естественными – с другой (набл. Экспер). Пси-ия объед методы этих наук.

Необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. Психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Психология сохранила тесную связь с философией (проблемы, как понятие личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности). Ф – система взглядов на мир ч-ка. П-изучение ч-ка. Материалист.ф.-база для разр-ия проблем Дти и происх-ия ВПФ; Идеалистич-изуч-ие таких понятий, как отв-ть, дух-ть, совесть. Отражают двойственну сущность ч-ка, его биосоц-ую природу.

Социология находит очень много общих интересов с психологией в разработке проблем, связанных с обществом и личностью. Взаимоподдержка на методологич-ом уровне. Предоставляет факты соц Дти людей. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. А психология использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора информации - опрос и анкетирование.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. На практике дело обстоит иначе. Предост-ет инф-ию об основных зак-ях об-ия и в-ия людей, дает рек-ции по психол-ому обеспечению этих вопрсов.

Т.о., психология тесно связана с общественными науками. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании научной теории. Это теория культурно-исторического развития ВПФ человека, разработанная

Л.С. Выготским. В ней: главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, кот. продвинул вперед филогенет. и онтогенет. развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек явл. непосредственным участником всех технологич. и производств. процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека.

Не менее тесно связана психология с медиц. и биолог. науками. Связь обусловлена двойственное природой ч-ка как соц. И одновременно биолог-го существа. Большинство психич. явлений, и прежде всего психич. процессов, имеет физиологич. обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психич. явления. Заболевания влияют на психику и наоборот.

Современная психология – это весьма развлетвенная наука, имеющая много отраслей. Все отрасли можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии: возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.

Фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические) отрасли психологии. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально—психологическими особенностями они обладают.( общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология)

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Фундаментальные (или базовые) отрасли психологич. науки Эти знания объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кот. используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли решают конкрет. задачи в рамках своего направления.

Общая психология – отрасль психолог. науки, объединяющая фундаментальные психолог. Знания и исследующая индивида, выделяя в нем познават. процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологич. проблемы обучения и воспитания. Она исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения, вопросы учета индивид. особенностей обучаемого при построении учеб. процесса и взаимоотношений внутри учеб. коллектива. Зародилась во второй половине 19 в.

Очень близка к пед. психологии – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Она оформилась в качестве самост. науки в к. 19.в.

Основ. разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психол. науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах (семья, школа, коллективы).

С соц. психологией тесно связаны политическая и психология искусства. Полит. психология – это отрасль психологии, изучающая психолог. компоненты полит. жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации. Психология искусства – отрасль психол. Науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отд. личности и общества в целом.

Мед. психология, изучающая психол. аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных, изучает вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения, нужна для воспитания.

Инженерная психология – отрасль, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Ответы на все вопросы.

Общая возрастная психология

Купить эту работу

Шпаргалки для ГОСэкзамена по психологии

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 100 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 апреля 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
alysia12
4.8
Работаю в дошкольном учреждение имею 1 категорию.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
1500 ₽ Цена от 100 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе alysia12 2019-02-04
Другое

Благодарю за выполнение теста!

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе alysia12 2015-07-08
Другое

Большое человеческое спасибо вам!

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе alysia12 2019-01-03
Другое

Благодарю за быстрое и качественное выполнение работы! Все требования к работе соблюдены. Рекомендую автора!

Общая оценка 5
Отзыв Александр об авторе alysia12 2017-04-20
Другое

Спасибо! Все супер!!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽