В настоящее время экономическая конъюнктура остается достаточно нестабильной: фондовые рынки «лихорадит», курсы мировых валют отличаются сильной волатильностью, даже инвестиции в недвижимость перестали являться панацеей от риска. Флуктуация рынков стала привычным делом в посткризисной мировой экономике.
Актуальность тему обусловлена тем, что в современных условиях все большее значение отводится альтернативным инвестициям, в частности, инвестициям в культурные ценности.
Поэтому цель нашей работы изложить свое понимание этого вопроса и задачами курсовой работы стали:
- Определить политику ценообразования и оценки культурных ценностей
- Определить основные рынки культурных ценностей
- Выявить ценообразующие факторы культурных ценностей
- Определить методы оценки инвестиций в культурные ценности
Объектом данной работы являются культурные ценности
Предмет изучения – методы инвестиций
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.
Раздел 1. Характеристика рынка культурных ценностей
1.1. Ценообразование и оценка культурных ценностей
Под культурными ценностями следует понимать предметы движимого имущества, имеющие ту или иную степень общественной значимости, подтверждаемую юридически; включающие в себя такие категории как «антиквариат», «предметы искусства», «предметы старины» и подпадающие под понятие «предметы коллекционирования». К данной категории движимого имущества относится целый ряд предметов: редкие музыкальные инструменты, монеты, картины и рисунки, старинные книги, скульптуры и многое другое. [1]
Параллельно с этим возрастает роль оценки стоимости активов. Мировой финансовый кризис показал, что те активы, которые до недавних пор признавались если не безрисковыми, то высокой степени надежности, вовсе не являлись таковыми на самом деле; произошел разрыв между их оцененной и реальной (внутренней) стоимостью.
Основными проблемами оценки культурных ценностей являются: недостаточная проработанность методологии оценки; асимметричность информации; существенное количество частных сделок (сделок по частным соглашениям) и вытекающая отсюда закрытость; «сжатость» рынка, монополия двух аукционных домов (Sotheby's и Christie's); непрозрачное ценообразование в галереях; обращение на рынке множества подделок; сложности в аутентификации и проведении экспертизы; пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей оборот культурных ценностей и передачу прав на них. Парадокс заключается еще и в том, что государственные музеи накопили бесценные коллекции, знания и опыт по аутентификации и экспертизе культурных ценностей, но, как правило, сотрудники музеев слабо разбираются в подходах и методах оценки, принципах функционирования рыночной экономики. Тем не менее, рассматривать музейные предметы в качестве активов можно только в случае их страхования при вывозе и ввозе, так как цель музея – сохранять, изучать, приумножать, а вовсе не торговать, ссужать или формировать залоговую массу.
Оценка культурных ценностей – достаточно специфический вид оценки, так как это процесс определения их потенциальной стоимости (ценности) более с финансовой (денежной) стороны, нежели с социальной. Оценка культурных ценностей предполагает:
– проведение глубокого анализа рынка, к которому относится объект исследования,
– сбор специфической информации из разных источников, таких как каталоги аукционных домов, специализированные базы данных по искусству (например, Artnet, Artprice),
– обобщение и обработка сведений, получаемых при интервьюировании частных или корпоративных коллекционеров, кураторов, арт-дилеров, музейных работников, галеристов, опытных консультантов и аналитиков.
Оценка культурных ценностей крайне важна не только для целей коллекционирования, инвестиций, диверсификации портфеля активов, но и при наследовании, добровольных пожертвованиях, налоговом планировании, страховании, залоге, при ввозе и вывозе, в некоторых других случаях.
Работа исследует оценку культурных ценностейи, специфичный тип активов. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Анна М. Миллер. Оценка драгоценных камней и ювелирных изделий / пер. с англ. бюро переводов РОЙД. М.: ИД «Квинто- Консалтинг», 2010.
2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М.: Альпина бизнес букс, 2007.
3. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / пер. с англ. И.Л. Артеменкова, Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, А.И. Артеменкова; под ред. Г.И. Микерина, И.Л. Артеменкова. М.: Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2008.
4. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ. // «Российская газета». 1996. 04 июня.
5. О ввозе и вывозе культурных ценностей: закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 (в редакции федеральных законов от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 150-ФЗ). // «Российская газета». 1993. 15 мая.
6. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства / С. Скатерщиков, В. Кориневский, О. Яковенко, К. Пихлер, Т. Цимке, Н. Хансен. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 224 с.
7. Соловьев В.Д. Определитель стоимости живописи. М.: Эксперт-Клуб, 2005. – 800 с.
8. Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Издательство Центрополиграф, 2011.
9. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011.19
10. Goetzmann, William N., Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries, The American Economic Review, 83(5), Dec. 1993.
11. Mei, J. and Moses, M., Vested Interest and Biased Price Estimates: Evidence from an Auction Market, The Journal of Finance, 60(5), 2005.
12. Mei, J. and Moses, M., Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review. December 2002.
Электронные источники
1. The Mei Moses. Fine Index [Электронный ресурс] // URL: http://www.artasanasset.com/indices (дата обращения: 20. 10.2015).
2. Индексы арт-рынка ARTIMX [Электронный ресурс] // URL: http://artinvestment.ru (дата обращения: 20. 10.2015).
3. Technology TES [Электронный ресурс] // URL: http://www.tamoikin.com (дата обращения: 20. 10.2015).
4. Оценка произведений искусства с помощью метода анализа иерархий (МАИ) // Аукционный дом Гелос: сайт URL: http://www.gelos.ru/consulting/MAI-Gelos-Inet.htm(дата обращения: 20. 10.2015)
5 Доктрина ТЭС, точка доступа URL: http://www.tamoikin.com/uploads/4/3/0/8/4308917/36_-_1.pdf 6 Точка доступа URL: http://profaudit.ru/content/view/181/443/15