Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду. Актуализируется реализация средового подхода в дошкольном образовании в сочетании с деятельностным, личностно-ориентированным, компетентностным, технологическим, что обеспечит надлежащие условия развития личности. Ведь, как отмечает Ю. Мануйлов, личностный, индивидуальный и другие подходы теряют свое влияние на личность, если не учитывается социокультурный и природный контекст развития ребенка. То есть, возникает потребность в благоприятной среде для реализации потенциала воспитательных подходов. Следовательно, возникает проблема качественного психолого-педагогического сопровождения процесса роста ребенка в организованной образовательной среде для его поэтапного всестороннего развития и социального роста.
Исследования различных аспектов образовательной среды и ее влияния на эффективность образования занимают одно из приоритетных мест в современной педагогической науке и практике. На сегодняшний день в педагогическом пространстве наблюдается интерес ученых к полиаспектному понятию «образовательная среда» как к феномену, который прямо или косвенно влияет на развитие его субъектов. Для анализа состояния образовательной среды дошкольного учебного заведения и процессов, которые происходят в нем, принципиальным является осознание комплексности среды, взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может меняться сам.
Психология безопасности в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности, - которые тесно между собой взаимосвязаны. Ребенок и среда начинают взаимодействовать в семье, детском саду, во дворе, школе и тому подобное. Образовательная среда является частью социокультурного пространства человека. Феномен психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н. Рассоха, Л. Регуш, Е.Е. Секач, В.И. Симанюк, В.А. Ясвин и др. Проведенными исследованиями доказано факт взаимосвязи между психологической безопасности образовательной среды и психическим здоровьем, и позитивным развитием его участников.
Однако, субъекты учебно-воспитательного процесса недостаточно осведомлены о психологической безопасности среды, в которой осуществляется развитие и формирование личности. Практический психолог, как центральная фигура, обеспечивает психологическую безопасность в учебном заведении, в настоящее время не имеет в своем арсенале достаточного количества современных методов и технологий формирования психологически безопасной образовательной среды.
Цель курсовой работы: изучить психологические характеристики образовательной среды школы.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации МАОУ СОШ.
Предмет исследования: психологические характеристики образовательной среды.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме сущности образовательной среды, её психологических характеристиках, а также специфике образовательной среды в школе.
2. На основании теоретического анализа разработать программу эмпирического исследования психологических характеристик образовательной среды школы. Провести исследование.
3. По результатам теоретического и эмпирического исследования составить рекомендации по оптимизации характеристик образовательной среды.
Гипотеза: Существуют значимые различия в восприятии образовательной среды у педагогов и обучающихся.
В курсовой работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; психодиагностические методы; математические методы (описательная статистика, сравнительный анализ – непараметрический критерий Манна-Уитни).
Методики исследования: методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина и методика экспертизы образовательной среды по В. А. Ясвину.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических характеристик образовательной среды организации 6
1.1. Понятие и основные характеристики безопасности образовательной среды 6
1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности образовательной среды 10
Глава 2. Практическое исследование психологических характеристик образовательной среды организации 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Результаты описательной статистики 20
2.3. Результаты сравнительного анализа 25
2.4. Рекомендации по формированию безопасной психологической среды 27
Заключение 29
Список литературы 31
Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду.
1. Баева, И.А. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Школьные технологии. - 2009. -№2. - С.132-142.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
3. Дронов, В. Информационно-образовательная среда XXI века / В. Дронов // Вестник образования. - 2009. - №15. - С.44-52.
4. Иванов, Д.И. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6. - С.48-49.
5. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
6. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
7. Лачашвили, Р.А. Образование и культура / Р.А. Лачашвили // Исследовательская работа школьников. – 2009. - №1. - С.14-30.
8. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2007. - №3. -С.86-92.
9. Маланцева, О. Здоровье школьной среды/ О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - №2. - С.85-88.
10. Обутова, А.Д. Сущность социокультурного потенциала образовательных учреждений в контексте профильной школы / А.Д. Обутова // Профильная школа. – 2009. -№5. -С. 41-46.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия».- 2005. – 448 с.
12. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, - 2002. – 608 с.
13. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Клюевой. – М.: 2003. – 400 с.
14. Пилиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики [Текст] / В.Я. Пилиповский. // Педагогика. -1997. -N 1. С. 104—111.
15. Прохоров, А.О. Практикум по психологии [Текст] : Учебное пособие / А.О. Прохоров. – СПб: Речь,- 2004. – 480 с.
16. Рубцов, В.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов, И.М.Улановская, О.В. Яркина. М.: МИПКРО, 1998.
17. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.
18. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] / С.В. Тарасов. - СПб.-2001
19. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст] / И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии.- 1998. -№6.
20. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
21. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.
23. Ясвин, В. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В. Ясвин //Директор школы. -2010. -№1. - С.31-37.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду. Актуализируется реализация средового подхода в дошкольном образовании в сочетании с деятельностным, личностно-ориентированным, компетентностным, технологическим, что обеспечит надлежащие условия развития личности. Ведь, как отмечает Ю. Мануйлов, личностный, индивидуальный и другие подходы теряют свое влияние на личность, если не учитывается социокультурный и природный контекст развития ребенка. То есть, возникает потребность в благоприятной среде для реализации потенциала воспитательных подходов. Следовательно, возникает проблема качественного психолого-педагогического сопровождения процесса роста ребенка в организованной образовательной среде для его поэтапного всестороннего развития и социального роста.
Исследования различных аспектов образовательной среды и ее влияния на эффективность образования занимают одно из приоритетных мест в современной педагогической науке и практике. На сегодняшний день в педагогическом пространстве наблюдается интерес ученых к полиаспектному понятию «образовательная среда» как к феномену, который прямо или косвенно влияет на развитие его субъектов. Для анализа состояния образовательной среды дошкольного учебного заведения и процессов, которые происходят в нем, принципиальным является осознание комплексности среды, взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может меняться сам.
Психология безопасности в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности, - которые тесно между собой взаимосвязаны. Ребенок и среда начинают взаимодействовать в семье, детском саду, во дворе, школе и тому подобное. Образовательная среда является частью социокультурного пространства человека. Феномен психологической безопасности образовательной среды исследовали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н. Рассоха, Л. Регуш, Е.Е. Секач, В.И. Симанюк, В.А. Ясвин и др. Проведенными исследованиями доказано факт взаимосвязи между психологической безопасности образовательной среды и психическим здоровьем, и позитивным развитием его участников.
Однако, субъекты учебно-воспитательного процесса недостаточно осведомлены о психологической безопасности среды, в которой осуществляется развитие и формирование личности. Практический психолог, как центральная фигура, обеспечивает психологическую безопасность в учебном заведении, в настоящее время не имеет в своем арсенале достаточного количества современных методов и технологий формирования психологически безопасной образовательной среды.
Цель курсовой работы: изучить психологические характеристики образовательной среды школы.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации МАОУ СОШ.
Предмет исследования: психологические характеристики образовательной среды.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме сущности образовательной среды, её психологических характеристиках, а также специфике образовательной среды в школе.
2. На основании теоретического анализа разработать программу эмпирического исследования психологических характеристик образовательной среды школы. Провести исследование.
3. По результатам теоретического и эмпирического исследования составить рекомендации по оптимизации характеристик образовательной среды.
Гипотеза: Существуют значимые различия в восприятии образовательной среды у педагогов и обучающихся.
В курсовой работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; психодиагностические методы; математические методы (описательная статистика, сравнительный анализ – непараметрический критерий Манна-Уитни).
Методики исследования: методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина и методика экспертизы образовательной среды по В. А. Ясвину.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических характеристик образовательной среды организации 6
1.1. Понятие и основные характеристики безопасности образовательной среды 6
1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности образовательной среды 10
Глава 2. Практическое исследование психологических характеристик образовательной среды организации 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Результаты описательной статистики 20
2.3. Результаты сравнительного анализа 25
2.4. Рекомендации по формированию безопасной психологической среды 27
Заключение 29
Список литературы 31
Глобализационные процессы обусловливают динамичное развитие, что неизбежно приводит к трансформациям в системе образования России. В том числе дошкольного как первоочередной звена образовательного пространства. Большинство ученых, проанализировав подходы к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, утверждают, что актуальным повышением качества дошкольного образования, является обеспечение его поступательного инновационного развития, личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуального, деятельностного, интегрированного, игрового, экологического подходов к организации детской жизнедеятельности в детском саду.
1. Баева, И.А. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Школьные технологии. - 2009. -№2. - С.132-142.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
3. Дронов, В. Информационно-образовательная среда XXI века / В. Дронов // Вестник образования. - 2009. - №15. - С.44-52.
4. Иванов, Д.И. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6. - С.48-49.
5. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
6. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
7. Лачашвили, Р.А. Образование и культура / Р.А. Лачашвили // Исследовательская работа школьников. – 2009. - №1. - С.14-30.
8. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2007. - №3. -С.86-92.
9. Маланцева, О. Здоровье школьной среды/ О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - №2. - С.85-88.
10. Обутова, А.Д. Сущность социокультурного потенциала образовательных учреждений в контексте профильной школы / А.Д. Обутова // Профильная школа. – 2009. -№5. -С. 41-46.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия».- 2005. – 448 с.
12. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, - 2002. – 608 с.
13. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Клюевой. – М.: 2003. – 400 с.
14. Пилиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики [Текст] / В.Я. Пилиповский. // Педагогика. -1997. -N 1. С. 104—111.
15. Прохоров, А.О. Практикум по психологии [Текст] : Учебное пособие / А.О. Прохоров. – СПб: Речь,- 2004. – 480 с.
16. Рубцов, В.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов, И.М.Улановская, О.В. Яркина. М.: МИПКРО, 1998.
17. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.
18. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] / С.В. Тарасов. - СПб.-2001
19. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? [Текст] / И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии.- 1998. -№6.
20. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
21. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.
23. Ясвин, В. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В. Ясвин //Директор школы. -2010. -№1. - С.31-37.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую