Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психология семейного кризиса: специфика внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ

  • 63 страниц
  • 2021 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

andrewdoronkin

2690 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

С каждым годом научное внимание к проблемам семьи повышается, и это обусловлено, в первую очередь, изменением социальной обстановки в российском обществе. Особую значимость в этом контексте приобретают проблемы изучения детско-родительских и шире – внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и имеющего нарушения в психическом (сенсорном, моторном и/или интеллектуальном) развитии.

Актуальность темы обусловлена тем, что семья, воспитывающая ребёнка с аномалиями развития, кардинально отличается от семьи, воспитывающей здорового ребёнка. Такая семья сталкивается с большим количеством препятствий в воспитании ребёнка в связи с появляющимися психологическими и социальными трудностями, а также в связи с особенностями эмоционального отклика ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают сходными психологическими чертами и психическими особенностями, среди которых можно выделить искажение процессов эмоционального реагирования, гиперселективность восприятия, нарушение понимания символического значения слов, а также особенности развития мышления и речи. Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно находятся в состоянии стресса, что негативно сказывается и на выполнении функции семьи.
Как известно, современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семья рассматривается как реабилитационная структура, которая обладает потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Такой позиции придерживаются Г. А. Мишина, Е. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачёва, Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова и другие ученые.
Но технологии работы с семьей разработаны крайне недостаточно. Большинство публикаций ограничиваются рекомендациями по развитию или формированию тех или иных знаний и навыков.
Таким образом, цель исследования – изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, а также исследование психоэмоционального состояния родителей. Объект исследования – семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – специфика детского-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования.
2. Выявить специфику детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Дать психологическую характеристику семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
4. Выявить связи между особенностями детско-родительских отношений и непосредственными эмоциональными переживаниями родителя.
5. Выявить закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов. Методы исследования: отбор и изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ научной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению специфики внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 9
1.1. Психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с ОВЗ 9
1.2. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях 12
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 23
2.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 23
2.2. Исследование родительского отношения к ребенку с ОВЗ и психоэмоциональных состояний родителей 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению специфики внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ» представлена психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с ОВЗ, выявлены закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
Вторая глава посвящена исследованию родительских отношений к детям с ОВЗ и психоэмоциональных состояний родителей.

1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. – 357 с.
2. Адлер А. О нервическом характере / А. Адлер; под ред. Э. В. Соколова. – Санкт-Петербург, 1997. – 385 с.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие / Л. И. Акатов. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
4. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Арутюнян М. Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей / М. Ю. Арутюнян. – Москва: изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 187 с.
6. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи / М. Арутюнян // Отец в современной семье. – Вильнюс, 1988. – С. 26 – 33.
7. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Красноярский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2000. - 175 с.
8. Бикметов Е.Ю. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями : условия и факторы [Текст] : монография / Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. социальный ун-т. –Уфа : [б. и.], 2012. – 169 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби; общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской; пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. – Москва: Гардарики, 2003. – 447 с.
10. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей / Н. Браун // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 22–26.
11. Волкова В. М., Хлыстова Е. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 33–39.
12. Волконская Т. Н. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волконская // Дефектология. – 2014. – № 7 – С. 14–23.
13. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Л. С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. – Москва: Изд-во СПОН НКП, 1924. – С. 5–30.
14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // в кн. Избранные психологические исследования. М., 1956.
15. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1995. 390 с.
16. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития / Т. Н. Высотина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 5. – С. 45–47.
17. Вулис Р. Руководство для членов семей друзей и социальных работников / Р. Вулис. – Москва: Нолидж, 1998. – 315 с.
18. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития / Т. Н. Высотина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 2. – С. 122– 127. – (Сер. Психология, социология, педагогика).
19. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. № 3 (24). – С. 183-186.
20. Горячева Т. Г. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения [Электронный ресурс] / Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева. – URL: https://uchebnikfree.com/knigi-sotsialnaya-psihologiya/goryacheva-solntseva-lichnostnyie-osobennosti-42550.html. – (дата 18.01.2021).
21. Гофман И. Очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман. – Москва: Смысл, 2009. – 319 с.
22. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. – 2011. – № 2 (16). – C. 78–84.
23. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев // Социальное обеспечение. – 2015. – № 9. – С. 19–26.
24. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. – Москва: Школа, 2016. – 345 с.
25. Дефектологический словарь / Под ред. А. Д. Гонзы. – Москва: Педагогика, 2012. – 327 с.
26. Друзь В.А. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания / В.А. Друзь, А.И. Клименко, И.П. Помещиков // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 25– 29.
27. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. – Казань, 2004. – 168 с.
28. Ермашенков И.Э. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. – Москва, 2001. – 164 с.
29. Если ваш ребенок не такой, как другие / Под ред. А. М. Панова и др. – Москва: Амфора, 2012 – 435 с.
30. Ефимова О. С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / О. С. +4 Ефимова // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 67–71.
31. Ефимова, О.С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограничеснными возможностями здоровья / О.С. Ефимова. – : ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Учредители: Московский педагогический государственный университет (Москва) ISSN: 2500-297X, 2019. – 196-207 с.
32. Жедунова Людмила Григорьевна, Л.Г. Семья с больным ребенком: содержание психологической помощи / Л.Г. Жедунова Людмила Григорьевна, Н.Н. Посысоев. – : Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 5, 2017. – 108-125 с.
33. Зайцева И. И. Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – URL: https://schoolfiles.net/1852033. – (дата 20.01.2021).
34. Зиглер Э., Ходапп Р.М. Понимание умственной отсталости. Йельский университет. – К. Сфера – 2001. – 360с.
35. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие / Т. С. Зубкова. – Москва: Академия, 2013. – 84 с.
36. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб. : СпецЛит, 2001. – 463 с.
37. Калачина И.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования / И.В. Калачина. – : Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2017. – 108-125 с.
38. Калинина С. В., Моисеева А. А. Повышение реабилитационного потенциала семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2016. – № 5 (96). – С.47–50.
39. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLVI, 1993; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru
40. Кухарчук О. В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностям здоровья / О. В. Кухарчук, К. В. Игнатьева // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 9. – С. 39–43.
41. Лапшин В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва: Амфора, 2008. – 348 с.
42. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики / А. Н. Леонтьев. – Москва: Учпедгиз, 1947. – 435 с.
43. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
44. Лифинцев Д. В. Социальная поддержка как психологический феномен / Д. В. Лифинцев // Вопросы психологии. – 2014. – № 5. – С. 105–117.
45. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок [Текст] : (Психопатол. и психол. аспекты проблемы) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. (14.00.18) / I Моск. мед. ин-т им. И. М. Сеченова. - Москва : [б. и.], 1976. - 24 с., 1 л. ил.
46. МакДугалл Дж. Театр души: Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. СПб., 2002. – 310 с.
47. Маллаев Д. М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития / Д. М. Малаева, П. О. Омарова, А. Н. Магомедова. – Москва: СМУР «Academa», 2008. – 180 с.
48. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (некоторые вопросы педагогической этики) / А. Р. Маллер // Дефектология. – 1995. – № 5. – С. 15–19.
49. Малер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Малер: книга для родителей. – Москва: Педагогика-пресс, 1996. – 76 с.
50. Малер М. С. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М. С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман; пер. с англ. – Москва: Когито-Центр, 2011. – 413 с.
51. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 220 с.
52. Марченко Т. М. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями // В мире научных открытий. – 2013. – № 3.2 (39). – С. 11–32.
53. Марченко Т. М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 45–51.
54. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
55. Матяш Н. В. Возрастная психология: учебное пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 275 с.
56. Миланич Ю. М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития / Ю. М. Миланич // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – № 3. – С. 44–46.
57. Моцовкина Е. В. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Е. В. Моцовкина, В. А. Вишневский // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. № 3. – С. 91–96.
58. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями / С. В. Назарова // Социальная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 25–31.
59. Никольская О. С. Аутизм : возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003. – 232 с.
60. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2006. – № 7. – С. 34–39.
61. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08198-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453135 (дата обращения: 07.02.2021).
62. Осухова Н. Г. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / Н. Г. Осухова. – Москва: ТранзитИКС», 2010. – 132 с.
63. Патурова А. К. Обычные семьи – особые дети / А. К. Патурова // Социальная защита. – 2011. – № 4. – С. 98–112.
64. Петухов В. В., Столин В. В. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ – М.: Изд-во МГУ – 1989. – С. 5-11, 18-21.
65. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса [Электронный ресурс] / Л. С. Печникова. – URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=10&vol=0. – (дата 19.01.2021).
66. Профилактика жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья / сост. А. В. Зайцева. – Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. – 120 с.
67. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 400 с.
68. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика: избр. тр. по психологии / К. Р. Роджерс; под ред. А. Н. Сухова. – Москва: НОУ ВПО МПСУ; Воронеж: Модэк, 2013. – 450 с.
69. Романова Т. А. Формирование здоровья детей периода новорожденности в современных условиях / Т. А. Романова, Е. В. Подсвирова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2011. – № 16 (111). – С. 145–148. – (Сер. Медицина. Фармация).
70. Савина Е. А. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / Е. А. Савина, О. Б. Чарова // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 15–31.
71. Саврасов Е. Г. Дети – инвалиды в Российской Федерации / Е. Г. Саврасов // Социальная работа. – 2012 – № 1. – С. 11–28.
72. Селигман М. Обычные семьи, особые дети [Электронный ресурс] / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг https://bookscafe.net/read/seligman_milton-obychnye_semi_osobye_deti-174066.html#p1. – (дата 20.01.2021).
73. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – Москва: Педагогика, 1989. – 208 с.
74. Смирнова Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – Москва: Владас, 2008. – 366 с.
75. Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 316 с.
76. Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2005 (Домодедово : ДПК Роспатента). – 77 с.
77. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье: моногр. / О.В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ, 2015. – 387 c.
78. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2-х т. Т. 2 / А. С. Спиваковская. – Москва: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – 462 с.
79. Спок, Б. О воспитании детей / Б. Спок; пер. с англ. – Москва: Назрань: АСТ, 1997. – 462 с.
80. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва: изд-во Московского Университета, 1983. – 288 с.
81. Стругова В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2007. – 124–130.
82. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 2012. – № 7. – С. 27–36.
83. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва. – Москва: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.
84. Ткачёва В. В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – Москва: Инфра-М, 2018. – 415 с.
85. Фомина Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815–816.
86. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. – 437 с.
87. Фромм, Э. Искусство любви [Текст]/ Э. Фромм. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990 – 80 с.
88. Фромм, Э Здоровое Общество [Текст]/ перевод: ООО «Издательство ACT», 2005. – 544 с.
89. Хайрутдинова И.В. Психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2006. – 182 с.
90. Харчев А. Г. Современная семья и её проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. – Москва,1993. – 214 с.
91. Хохлова Е.В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. - Самара, 2006. - 143 с.: ил.
92. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллект: автореф. дис. … канд. псих. наук / О. Б. Чарова. – Курск, 2003. – 20 с.
93. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием [Электронный ресурс] / О. Б. Чарова, Е. А. Савина. – URL: https://uchebnikfree.com/knigi-sotsialnaya-psihologiya/charova-savina-osobennosti-materinskogo-42571.html/. – (дата 20.01.2021).
94. Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: автореф. дис… канд. психол. наук. – Курск, 2003. – 20 с.
95. Чижов С. П. Социальная работа / С. П. Чижов. – Ростов на Дону: Ростов-пресс, 2007. – 218 с.
96. Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. – Москва, 2001. – 184 с.
97. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005. – 477 с.
98. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – Москва: ВАКО, 2013. – 216 с.
99. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. – Москва: Дрофа, 2013. – 326 с.
100. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 359 с.
101. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Лет. сад, 2000. – 415 с.
102. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Югова Олеся Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. – Москва, 2012. – 161 с.
103. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы : дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Юлдашева Оксана Николаевна; [Место защиты: Уфим. гос. авиац.-техн. ун-т]. – Уфа, 2010. – 159 с.
104. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

С каждым годом научное внимание к проблемам семьи повышается, и это обусловлено, в первую очередь, изменением социальной обстановки в российском обществе. Особую значимость в этом контексте приобретают проблемы изучения детско-родительских и шире – внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и имеющего нарушения в психическом (сенсорном, моторном и/или интеллектуальном) развитии.

Актуальность темы обусловлена тем, что семья, воспитывающая ребёнка с аномалиями развития, кардинально отличается от семьи, воспитывающей здорового ребёнка. Такая семья сталкивается с большим количеством препятствий в воспитании ребёнка в связи с появляющимися психологическими и социальными трудностями, а также в связи с особенностями эмоционального отклика ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают сходными психологическими чертами и психическими особенностями, среди которых можно выделить искажение процессов эмоционального реагирования, гиперселективность восприятия, нарушение понимания символического значения слов, а также особенности развития мышления и речи. Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно находятся в состоянии стресса, что негативно сказывается и на выполнении функции семьи.
Как известно, современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семья рассматривается как реабилитационная структура, которая обладает потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Такой позиции придерживаются Г. А. Мишина, Е. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачёва, Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова и другие ученые.
Но технологии работы с семьей разработаны крайне недостаточно. Большинство публикаций ограничиваются рекомендациями по развитию или формированию тех или иных знаний и навыков.
Таким образом, цель исследования – изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, а также исследование психоэмоционального состояния родителей. Объект исследования – семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – специфика детского-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования.
2. Выявить специфику детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Дать психологическую характеристику семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
4. Выявить связи между особенностями детско-родительских отношений и непосредственными эмоциональными переживаниями родителя.
5. Выявить закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов. Методы исследования: отбор и изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ научной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению специфики внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 9
1.1. Психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с ОВЗ 9
1.2. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях 12
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 23
2.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 23
2.2. Исследование родительского отношения к ребенку с ОВЗ и психоэмоциональных состояний родителей 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению специфики внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ» представлена психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с ОВЗ, выявлены закономерности деформации семьи при рождении ребенка с ОВЗ на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
Вторая глава посвящена исследованию родительских отношений к детям с ОВЗ и психоэмоциональных состояний родителей.

1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. – 357 с.
2. Адлер А. О нервическом характере / А. Адлер; под ред. Э. В. Соколова. – Санкт-Петербург, 1997. – 385 с.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие / Л. И. Акатов. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
4. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Арутюнян М. Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей / М. Ю. Арутюнян. – Москва: изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 187 с.
6. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи / М. Арутюнян // Отец в современной семье. – Вильнюс, 1988. – С. 26 – 33.
7. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Красноярский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2000. - 175 с.
8. Бикметов Е.Ю. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями : условия и факторы [Текст] : монография / Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. социальный ун-т. –Уфа : [б. и.], 2012. – 169 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби; общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской; пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. – Москва: Гардарики, 2003. – 447 с.
10. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей / Н. Браун // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 22–26.
11. Волкова В. М., Хлыстова Е. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 33–39.
12. Волконская Т. Н. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волконская // Дефектология. – 2014. – № 7 – С. 14–23.
13. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Л. С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. – Москва: Изд-во СПОН НКП, 1924. – С. 5–30.
14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // в кн. Избранные психологические исследования. М., 1956.
15. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1995. 390 с.
16. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития / Т. Н. Высотина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 5. – С. 45–47.
17. Вулис Р. Руководство для членов семей друзей и социальных работников / Р. Вулис. – Москва: Нолидж, 1998. – 315 с.
18. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития / Т. Н. Высотина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 2. – С. 122– 127. – (Сер. Психология, социология, педагогика).
19. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. № 3 (24). – С. 183-186.
20. Горячева Т. Г. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения [Электронный ресурс] / Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева. – URL: https://uchebnikfree.com/knigi-sotsialnaya-psihologiya/goryacheva-solntseva-lichnostnyie-osobennosti-42550.html. – (дата 18.01.2021).
21. Гофман И. Очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман. – Москва: Смысл, 2009. – 319 с.
22. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. – 2011. – № 2 (16). – C. 78–84.
23. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев // Социальное обеспечение. – 2015. – № 9. – С. 19–26.
24. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. – Москва: Школа, 2016. – 345 с.
25. Дефектологический словарь / Под ред. А. Д. Гонзы. – Москва: Педагогика, 2012. – 327 с.
26. Друзь В.А. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания / В.А. Друзь, А.И. Клименко, И.П. Помещиков // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 25– 29.
27. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. – Казань, 2004. – 168 с.
28. Ермашенков И.Э. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. – Москва, 2001. – 164 с.
29. Если ваш ребенок не такой, как другие / Под ред. А. М. Панова и др. – Москва: Амфора, 2012 – 435 с.
30. Ефимова О. С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / О. С. +4 Ефимова // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 67–71.
31. Ефимова, О.С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограничеснными возможностями здоровья / О.С. Ефимова. – : ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Учредители: Московский педагогический государственный университет (Москва) ISSN: 2500-297X, 2019. – 196-207 с.
32. Жедунова Людмила Григорьевна, Л.Г. Семья с больным ребенком: содержание психологической помощи / Л.Г. Жедунова Людмила Григорьевна, Н.Н. Посысоев. – : Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 5, 2017. – 108-125 с.
33. Зайцева И. И. Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – URL: https://schoolfiles.net/1852033. – (дата 20.01.2021).
34. Зиглер Э., Ходапп Р.М. Понимание умственной отсталости. Йельский университет. – К. Сфера – 2001. – 360с.
35. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие / Т. С. Зубкова. – Москва: Академия, 2013. – 84 с.
36. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб. : СпецЛит, 2001. – 463 с.
37. Калачина И.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования / И.В. Калачина. – : Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2017. – 108-125 с.
38. Калинина С. В., Моисеева А. А. Повышение реабилитационного потенциала семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2016. – № 5 (96). – С.47–50.
39. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLVI, 1993; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru
40. Кухарчук О. В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностям здоровья / О. В. Кухарчук, К. В. Игнатьева // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 9. – С. 39–43.
41. Лапшин В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва: Амфора, 2008. – 348 с.
42. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики / А. Н. Леонтьев. – Москва: Учпедгиз, 1947. – 435 с.
43. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
44. Лифинцев Д. В. Социальная поддержка как психологический феномен / Д. В. Лифинцев // Вопросы психологии. – 2014. – № 5. – С. 105–117.
45. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок [Текст] : (Психопатол. и психол. аспекты проблемы) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. (14.00.18) / I Моск. мед. ин-т им. И. М. Сеченова. - Москва : [б. и.], 1976. - 24 с., 1 л. ил.
46. МакДугалл Дж. Театр души: Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. СПб., 2002. – 310 с.
47. Маллаев Д. М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития / Д. М. Малаева, П. О. Омарова, А. Н. Магомедова. – Москва: СМУР «Academa», 2008. – 180 с.
48. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (некоторые вопросы педагогической этики) / А. Р. Маллер // Дефектология. – 1995. – № 5. – С. 15–19.
49. Малер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Малер: книга для родителей. – Москва: Педагогика-пресс, 1996. – 76 с.
50. Малер М. С. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М. С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман; пер. с англ. – Москва: Когито-Центр, 2011. – 413 с.
51. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 220 с.
52. Марченко Т. М. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями // В мире научных открытий. – 2013. – № 3.2 (39). – С. 11–32.
53. Марченко Т. М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 45–51.
54. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
55. Матяш Н. В. Возрастная психология: учебное пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 275 с.
56. Миланич Ю. М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития / Ю. М. Миланич // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – № 3. – С. 44–46.
57. Моцовкина Е. В. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Е. В. Моцовкина, В. А. Вишневский // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. № 3. – С. 91–96.
58. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями / С. В. Назарова // Социальная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 25–31.
59. Никольская О. С. Аутизм : возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003. – 232 с.
60. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2006. – № 7. – С. 34–39.
61. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08198-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453135 (дата обращения: 07.02.2021).
62. Осухова Н. Г. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / Н. Г. Осухова. – Москва: ТранзитИКС», 2010. – 132 с.
63. Патурова А. К. Обычные семьи – особые дети / А. К. Патурова // Социальная защита. – 2011. – № 4. – С. 98–112.
64. Петухов В. В., Столин В. В. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ – М.: Изд-во МГУ – 1989. – С. 5-11, 18-21.
65. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса [Электронный ресурс] / Л. С. Печникова. – URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=10&vol=0. – (дата 19.01.2021).
66. Профилактика жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья / сост. А. В. Зайцева. – Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. – 120 с.
67. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 400 с.
68. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика: избр. тр. по психологии / К. Р. Роджерс; под ред. А. Н. Сухова. – Москва: НОУ ВПО МПСУ; Воронеж: Модэк, 2013. – 450 с.
69. Романова Т. А. Формирование здоровья детей периода новорожденности в современных условиях / Т. А. Романова, Е. В. Подсвирова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2011. – № 16 (111). – С. 145–148. – (Сер. Медицина. Фармация).
70. Савина Е. А. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / Е. А. Савина, О. Б. Чарова // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 15–31.
71. Саврасов Е. Г. Дети – инвалиды в Российской Федерации / Е. Г. Саврасов // Социальная работа. – 2012 – № 1. – С. 11–28.
72. Селигман М. Обычные семьи, особые дети [Электронный ресурс] / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг https://bookscafe.net/read/seligman_milton-obychnye_semi_osobye_deti-174066.html#p1. – (дата 20.01.2021).
73. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – Москва: Педагогика, 1989. – 208 с.
74. Смирнова Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – Москва: Владас, 2008. – 366 с.
75. Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 316 с.
76. Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2005 (Домодедово : ДПК Роспатента). – 77 с.
77. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье: моногр. / О.В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ, 2015. – 387 c.
78. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2-х т. Т. 2 / А. С. Спиваковская. – Москва: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – 462 с.
79. Спок, Б. О воспитании детей / Б. Спок; пер. с англ. – Москва: Назрань: АСТ, 1997. – 462 с.
80. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва: изд-во Московского Университета, 1983. – 288 с.
81. Стругова В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2007. – 124–130.
82. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 2012. – № 7. – С. 27–36.
83. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва. – Москва: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.
84. Ткачёва В. В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – Москва: Инфра-М, 2018. – 415 с.
85. Фомина Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815–816.
86. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. – 437 с.
87. Фромм, Э. Искусство любви [Текст]/ Э. Фромм. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990 – 80 с.
88. Фромм, Э Здоровое Общество [Текст]/ перевод: ООО «Издательство ACT», 2005. – 544 с.
89. Хайрутдинова И.В. Психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2006. – 182 с.
90. Харчев А. Г. Современная семья и её проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. – Москва,1993. – 214 с.
91. Хохлова Е.В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. - Самара, 2006. - 143 с.: ил.
92. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллект: автореф. дис. … канд. псих. наук / О. Б. Чарова. – Курск, 2003. – 20 с.
93. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием [Электронный ресурс] / О. Б. Чарова, Е. А. Савина. – URL: https://uchebnikfree.com/knigi-sotsialnaya-psihologiya/charova-savina-osobennosti-materinskogo-42571.html/. – (дата 20.01.2021).
94. Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: автореф. дис… канд. психол. наук. – Курск, 2003. – 20 с.
95. Чижов С. П. Социальная работа / С. П. Чижов. – Ростов на Дону: Ростов-пресс, 2007. – 218 с.
96. Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. – Москва, 2001. – 184 с.
97. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005. – 477 с.
98. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – Москва: ВАКО, 2013. – 216 с.
99. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. – Москва: Дрофа, 2013. – 326 с.
100. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 359 с.
101. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Лет. сад, 2000. – 415 с.
102. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Югова Олеся Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. – Москва, 2012. – 161 с.
103. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы : дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Юлдашева Оксана Николаевна; [Место защиты: Уфим. гос. авиац.-техн. ун-т]. – Уфа, 2010. – 159 с.
104. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная

Купить эту работу

Психология семейного кризиса: специфика внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ

2690 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 ноября 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
andrewdoronkin
4.9
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2690 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе andrewdoronkin 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе andrewdoronkin 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе andrewdoronkin 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе andrewdoronkin 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽