Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Постановка проблемы. Формирование у дошкольника целостной картины мира, внедрение в психолого-педагогическую практику системного подхода к развитию личности – это современная цель реформирования системы дошкольного образования России. Педагог должен ориентироваться на целостное и общее развитие ребенка. Но реализация этой цели невозможна без учета определенного ряда проблем, в частности появления тенденции снижения двигательной активности современных дошкольников, что способствует ухудшению функционального и соматического состояния детей. А также смещения игры на второй план, вытеснение ее учебными занятиями в дошкольных учреждениях и различными формами кружковой работы, которые способствуют переутомлению, снижению интереса к осуществляемой деятельности. Поэтому, для реализации системного подхода к развитию личности, с одной стороны, необходимость развития двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики дошкольников, а с другой - нужно использовать для этого игру, которая есть и должна оставаться важнейшей формой жизни ребенка-дошкольника в обществе.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Моторика относится к высшим психическим функциям. Мелкая моторика представляет собой совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [18]. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения: нарушение произвольной регуляции движений и недостаточная скоординированность и четкость непроизвольных движений. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в различных видах деятельности. В любом случае, задержка психического развития у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.
Современные исследования психомоторики и психомоторного развития касаются как разного возраста, так и различных видов деятельности в работах Е.П. Ильина, В.В. Клименко, В.П. Озерова, А.И. Шинкарюк. П.К. Анохин, В. М. Бехтерева, А.Р. Лурия, Н.Н. Кольцова и другие указывали, что одним из важнейших компонентов общего развития ребенка является формирование двигательной функции. Но реализация этой функции возможна только через проявление активности. По мнению Ю.И. Родина, психомоторика обеспечивает постоянное формирование психологических механизмов, связывающих компоненты движения человека в один живой организм [6, с. 393]. Д.Б. Эльконин отмечает, что в «дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его осуществления» [3]. По мнению А.И. Быковой, расширение доступных дошкольниками игр способствует постепенному повышению двигательных возможностей детей в игре, а также впоследствии позволяет решать сложные образовательные задачи [2].
Объект – мелкая моторика у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР посредством использования психомоторных игр и игровых действий.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования психомоторных игр и игровых действий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать историографию изучения вопросов развития мелкой моторики у детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей;
3. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Подобрать методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР;
5. Подобрать методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР;
6. Провести анализ результатов исследования.
Методы научного исследования:
- изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- психодиагностические методики;
- развивающие игры и творческие задания;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические исследования развития мелкой моторики рук 6
1.1 Историография изучения вопросов развития мелкой моторики у детей 6
1.2 Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей 8
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
Глава 2 Экспериментальное исследование развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
2.1 Методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
2.2 Методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.3 Анализ результатов исследования 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Постановка проблемы. Формирование у дошкольника целостной картины мира, внедрение в психолого-педагогическую практику системного подхода к развитию личности – это современная цель реформирования системы дошкольного образования России. Педагог должен ориентироваться на целостное и общее развитие ребенка. Но реализация этой цели невозможна без учета определенного ряда проблем, в частности появления тенденции снижения двигательной активности современных дошкольников, что способствует ухудшению функционального и соматического состояния детей. А также смещения игры на второй план, вытеснение ее учебными занятиями в дошкольных учреждениях и различными формами кружковой работы, которые способствуют переутомлению, снижению интереса к осуществляемой деятельности. Поэтому, для реализации системного подхода к развитию личности, с одной стороны, необходимость развития двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики дошкольников, а с другой - нужно использовать для этого игру, которая есть и должна оставаться важнейшей формой жизни ребенка-дошкольника в обществе.
1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. М.: АСТ, 2011. - 61 с.
2. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе / Н. В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
3. Бадулина, О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста / О. И. Бадулина. Часть 1. Тетрадь для дошкольников в трех частях. – 7-е изд., доработ. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – 48 с.
4. Бачина, О. Ф., Коробова, Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет / О. Ф. Бачина. Изд-во: АРКТИ, Серия: Развитие и воспитание ,2006 г, 88 с.
5. Белик, Е. Г. Мелкая моторика в развитии ребенка Рекомендации для родителей / Е. Г. Белик. – Котовск: МДОУ. № 15 «Теремок», 2011. - 14 с.
6. Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста движениям / А.И. Быкова. - М. : Учпедгиз, 1961. - 152 с.
7. Вся дошкольная программа. Письмо. М.: Росмэн-Пресс, 2009. - 74 с.
8. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина С.В. Книга тестов / С. Е. Гаврина. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.
10. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. Спб.: Питер, 2006. – 207 с.
11. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 210 с.
12. Евстифеева Е.И. Программа по дошкольному образованию «Подготовка детей к школе». – [Электронный ресурс: Режим доступа: http://50ds.ru/metodist/7048-programma-po-doshkolnomu-obrazovaniyu-podgotovka-detey-к-shkole.html]
13. Екжакова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению / Е. А. Ежакова. Спб.: Каро, 2007. – 79 с.
14. Жукова, О. Готовим руку к письму / О. Жукова. М.: Астрель; СПб.:Сова, 2009 - 64 с.
15. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 443 с.
16. Кравец, М. В. Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой I ступени / М. В. Кравец, И. В. Воскобойник // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 45-55.
17. Малюкова, И. Б. Игровой массаж как способ подготовки руки к письму / И.Б. Малюкова // Дошкольное воспитание. - 2008. №2. - С. 79-82.
18. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 95-100.
19. Одинокова, Г. Ю. Игры с тестом, развитие умения лепить / Г.Ю. Одинокова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 63-70.
20. Павлова, Н.Н. Готовимся к школе / Н. Н. Павлова; ред. Н.В. Тегипко; худож. Е.В. Гальдяева, П.А. Северцов. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 216 с.: ил.
21. Подготовка руки к письму. Подготовка руки к письму. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
22. Развивающие игры с водой и песком / Сост. Н.Ф. Юрченко. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 207 с.
23. Развитие мелкой моторики рук / Сост. А.В. Власова; ил. А.В. Зеркалий. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 159 с.
24. Родин Ю.И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм / Ю.И. Родин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. №3. - С. 389-395.
25. Родина, Н. М. Морские прописи. Развитие мелкой моторики / Н.М. Родина. М.: Карапуз, 2009. – 19 с.
26. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П. Савина. - Киев: Школа, 2001. - 48 с.
27. Узорова, А. В. Пальчиковая гимнастика / А.В. Узорова, А.А. Нефедова. - Киев: Школа, 2003. - 127 с.
28. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
29. Яловская, А. А. Пальчики дошкольников: развиваем руку - развиваем мозг / А.А. Яловская. - Тернополь: Странник, 2011. - 228 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Постановка проблемы. Формирование у дошкольника целостной картины мира, внедрение в психолого-педагогическую практику системного подхода к развитию личности – это современная цель реформирования системы дошкольного образования России. Педагог должен ориентироваться на целостное и общее развитие ребенка. Но реализация этой цели невозможна без учета определенного ряда проблем, в частности появления тенденции снижения двигательной активности современных дошкольников, что способствует ухудшению функционального и соматического состояния детей. А также смещения игры на второй план, вытеснение ее учебными занятиями в дошкольных учреждениях и различными формами кружковой работы, которые способствуют переутомлению, снижению интереса к осуществляемой деятельности. Поэтому, для реализации системного подхода к развитию личности, с одной стороны, необходимость развития двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики дошкольников, а с другой - нужно использовать для этого игру, которая есть и должна оставаться важнейшей формой жизни ребенка-дошкольника в обществе.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Моторика относится к высшим психическим функциям. Мелкая моторика представляет собой совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [18]. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения: нарушение произвольной регуляции движений и недостаточная скоординированность и четкость непроизвольных движений. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в различных видах деятельности. В любом случае, задержка психического развития у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.
Современные исследования психомоторики и психомоторного развития касаются как разного возраста, так и различных видов деятельности в работах Е.П. Ильина, В.В. Клименко, В.П. Озерова, А.И. Шинкарюк. П.К. Анохин, В. М. Бехтерева, А.Р. Лурия, Н.Н. Кольцова и другие указывали, что одним из важнейших компонентов общего развития ребенка является формирование двигательной функции. Но реализация этой функции возможна только через проявление активности. По мнению Ю.И. Родина, психомоторика обеспечивает постоянное формирование психологических механизмов, связывающих компоненты движения человека в один живой организм [6, с. 393]. Д.Б. Эльконин отмечает, что в «дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его осуществления» [3]. По мнению А.И. Быковой, расширение доступных дошкольниками игр способствует постепенному повышению двигательных возможностей детей в игре, а также впоследствии позволяет решать сложные образовательные задачи [2].
Объект – мелкая моторика у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР посредством использования психомоторных игр и игровых действий.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования психомоторных игр и игровых действий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать историографию изучения вопросов развития мелкой моторики у детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей;
3. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Подобрать методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР;
5. Подобрать методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР;
6. Провести анализ результатов исследования.
Методы научного исследования:
- изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- психодиагностические методики;
- развивающие игры и творческие задания;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические исследования развития мелкой моторики рук 6
1.1 Историография изучения вопросов развития мелкой моторики у детей 6
1.2 Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей 8
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
Глава 2 Экспериментальное исследование развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
2.1 Методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
2.2 Методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.3 Анализ результатов исследования 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Постановка проблемы. Формирование у дошкольника целостной картины мира, внедрение в психолого-педагогическую практику системного подхода к развитию личности – это современная цель реформирования системы дошкольного образования России. Педагог должен ориентироваться на целостное и общее развитие ребенка. Но реализация этой цели невозможна без учета определенного ряда проблем, в частности появления тенденции снижения двигательной активности современных дошкольников, что способствует ухудшению функционального и соматического состояния детей. А также смещения игры на второй план, вытеснение ее учебными занятиями в дошкольных учреждениях и различными формами кружковой работы, которые способствуют переутомлению, снижению интереса к осуществляемой деятельности. Поэтому, для реализации системного подхода к развитию личности, с одной стороны, необходимость развития двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики дошкольников, а с другой - нужно использовать для этого игру, которая есть и должна оставаться важнейшей формой жизни ребенка-дошкольника в обществе.
1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. М.: АСТ, 2011. - 61 с.
2. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе / Н. В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
3. Бадулина, О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста / О. И. Бадулина. Часть 1. Тетрадь для дошкольников в трех частях. – 7-е изд., доработ. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – 48 с.
4. Бачина, О. Ф., Коробова, Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет / О. Ф. Бачина. Изд-во: АРКТИ, Серия: Развитие и воспитание ,2006 г, 88 с.
5. Белик, Е. Г. Мелкая моторика в развитии ребенка Рекомендации для родителей / Е. Г. Белик. – Котовск: МДОУ. № 15 «Теремок», 2011. - 14 с.
6. Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста движениям / А.И. Быкова. - М. : Учпедгиз, 1961. - 152 с.
7. Вся дошкольная программа. Письмо. М.: Росмэн-Пресс, 2009. - 74 с.
8. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина С.В. Книга тестов / С. Е. Гаврина. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.
10. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. Спб.: Питер, 2006. – 207 с.
11. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 210 с.
12. Евстифеева Е.И. Программа по дошкольному образованию «Подготовка детей к школе». – [Электронный ресурс: Режим доступа: http://50ds.ru/metodist/7048-programma-po-doshkolnomu-obrazovaniyu-podgotovka-detey-к-shkole.html]
13. Екжакова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению / Е. А. Ежакова. Спб.: Каро, 2007. – 79 с.
14. Жукова, О. Готовим руку к письму / О. Жукова. М.: Астрель; СПб.:Сова, 2009 - 64 с.
15. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 443 с.
16. Кравец, М. В. Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой I ступени / М. В. Кравец, И. В. Воскобойник // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 45-55.
17. Малюкова, И. Б. Игровой массаж как способ подготовки руки к письму / И.Б. Малюкова // Дошкольное воспитание. - 2008. №2. - С. 79-82.
18. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 95-100.
19. Одинокова, Г. Ю. Игры с тестом, развитие умения лепить / Г.Ю. Одинокова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 63-70.
20. Павлова, Н.Н. Готовимся к школе / Н. Н. Павлова; ред. Н.В. Тегипко; худож. Е.В. Гальдяева, П.А. Северцов. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 216 с.: ил.
21. Подготовка руки к письму. Подготовка руки к письму. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
22. Развивающие игры с водой и песком / Сост. Н.Ф. Юрченко. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 207 с.
23. Развитие мелкой моторики рук / Сост. А.В. Власова; ил. А.В. Зеркалий. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 159 с.
24. Родин Ю.И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм / Ю.И. Родин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. №3. - С. 389-395.
25. Родина, Н. М. Морские прописи. Развитие мелкой моторики / Н.М. Родина. М.: Карапуз, 2009. – 19 с.
26. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П. Савина. - Киев: Школа, 2001. - 48 с.
27. Узорова, А. В. Пальчиковая гимнастика / А.В. Узорова, А.А. Нефедова. - Киев: Школа, 2003. - 127 с.
28. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
29. Яловская, А. А. Пальчики дошкольников: развиваем руку - развиваем мозг / А.А. Яловская. - Тернополь: Странник, 2011. - 228 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую