Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Повышенная тревожность может проявляться в различных нарушениях поведения подростка (агрессивности, отклоняющемся поведении). В связи с чем, в современной психолого-педагогической практике возникает необходимость в разработке эффективных методов профилактики и коррекции тревожности лиц подросткового возраста. Проблема исследования состоит в имеющемся противоречии: с одной стороны, вопросы профилактики и коррекции тревожности подростков являются достаточно актуальными в современном обществе, а с другой стороны – обнаруживается дефицит в разработке методологических основ коррекционной работы по снижению уровня тревожности подростков посредством социально-психологического тренинга.
Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст имеет решающее значение для процесса социализации, в этот период создается саморегуляционная основа, позволяющая человеку в будущем самому управлять своим поведением и развитием. Распространенным феноменом в подростковом возрасте является тревожность как нарушение саморегуляции поведения, что ведет к различным вариантам социальной дезадаптации, аддиктивному поведению подростков. Саморегуляция предполагает сознательное управление своим физическим и психическим состоянием, что способствует формированию гибкости в меняющихся условиях среды. Имеющаяся на сегодняшний день ситуация возрастающей тревожности подростков выявляет необходимость разработки психолого-педагогических условий по оптимизации их психоэмоционального состояния.
Объект исследования – тревожность в подростковом возрасте.
Предмет исследования – коррекция тревожности подростков средствами социально-психологического тренинга.
Цель исследования – разработать и апробировать программу коррекции тревожности детей подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, посвященную проблеме тревожности в подростковом возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование уровня тревожности в группе подростков.
3. Разработать и провести социально-психологический тренинг по коррекции тревожности подростков.
4. Выявить эффективность проведенной программы.
Гипотеза нашего исследования: высокую тревожность, характерную для подросткового возраста, можно корректировать (снизить) с помощью социально-психологического тренинга.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена теоретическими положениями Д.Б. Эльконина, касающимися периодизации психического развития. Подходы к изучению тревожности в подростковом возрасте отражены в работах К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерса, А.И. Захарова, А.М. Прихожан, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, Е.В. Бойдек и др.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования :
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: Тест Филипса на изучении уровня и характера школьной тревожности; Методика О.И. Моткова на изучение общего уровня самооценки личности; Опросник Басса-Дарки на выявление особенностей агрессии подростков.
3. Методы математико-статистической обработки данных (сравнительный анализ по критерию Вилкоксона).
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с подростками с целью снижения уровня тревожности и формирования навыков саморегуляции психоэмоционального состояния.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции тревожности в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Социально-психологический тренинг как метод коррекции тревожности подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности в подростковом возрасте 20
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 20
2.2. Итоговая диагностика подростков 36
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 49
На сегодняшний день в психологии, педагогике проблема личностного развития подрастающего поколения является все более актуальной в связи с высоким темпом жизни, информатизацией, кризисом современной семьи, что неизбежно влияет на особенности психоэмоционального развития подростков. Неблагополучие в сфере психического здоровья лиц подросткового возраста может проявляться в виде высокой тревожности, влияющей на их самочувствие, школьную успеваемость, качество межличностных отношений. Проблема тревожности личности находит свое отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых (З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерс, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Е.В. Бойдек и др.).
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д., 2009. 448 с.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. Екатеринбург, 2010. 288 с.
3. Апчел В.Я. Стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2009. 112 с.
4. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. 40 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2010. 612 c.
6. Бойдек Е.В. Родительская тревога / http://www.b17.ru/article/11291/ (дата обращения 19.02.2015).
7. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2010. 432 с.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2009. 232 с.
9. Брей Н.Г. Причины появления детской тревожности / Фестиваль педагогических идей / http://festival.1september.ru/articles/418511/ (дата обращения 18.02.2015).
10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2009. 144 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2010. 508 с.
12. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.
13. Долгих Н.М. Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения // Фестиваль педагогических идей / URL: http://festival.1september.ru/articles/531474/ (дата обращения 18.02.2015).
14. Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. С. 20-24.
15. Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог. 2008. №4. С. 6-8.
16. Жукова М.В. Аддиктивное поведение как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №4. С. 56-62.
17. Залыгина Н.А., Поликарпов В.А., Обухов Я.Л. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. М., 2011. 196 с.
18. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. М., 2009. 244 с.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2006. 127 с.
20. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011. 358 с.
21. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. 283 с.
22. Карпова С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни // Материалы международной научно-практической конференции. Петрозаводск: КГПУ, 2009. С. 218-220.
23. Кляйн М. Детский психоанализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. 160 с.
24. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2009. 102 с.
25. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом БАХРАХ–М, 2009. 53 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2009. 252 с.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2010. 511 с.
28. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. М., 2009. 225 с.
29. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПУ, 1990. 110 с.
30. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2009. 248 с.
31. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. С. 16-25.
32. Мудрик А.В. Самые трудные годы. М.: Академия, 2009. 184 с.
33. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М. Изд-во Института Психотерапии, 2009. 142 с.
34. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 2008. 110 с.
35. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2009. 365 с.
36. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы // Психологические исследования. 2009. №4. С. 10-14.
37. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. 304 с.
38. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2009. 432 с.
39. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения 19.02.2015).
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», 2008. 480 с.
41. Симонов М.С., Симонова Д.Л. Аддиктивное поведение: факторы риска и условия формирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2011. №1. С. 300-303.
42. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 2009. 284 с.
43. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Киев, 2009. 126 с.
44. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 12-16.
45. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 207 с.
46. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 2009. 608 с.
47. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Владос-Пресс, 2013. 352 с.
48. Хорни. К. Невроз и личностный рост. К. : PSYLIB, 2009. 486 с.
49. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 2010. 144 с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2008.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Повышенная тревожность может проявляться в различных нарушениях поведения подростка (агрессивности, отклоняющемся поведении). В связи с чем, в современной психолого-педагогической практике возникает необходимость в разработке эффективных методов профилактики и коррекции тревожности лиц подросткового возраста. Проблема исследования состоит в имеющемся противоречии: с одной стороны, вопросы профилактики и коррекции тревожности подростков являются достаточно актуальными в современном обществе, а с другой стороны – обнаруживается дефицит в разработке методологических основ коррекционной работы по снижению уровня тревожности подростков посредством социально-психологического тренинга.
Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст имеет решающее значение для процесса социализации, в этот период создается саморегуляционная основа, позволяющая человеку в будущем самому управлять своим поведением и развитием. Распространенным феноменом в подростковом возрасте является тревожность как нарушение саморегуляции поведения, что ведет к различным вариантам социальной дезадаптации, аддиктивному поведению подростков. Саморегуляция предполагает сознательное управление своим физическим и психическим состоянием, что способствует формированию гибкости в меняющихся условиях среды. Имеющаяся на сегодняшний день ситуация возрастающей тревожности подростков выявляет необходимость разработки психолого-педагогических условий по оптимизации их психоэмоционального состояния.
Объект исследования – тревожность в подростковом возрасте.
Предмет исследования – коррекция тревожности подростков средствами социально-психологического тренинга.
Цель исследования – разработать и апробировать программу коррекции тревожности детей подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, посвященную проблеме тревожности в подростковом возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование уровня тревожности в группе подростков.
3. Разработать и провести социально-психологический тренинг по коррекции тревожности подростков.
4. Выявить эффективность проведенной программы.
Гипотеза нашего исследования: высокую тревожность, характерную для подросткового возраста, можно корректировать (снизить) с помощью социально-психологического тренинга.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена теоретическими положениями Д.Б. Эльконина, касающимися периодизации психического развития. Подходы к изучению тревожности в подростковом возрасте отражены в работах К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерса, А.И. Захарова, А.М. Прихожан, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, Е.В. Бойдек и др.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования :
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: Тест Филипса на изучении уровня и характера школьной тревожности; Методика О.И. Моткова на изучение общего уровня самооценки личности; Опросник Басса-Дарки на выявление особенностей агрессии подростков.
3. Методы математико-статистической обработки данных (сравнительный анализ по критерию Вилкоксона).
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с подростками с целью снижения уровня тревожности и формирования навыков саморегуляции психоэмоционального состояния.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции тревожности в подростковом возрасте 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Социально-психологический тренинг как метод коррекции тревожности подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности в подростковом возрасте 20
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 20
2.2. Итоговая диагностика подростков 36
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 49
На сегодняшний день в психологии, педагогике проблема личностного развития подрастающего поколения является все более актуальной в связи с высоким темпом жизни, информатизацией, кризисом современной семьи, что неизбежно влияет на особенности психоэмоционального развития подростков. Неблагополучие в сфере психического здоровья лиц подросткового возраста может проявляться в виде высокой тревожности, влияющей на их самочувствие, школьную успеваемость, качество межличностных отношений. Проблема тревожности личности находит свое отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых (З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Боулби, К. Роджерс, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Е.В. Бойдек и др.).
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д., 2009. 448 с.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. Екатеринбург, 2010. 288 с.
3. Апчел В.Я. Стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2009. 112 с.
4. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. 40 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2010. 612 c.
6. Бойдек Е.В. Родительская тревога / http://www.b17.ru/article/11291/ (дата обращения 19.02.2015).
7. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2010. 432 с.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2009. 232 с.
9. Брей Н.Г. Причины появления детской тревожности / Фестиваль педагогических идей / http://festival.1september.ru/articles/418511/ (дата обращения 18.02.2015).
10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2009. 144 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2010. 508 с.
12. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.
13. Долгих Н.М. Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения // Фестиваль педагогических идей / URL: http://festival.1september.ru/articles/531474/ (дата обращения 18.02.2015).
14. Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. С. 20-24.
15. Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог. 2008. №4. С. 6-8.
16. Жукова М.В. Аддиктивное поведение как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №4. С. 56-62.
17. Залыгина Н.А., Поликарпов В.А., Обухов Я.Л. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. М., 2011. 196 с.
18. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. М., 2009. 244 с.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2006. 127 с.
20. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011. 358 с.
21. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. 283 с.
22. Карпова С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни // Материалы международной научно-практической конференции. Петрозаводск: КГПУ, 2009. С. 218-220.
23. Кляйн М. Детский психоанализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. 160 с.
24. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2009. 102 с.
25. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом БАХРАХ–М, 2009. 53 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2009. 252 с.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2010. 511 с.
28. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. М., 2009. 225 с.
29. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПУ, 1990. 110 с.
30. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2009. 248 с.
31. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. С. 16-25.
32. Мудрик А.В. Самые трудные годы. М.: Академия, 2009. 184 с.
33. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М. Изд-во Института Психотерапии, 2009. 142 с.
34. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 2008. 110 с.
35. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2009. 365 с.
36. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы // Психологические исследования. 2009. №4. С. 10-14.
37. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. 304 с.
38. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2009. 432 с.
39. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения 19.02.2015).
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», 2008. 480 с.
41. Симонов М.С., Симонова Д.Л. Аддиктивное поведение: факторы риска и условия формирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2011. №1. С. 300-303.
42. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 2009. 284 с.
43. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Киев, 2009. 126 с.
44. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 12-16.
45. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 207 с.
46. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 2009. 608 с.
47. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Владос-Пресс, 2013. 352 с.
48. Хорни. К. Невроз и личностный рост. К. : PSYLIB, 2009. 486 с.
49. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 2010. 144 с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2008.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую