Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В современном обществе проблема буллинга стала одной из наиболее острых и актуальных. Буллинг – это систематическое, агрессивное и намеренное поведение, осуществляемое одним или несколькими лицами в отношении других людей, которые находятся в более слабом положении. Часто буллинг рассматривается в контексте школьной среды, однако его проявления можно наблюдать и в других социальных группах, таких как рабочие коллективы, сообщества в социальных сетях и даже семьи. Недавние исследования показывают, что буллинг может выступать в форме группового феномена, где участники объединяются для совершения агрессивных действий в отношении одного или нескольких членов группы.
Актуальность изучения буллинга как группового феномена связана с несколькими факторами. Во-первых, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в систему образования, которое подчеркивает значимость формирования личности, социальной компетентности и безопасной среды обучения, становится важным изучение и понимание механизмов, лежащих в основе группового буллинга. Во-вторых, распространение интернет-технологий и социальных сетей создает новые возможности для формирования групповых структур и совершения агрессивных действий в виртуальной среде. Это требует разработки эффективных стратегий предотвращения и противодействия таким явлениям.
Проблема группового буллинга заключается в его отрицательных последствиях для всех его участников. Для тех, кто подвергается агрессии, это может привести к психологическим проблемам, низкой самооценке, тревожности и даже депрессии. Для участников группы-агрессоров это поведение может стать нормой, что отрицательно сказывается на развитии их эмоциональной и социальной сферы.
Первые систематические исследования проблемы буллинга начались в 60-70-х годах ХХ-го столетия скандинавскими учеными (Д. Ольвеус, А. Пикас, Э. Роланд, П. Хайнеманн и др.). Впоследствии интерес к проблеме буллинга проявили британские исследователи (Д. Лейн, Э. Мунте, В. Ортон, Д. Таттум, и др.). В США особое внимание буллинга начали уделять в начале 90-х годов ХХ века. В России проблема буллинга только начинает разрабатываться и можно выделить труды таких авторов как О.Л. Глазман, И. Бердышев, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов и др. В частности, исследованы причины и последствия школьного буллинга, а также типичные личностные черты основных участников процесса буллинга.
Существует много факторов и теорий буллинга, самой известной из которых является скетч-теория Д. Ольвеуса, основанная на существовании типичных характеристик «жертвы и «агрессора»; также исследователи этой проблематики отмечают влияние на особенности проявления буллинга таких факторов, как демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические факторы, самооценка, социальное принятие или непринятие, социальный статус, внешние особенности и манера поведения, физическая развитость (сила), организационные факторы в заведениях образования (уровень доверия между учителями и учениками, уровень внимания администрации к проблемы насилия и др.).
Объектом исследования является групповой буллинг, то есть динамика, механизмы и факторы, способствующие формированию и поддержанию агрессивного поведения в групповых структурах.
Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри таких групп, и их влияние на индивидуальные характеристики участников и динамику отношений в обществе.
Целью данного исследования является анализ и понимание особенностей группового буллинга, выявление его причин и последствий, а также разработка эффективных стратегий предотвращения и противодействия данному феномену.
Для достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:
1. Изучение существующих теорий и концепций, связанных с буллингом и групповыми динамиками, с целью выявления ключевых факторов, влияющих на формирование группового буллинга.
2. Анализ эмпирических исследований, проведенных в данной области, для выявления основных трендов и паттернов группового буллинга.
3. Разработка рекомендаций и стратегий для предотвращения и противодействия групповому буллингу среди подростков на основе полученных результатов исследования.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы буллинга как группового феномена 6
1.1. Понятие и характеристика буллинга в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности проявления буллинга как группового феномена среди подростков 11
Глава 2. Практическое исследование буллинга как группового феномена среди подростков 18
2.1. Результаты исследования школьного буллинга как отражения развития группового субъекта деятельности 18
2.2. Рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга в среде подростков 30
Заключение 34
Список литературы 36
В современном обществе проблема буллинга стала одной из наиболее острых и актуальных. Буллинг – это систематическое, агрессивное и намеренное поведение, осуществляемое одним или несколькими лицами в отношении других людей, которые находятся в более слабом положении. Часто буллинг рассматривается в контексте школьной среды, однако его проявления можно наблюдать и в других социальных группах, таких как рабочие коллективы, сообщества в социальных сетях и даже семьи. Недавние исследования показывают, что буллинг может выступать в форме группового феномена, где участники объединяются для совершения агрессивных действий в отношении одного или нескольких членов группы.
1. Абсолямова К.З., Луценко О.Л. Буллинг в среде младшей школы социально-психологические и личностные аспекты Вестник харьковского нац. ун- та имени В.Н. Корзина. Серия: Психология. 2013. № 1046. С. 216-221.
2. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология / А. И. Аверьянов – 2013. - № 18. – С. 45-50.
3. Агрессия детей и подростков/Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Лань, 2014. – 350 с.
4. Беляева А.А. Буллинг в школьной среде. Теория и практика/О. Беляева // Психолог. – 2017. – сентябрь (№ 17/18). – Вкл. С.1-49.
5. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева – СПб., 2015.
6. Благута Р.И. Механизмы возникновения злости подростков. Проблемы общей и педагогической психологии: сборник научных трудов Ин-та психологии им. Г.С. Костюка. 2003. Т. V. Ч. 4. С. 46-51.
7. Дубровская Е., Ясеновская М., Алексеенко М. Насилие в школе: Анализ проблемы и помощь, в которой нуждаются дети и учителя в ее решении. – М.,2009. – 36 с.
8. Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. – СПб.: Питер: - 2018. – С. 240-274
9. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. – 2015, Т.4, №1. С. 65-90.
10. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». – 2006. – № 11. – С.15-18.
11. Король А.А. Причины и последствия явления буллинга / А. Король // Восстановительное правосудие. – 2009. – № 1–2 (13). – С. 84–93.
12. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS – сплоченность неравнодушных». - 2011. – 340 с.
13. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников Подростковые буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6 №5А. С.181-192.
14. Ожиева О.М. Школьное насилие: сущность, виды, профилактика: автореф. дис. … канд. социол. наук: спец. 22.00.04 / О. М. Ожиева; Харьк. нац. ун-т внутр. дел. – Х., 2012. – С. 10–20.
15. Ожиева, Е.Н. Буллинг. Школьный буллинг: понятие и основные формы. Харьков: Ученые зап. Харьк. гуманит. ун-та «Нор. укр. акад.». – 2009. – С. 158–163.
16. Организация работы по решению проблемы насилия в школе: [учебно-методическое пособие]. – М., 2013. – 96 с.
17. Основы практической психологии / В. Панок, Т. Титаренко, Н. Чепелева и др.:Учебник. К.: Лебедь,1999. – 536с.
18. Петросянц В.Г. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Г. Петросянц // Вестн. ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 151– 154.
19. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде и их жизнестойкость. Дисс. Канд. Психол. наук. – СПБ., 2011. – 190 с.
20. Предотвращение и противодействие проявлениям насилия: деятельность учебных заведений. Учебно-методическое пособие/ Андреенкова В.Л., Байдык В.В., Войцех Т.В., Калашник О.А. и др. – М.: ФЛП Ничего С.А. – 2020. – 196 с.
21. Реан А.А. Психология подростка/А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак 2006. – 480 с.
22. Селиванова Е.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография – Тюмень, 2011. – 232 с.
23. Стельмах С.В. Буллинг в школе и его последствия. Гуманизация учебно- воспитательного процесса: сборник научных трудов. Славянск: СДПУ, 2011. Вып VI. С. 113-120
24. Экимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4. С. 5-10.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В современном обществе проблема буллинга стала одной из наиболее острых и актуальных. Буллинг – это систематическое, агрессивное и намеренное поведение, осуществляемое одним или несколькими лицами в отношении других людей, которые находятся в более слабом положении. Часто буллинг рассматривается в контексте школьной среды, однако его проявления можно наблюдать и в других социальных группах, таких как рабочие коллективы, сообщества в социальных сетях и даже семьи. Недавние исследования показывают, что буллинг может выступать в форме группового феномена, где участники объединяются для совершения агрессивных действий в отношении одного или нескольких членов группы.
Актуальность изучения буллинга как группового феномена связана с несколькими факторами. Во-первых, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в систему образования, которое подчеркивает значимость формирования личности, социальной компетентности и безопасной среды обучения, становится важным изучение и понимание механизмов, лежащих в основе группового буллинга. Во-вторых, распространение интернет-технологий и социальных сетей создает новые возможности для формирования групповых структур и совершения агрессивных действий в виртуальной среде. Это требует разработки эффективных стратегий предотвращения и противодействия таким явлениям.
Проблема группового буллинга заключается в его отрицательных последствиях для всех его участников. Для тех, кто подвергается агрессии, это может привести к психологическим проблемам, низкой самооценке, тревожности и даже депрессии. Для участников группы-агрессоров это поведение может стать нормой, что отрицательно сказывается на развитии их эмоциональной и социальной сферы.
Первые систематические исследования проблемы буллинга начались в 60-70-х годах ХХ-го столетия скандинавскими учеными (Д. Ольвеус, А. Пикас, Э. Роланд, П. Хайнеманн и др.). Впоследствии интерес к проблеме буллинга проявили британские исследователи (Д. Лейн, Э. Мунте, В. Ортон, Д. Таттум, и др.). В США особое внимание буллинга начали уделять в начале 90-х годов ХХ века. В России проблема буллинга только начинает разрабатываться и можно выделить труды таких авторов как О.Л. Глазман, И. Бердышев, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов и др. В частности, исследованы причины и последствия школьного буллинга, а также типичные личностные черты основных участников процесса буллинга.
Существует много факторов и теорий буллинга, самой известной из которых является скетч-теория Д. Ольвеуса, основанная на существовании типичных характеристик «жертвы и «агрессора»; также исследователи этой проблематики отмечают влияние на особенности проявления буллинга таких факторов, как демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические факторы, самооценка, социальное принятие или непринятие, социальный статус, внешние особенности и манера поведения, физическая развитость (сила), организационные факторы в заведениях образования (уровень доверия между учителями и учениками, уровень внимания администрации к проблемы насилия и др.).
Объектом исследования является групповой буллинг, то есть динамика, механизмы и факторы, способствующие формированию и поддержанию агрессивного поведения в групповых структурах.
Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри таких групп, и их влияние на индивидуальные характеристики участников и динамику отношений в обществе.
Целью данного исследования является анализ и понимание особенностей группового буллинга, выявление его причин и последствий, а также разработка эффективных стратегий предотвращения и противодействия данному феномену.
Для достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:
1. Изучение существующих теорий и концепций, связанных с буллингом и групповыми динамиками, с целью выявления ключевых факторов, влияющих на формирование группового буллинга.
2. Анализ эмпирических исследований, проведенных в данной области, для выявления основных трендов и паттернов группового буллинга.
3. Разработка рекомендаций и стратегий для предотвращения и противодействия групповому буллингу среди подростков на основе полученных результатов исследования.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы буллинга как группового феномена 6
1.1. Понятие и характеристика буллинга в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности проявления буллинга как группового феномена среди подростков 11
Глава 2. Практическое исследование буллинга как группового феномена среди подростков 18
2.1. Результаты исследования школьного буллинга как отражения развития группового субъекта деятельности 18
2.2. Рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга в среде подростков 30
Заключение 34
Список литературы 36
В современном обществе проблема буллинга стала одной из наиболее острых и актуальных. Буллинг – это систематическое, агрессивное и намеренное поведение, осуществляемое одним или несколькими лицами в отношении других людей, которые находятся в более слабом положении. Часто буллинг рассматривается в контексте школьной среды, однако его проявления можно наблюдать и в других социальных группах, таких как рабочие коллективы, сообщества в социальных сетях и даже семьи. Недавние исследования показывают, что буллинг может выступать в форме группового феномена, где участники объединяются для совершения агрессивных действий в отношении одного или нескольких членов группы.
1. Абсолямова К.З., Луценко О.Л. Буллинг в среде младшей школы социально-психологические и личностные аспекты Вестник харьковского нац. ун- та имени В.Н. Корзина. Серия: Психология. 2013. № 1046. С. 216-221.
2. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология / А. И. Аверьянов – 2013. - № 18. – С. 45-50.
3. Агрессия детей и подростков/Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Лань, 2014. – 350 с.
4. Беляева А.А. Буллинг в школьной среде. Теория и практика/О. Беляева // Психолог. – 2017. – сентябрь (№ 17/18). – Вкл. С.1-49.
5. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева – СПб., 2015.
6. Благута Р.И. Механизмы возникновения злости подростков. Проблемы общей и педагогической психологии: сборник научных трудов Ин-та психологии им. Г.С. Костюка. 2003. Т. V. Ч. 4. С. 46-51.
7. Дубровская Е., Ясеновская М., Алексеенко М. Насилие в школе: Анализ проблемы и помощь, в которой нуждаются дети и учителя в ее решении. – М.,2009. – 36 с.
8. Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. – СПб.: Питер: - 2018. – С. 240-274
9. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. – 2015, Т.4, №1. С. 65-90.
10. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». – 2006. – № 11. – С.15-18.
11. Король А.А. Причины и последствия явления буллинга / А. Король // Восстановительное правосудие. – 2009. – № 1–2 (13). – С. 84–93.
12. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS – сплоченность неравнодушных». - 2011. – 340 с.
13. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников Подростковые буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6 №5А. С.181-192.
14. Ожиева О.М. Школьное насилие: сущность, виды, профилактика: автореф. дис. … канд. социол. наук: спец. 22.00.04 / О. М. Ожиева; Харьк. нац. ун-т внутр. дел. – Х., 2012. – С. 10–20.
15. Ожиева, Е.Н. Буллинг. Школьный буллинг: понятие и основные формы. Харьков: Ученые зап. Харьк. гуманит. ун-та «Нор. укр. акад.». – 2009. – С. 158–163.
16. Организация работы по решению проблемы насилия в школе: [учебно-методическое пособие]. – М., 2013. – 96 с.
17. Основы практической психологии / В. Панок, Т. Титаренко, Н. Чепелева и др.:Учебник. К.: Лебедь,1999. – 536с.
18. Петросянц В.Г. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Г. Петросянц // Вестн. ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 151– 154.
19. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде и их жизнестойкость. Дисс. Канд. Психол. наук. – СПБ., 2011. – 190 с.
20. Предотвращение и противодействие проявлениям насилия: деятельность учебных заведений. Учебно-методическое пособие/ Андреенкова В.Л., Байдык В.В., Войцех Т.В., Калашник О.А. и др. – М.: ФЛП Ничего С.А. – 2020. – 196 с.
21. Реан А.А. Психология подростка/А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак 2006. – 480 с.
22. Селиванова Е.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография – Тюмень, 2011. – 232 с.
23. Стельмах С.В. Буллинг в школе и его последствия. Гуманизация учебно- воспитательного процесса: сборник научных трудов. Славянск: СДПУ, 2011. Вып VI. С. 113-120
24. Экимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4. С. 5-10.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую