Актуальность темы проекта определена увеличением в России доли малого бизнеса, без которого невозможно ни формирование повышением рынка, ни развитие «среднего класса», как важного фактора социальной и политической стабильности страны. Формированию малого бизнеса способствует его интеграция в сети наиболее мощных экономических систем, и одной из организационных форм данной интеграции является франчайзинг.
Франчайзинг представляет собой результативную форму организаций бизнеса, которая отличается низкими уровнями рисков и стабильными уровнями дохода. Это формы длительного делового сотрудничества, при которой большая компания предоставляет предпринимателям лицензию (франшизу) на производство продукций или услуг под торговой маркой этой фирмы, на условии установленных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для компаний сферы услуг, и, в частности, компаний общественного питания, где большое значение имеет контроль качества изготавливаемых продуктов. В ресторанах высокого класса, бизнес-стратегия которых строится на уникальности предлагаемых услуг и их высокой стоимости, применение франчайзинга вряд ли будет результативным. Но сегмент рынка кофеен, интерес к которому существенно увеличился несколько лет назад, может повысить результативность своей деятельности именно за счет применений франчайзинговой модели. Центральной проблемой деятельности кофеен, как и всех компаний общественного питания, является обеспечение качества продуктов, посредством применения высококачественных ингредиентов, высококвалифицированного персонала и хорошего оборудования. Не подготовленный предприниматель в этой ситуации рискует не справиться со всеми нюансами этого бизнеса и, как следствие, потерпеть существенные убытки. Лучшим методом обеспечения успеха в данной ситуации будет являться схема франчайзинга. Свидетельством удачности франчайзинговых предприятий в сфере общественного питания является удачное функционирование таких больших сетей как Макдональдс, Баскин Роббинс, Сабвэй, Шоколадница и т.д. Так, актуальность темы данной работы устанавливается необходимостью анализа методологических и теоретических основ применения франчайзинговой модели в области кофейного бизнеса.
Современная экономическая наука содержит довольно целостные представления о франчайзинге: присутствует довольно много материалов, которые посвящены проблемам его развития на территориях России, перспективам формирования франчайзинга в целом, преимуществам и недостаткам этой модели бизнеса, а так же представлена устоявшаяся терминологическая основа. Хотя, важно отметить, что в России применение франчайзинга усложняется недостаточно сформированной правовой базой по данному вопросу.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность, преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса;
- провести анализ внешней и внутренней среды, и выявить конкурентные преимущества ресторана «Кореана»;
1.Сущность, преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Франчайзинг представляет собой форму партнерских отношений между предприятиями на рынке. Суть данных отношений в том, что одна большая компания или организация заключает партнерские отношения с несколькими более мелкими организациями, предметом партнерских отношений является договор, дающий исключительное право на использование торговой марки крупной компании и соответственно выпуск продукции под ее маркой, используя особые технологии и знания, которые так же предоставляются крупной компанией.
В данных партнерских отношениях каждая сторона имеет свое название. Крупная организация, заключающая сделки с более мелкими предприятиями, называется франчайзером, то есть это та сторона, которая дает лицензию на пользование своим товарным знаком. Мелкие предприятия, покупающие эту лицензию, называются франчайзи. Франчайзи может так же являться и отдельный человек, оформивший ИП.
Многие задумываются об открытии своего дела, благодаря франчайзингу в наши дни это можно сделать на основе уже готового бизнеса.
Своими корнями понятие «франчайзинг» уходит в средневековую Англию. В свое время король Британии предоставлял право баронам собирать налоги на определенных территориях взамен на какие-либо услуги, например, обязанность поставлять солдат для армии. Горожанам и свободным людям предоставлялось право (была дана франшиза) торговать собственными товарами на территории города: на ярмарках или рынках. Именно это и легло в основу понятия «франчайзинг». Позднее в XIX веке франчайзинг начал формироваться уже в той форме, которая наиболее типична в наши дни. В Англии пивоварами использовалась система «связанных домов», которая позволяла поддерживать нужный объем продаж. Каждый пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива и спиртных напитков, взамен на предоставленный им заем или аренду. В Американской системе Исаак Зингер был основателем франчайзинга. В 1851 году он начал сотрудничать с дистрибьюторами и дал им разрешение на использование своей торговой марки на территории США. Таким образом, покупатели швейных машин Исаака Зингера могли получить обслуживание и ремонт на всей территории своей страны, а сам Зингер благодаря этому запустил массовое производство своей продукции. По-настоящему франчайзинг начал развиваться в 1898 году, когда компания "General Motors" тоже приняла решение запустить массовое производство. Однако наиболее приближенная к ныне существующей системе система торгового франчайзинга появилась только в середине ХХ века, ее основателем стал Мак Дональд, который по совместительству является основателем наиболее известной во всем мире франншизы McDonald's.
Франчайзинг классифицируют по-разному в зависимости от того, какой фактор является ключевым.
В работе выявляется сущность, преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1-2. М.: «Интел-синтез», 2007 – 196 с.
2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г., № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
3. Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ
4. Налоговый кодекс РФ: Ч. 1-2. М.: «Интел-синтез», 2017 – 364 с.
5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» (от 29 июля 2004 года, № 98-ФЗ).
6. Бочаров В. Инвестиции/В. Бочаров.- СПб.: Питер, 2015.-с.9-24.
7. Василенко С. Московская сеть кофеен «Шоколадница» выставила все свои новосибирские заведения на продажу / С. Василенко // Континент Сибирь – 2016.- Янв.(№ 22(4682)).- с.5-7.
8. Вахрин П. Инвестиции: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп./ П. Вахрин, А. Негошина - Изд. – Торговая корпорация Дашков и Ко. – 2015. – с.13-22.
9. Глушенкова М. Кризис затронул почти все отрасли реального сектора экономики / М. Глушенкова, П. Чувиляев // Коммерсантъ. – 2017.- Окт.(№99(4016)). – с.5-7.
10. Давыдова В. Аппетиты ресторанного кризиса / В. Давыдова // Ресторатор. – 2015. - №36. – с.24-28.
11. Игонина Л. Инвестиции: Учеб. пособие/ Л. Игошина; под. ред. В.Слепова. – М.: Экономист, 2015. – 478с.
12. Журавлев А. Открываем кофейню / А. Журавлев // Торговое оборудование в России.- 2017.- №3.- с.91-105.
13. Зайницев А. Россия устала от кризиса / А. Зайницев, Е. Староверова // Труд. – 2015. - №021.- с. 6-7.
14. Кобышев С. Место, где время течет медленно / С. Кобышев // Бизнес.- 2015.- Окт.(№42(561)).- с.24.
15. Лазарчук А. Бизнес с ароматом кофе / А. Лазарчук // Капиталист. – 2015 - №3(19). – с.10-12.
16. Лозицкий В. В шоколаде / Интервью вел Е. Грянин // Ресторатор. – 2016. - №32(136). – с.26-29.
17. Лунева Е. Ресторанный рынок сибирского региона / Е. Лунева, И. Смольников, Д. Мармышев // Континент Сибирь – 2016.- Окт.( №17 (4667)).- с.21-23.
18. Лунева Е. Сколько стоит кофейня / Е. Лунева // Континент Сибирь. – 2015.- Авг.(№31 (453)).- с.9.
19. Нуралиев С. Франчайзинг в России: быть или не быть / С. Нуралиев // РосИнтер.- 2016. - №2. с.52-55.
20. Перков В. Точка зрения потребителя на коммерческую концессию / В. Перков // Альянс Медиа.- 2017.- №4.- с.5-12.
21. Рыкова И. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И. Рыкова. – Современная экономика и право.- 2016.- 224с.
22. Селиванова В. Мода на кофейни / В. Селиванова // Эксперт.- 2016.- №39(299).-с.11-15.
23. Сокольникова Т. Как открыть кофейню / Т. Сокольникова // Деловой Петербург.- 2015.-Март.(№10).- с.35.
24. Травницкий А. Старт ресторанного бизнеса / А. Травницкий // Личные деньги. – 2016 - № 7(16)