Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

«Исследование психологических характеристик образовательной среды организации»

  • 33 страниц
  • 2022 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

lydiast

Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду. Актуализируется реализация средового подхода в дошкольном образовании в сочетании с деятельностным, личностно-ориентированным, компетентностным, технологическим, что обеспечит надлежащие условия развития личности. Ведь, как отмечает Ю. Мануйлов, личностный, индивидуальный и другие подходы теряют свое влияние на личность, если не учитывается социокультурный и природный контекст развития ребенка. То есть, возникает потребность в благоприятной среде для реализации потенциала воспитательных подходов. Следовательно, возникает проблема качественного психолого-педагогического сопровождения процесса роста ребенка в организованной образовательной среде для его поэтапного всестороннего развития и социального роста.
Исследования различных аспектов образовательной среды и ее влияния на эффективность образования занимают одно из приоритетных мест в современной педагогической науке и практике. На сегодняшний день в педагогическом пространстве наблюдается интерес ученых к полиаспектному понятию «образовательная среда» как к феномену, который прямо или косвенно влияет на развитие его субъектов. Для анализа состояния образовательной среды дошкольного учебного заведения и процессов, которые происходят в нем, принципиальным является осознание комплексности среды, взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может меняться сам.
Психология безопасности в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности, - которые тесно между собой взаимосвязаны. Ребенок и среда начинают взаимодействовать в семье, детском саду, во дворе, школе и тому подобное. Образовательная среда является частью социокультурного пространства человека. Феномен психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н. Рассоха, Л. Регуш, Е.Е. Секач, В.И. Симанюк, В.А. Ясвин и др. Проведенными исследованиями доказано факт взаимосвязи между психологической безопасности образовательной среды и психическим здоровьем, и позитивным развитием его участников.
Однако, субъекты учебно-воспитательного процесса недостаточно осведомлены о психологической безопасности среды, в которой осуществляется развитие и формирование личности. Практический психолог, как центральная фигура, обеспечивает психологическую безопасность в учебном заведении, в настоящее время не имеет в своем арсенале достаточного количества современных методов и технологий формирования психологически безопасной образовательной среды.
Цель курсовой работы: изучить психологические характеристики образовательной среды школы.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации МАОУ СОШ.
Предмет исследования: психологические характеристики образовательной среды.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме сущности образовательной среды, её психологических характеристиках, а также специфике образовательной среды в школе.
2. На основании теоретического анализа разработать программу эмпирического исследования психологических характеристик образовательной среды школы. Провести исследование.
3. По результатам теоретического и эмпирического исследования составить рекомендации по оптимизации характеристик образовательной среды.
Гипотеза: Существуют значимые различия в восприятии образовательной среды у педагогов и обучающихся.
В курсовой работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; психодиагностические методы; математические методы (описательная статистика, сравнительный анализ – непараметрический критерий Манна-Уитни).
Методики исследования: методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина и методика экспертизы образовательной среды по В. А. Ясвину.


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических характеристик образовательной среды организации 6
1.1. Понятие и основные характеристики безопасности образовательной среды 6
1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности образовательной среды 10
Глава 2. Практическое исследование психологических характеристик образовательной среды организации 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Результаты описательной статистики 20
2.3. Результаты сравнительного анализа 25
2.4. Рекомендации по формированию безопасной психологической среды 27
Заключение 29
Список литературы 31

Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду.

1. Баева, И.А. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Школьные технологии. - 2009. -№2. - С.132-142.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
3. Дронов, В. Информационно-образовательная среда XXI века / В. Дронов // Вестник образования. - 2009. - №15. - С.44-52.
4. Иванов, Д.И. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6. - С.48-49.
5. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
6. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
7. Лачашвили, Р.А. Образование и культура / Р.А. Лачашвили // Исследовательская работа школьников. – 2009. - №1. - С.14-30.
8. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2007. - №3. -С.86-92.
9. Маланцева, О. Здоровье школьной среды/ О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - №2. - С.85-88.
10. Обутова, А.Д. Сущность социокультурного потенциала образовательных учреждений в контексте профильной школы / А.Д. Обутова // Профильная школа. – 2009. -№5. -С. 41-46.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия».- 2005. – 448 с.
12. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, - 2002. – 608 с.
13. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Клюевой. – М.: 2003. – 400 с.
14. Пилиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики [Текст] / В.Я. Пилиповский. // Педагогика. -1997. -N 1. С. 104—111.
15. Прохоров, А.О. Практикум по психологии [Текст] : Учебное пособие / А.О. Прохоров. – СПб: Речь,- 2004. – 480 с.
16. Рубцов, В.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов, И.М.Улановская, О.В. Яркина. М.: МИПКРО, 1998.
17. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.
18. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] / С.В. Тарасов. - СПб.-2001
19. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст] / И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии.- 1998. -№6.
20. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
21. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.
23. Ясвин, В. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В. Ясвин //Директор школы. -2010. -№1. - С.31-37.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду. Актуализируется реализация средового подхода в дошкольном образовании в сочетании с деятельностным, личностно-ориентированным, компетентностным, технологическим, что обеспечит надлежащие условия развития личности. Ведь, как отмечает Ю. Мануйлов, личностный, индивидуальный и другие подходы теряют свое влияние на личность, если не учитывается социокультурный и природный контекст развития ребенка. То есть, возникает потребность в благоприятной среде для реализации потенциала воспитательных подходов. Следовательно, возникает проблема качественного психолого-педагогического сопровождения процесса роста ребенка в организованной образовательной среде для его поэтапного всестороннего развития и социального роста.
Исследования различных аспектов образовательной среды и ее влияния на эффективность образования занимают одно из приоритетных мест в современной педагогической науке и практике. На сегодняшний день в педагогическом пространстве наблюдается интерес ученых к полиаспектному понятию «образовательная среда» как к феномену, который прямо или косвенно влияет на развитие его субъектов. Для анализа состояния образовательной среды дошкольного учебного заведения и процессов, которые происходят в нем, принципиальным является осознание комплексности среды, взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может меняться сам.
Психология безопасности в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности, - которые тесно между собой взаимосвязаны. Ребенок и среда начинают взаимодействовать в семье, детском саду, во дворе, школе и тому подобное. Образовательная среда является частью социокультурного пространства человека. Феномен психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н. Рассоха, Л. Регуш, Е.Е. Секач, В.И. Симанюк, В.А. Ясвин и др. Проведенными исследованиями доказано факт взаимосвязи между психологической безопасности образовательной среды и психическим здоровьем, и позитивным развитием его участников.
Однако, субъекты учебно-воспитательного процесса недостаточно осведомлены о психологической безопасности среды, в которой осуществляется развитие и формирование личности. Практический психолог, как центральная фигура, обеспечивает психологическую безопасность в учебном заведении, в настоящее время не имеет в своем арсенале достаточного количества современных методов и технологий формирования психологически безопасной образовательной среды.
Цель курсовой работы: изучить психологические характеристики образовательной среды школы.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации МАОУ СОШ.
Предмет исследования: психологические характеристики образовательной среды.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме сущности образовательной среды, её психологических характеристиках, а также специфике образовательной среды в школе.
2. На основании теоретического анализа разработать программу эмпирического исследования психологических характеристик образовательной среды школы. Провести исследование.
3. По результатам теоретического и эмпирического исследования составить рекомендации по оптимизации характеристик образовательной среды.
Гипотеза: Существуют значимые различия в восприятии образовательной среды у педагогов и обучающихся.
В курсовой работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; психодиагностические методы; математические методы (описательная статистика, сравнительный анализ – непараметрический критерий Манна-Уитни).
Методики исследования: методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина и методика экспертизы образовательной среды по В. А. Ясвину.


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических характеристик образовательной среды организации 6
1.1. Понятие и основные характеристики безопасности образовательной среды 6
1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности образовательной среды 10
Глава 2. Практическое исследование психологических характеристик образовательной среды организации 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Результаты описательной статистики 20
2.3. Результаты сравнительного анализа 25
2.4. Рекомендации по формированию безопасной психологической среды 27
Заключение 29
Список литературы 31

Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду.

1. Баева, И.А. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Школьные технологии. - 2009. -№2. - С.132-142.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
3. Дронов, В. Информационно-образовательная среда XXI века / В. Дронов // Вестник образования. - 2009. - №15. - С.44-52.
4. Иванов, Д.И. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6. - С.48-49.
5. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
6. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
7. Лачашвили, Р.А. Образование и культура / Р.А. Лачашвили // Исследовательская работа школьников. – 2009. - №1. - С.14-30.
8. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2007. - №3. -С.86-92.
9. Маланцева, О. Здоровье школьной среды/ О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - №2. - С.85-88.
10. Обутова, А.Д. Сущность социокультурного потенциала образовательных учреждений в контексте профильной школы / А.Д. Обутова // Профильная школа. – 2009. -№5. -С. 41-46.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия».- 2005. – 448 с.
12. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, - 2002. – 608 с.
13. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Клюевой. – М.: 2003. – 400 с.
14. Пилиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики [Текст] / В.Я. Пилиповский. // Педагогика. -1997. -N 1. С. 104—111.
15. Прохоров, А.О. Практикум по психологии [Текст] : Учебное пособие / А.О. Прохоров. – СПб: Речь,- 2004. – 480 с.
16. Рубцов, В.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов, И.М.Улановская, О.В. Яркина. М.: МИПКРО, 1998.
17. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.
18. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] / С.В. Тарасов. - СПб.-2001
19. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст] / И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии.- 1998. -№6.
20. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
21. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.
23. Ясвин, В. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В. Ясвин //Директор школы. -2010. -№1. - С.31-37.

Купить эту работу

«Исследование психологических характеристик образовательной среды организации»

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 января 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
lydiast
4.7
Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе lydiast 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе lydiast 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе lydiast 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе lydiast 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽