Благодарю за курсовую по оценке стоимости ц/б, выполнено качественно и в срок))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Основой рыночного механизма ценообразо¬вания является конкуренция. Однако трактовка конкуренции как единственного регулятора цен неоднократно опровергалась практикой даже в наиболее развитых странах с рыночной экономи¬кой. Экономическая теория давно признала случаи неэффективности в распределении ресурсов в условиях свободного рынка – так называемые провалы рынка (market failures), обусловлен¬ные, в частности, действием внешних эффектов (externalities).
Споры теоретиков о соотношении принципов свободы рынка и государственного регулирова¬ния не прекращаются и сегодня, но общим знаме-нателем практической деятельности государства в большинстве современных развитых экономик стали «рыночно-ориентированные решения», предполагающие:
создание конкурентной среды при ее отсутс¬твии или усиление конкуренции при ее несовер¬шенстве;
устранение тех нарушений рыночного меха¬низма ценообразования, которые сам рынок уст¬ранить не может.
Главной целью государства при этом является обеспечение социальной и экономической спра¬ведливости (обеспечение граждан основными то¬варами и услугами по доступным ценам, гаран¬тирование дохода производителям определенных товаров).
В зависимости от объекта воздействия разгра¬ничивают косвенное и прямое государственное регулирование цен. Косвенное – носит опосредованный характер и влияет на цены через факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурен¬тный механизм. С помощью прямого регулиро-вания государство непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль). На практике формы и цели ценового регулирова¬ния переплетаются.
Целью работы является анализ основных методов государственного регулирования цен.
Задачами работы являются:
1. Теоретический анализ понятия и методов регулирования цен.
2. Анализ особенностей формирования регулируемых цен.
3. Выявление проблем регулирования цен.
Введение 3
1. Теоретические основы регулирования цен 5
1.1. Косвенное регулирование цен 5
1.2. Прямое регулирование цен 13
2. Особенности формирования регулируемых цен 18
2.1. Регулирование цен за рубежом 18
2.2. Российская практика регулирования цен 27
2.2. Проблемы регулирования цен в России и пути их решения 31
Заключение 37
Список использованных источников 41
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами. Государственное регулирование цен – попытка с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной ситуации регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Система цен – один из главных элементов рыночной экономики; цены взаимосвязаны с другими элементами рыночного механизма и реагируют на их изменения. Госрегулирование посредством изменения бюджетных расходов, налогов, процентных ставок по кредитам, изменения ставки рефинансирования и других экономических рычагов проявляется, среди прочего, в изменении затрат и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
При переходе от плановой к рыночной экономике в России роль государства заключается в создании рыночных структур для обеспечения нормальных условий развития рынка. Антимонопольная политика должна снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики и развитию на такой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против недобросовестной деловой практики, которая включает в себя:
ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
принудительные сделки (то есть продажу и покупку с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
принудительную привязку покупателей к продавцам;
сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
различного рода бойкоты.
Все подобные разновидности недобросовестной практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.
Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Такая роль заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие производителями оптимальных ценовых решений, в методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате дефицита товаров, резкого роста цен (тарифов) на сырье и топливо, монополизма производителей, а также способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важная задача госрегулирования – достижение определенных социальных результатов: в частности, поддержание прожиточного минимума, доступности товаров первой необходимости.
Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко обнаруживается в процессе взаимодействия с партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. д. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет роль арбитра, не насильственного аппарата контроля над ценами.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены, потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает собственное потребление, тем самым провоцируя необоснованный рост спроса. Подобное положение характерно и для экономики нашей страны. Кроме того, в рыночной экономике рост затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения домашних хозяйств. В переходный период возможна также ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.
Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка:
«шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями;
долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и подавления инфляции.
Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.
Прямо регулируют цены, главным образом, в монополистических отраслях экономики (энергетика, транспорт, связь, водоснабжение). Среди прямых методов государственного регулирования можно выделить административное установление цен: оно получило распространение в ряде развитых стран (Франция, Бельгия, Нидерланды).
Как и многие другие меры государственного вмешательства в экономику, регулирование цен неоднозначно по своим результатам. Сфера об¬щественных услуг, где роль такого регулирова¬ния особенно велика, в ближайшем будущем мо¬жет столкнуться с очень серьезными проблемами. Действительно, с одной стороны, очень быстро растет спрос и, соответственно, стоимость таких услуг в связи с неблагоприятными демографи¬ческими сдвигами и старением населения, с дру¬гой - осложняется проблема их финансирования, что обусловлено необходимостью сокращения государственных расходов в целях недопущения дальнейшего роста государственного долга. Со¬хранят ли развитые страны ценовое регулирова¬ние в нынешнем виде, будет ли оно реформиро¬ваться при сохранении баланса между рыночным ценообразованием и социальными обязательс¬твами государства, или будет выбран путь пос¬тепенного отказа от государственного ценового регулирования, мотивированный якобы расту¬щей неэффективностью «социального рыночного хозяйства», - сказать сейчас трудно. Некоторые признаки выбора в пользу последнего вариан¬та уже сейчас можно обнаружить в активизации критики регулируемых цен, как во властных кру¬гах, так и в академической среде.
Но это уже про¬блемы, требующие специального рассмотрения.
1. Глазова Е., Степанова М. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование//Мировая экономика и международные отношения. 2011. №10. С.40-50.
2. BancoCentral do Brasil. Regulated Prices. Updated in August 2008, with data up to June 2008. P. 8.
3. ERGEG. Status Review on End-User Price Regulation // An ERGEG Position Paper 14.06.2007. P. 32, 35.
4. European Commission. Eurostat. News Release. Euroindicators. 26 February 2010.
5. Gallo J.C. et al. Department of Justice Antitrust Enforcement, 1955-1997: An Empirical Study // Review of Industrial Organization. 2000. № 17.
6. Harrington J.Jr. Antitrust Enforcement. September 29. 2005. P. 5. (http//:www.econ.jhu.edu/people/Harrington/np05)
7. Life Expectancy vs Health Care Spending in 2007 for OECD Countries (http//:www.oecd.org).
8. Mapping of the Public Services. Public Services in the European Union & in the 27 Member States. European Commission. May 2010. P. 48.
9. Miliband D. Draws Up Green Tax Plan (htpp://www.newsvote.bbc.co.uk).
10. Oxley M The Future of Social Housing Learning from Europe. IPPR. June 2000. P. 8.
11. Powell В., Stringham Е. Housing Supply and Affordability (http//: www.econlib.org/library/Enc).
12. Residential and Solar Wind Systems. What are the Costs? 21.10.2010 (http//: www.articlesbase.com).
13. Segal I., Whinslon М. Antitrust in Innovative Industries // American Economic Review. December 2007.
14. VAT Rates Applied in the Member States of the European Union. Situation at Is' January 2011. Brussels - Belgium (http:// ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/ vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Основой рыночного механизма ценообразо¬вания является конкуренция. Однако трактовка конкуренции как единственного регулятора цен неоднократно опровергалась практикой даже в наиболее развитых странах с рыночной экономи¬кой. Экономическая теория давно признала случаи неэффективности в распределении ресурсов в условиях свободного рынка – так называемые провалы рынка (market failures), обусловлен¬ные, в частности, действием внешних эффектов (externalities).
Споры теоретиков о соотношении принципов свободы рынка и государственного регулирова¬ния не прекращаются и сегодня, но общим знаме-нателем практической деятельности государства в большинстве современных развитых экономик стали «рыночно-ориентированные решения», предполагающие:
создание конкурентной среды при ее отсутс¬твии или усиление конкуренции при ее несовер¬шенстве;
устранение тех нарушений рыночного меха¬низма ценообразования, которые сам рынок уст¬ранить не может.
Главной целью государства при этом является обеспечение социальной и экономической спра¬ведливости (обеспечение граждан основными то¬варами и услугами по доступным ценам, гаран¬тирование дохода производителям определенных товаров).
В зависимости от объекта воздействия разгра¬ничивают косвенное и прямое государственное регулирование цен. Косвенное – носит опосредованный характер и влияет на цены через факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурен¬тный механизм. С помощью прямого регулиро-вания государство непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль). На практике формы и цели ценового регулирова¬ния переплетаются.
Целью работы является анализ основных методов государственного регулирования цен.
Задачами работы являются:
1. Теоретический анализ понятия и методов регулирования цен.
2. Анализ особенностей формирования регулируемых цен.
3. Выявление проблем регулирования цен.
Введение 3
1. Теоретические основы регулирования цен 5
1.1. Косвенное регулирование цен 5
1.2. Прямое регулирование цен 13
2. Особенности формирования регулируемых цен 18
2.1. Регулирование цен за рубежом 18
2.2. Российская практика регулирования цен 27
2.2. Проблемы регулирования цен в России и пути их решения 31
Заключение 37
Список использованных источников 41
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами. Государственное регулирование цен – попытка с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной ситуации регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Система цен – один из главных элементов рыночной экономики; цены взаимосвязаны с другими элементами рыночного механизма и реагируют на их изменения. Госрегулирование посредством изменения бюджетных расходов, налогов, процентных ставок по кредитам, изменения ставки рефинансирования и других экономических рычагов проявляется, среди прочего, в изменении затрат и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
При переходе от плановой к рыночной экономике в России роль государства заключается в создании рыночных структур для обеспечения нормальных условий развития рынка. Антимонопольная политика должна снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики и развитию на такой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против недобросовестной деловой практики, которая включает в себя:
ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
принудительные сделки (то есть продажу и покупку с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
принудительную привязку покупателей к продавцам;
сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
различного рода бойкоты.
Все подобные разновидности недобросовестной практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.
Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Такая роль заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие производителями оптимальных ценовых решений, в методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате дефицита товаров, резкого роста цен (тарифов) на сырье и топливо, монополизма производителей, а также способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важная задача госрегулирования – достижение определенных социальных результатов: в частности, поддержание прожиточного минимума, доступности товаров первой необходимости.
Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко обнаруживается в процессе взаимодействия с партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. д. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет роль арбитра, не насильственного аппарата контроля над ценами.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены, потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает собственное потребление, тем самым провоцируя необоснованный рост спроса. Подобное положение характерно и для экономики нашей страны. Кроме того, в рыночной экономике рост затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения домашних хозяйств. В переходный период возможна также ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.
Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка:
«шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями;
долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и подавления инфляции.
Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.
Прямо регулируют цены, главным образом, в монополистических отраслях экономики (энергетика, транспорт, связь, водоснабжение). Среди прямых методов государственного регулирования можно выделить административное установление цен: оно получило распространение в ряде развитых стран (Франция, Бельгия, Нидерланды).
Как и многие другие меры государственного вмешательства в экономику, регулирование цен неоднозначно по своим результатам. Сфера об¬щественных услуг, где роль такого регулирова¬ния особенно велика, в ближайшем будущем мо¬жет столкнуться с очень серьезными проблемами. Действительно, с одной стороны, очень быстро растет спрос и, соответственно, стоимость таких услуг в связи с неблагоприятными демографи¬ческими сдвигами и старением населения, с дру¬гой - осложняется проблема их финансирования, что обусловлено необходимостью сокращения государственных расходов в целях недопущения дальнейшего роста государственного долга. Со¬хранят ли развитые страны ценовое регулирова¬ние в нынешнем виде, будет ли оно реформиро¬ваться при сохранении баланса между рыночным ценообразованием и социальными обязательс¬твами государства, или будет выбран путь пос¬тепенного отказа от государственного ценового регулирования, мотивированный якобы расту¬щей неэффективностью «социального рыночного хозяйства», - сказать сейчас трудно. Некоторые признаки выбора в пользу последнего вариан¬та уже сейчас можно обнаружить в активизации критики регулируемых цен, как во властных кру¬гах, так и в академической среде.
Но это уже про¬блемы, требующие специального рассмотрения.
1. Глазова Е., Степанова М. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование//Мировая экономика и международные отношения. 2011. №10. С.40-50.
2. BancoCentral do Brasil. Regulated Prices. Updated in August 2008, with data up to June 2008. P. 8.
3. ERGEG. Status Review on End-User Price Regulation // An ERGEG Position Paper 14.06.2007. P. 32, 35.
4. European Commission. Eurostat. News Release. Euroindicators. 26 February 2010.
5. Gallo J.C. et al. Department of Justice Antitrust Enforcement, 1955-1997: An Empirical Study // Review of Industrial Organization. 2000. № 17.
6. Harrington J.Jr. Antitrust Enforcement. September 29. 2005. P. 5. (http//:www.econ.jhu.edu/people/Harrington/np05)
7. Life Expectancy vs Health Care Spending in 2007 for OECD Countries (http//:www.oecd.org).
8. Mapping of the Public Services. Public Services in the European Union & in the 27 Member States. European Commission. May 2010. P. 48.
9. Miliband D. Draws Up Green Tax Plan (htpp://www.newsvote.bbc.co.uk).
10. Oxley M The Future of Social Housing Learning from Europe. IPPR. June 2000. P. 8.
11. Powell В., Stringham Е. Housing Supply and Affordability (http//: www.econlib.org/library/Enc).
12. Residential and Solar Wind Systems. What are the Costs? 21.10.2010 (http//: www.articlesbase.com).
13. Segal I., Whinslon М. Antitrust in Innovative Industries // American Economic Review. December 2007.
14. VAT Rates Applied in the Member States of the European Union. Situation at Is' January 2011. Brussels - Belgium (http:// ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/ vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую