ВВЕДЕНИЕ
Сегодня удобное географическое положение или большое количество полезных ископаемых уже не гарантируют экономического успеха территории. В современном мире территории вовлечены в непрерывную борьбу за развитие и рост благосостояния своего населения. Чтобы расширить такие возможности, территориям необходимо иметь навыки привлечения инвесторов, потенциальных жителей, туристов, а также уметь формировать четкий и позитивный имидж своей территории.
С 2000-х годов в России предпринимаются попытки сформировать и продвигать национальный имидж, но эти попытки не носят систематического характера. Это приводит к сбоям и значительным потерям: как материальным, так и нематериальным (потеря репутации).
Уже сегодня регионам приходится конкурировать за инвестиции, специалистов, транспортные и туристические потоки, экономические и культурные потоки. Ситуация такой конкуренции усилила роль позиционирования территории, продвигая ее местные исключительные различия. В таких условиях маркетинговые технологии экономической привлекательности территорий приобретают все большее значение как новый фактор регионального управления.
Теоретические и практические аспекты создания имиджа регионов изучаются многими учеными. Маркетинг территорий освещен в работах Ф. Котлера, К. Асплунда, И. Рейна, Д. Хайдера, которые одними из первых представили свою концепцию, согласно которой в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионов и стран) стали товарами и определили направления развития территорий.
Стефан Уорд значительно расширил историю существования имиджа территорий.
Также большое значение имеют работы Саймона Анхолта, который предлагает систему оценки национального имиджа в следующих областях развития: туризм, экспорт, правительство, люди, культура и наследие, инвестиции и иммиграция.
Важным аспектам развития территорий посвящены работы Алфорда П., Мойланена Т. и Райнисто С., Го Ф. и Говерса Г., токийского ученого Динни К., ученых из Израильского университета Авраама Э. и Кеттера Э. ., Андерсен Г. и Шваб Н., Эшворт Г. и другие ученые.
Особое место занимают работы, посвященные проблемам теории, методологии, практики территориального развития авторов: Попова А.В., Визгалова Д.В., Панкрухина А.П., Стася А., Князева И.В., Шевцова В.В., Лаврова А.Н., Сачука Т.В. и др. ,
Целью работы является анализ инвестиционной привлекательности региона и выработка рекомендаций по ее улучшению на примере Краснодарского края.
В соответствии с этой целью необходимо решить следующие задачи:
исследования инвестиционной привлекательности региона;
анализ существующих научно-методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов;
дать общую характеристику Краснодарского края;
оценить инвестиционную привлекательность Краснодарского края;
разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Краснодарского края.
Объектом исследования являются теоретические основы формирования инвестиционной привлекательности региона.
Предметом исследования является концепция инвестиционной привлекательности региона.
Методы исследования - анализ литературы по данной теме, изучение различных прямых источников, посвященных инвестиционной привлекательности региона. Изучение точек зрения специалистов по этой проблеме.
Значимость работы заключается в определении направлений развития инвестиционной привлекательности Краснодарского края и выработке практических рекомендаций.
В современном мире вопрос повышения инвестиционной привлекательности регионов является одной из ключевых тем при обсуждении благосостояния территории и возможности привлечения различных целевых групп (инвесторов, туристов, жителей, рабочих). Это длительный процесс, в котором необходимо учитывать множество факторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности региона 6
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности региона 6
1.2 Подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона 9
2 Анализ инвестиционной привлекательности Краснодарского края 14
2.1 Общая характеристика Краснодарского края 14
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности Краснодарского края 24
3Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Краснодарского края 35
3.1 Направления повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края 35
3.2 Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Краснодарского края 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
1 Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности региона
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности региона
В экономической литературе нет единого общепринятого определения этого понятия. У ученых разные подходы к формулированию определения «инвестиционной привлекательности». Вот некоторые из них:
1) инвестиционная привлекательность региона - надежное и своевременное достижение целей инвестора на основе экономических результатов производства, в которое вкладываются инвестиции в регионе.
Инвестиционная привлекательность региона определяется комплексом различных факторов, перечень и влияние которых может различаться и варьироваться в зависимости как от состава инвесторов, преследующих разные цели, так и от производственно-технических характеристик региона и производства. что вложено туда.;
2) инвестиционная привлекательность региона - это совокупность объективных и субъективных условий в регионе, которые способствуют или препятствуют процессу инвестирования в национальную экономику на макро-, мезо- и микроуровнях.;
3) инвестиционная привлекательность региона - положение региона в той или иной точке, тенденции его развития, которые отражаются в инвестиционной активности.;
4) инвестиционная привлекательность региона - соответствие основным целям региона инвесторов - доходность, без риска и ликвидность вложений.;
5) инвестиционная привлекательность - система или совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей, которые в совокупности определяют потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данной стране, регионе, отрасли.;
6) инвестиционная привлекательность регионов - неотъемлемая характеристика отдельных регионов страны с точки зрения эффективности осуществления в них инвестиционной деятельности.;
7) инвестиционная привлекательность регионов - неотъемлемая характеристика отдельных регионов страны с точки зрения инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование инвестиционной отдачи и вложений. риски.
Общие черты IP-региона:
- рассмотрение инвестиционной привлекательности как интегрального показателя,
- целесообразность инвестирования;
- уровень удовлетворения требований инвестора;
- финансовое и имущественное состояние региона и перспективы его развития;
- наличие совокупности объективных и субъективных (внешних и внутренних) условий.
Существуют также различные научно-методические подходы к интерпретации сущности понятия «инвестиционная привлекательность» с точки зрения инвестора, которые обобщены в таблице 1.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева Е. А. Оценка инвестиционной привлекательности Краснодарского края // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 427-430.
Баринов Г.О. Влияние системы проектного менеджмента на инвестиционную привлекательность региона // Экономика и социум, 2017. - № 1-1 (32). – С. 168-175.
Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона / Экономический журнал: РГГУ. – 2012.– № 4 (28). С. 88-95.Валинурова, Л.С. Инвестирование. Управление инвестиционными процессами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова; Башкирский государственный университет. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
Глазырин М.В. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. – 2014. – № 3. – C. 79-84.
Иванов В.В. Инвестиции. Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2015. – 592 с.
Инвестиционная привлекательность предприятия / Лилев Н. - Москва: Лаборатория книги, 2011. - 74 с.
Кизим А.А., Бекирова С.З., Саввиди С.М. Зарубежные инвестиции в РФ: проблемы, перспективы и способы привлечения // Экономика устойчивого развития. 2015. - № 3 (23). - С. 222-235.
Коваленко В.С., Лобов А.В. Реализация проектов России в рамках Черноморского экономического сотрудничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. – С. 177-181.
Коваленко В.С., Шевченко А.И. Инвестиционный климат Краснодарского края // Научные труды КубГТУ, 2016. - №5.
Погребная Н.В. Повышение инвестиционной привлекательности Краснодарского края: факторы, направления, прогнозы / Н.В. Погребная, Е.С. Походина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) – Краснодар: КубГАУ, 2016. – №06(120). С. 1240 – 1249.
Старкова Н.О., Тиунова А.И. Экономические аспекты вступления республики Крым в состав РФ // Научные меридианы 2015 Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 285-288.
Производство валового регионального продукта. URL: http://krsdstat.gks.ru/
Инвестиции в нефинансовые активы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#
Инвестиционный портал Краснодарского края. URL:http://www.investkuban.ru/stat.html
Дистанционный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2016. URL: http://www.ra-national.ru/ru/ratings/provinces?type=rating
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2016 г. URL: http://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2016/tab01/
Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года. URL.: http://www.investkuban.ru/_files/docs/2014/invest_strateg_2020.pdf